Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная власть: понятие, свойства, методы осуществления.

Поиск

Власть – это система отношений господства и подчинения при корой воля поведение одних – подвластных определяется и соответствует волей и поведением других – властвующих.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государ­ственное принуждение.

Гос. вл.- это концентрированное выражение сил имущих гос-ва, выраженная в его способности и возможности упр-ть общ-вом участниками общ-х отношений, орг-ть общ-ную жизнь во всех её основных сферах осущ-мая через сис-му гос-ных органов и долж-х лиц с использованием методов гос-го убеждения и гос. принуждения.

Государственная власть характеризуется следующими признаками:

- распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

- носит публично-правовой характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

- опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

- функционирует на основании системы налогов;

- осуществляется в пределах определенной территории;

- характеризуется легитимностью и легальностью.

Легализация государственной власти - это юридической провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, особенно если они принимаются на референдуме. Легитимация государственной власти – это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим, установкам, ожиданиям общества, народа, людей. Легитимная государственная власть - это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственной власти.

Особенности гос. власти:

1. это соц-ное явление тк оно проявляет себя в общ-ных отношениях

2. гос вл- это вл-ть публичная, она осущ-тся от имени и в интересах общ-ва спец-но уполномоченными субъектами – носителями гос вл-ти.

3. полит хар-тер гос вл-ти т.е. основное предназначение, детализация властных полномочий – это орг-ция упр-ния общ-ной жизнью всеми основными наиболее важными видами общ-ных отношений.

Специфическими св-вами гос вл-ти наука считает её легетивность и легальность.(Полякова добавляет ещё суверенность).

Легальность – означает юрид-кую обоснованность, законность гос. власти.

Законом и правом определены: 1.формы гос вл-ти. 2.компетенция полномочий гос-ва в целом и его отдельных органов и должностных лиц. 3.способы и формы реализации властных полномочий. 4.порядок процедуры деятельности гос орг-нов и тд и тп.

Легитивность – это социальная обоснованность власти которая означает принятие власти населением страны.

Методы осущ-ния гос власти.

1. гос. убеждение – (оно всегда доминирует) сис-ма мер орг-го воздействия обеспечивающих реализацию гос-но – властных явлений через добровольное их исполнение участниками общ-ных отношений.

2. гос. принуждение – это сис-ма мер орг-ного воздействия обеспеч-щих реализацию гос-но властных предписаний не зависимо от волеизъявления субъектов к которым они направлены.

Относительно принадлежности государственной власти в науке существует ряд теорий:

Теория элит (Парето, Моски, Лассуэл). Её представители считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория (Веблен, Белл, Барнхейм). Согласно этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Теория плюралистической демократии (Ласки, Дюверже, Дарендорф). Суть её состоит в том, что общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам - возраст, профессия, круг интересов и др. Каждый человек входит во многие страты, на основе которых создаются различные политические и общественные организации, влияющие на органы государства. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.

Теория государства «всеобщего благоденствия». Она состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает всеобщее благоденствие. Теория подчёркивает ценность каждой человеческой личности, ставит её интересы в основу деятельности государства.

Теория конвергенции. Она рассматривала взаимное влияние государств двух систем - западных и социалистических. В результате делался вывод о том, что происходит «обмен» между государствами, причём каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и т.д. Это должно привести к тому, что через какое-то время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа.

Историко-материалистическая концепция государства (Маркс, Энгельс, Ленин). В её основе лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Данная концепция сущности государства доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Особенности государства определяются, прежде всего, экономикой общества на определённой стадии исторического развития.

В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому, как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.


20.Функции государства: понятие, признаки, содержание.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, обусловленные его главными задачами, назначением государства в обществе.

Каждая из функций государства имеет свой объект воздействия (определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие) и определенное содержание. Объекты служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают в данной сфере.

Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

Функциям государства, как и иным правовым явлениям, присущи определенные признаки.

1. Функции государства – это устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. Они реализуются в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства ее достижения, то функции – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей, которые зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения; экономических возможностей общества; нравственного и культурного уровня общества; профессионализма государственных служащих и структур и др.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Функции многочисленных государственных органов, специально предназначены для определенного вида деятельности, а функции государства – охватывают его деятельность в целом, в совокупности всех его органов. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.01 с.)