ТОП 10:

США в 60-х— середине 70-х гг.



1. Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди.

2. Политика администрации Л. Джонсона.

3. Антикризисные мероприятия правительств Р. Никсона и Дж. Форда.

4. Внешняя политика США в 60-х— середине 70-х гг.

 

На президентских выборах 1960 г. кандидат Демократической партии Дж. Кеннеди с небольшим перевесом одержал победу над вице-президентом Эйзехауэра Р. Никсоном. Победа объяснялась выдвинутой Кеннеди программой рывка американского общества по всем направлениям (программа «новых рубежей») и удачно проведенными теледебатами.

Кеннеди вернулся к проведению активного госрегулирования, сочетая в своих действиях кейнсианские рецепты стимулирования спроса и либеральные методы сокращения налогов. Внимание правительства сосредоточилось на главных факторах экономического развития: инвестициях, НТП, образовании и повышении квалификации рабочей силы. Администрация ввела налоговые льготы для компаний в новейших отраслях экономики, увеличила расходы на НИОКР, приняла в 1962 г. закон о развитии людских ресурсов. Для укрепления стабильности финансовой системы рост цен и зарплат был ограничен размерами роста производительности труда.

Президент решительно действовал для выполнения своих замыслов. Так, в 1962 г. он заставил сталелитейные компании снизить цены на продукцию. В отношениях с профсоюзами сочетал уступки и поиск компромиссов с жесткими действиями.

Политика «новых рубежей» натолкнулась на противодействие деловых кругов, недовольных усилением госрегулирования, социальными программами, отказом от поддержки старых отраслей и мелкого бизнеса. Консервативное крыло демократов, объединившись с республиканцами в Конгрессе, сорвало ряд социальных инициатив президента. Одновременно рядовые американцы были разочарованы сдержанным повышением социальных расходов и осторожными шагами по борьбе с расовой дискриминацией. Готовясь к выборам, Кеннеди в 1963г. выдвинул серию широкомасштабных предложений, которые сделали весьма вероятной его победу на выборах 1964 г. Но в 1963 г. Кеннеди был убит.

Страну возглавил вице-президент Л. Джонсон, который победил на президентских выборах 1964 г. благодаря обещанию реализовать выдвинутые Кеннеди проекты. Его приход к власти совпал с началом экономического подъема, вызванного завершением процесса структурной перестройки экономики США. Этот подъем повлиял на стратегию президента, который в 1964 г. выдвинул программу «великого общества», содержавшую широкомасштабные планы по решению социальных проблем.

Активная фаза реализации программы пришлась на 1964-1966 гг., когда были приняты программы по трудоустройству, развитию образования и переквалификации, предоставлены крупные субсидии фермерам, введен комплекс мер по помощи беднякам, созданы общенациональные программы медицинского страхования для пенсионеров и бедняков. Джонсон также более решительно, чем Кеннеди, занялся решением негритянской проблемы, реагируя на рост движения чернокожего населения. В 1963, 1965 и 1968 годах были приняты законы, ужесточившие наказания за дискриминацию.

Политику президента в 1965 г. одобрило 73 % американцев, а рейтинг Джонсона составил 67 % позитивных оценок. Вдохновленный первыми успехами, президент в 1966 г. пообещал в течение десяти лет полностью искоренить бедность в стране. Но начатая Джонсоном война во Вьетнаме вынудила администрацию сократить расходы на социальные программы, а также привела к росту инфляции и бюджетного дефицита. Помимо этого, политика «великого общества» вызвала раздражение со стороны средних слоев, увидевших в ней поддержку лентяев. К этому прибавилось недовольство американцев затянувшейся войной во Вьетнаме.

На выборах 1968 г. Джонсон не стал выдвигать кандидатуру, понимая неизбежность поражения. На выборах кандидат демократов Г. Хэмфри проиграл республиканцу Р. Никсону, который обещал покончить с войной во Вьетнаме, содействовать развитию частной инициативы, сократить прямое госрегулирование и уделять главное внимание интересам среднего класса.

Никсон пришел к власти в сложное время. В экономике замедлились темпы роста и снизились производственные инвестиции. Одновременно в конце 60-х гг. развернулось массовое студенческое движение, которое требовало прекратить вьетнамскую войну, отвергало традиционные ценности и выступало за создание нового общества.

Для решения экономических проблем администрация Никсона разработала программу «новой политики», сочетавшую регулирование с действиями по поддержке частной инициативы. Правительство заморозило рост цен и зарплат, разработало законопроекты о снижении налогов и сокращении социальных программ. Но демократы, преобладавшие в Конгрессе, не только отклонили эти проекты, но и приняли ряд законов о расширении социальных расходов, сорвав планы президента по решению экономических проблем.

Тем не менее, в 1972 г. Никсон был переизбран, в первую очередь, благодаря завершению вьетнамской войны и успехам в борьбе со студенческим движением. Но в 1973-1975 гг. США поразил экономический кризис, вызвавший падение производства на 12,7 % и рост безработицы. К экономическому кризису в 1974 г. прибавился политический кризис, вызванный «уотергейтским скандалом». Никсон был вынужден уйти в отставку, президентом стал вице-президент Дж. Форд. Правильно определив причины экономического кризиса, его администрация предприняла шаги по ослаблению госконтроля над частным сектором. Но улучшить положение дел в экономике не удалось, поскольку частный бизнес занял выжидательную позицию.

В политической жизни возник т.н. «кризис доверия»: неверие американцев в порядочность политической элиты и в ее способность решить проблемы страны. Эти настроения на выборах 1976 г. позволили демократу Дж. Картеру победить Дж. Форда, на которого падала тень «уотергейтского скандала».

Во внешней политике Кеннеди более активно, чем Эйзенхауэр, стремился расширить влияние США в мире. Он значительно увеличил расходы на вооружения, создал войска специального назначения, вынудил партнеров по НАТО больше средств тратить на оборону. В рамках доктрины «гибкого реагирования» США активно помогали правительству Южного Вьетнама, приняли программу «Союз ради прогресса», предприняли неудачную попытку свержения режима Ф. Кастро. В отношении СССР Кеннеди придерживался «доктрины сдерживания», что было расценено руководством СССР как проявление слабости. Берлинский кризис 1961 г. еще больше укрепил Хрущева в этом мнении. Но во время Карибского кризиса Кеннеди проявил твердость. Джонсон в целом продолжил внешнюю политику Кеннеди, но совершил крупную ошибку, начав в 1964 г. войну во Вьетнаме.

На рубеже 60-70-х гг. во внешней политике США начался переход к политике разрядки. Низкая эффективность «гуамской доктрины» и ввода войск в Лаос и Камбоджу убедили Никсона в неспособности США выиграть войну во Вьетнаме, и в 1973 г. американские войска покинули страну. В 1972 г. во время визита Никсона в СССР были подписаны 10 соглашений, важнейшими из которых стали договоры по ПРО и ОСВ-1. В 1973 г. подписан американо-советский договор о предотвращении ядерной войны. Успешно развивалось советско-американское сотрудничество в экономической, научной и культурной сферах. Заслугой Никсона стало налаживание диалога с Китаем, который США стремились использовать в качестве союзника в борьбе с влиянием СССР в мире. Форд продолжил политику разрядки.


США в 1976 — 1992 гг.

 

1. Внутренняя и внешняя политика администрации Дж. Картера.

2. США в годы правления Р. Рейгана.

3. Политика администрации Дж. Буша.

 

В момент прихода Дж. Картера в Белый дом в экономике страны наблюдался период стагфляции. В 1976-1978 гг. президент пытался решить экономические проблемы при помощи кейнсианских методов. Власти заморозили цены на горючее, увеличили зарплаты и социальные расходы, рассчитывая оживить экономику при помощи увеличения потребительского спроса. Но из-за сохранения высоких налогов и сильного регулирования такая политика привела лишь к росту инфляции, сокращению инвестиций, застою в экономике и росту безработицы. В 1979 г. Картер сделал поворот во внутренней политике: были разработаны программы сокращения налогов и предприняты попытки сдержать рост зарплат и социальных расходов. Но противодействие профсоюзов сорвало планы администрации по активизации экономического роста. Начавшийся в 1980 г. структурный кризис вызвал новое ухудшение экономической ситуации и стал одной из причин падения популярности президента.

Вторым источником проблем для Дж. Картера стала внешняя политика. Достижениями его администрации в деле укрепления позиций США стало установление дипломатических отношений с КНР и подписание мирного договора между Египтом и Израилем. Картер продолжил политику разрядки, подписав договор ОСВ-2. В то же время он не сумел эффективно воспрепятствовать действиям СССР по расширению сферы влияния в Африке и Азии. Сильным ударом по престижу США стало свержение режима Сомосы в Никарагуа, а также иранская революция и неудачная попытка освобождения американских заложников в этой стране. Общественность США расценила внешнюю политику президента как мягкотелую.

На выборах 1980 г. Картер проиграл республиканцу Р. Рейгану, причинами победы которого стали недовольство населения политикой Картера, «консервативный поворот» в массовом сознании страны, обещание восстановить пошатнувшийся авторитет США на международной арене.

Правление Р. Рейгана стало кардинальным поворотом во внутренней политике. Его администрация начала проведение глубоких реформ, нацеленных на создание новой экономической и социальной модели. Этот курс получил название «рейганомика» и включал в себя следующие основные направления: снижение налогов на предпринимателей, сокращение государственных расходов (кроме военных расходов), ликвидация ограничений предпринимательской деятельности, проведение рестриктивной финансовой политики.

Планировалось, что уже в 1981 г. в стране возобновится экономический рост, а в 1982-1986 гг. ВВП будет ежегодно увеличиваться на 4,5 %. Но в реальности начало реформ привело к ухудшению экономической ситуации в 1981-1982 гг., росту безработицы и падению доходов населения. Профсоюзы постарались путем забастовок вынудить Рейгана изменить курс. Но президент отказался пойти на уступки и заставил профсоюзы отказаться от требований повышения зарплаты, рост которой до конца 80-х гг. был ниже, чем рост производительности труда. Более серьезной проблемой для Рейгана стало противодействие демократов, имевших большинство в Палате представителей и проваливших ряд программ по сокращению госрасходов. Президенту пришлось сохранить финансирование главных социальных программ и искать самые разные способы экономии средств. Но от сокращения налогов и общей направленности внутреннего курса Рейган не отступил, считая, что альтернативы нет.

Жизнь показала правоту президента. В 1983 г. возобновился экономический рост, в 1984-1989 гг. ВВП ежегодно увеличивался на 4,2 %. Число безработных сократилось, инфляция снизилась более чем в 2 раза, вырос уровень жизни большинства американцев. Но «рейганомика» породила и ряд проблем: резко вырос дефицит госбюджета, низкая инфляция привела к высокому курсу доллара, что создало проблемы с экспортом, усилилось социальное неравенство.

Во внешней политике Рейган в первой половине 80-х гг. при помощи жестких действий старался восстановить авторитет США. В отношении СССР проводилась политика «мира с позиции силы», выразившаяся в усиление идеологического противостояния, увеличении военных расходов и создании новых видов вооружений. Одновременно США увеличили помощь своим союзникам и оппозиционным силам в странах советской сферы влияния. Рейган также вернулся к проведению силовых акций: свержение прокубинского режима Гренады, бомбардировки Триполи и Бенгази, неудачная попытка укрепить прозападный режим в Ливане. После начала перестройки в СССР Рейган пошел на нормализацию отношений с СССР, в 1987 г. подписал с Горбачевым договор РСМД, координировал с Москвой подходы к решению главных международных проблем.

Политика Рейгана была позитивно воспринята американцами, считавшими, что президент вернул стране ее достоинство. В 1984 г. Рейган без труда победил на президентских выборах, а на выборах 1988 г. уверенную победу одержал вице-президент Дж. Буш, пообещавший продолжить политику Рейгана.

В первый год пребывания у власти новый президент выполнял это обещание. Но кризис страховой системы 1989 г. и начавшийся в 1991 г. экономический спад потребовали увеличения госрасходов. В результате была сорвана реализация программ администрации по снижению налогов и поддержке мелкого бизнеса, поскольку это означало увеличение бюджетного дефицита. Бушу пришлось пойти на увеличение налогов и новое сокращение социальных расходов для укрепления финансовой системы, переложить на частные компании финансирование ряда государственных мероприятий. Тем самым президент отступил от политики Рейгана, но не сумел предложить собственный эффективный курс преодоления экономических проблем.

Более успешной была внешняя политика администрации Дж. Буша, благодаря ослаблению СССР и краху социализма в странах Европы. Совместными усилиями США и СССР урегулировали локальные конфликты в Никарагуа и на юге Африки, подтолкнули Израиль и арабские страны к началу переговоров. В 1990-1991 гг. были подписаны договоры об объединении Германии, об обычных вооружениях в Европе, договор СНВ-1. США предоставили СССР экономическую помощь и подтолкнули своих союзников к аналогичным шагам. На Американском континенте США свергли режим Норьеги в Панаме, с 1990 г. начали переговоры с Канадой и Мексикой о создании зоны свободной торговли. Противодействие агрессии Ирака против Кувейта показало, что США стали лидером мира.

Но успехи во внешней политике не могли заслонить внутренних проблем: спад в экономике, высокий дефицит бюджета, увеличение безработицы, сохранение значительных разрывов в уровне доходов населения. Население страны воспринимало Буша как политика, не имевшего ясной программы действий. На президентских выборах 1992 г. он проиграл демократу Б. Клинтону, выдвинувшему обновленный вариант программы Демократической партии, основанный на принципах неокейнсианства и воспринятый американцами как реальная программа нового политического курса.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.008 с.)