ТОП 10:

Государственный механизм новой России: становление и развитие



 

После распада СССР бывшие союзные республики, так же как и Россия, стали самостоятельными государствами и отношения России с ними перешли в разряд внешнеполитических. Во многом эти отношения определялись Уставом Содружества Независимых Государств. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР подписанием 8 декабря 1991 г. Беловежского соглашения.

21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате к Соглашению о создании СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Устав подтверждал, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, а его члены являются самостоятельными и независимыми субъектами международного права. Органами СНГ являлись Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и советы соответствующих министров.

Между участниками СНГ складываются взаимоотношения, регулируемые договорами как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Например, Российская Федерация и Республика Беларусь подписали договор «Об образовании сообщества России и Белоруссии». Устав этого Союза, принятый 23 мая 1997 г., определял своей целью «последовательное продвижение к добровольному объединению государств – участников Союза на основе свободного волеизъявления их народов, исходя из Конституций государств – участников Союза».

Началось становление российской государственности. Новые федеративные отношения, сложившиеся в России после распада СССР, получили правовое закрепление в Федеративном договоре. Договор, подписанный 31 марта 1992 г., явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем отмечалось, что члены Федерации отказываются от сепаратизма и центробежных устремлений, а федеральная власть – от централистских тенденций и стремления к диктату. Республики признавались собственниками своей земли, недр, лесов и других природных ресурсов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и республиканскими.

Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра с национально-государственными образованиями, но не с краями и областями. В результате произошло ущемление прав последних. Суверенизация российских республик привела к тому, что и административно-территориальные единицы захотели получить такие же права. Явочным порядком края и области стали переходить к государственной форме своего устройства в рамках Федерации, предусматривающей право на собственность в пределах своей территории, на собственную систему органов власти и местное законодательство, на создание нормативного акта, устанавливающего их статус как субъекта Федерации.

Фактически начался распад страны. Крайней формой противостояния местных органов власти и центра стала война в Чечне.

При таком развитии событий Федеративный договор не мог являться краеугольным камнем, определяющим форму государственного единства. Эти вопросы были разрешены Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г.

В ст. 4 Основного закона утверждены единство и суверенитет, верховенство Конституции и федеральных законов России на всей ее территории, а в ст. 6 – единое гражданство. В п. 1 раздела второго Конституции устанавливается ее приоритет над договорами между органами государственной власти России и субъектами Федерации.

Конституция допускает прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривает права выхода из ее состава. Статус членов Российской Федерации определяется Конституцией России и актом данного члена Федерации, принятым его представительным органом власти, в республиках – конституциями, а в остальных субъектах Федерации – уставами. Конституция предполагает, что статус члена Российской Федерации может быть изменен, но только с его согласия. В соответствии со ст. 65 Конституции были расширены права членов Федерации. Субъектами федеративных отношений наряду с республиками стали признаваться автономная область, автономные округа, края, области и города федерального значения. Соотношение прав России и членов Федерации по отношению к территории определяет ст. 67, которая гласит, что территория России включает территории ее членов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы между членами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Большинство членов Российской Федерации после принятия Конституции России делают шаги по приведению в соответствие своего законодательства федеральному. Особенности взаимоотношений с Федерацией ее члены устанавливают, внося соответствующие положения в договоры о разграничении компетенции между федеральными органами власти и органами власти конкретного субъекта.

Как же общество реагировало на происходящие в стране перемены? Если в 1989 – 1991 гг. общество переживало период иллюзий и надежд на формирование справедливого и открытого строя, создателем которого должны были стать Съезд народных депутатов, Верховный совет РСФСР и Б.Н. Ельцин, то после августовского путча 1991 г. начался новый период, когда за демократическим фасадом стала формироваться система, мало чем отличающаяся от системы сталинских времен. На месте бывшего аппарата ЦК КПСС возникла Администрация Президента, а сам Президент быстро перешел на позиции авторитаризма.

Новое руководство страны во многом само спровоцировало будущие социальные беды и экономический кризис. Запретив КПСС, оно тем самым невольно разрушило механизм управления страной. Иного же механизма не существовало. В сложившихся условиях Б.Н. Ельцин попытался преодолеть кризис управления авторитарными, внеэкономическими мерами, но сделать этого он не смог.

В канун 2000 г. в России произошла смена политических элит. В отличие от Б.Н. Ельцина, для которого главной политической целью являлся демонтаж коммунистической системы, для В.В. Путина основной задачей стало восстановление российской государственности. Он стремился найти баланс интересов отдельных граждан, слоев и общества в целом. И, в определенной степени, это ему удавалось.

Вооруженные силы. Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. было объявлено о создании Вооруженных Сил Российской Федерации, определены следующие принципы их строительства: подконтрольность военных структур высшим органам государственной власти; соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; создание кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалие; постоянная боевая готовность; учет национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства.

Закон РФ «Об обороне» был принят 24 сентября 1992 г. Он определил основы и организацию обороны Российской Федерации, структуру и организацию Вооруженных Сил РФ, а также другие нормы, касающиеся обороны. В 1996 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об обороне». В настоящее время военную организацию государства составляют центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Они включают 4 вида: Войска воздушно-космической обороны, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и Сухопутные войска. В отдельные рода войск выделены Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска.

В ноябре 1992 г. был принят Закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», сыгравший значительную роль в правовом регулировании их деятельности. В феврале 1997 г. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» вступил в силу.

Судебная власть. Конституция РФ в ст. 118 провозглашает, что правосудие осуществляется только судом и определяет общие принципы построения и деятельности судебной системы такие, как: независимость, несменяемость, неприкосновенность судей, открытость судебных заседаний, равноправие и состязательность, возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Вопросы судоустройства отнесены к компетенции федерального законодательства, а Конституция лишь устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также определяет порядок формирования и место в судебной системе высших судебных органов: Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. закрепил, что судьи не вправе заниматься никакой другой деятельностью кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой. Срок пребывания судьи в должности не был ограничен временем, но был ограничен предельным возрастом 65 лет для всех судей, кроме судей Конституционного Суда РФ.

Прокуратура. В 90-е годы прокуратура фактически оказалась органом уголовного преследования, а не надзорным органом. В ходе революционных преобразований, когда старое законодательство уходит, а новое только создается, прокуратуре трудно выполнять свои надзорные функции. Не случайно в действующей Конституции роль прокуратуры как специфического правоохранительного государственного органа должным образом не отражена. И даже закон «О прокуратуре Российской Федерации» принципиально не изменил соотношений функций прокуратуры.

Очередной этап развития российской государственности начался с приходом на пост Президента РФ В.В. Путина. После отставки Б.Н. Ельцина он стал исполняющим обязанности Президента, а в марте 2000 г. был всенародно избран на пост главы государства.

Негативные процессы, происходившие в политической жизни России в 1990-х гг., предопределили необходимость реформирования институтов государственной власти, инициированного Президентом РФ. Наиболее значимые меры, были направлены на:

- изменение порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

- учреждение Государственного совета Российской Федерации как совещательного органа, содействующего реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- учреждение института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и образование семи федеральных округов на территории Российской Федерации;

- создание окружных управлений федеральных органов исполнительной власти для координации их деятельности в соответствующих регионах;

- изменение порядка выборов в Государственную Думу, по которому депутаты избираются в общефедеральном округе по спискам кандидатов, выдвинутых политическими партиями;

- вместо выборов глав (президентов, губернаторов) субъектов Федерации введение их назначения Президентом РФ с согласия представительного органа субъекта;

- создание Общественной палаты Российской Федерации, которая должна обеспечивать взаимодействие граждан России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также общественный контроль за деятельностью этих органов.

 

Конституционный процесс







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.011 с.)