Журналистика стран арабского мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика стран арабского мира



Арабский рынок печатных СМИ.

Особое место в мире занимает Арабская пресса. В арабс­ких странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир, Тунис, Марокко и Египет. «Сегодня в арабском мире не существует свободной прессы», – заявил в беседе с автором этих строк видный египетский публицист Мухаммед Хассанейн Хейкал. Это признание бывшего соратника президента Насера и редактора крупнейшей египетской газеты «Al-Ahram», весьма информированного и влиятельного в арабском мире ветерана журналистики, отражало не только наличие повсеместного государственного контроля над арабской периодикой.

Первая арабско-язычная газета появилась в Египте в 1928 г.- «Египетские вести». В настоящее время издается свыше 300 различных периодических изданий. В конституции декларируется абсолютная свобода слова. Но фактически власти осуществляют контроль за деятельностью прессы.

С 1875 г. стала регулярно издаваться газета «Аль-Ахрам» (Пирамиды), которая и сегодня остается крупнейшим периодическим изданием в арабском мире (тираж 600 тыс.экз). Это наиболее влиятельная газета в Египте.

В 1944 г. еженедельная газета «Аль-Ахбар» (Новости); еженедельная «Роз Эль Юсеф» - наиболее популярный литературный и общественно-политический журнал. В традициях журнала критика правительства.

Еженедельная газета «Аль-Ахам» (Люди) 1978 г. – рупор национально-прогрессивной партии (левая). Выступает за самостоятельный внешнеполитический курс стран.

На английском языке, совместно с США издается журнал «Каир сегодня». Вслед за Египтом издательская деятельность стала распределяться на весь арабский регион.

В Мали все СМИ находятся под контролем государства и правящей партии. Публикация рекламы не способствует развитию и укреплению, т.к. все доходы от нее поступают в гос.казну. Пресса печатается на французском и арабском языках.

Главной func СМИ Саудовской Аравии является пропаганда идей незыблемости существующего случая, исламской солидарности, верности корана и ислама. В отличие от других арабских стран, печать Саудовской Аравии практически не играет роли в формировании общественного мнения и не заостряет внимания на острых социально-политических проблемах. Такое положение объясняется:

- характером существующей политической Si (запрещены любые политические партии);

- однообразное содержание материалов на местные темы;

- влияние мусульманских богословов на выбор тем;

- материальным положением населения;

- уровнем грамотности большинства населения.

В большинстве арабских стран периодика издается и финансируется государством, по отношению к прессе и журналистам применяются авторитарные методы управления и контроля. Вместе с тем необходимо отметить, что до недавнего времени в арабском мире было сравнительно немного «независимых» частных газет и журналов, способных выходить без финансовой поддержки со стороны государства: ограниченность аудитории (в связи с низким образовательным уровнем значительной части населения) и узость национальных рекламных рынков делали принципиально невозможным развитие коммерческой модели прессы во многих странах. В начале 1980-х годов частные издания существовали лишь в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Кувейте, Марокко, Тунисе и Саудовской Аравии. Традиционно арабская периодика является весьма политизированной.

Законодательство арабских стран предусматривает многочисленные ограничения на деятельность прессы. Так, в Ираке при режиме Саддама Хусейна существовал законодательный запрет на освещение в печати ряда тем. За публикации, признанные оскорбительными для президента и высших официальных лиц, была предусмотрена смертная казнь.

Арабские издатели и журналисты испытывают давление не только со стороны правительственных кругов. Пресса находится и под пристальным вниманием экстремистских сил разного толка, главным образом – исламских фундаменталистов. Нередки случаи, когда журналистам и редакторам угрожают расправой за их профессиональную деятельность. Нападения на журналистов и их убийства также не редкость. Один из египетских редакторов, приговоренный фундаменталистами к смерти, вынужден постоянно держать под бумагами на своем рабочем столе заряженный пистолет: несмотря на вооруженную охрану его офиса, выставленную по решению правительства, постоянная угроза теракта более чем реальна.

Исключением из общих правил является деятельность так называемых общеарабских изданий, которые выходят в странах Западной Европы, где нет жесткого контроля со стороны арабских правительств.

В 90-е годы, по мере дальнейшего развития рыночных отношений и роста предпринимательства, появления все новых нефтедобывающих арабских стран с быстро растущим уровнем национального дохода (в их число в 1990-е годы вошли Оман и Йемен – бывшие экономические «аутсайдеры»), в арабском мире усиливается тенденция коммерциализации СМИ. Это позволяет сделать прогноз, что в перспективе в арабских государствах будет появляться все больше частных периодических изданий, финансируемых главным образом за счет поступлений от публикации коммерческой рекламы и независимых от государственных структур.

В настоящее время арабский рынок СМИ - один из наиболее перспективных и динамично развивающихся в мире. Это происходит в силу следующих факторов:

- наличие экономического потенциала;

- способность рынка инвестировать СМИ;

- Политическая воля и социальная заинтересованность в активизации прессы и электронных СМИ.

Они выполняют не только информационную и развлекательную func, но и политическую, являясь средством сплочения арабов. Арабские страны входят в Лигу арабских государств, основанную в 1945г. с целью защиты суверенитета ее членов.

Используются СМИ в качестве действенного инструмента формирования общественного мнения и влияния на идеологическую обстановку в стране. Руководство арабских государств достаточно эффективно решает задачи по сохранению идейно-политических основ своей власти, поддерживают атмосферу лояльности и общественного согласия.

В информационно-пропагандистской работе правящий режим арабских государств использует 2 канала передачи информации:

1. Официальная пресса, а также различные правительственные или близкие к ним издательства.

2. Исламские СМИ.

Зависимость некоторых арабских стран от США, Англии и Франции наносит отпечаток и на материалы изданий.

Особое место занимает женская пресса. Здесь она стала развиваться значительно позже, чем в европейских странах. Первое женское издание на арабском языке появилось на рубеже 19-20 вв. в Египте и Ливане. В настоящее время в странах Лиги Арабских Государств издается около 150 журналов для женщин. («Хава» (Ева), «Анхар» (Ручьи).

Государственная власть многих арабских стран не проявляет должных усилий для устранения сохранившегося социального и бытового неравенства между мужчинами и женщинами.

Если на начальных этапах своего развития женская пресса способствовала развитию женского движения, укреплению общественного положения арабских женщин, то в последние годы достижения в этой области сведены к минимуму.

Большинство газет и журналов издается частными издательствами по лицензии правительства.

Популярные ежедневные газеты сегодня:

- «Аль-Биляд» (Страна) 25 тыс.экз.;

- «Лучезарная медина» 30 тыс.экз.;

- «Эр-Риад» выходит с 1965 г. на арабском языке; уделяет много внимания официальной хронике и правительственным сообщениям. Полностью отражает позицию руководства страны.

В Кувейте и Саудовской Аравии на хорошо развитой полигра­фической базе издается по 8-10 ежедневных газет. Как правило, все газеты арабских нефтедобывающих стран находятся под пра­вительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)