Развитие периодической печати в Латинской Америке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие периодической печати в Латинской Америке.



Периодическая печать в Латинской Америке более развита, чем в странах Азии и Африки. Однако для латиноамериканской периодики (по преимуществу – частной) характерно расслоение между «большой» столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, владеющих только индейскими языками (кечуа, аймара, гуарани и др.), периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках – испанском либо португальском. Наличие значительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют достижению в Латинской Америке уровня обеспеченности населения периодическими изданиями, характерного для европейских стран, США и Японии.

Широко развита периодическая печать в Аргентине, где вы­ходят свыше 250 ежедневных газет и около 700 журналов различ­ной политической направленности. Лидерами по тиражам являются общенациональные газеты «Кларин» (Clarin - «Горнист», 1945 г. 500 тыс.) и «Насьон» (La Nacion — «Нация», 1870 г., 275 тыс.). Силь­ны позиции и у провинциальной прессы. Хотя в стране шесть мес­тных информационных агентств, используется, прежде всего, инфор­мация мировых агентств АП, Рейтер, ЮПИ, ИТАР-ТАСС.

Пятьсот газет и двести журналов, разнообразных по полити­ческой направленности, издаются в Мексике: газеты «Уно мас уно» («Один плюс один», 1977), «Аси эс» (Asi Es — «Так и есть», 1982)); журналы «Просесо» («Процесс», 1976), «Сьемпре» (j Siempre - «Всегда!», 1953) и т.д. Лидером по тиражу является ежедневная спортивная газета «Это» (Esto - «Это», 1941 г., 450 тыс.). В Мексике стремятся дать газетам и журналам необычные названия: «Решение», «Удар в цель», «Беспристрастная», «Боец», «Связи», «Незнакомая Мексика», «Поэтому», «Лучший из журналов», «Всегда!», «Это».

В Бразилии 90 процентов всей газетно-журнальной продук­ции сосредоточено в руках шести объединений. Ведущие газеты - «Глобу» (О Globo - «Земной шар», 1925г., 200 тыс.); «Жорнал ду Бразил» («Газета Бразилии», 1891 г., 170 тыс.); «Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado re Sao Pablo — «Штат Сан-Паулу», 1875 г., 250 тыс.); «Фолья ди Сан-Паулу» (Foiha de Sao Paulo — «Листок Сан-Паулу», 1921 г., 340 тыс.) отражают интересы крупных про­мышленников, клерикалов, правых кругов. Правительственное ин­формационное агентство Бразилии создано в 1979 г. Штат - 700 сотрудников.

 

Распространение электронных СМИ в Латинской Америке.

Двадцатые годы стали периодом повсеместного распространения радиовещания и в Латинской Америке. На смену движению немногочисленных радиолюбителей пришли коммерческие фирмы, делавшие ставку на большую будущность радио как нового перспективного средства массовой информации и рекламы. Первые латиноамериканские радиостанции создавались на базе иностранных технологий, нередко – при участии зарубежных компаний и банков. В августе 1920 г. в Буэнос-Айресе вышла в эфир радиостанция «Radio Argentina», созданная при содействии «Маркони Компани» и адресовавшая радиослушателям музыкальные передачи, литературные читки и объявления. Первая уругвайская станция (в Монтевидео) начала вешание в апреле 1923 г. при решающем участии североамериканской корпорации «Дженерал Электрик». Выход в эфир первой гаванской радиостанции PWX (октябрь 1922 г.) был обеспечен финансовым участием одного из коммерческих банков. Родоначальница перуанскою радиовещания – станция ОАХ – была создана в 1925 г. группой бизнесменов, учредивших Перуанскую вещательную компанию. Участие деловых структур в создании радиостанции определило преимущественно коммерческий характер дальнейшего развития вещания в латиноамериканских странах.

Часть латиноамериканских радиостанций была создана на базе крупных информационных или образовательных учреждений, некоторые – открыты государством. Первая в Бразилии радиостанция SAH (Рио-де-Жанейро) была учреждена в 1920 г. местным отделением французского телеграфного агентства Гавас. В Мексике первые регулярные радиопередачи велись с июня 1923 г. радиостанцией JH, созданной государством. Пионером мексиканского коммерческою радио стала станция CYL, впервые вышедшая в эфир в июле 1923 г. Появление этой станции, принадлежавшей издательской компании братьев Аскаррага – владельцев крупной газеты «El Universal», положила начало формированию крупнейшей в Мексике коммерческой радиосети XEW.

В 1926 г. во всех латиноамериканских странах существовала как минимум одна радиостанция с регулярным режимом вещания. Во второй половине двадцатых годов в Латинской Америке быстро растет количество радиослушателей, формируется массовая аудитория.

С началом распространения непосредственного телевизионного вешания многие развивающиеся страны Латинской Америки также проявили интерес к созданию собственных систем спутникового телевидения. В 1985 г. Бразилия вывела на орбиту собственный коммуникационный спутник Brasilsat, позволяющий осуществлять трансляции по 24 телевизионным каналам. Мексиканская телесеть Televisa организовала распространение своих передач на страны Латинской Америки, США и Европу через PanAmSat – первую в мире частную международную спутниковую систему. Латиноамериканские страны Андской группы осуществили проект космического ТВ на базе спутников Condor.

 

7 Журналистика Австралии и Океании

Австралия - пятый континент - занимает одно из ведущих мест в мире по количеству периодических изданий на душу населения. В стране насчитывается свыше пятисот национальных го­родских и провинциальных газет. Одноразовый тираж ежеднев­ных воскресных газет, а также журналов составляет свыше 12,5 млн. экземпляров - это много для страны с населением в 15,7 млн. человек.

Крупнейшими ежедневными общенациональными газетами являются «Острэлиан» (The Australian - «Австралиец», 1964 г. ос­нования), мельбурнский «Эйдж» (The Age - «Век», 1854), авто­ритетный среди австралийской интеллигенции; «Сидней морнинг геральд» (The Sydney Morning Herald - «Сиднейский утренний вестник», 1831) и «Геральд» (The Herald - «Вестник», 1840).

В Австралии один из самых высоких в мире уровень кон­центрации прессы. Все крупные газеты принадлежат четырем кон­цернам, ведущим между собой острую конкурентную борьбу: «Ге­ральд энд уикли Таймс» (Мельбурн), «Джон Фэйрфакс лимитед» (Сидней), «Консолидейтед пресс холдинге» (Сидней) и «Ньюс Кор­порейшн» Руперта Мэрдока (Сидней), которая заметно выделя­ется своей активностью. Сама же история Мэрдока уникальна.

В 1995 г. журнал «Форбс» писал: «Руперт Мердок является предположительно самым могущественным частным лицом на планете». Газетные американские магнаты Херст и Пулитцер блед­неют в сравнении с Мэрдоком. С учетом инфляции информаци­онная империя Пулитцера по состоянию на 1994 г. стоила бы 300 миллионов, а империя Херста - 700 миллионов долларов, тогда так годовые обороты австралийской холдинговой компа­нии Мэрдока «Ньюз Корпорейшн» в середине 90-х годов вырос­ли до 20 миллиардов, плюс свыше миллиарда в авуарах и один миллиард чистого дохода. Самый богатый человек в Австралии, он стал международным магнатом: его компания еженедельно вы­пускает 60 миллионов экземпляров газет в США, Европе, Австралии и странах Тихоокеанского региона, контролирует 70 про­центов новостных изданий, бесчисленные телестанции. В Вели­кобритании под контролем Мердока находится треть всей прес­сы, включая принадлежащие ему газеты «Таймс» и «Сан», кабель­ное телевидение, агентство новостей Рейтер.

Родившийся в 1931 году, Руперт получил в наследство от отца крошечную провинциальную газету, в 22 года стал ее глав­ным редактором. Но уже в 1956 г. он покупает разорившуюся га­зету «Санди Таймс», которую поднял на ноги, опираясь на свой организаторский талант, публикуя сенсационные материалы, при­влекая читателей броскими заголовками. В 1957 г. он приобрел первую в стране телевизионную станцию; заплатив 7,5 миллиона долларов за газету «Синей миррор», вытащил ее из долгов благо­даря агрессивной кампании по завоеванию читательского рынка. В 1968 г. Мэрдок покупает две лондонские газеты «Ньюс оф Уорлд» (Новости мира), и «Сан» (Солнце), победив своего конку­рента Роберта Максвелла. Чтобы увеличить тиражи изданий, Ру­перт прибег к приемам желтой прессы: печатал сексуальные фо­тографии, сочинял непристойные заголовки и т. п. И уже в 1971 г. «Сан» была названа газетой года, а к 1993 г. приносила годовой доход в 50 миллионов долларов. Ее тираж самый большой среди всех англоязычных газет мира - 4 миллиона экземпляров.

К 1974 г. Мэрдок стал владельцем 87 газет, 11 журналов, 7 радиостанций в Австралии, Европе и США.

В 1976 г. Мэрдок переехал в Соединенные Штаты, где сра­зу же купил три газеты за 20 миллионов долларов, в 1980 г. при­обрел шесть независимых телестанций. Завладев этой сетью, спо­собной соперничать с тремя крупнейшими национальными ком­паниями — Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс, в 1985 г. он покупает за 2,6 миллиарда долларов знаменитую голливудскую компанию «Фокс Мульти-Медиа», в 1988 г. за 2,8 миллиарда долларов из­дательство «Харпер энд Роу». В это время долг в 7,6 миллиарда долларов угрожал существованию его империи, но Мэрдок вы­шел сухим из воды.

В 1985 г. Мердок получил американское гражданство, и в аме­риканском конгрессе больше не поднимали вопрос, почему нацио­нальные газет скупает иностранец. В борьбе с конкурентами Мэр­док применяет и практику демпингового снижения цен: к примеру, цена экземпляра воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-­Йорк пост» всего 50 центов, в 2,5 раза ниже, чем экземпляр воскресного номера ее главной соперницы - «Нью-Йорк дейли ньюс». магната не останавливает, что убытки «Нью-Йорк пост» в 1995 г. составили почти 20 млн. долларов.

На крошечной провинциальной газете Мэрдок выстроил самую могущественную империю масс-медиа в истории. Но он не ограничивается приобретением только средств массовой ин­формации. За 80 миллионов долларов он купил вторую по вели­чине авиакомпанию Австралии «Ансетт Эйрлайнз». А в «Ньюз Корпорейшн» (основном тресте Мэрдока) работают 30 тысяч че­ловек. «Он гений, - говорил о Мэрдоке его конкурент Роберт Максвелл, - его достижения просто огромны в масштабах зем­ного шар а».

Характерной особенностью австралийской печати являет­ся большой объем изданий. Так, в номере газеты «Сидней морнинг геральд» 144, а в номере «Эйджа» 130 страниц. Значительны и тиражи многих газет. «Сан ньюс пикториал» («Иллюстрирован­ные новости») издается тиражом почти миллион экземпляров, а «Острэлиан» одновременно печатается в пяти городах.

В Австралии широко распространена так называемая про­винциальная и «пригородная» печать: 343 провинциальных га­зеты, 37 из которых - ежедневные. Большинство маленьких го­родков с населением 10 тысяч и более человек имеют собствен­ные издания. Местная пресса обычно играет важную роль в жизни данного района или городка страны. Однако есть и ис­ключения. «Ньюкастл морнинг геральд» является крупнейшей провинциальной газетой и издается тиражом в десятки тысяч экземпляров. В стране имеется 50 пригородных газет: как и провинциальная пресса, они концентрируют свое внимание на вопросах, представляющих интерес для местного населения. Поми­мо этого выпускается также 85 газет на 30 иностранных языках - итальянском, греческом и других языках эмигрантов. Их перио­дичность - в основном 1-2 раза в месяц.

В молодых республиках Океании - этого обширного реги­она Тихого океана - печать переживает период своего становле­ния. Ежедневных газет практически нет в большинстве стран, по­лучивших независимость 10-15 лет тому назад.

Исключение составляет пресса Папуа-Новой Гвинеи (3,3 млн. человек), Фиджи (680 тысяч человек) и особенно Новой Зеландии (население 3,2 млн. человек). Одна из ежедневных газет Фиджи - «Фиджи Таймс» основана в 1869 г. выходит на английском языке тиражом 27 тыс. В Новой Зеландиииздается около 150 газет. Не­смотря на малые размеры населения страны (3,4 млн. человек), в Новой Зеландии издается 28 ежедневных газет, восемь из кото­рых - утренние, а двадцать - вечерние. Крупнейшие из них «Нью-Зиленд геральд» («Новозеландский вестник», 1863); «Ивнинг пост» («Вечерняя почта», 1865). Как и в соседней Австралии, ново­зеландская пресса характеризуется высоким уровнем монополиза­ции и отражает взгляды правящих кругов страны.

Радиовещательная компания, начавшая вещание в Новой Зеландии с 1925 г., была сначала частной и лишь в 1932 г. куплена государством. А в 1988 году вместо одной государственной Вещательной корпорации (Эн-зе-би-си) были созданы две компа­нии: «Телевижи Нью Зиленд лимитед» («Телевидение Новой Зе­ландии») и «Рэйдио Нью Зиленд лимитэд» («Радио Новой Зелан­дии»), которые хотя и остались государственными, но обладают большей независимостью в действиях. Финансирование их идет преимущественно за счет доходов от рекламы.

В 1879 г. ежедневные газеты Новой Зеландии основали коопе­ративное объединение - информационное агентство «Нью Зиленд Пресс Ассошиэйшн» (НЗПА). Информационное агентство Австра­лии «Остролиан Ассошиэйтед Пресс» значительно моложе - созда­но в 1935 г., однако более мощное: имеет отделения во многих горо­дах, 330 его сотрудников передают 2,5 млн. слов ежедневно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.128.177 (0.016 с.)