ТОП 10:

И дальнейшее развитие российского права



 

Конституция Российской Федерации. Задача разработки новой Конституции РСФСР впервые была поставлена в Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Конституционный процесс был связан с борьбой двух ветвей российской власти. Постановлением от 12 декабря 1992 г. «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» на 11 апреля 1993 г. Съездом народных депутатов РФ был назначен всероссийский референдум по основным положениям новой Конституции РФ. Верховному Совету было поручено утвердить текст выносимого на референдум проекта основных положений новой Конституции, согласованный с Президентом и Конституционным Судом, а в случае отсутствия согласия по отдельным формулировкам проекта, вынести их на альтернативное голосование.

В марте 1993 г. дважды созывались внеочередные Съезды народных депутатов РФ – восьмой и девятый, обсуждавшие вопросы о возможном проведении референдума, о соблюдении Конституции высшими органами государственной власти и должностными лицами РФ, о мерах по сохранению конституционного строя. Учитывая, что согласия между Президентом и Верховным Советом РФ по основным положениям проекта Конституции так и не было достигнуто, постановлением Съезда от 12 марта 1993 г. проведение всероссийского референдума было признано нецелесообразным.

Вместе с тем, Б.Н. Ельцин 20 марта 1993 г выступил с Обращением к гражданам России и своим Указом назначил проведение референдума о доверии Президенту РФ одновременно с референдумом по основным положениям новой Конституции.

В результате компромисса между ветвями власти в целях преодоления политического кризиса постановлением Съезда народных депутатов РФ от 29 марта 1993 г. было объявлено о проведении 25 апреля 1993 г. всенародного голосования – референдума.

После референдума возобновилась работа над проектом новой Конституции РФ. Постановлением от 29 апреля 1993 г. Верховный Совет РФ определил не позднее 15 октября 1993 г. опубликовать его для всенародного обсуждения.

Однако, Президент РФ представил свой проект Конституции и Указом от 20 мая 1993 г. назначил на 5 июня 1993 г. созыв Конституционного совещания для обсуждения данного проекта.

26 июня 1993 г. Конституционное совещание одобрило проект новой Конституции, представленный Президентом РФ. Этот проект направлялся для согласования с представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, а специальной рабочей группе было поручено до 15 сентября 1993 г. представить предложения по выработке единого согласованного проекта Конституции на основе проектов Президента и Конституционной комиссии.

Однако согласия между ветвями власти по проекту Конституции так и не было достигнуто. Б.Н. Ельцин после неконституционного роспуска Верховного Совета, игнорируя Конституцию Российской Федерации 1978 г. издал Указ от 1 октября 1993 г. «Об утверждении Положения о выборах депутатов Государственной думы» и Указ от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».

Референдум был назначен на 12 декабря 1993 г.

9 ноября 1993 г. проект Конституции был официально опубликован для ознакомления.

В результате всенародного голосования Конституция РФ была одобрена. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых – 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции.

После вступления в силу Конституции России 1993 г. принято значительное число законов, конкретизирующих ее положения.

В 2002 – 2005 гг. по вопросам, непосредственно касающимся конституционных прав и свобод, приняты новые федеральные законы: «О гражданстве Российской Федерации», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «О противодействии экстремистской деятельности», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и другие. Были приняты также новые кодексы: Жилищный, Трудовой, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, об административных правонарушениях. Важные изменения и дополнения внесены в Федеральный закон «О политических партиях».

В сфере организации публичной власти действуют также новые федеральные законы 2003 – 2005 гг. о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о парламентском расследовании Федерального Собрания, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и другие.

Обновился Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части, касающейся вопросов разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Разграничению полномочий между различными уровнями публичной власти в Федерации, гармонизации федеративных отношений посвящен и целый ряд других новых законодательных решений. Наметилась тенденция к частичному объединению субъектов Федерации на основе Конституции, федеральных законов и референдумов в соответствующих субъектах.

Гражданское право. 21 октября 1994 года принята первая часть Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации.

В новом гражданском законе при переходе России к рыночной экономике значительно расширилась сфера применения договоров купли-продажи, имущественного найма (аренды), займа, подряда.

С начала 90-х гг. началось возрождение таких институтов, как залог, поручительство, уступка требования и перевод долга, мена, страхование, поручение, комиссия, простое товарищество (совместная деятельность). Число норм о них в новом ГК России резко увеличилось по сравнению с ГК 1964 г., появились специальные законы о залоге, об ипотеке, о страховании.

22 декабря 1995 г. Государственной Думой принята часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. Она посвящена отдельным видам обязательств. Прежде всего, это обязательства, возникающие на основе многочисленных договоров, а также односторонних действий участников имущественных отношений. Кроме того, в нее включены правила об обязательствах, возникающих в связи с причинением имущественного вреда или вследствие неосновательного обогащения, являющихся, по существу, последствиями совершения определенных гражданских (имущественных) правонарушений.

Правила части второй ГК тесно связаны с нормами части первой. Они основываются на общих положениях Кодекса о том, как должны строиться имущественные отношения, кто именно и при каких условиях может быть их участником (граждане, юридические лица, публично-правовые образования), какие именно объекты и в силу какого правового режима становятся предметом соответствующих сделок. В части первой ГК помещены и общие положения обо всех обязательствах и договорах, составляющие отдельную часть Кодекса.

Положения об отдельных видах обязательств, содержащиеся в части второй ГК, последовательно развивают и продолжают общие начала (принципы) гражданско-правового регулирования, закрепленные частью первой Кодекса.

Подобно части первой Кодекса часть вторая также выполняет исключительно важную роль в формировании новой системы современного отечественного гражданского законодательства. С введением ее в действие утрачивают силу многие заведомо устаревшие акты прежнего правопорядка. Наряду с этим Кодекс предусматривает принятие на базе закрепленных в нем норм некоторых специальных законов, призванных детализировать положения ГК.

Часть третья ГК была принята 1 ноября 2001 г. Гражданский кодекс основательно вошел в жизнь российского общества как один из наиболее фундаментальных законов рыночной экономики.

Семейное законодательство. Семейный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. С его принятием все основные институты семейного права приведены в соответствие с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, международно-правовыми актами. В нормах кодекса закреплены демократические принципы построения семейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи. В нем учтен опыт применения ранее действовавшего законодательства о браке и семье, правильность и жизненность многих его положений, а также разрешены противоречия в регулировании семейных отношений.

После введения в действие Семейного кодекса были внесены существенные изменения в федеральное законодательство, связанные с реализацией отдельных его положений и направленные на усиление мер государственной защиты семьи.

Семейный кодекс основывается на российских социальных правовых традициях, на конституционных нормах о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством. Его основными целями являются укрепление семьи, обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально-экономических условиях, приоритетная охрана интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи. Кроме воспроизведения устоявшихся семейных отношений, в кодекс включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье; банк данных о детях, оставшихся без родительского попечения; приемная семья и некоторые другие нормы. В нем закреплены положения, выработанные судебной и прокурорской практикой, практикой органов опеки и попечительства, органов загса, отражен положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах.

В Семейный кодекс включены нормы, посвященные регулированию семейных отношений с участием иностранных граждан.

Трудовое право. С 2001 г. в стране наблюдается бурный процесс обновления действующего трудового законодательства. В этот период принимается Трудовой кодекс (ТК) РФ, проводится работа по его совершенствованию. Принятие ТК фактически положило начало поэтапному приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями изменяющейся рыночной экономики.

Сохраняя определенную преемственность норм, Трудовой кодекс РФ существенно отличается от всех предыдущих российских кодифицированных актов в сфере труда по своей структуре и содержанию, по месту и роли в системе регулирования трудовых отношений.

Новый кодекс решил проблему неоправданного применения норм гражданского права к трудовым отношениям. В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работодателем и работником, к таким отношениям применяются положения законодательства о труде.

Трудовой кодекс значительно расширил общие положения, закрепил в систематизированном виде социальное партнерство в сфере труда. Он усиливает отраслевую принадлежность норм, поскольку имеет много новых и важных положений, относящихся ко всем институтам российского трудового права.

Вместе с тем, кодекс содержит ряд неточностей, противоречивых и неоднозначно сформулированных норм и пробелов. Эти обстоятельства обусловили начатую практически сразу после его введения работу по подготовке поправок.

Уголовное право. Принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. повлияло на изменения в уголовном праве. В связи с провозглашением в Декларации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также запретом принудительного труда в УК отменяются статьи о нарушении правил паспортной системы и занятии бродяжничеством, попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни.

В 1993 г. Законом Российской Федерации из видов наказаний исключаются условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, а также ссылка и высылка.

В соответствии со статьей 7 Декларации, в которой было подчеркнуто стремление государства к полной отмене смертной казни, в УК произошло сокращение числа составов преступлений, в качестве наказания за которые она предусматривалась.

В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 1994 г. каждый получал право на необходимую оборону независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Правомерной признавалась защита личности, прав и законных интересов обороняющегося, другого лица, общества и государства путем причинения любого вреда посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Статья 36 Декларации освободила супругов и близких родственников от обязанности свидетельствовать в отношении друг друга. Исходя из этого, названные лица в апреле 1993 г. были освобождены от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении. Законом раскрывалось понятие близких родственников, под которое попадали родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка и внуки. Не подлежали уголовной ответственности и священнослужители за недонесение о преступлении, которое стало им известно из исповеди.

Новый Уголовный кодекс был принят 13 июня 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. Кодекс предусматривал обратную силу закона в части освобождения от наказания или его смягчения. При этом в случае декриминализации деяния предусматривалось снятие судимости. Впервые были сформулированы общие принципы уголовного права: законности, вины, справедливости, равенства и гуманизма.

В кодексе несколько смягчается ответственность за нетяжкие преступления и одновременно сохраняется и даже ужесточается ответственность за особо тяжкие преступления. Кодекс значительно расширяет диапазон санкции внутри статьи. Это позволяет больше учитывать фактор общественной опасности субъекта преступления и всего комплекса смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Смертная казнь в кодексе сохраняется только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, но не допускается в отношении лиц моложе 18 лет, женщин и мужчин старше 65. Вместе с тем Конституционный суд 2 февраля 1999 г. постановил, что суды не вправе выносить смертные приговоры до тех пор, пока всем гражданам не будет предоставлено право рассмотрения таких дел в суде с участием присяжных заседателей.

Как альтернативу смертной казни за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, УК предусматривает пожизненное лишение свободы, которое не применяется в отношении тех же лиц, к которым не может быть применена смертная казнь. Что касается сроков лишения свободы, то они предусмотрены в диапазоне от 6 месяцев до 20 лет, однако в случае частичного или полного сложения наказаний по совокупности преступлений могут возрасти до 25 лет, а по совокупности приговоров до 30 лет.

Содержание Общей части нового УК исходило из преемственности прежнего. Компоновка Особенной части выстраивается совершенно иначе. Здесь уже учитывалась другая иерархия ценностей, которая была закреплена Конституцией РФ 1993 г., – на первом месте личность, затем общество и государство. Появились новые главы:

- глава 23 – Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;

- глава 28 – Преступления в сфере компьютерной информации;

- глава 34 – Преступления против мира и безопасности человечества.

Существенно расширен перечень составов преступлений, предусматривающих наказания за различные злоупотребления при осуществлении предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Однако в кодексе имелись определенные пробелы, которые вызвали необходимость вносить в него многочисленные последующие поправки.

Процессуальное право. В 1991 г. была принята концепция судебной реформы. В рамках реализации концепции закрепляется право обжаловать в суд арест. Законом от 16 июля 1993 г. вводится суд присяжных на территории 9 субъектов РФ. Судебный приговор, который выносит судья на основе вердикта присяжных, может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд РФ.

Вносятся изменения в УПК такие, как право не свидетельствовать против себя, исключение из исследования доказательств, полученных с нарушением закона и целый ряд других.

7 августа 2000 г. принимается закон о порядке обжалования приговоров мировых судей. Право обжалования предоставляется единолично судьям районных судов.

18 декабря 2001 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вводился в действие с 1 июля 2002 г.

В соответствии с УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения избирается только по судебному решению при наличии соответствующих оснований. Кодекс обеспечивает большее равенство сторон в процессе и его состязательность.

Гражданское процессуальное право. Появляется арбитражный процесс как вид судебного разбирательства. В 1992 г. был принят первый арбитражно-процессуальный кодекс (АПК) РФ. Существенные изменения в регулировании имущественных и хозяйственных отношений вызвали необходимость разработки и принятия еще двух АПК – в 1995 г. и в 2002 г.

АПК 1995 г. ввел четыре инстанции арбитражного разбирательства: первая – основная, в которой дело рассматривается по существу. Вторая – апелляционная, в которой проверяется законность и обоснованность решения первой инстанции. Третья – кассационная, в которой по заявлению стороны проверяется законность решения. И наконец, четвертая – надзорная (исключительная инстанция). Ее главная задача – обеспечение единообразной судебной практики. Кодекс 2002 г. их сохранил.

АПК 1995 г. ввел в качестве эксперимента арбитражных заседателей, которых формировали из компетентных лиц. АПК 2002 г. предусмотрел возможность использования этого института по ходатайству стороны.

В АПК 2002 г. более четко была разграничена подведомственность между судами обшей юрисдикции и арбитражными судами. До принятия Кодекса 2002 г. существовала альтернативная подведомственность. Если в качестве истца выступало физическое лицо – дело рассматривали суды общей юрисдикции, а если юридическое лицо – то арбитражные суды.

Альтернативная подведомственность имела место и по делам о спорах с участием иностранных лиц и по вопросам исполнения решений иностранных судов и арбитражных институтов (в зарубежном праве арбитражами называют не государственные судебные учреждения, а третейские суды).

Конституция Российской Федерации 1993 г. дала мощный толчок совершенствованию законодательства в новейший период развития российского государства.

В несколько этапов была проделана большая работа по кодификации законодательства. С 1993 по 1997 гг. были приняты кодифицированные нормативно-правовые акты Российской Федерации: Гражданский (части первая и вторая). Арбитражный процессуальный, Водный, Семейный, Уголовный, Исправительно-трудовой, Лесной и Воздушный кодексы.

С 1998 – 2000 гг. было принято четыре кодифицированных акта: Градостроительный кодекс, Бюджетный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, а также части первая и вторая Налогового кодекса РФ.

С 2001 по 2005 гг. приняты законодательные акты, регулирующие земельные, уголовно-процессуальные, административные, трудовые отношения. Введены в действие часть третья Гражданского кодекса РФ, Гражданский процессуальный кодекс, Жилищный кодекс, новые редакции Арбитражного процессуального, Таможенного и Градостроительного кодексов РФ.

Российская Федерация на современном этапе стала страной, имеющей устойчивую государственно – правовую систему, стремящейся соответствовать положениям Конституции 1993 г. о демократическом правовом государстве.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Древнерусское государство и право. Киевская Русь (IX – XII вв.)………………………………………………………………………………  
§ 1. Общественный строй Древнерусского государства (IX – XII вв.)..
§ 2. Государственный строй Киевской Руси……………………………..
§ 3. «Русская Правда» – основной источник правовых норм Древнерусского государства………………………………………………………….  
Глава II. Древнерусское государство и право в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.)…………………………………………………  
§ 1. Причины феодальной раздробленности. Особенности общественного и государственного строя древнерусских княжеств и феодальных республик, их право…………………………………………………………..    
§ 2. Новгородская и Псковская феодальные республики. Право Новгорода и Пскова. Новгородская и Псковская судные грамоты………………  
§ 3. Русские земли в составе Великого княжества Литовского, их право
Глава III. Монголо-татарские государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.)………………………………………………………………….  
§ 1. Особенности феодальных отношений в монголо-татарских государствах………………………………………………………………………..  
§ 2. Государственный строй и военная организация Золотой Орды….
§ 3. Право Золотой Орды………………………………………………….
Глава IV. Формирование русского (Московского) централизованного государства и общегосударственной правовой системы (XIV – первая половина XVI вв.)………………………………………………………………..    
§ 1. Предпосылки образования Русского централизованного государства ……………………………………………………………………………..  
§ 2. Общественный строй…………………………………………………..
§ 3. Государственный строй………………………………………………..
§ 4. Формирование и развитие общегосударственной правовой системы в период образования Московского государства…………………………..  
Глава V. Государство и право России в период сословно-представительной монархии (середина XVI – XVII вв.)……………………  
§ 1. Общественный строй…………………………………………………..
§ 2 Государственный строй…………………………………………………
§ 3. Развитие права……………………………………………………........
Глава VI. Государство и право России в период абсолютизма (конец XVII – XVIII вв.)……………………………………………………………….  
§ 1. Образование Российской империи, развитие её общественного и государственного строя………………………………………………………  
§ 2. Особенности развития российского права в XVIII веке…………….
Глава VII. Государство и право Российской империи в первой половине XIX века…………………………………………………………………………  
§ 1. Развитие общественного строя……………………………………….
§ 2. Развитие государственного строя……………………………………..
§ 3. Систематизация и кодификация российского законодательства……
Глава VIII. Российская империя в период буржуазных реформ и развития капитализма (вторая половина XIX века)……………………………….  
§ 1. Отмена крепостного права и изменения в общественном и государственном строе России…………………………………………………………  
§ 2. «Контрреформы» 1880 –1890 гг. …………………………………….
§ 3. Особенности развития права во второй половине XIX века и его источники……………………………………………………………………….  
Глава IX. Государство и право Российской империи в начале XX века (1900 – 1914 гг.)………………………………………………………………..  
§ 1. Предпосылки и особенности буржуазно-демократической революции 1905 – 1907 гг. …………………………………………………………….  
§ 2. Изменения в общественном и государственном строе России, деятельность Государственной Думы…………………………………………….  
3. Развитие российского права в начале ХХ века………………………..
Глава X. Государство и право Российской империи в период Первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции (1914 г. – октябрь 1917 г.)……………………………………………………..    
§ 1. Государственный аппарат и законодательство Российской империи в период Первой мировой войны……………………………………………...  
§ 2. Изменение государственного строя в период Февральской революции 1917 года……………………………………………………………..........  
§ 3. Нормотворческая деятельность Временного правительства………...
Глава XI. Создание основ Советского государства и права (октябрь 1917 – 1918 гг.)………………………………………………………………….  
§ 1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления……………………………………………………………………………..  
§ 2. Первая Конституция РСФСР…………………………………………..
§ 3. Создание основ советского права……………………………………...
Глава XII. Советское государство и право в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 – 1920 гг.)………………………..  
§ 1. Советский государственный аппарат в условиях военного времени и политики военного коммунизма…………………………………………….  
§ 2. Правовое регулирование строительства Красной Армии и Флота
§ 3. Развитие советского права в 1918 – 1920 годах……………………..
Глава XIII. Советское государство и право в период становления и утверждения тоталитарного политического режима (1921–1941 гг.)………  
§ 1. Правовые основы новой экономической политики и отказ от принципов НЭПа……………………………………………………………………..  
§ 2. Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституциями СССР 1924 и 1936 годов…………………....  
§ 3. Развитие права…………………………………………………………..  
Глава XIV. Государство и право СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)…………………………………………………………..  
§ 1. Перестройка советского государственного аппарата на военный лад………………………………………………………………………………..  
§ 2. Право в условиях войны………………………………………………..
Глава XV. Советское государство и право в послевоенные годы и последующий период развития народного хозяйства (1945 – 1991 гг.)……….  
§ 1. Восстановительный период…………………………………………….
§ 2. Перестройка государственного аппарата……………………………...
§ 3. Развитие права в послевоенный период и период замедления темпов экономического развития………………………………………………….  
Глава XVI. Государство и право России на современном этапе (1992 – 2005 гг.)………………………………………………………………………….  
§ 1. Государственный механизм новой России: становление и развитие………………………………………………………………………………..  
§ 2. Конституционный процесс и дальнейшее развитие российского права……………………………………………………………………………..  

 


Авторский коллектив:

 

Волков Д.В.,

канд. юрид. наук, доцент

Дерюгин А.А.,

канд. юрид. наук

Красильников С.В.,

канд. юрид. наук, доцент

Лызлова В.Ю.

Лысенков С.Г.,

доктор юрид. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Марченко А.В.,

канд. юрид. наук, доцент

Миняйленко Н.Н.,

канд. юрид. наук, профессор

Погорелова Г.М.,

канд. юрид. наук, доцент

Прозванченков А.В.

Стремоухов А.А.

канд. юрид. наук, доцент

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.019 с.)