Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели массового обслуживанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для классификации моделей массового обслуживания будем пользоваться обозначениями, введёнными Кендаллом. В соответствии с этими обозначениями для характеристики модели массового обслуживания достаточно указать значения шести параметров в следующем формате: (закон распределения для входящего потока / закон распределения длительности обслуживания / число каналов обслуживания): (дисциплина очереди / максимальная длина очереди / ёмкость источника, генерирующего заявки на обслуживание). Обычно принимаются следующие обозначения для закона распределения входящего потока: М – пуассоновское (марковский случайный процесс); Д – детерминированный (с фиксированным интервалом времени между моментами последовательных поступлений заявок в систему); Еk – Эрланга с параметром k; G – произвольное. Для обозначения закона распределения времени обслуживания обозначения следующие: М – отрицательный экспоненциальный; Д – детерминированный (с фиксированной продолжительностью обслуживания); Еk – Эрланга с параметром k; GS – общее распределение произвольного вида. Для рассматриваемых далее моделей массового обслуживания дисциплина очереди принимается естественной: первый пришёл, первый обслуживается и она обозначается FCFS. Например, обозначения (Д/Д/1):(FCFS/¥/¥) означают, что мы имеем дело с моделью массового обслуживания, в которой детерминированный входящий поток, один канал обслуживания, естественная дисциплина очереди, неограниченная длина очереди и неограниченная ёмкость источника заявок. Для теории массового обслуживания подобная модель не представляет интереса и здесь рассматриваться не будет. Кроме того, обычно последний блок обозначений считается стандартным и часто не указывается; он подключается в случае, если вводятся ограничения либо на длину очереди, либо на ёмкость источника заявок. Рассмотрим несколько частных стандартных случаев моделей массового обслуживания и приведём формулы для расчёта операционных характеристик таких моделей, имея в виду, что при необходимости эти характеристики могут быть использованы для расчёта стоимостных показателей функционирования систем массового обслуживания и выбора оптимальных стратегий управления этими системами, выбирая уровень обслуживания и издержки системы. Модель 1: (М/М/1) – Одноканальная однофазная модель массового обслуживания с пуассоновским входящим потоком и экспоненциальным временем обслуживания. Предпосылки модели. Одноканальная однофазная модель массового обслуживания с такими характеристиками является одной из наиболее часто используемых и простых моделей. Она является базовой моделью, поэтому рассмотрим её подробно. Обычно она используется при выполнении следующих семи предпосылок: 1) требования обслуживаются в порядке FCFS; 2) каждое требование дожидается обслуживания, несмотря на длину очереди (система массового обслуживания без отказов); 3) требования поступают в систему независимо друг от друга, случайным образом, с известной (фиксированной в среднем) интенсивностью; 4) закон распределения числа требований, прибывающих в систему за единицу времени, является пуассоновским, и ёмкость источника требований не ограничена (требования поступают из неограниченной совокупности); 5) время обслуживания требований случайное, не меняется от требования к требованию, средняя же интенсивность обслуживания известна; 6) время обслуживания требований подчинено экспоненциальному закону распределения; 7) средняя интенсивность обслуживания больше, чем средняя интенсивность прибытия. Последнее требование обязательно для устойчивого функционирования системы массового обслуживания ибо, в противном случае, очередь будет неограниченно возрастать. Обозначим через l среднее (ожидаемое) число требований за единицу времени, а через m – среднюю интенсивность обслуживания. Тогда, при выполнении перечисленных предпосылок имеем: 1) среднее число требований в системе (в очереди, плюс обслуживаемое) L = l/(m–l); 2) среднее время нахождения требования в системе (время ожидания, плюс время обслуживания) W = 1/(m–l); 3) среднее число требований в очереди Lq = l2 /m (m–l); 4) среднее время ожидания в очереди Wq = l/m (m–l); 5) коэффициент использования времени обслуживания системы, т.е. вероятность того, что система занята обслуживанием r = l/m; 6) вероятность простоя системы массового обслуживания, т.е. вероятность того, что в системе нет ни одного требования Р0 = 1–l/m; 7) вероятность того, что в системе находится n требований Рn = (l/m)n (1–l/m); 8) вероятность того, что в системе находится не менее k требований Рn ³k = (l/m)k. Кроме того, приведём формулы, позволяющие выразить одну из указанных величин через другую, что упрощает иногда их вычисление: Рn = Р0 (l/m)n ; Р0 =1–r; Lq = L – l/m = l Wq; L = Lq + l/m = l W; Wq = W – 1/m = Lq /l; W = Wq + 1/l = L /l. Модель 2: (М/GS/1) – одноканальная однофазная модель массового обслуживания с пуассоновским входящим потоком и произвольным распределением интенсивности обслуживания. В отличие от предыдущей модели здесь предполагается, что закон распределения времени обслуживания неизвестен, но известно среднее время обслуживания (1/m) и его стандартное отклонение s. Тогда характеристика системы определяется из соотношений: Р = l/m; Р0 = 1–l/m; Lq = ; L = Lq + l/m; Wq = Lq / l; W = Wq + 1/ m. Модель 3: (М/D/1) – одноканальная однофазная модель с пуассоновским входящим потоком и фиксированным временем обслуживания. От предыдущей модели эта модель отличается лишь тем, что для неё =0. Модель 4: (М/Еk/1) – одноканальная однофазная модель массового обслуживания с пуассоновским входящим потоком и выходящим потоком Эрланга (k фаз). Эта модель также является частным случаем модели 2 при s2 =1/km2 . Имеем р=l/m; Р0 = 1–r; Lq = ; s2 = 1/km2 ; L = Lq +l/m; Wq = ; W = Wq + 1/m. Не следует забывать, что, как это было указано при обсуждении закона распределения Эрланга, время обслуживания для каждой фазы считается одинаковым, а общее время обслуживания в системе кратно числу фаз. Например, если время обслуживания для каждой фазы равно 10 минут, а число фаз k=3, то общее время обслуживания равно 30 минут, т.е. интенсивность обслуживания в среднем равна двум требованиям в час (т.е. m=2). Модель 5: (М/М/S) – в отличие от модели 1 здесь предполагается, что система массового обслуживания имеет s каналов обслуживания. Интенсивность каждого канала обслуживания одинакова и равна m, так что суммарная интенсивность системы массового обслуживания равна s m. Следовательно, для устойчивого функционирования системы необходимо, чтобы s m было больше интенсивности входящего потока l. Операционные характеристики такой системы определятся из соотношений: Р0 = ; Рn = , если n £ S; Рn = ; r = ; Lq = ; L = Lq + l/m; Wq = Lq /l; W = Wq + l/m. Модель 6: (M/M/1): (FCFS /m/¥) От модели 1 эту модель отличает то, что здесь введены ограничения на длину очереди: m – максимальное число требований в системе, следовательно, если в системе заняты все m мест, то очередное требование покинет систему необслуженным. Такая система массового обслуживания называется системой с отказами. Операционные характеристики такой системы определятся из соотношений Р0 = ; Рn = Р0 (l / m)n для n m; Рm – вероятность того, что требование покинет систему необслуженным. L = ; Lq = L – ; Wq = W – ; W = . Модель 7: (М/М/1):(FCFS/¥/m) В этой модели в отличие от модели 1 предполагается, что ёмкость источника заявок ограничена величиной m. Такие системы массового обслуживания называются замкнутыми. Их операционные характеристики определятся из соотношений Р0 = ; Рn = ) Lq = m– L = Lq + (1–P0) или L = m – ; Wq = ; W = Wq + 1/m.
В программе QM в модуле Waiting Lines – линии ожидания или в другой терминологии – система массового обслуживания приводится 9 моделей таких систем в следующих обозначениях: Вышеописанные модели соответствуют этому списку, кроме модели 7, которая в этом списке обозначена как модель 8. Модели 7 и 8 из этого списка здесь не описаны. Следует отметить, что система МО будет функционировать устойчиво, если интенсивность поступления заявок меньше интенсивности обслуживания. В противном случае очередь будет расти до бесконечности, и в таких ситуациях программа выдаёт предупреждение - ошибка в данных: интенсивность обслуживания должна быть строго меньше, чем интенсивность прибытия. В таком случае, щёлкнув по кнопке ОК, исправьте данные.
Пример использования этих моделей Пусть имеем первую модель и l = 5, а m = 7. Выбрав модель 1, заполним исходные данные и решим задачу(рисунок 5.1).
Рисунок 5.1 – Исходные данные и решение задачи Итак, r = l/m = 0,71 – первая строка отчёта – средняя интенсивность использования системы, т.е. вероятность того, что система занята обслуживанием, а остальные операционные характеристики этой СМО соответствуют ранее введённым обозначениям. Кроме того, можно вывести вероятности нахождения системы в том или ином состоянии (рисунок 5.2). Рисунок 5.2 – Вероятностные характеристики системы Так, например, P0 = 0,29; P1 = 0,2 и т.д., что отражено в первом столбике таблицы вероятностей и на графике. Второй столбик вероятностей – это вероятности, что в системе будет находиться не менее k требований, а третий – более k требований. Если предположить, что в СМО может находиться только два требования, то при тех же данных операционные характеристики системы изменятся (например, одна бензоколонка и на ней могут находиться только два автомобиля) (рисунок 5.3): Рисунок 5.3 – Решение задачи по модели (М/М/1) В заключение приведём пример использования стоимостных показателей при анализе систем МО. Пусть имеется система МО типа (М/М/1) с λ = 2 и μ = 3 и издержки ожидания в очереди равны 60 руб. за час, а издержки функционирования равны 42 руб. за час. Кроме того, имеется аналогичная система МО с большей интенсивностью обслуживания (μ = 4), но и большими издержками обслуживания (54 руб. за час). Необходимо выбрать из них более эффективную, предполагая, что общие издержки систем состоят из издержек обслуживания и ожидания исходя из 8-часового рабочего дня. Подсчитаем издержки функционирования каждой системы. В первой системе – 42*8 = 336 (руб.), во второй – 54*8 = 432 (руб.). Далее, используя модель 1, определим среднее время ожидания требований в системе и соответствующие ему издержки ожидания. В первой системе – это среднее время ожидания одного требования. В день в среднем поступает 2 8 = 16 требований, следовательно, общее время ожидания равно 2/3 16 = 10,667 часа, а издержки ожидания составят 10,667*60 = 640 (руб.). Во второй системе , общее время ожидания равно 16*1/4 = 4 (часа), а издержки 4*60 = 240 (руб.). Итак, общие издержки в первой системе равны 336 + 640 = 976 (руб.), а во второй – 432 + 240 = 672 (руб.), т.е. вторая система МО более эффективна. Предположим далее, что появилась возможность организовать второй канал обслуживания с теми же характеристиками, что в первом случае. Будет ли это выгодно, по сравнению со вторым случаем? Издержки функционирования такой системы определяются как 42*8*2 = 672 (руб.). Из модели 5 определим Wq = 0,041 5 часа или среднее время ожидания 0,0415*16 = 0,066 4 (часа). Тогда издержки ожидания равны 60*0,664 = 39,84 (руб.), а общие издержки: 672 + 39,84 = 711, 84 (руб.). Сравнивая с 672 руб., видим, что второй случай более выгоден.
Задания для выполнения лабораторной работы №5 Считать, что интенсивность входящего потока равна 10+n, где n – номер варианта; интенсивность потока обслуживания равна 15+n; число каналов обслуживания равно 2 (в этом случае интенсивность входящего потока удваивается); число фаз равно 2 (в этом случае интенсивность потока обслуживания удваивается); число мест в очереди равно 2; ёмкость источника заявок равна 3. Решите задачу выбора оптимальной СМО со своими данными при этом подключите позицию «Use costs».
Лабораторная работа № 6 Сетевое моделирование
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.4 (0.014 с.) |