ТОП 10:

Деятельность Государственной Думы



 

Общественный строй. Положение сословий продолжал определять Свод законов Российской империи. Закон различал четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городских обывателей, из которых была выделена особая сословная группа почетных граждан, и сельских обывателей.

Дворянство сохранило большинство своих прежних привилегий, хотя в результате крестьянской реформы 1861 г. в его положении произошли существенные изменения. В руках поместного дворянства были сосредоточены обширные земельные фонды, но вместе с тем крупное землевладение уже утратило сугубо дворянский характер. Приблизительно треть крупных земледельцев была буржуазной по своему происхождению.

Многие дворяне продолжали использовать старые методы ведения сельского хозяйства, что не позволяло получать высоких доходов даже с крупных имений. В связи с этим дворяне были вынуждены продавать и закладывать свои земли. Фонд дворянского землевладения неуклонно сокращался: с 1905 г. по 1915 г. в 47 губерниях Европейской России, без Прибалтики, общая площадь дворянских владений уменьшилась на 20 %.

Некоторая часть дворян-помещиков обуржуазивалась, перестраивая хозяйства по капиталистическому образцу и становясь крупными поставщиками хлеба на рынок и сельскохозяйственного сырья для капиталистических предприятий. Отдельные помещики вкладывали свои капиталы в промышленность, торговлю, транспорт, держали крупные пакеты акций.

Дворянство оставалось господствующим классом, причем самым сплоченным, самым образованным и наиболее близким к политической власти. Предчувствуя неизбежные перемены, дворянство уже в конце XIX века энергично стремилось использовать свои сословные организации для защиты классовых интересов. Так, в 1896 г. в Петербурге было создано Совещание губернских предводителей дворянства. В 1897 г. учреждено Особое совещание по делам дворянства, которое должно было разработать меры, направленные на упрочение экономических и политических позиций дворянства: рассматривались вопросы о расширении площади дворянского землевладения, использовании институтов заповедных имений и майоратов, обеспечении дополнительных преимуществ в области государственной службы, организации долгосрочного кредита.

Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на первом всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ – Совет объединенного дворянства (Постоянный совет объединенных дворянских обществ), который оказывал заметное влияние на правительственную политику. Он стал центром консервативных политических организаций дворянства.

В 1905 – 1906 гг. в обеих столицах и многих крупных городах возникли контрреволюционные организации под различными названиями, имевшие девиз: «Православие, самодержавие, народность». Наиболее радикальные из них, так называемые «черные сотни», объединили реакционные элементы дворянства, монархистов и мелкой буржуазии. Влиятельными партиями монархической направленности были Партия монархистов-конституционалистов, Палата Михаила Архангела, Союз русских людей и Союз русского народа.

Развитие капитализма в России привело к значительному численному росту буржуазии и усилению ее экономического влияния. Уже в конце XIX в. буржуазия имела довольно много различных предпринимательских организаций: торгово-промышленные съезды, Общество для содействия русской промышленности и торговле, Русское техническое общество, биржевые комитеты, купеческие управы. С 1872 г. действовал Совет торговли и мануфактур. В единую и сознательную политическую силу российская буржуазия стала складываться в период революционных событий 1905 – 1907 гг. Именно в это время она создала свои политические партии.

Правое крыло буржуазии сформировало партию «Союз 17 октября» (октябристов). В неё входили представители крупной буржуазии и помещики, следовавшие постулату «сильная власть выведет страну из кризиса». Союз выступал за единое и неделимое Российское государство, конституционную монархию с народным представительством, основанным на всеобщем избирательном праве.

Партия конституционных демократов (кадетов) оформилась на учредительном съезде в октябре 1905 г. Она объединяла представителей средней буржуазии, но не являлась чисто буржуазной по своему социальному составу, так как в ней было много представителей интеллигенции. Кадеты ратовали за конституционную монархию с двухпалатным законодательным представительным органом, обеспечение безземельных крестьян наделами, выкупаемыми у частных лиц, 8-часовой рабочий день, государственное страхование рабочих.

Развитие капитализма в России привело к росту пролетариата. Уже в конце XIX в. его численность достигла 10 млн. человек. К 1913 г. число наемных рабочих выросло почти до 20 млн. Активной борьбой в период революции рабочий класс добился права на объединение в профсоюзы, создание которых было разрешено Манифестом от 17 октября 1905 г.

Рабочие использовали и другие предоставленные им возможности. Они создавали различные культурно-просветительные организации, больничные кассы, страховые общества, кооперативы.

Одним из революционных завоеваний пролетариата было незначительное увеличение заработной платы и уменьшение штрафов на некоторых предприятиях. Однако в последующие годы реакции рабочие лишились этих завоеваний.

Интересы пролетариата выражала Российская социал-демократическая рабочая партия, образованная в 1898 г. На II съезде партии в 1903 г. произошел её раскол на большевиков и меньшевиков. В революцию 1905 г. РСДРП вступила с программой, провозглашавшей самодержавие злейшим врагом народа, необходимость его свержения и передачи власти Учредительному собранию. Предлагалось сформировать однопалатное законодательное собрание на основе всеобщего прямого избирательного права, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства, ввести подоходный налог и 8-часовой рабочий день, конфисковать все земли и передать их органам местного самоуправления.

Крестьяне составляли в начале XX в. около 80 % населения страны. Получив после отмены крепостного права статус свободных сельских обывателей, они продолжали оставаться низшим сословием. В деревне сохранялись отработка, круговая порука, выкупные платежи и другие пережитки крепостничества.

Революция 1905 – 1907 гг. политически активизировала многочисленные массы крестьян. Число выступлений крестьян против помещиков в этот период по сравнению с 1900 – 1904 гг. увеличилось более чем в 10 раз.

Революционная ситуация в стране вынудила правительство еще до первой русской революции устранить некоторые наиболее одиозные остатки крепостнической системы. Так, в марте 1903 г. была отменена круговая порука в сельской общине, в августе 1904 г. отменены телесные наказания крестьян, применявшиеся по приговорам волостных судов.

Выразителем политических интересов середняков и зажиточных крестьян, а также близкой к ним интеллигенции была Партия социалистов-революционеров (эсеров), созданная в 1901 г. и считавшая себя идейной преемницей народовольцев. Лозунгом партии была «Социализация земли», а содержанием деятельности – борьба с самодержавием. В политической сфере эсеры добивались провозглашения демократической республики с широкой автономией областей и всеобщего избирательного права. В экономической сфере предполагалось установить размер минимальной зарплаты, ввести государственное страхование, передать земли во владение и распоряжение общины. К эсерам были близки Народно-социалистическая и Радикальная партии.

Аграрная реформа. Важнейшим событием в жизни крестьянства, да и всей страны, явилась аграрная реформа, начатая под руководством Председателя Совета министров П.А. Столыпина. Уже в 1905 г. были изданы: Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов», по которому проводилось освобождение от взыскания недоимок по продовольственному сбору и аннулировались долги по ссудам на продовольствие; Манифест об улучшении благочиния и облегчении положения крестьянского населения, сокративший выкупные платежи на 50 % (с 1907 г. они были отменены вовсе); Указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян», вводивший кредитование крестьян за счет выкупных платежей, поступивших в банк.

В сентябре 1906 г. Указом «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков» правительство начало проведение переселенческой политики. В целях устранения земельной нужды в Центральной России и Прибалтике было организовано добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточные районы страны. Поселенцам земля поступала в постоянное пользование с предоставлением некоторых льгот.

Большое значение имел изданный в октябре 1906 г. Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Для них, кроме «инородцев», провозглашались единые права в отношении государственной службы, отменялось обязательное исключение крестьян из сельского общества при поступлении на службу и приобретении более высоких прав состояния. Крестьяне могли свободно выбирать место жительства. Отменялись подушная подать и принудительное направление неплательщиков на заработки. Ограничивалась судебная подведомственность крестьян волостным судам. Теперь крестьяне не могли привлекаться к общественным работам. Также отменялось подчинение крестьян земским начальникам, а, следовательно, и наложение административных взысканий без формального производства. Расширялись их избирательные права. Крестьяне допускались в земский съезд, на котором гласных они стали избирать без утверждения губернатором.

Основополагающим документом, принятым в ходе столыпинской реформы, был Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Поскольку крестьянская община тормозила развитие капитализма в деревне, данным указом провозглашался свободный выход из общины и закрепление в собственности крестьян земельных наделов, которые полагались им как членам общины. Участок должен был предоставляться сельским обществом в месячный срок со дня подачи заявления, а в случае отказа – земским начальником. Крестьянин мог требовать сведения выделяемых участков воедино или денежной компенсации. Подворное землевладение закреплялось общим крепостным порядком. Переход к отрубной системе землевладения также был возможен всем членам общины в случае одобрения такого решения двумя третями сельского схода. Финансирование аграрной реформы обеспечивал Указ «О выдаче крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных земель», изданный в ноябре 1906 г.

Реформа не достигла всех целей, ставившихся П.А. Столыпиным. Произошло частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию капиталистических отношений в деревне, но массового образования крепких крестьянских хозяйств на земельных наделах лиц, вышедших из общины, не произошло. Вместе с тем, аграрная реформа привела к расслоению крестьянства, созданию прослойки сельской буржуазии.

Таким образом, в результате революции и аграрной реформы Россия сделала еще один крупный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Государственный строй. В государственном механизме Российской империи важнейшим событием явилось создание всероссийского представительного органа – Государственной Думы.

Революционная волна, поднявшаяся в стране после «кровавого воскресенья», заставила царя и правительство искать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел А.Г. Булыгину было поручено подготовить проект закона о создании Государственной Думы. 6 августа 1905 г. император подписал Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в неё. Эта Дума получила название «булыгинской».

В законе указывалось, что Дума создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный Совет, то есть предполагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному Совету. Отличие Думы от Государственного Совета было в том, что в ее работе участвовали не назначаемые, а избираемые населением лица. Выборы предусматривались по трем куриям от землевладельцев, городских жителей и крестьян, при этом рабочие лишались избирательных прав.

Однако революционные события осени 1905 г. показали, что законосовещательная Дума не устраивает не только подавляющее большинство населения, но и даже либеральную буржуазию.

Император был вынужден пойти на более существенную уступку, подписав 17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Наряду с провозглашением свободы совести, слова, собраний и союзов, в нем содержалось обещание учреждения законодательной Думы и привлечения к выборам широких слоев населения.

11 декабря 1905 г. в думский избирательный закон были внесены существенные изменения. С целью успокоения рабочих им также было предоставлено право избирать Думу. Поэтому предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии – от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. Голосовать могли лица старше 25 лет. Однако женщины не имели избирательных прав ни в одной из курий. Не имели прав также студенты, солдаты, поденные рабочие и представители некоторых кочевых народов.

Для земледельческой и городской курий устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранным имели помещики, представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия имущественных ограничений не имела. Что касается избирательных прав рабочих, то их получали только рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух курий – двухстепенные: сначала выбирались выборщики в губернские избирательные собрания (27 крупных городов тоже имели свои собрания), которые затем выбирали уже членов Государственной Думы.

У рабочих выборы осуществлялись по трехстепенной системе. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятий – один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Этим ограничивалось представительство от крупных фабрик, где был наиболее организованный пролетариат. Уполномоченные на съезде выдвигали выборщиков в избирательные собрания губерний или крупных городов, где уже непосредственно избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы: от села выбирались представители на волостной сход, в волости – представители на уездный съезд уполномоченных, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание, где, наконец, происходили выборы членов Думы.

Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели привилегированные классы. С помощью такой системы голос помещика равнялся 3 голосам городских избирателей, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих.

20 февраля 1906 г. вышел акт об учреждении Государственной Думы, в котором определялась её компетенция: разработка и утверждение законодательных предположений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты были неподотчетны избирателям и могли быть отстранены Сенатом. Досрочный роспуск Думы осуществлялся императором.

При выборах в I Государственную Думу больше всех мест получили кадеты, которые, блокируясь с октябристами, образовали думское большинство. Представительство крайне правых монархических партий было незначительным. Много мест в Думе получили крестьяне. Правящие круги не препятствовали этому, полагая, что крестьянство является опорой самодержавия. Образовалась особая фракция трудовиков, которая выражала интересы крестьянства. В целом I Дума находилась в оппозиции правительству, особенно по аграрному вопросу, и через 72 дня (8 июня 1906 г.) она была досрочно распущена.

После проведения выборов во II Думу и начала ее работы в феврале 1907 г. обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. В Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, проявившее себя как активный противник правительства.

Прежде всего, остро встал вопрос о принятии столыпинского аграрного закона на базе Указа от 9 ноября 1906 г. Правительство опасалось, что Дума может его не утвердить. Дума затягивала утверждение государственного бюджета, передав его на рассмотрение специальной комиссии. От принятия бюджета зависело решение вопроса о получении займов от иностранных государств, поскольку их правительства по бюджету судили о платежеспособности России. 1 июня 1907 г. П.А. Столыпин выступил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной Думы. Он потребовал лишения депутатской неприкосновенности 16 депутатов социал-демократической фракции. Дума передала вопрос на рассмотрение комиссии, обязав ее дать свое заключение 4 июня. Однако, 3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о роспуске Государственной Думы, а социал-демократы были арестованы.

Вместе с манифестом было опубликовано новое Положение о выборах Думы. Порядок выборов был изменен в нарушение Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г., запрещавших императору менять избирательное право. Было урезано представительство окраин Российской империи, в результате чего азиатская часть страны избирала всего 15 депутатов. Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 до 51 % и уменьшилось от крестьянской с 42 до 22 %. Городская курия была разделена на две, причем первая, меньшая по составу курия, в которую входили владельцы недвижимости, избирала половину выборщиков. Свое представительство сохранили только 7 городов. Рабочие имели лишь немногим более 2 % выборщиков.

Выборы в III Думу наконец-то дали желательный для царизма результат. Наибольшее число голосов получили консервативные партии. Слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом, произведя, по сути, государственный переворот, царь продемонстрировал, что действуя как абсолютный монарх, он всегда может практически единолично изменить любой закон, игнорируя Думу.

С III Думой правительство сотрудничало более тесно и, несмотря на критику, провело ряд законов, касающихся аграрной реформы, введения земского самоуправления в западных губерниях, восстановления мировых судей, усиления вмешательства центра в дела Финляндии и Польши.

Осенью 1912 г. прошли выборы в IV Думу, в которой большинство вновь получили правые партии. Она действовала вплоть до февраля 1917 г.

Продолжающееся в стране революционное движение исключало для царизма возможность отказа от Думы, при помощи которой создавалась видимость участия народа в государственной жизни страны. Дума являлась субъектом законодательной власти. Ни один закон в государстве не мог быть принят без рассмотрения ею. Император сам принимать законы не мог, он лишь утверждал законопроекты, принятые Думой и одобренные Государственным Советом.

Вместе с тем, в законодательстве предусматривалось одно исключение. Согласно ст. 87 Основных государственных законов император мог самостоятельно принимать чрезвычайные законы в неотложных случаях, когда были перерывы в заседаниях Думы. Такой закон затем обязательно должен был вноситься на рассмотрение Думы не позднее чем через два месяца после начала ее заседаний. Если в течение этого времени закон не вносился на рассмотрение Думы, то он переставал действовать.

Законом предусматривались и некоторые ограничения полномочий Думы: она не могла рассматривать бюджетные вопросы, связанные с деятельностью военного министерства и министерства императорского двора, о государственных займах, сокращении платежей по государственным долгам.

Либеральная буржуазия полагала, что в лице Государственной Думы в России появился парламент. Действительно, некоторые внешние признаки парламента у Думы имелись. Например, она могла направлять запросы правительству и отдельным министрам. Однако министры на эти вопросы могли и не отвечать потому, что никакой ответственности перед Государственной Думой у правительства не было.

Одновременно с учреждением Государственной Думы был реорганизован Государственный Совет. Он был наделен новыми полномочиями и стал выступать в качестве верхней палаты по отношению к Думе.

Половина Совета назначалась «по высочайшему повелению», другая половина была выборной. Выборы в Государственный Совет были организованы так, что демократические элементы и трудящиеся попасть туда не могли. Выборы в Совет происходили от губернских земских собраний в соответствии с имущественным цензом, от духовенства, членов дворянских обществ, Академии наук и университетов, от Совета торговли и промышленности. Структура Государственного Совета включала общее собрание, два департамента, два присутствия и канцелярию.

Законопроект из Думы поступал в Государственный Совет, который мог при желании отклонить его. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение оставалось за императором.

Таким образом, законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Власть исполнительная принадлежала императору во всем её объеме.

Министры назначались царем и были ответственны только перед ним. В соответствии с указом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» были перестроены организационные начала деятельности Совета министров. Он стал постоянно действующим высшим правительственным учреждением, направлявшим действия ведомств в сфере государственного управления и законодательства. Но Совет не был органом, осуществлявшим какую-либо политическую программу, а играл роль координационного центра. Председатель Совета министров назначался императором. Некоторые министры могли обращаться для «высочайшего рассмотрения» своих дел, минуя Совет министров.

Все законопроекты и административные распоряжения до передачи царю обязательно рассматривались Советом министров. Часть из них утверждалась непосредственно императором в качестве актов верховного управления, часть вносилась на рассмотрение Думы, часть принималась в форме чрезвычайных указов, не дожидаясь созыва Думы. Одной из важнейших функций Совета министров было исполнение государственного бюджета.

Комитет министров в 1906 г. был упразднен, а его функции переданы Совету министров и Государственному Совету. В 1905 – 1907 гг. оживилась деятельность Сената. Вместе с тем, Сенат все больше подчинялся Министерству юстиции.

Происходили определенные изменения в системе полицейских органов. Департамент полиции фактически вышел из подчинения МВД. По всей стране с 1907 г. создается сеть охранных отделений, лишь формально состоявших при губернаторах и градоначальниках и занимавшихся борьбой с революционерами.

В судебной системе Российской империи также произошли изменения. В годы революции были созданы военно-полевые суды, которые рассматривали дела в упрощенном порядке и приговаривали, главным образом, к смертной казни. В 1912 г. были воссозданы мировые суды. Тогда же был ликвидирован институт уездных земских начальников.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.016 с.)