Способы, методы и типы правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы, методы и типы правового регулирования.



Систему правового регулирования образуют различные способы, методы, приемы, используемые правом в регулировании общественных отношений. Образно говоря, это «арсенал юридических инструментов», которыми располагают органы государства. Этот арсенал богат. Одни правовые инструменты универсальны, используются во всех отраслях права, другие – только в некоторых отраслях, институтах. Одни – рассчитаны на регулирование «нормальных» гражданских, семейных, трудовых отношений, другие – связаны с борьбой против правонарушений и т.д. Рассмотрим наиболее важные элементы, входящие в систему правового регулирования.

Нормативная регламентация и индивидуальное регулирование. Они различаются по характеру используемых средств, задачам и функциям в правовом регулировании. Нормативная регламентация – деятельность компетентных органов государства (и уполномоченных на то общественных организаций) по разработке и принятию общих правил поведения – правовых норм. Индивидуальное регулирование – разрешение конкретных ситуаций на основе норм права. Различают два вида индивидуального регулирования:

автономное – оно осуществляется между юридически равными субъектами (заключение договоров, совершение сделок) и государственно-властное (вынесение судебных решений, приговоров, издание административных актов). Нормативная регламентация и индивидуальное регулирование тесно взаимосвязаны. Первая – призвана обеспечить единый порядок и стабильность в регулировании общественных отношений, второе – учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации.

Например, правила приема на работу, установленные в трудовом законодательстве, – акты нормативной регламентации, общие правила поведения, нормы. Изданный в соответствии с ними приказ о приме на работу – акт индивидуального регулирования. Ценность индивидуального регулирования заключается в том, что оно позволяет учесть особенности данной конкретной ситуации, включить в правовое регулирование опыт самих участников отношений, обеспечить их активность и инициативу в общественной жизни.

Централизованное и децентрализованное регулирование. Оно перекликается с рассмотренным выше, но не совпадает с ним.

Децентрализованное регулирование предназначено для экстренных случаев, его возможности значительно уже централизованного, но оно обладает и важными достоинствами: посты децентрализованного управления многочисленны, распределены по всему составу, в случае необходимости к ним имеет доступ каждый.

Централизованное регулирование осуществляется из единого центра в масштабе всего государства, республики. Естественно, что главным средством централизованного регулирования выступают нормативные правовые акты – законы, указы, постановления и т.п. В централизованном регулировании не исключено использование индивидуальных актов, действующих на всей территории государства, например, о переходе на летнее время, переносе дней отдыха, амнистии. Децентрализованное регулирование подчинено централизованному. Его задача – обеспечить выполнение функций, которые невозможно или нецелесообразно централизовать в масштабе государства. Основным средством децентрализованного регулирования являются индивидуальные акты. Не исключается, однако, использование правовых норм (требования техники безопасности, правила внутреннего трудового распорядка на предприятии и др.). Сочетание централизованного и децентрализованного регулирования не одинаково в различных отраслях и институтах права, оно меняется в зависимости от этапа развития государства, в связи с совершенствованием системы государственного управления. По существу – это юридический аспект важнейшего принципа построения и деятельности государства, принципа демократического централизма.

Координация и субординация в правовом регулировании. Участники общественной жизни, выполняя свои социальные роли, вступают во взаимоотношения, которые могут строиться как на началах равенства субъектов, координации их интересов, так и на принципе подчиненности (субординации). Эта сторона их связи не может не получить юридического отражения и закрепления. Вот почему в одних отраслях (административном, финансовом праве) отношения регулируются в основном методом власти-подчинения, в других (например, в гражданском праве) строго соблюдается принцип равенства. Соответственно в первой группе отраслей отношения возникают преимущественно на основании властных актов компетентных органов, во второй – главным образом из договоров, сделок. Взаимное положение субъектов (координация или субординация) – очень существенная юридическая характеристика, во многом определяющая специфический метод регулирования отраслей и институтов права.

Способы правового регулирования. Различают три способа правового регулирования – дозволение (управомочие), обязывание, запрет. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права на совершение определенных положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой к государству). Обязывание заключается в возложении юридически подкрепленного долга совершить определенные действия. Запрет – это обязанность воздерживаться от действий определенного рода. Каждому способу соответствует своя разновидность норм, правовых отношений, форм реализации. К этому можно добавить, что на базе способов складываются более широкие и сложные образования – типы правового регулирования.

Тип правового регулирования – это юридический режим, общий порядок регулирования, складывающийся в определенной области отношений. В основе типов регулирования лежит сочетание двух способов регулирования – дозволения и запрета. Различают общедозволительный и разрешительный типы регулирования. Первый – складывается на основе общего дозволения, которое определяет фон, общую основу регулирования. В рамках этого дозволения закон устанавливает запреты конкретных действий. Существо данного типа регулирования можно выразить краткой формулой: все разрешено, за исключением того, что прямо запрещено. По этому типу регулируются, например, отношения по обмену жилплощади.

Разрешительный тип регулирования складывается, напротив, на базе общего запрета. Но при этом общий запрет сочетается с конкретными дозволениями, делающими изъятия из запрещающей нормы. Краткая формула этого типа – все запрещено, за исключением того, что прямо разрешено. Разрешительный режим установлен, например, в применении сверхурочных работ. Они запрещены, за исключением прямо указанных в законе случаев.

Рассмотренные способы и типы не исчерпывают всей системы правового регулирования. В поле зрения надо держать также приемы социально-правового воздействия (поощрение, стимулирование, метод рекомендаций), отраслевые методы регулирования и др. Гибкое использование всего арсенала юридических средств – необходимое условие высокой эффективности правового регулирования в обществе.


Юридическая практика.

Юридическая практика - это рассматриваемые в единстве правовая деятельность и сформированный на ее основе социально-правовой опыт, без которого невозможны эффективное правотворчество и толкование, правоприменение, систематизация и конкретизация правовых норм, восполнение пробелов в праве.

Юридической практике как одной из основных разновидностей социальной практики свойственны как характерные черты, присущие любой практике, так и отличительные специфические юридические черты. Юридическая практика упорядочена различными правовыми предписаниями. Без данного вида социальной практики не имеет смысла возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества.

Юридическая практика связывает воедино субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе юридические решения. Большинство практических действий и вынесенных решений требуют закрепления в строго определенных официальных актах-документах. В отличие от теоретической (научной) деятельности юридическая практика направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности.

Юридическая практика всегда порождает соответствующие юридические последствия. Кроме того, она влияет в той или иной степени на все стороны общественной жизни; занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества и играет важную роль в механизме правового регулирования.

Следует отметить, что юридическая практика — это образование полиструктурное. Структура юридической практики — это строение, расположение ее основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.

Итак, структура юридической практики включает в себя два основных элемента:

1) юридическая деятельность — это динамичная сторона юридической практики;

2) социально-правовой опыт — это статическая сторона юридической практики.

В свою очередь юридическая деятельность и социально-правовой опыт также структурированы.

Структурный анализ такой правовой категории, как «юридическая практика», предполагает исследование ее содержания и формы.

Таким образом, элементами содержания юридической практики являются следующие понятия:

а) объект — это то, на что направлена юридическая практика, т. е. конкретные юридические действия и операции ее субъектов и участников. В качестве объекта юридической практики могут выступать материальные и нематериальные блага, общественные отношения, действия, другие предметы и явления;

б) субъект — это основной, ведущий носитель правовых отношений (например, суд в судебной практике). Здесь же следует выделить такое понятие, как «участник», — это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам юридической практики в выполнении правовых действий и операций. В качестве участника юридической практики могут выступить свидетели, проходящие по конкретному уголовному делу;

в) юридические действия — это внешне выраженные социально преобразующие и влекущие определенные юридические последствия акты субъектов и участников юридической практики. При этом под юридической операцией понимается совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий;

г) юридические средства — это допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Все юридические средства можно подразделить на следующие виды:

— общественные,

— специально-юридические,

— технические, которые в своей совокупности и составляют юридическую технику;

д) юридический способ — это конкретный путь достижения намеченной юридической цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности. При этом родственные, составляющие единое целое юридические способы образуют юридический метод воздействия, который в своей совокупности составляет юридическую тактику;

е) результат — это итог юридических действий (операций), который позволяет удовлетворить индивидуальную либо общественную потребность.

Выше была рассмотрена динамическая сторона юридической практики. В свою очередь социально-правовой опыт, составляющий статическую сторону юридической практики, также имеет свое структурное подразделение.

Составными элементами юридического опыта, который может отражать как совокупный итог всей юридической деятельности, так и ее отдельные моменты, являются правовые положения. Правовые положения — это достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней юридической практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально ценные и стабильные стороны той или иной практической деятельности.

Как было указано выше, структурный анализ категории «юридическая практика» предполагает исследование как ее содержания, так и формы. Итак, форма юридической практики —это способ ее организации, существования и внешнего выражения такой организации. В свою очередь форма юридической практики разделяется на следующие два вида:

• внешняя — это юридические акты-документы, сопровождающие юридическую практику,

• внутренняя — это процедурно-процессуальное оформление юридической практики.

 


Юридический процесс.

Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин «процедура» – официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права.

Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс – это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д. и выносит различные процессуальные решения – постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т.п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса – нормативные правовые акты.

Результат правоприменительного процесса – принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. НА основании этого критерия выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.027 с.)