Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности периодической печати в странах Азии.

Поиск

Печать стран Азии многолика, как и этот обширный кон­тинент. В то время как ведущие газеты Японии и Индии по каче­ству полиграфии, свои тиражам и мастерству журналистов не ус­тупают крупнейшим газетам США и Европы, большинство газет азиатского региона продолжают отставать в этом отношении. Ска­зываются слабость экономической базы, недостаток квалифици­рованных кадров, нехватка и дороговизна газетной бумаги, вы­сокий процент неграмотного населения.

После достижения национальной независимости развивающиеся страны Азии столкнулись с весьма серьезными проблемами, препятствующими развитию журналистики (и в особенности – периодической печати). К числу этих проблем относится экономическая отсталость, массовая неграмотность населения, устаревшая полиграфическая база прессы. В результате только один из двухсот жителей Бангладеш читает газету, в то время как в Индии – один из 25. В Пакистане грамотны лишь около четверти жителей, что существенно сужает поле деятельности периодики страны. Большие сложности, в том числе технические, создает разноязыкость населения. Так, в Пакистане полиграфия приспособлена главным образом к обслуживанию англоязычных изданий и газет на урду, в то время как перед газетами, издающимися на других языках, встают проблемы, связанные с дефицитом шрифтов и приспособленных к ним линотипов. Технологические и экономические трудности пакистанской прессы, административный гнет вызвали сокращение количества ежедневных газет.

К началу 1990-х годов в Индии выходило свыше 2280 ежедневных газет. А общее количество периодических изданий превысило 25,5 тыс. – как на английском языке (4276) так и на языках народов Индии – хинди (6429), бенгали (1299) малаялам (1737), гуджарати (1138), урду (1363), тамильском (1193) и др. Однако подавляющее большинство газет являются низкотиражными. их экономическое положение нестабильно.

Во многих странах Южной Азии – Индии, Пакистане. Бангладеш, Шри-Ланке, Малайзии, Сингапуре и других бывших британских владениях – сильны традиции, сформировавшиеся под влиянием английской школы журналистики. Подача материала и стиль публикаций местной англоязычной прессы носит явственный отпечаток опыта, усвоенного за многие десятилетия общения с британской прессой. Многие крупные издательские компании и периодические издания были созданы в этих странах еще в колониальный период. Облик и стиль газет и журналов на местных языках более многообразен. Распространение таких изданий и их влияние на общество неуклонно возрастали в постколониальный период. Однако при этом распространено мнение, что лучшие журналистские кадры сосредоточены в редакциях англоязычных газет и журналов, которые признаны наиболее влиятельными и информированными изданиями.

Сегодня большинство газет азиатского региона продолжают отставать в отношении качества полиграфии, тиражам и мастерству журналистов. Ска­зываются слабость экономической базы, недостаток квалифици­рованных кадров, нехватка и дороговизна газетной бумаги, вы­сокий процент неграмотного населения.

В настоящее время ведущие газеты Японии и Индии по каче­ству полиграфии, свои тиражам и мастерству журналистов не ус­тупают крупнейшим газетам США и Европы.

Высокой степени монополизации достигла печать Индии. Всего в стране выходят 20 тысяч периодических изданий, общий тираж которых превышает 50 млн. экземпляров, свыше 1200 из них — ежедневные газеты. Газеты и журналы издаются на 87 язы­ках страны. Большая часть наименований выходит на языке хин­ди - почти 5 тыс. (13,7 млн. экз.) и английском языке - 3,5 тыс. К числу крупнейших буржуазных газет относятся «Индиан экспресс» (600 тыс. экз.), контролируемая объединением Гоэнка; «Таймс оф Индиа» («Время Индии», концерн Дажайна, 1838 год основания); «Хиндустан Таймс» (концерн Бирла, 1922) и «Стейтсмен» (The Statesman — «Государственный деятель», концерн Тата, 1875). Самой читаемой и распространенной газетой на языке хин­ди, официальном языке страны, является «Нав бхарат Таймс» (Nav Bharat Times - «Время новой Индии», 1950)., на языке урду - «Пратап» (1919).

Высоким техническим уровнем отличаются средства мас­совой информации Израиля. Наиболее крупные газеты страны «Давар» («Слово», 1925г.), «Гаарец» (Haaretz - «Страна», 1918), «Едиот ахронот» (Yedioth Aharonoth - «Последние но­вости», 1939).

Значительное развитие получила печать арабских стран. В Кувейте и Саудовской Аравии на хорошо развитой полигра­фической базе издается по 8-10 ежедневных газет. Как правило, все газеты арабских нефтедобывающих стран находятся под пра­вительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.

Из социалистических азиатских стран наибольшую прессу имеет Китай. В этой стране издается 2 тысячи газет общим тира­жом 202 млн. экз. Почти 4 млн. экз. - таков тираж органа ЦК КПК «Жэньминь жибао» (Renmin ribao - «Народная газета», 1949) и 1,5 млн. - тираж «Гуанмин жибао» (Guangming ribao — «Свет», 1949). Для не специализированных изданий характерны насыщенность экономическими материалами (половина полос) и материалами идеологической проблематики.

Журналистика страны, которая выходит из пут однопартийности и административно-командной системы, вызывает особый интерес. Особенно если эта страна не значится в списке ведущих, индустриальных. Речь идет о Монголии.

В 1998 г. в министерстве юстиции Монголии было зареги­стрировано более 500 наименований газет и журналов, однако регулярно выходили и были объявлены к подписке около 80 изданий, а также 16 аймачных газет. В настоящее время центральная монгольская пресса представлена государственными, партийными, ведомственными и частными изданиями. В число наиболее качественных частных газет, лидирующих по популярности, тиражам и профессиональному уровню, входят «Оноодор» («Сегодня») и отражающие взгляды оппозиции «Монголын ундэсний мэдээ» («Монгольские новости»), «Илтовчоо» («Гласность»). «Хох толбоо» («Синее пятно»), «Хох тэнгэр» («Голубое небо»).

Одной из давних проблем монгольской журналистики яв­ляется отсутствие законов о свободе информации, печати, сред­ствах массовой информации. Законопроекты разработаны и пред­ставлены парламенту страны еще в 1994 г., но принятие их все время откладывается.

Своеобразна периодика азиатского экономического гиганта – Японии. Начавшееся под влиянием процессов социальной модернизации развитие японской прессы привело к появлению в 1870-е гг. ряда периодических изданий, часть из которых издается по сей день (среди них – две крупнейших современных газеты – «Асахи» и «Иомиури»).

Первые газеты в Японии появились еще до 1868 г., который знаменует начало новой эпохи в истории страны, связанной с перенесением столицы из Киото в Токио и созданием современного государства с современной промышленностью, политическими институтами и обществом современного типа.

В начале 17 века в Осаке появляются первые японские газеты – каварАбан. От европейских изданий они отличались тем, что каждый номер имел свое название и посвящался какому-либо конкретному событию (обычно скандальным городским новостям или жизни обитательниц увеселительных заведений).

Самый старый сохранившийся листок такого рода относится к 1615 г. Газетное дело в Японии зародилось в 19 веке. Известно, что в 1861 г. дважды в неделю в Нагасаки выходила газета, которая представляла собой информационный листок, содержащий сведения о кораблях и грузах.

Газеты, которые выходили в 1865 – 68 гг. представляли собой небольшие, недорогие издания с мизерными тиражами, выходящие 1 раз в неделю, а то и реже.

Буржуазная революция Мэйдзи 1868 г. положила конец правлению сёгуната. Был открыт путь капиталистическому развитию Японии, что привело к развитию прессы. Чтобы регламентировать газетное дело в 1869 г. был издан указ об издании и распространении газет (устанавливал правительственный контроль над издательским делом).

Первой подлинно Японской газетой была «Йокогама симбун», выходившая с 1870 г. Цель – распространение по всей территории страны внутренней и зарубежной информации. В декабре 1897 г. был принят новый закон, провозгласивший свободу печати, но только в теории, а в 1898 была полностью устранена правительственная цензура.

В первые десятилетия XX в. в Японии выпускались тысячи газет и журналов, в большинстве своем имевших весьма ограниченный тираж. Усиление милитаристских тенденций в политической жизни Японии в тридцатые годы привело к ужесточению правительственного контроля над прессой и радиовещанием. С целью обеспечить управляемость и подконтрольность периодической печати, расширить возможности ее использования для ведения шовинистической экспансионистской пропаганды тогдашние правители Японии пошли по пути резкого сокращения количества изданий (до 55 в 1943 г.) при одновременном существенном наращивании их тиражей.

Формирование современного газетного рынка Японии относят к нач. 1930-х гг, когда в стране издавалось более 7 тыс. газет. Около 30% всех изданий распространялись в Токио и Осаке. Тиражи колебались от 4 тыс – 1.5 млн.экз.

В 1945 г. была создана Ассоциация издателей и редакторов газет «Нихон Симбун Кёкай» в которую входили представители всех СМИ. Основные принципы:

- Установление стандартов новостной информации и редакционных комментариев, предполагающих точную и правдивую передачу фактов;

- Исключение из репортажа мнения репортера

- Фиксирование принципов редакционного комментария;

- Большое внимание рекламе.

Ситуация, характеризующаяся доминированием нескольких высокотиражных изданий в системе японской газетной периодики, сохранилась и в послевоенный период. После отмены в июле 1948 г. предварительной цензуры, введенной оккупационными властями США, по тиражу и влиянию на японскую аудиторию ни одна из японских газет не может сравниться с тремя гигантами – «Асахи», «Иомиури» и «Майнити», сочетающими в своей деятельности признаки «качественной» и «массовой» прессы.

На рубеже веков пресса Японии занимает ведущее место не только в Азии, но и в мире. Самые крупные ежедневные японские газеты — «Иомиури» (Yomiuri Shimbun - «Репортер» - 1874 г., 8,9 млн. экз.); «Асахи» (Asahi Shimbun - «Восходящее солнце» - 1888 г., 7,5 млн.) и «Май-нити» (Mainichi Shimbun - «Ежедневная газета» - 1872 г., 4,4 млн.). Кроме того, в стране издается еще 125 газет общим тиражом 47 млн. экз. Информацию для газет поставляют два информаци­онных агентства - Киодо Цусин (Kyodo Tsushin) и Дзидзи Цусин (Jiji Tsushin), основанные в один и тот же день - 1 ноября 1945 г. Первое, представляющее собой кооперативное объединение веду­щих японских газет и японской радиотелевизионной корпорации Эн-эйч-кей, обслуживает (штатом в 1900 человек) 63 газетных издатель­ства и 72 радиотелевизионных станции в стране, а также 57 инфор­мационных агентства за рубежом; второе, акционерное (штат 1300 человек), - 124 японских и 28 зарубежных газетных издательств, радио- и телевизионных станций. Характерная черта японской пе­чати - большие тиражи спортивных газет и еженедельников.

Общенациональными газетами Японии являются:

1. «Асахи» («Восходящее солнце»). Первый номер вышел в Осаке в 1879 г. Первоначальный тираж – 3 тыс.экз. Помимо 5 главных редакций (Токио, Осака, Нагоя, Китаккосю, Саппара) газета имеет генеральное бюро на территории г. Фукуока. С 1972 г. газета выходит утром и вечером (объем утреннего выпуска – 40 полос, вечернего - 16).

В 1945 г. редколлегия «Асахи» опубликовала декларацию «Оставаться с народом», основные положения которой были сформулированы как кредо газеты в виде принципов, действующих и сегодня. Это 4 принципа:

- Быть беспристрастными, справедливыми, защищать свободу слова.

- Быть преданными благосостоянию народа во имя справедливости и гуманизма. Отвергать все формы правонарушения, насилия, жестокости и коррупции.

- Сообщать правду точно и немедленно, сохранять за редакцией право на собственную точку зрения.

- Хранить терпимость, защищать чувство ответственности и собственного достоинства.

В настоящее время «Асахи» - газета с ярко выраженной либеральной ориентацией, которую читают интеллектуалы и люди, придерживающиеся современных взглядов. В Японии существует определение «человек Асахи». В основном это молодежь.

2. «Ёмиури» - сегодня это вторая по тиражу газета Японии, тираж более 8 млн. экз.

В 1874 г. в Токио начинает печататься небольшой листок с сообщениями о наиболее интересных событиях дня. По свидетельству исследователей он начинает распространяться на улицах города. Инициаторами создания были члены Токийского литературного общества во главе с Одзаки Коё. Первоначальный тираж – 100 тыс. экз.

Мациутаро Сёряке превратил газету в общенациональную и определил курс газеты, действующий по сей день:

- Обеспечение мира и свободы на основе справедливости и дружбы.

- Решительная борьба против левых и правых диктаторских стремлений.

- Борьба в защиту личных прав и свобод.

- Содействие завоеванию страной уважения и доверия со стороны всего мира.

Ежедневно выпускается утренняя и вечерняя версия издания. Тираж – 10 и 4 млн.экз. Утренний выпуск - 24 полосы (в двух тетрадях – основная – 16 полос + дополнительная – 8 полос).

3. «Майнити» - это ежедневная газета.

С первыми двумя составляет большую тройку газетного мира Японии. Возникла в 1872 г. Издается на 24 полосах утром и 8-12 вечером. Тираж утренних – ок. 4 млн. экз., вечерних – ок. 2 млн. экз.

Главная редакция состоит из 18 отделов, каждый из которых имеет свои полосы. Руководство газеты осуществляет совет директоров, который состоит из 14 человек во главе с председателем совета, президентом газеты и генеральным директором. Президентом уже несколько лет является Масато Китамура.

4. «Никкэй» («Японская экономическая газета»).

Впервые вышла в декабре 1776 г. в Токио. С 1885 г. газета выходит ежедневно, а в 1970 – утром и вечером. Сегодня утренний выпуск печатается на 24, 36 или 40 полосах. Около 60% отдано пол рекламу. Тираж 3 млн. экз. Вечерняя состоит из 16 полос. Тираж – более 1 млн.экз.

5. «Санкэй» («Промышленно-экономическая газета»).

Самая молодая общенациональная газета. Была основана в 1933 г. Изначально позиционировала себя как вторая по значимости после «Никкэй». В настоящее время приобрела многопрофильный характер, став популярным общественно-политическим изданием. Придерживается консервативных позиций. Аудитория – правительственные чиновники, государственные служащие и т.д.

Главной особенностьюжурнального рынка является то, что в Японии существует очень малое число компаний, специализирующихся только на издании журналов. Журналы – это один из видов продукции книжно-журнальных издательств.

Слово «журнал» - «дзасси» (яп.) – означает «разнообразные писания». Первые журналы появились в конце 19 века. В 1887 году начал издаваться журнал «Друг народа», положивший начало жанру «союдзасси» - журналы общего интереса. В 90х гг. появился первый Японский литературный журнал «Библиотека обрывков и отрезков».

Во время эпохи Тайсё (высшая справедливость) 1912 – 1926 гг. возросла конкуренция между журналами в таких сферах как развлечение, искусство, жизнь женщин, интересы детей.

В 20-е гг. особенно активно проявилась коммерциализация журнального дела.

В конце 40-х гг. появляются журналы, концентрирующиеся на беллетристике с упором на развлекательность. Для описания чтива подобного рода был сформулирован особый термин «Тюкан сёсэцу» - художественная литература для не слишком взыскательных читателей.

В наши дни журналы очень популярны в Японии. Их насчитывается более 2.5 тыс. наименований тиражом в 4 млрд. экз.

По периодичности они делятся:

- Еженедельные.

- Двухнедельные.

- Ежемесячные.

- Ежеквартальные.

Самые любимые – еженедельники, которых насчитывается около 100 наименований. Особой популярностью пользуются еженедельники для женщин. Сегодня их более 60-ти. «Ап-Ап», «Non-no» диктуют моду уже несколько десятков лет. «Каравассан», «Пирожок» и «With» (С тобой) – аудитория: женщины от 20 до 40; «Катэйгахо» - (семья в иллюстрациях), «Сюфу»(друг домохозяйки).

Весьма популярны еженедельники для мужчин. Среди них выделяется «Men`s Non-no».

Вкусы молодежного рынка формируют журналы «Check-mind», «По-най» (с широко раскрытыми глазами), «Хот-дог прессе» (бутербродная пресса).

Самыми тиражными среди еженедельников являются: «Фокус» - 1млн.экз., «Free day» 1 млн.экз. Материалы, которые сконцентрированы на жизни современного общества.

Журнал «Шукай пост» - 800 тыс.экз. Предназначен для нового поколения молодых японцев с нетрадиционным взглядом на жизнь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.012 с.)