Закономерности возникновения права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности возникновения права.



Право- система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых гос-вом и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятым в данном общ-ве устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Первые нормативные обощения были оформлены в законах Хаммурапи, Ману, 12 таблиц, Русской правде и др.

В любом ист-ком общ-ве для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм – социальное регулирование. Регулировать значит направлять поведение людей, их групп и всего общ-ва, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают 2 вида соц-го регулирования – индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил – образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативно-социального регулирования послужило толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

В первобытном общ-ве нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи – правила поведения, вошедшие в привычку в рез-те многократного повторения в течении длительного времени. Обычное право – система норм опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторн жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и др-х взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Это были мононормы, т.е. нерачлененные, единые нормы.

В них переплетались, четко не проступая, разнообразные эл-ты морали, религии, правовых начал.

Эти неписанные правила соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось силой общ-ного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (казнь, изгнание и т.д.).

Преобладало такое средство охраны обычая как табу – обязательный запрет. Кроме этого были дозволение (определение видов животных и времени охоты на них) и позитивное обязывание (организация строительства жилищ, изготовление орудий и др.)

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни – истоки формирования права.

Зародыш права – в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только полит власть стала обнаруживать свое значение, то стало вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались те кто не надеялся на общественный суд, не считали достаточным его решение, или боялись неблагоприятного решения.

Не нужно сомневаться что суд как орган власти начав отбор норм или творчество их, действовал в интересах властвующих. Трудно отрицать что усмотрев возможность воздействовать на население путем установленных норм, властвующие создали нормы права, чтобы обеспечить себя организованным действием своей силы. Но нельзя отрицать что организованный порядок соответствовал интересам слабейших т.к. освобождал их от страха постоянного произвола со стороны властвующих. Право обеспечивает сильным правомерное использование своей силы, но право обеспечивает слабых от случайных и неожиданных актов произвола.

Ученые предполагают следующие формулировки причин происхождения права:

1. необходимость установления единого порядка

2. необходимость его поддержания

3. оформление товарно-денежных отношений

4. смягчение противоречий между различными слоями общ-ва

История всех народов показывает что прежде всего правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь лиц стоящих у власти уголовное право за политические преступления выступает как первый ряд норм права исходящих от политической власти. Уголовное право составляет главное содержание юр-ких памятников, чем древнее сборник тем болбше его уголовное содержание. За уголовным правом следуют нормы определяющие что должно население вносить в пользу власти – налоги, оброки. Далее следуют нормы процессуальные, низшие классы заинтересованы чтобы их судили не по произволу, а по установленным правилам. И только потом идут нормы гражданского права. Сначала власть стремиться укрепить свое положение и отношения между подданными ее не интересуют. Только позднее власть приходит к сознанию что истинная ее опора в самом обществе, а следовательно чем прочнее порядок тем тверже основа на которой она держится.

ВЫВОД: осложнение социальной структуры, экономических отношений и иных сфер общ-ной жизни привело к возникновению права.


Понятие и признаки права.

В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (позитивное право). Во-вторых, – определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право). На практике субъекты имеют дело с позитивным правом, так как именно в нем государство посредством принятия законов и иных нормативно-правовых актов закрепляет нормы права естественного.

Принято выделять следующие признаки позитивного права:

1. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. Суть данного признака состоит в том, что право выражает, во-первых, меру полноты (объема), доступности реальных прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; во-вторых, меру допустимых ограничений свобод человека.

2. Системность. Это одно из непременных требований и один из признаков, действующего права. Как система оно складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (норм права). Возникающие между нормами связи направлены на достижение единых целей. В результате право становится системой нормативного регулирования, основанной на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах.

3. Нормативность. Это исходное и основополагающее свойство (признак) права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств (правовых норм) различного уровня, установленных государством.

4. Общеобязательность. Она состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов и распространяется на всех субъектов права, в том числе и на государство.

5. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Последнее осуществляется специальными органами государства, в правовом государстве это принуждение носит правовой характер, оно осуществляется в рамках права. Это означает, во-первых, что принуждение осуществляется на основе, в соответствии с правовыми нормами, во-вторых, только уполномоченными на то органами согласно их компетенции, в-третьих, с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, как узурпация государственной власти, превышение власти.

Государственное принуждение выражается в двух формах: физическом (физическое воздействие на правонарушителя) и психическом принуждении (страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены не случай неповиновения). Таким образом, государственное принуждение активно применяется при нарушении норм права, во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.

6. Формальная определённость. Она заключается в том, что нормы права, их содержание, формально точно определены. Точно указывается в нормах права круг отношений, на которые распространяется их действие, субъекты, юридические последствия. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права – нормативно-правовых актах.

7. Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

8. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, не является правом и может в установленном порядке признаваться недействительным.

На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках, общеобязательность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.011 с.)