Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение права и иных социальных норм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В системе социального регулирования праву отводится основное место в силу тех качеств, которыми оно обладает. Право отличается от других социальных регуляторов (обычаев, норм морали, корпоративных, религиозных и др. норм) по своей связи с государством: формируется, создаётся государством и им же обеспечивается. Соотнесём право с другими социальными регуляторами. Мораль – совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и складывающихся на их основе норм поведения. Мораль – это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны между собой. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, на развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Законодательная власть в работе над совершенствованием права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В том случае, когда норма права приходит в столкновение с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов в правовом государстве является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. В целом же с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом, пороками. Мораль и право имеют свои отличительные особенности. Нормы морали формируются стихийно, право же создается компетентными государственными органами. Право находит закрепление и выражение в письменных источниках, мораль – в сознании людей, моральные воззрения, идеи находят отражение также в художественной литературе, в фольклоре, различных произведениях искусства. Отличается также область отношений, регулируемых правом и моралью. Право действует на отношения, подконтрольные государству, но многие отношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали и не подлежат правовому регулированию. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий выполнения этих норм большинство людей. Требования и права, и морали выполняются сознательно, добровольно, благодаря пониманию их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычки человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. Право имеет в качестве специфической гарантии своего исполнения авторитет и силу власти государства. Обычаи – правила поведения общего характера, сложившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку людей. Обычаи не имеют единой системы, они многочисленны, во многом различны в зависимости от той социальной группы, где они сложились или сферы деятельности. Соотношение права с обычаями в современных условиях различно в зависимости от их характера. Одни обычаи могут санкционироваться государством, обретая характер правовых, которые учитываются государственными органами при решении юридических вопросов (такое санкционирование осуществляется путём ссылки законов на обычаи). Другие обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в обществе, запрещаются под угрозой наказания. Наибольшую группу составляют обычаи, к которым государство относится нейтрально, соблюдаются такие обычаи или нет для права безразлично. Корпоративные нормы – правила поведения, принятые негосударственными организациями. Эти нормы содержатся прежде всего в уставах, положениях и других актах и не обладают общеобязательностью права и не обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера, закрепляющие порядок формирования, функционирования общественных организаций (корпораций), а также права, обязанности и ответственность членов этих организаций. Сходство правовых и корпоративных норм проявляется в том, что они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения, закреплены в специальных актах и представляют собой системы норм. Однако только нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, кроме того, они безусловно имеют приоритет по отношению к корпоративным нормам. Действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами – необходимое условие его эффективности. Соотношение права и морали. Мораль занимает особое место в системе социальных норм, существующих в любом обществе. Слово "мораль" происходит от латинского "moraiis" - нравственность Она является одной из форм общественного сознания. В морали отражаются представления людей о добре и 'зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении. В отличие от права, оперирующего такими терминами и критериями оценки поведения людей, как, например, "правомерное" или "неправомерное" поведение, "юридические права" и "юридические обязанности", "правонарушение" и "юридическая ответственность", в нормах морали отражаются совсем иные оценочные категории и критерии, а именно категории "добро" и "зло", "честь" и "бесчестие", "гуманное" и "негуманное", "добропорядочное" и "постыдное", "справедливое" и "несправедливое" и др. Опираясь на эти категории и критерии и используя свои собственные Ьетоды и средства, право и мораль выполняют в обществе одинаковые по Своим конечным целям и задачам регулятивные и воспитательные функции. Они выступают в качестве важнейших составных частей механизма социального регулирования любого локального социального организма (например, региона, субъекта федерации, трудового коллектива), а также всего общества. Мораль, как и право, всегда имела и имеет социальный характер. Это означает, что с помощью норм морали регулируются такие отношения и связи, которые возникают между людьми, а также между человеком и обществом. Мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования. Это особенно верно и значимо, как было уже отмечено, для демократических политических режимов. Здесь сферы приложения права и морали в максимальной степени совпадают. Однако максимальное, самое широкое совпадение вовсе не означает их полного слияния. Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами и отношениями, не могут тем не менее проникать во все поры общества, регулировать все межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами нрава. Будучи средствами активного воздействия на поведение людей, право и мораль содержат в себе оценку и нормы поведения людей не только в бытовых, семейных или иных отношениях, по и в отношениях к обществу и государству Это важнейшие инструменты установления и поддержания в обществе дисциплины и порядка. А в чем еще. кроме ранее отмеченного, заключаются различия права и морали? Прежде всего в том, что они исторически возникают в разное время. Мораль возникает уже в недрах первобытного строя. Право же появляется лишь с образованием государственного строя. Право формируется в результате правотворческой деятельности государства, а мораль - в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, самого общества. Выполнение предписаний, содержащихся в праве, по общему правилу обеспечивается государственным принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, давлением со стороны общественной среды на индивида, допускающего нарушения моральных норм. К сказанному об особенностях права и морали следует добавить, что нормы права отличаются от норм морали гораздо большей конкретностью и формальной определенностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.127 (0.008 с.) |