Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, предмет науки «Теория государства и права».↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объект, предмет науки «Теория государства и права». Объект ТГП – некоторая целостность, изучаемая многими науками, и каждая из них имеет в этом объекте свой предмет, т.е. определенный участок, сферу, проблематику. Для ТГП такой объект государство и право, которые изучаются и другими общ-ми науками. Понятие объекта шире понятия предмета. Предмет – часть изучаемого объекта, одна из его сторон, своеобразная ниша конкретной науки. Гос-во и право являются объектом познания многих наук. Что касается предмета, то он у каждой общественной науки свой и не совпадает с предметом изучения др-х общественных наук. Установить предмет теории государства и права это значит определить круг тех общественных, а точнее - государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, которые теория государства и права охватывает собой и изучает. Наличие четко определенного, отграниченного от сферы "приложения" других, смежных дисциплин предмета свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности и потенциальной эффективности рассматриваемой отрасли знаний и академической дисциплины. Первоначальное и к тому же самое общее представление о том, что изучает теория государства и права, дает название данной науки и учебной дисциплины. Оно указывает, в частности, на то, что теория государства и права имеет дело, прежде всего с такими явлениями и понятиями, как государство и право. Однако изучением государства и права занимаются и другие науки: история государства и права, философия, политология, социология, отраслевые юридические дисциплины и др. Каждая из них изучает государство и право под определенным утлом зрения, рассматривает лишь ту или иную их отдельную сторону, аспект. Л вместе они создают цельную картину, разностороннее представление о государстве и праве. Государство и право в целом как реально существующие явления составляют общий объект исследования различных общественных наук и учебных дисциплин. В то же время каждая из этих наук и дисциплин имеет свой собственный, сформировавшийся на основе и в пределах общего объекта предмет исследования Предмет теории государства и права Вопрос о предмете теории государства и права в научной и учебной отечественной литературе решается неодинаково. Одними авторами в качестве предмета теории государства и права рассматриваются "общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (чаще употребляется термин "исторического") типа". Другими авторами предмет теории государства к права видится как "закономерный процесс возникновения и развития государства и нрава на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение..." Имеются и иные определения предмета теории государства и права. При существующем между ними различии все они сходятся в том, что данная наука имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как процесс возникновения, становления и развития государства и права: общие закономерности данного процесса; взаимосвязь государства и права, их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии: правомерное повеление, правонарушение и юридическая ответственность. Кроме названных существуют и другие блоки вопросов, которые непосредственно связаны с государственно-правовой жизнью и входят в содержание предмета теории государства и права. Их много и они весьма разнообразны. Перечислять их вес нет никакой необходимости и ВОЗМОЖНОСТИ. К тому же, как писал французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье (1689-1755), "никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать"
Система науки «Теория государства и права». Наука (доктрина) - система знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений, закономерностях их существования и развития. Наука - это всегда систематизированное знание о какой-то области жизнедеятельности человеческого общества или об обществе в целом. Теория государства и права как наука, отражающая определенную сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первую очередь о государстве и праве. В тесном сотрудничестве с другими отраслями научного знания в ее рамках формулируются научные законы, понятия и определения о государственных и правовых явлениях, которые позволяют познавать не только сущность, содержание и формы государства и права, повышать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать государство и право для преобразования общества. Структура науки состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства (которая рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства) и теории права (которая, соответственно, изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества). ТГП изучает такие вопросы, как предмет и методология ТГП, характеристика первобытного общества и его институтов, а также нормативной системы; причины и закономерности возникновения гос-ва, основные теории, объясняющие происхождение гос-ной орг-ции общ-ва. ТГП изучаются: понятия, признаки, сущность, соц-ное назначение гос-ва, власть, её виды, особенности гос-ной власти; типология гос-в, их формы, формы межгосударственного объединения; понятие, классификация функций гс-ва, гос. Ап-рат и принципы его орг-ции и деятельности; место гос-ва в полит-кой системе общ-ва. Специальные темы посвящены советской ф-ме правления, а также современной рос-кой госуд-ности. В другой части излагаются проблемы регуляторов общ-ных отношений, современного правопонимания, признаки права, учение о нормах права, источниках права, механизме правового регулирования, системе права; понятие правовой системы и важнейшие мировые правовые системы; правотворчество и законотворчество, теория реализации права, юридическая техника, общее учение о правоотношениях; правомерное поведение, правонарушения и юр-кая ответств-ть; правосознание и правовая культура. Также изучается соотношение государства и общества, понятие и структуру гражданского общества, понятие и признаки правового гос-ва, перспективы его построения в современной России, а также материалом, посвященным социальному гос-ву, его мировым моделям, становлению соц-ного гос-ва в России, институту прав человека. Основные теории происхождения права. Естественно-правовая теория Естественно-правовая теория происхождения государства и права нередко в научной литературе называется договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Она рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. "Люди, собравшиеся здесь! обращался к своим собеседникам один из них - Гиппий (460 - 400 до н.э.). - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане - по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному но природе, закон же. властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе". Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и данная теория. В XVII - XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями. В Голландии - Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах В России - Александр Радищев и др. Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и нрава. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723 - 1789)и его работе "Священная зараза. Разоблаченное христианство". Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти, государства и права, приводящие к губительным социальным последствиям. Гольбах, а имеете с ним и другие сторонники естественно-правовой Теории происхождения государства и права апеллировали вместо божественной воли к воле народов, наций, человека. Если бы нации, столь униженные в своих нравах в собственных глазах, заявлял в связи с этим Гольбах, способны были обратиться к разуму, они, конечно, увидели бы. что только их воля может предоставлять кому-либо высшую власть. "Они увидели бы, что те земные боги, перед которыми они падают ниц, в сущности просто люди, которым они же, народы, поручили вести их к счастью, причем эти люди стали, однако, бандитами, врагами и узурпаторами, злоупотребили властью против народа, давшего им в руки эту власть". Особое внимание в естественно-правовой теории уделяется проблемам Общественного договора. Вопросы о том, что представляет собой общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в раде трактатов Жан-Жака Руссо (1712-1778), особенно в его знаменитом труде "Об общественном договоре...". Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит в том. по мнению Руссо, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищаем и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, Подчиняется, однако, только самому себе и остается стать же свободным, как и прежде Рассматривая государство как продукт общественного договора, происхождение разумной воли народа, а точнее, как человеческое учреждение или даже изобретение, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. В результате для нас всех каждый член превращается и пера цельную часть целого. Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось «гражданской общиною». Позднее - "Республикою или Политическим организмом". Члены этого Политического организма называют его "Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении ею с ему подобными". Государство, по Руссо, - "условная личность", жизнь которой, заключая в союзе ее членов. Главной его заботой наряду с самосохранением является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право. Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления. Ибо, Согласно общественному договору, только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установлении, каковая есть общее благо. Народ, рассуждал мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты обшей волн. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом. Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят быть неограниченными". Хотя им издавна твердили, что самое лучшее средство стать таковыми - это снискать любовь своих подданных, однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки. Власть, возникающая из любви поданных, несомненно, наибольшая. Но она непрочна и условна. Поэтому "никогда не удовлетворяются ею государи". Личный интерес любых повелителей состоит в том. чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться. Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что подданные всегда будут оставаться совершенно покорными, то государь был бы тогда заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для соседей. Но так как интерес народа имеет лишь второстепенное и подчиненное значение и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое дтя них непосредственно выгодно. Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту. Теория насилия Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и нрава. Наиболее видные ее представители - немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государетвовед Л. Гумплович (1838-1909) и известный "ревизионист марксизма" К. Каутский (1854-1938). Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. "История не предъявляет нам hit одного примера, - рассуждал в связи с этим Л. Гумплович в своей фундаментальной работе "Общее учение о государстве", - где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, Оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения". В результате насилия и завоевания одних племен и народов другими, порабощенных одних другими победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - "класс рабочих и служащих". Во внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в чем то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Гумплович, в вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать "главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству". Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни "высшие" идеи, ни "известные потребности" или "рационалистические и нравственные мотивы", как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение ОДНИХ племен другими, одним словом, прямое насилие - вот "родители и повивальная бабка государства", - являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения данных институтов. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное. к тому же "естественное" явление, не только порождающее единство противостоящих друг другу "элементов" государства победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально- экономические и политические последствия. Основным среди них является возникновение и развитие государства и нрава. Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отражает взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу Государства и на его происхождение. Методы осущ-ния гос власти. 1. гос. убеждение – (оно всегда доминирует) сис-ма мер орг-го воздействия обеспечивающих реализацию гос-но – властных явлений через добровольное их исполнение участниками общ-ных отношений. 2. гос. принуждение – это сис-ма мер орг-ного воздействия обеспеч-щих реализацию гос-но властных предписаний не зависимо от волеизъявления субъектов к которым они направлены. Относительно принадлежности государственной власти в науке существует ряд теорий: Теория элит (Парето, Моски, Лассуэл). Её представители считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория (Веблен, Белл, Барнхейм). Согласно этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Теория плюралистической демократии (Ласки, Дюверже, Дарендорф). Суть её состоит в том, что общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам - возраст, профессия, круг интересов и др. Каждый человек входит во многие страты, на основе которых создаются различные политические и общественные организации, влияющие на органы государства. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Теория государства «всеобщего благоденствия». Она состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает всеобщее благоденствие. Теория подчёркивает ценность каждой человеческой личности, ставит её интересы в основу деятельности государства. Теория конвергенции. Она рассматривала взаимное влияние государств двух систем - западных и социалистических. В результате делался вывод о том, что происходит «обмен» между государствами, причём каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и т.д. Это должно привести к тому, что через какое-то время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа. Историко-материалистическая концепция государства (Маркс, Энгельс, Ленин). В её основе лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Данная концепция сущности государства доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Особенности государства определяются, прежде всего, экономикой общества на определённой стадии исторического развития. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому, как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной. 20.Функции государства: понятие, признаки, содержание. Функции государства – это основные направления деятельности государства, обусловленные его главными задачами, назначением государства в обществе. Каждая из функций государства имеет свой объект воздействия (определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие) и определенное содержание. Объекты служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают в данной сфере. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. Функциям государства, как и иным правовым явлениям, присущи определенные признаки. 1. Функции государства – это устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни. 2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене. 3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности. 4. Они реализуются в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами. Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства ее достижения, то функции – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей, которые зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения; экономических возможностей общества; нравственного и культурного уровня общества; профессионализма государственных служащих и структур и др. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Функции многочисленных государственных органов, специально предназначены для определенного вида деятельности, а функции государства – охватывают его деятельность в целом, в совокупности всех его органов. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. В тгп есть проблема о соотношении терминов ап-рат и мех-зм гос-ва, сущ-ют 2 позиции: 1) понятие мех-зм и ап-рат гос-ва отождествляются 2) термин мех-зм более широкое понятие, ап-рат г-ва вкл-ет в себя только систему гос-х служащих наделённых гос полномочиями и реализующих гос власть.
Понятие и признаки права. В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (позитивное право). Во-вторых, – определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право). На практике субъекты имеют дело с позитивным правом, так как именно в нем государство посредством принятия законов и иных нормативно-правовых актов закрепляет нормы права естественного. Принято выделять следующие признаки позитивного права: 1. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. Суть данного признака состоит в том, что право выражает, во-первых, меру полноты (объема), доступности реальных прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; во-вторых, меру допустимых ограничений свобод человека. 2. Системность. Это одно из непременных требований и один из признаков, действующего права. Как система оно складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (норм права). Возникающие между нормами связи направлены на достижение единых целей. В результате право становится системой нормативного регулирования, основанной на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах. 3. Нормативность. Это исходное и основополагающее свойство (признак) права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств (правовых норм) различного уровня, установленных государством. 4. Общеобязательность. Она состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов и распространяется на всех субъектов права, в том числе и на государство. 5. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Последнее осуществляется специальными органами государства, в правовом государстве это принуждение носит правовой характер, оно осуществляется в рамках права. Это означает, во-первых, что принуждение осуществляется на основе, в соответствии с правовыми нормами, во-вторых, только уполномоченными на то органами согласно их компетенции, в-третьих, с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, как узурпация государственной власти, превышение власти. Государственное принуждение выражается в двух формах: физическом (физическое воздействие на правонарушителя) и психическом принуждении (страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены не случай неповиновения). Таким образом, государственное принуждение активно применяется при нарушении норм права, во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования. 6. Формальная определённость. Она заключается в том, что нормы права, их содержание, формально точно определены. Точно указывается в нормах права круг отношений, на которые распространяется их действие, субъекты, юридические последствия. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права – нормативно-правовых актах. 7. Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. 8. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, не является правом и может в установленном порядке признаваться недействительным. На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках, общеобязательность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Ценность права. Ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общ-ва. Кроме того право выражает важнейшие общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем кач-ве право способно: 1. дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав. 2. добиться активности в поведении и действиях 3. сопоставить поступки и действия с требованиями морали 4. выступать фактором прогресса, обновления общ-ва, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем. Право в разных странах имеет разные формы и содержание, которые чаще всего отражают уровень развития общ-ва, его культуру. Вместе с тем, представляя собой культурную ценность, право в разных обществах занимает самую верхнюю ступень в иерархии ценностей общества, в других – уступает место религии, а само право играет второстепенную роль (напр. В теократических гос-вах). Поэтому право может служить разным целям, но основное его назначение – служить общ-ву, человеку.
Понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем: – с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях; – благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений; – право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер; – право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости; – на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободные средства массовой информации и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства. Соотношение права и морали. Мораль занимает особое место в системе социальных норм, существующих в любом обществе. Слово "мораль" происходит от латинского "moraiis" - нравственность Она является одной из форм общественного сознания. В морали отражаются представления людей о добре и 'зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении. В отличие от права, оперирующего такими терминами и критериями оценки поведения людей, как, например, "правомерное" или "неправомерное" поведение, "юридические права" и "юридические обязанности", "правонарушение" и "юридическая ответственность", в нормах морали отражаются совсем иные оценочные категории и критерии, а именно категории "добро" и "зло", "честь" и "бесчестие", "гуманное" и "негуманное", "добропорядочное" и "постыдное", "справедливое" и "несправедливое" и др. Опираясь на эти категории и критерии и используя свои собственные Ьетоды и средства, право и мораль выполняют в обществе одинаковые по Своим конечным целям и задачам регулятивные и воспитательные функции. Они выступают в качестве важнейших составных частей механизма социального регулирования любого локального социального организма (например, региона, субъекта федерации, трудового коллектива), а также всего общества. Мораль, как и право, всегда имела и имеет социальный характер. Это означает, что с помощью норм морали регулируются такие отношения и связи, которые возникают между людьми, а также между человеком и обществом. Мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования. Это особенно верно и значимо, как было уже отмечено, для демократических политических режимов. Здесь сферы приложения права и морали в максимальной степени совпадают. Однако максимальное, самое широкое совпадение вовсе не означает их полного слияния. Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами и отношениями, не могут тем не менее проникать во все поры общества, регулировать все межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами нрава. Будучи средствами активного воздействия на поведение людей, право и мораль содержат в себе оценку и нормы поведения людей не только в бытовых, семейных или иных отношениях, по и в отношениях к обществу и государству Это важнейшие инструменты установления и поддержания в обществе дисциплины и порядка. А в чем еще. кроме ранее отмеченного, заключаются различия права и морали? Прежде всего в том, что они исторически возникают в разное время. Мораль возникает уже в недрах первобытного строя. Право же появляется лишь с образованием государственного строя. Право формируется в результате правотворческой деятельности государства, а мораль - в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, самого общества. Выполнение предписаний, содержащихся в праве, по общему правилу обеспечивается государственным принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, давлением со стороны общественной среды на индивида, допускающего нарушения моральных норм. К сказанному об особенностях права и морали следует добавить, что нормы права отличаются от норм морали гораздо большей конкретностью и формальной определенностью. Источники (формы) права. Одним из признаков нормы права является ее формальная определенность. А.Б. Венгеров указывает, что данная категория (формальная определенность) употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, определяющая его адресату границу, масштаб, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов и иных формах. Именно в этом втором смысле категория «формальная определенность» приводит к формулированию понятия «форма права». В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия, – «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права», другие – «юридический формальный источник права». В настоящее время эти споры можно считать преодоленными, поскольку оба указанных термина употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении – внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли. Таким образом, юридическими источниками (формами) права являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. Приведенное понятие источника следует отличать от понятия источника, порождающего, или объективно обусловливающего возникновение правовых норм. В таком контексте источник – не «форма выражения», а корень, исток возникновения, укрепления и развития тех или иных норм. Обычно в теории называют следующие виды источников норм права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай, юридическая доктрина и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию. Нормативно-правовой акт – это письменный правоустановительный акт государства, содержащий нормы действующего права. Нормативно-правовые акты (законы парламента, указы, декреты и иные акты главы госуда
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.013 с.) |