Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели массового обслуживанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для классификации моделей массового обслуживания будем пользоваться обозначениями, введёнными Кендаллом. В соответствии с этими обозначениями для характеристики модели массового обслуживания достаточно указать значения шести параметров в следующем формате: (закон распределения для входящего потока / закон распределения длительности обслуживания / число каналов обслуживания): (дисциплина очереди / максимальная длина очереди / ёмкость источника, генерирующего заявки на обслуживание). Обычно принимаются следующие обозначения для закона распределения входящего потока: М – пуассоновское (марковский случайный процесс); Д – детерминированный (с фиксированным интервалом времени между моментами последовательных поступлений заявок в систему); Еk – Эрланга с параметром k; G – произвольное. Для обозначения закона распределения времени обслуживания обозначения следующие: М – отрицательный экспоненциальный; Д – детерминированный (с фиксированной продолжительностью обслуживания); Еk – Эрланга с параметром k; GS – общее распределение произвольного вида. Для рассматриваемых далее моделей массового обслуживания дисциплина очереди принимается естественной: первый пришёл, первый обслуживается и она обозначается FCFS. Например, обозначения (Д/Д/1):(FCFS/¥/¥) означают, что мы имеем дело с моделью массового обслуживания, в которой детерминированный входящий поток, один канал обслуживания, естественная дисциплина очереди, неограниченная длина очереди и неограниченная ёмкость источника заявок. Для теории массового обслуживания подобная модель не представляет интереса и здесь рассматриваться не будет. Кроме того, обычно последний блок обозначений считается стандартным и часто не указывается; он подключается в случае, если вводятся ограничения либо на длину очереди, либо на ёмкость источника заявок. Рассмотрим несколько частных стандартных случаев моделей массового обслуживания и приведём формулы для расчёта операционных характеристик таких моделей, имея в виду, что при необходимости эти характеристики могут быть использованы для расчёта стоимостных показателей функционирования систем массового обслуживания и выбора оптимальных стратегий управления этими системами, выбирая уровень обслуживания и издержки системы. Модель 1: (М/М/1) – Одноканальная однофазная модель массового обслуживания с пуассоновским входящим потоком и экспоненциальным временем обслуживания. Предпосылки модели. Одноканальная однофазная модель массового обслуживания с такими характеристиками является одной из наиболее часто используемых и простых моделей. Она является базовой моделью, поэтому рассмотрим её подробно. Обычно она используется при выполнении следующих семи предпосылок: 1) требования обслуживаются в порядке FCFS; 2) каждое требование дожидается обслуживания, несмотря на длину очереди (система массового обслуживания без отказов); 3) требования поступают в систему независимо друг от друга, случайным образом, с известной (фиксированной в среднем) интенсивностью; 4) закон распределения числа требований, прибывающих в систему за единицу времени, является пуассоновским, и ёмкость источника требований не ограничена (требования поступают из неограниченной совокупности); 5) время обслуживания требований случайное, не меняется от требования к требованию, средняя же интенсивность обслуживания известна; 6) время обслуживания требований подчинено экспоненциальному закону распределения; 7) средняя интенсивность обслуживания больше, чем средняя интенсивность прибытия. Последнее требование обязательно для устойчивого функционирования системы массового обслуживания ибо, в противном случае, очередь будет неограниченно возрастать. Обозначим через l среднее (ожидаемое) число требований за единицу времени, а через m – среднюю интенсивность обслуживания. Тогда, при выполнении перечисленных предпосылок имеем: 1) среднее число требований в системе (в очереди, плюс обслуживаемое) L = l/(m–l); 2) среднее время нахождения требования в системе (время ожидания, плюс время обслуживания) W = 1/(m–l); 3) среднее число требований в очереди Lq = l2 /m (m–l); 4) среднее время ожидания в очереди Wq = l/m (m–l); 5) коэффициент использования времени обслуживания системы, т.е. вероятность того, что система занята обслуживанием r = l/m; 6) вероятность простоя системы массового обслуживания, т.е. вероятность того, что в системе нет ни одного требования Р0 = 1–l/m; 7) вероятность того, что в системе находится n требований Рn = (l/m)n (1–l/m); 8) вероятность того, что в системе находится не менее k требований Рn ³k = (l/m)k. Кроме того, приведём формулы, позволяющие выразить одну из указанных величин через другую, что упрощает иногда их вычисление: Рn = Р0 (l/m)n ; Р0 =1–r; Lq = L – l/m = l L = Lq + l/m = l W = Wq + 1/l = L /l. Модель 2: (М/GS/1) – одноканальная однофазная модель массового обслуживания с пуассоновским входящим потоком и произвольным распределением интенсивности обслуживания. В отличие от предыдущей модели здесь предполагается, что закон распределения времени обслуживания неизвестен, но известно среднее время обслуживания (1/m) и его стандартное отклонение s. Тогда характеристика системы определяется из соотношений: Р = l/m; Р0 = 1–l/m; Lq = L = Lq + l/m; Wq = Lq / l; W = Wq + 1/ m. Модель 3: (М/D/1) – одноканальная однофазная модель с пуассоновским входящим потоком и фиксированным временем обслуживания. От предыдущей модели эта модель отличается лишь тем, что для неё Модель 4: (М/Еk/1) – одноканальная однофазная модель массового обслуживания с пуассоновским входящим потоком и выходящим потоком Эрланга (k фаз). Эта модель также является частным случаем модели 2 при s2 =1/km2 . Имеем р=l/m; Р0 = 1–r; Lq = s2 = 1/km2 ; L = Lq +l/m; Wq = Не следует забывать, что, как это было указано при обсуждении закона распределения Эрланга, время обслуживания для каждой фазы считается одинаковым, а общее время обслуживания в системе кратно числу фаз. Например, если время обслуживания для каждой фазы равно 10 минут, а число фаз k=3, то общее время обслуживания равно 30 минут, т.е. интенсивность обслуживания в среднем равна двум требованиям в час (т.е. m=2). Модель 5: (М/М/S) – в отличие от модели 1 здесь предполагается, что система массового обслуживания имеет s каналов обслуживания. Интенсивность каждого канала обслуживания одинакова и равна m, так что суммарная интенсивность системы массового обслуживания равна s Операционные характеристики такой системы определятся из соотношений: Р0 = Рn = Рn = r = L = Lq + l/m; Wq = Lq /l; W = Wq + l/m. Модель 6: (M/M/1): (FCFS /m/¥) От модели 1 эту модель отличает то, что здесь введены ограничения на длину очереди: m – максимальное число требований в системе, следовательно, если в системе заняты все m мест, то очередное требование покинет систему необслуженным. Такая система массового обслуживания называется системой с отказами. Операционные характеристики такой системы определятся из соотношений Р0 = Рm – вероятность того, что требование покинет систему необслуженным. L = Wq = W – Модель 7: (М/М/1):(FCFS/¥/m) В этой модели в отличие от модели 1 предполагается, что ёмкость источника заявок ограничена величиной m. Такие системы массового обслуживания называются замкнутыми. Их операционные характеристики определятся из соотношений Р0 = Lq = m– L = m –
В программе QM в модуле Waiting Lines – линии ожидания или в другой терминологии – система массового обслуживания приводится 9 моделей таких систем в следующих обозначениях:
Вышеописанные модели соответствуют этому списку, кроме модели 7, которая в этом списке обозначена как модель 8. Модели 7 и 8 из этого списка здесь не описаны. Следует отметить, что система МО будет функционировать устойчиво, если интенсивность поступления заявок меньше интенсивности обслуживания. В противном случае очередь будет расти до бесконечности, и в таких ситуациях программа выдаёт предупреждение
- ошибка в данных: интенсивность обслуживания должна быть строго меньше, чем интенсивность прибытия. В таком случае, щёлкнув по кнопке ОК, исправьте данные.
Пример использования этих моделей Пусть имеем первую модель и l = 5, а m = 7. Выбрав модель 1, заполним исходные данные и решим задачу(рисунок 5.1).
Рисунок 5.1 – Исходные данные и решение задачи Итак, r = l/m = 0,71 – первая строка отчёта – средняя интенсивность использования системы, т.е. вероятность того, что система занята обслуживанием, а остальные операционные характеристики этой СМО соответствуют ранее введённым обозначениям. Кроме того, можно вывести вероятности нахождения системы в том или ином состоянии (рисунок 5.2).
Рисунок 5.2 – Вероятностные характеристики системы Так, например, P0 = 0,29; P1 = 0,2 и т.д., что отражено в первом столбике таблицы вероятностей и на графике. Второй столбик вероятностей – это вероятности, что в системе будет находиться не менее k требований, а третий – более k требований. Если предположить, что в СМО может находиться только два требования, то при тех же данных операционные характеристики системы изменятся (например, одна бензоколонка и на ней могут находиться только два автомобиля) (рисунок 5.3):
Рисунок 5.3 – Решение задачи по модели (М/М/1) В заключение приведём пример использования стоимостных показателей при анализе систем МО. Пусть имеется система МО типа (М/М/1) с λ = 2 и μ = 3 и издержки ожидания в очереди равны 60 руб. за час, а издержки функционирования равны 42 руб. за час. Кроме того, имеется аналогичная система МО с большей интенсивностью обслуживания (μ = 4), но и большими издержками обслуживания (54 руб. за час). Необходимо выбрать из них более эффективную, предполагая, что общие издержки систем состоят из издержек обслуживания и ожидания исходя из 8-часового рабочего дня. Подсчитаем издержки функционирования каждой системы. В первой системе – 42*8 = 336 (руб.), во второй – 54*8 = 432 (руб.). Далее, используя модель 1, определим среднее время ожидания требований в системе и соответствующие ему издержки ожидания. В первой системе В день в среднем поступает 2 Во второй системе Итак, общие издержки в первой системе равны 336 + 640 = 976 (руб.), а во второй – 432 + 240 = 672 (руб.), т.е. вторая система МО более эффективна. Предположим далее, что появилась возможность организовать второй канал обслуживания с теми же характеристиками, что в первом случае. Будет ли это выгодно, по сравнению со вторым случаем? Издержки функционирования такой системы определяются как 42*8*2 = 672 (руб.). Из модели 5 определим Wq = 0,041 5 часа или среднее время ожидания 0,0415*16 = 0,066 4 (часа). Тогда издержки ожидания равны 60*0,664 = 39,84 (руб.), а общие издержки: 672 + 39,84 = 711, 84 (руб.). Сравнивая с 672 руб., видим, что второй случай более выгоден.
Задания для выполнения лабораторной работы №5 Считать, что интенсивность входящего потока равна 10+n, где n – номер варианта; интенсивность потока обслуживания равна 15+n; число каналов обслуживания равно 2 (в этом случае интенсивность входящего потока удваивается); число фаз равно 2 (в этом случае интенсивность потока обслуживания удваивается); число мест в очереди равно 2; ёмкость источника заявок равна 3. Решите задачу выбора оптимальной СМО со своими данными при этом подключите позицию «Use costs».
Лабораторная работа № 6 Сетевое моделирование
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.012 с.) |