Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Франция в годы Временного режима и IV РеспубликиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Франция в первые послевоенные годы. Действия Временного правительства по стабилизации ситуации в стране. 2. Социально-экономическое и политическое развитие в годы IV Республики. 3. Кризис и крах режима IV Республики. Осенью 1944 г. Франция была освобождена от оккупантов. Власть в стране перешла в руки Временного правительства с участием всех партий Сопротивления. Главой правительства до января 1946 г. был Ш. де Голль. В первые послевоенные годы страна оказалась в тяжелом положении. Промышленное производство составляло только 38% довоенного уровня, сельскохозяйственного – 60%, финансовая система страны была полностью подорванной. На международной арене Франция потеряла роль великой державы. Произошли серьезные изменения в расстановке политических сил. Резко усилился авторитет левых партий (ФКП и СФИО), существенно ослабли позиции довоенных правых партий, на ведущие роли в правом лагере вышли новые партии (МРП и голлистская РПФ). Для преодоления экономических проблем Временное правительство усилило государственное регулирование. В 1944-1946 гг. были национализированы главные банки страны, угольная, газовая, энергетическая промышленность, автомобильные заводы «Рено». В 1946 г. было введено программирование экономики. В социальной сфере правительство значительно повысило социальные расходы и расширило систему социального страхования. В 1945 г. прошли выборы в Учредительное собрание, которое в 1946 г. приняло новую конституцию, установившую во Франции 4-ю Республику. По конституции главным органом государственной власти стал двухпалатный парламент, но реальная власть принадлежала нижней палате, которая принимала законы и контролировала деятельность правительства. Президент избирался парламентом и имел представительские функции. Конституция установила равенство мужчин и женщин, гарантировала населению широкий набор не только политических, но и социальных прав (на труд, на отдых, на образование и др.). Период 4-й Республики во Франции охватывает 1946-1958 годы. В это время страна сделала шаг вперед в своем экономическом развитии, благодаря политике госрегулирования и американской помощи по плану Маршалла. В 1948 г. промышленность достигла довоенного уровня, а в 1957 г. превысила его в 2 раза. В 50-е годы в экономике произошли важные изменения: были созданы новейшие отрасли (нефтехимия, электроника и др.), увеличилось число и роль крупных предприятий, французский частный капитал переориентировался с финансовых операций на инвестирование в промышленность. В то же время в 50-е годы в экономике сохранялись проблемы: высокая инфляция, вызванная постоянным ростом социальных расходов; медленное техническое обновление производства; медленное развитие сельского хозяйства, которое за 50-е гг. годы выросло только на 15%. Главной политической проблемой страны в годы 4-й Республики стала проблема политической стабильности. Для эффективного функционирования парламентской республики необходимо, чтобы в парламенте более половины мест принадлежало одной партии или прочной партийной коалиции. Однако во Франции ни одна из партий не могла получить более 50% мест в парламенте, а создать мощную партийную коалицию не удавалось. После первых парламентских выборов 1946 г. была сформирована коалиция в составе ФКП, СФИО и МРП. Но практически сразу внутри нее появились серьезные разногласия между коммунистами и их партнерами по вопросам внутренней и внешней политики. В 1947 г. после вывода коммунистов из состава правительства коалиция распалась. В 1947-1951 гг. страной правила коалиция «третья сила» (СФИО, Партия радикалов, МРП), в 1951-1955 гг. – правоцентристская коалиция (МРП, Партия радикалов, Партия независимых республиканцев), в 1956-1958 гг. – коалиция Республиканский фронт (СФИО, Партия радикалов и ряд мелких партий). Все эти коалиции не имели прочного большинства в парламенте и раздирались внутренними противоречиями, что привело к частым сменам правительств. Всего за годы 4-й Республики в стране сменился 21 кабинет. Попытки укрепить политическую стабильность в виде изменения избирательной системы (1951 г.) и конституционной реформы (1954 г.) успеха не имели. Реальной возможностью укрепить стабильность власти являлось создание коалиции с участием двух главных партий страны — ФКП или РПФ. Но лидеры других партий видели в ФКП проводника советского влияния, а также отказывались от союза с голлистами из-за их требования пересмотреть конституцию в сторону усиления власти президента. Проблема политической стабильности резко обострилась в середине 50-х годов в связи с распадом французской колониальной империи. В 1954 г. Франция предоставила независимость Вьетнаму, Лаосу и Камбодже, в 1956 г. – Тунису и Марокко. Но при этом французские власти с 1954 г. упорно боролись с освободительным движением в Алжире, где проживало около 1 млн. французов. Война в Алжире привела к большим расходам, и власти Франции начали думать о предоставлении Алжиру независимости. Тогда французские поселенцы в Алжире в мае 1958 г. подняли мятеж и, угрожая высадиться во Франции, потребовали создать «сильное правительство» во главе с Ш. де Голлем. Де Голль согласился возглавить правительство только при условии пересмотра конституции и добился от лидеров главных партий страны принятия этого условия. 1 июня 1958 г. де Голль стал премьер-министром и сразу же распустил парламент. 4-я Республика перестала существовать. Франция в 1958 — 1981 гг. 1. Особенности режима V Республики. 2. Франция в годы доминирования голлизма. 3. Изменения в расстановке политических сил в 70-е годы.
В октябре 1958 г. во Франции была принята новая конституция, установившая в стране 5-ю Республику. Конституция 1958 г. резко расширила полномочия президента. Он полностью контролировал внешнюю политику страны, формировал правительство и определял его внутреннюю политику. Президент мог распустить парламент, если тот будет блокировать политику правительства. Конституция 1958 г. хорошо учитывала политические особенности Франции и дала стране необходимую политическую стабильность. В 1958 г. президентом Франции был избран Ш. де Голль. Его внешняя и внутренняя политика базировались на идее «величия» Франции, что предполагало ее превращение в одну из великих держав мира. Во внешней политике де Голль перестал ориентироваться на США и проводил самостоятельный курс. В 1960 г. Франция создала свое ядерное оружие, что повысило ее роль в мире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, но сохранила участие в политической организации блока. При де Голле Франция стала политическим лидером ЕЭС, заметно улучшила отношения с СССР и по целому ряду международных проблем занимала особую позицию, отличавшуюся от позиции США и НАТО. Де Голль также окончательно решил колониальную проблему. В 1960 г. Франция предоставила независимость своим колониям в Черной Африке, а в 1962 г. – Алжиру. Во внутренней политике де Голль еще больше усилил госрегулирование и сделал государство двигателем экономики. В сельском хозяйстве государство оказало крупную финансовую поддержку крупным хозяйствам, видя в них главных производителей сельхозпродукции. В финансовой сфере государство затормозило рост социальных расходов, что позволило снизить инфляцию, В промышленности государство выделило крупные кредиты новейшим отраслям и с помощью различных методов заставило частные фирмы внедрять новую технику. В 60-е годы развитие экономики ускорилось, и по темпам экономического роста Франция уступала только Японии. В начале 70-х Франция вышла на 4-е место по уровню развития, стала вторым после США экспортером продовольствия и вышла на 3-е место по экспорту оружия. Благодаря всем этим успехам де Голль в 60-е годы пользовался высоким авторитетом в стране, а голлистская партия ЮНР в союзе с правоцентристской организацией НФНР доминировала в парламенте. Еще одной причиной сильных позиций голлизма стала идеология голлистского движения, выстроенная на идеях «национального величия», сильного государства-арбитра и сотрудничества труда и капитала (идея «участия»). Доминированию голлистов содействовала также слабость противников ЮНР, которым не удавалось объединиться. Но в мае-июне 1968 г. неожиданно для властей страну поразил политический кризис. 3 мая 1968 г. студенты Парижского университета начали забастовку, требуя отставки правительства. Они были недовольны системой высшего образования и выступали против традиционных ценностей западного общества. Забастовка студентов переросла в столкновения с полицией и строительство баррикад. Студентов поддержали рабочие, недовольные медленным ростом социальных расходов. Рабочие начали всеобщую забастовку с участием 10 млн. человек. Одновременно выступили фермеры, недовольные политикой поддержки крупных хозяйств. Правительство в мае 1968 г. заключило соглашение с профсоюзами о повышении зарплаты и расширении их прав, что позволило сбить забастовочное движение. Затем де Голль, заручившись поддержкой армии, запретил радикальные студенческие организации и распустил парламент. На выборах в июне 1968 г. голлистская партия одержала полную победу, так как французы, напуганные потрясениями, стремились к стабильности. В июне 1968 г. забастовки и студенческие выступления прекратились, и кризис был преодолен. Однако авторитет де Голля был подорван. В 1969 г. он ушел с поста президента, так как не получил поддержки населения на референдуме по вопросу о реформе системы самоуправления и расценил это как недоверие народа. В 1969 г. новым президентом Франции был избран голлист Ж. Помпиду. В 70-е годы политическая борьба во Франции обострилась. Во многом это было вызвано экономическими проблемами. В 1974-1975 гг. страну поразил экономический кризис, сменившийся затяжной депрессией. Производство топталось на месте, безработица выросла в 8 раз, инфляция была одной из самых высоких на Западе. Власти страны первоначально недооценили глубины кризиса и старались справиться с ним методами госрегулирования. Затем правительство Р. Барра (1976-1981) начало снижение налогов на предприятия и проведение политики «жесткой экономии». Но этим правильным действиям не хватило глубины и последовательности, чтобы преодолеть застой в экономике. Экономические проблемы 70-х годов привели к резкому падению авторитета голлитского движения. В 1974 г. голлисты утратили пост президента, который занял лидер Республиканской партии В. Жискар д’Эстен, победивший на досрочных президентских выборах после внезапной смерти Ж. Помпиду. В 1976 г. голлисты утратили и пост премьер-министра. В этих условиях новый лидер голлистов Ж. Ширак реорганизовал голлистское движение и создал партию Объединение в поддержку Республики (ОПР), которая развернула критику президента и правительства. В ответ Жискар д’Эстен в 1978 г. создал Союз за французскую демократию (СФД) – объединение трех правоцентристских партий. Между ОПР и СФД развернулась борьба за власть, еще больше ослабившая правые партии. Левые партии в 1972 г., наоборот, объединились и создали свой блок – Союз левых сил – в составе ФСП (создана в 1971 г. на базе СФИО), ФКП и Движения левых радикалов. На выборах 70-х годов этот блок постоянно усиливал свои позиции, так как правые правительства не могли справиться с кризисом. Одновременно внутри Союза левых сил постоянно рос авторитет ФСП, которая в конце 70-х годов впервые за послевоенное время опередила ФКП по уровню влияния в стране. Это привело к усилению противоречий между ФСП и ФКП, и в 1978 г. Союз левых сил распался, что позволило правым партиям совершенно неожиданно для них победить на парламентских выборах 1978 г. Однако левые партии быстро извлекли урок и на президентских выборах 1981 г. во 2-м туре поддержали лидера ФСП Ф. Миттерана, который одержал победу. Он сразу же провел досрочные парламентские выборы, на которых победили левые партии. В 1981 г. впервые в истории Франции вся власть оказалась в руках левых сил.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.01 с.) |