В период Первой мировой войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период Первой мировой войны



19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну, о чем было объявлено в высочайшем Манифесте от 20 июля 1914 г. По своей сущности это была империалистическая война между двумя коалициями капиталистических государств, вызванная обострением противоречий в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья и передел мира. Основу первой коалиции составлял военно-политический блок Германии и Австро-Венгрии, основу второй – Антанта (Великобритания, Франция, Россия).

В планы господствующих классов Российской империи входили захват принадлежащих Турции Константинополя и Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл), завладение Турецкой Арменией. Кроме того, было стремление обеспечить высокие прибыли от военных поставок, отвлечь трудящихся от революционной борьбы. В стране была развернута широкомасштабная националистическая кампания, войне стремились придать оборонительный и освободительный, в отношении братьев-славян, характер.

По своим масштабам, средствам ведения, людским и материальным потерям Первая мировая война не имела себе равных в предшествующей истории. В нее было вовлечено 38 государств, численность действовавших армий превышала 36 млн. человек, а количество мобилизованных – 74 млн. человек. Сухопутные и морские боевые операции носили широкомасштабный, ожесточенный характер. Впервые стали использоваться боевые самолеты и дирижабли, танки и бронеавтомобили, линкоры и подводные лодки, а также боевые отравляющие вещества, применение которых было запрещено Гаагской конвенцией 1907 г. За 51 месяц войны людские потери составили 10 млн. человек убитых и 20 млн. человек раненых. Материальные потери десятикратно превысили урон, нанесенный за все войны XIX в.

Российской империи война стоила в 1914 г. 9,5 млн. руб. в день, в 1915 г. – 24 млн., в 1916 г. – 40 млн., в 1917 г. – 50 млн. Экономика страны оказалась не в состоянии справиться с такими расходами и решать задачи материально-технического, продовольственного обеспечения фронта и тыла. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное сокращение производства. Инфляция порождала рост цен, прямых и косвенных налогов. Положение народа ухудшилось. Усилилось недовольство солдат на фронте. За два с лишним года войны 1,5 млн. русских солдат было убито, около 4 млн. ранено, свыше 2 млн. попало в плен.

Неудачи на фронте, разруха в тылу активизировали буржуазную оппозицию. Ее представители видели выход из кризиса в установлении конституционной монархии, участии буржуазии в управлении государством, демократизации страны. Нарастание политического кризиса сопровождалось усилением рабочего движения. По числу забастовщиков Россия вышла на первое место в мире: только в 1916 г. по официальным данным произошло 1 416 стачек. Рабочих поддерживали крестьянские массы. Втягивались в борьбу народы национальных окраин.

Революционные настроения передавались в Действующую армию. Распространенным явлением стало братание с противником. Участились факты неповиновения командирам, что приводило к деморализации личного состава, потере боеспособности частей и подразделений.

Представители буржуазных правоцентристских партий – октябристы и кадеты – составляли большинство в Государственной Думе четвертого созыва, избранной в 1912 г. На заседании 26 июля 1914 г. Дума заявила о своей поддержке внутренней и внешней политики царского правительства и призвала народ довести «войну до конца». Но постепенно настроения депутатов изменились, и они стали переходить в оппозицию самодержавию.

В августе 1915 г. фракции кадетов, октябристов и прогрессистов образовали Прогрессивный блок, объединивший примерно 2/3 буржуазно-помещичьей оппозиции Думы. Целью блока было создание «министерства народного доверия», то есть ответственного перед Думой правительства. Император воспринял этот факт как прямой вызов самодержавию и 3 сентября объявил о перерыве в работе Думы. Она собралась лишь в феврале 1916 г. и с того времени усилила политическое давление на правительство.

Наиболее радикальная часть буржуазной и дворянской оппозиции стала выходить за рамки легальных средств политической борьбы, которых придерживался Прогрессивный блок. В целях консолидации оппозиционных сил использовался масонский центр «Великий Восток народов России», объединявший около 50 масонских лож в 20 городах страны.

Противниками буржуазной оппозиции выступали монархические партии, активно поддерживавшие внутреннюю и внешнюю политику царского правительства.

Политические интересы рабочего класса отстаивала Российская социал-демократическая рабочая партия, которая после революции 1905 – 1907 гг. значительную часть времени находилась на нелегальном положении, а её лидеры были вынуждены эмигрировать. В РСДРП происходила ожесточенная внутрипартийная борьба между большевиками, проповедовавшими идеи социалистической революции, и меньшевиками, выступавшими за мирные средства борьбы с самодержавием.

Выразителем интересов крестьянства считала себя Партия социалистов-революционеров, расколовшаяся в годы войны на левых и правых эсеров.

Кроме партий в период войны активную деятельность развернули общественные организации буржуазно-демократической направленности, объединявшие земских и городских деятелей. В июле 1914 г. был создан Всероссийский союз земств, а на совещании городских голов в августе 1914 г. был образован Всероссийский союз городов. Высшим органом каждого союза был съезд уполномоченных, а в перерывах между съездами – главный комитет во главе с главноуполномоченным. Комитет каждого союза имел исполнительные органы в губерниях, городах, уездах и даже на фронтах. Финансовые средства формировались из ассигнований и пожертвований граждан. Первоначально основными задачами союзов были оказание помощи раненым и больным, а также размещение беженцев, но в ходе войны их функции значительно расширились.

В 1915 г. союзы объединились во Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Правительство предоставило ему права полувоенной организации с освобождением чиновников от обязанностей военной службы. Земгор владел предприятиями местного значения, мастерскими и магазинами, обеспечивал фронт и тыловые госпитали продовольствием и медикаментами, организовывал производство обуви и белья для военнослужащих, закупал за границей медицинское оборудование и инструменты. Он создал 75 санитарных поездов, вывезших с фронта 2,5 млн. раненых и больных.

Состав высших органов власти в годы войны принципиально не изменился. Государственная Дума вместе с Государственным Советом продолжала законотворческую деятельность в соответствии с Основными законами 1906 г. Однако, из её ведения было изъято военное законодательство. Вопросы законодательства стали все больше решаться в царских указах и постановлениях органов, связанных с хозяйственной деятельностью. В силу этих причин законодательное значение Государственной Думы снизилось, но одновременно возросла её политическая активность.

Совет министров в конце июля 1914 г. получил чрезвычайные полномочия и самостоятельно решал большинство дел, действуя от имени императора.

Война резко повысила спрос на оружие и иные материально-технические средства. Однако государственные предприятия удовлетворить эти потребности в полном объеме не могли. Поэтому возникла необходимость мобилизации частного капитала на нужды фронта посредством государственного регулирования экономики, а также создания чрезвычайных органов управления, поскольку аппарат мирного времени оказался не способен решать поставленные войной задачи.

Для координации работы отдельных ведомств в 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было создано Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позже преобразовалось в ряд межведомственных учреждений, состав которых определялся Государственной Думой и утверждался императором. В годы войны действовали:

- Особое совещание по обороне, которое размещало и проверяло исполнение военных заказов;

- Особое совещание по топливу, взявшее на себя функции распределения топлива между потребителями;

- Особое совещание по продовольствию, проводившее проверки наличия продуктов питания и устанавливавшее на них цены;

- Особое совещание по перевозкам, определявшее порядок принудительного пользования транспортом;

- Особое совещание по устройству беженцев, которое занималось вопросами организации размещения эвакуированных из фронтовой полосы.

Особые совещания имели право издавать обязательные для исполнения временные правила, требовать от частных предприятий безусловного принятия военных заказов, налагать секвестр (арест без конфискации), проводить реквизицию (принудительный выкуп по фиксированным ценам).

Местными органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии создавались в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.

Наиболее важную роль играло Особое совещание по обороне. Оно не было подведомственно какому-либо другому органу управления и имело широчайшие полномочия. Председателем его являлся военный министр, а в состав совещания входили представители Думы, Государственного Совета, различных министерств, Всероссийских земского и городского союзов, Центрального военно-промышленного комитета. Уполномоченными Особого совещания по обороне создавались местные совещания.

С июня по декабрь 1916 г. действовало Особое совещание министров, координировавшее все мероприятия по снабжению армии и флота и организации тыла, во главе с председателем Совета министров.

Несмотря на широкие полномочия, особые совещания с трудом справлялись со своими задачами, и снабжение вооруженных сил в ходе войны не улучшалось.

Мобилизация капитала на военные нужды вызывала противоречия между различными группами буржуазии. Пытаясь согласовать их интересы, государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами. На Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. формулируется идея создания военно-промышленных комитетов. Положение о комитетах было утверждено царем 27 августа 1915 г. Согласно Положению образовывались центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты для содействия делу снабжения армии и флота.

Функциями военно-промышленных комитетов являлись: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка, внешней торговли, транспорта, рынка труда, нормирование цен на сырье и другие вопросы. При комитетах создавались биржи труда и примирительные камеры, улаживавшие конфликты между рабочими и предпринимателями.

Комитеты имели права приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с государственными учреждениями, общественными организациями и частными лицами, принимать на себя различные обязательства по поставкам, заказам и подрядам, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу товаров и предметов для нужд армии и флота, предъявлять иски в суде и отвечать по ним.

239 военно-промышленных комитетов объединяли 1300 средних и мелких предприятий. За короткие сроки они ввели в строй 100 новых заводов. Но в целом оборонные заказы, выполненные военно-промышленными комитетами, не превышали 3 % всех заказов военного ведомства.

Война вызвала необходимость расширения компетенции органов военного управления. С объявлением мобилизации вступило в действие Положение о полевом управлении войск, утвержденное 16 июля 1914 г. Кроме того, продолжали действовать Правила о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, утвержденные в 1892 г.

Меры, определенные указанными Положением и Правилами в начале войны были дополнены отдельными актами императора, такими, как указ от 15 ноября 1914 г. «О некоторых мероприятиях, вызванных военным временем».

В соответствии с Положением о полевом управлении войск территория мобилизационного развертывания и боевых действий вооруженных сил и их тыловых учреждений составляла театр военных действий (ТВД). Все гражданское управление ТВД подчинялось командующим войсками военных округов или военным генерал-губернаторам.

Положение определяло устройство полевого аппарата управления войсками и полномочия должностных лиц. Верховный главнокомандующий являлся высшим начальником всех сухопутных и морских сил и наделялся чрезвычайными полномочиями. В районе ТВД его приказы исполнялись наравне с царскими законами и распоряжениями всеми без исключения правительственными учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Он подчинялся императору и за свои действия нес ответственность только перед ним.

Сущность военного положения, согласно Правилам 1892 г., заключалась в том, что при его объявлении вся власть в районе действия режима военного положения переходила к военному командованию. При этом командующему армией и уполномоченным им лицам были предоставлены практически неограниченные полномочия в отношении гражданского населения, среди которых:

- запрет выезда из зоны военного положения отдельным лицам, которых «предполагается привлечь к работам для достижения целей войны»;

- воспрещение вывоза любого имущества, которое могло бы быть использовано в военных целях;

- назначение общих и частных реквизиций;

- уничтожение строений и истребление всего того, «что по военным соображениям может затруднить движение или действия наших войск или благоприятствовать неприятелю».

Военное командование наделялось также правом по собственному усмотрению принимать и другие меры чрезвычайного характера «для охранения государственного порядка или успеха ведения войны».

Роль гражданских властей и полиции в период военного положения в основном сводилась к поддержанию общественного порядка административно-принудительными средствами: издание обязательных для исполнения постановлений; запрет собраний и митингов; закрытие торговых и иных учреждений, учебных заведений; приостановление периодических изданий; привлечение к ответственности и высылка отдельных лиц; отстранение от должности должностных лиц и т.п. Они же оказывали содействие военному командованию в вопросах поддержания порядка и снабжения войск жилыми помещениями, транспортом и различными видами довольствия. Военное командование было наделено правом отмены распоряжений гражданских властей с изданием собственных распоряжений.

За нарушение обязательных постановлений военного времени командующие армиями и генерал-губернаторы могли устанавливать наказания в виде тюремного заключения до трех месяцев или штрафа до 3 тыс. руб.

Характерной чертой военного положения являлось также введение подсудности гражданских лиц военным судам по законам военного времени за совершение государственных и других тяжких преступлений. Рассмотрение и решение дел в военных судах должно было происходить согласно нормам Военно-судебного устава.

Произошли изменения в системе судебных органов в связи с утверждением 20 июля 1914 г. новой редакции IV раздела Устава военно-судебного «О суде в военное время». В соответствии с Уставом в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, учреждались полковые и этапные суды, корпусные и им равные суды, военно-окружные суды. Высшей судебной инстанцией являлся Главный военный суд, председатель которого назначался императором.

В формировании военных судов исключительная роль принадлежала командованию. Временные члены корпусных и военно-окружных судов назначались из строевых офицеров соответствующими командирами. Полковой командир имел право изменять состав полкового суда по истечении срока его полномочий.

Военным судам были подсудны дела не только военнослужащих и лиц, состоящих при армии, но и всех гражданских лиц как российских, так и иностранных в местностях, объявленных на военном и на исключительном положении, а также дела жителей неприятельских областей, занятых русской армией, и военнопленных.

При чрезвычайных обстоятельствах в районе ТВД и в местностях, объявленных на военном положении, образовывались военно-полевые суды. Они учреждались из офицеров приказами главнокомандующего армиями фронта, командующих армиями, командующих войсками военных округов и равных им должностных лиц, а также коменданта осажденной крепости или укрепленного района, начальника гарнизона не позднее суток с момента совершения преступления. В ноябре 1914 г. Правилами о военно-полевом суде указанным должностным лицам было разрешено передавать права учреждения военно-полевых судов своим подчиненным, пользующимся правами не ниже командира полка.

Меры по расширению полномочий военных властей и изменению системы судебных органов способствовали укреплению государственной и воинской дисциплины в начале войны. Но, как показали дальнейшие события, они оказались недостаточно эффективными для поддержания порядка и организованности в армии и на флоте в период, предшествующий Февральской революции.

В условиях войны возникла необходимость внести некоторые изменения в административное, гражданское, уголовное и процессуальное право.

В первый же день войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре, которым предусматривалось образование органов цензуры как на ТВД, так и за его пределами. Эти органы осуществляли надзор за произведениями печати, публичными собраниями, типографиями, книжными магазинами во взаимодействии с полицией и жандармами.

Согласно указу от 24 июля 1914 г., все местности Российской империи, не находившиеся на военном или осадном положении, были объявлены состоящими на положении чрезвычайной охраны.

Именным высочайшим указом от 28 июля 1914 г. были обнародованы Правила, коими Россия будет руководствоваться во время войны 1914 г. Эти правила явились отражением норм международного гуманитарного права в законодательстве того времени. В основном они касались соблюдения на условиях взаимности международных договоров о ведении военных действий. Россия подтвердила, что она считает необходимым применять во время военных действий практически все положения «права войны». Кроме того, указ устанавливал порядок задержания и высылки подданных неприятельских государств, задержания их торговых судов в русских портах, а также предоставлял право подданным нейтральных государств продолжать торговлю с Россией.

Законодательство в экономической, финансовой и социальной областях определялось хозяйственными трудностями. Был введен военный налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, в том числе на коренных жителей национальных окраин, которые обычно не призывались на службу в армию. Военные налоги взимались с пассажиров железных дорог, их багажа и других грузов. Повысился размер налога на землю и наследство, на публичные увеселения и зрелища. Выросли подоходные налоги с недвижимых имуществ и с предприятий. Вводился налог на военную прибыль. Обмен рубля на золото был запрещен, начался выпуск необеспеченных бумажных купюр, следствием которого стали инфляция и рост цен.

Устанавливались ограничения обязательственных и вещных прав. Предприятия были обязаны в первую очередь выполнять военные заказы при жестком контроле и надзоре со стороны правительства и Особых совещаний. Вводилось страхование морских судов, грузов и фрахта от военной опасности. В ноябре 1916 г. принимается постановление о продовольственной разверстке, устанавливаемой уполномоченными Особого совещания по продовольствию и земскими управами. Расчет за изымаемые продукты производился по твердым ценам, а в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15 % ниже твердых цен. Одновременно вводилась карточная система на продукты. Был также издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении.

Семьи военнослужащих получали денежные компенсации на всех государственных предприятиях и в мастерских, размер которых определялся по количеству членов семьи. Раненым, семьям погибших, лишившимся кормильцев, также выдавались ежемесячные пособия. Руководство благотворительной деятельностью возглавляла царская семья, которая передала на социальную помощь из личных сбережений 20 млн. фунтов стерлингов.

Подданные воюющих с Россией государств были резко ограничены в своих правах. Они лишались всех льгот и преимуществ, судебной защиты и права выступать в суде через поверенных. Их промышленные и торговые предприятия подлежали закрытию, а занятие личным промыслом запрещалось.

В уголовном законодательстве Российской империи появились новые составы преступлений, свойственные военному времени, и были изменены прежние составы. Уголовное наказание влекло неисполнение постановлений Особых совещаний, поставка и отпуск недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, нарушение твердых цен. За уклонение от несения военной службы с помощью симуляции болезни или другого обмана виновный подвергался лишению всех прав состояния и срочной или бессрочной ссылке или смертной казни. Тем же наказаниям подвергались лица, совершившие членовредительство. За подстрекательство к неповиновению, сопротивлению начальству или восстанию виновные наказывались лишением всех прав состояния, срочной или бессрочной ссылкой или смертной казнью. Дезертиры по указу от 12 января 1916 г. подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или смертной казни. Побег к противнику или покушение на побег влекли за собой лишение всех прав состояния и смертную казнь.

Согласно разделу IV Устава военно-судебного в районе ТВД и местностях, объявленных на военном положении дознание производилось военным командованием, а если дело не требовало дальнейшего расследования, обвиняемый предавался суду. Предварительное следствие по делам, подсудным корпусным и военно-полевым судам, производилось военными следователями. Прокурор, получив следственное дело, передавал суду обвинительный акт в течение суток. Решение суда являлось окончательным.

Срок подачи кассационной жалобы на приговор суда исчислялся в 24 часа со времени объявления приговора. Военно-полевые суды рассматривали дела при закрытых дверях в течение не более 2-х суток. Приговор вступал в законную силу немедленно и приводился в исполнение не позднее суток. В 1916 г. был издан закон, по которому приостанавливалось исполнение приговоров о лишении свободы в отношении лиц, состоявших на службе в действующих армии и флоте, а также мобилизованных во время войны, до окончания войны или до увольнения осужденного с военной службы.

Таким образом, в годы Первой мировой войны произошли существенные изменения в государственном механизме и законодательстве. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы были призваны обеспечить потребности фронта и тыла для успешного ведения боевых действий, а измененное законодательство – создать для этого правовую основу. Однако, действовавшее в военные годы неблагоприятные факторы, среди которых разруха и товарный голод, утомленность населения войной, рост рабочего движения, усиление буржуазной оппозиции, неспособность верховной власти решать военные и хозяйственные проблемы, привели к тому, что для Российской империи военные итоги казались неутешительными, а политические – революционными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.048 с.)