Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробелы и коллизии в праве, способы их преодоления.

Поиск

Пробелы в праве – это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, казываются неурегулированными конкретными нормами права. Пробелы имеют место внутри сферы правового регулирования. Поэтому нельзя считать пробелом, если правом не регулируются те или иные отношения, например, отношения дружбы. Данные отношения находятся вне сферы правового регулирования, законодатель не считает необходимым прибегать здесь к правовому регулированию.

Причины возникновения пробелов в праве самые различные: и отставание законодательства от развития общественной жизни, и недостаток законодательной техники и др.

В общей теории права проводится различие между близкими по смыслу, но не совпадающими понятиями: восполнение пробела и преодоление его.

Это два самостоятельных способа устранения обнаруженных пробелов.

Восполнение пробела относится к компетенции правотворческих органов и представляет собой деятельность по разработке недостающей нормы права или целого нормативно-правового акта и введению их в действие.

Следовательно, правотворчество – основной способ восполнения пробельности законодательства и полной ликвидации этой проблемы.

Отличительной особенностью российской правовой системы является четкое разграничение правотворческих и правоприменительных функций в работе государственного аппарата. Дело в том, что наши правоприменительные органы, как правило, не обладают полномочиями на правотворчество и, следовательно, не могут восполнять пробелы. Они их могут только преодолевать путем рассмотрения и разрешения юридических дел на основе аналогии. Таким образом, преодоление пробела и есть собственно нетипичное правоприменение, в ходе которого обнаруженный пробел не восполняется из-за отсутствия у правоприменителя на это полномочий, а временно для данного случая преодолевается.

Аналогия означает определенное сходство между различными предметами и явлениями. Применение аналогии права или закона – не произвольное решение дел. Принятие решений происходит в соответствии с волей государства, однако новые правовые нормы при этом не создаются.

Применение права по аналогии возможно при наличии одновременно двух условий: если нет правовой нормы, которая непосредственно рассчитана на регулирование рассматриваемого случая; если рассматриваемый случай находится в сфере правового регулирования.

Несоблюдение указанных условий является грубым нарушением законности.

Существуют два вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона есть применение к конкретным общественным отношениям правовых норм, регулирующих сходные отношения.

При аналогии закона складывается следующая ситуация: 1) имеется факт (отношение), требующий правового разрешения; 2) отсутствует норма, его предусматривающая; 3) отсутствует обычай делового оборота, рассчитанный на данное отношение; 4) отношение не урегулировано соглашением сторон;

5) имеется в наличии норма, предусматривающая сходные, аналогичные факты (отношения). Дело решается на основе нормы, регулирующей сходное отношение.

Аналогия права есть принятие решения по конкретному делу, исходя из общих начал и смысла законодательства.

При аналогии права наличествуют те же обстоятельства, что и при аналогии закона в п.п. 1 – 4, но отсутствует норма, предусматривающая сходные отношения. В этом случае дело решается на основе общих начал, смысла законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанный порядок решения дел при пробелах в праве предусмотрен в ст.6 ГК РФ.

По аналогии решаются только дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В уголовных делах и делах об административных нарушениях аналогия не применяется. Согласно статье 14 УК РФ, преступлением является лишь такое деяние, которое предусмотрено этим кодексом. Здесь действует принцип: нет преступления без указания о том в законе. Статья 3 УК РФ запрещает применение уголовного закона по аналогии.


103.Законность: понятие, принципы, содержание.

Законность – это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно не понималось.

В литературных источниках существуют различные определения законности и все они имеют под собой основания. Каждое из них отражает какую-либо сторону законности.

Законность – это, прежде всего, принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдении норм права, законов субъектами, к которым они адресованы.

Законность – это принцип деятельности государственного аппарата, политической системы в целом. В Конституции РФ за органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами закреплена обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность можно определить и как особый режим, состояние общественной жизни, выражающееся в строгом, реальном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права. Данное определение делает упор не столько на требование блюсти закон, сколько на реальное исполнение законов, на совершение действий, связанных с реализацией законов.

При анализе вышеперечисленных определений законности видно, что акцент в них делается на исполнение норм права и обходится стороной вопрос о содержании. Однако для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства, существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов, подзаконных нормативно-правовых актов).

Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает, помимо прочего, идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

В традиционном понимании законности и ее принципов содержалось известное противоречие: с одной стороны, утверждалось верховенство закона, с другой – принижалось его значение, так как в сфере правоприменения речь уже шла о нормах всех правовых актов, безотносительно к их происхождению. Понимание законности как исполнения всех нормативно-правовых актов, всех правовых норм, установленных или санкционированных государством, объективно принижало значение закона в системе нормативно-правовых актов государства. Закон низводился до уровня подзаконного нормативно-правового акта.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативно-правовым актам. В связи с этим, профессор Н.В. Витрук считает, что законность есть исполнение закона и только закона.

Однако более обоснованной представляется широкое понимание законности, в соответствии с которым законность есть исполнение как самих законов, так и подзаконных нормативно-правовых актов. Каждый подзаконный нормативно-правовой акт, если он принят в развитие закона и соответствует ему, должен соблюдаться как и закон.

Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права последовательно распространяется на все сферы правовой деятельности государства и членов гражданского общества и образует особый общественно-политический режим. Содержание этого режима применительно к отдельным сферам правовой деятельности можно охарактеризовать следующим образом.

1. Законность является важнейшим принципом правотворческой деятельности государственных органов. Его последовательное проведение означает, что правотворческие органы принимают нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, с осуществлением установленных законом или иным нормативно-правовым актом правотворческих процедур и в установленной форме. Принимаемые нормативно-правовые акты последовательно согласуются с Конституцией и федеральными законами.

2. На стадии правоприменения, реализации норм права принцип законности означает строгое следование государственных органов и должностных лиц действующим законам, иным нормативно-правовым актам, которыми закреплена их компетенция, порядок разрешения дел и пересмотра актов применения права, вступивших в законную силу.

3. В сфере государственного принуждения законность означает активную деятельность органов государства и должностных лиц по решительному пресечению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили, и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, иных лиц, а также принятие иных мер, способствующих реализации норм права в конкретных правоотношениях. Правоохранительная деятельность включает в себя правоприменение, осуществляемое в соответствии с вышеизложенными требованиями законности.

4. В сфере реализации права гражданами и их коллективными образованиями законность проявляется в неукоснительном следовании членов гражданского общества действующему праву. Это следование проявляется в их действиях и поступках, осуществляемых в пределах предоставленных правомочий либо обеспечивающих надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законом, иными нормативно-правовыми актами либо договором.

Подлинная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Количество принципов (требований) законности в литературных источниках все возрастает. Среди них называются и такие, которые принципами не являются, например, связь законности и культуры.

Рассмотрим принципы законности.

Принцип верховенства законов заключается в том, что в процессе нормотворчества следует исходить из того, чтобы эти акты не противоречили закону, издавались в соответствии с ним. Если же в процессе реализации права, применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативно-правовой акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основании закона.

Единство законности заключается в единообразном понимании и применении нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Недопустимы попытки создания в каждом субъекте своей законности, отличной от общегосударственной. Единство законности, однако, не означает шаблона в применении нормативно-правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявление инициативы не вело к отступлению от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

Всеобщность законности (принцип равенства перед законом) характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения.

Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

Принцип приоритета международного права перед внутригосударственным правом. Этот принцип зафиксирован в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему в ходе правотворчества не должны приниматься законы, противоречащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ. В процессе же применения права при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам и договорам предпочтение должно отдаваться последним.


Гарантии законности.

Законность как политико-правовой режим является реальным постольку, поскольку государство и его органы оказываются способными обеспечивать и охранять его от правонарушений. Обеспечение государством законности осуществляется проведением мер, направленных на совершенствование, развитие режима законности и деятельности органов исполнительной власти по реализации этих мер. Охрана законности государством означает деятельность государственных органов по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений.

Охрана и обеспечение законности осуществляется с помощью следующих мер: 1) совершенствование законодательства; 2) осуществления действенного конституционного контроля; 3) обеспечение качественной и эффективной работы общих и арбитражных судов; 4) укрепление законности в деятельности органов исполнительной власти; 5) применение действенных мер по профилактике правонарушений; 6) эффективного действия механизма государственного принуждения. Названные меры в своей совокупности понимаются как юридические гарантии законности.

Последовательное осуществление этих мер гарантирует стабильность и реальность законности. Она предстает не благим пожелание государства, неким политико-правовым идеалом, а важнейшим элементом правового регулирования, позитивное, благотворное действие которого испытывают все – и общество и государство, и отдельная личность.

Совершенство формы и содержания законов и иных нормативно правовых актов является необходимым условием законности. Речь идет не только о понятности и доступности нормативно-правовых актов для населения, но в первую очередь о соответствии действующих норм права закономерностям общественного развития, о закреплении ими мер, способствующих прогрессивному развитию общества, охране прав и свобод граждан. Законность, как и законодательство, должна создавать необходимые условия для развития и процветания общества, а не выступать средством его разрушения. Неразумно требовать неукоснительного исполнения законов, которые отстают от требований жизни, не соответствуют экономическому и культурному уровню развития общества и не поддерживаются общественным мнением.

Как правовая основа законности совершенное законодательство должно быть свободно и от своих извечных недостатков – пробелов и противоречий.

Совершенство законодательства предполагает также его доступность для широких слоев населения, его обязательное и полное помещение в источниках официального опубликования в прессе.

Залогом совершенства законодательства и иных нормативно-правовых актов является неукоснительное соблюдение законности в деятельности правотворческих органов. При этом важно, чтобы органы государства издавали нормативно-правовые акты в строгом соответствии с их компетенцией.

С учетом значимости совершенных законов в деле укрепления, гарантированности законности в Российской Федерации осуществлен ряд важнейших мер в этом направлении. Во-первых, Конституция РФ установила пределы действия федеральных конституционных законов, а также федеральных законов и законов субъектов РФ, порядок разрешения коллизий между ними. Во-вторых, создан постоянно действующий на профессиональной основе парламент, основная задача которого сводится к подготовке новых законов и совершенствованию действующих. В-третьих, в стране введен конституционный контроль за соответствием законов и иных ормативно-правовых актов Конституции РФ.

Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, обеспечивает неукоснительное соблюдение Конституции РФ тем, что выявляет и признает недействующими противоречащие ей федеральные законы и иные правовые акты. Благодаря этому создаются дополнительные и действенные гарантии совершенства законодательства и иных нормативно-правовых актов в одном из их важнейших качеств – соответствии конституции и создании единой непротиворечивой системы нормативно-правовых актов.

Основными гарантиями законности в сфере органов исполнительной власти являются: 1) прокурорский надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) судебный контроль за соответствием законам правовых актов, принимаемых министерствами и ведомствами, федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (все правовые акты этих органов, не соответствующие закону, отменяются судебными органами по протесту прокурора или заявлениям граждан); 3) государственной регистрацией общеобязательных нормативно-правовых актов федеральных министерств и ведомств Министерством юстиции РФ.

Деятельность органов исполнительной власти по обеспечению законности весьма многообразна и по сферам деятельности, и по способам ее разрешения. Практически вся деятельность этих органов осуществляется во имя торжества законности и устранения каких-либо препятствий на пути действия Конституции РФ и федеральных законов. В числе основных направлений этой деятельности можно выделить следующие:

– принятие нормативно-правовых актов во исполнение и развитие законов;

– осуществление оперативно-исполнительной и правоприменительной деятельности, направленной на наделение конкретных субъектов правами и обязанностями, вытекающими из законов и иных нормативно-правовых актов;

– осуществление контроля за деятельностью государственных органов, организаций и граждан по исполнению действующих законов и иных нормативно-правовых актов;

– проведение правообеспечительных мер по укреплению законности в деятельности органов исполнительной власти, в том числе проведение мер по повышению правовых знаний должностных лиц и государственных служащих, предъявлению к их работе высоких требований, увольнению с государственной службы работников, не справляющихся со своими обязанностями;

– организация правового воспитания среди населения в целях повышения их уровня правового сознания и формирования установок на В деле охраны законности большое значение имеют меры государства по профилактике правонарушений, проводимые с целью выявления и устранения причин, способствующих их совершению. Проблема если не ликвидации, то значительного сокращения числа правонарушений состоит прежде всего в устранении социальных факторов, создающих питательную почву для преступлений и иных правонарушений. Так, например, нерациональное управление имуществом предприятий, организаций, учреждений, отсутствие надлежащей их охраны, несоблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и других требований имеет своим следствием явное увеличение числа правонарушений в стране.

Поэтому деятельность по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, составляет одно из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти. Особое значение имеют органы внутренних дел, прокуратура, разного рода инспекции (органы санитарно-эпидемиологического надзора, пожарная инспекция и др.), призванные выявлять и пресекать правонарушения, а также требовать незамедлительного устранения причин и условий, способствующих их совершению.


105.Правопорядок: понятие, признаки, принципы, содержание.

В литературе чаще всего правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Есть и другое, более раскрытое определение: правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Признаки:

1. это порядок в общественных отношениях, урегулированных правом, т.е. это внутренне согласованная система правовых отношений;

2. это порядок, при котором гос-вом гарантируется реализация субъективных прав и исполнение юр-ких обязанностей участников правоотношений;

3. это подзаконный порядок в общественной жизни, основное содержание которого составляет правомерное поведение, практическое осуществление законности.

Принципы:

Принцип единства правопорядка предполагает единую направленность правопоряди в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны. При этом предполагаются единое понимание и применение законов на всей территории государства, единство правового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений.

Принцип всеобщности правопорядка означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов.

Принцип реальности выражается в цели правопорядка - достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых норм.

Принцип целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка. В сфере правореализации данный принцип означает, что участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется при назначении мер взыскания, воздействия на правонарушителя и др.

Принцип гарантированности означает, что прочный правопорядок невозможен в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

Принцип неотвратимости юридической ответственности характеризует юридическую сторону правопорядка. Ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия. При этом меры воздействия на правонарушителя должны быть строго индивидуализированными: соответствовать тяжести правонарушения, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам правонарушения, тяжести последствий и другим обстоятельствам.

Принцип взаимосвязи правопорядка и культуры проявляется в том, что правопорядок не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Иначе говоря, культура служит основой правопорядка, а правопорядок, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.012 с.)