Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и начальная дрессировка щенка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воспитание щенка должно начинаться с первого дня его приобретения. В возрасте от 1 до 2 месяцев щенка приучают к чистоплотности, кличке, выполнению команд «Место» и «Ко мне», играм с применением игрушек и к ознакомлению с окружающей внешней средой (прогулки). Для привития навыков чистоплотности, как только щенок проснется, поест или закончит с вами очередную игру, вынесите его на 5—7 минут во двор для выполнения естественных надобностей. Так же поступайте, когда заметите, что он начинает беспокоиться, а также в случаях, если щенок уже сделал лужицу или кучку. Если по каким-либо обстоятельствам часто выносить щенка затруднительно, для отправления естественных надобностей щенка можно приспособить металлический или деревянный ящик с низким бортом (типа поддона) и насыпать в него сухой песок, меняя его по мере загрязнения. С возрастом потребность щенка в выгуливании сократится и его можно будет перевести на обычный режим: выводить во двор. В первые недели жизни у вас щенка наберитесь терпения, своевременно убирайте с пола нечистоты, промывайте и вытирайте пол. При внимательном наблюдении и правильном воспитании щенки сравнительно быстро привыкают к чистоплотности и необходимости терпеть, пока их не выведут во двор. Для щенка нужно выбрать короткую, звучную кличку и приучать к ней вашего питомца. Выбор клички должен быть хорошо продуман. Нельзя присваивать собакам кличек, порочащих их, например: Пиявка, Злодей и др. Недопустимо называть животных именами людей, использовать в этих целях национальности, названия государств, городов и т. п. Кроме того, нежелательно в клубах служебного собаководства собакам одной и той же породы присваивать одинаковые клички. В клубах служебного собаководства первые буквы кличек устанавливаются по алфавиту в зависимости от года рождения щенков. Узнайте об этом в вашем клубе. Громко и четко произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством и повторите кличку. С этой же целью используйте каждое кормление. Держа в руках кормушку с кормом, произнесите кличку и, когда щенок обратит на вас внимание, поставьте кормушку на свое место и покормите его, повторив при этом кличку. Так в течение дня поступайте несколько раз, используя для начала упражнений моменты, когда щенок чем-либо отвлекся от вас (занят игрушками, за чем-либо наблюдает и др.). Щенок довольно быстро (за 3—4 дня) привыкнет к своей кличке и станет на нее реагировать (обращать внимание). Для закрепления и совершенствования навыка периодически произносите кличку щенка и за своевременное реагирование, поощряйте его поглаживанием и лакомством, постепенно сокращая их количество. Для приучения щенка к своему месту возьмите его на руки, отнесите к месту отдыха и, произнося команду «Место», осторожно положите на коврик (половичок), погладьте и повторите команду «Место». Как правило, щенок попытается подняться и убежать. В таких случаях, удерживая щенка на подстилке, повторите команду «Место», погладьте его и, как только он успокоится, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Затем отпустите щенка и через 5—6 минут упражнение повторите. В течение дня занимайтесь отработкой команды «Место» 3—4 раза, увязывая ее начало с действиями щенка, мешающими вам работать, например, щенок гоняется за щеткой (веником) при подметании пола и др. Постепенно щенок каждый раз будет уходить на свое место после каждой вашей команды «Место» и самостоятельно укладываться на отдых. Когда щенок станет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», целесообразно приступить к отработке этих упражнений в комплексе. Сначала произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, подайте команду «Место» и добейтесь ее выполнения. За выполненную команду не забывайте своевременно поощрять щенка восклицанием «Хорошо», лакомством. В дальнейшем поощрение производится реже, лишь для того чтобы поддержать заинтересованность в выполнении команды «Место». В первые дни жизни у вас щенок будет скучать, пытаться забраться к вам на колени или на руки и всячески избегать отведенного для него места отдыха. Не позволяйте себе «разжалобиться», уступить щенку в его попытке игнорировать команду «Место», а ласковыми, но настойчивыми действиями добивайтесь своего. Однако учитывайте, что щенок еще мал, нуждается в участии и ласке — ведь его недавно оторвали от матери и сверстников — и при сильном беспокойстве приласкайте его поглаживанием. Но ни в коем случае не берите на руки и не укладывайте на диван, кресло и т. п. В то же время периодически разрешайте ему полежать у ваших ног, когда вы работаете или отдыхаете на кресле (стуле). Однако не злоупотребляйте этими успокаивающими щенка поступками. После того как щенок будет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», приступайте к отработке команды «Ко мне». Этот навык очень важен, так как он обеспечивает постоянный контакт хозяина с собакой в любой обстановке и в любое время суток, и к его отработке следует отнестись с особым вниманием. Куда бы ни скрылся на прогулке щенок, чем бы он ни отвлекся, он должен по команде «Ко мне» немедленно подбежать к хозяину. Добиться этого нелегко и нужно проявить большое терпение, настойчивость и упорство. В противном случае щенок, а впоследствии и выросшая из него взрослая собака принесет вам немало хлопот. Безотказное и энергичное выполнение команды «Ко мне» достигается в том случае, если оно ассоциируется у животного с приятными ощущениями (поощрение восклицанием «Хорошо», игрой, лакомством). Поэтому в начале выработки навыка используйте процесс кормления. Каждый раз перед кормлением щенка произнесите его кличку и, как только он обратит на это внимание, подавайте команду «Ко мне», вслед за чем ставьте кормушку с кормом на ее место. Когда щенок начнет подбегать, повторите команду «Ко мне», а когда подбежит, поощрите его восклицанием «Хорошо» и дачей корма. Через 3—5 дней таких занятий приступайте к отработке этого упражнения вне дома. Во время прогулки периодически называйте кличку щенка и, когда он на нее среагирует, подавайте команду «Ко мне». Подбежавшего щенка поощрите восклицанием «Хорошо», лакомством. Если щенок не реагирует на кличку и команду «Ко мне», повторите кличку и команду более громко и в более повелительном тоне и покажите щенку в руке лакомство. А если и это не подействует или щенок будет к вам продвигаться медленно, то, назвав кличку щенка и повторив команду «Ко мне», отбегите от щенка или присядьте. Обычно такие действия вызывают у щенка заинтересованность, и он подбежит к вам. Немедленно поощрите его восклицанием «Хорошо», лакомством. В дальнейшем, по мере выработки навыка, поощрение щенка производите реже. Обязательно добейтесь, чтобы щенок по команде «Ко мне» подбегал к вам немедленно и энергично, на каком бы удалении от вас он ни находился. При отработке этой команды с более взрослыми щенками, приученными к шлейке, ошейнику и поводку, для ускорения выработки навыка можно использовать поводок. Если щенок команду «Ко мне» не выполняет, повторите ее более строгим, повелительным тоном и осторожно, чтобы не вызвать у щенка боли, подтяните его к себе при помощи длинного поводка и немедленно поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Для правильного физического развития молодой организм животных нуждается в ежедневном энергичном, многократно повторяемом движении, что достигается игрой с применением игрушек и прогулками. В качестве игрушек используйте резиновые изделия (небольшие мячи, игрушки и др.), а для более взрослых щенков — и небольшие круглые кости. Нельзя для этой цели использовать тряпки, тапочки и т. п., так как, привыкнув к этим предметам, щенок будет использовать для игры и рвать одежду, обувь и др. Отучить от этого щенка будет очень нелегко. В хорошую погоду щенка нужно выносить, а в дальнейшем выводить на прогулки, продолжительность и протяженность которых следует постепенно увеличивать. В первые дни участки для прогулок надо выбирать удаленные от проходящих транспортных средств, посторонних людей и животных, являющихся для щенка сильными комплексными раздражителями. С возрастом и по мере привыкания щенка к окружающей обстановке места прогулок необходимо менять, выбирая такие, где действуют комплексные раздражители. При этом берегите своего питомца от несчастных случаев. Во время прогулок предоставляйте щенку возможность побегать с вами, со щенками-сверстниками и за бросаемыми вами игрушками. Особенно полезны систематические, постепенно увеличиваемые по продолжительности игры щенка со сверстниками. Такого рода игры полезны как для физического развития, так и для выработки целесообразных поведенческих навыков и заменить их в полной мере другими упражнениями нельзя. Используйте время прогулок для лучшего приучения щенка к кличке и выполнения команды «Ко мне», но не переутомляйте его этими упражнениями. Щенков в возрасте от 2 до 3 месяцев продолжают приучать к выполнению команд «Место», «Ко мне», вводят отработку команд «Сидеть», «Лежать», «Фу» и начинают приучать к шлейке и поводку, продолжают прогулки и игры. Приучать щенка садиться по команде нужно следующим образом. Подзовите его к себе так, чтобы он стоял возле вашей левой ноги, покажите ему в правой руке лакомство, произнесите команду «Сидеть» и поднимите руку с лакомством над его головой вверх и немного назад. Стремясь получить лакомство и чтобы за ним было удобнее наблюдать и приблизиться к нему, щенок поднимет вверх голову и сядет. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо», повторите команду «Сидеть» и дайте лакомство. После небольших перерывов повторите упражнение 2—3 раза. Через 3—5 дней приступайте к отработке команды «Сидеть» во дворе и в других местах, не имеющих сильных отвлекающих раздражителей (транспортных средств, людей, животных и др.), а в дальнейшем и при их наличии. Чтобы приучить щенка ложиться, посадите его у своей левой ноги, покажите в правой руке лакомство и, подав команду «Лежать», протяните руку с лакомством вперед и вниз. Стремясь получить лакомство, щенок ляжет. Как только он это сделает, поощрите его восклицанием «Хорошо» и лакомством. Одновременно, слегка нажимая левой рукой на холку, удерживайте его некоторое время в лежачем положении, если он попытается подняться. После небольших перерывов упражнение повторите 2—3 раза. Через 3—5 дней приступайте к отработке команды «Лежать» во дворе и в других местах, не имеющих сильных отвлекающих раздражителей (транспортных средств, людей, животных и Др.), а в дальнейшем при их наличии. Когда у щенка будут выработаны начальные навыки выполнения команд «Сидеть» и «Лежать», можно приступить к их отработке в комплексе. Сначала подзовите к себе щенка командой «Ко мне», затем посадите его возле своей левой ноги командой «Сидеть» и после небольшой паузы положите командой «Лежать». Упражнение повторите 2—3 раза. Чтобы у щенка не выработалась привычка ложиться после выполнения команды «Сидеть» без команды, периодически меняйте последовательность подачи команд. Например, вначале положите щенка командой «Лежать», а затем посадите командой «Сидеть» и т. д. Одним из важных разделов воспитательной дрессировки является приучение щенка немедленно прекращать нежелательные действия по команде «Фу». Выработку этого навыка следует начинать со щенячьего возраста. С этой целью дома, во дворе и на прогулке внимательно наблюдайте за щенком. Если он попытается совершить то или иное нежелательное действие, например, потянуть штору, забраться на кресло или диван, взять зубами тапочки или другую обувь, поднять с земли во время прогулки пищевые или другие отбросы, броситься за собакой или кошкой и др., немедленно произнесите строгим тоном запрещающую команду «Фу» и добейтесь прекращения этих действий. Если щенок не подчинится, повторите команду «Фу» более строгим тоном и нанесите щенку легкий шлепок ладонью или удар по спине тонким прутиком так, чтобы подкрепить условную, безразличную на первых порах для него команду «Фу» безусловным механическим воздействием. Если щенок более взрослый и уже приучен к ошейнику и поводку, то в качестве механического воздействия немедленно после команды «Фу» или одновременно с ней можно применять умеренной силы рывок поводком. Будьте осторожны, не применяйте сильных шлепков, ударов прутиком или рывков поводком, чтобы не испугать щенка и не нарушить установленного с ним контакта. Для приучения к шлейке, прежде всего, подгоните ее к щенку так, чтобы она не болталась на нем и не стесняла его движения. Осторожно, так, чтобы не делать щенку больно, наденьте на него шлейку. При беспокойстве и попытке сорвать шлейку успокойте его поглаживанием и отвлеките игрой, дачей лакомства. Если это не помогает и щенок продолжает сильно беспокоиться, то снимите шлейку, предоставьте ему возможность погулять, порезвиться и снова наденьте шлейку. Для отвлечения щенка от шлейки можно также использовать игрушки. Постепенно увеличивайте время пребывания его в шлейке. В течение дня такие упражнения проводите 3—4 раза. Когда щенок начнет привыкать к шлейке, о чем будет свидетельствовать его спокойное поведение в надетой шлейке, приступайте к приучению своего питомца к поводку. Во время прогулки щенка в шлейке незаметно для него пристегните к шлейке легкий короткий поводок и опустите его на землю. После 3—5-минутной прогулки возьмите поводок в руку и слегка натяните его так, чтобы не мешать движению щенка. При попытке щенка сильно натянуть поводок ослабьте его натяжение и продолжайте прогулку. В течение дня упражнение повторите 3—4 раза. Обычно щенки быстро привыкают к шлейке и поводку, что облегчает прогулки с ними в местах, где имеются посторонние люди, транспортные средства и другие комплексные раздражители. Никогда не применяйте поводок для наказания щенка (удары поводком): животное будет его бояться. Прогулки со щенками 2—3-месячного возраста постепенно удлиняются, для них выбираются более разнообразные, сложные по наличию отвлекающих раздражителей маршруты, что позволяет, расширять круг их знакомства с людьми, животными, транспортными средствами и др. В многолюдных местах и на участках с движущимся транспортом щенка ведут на поводке в шлейке. Если щенок чего-либо испугается, нужно успокоить его поглаживанием и, постепенно приближаясь к испугавшему его объекту, предоставить возможность убедиться, что он угрозы не представляет. Игры со щенком с использованием игрушек, а также со щенками-сверстниками производятся так же, как и пробежки без поводка и шлейки, в безопасных местах. Со щенками в возрасте от 3 до 4 месяцев продолжаются отработка команд «Место», «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Фу», прогулки и игры и вводится отработка команд «Рядом», «Гуляй», «Покажи зубы», «Апорт». Щенка приучают к ошейнику, движению по лестнице, преодолению невысоких препятствий. Методика приучения щенка к ошейнику та же, что и к шлейке. Предварительно подгоните ошейник к щенку так, чтобы он не болтался и не сдавливал шею. Застегнутый на шее животного ошейник по длине должен быть таким, чтобы под него без большого усилия проходил указательный палец. Когда щенок привыкнет к ошейнику и поводку, нужно приучать его ходить рядом с хозяином по команде «Рядом». Посадите щенка на поводке у своей левой ноги, подайте команду «Рядом», потяните поводком вперед и, начав движение, увлеките щенка двигаться рядом с собой. Во время движения старайтесь не отпускать щенка от себя более чем на 1,5 метра. Если щенок попытается отбежать от вас, предупреждайте это сдерживающим натяжением поводка, но не рывком, затем ослабляйте поводок, давая возможность щенку идти свободно рядом с вами. На ходу успокаивайте щенка поглаживанием. При сильном беспокойстве щенка прекратите движение, успокойте его поглаживанием, дачей лакомства и по команде «Рядом» продолжайте движение. Такие упражнения проводите 2—3 раза в день, постепенно увеличивая протяженность маршрута. Учитывая небольшой возраст щенка и неспособность в этом возрасте на длительную выдержку, не стремитесь добиваться особой четкости выполнения команды. Следите лишь за тем, чтобы он шел рядом на поводке, без рывков, на небольшом удалении от вас. После того как щенок привыкнет ходить рядом с хозяином, его приучают гулять по команде «Гуляй». Для этого после прогулки на поводке отстегивайте поводок, подавайте команду «Гуляй» и посылайте щенка вперед от себя. Сделав небольшой перерыв, а также в случае если щенок начнет от вас отбегать на большое расстояние, подзывайте его к себе командой «Ко мне». Подбегающего щенка не забывайте поощрять восклицанием «Хорошо», поглаживанием, лакомством. Повторите упражнение 2—3 раза, а затем продолжите со щенком прогулку по команде «Рядом». Старайтесь добиваться выполнения щенком каждой вашей команды, в противном случае щенок выйдет из подчинения. Например, если щенок после команды «Ко мне» и жеста не подбегает, повторите ее в более повелительном тоне, покажите ему в руке лакомство, присядьте или немного отбегите. Если щенок не подойдет, то осторожно подтяните его поводком. Подбежавшего щенка поощрите лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо». Проявите терпение и настойчивость и добейтесь своего.Для приучения щенка к ходьбе по лестнице наденьте на него шлейку, пристегните поводок, подведите его на поводке слева от себя к лестнице с невысокими ступеньками, подайте команду «Вперед» и увлеките за собой. На первых порах при подъеме и особенно при спуске щенок будет бояться. В таком случае, поддерживая его поводком, пристегнутым к шлейке, левой рукой и держа в правой руке перед ним лакомство, по мере продвижения вперед отодвигайте лакомство так, чтобы щенок его сразу не мог достать и был вынужден двигаться по лестнице. Как только ваш питомец поднимется или спустится на несколько ступенек, дайте ему лакомство и продолжайте движение. После выполнения упражнения поощрите щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием, лакомством, сделайте небольшой перерыв и повторите упражнение. По мере выработки у щенка навыка ходьбы по лестнице переходите постепенно на преодоление лестниц с более высокими ступеньками и более длинными по протяженности. На первых порах ведите щенка по лестнице рядом с собой слева или за собой, а затем переходите на его самостоятельное движение по лестнице по команде «Вперед». Для приучения щенка к преодолению других препятствий сначала отрабатывайте это упражнение с опорой щенка на препятствие, а затем безопорным прыжком. На прогулке подведите щенка к лежащему на земле бревну толщиной до 10 см, подайте команду «Вперед» и, перешагивая через бревно, увлеките за собой щенка, позволяя ему опираться на бревно лапами. Можно приучать к преодолению препятствия методом использования игрушек. Поставьте щенка перед препятствием, подайте команду «Вперед» и немедленно бросьте через него игрушку, предварительно показав ее щенку. Каждый раз после выполнения упражнения поощряйте щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием, лакомством. В дальнейшем лакомство давайте все реже. Приучать щенка к безопорному прыжку нужно следующим образом. Положите деревянную рейку на деревянные чурбаки на высоте 10 см от земли и во время прогулки по команде «Вперед», быстро перепрыгивая через препятствие, увлеките за собой щенка так, чтобы он преодолел его без опоры на него лапами. Можно приучать щенка к прыжкам через рейку по команде «Вперед» вслед за бросаемыми через нее игрушками. Не забывайте поощрять перепрыгнувшего безопорным прыжком щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием, лакомством. На первых занятиях рекомендуется приучить щенка к прыжкам с хозяином без использования поводка, а после того как щенок будет приучен ходить на поводке рядом с хозяином, можно прыгать через препятствие со щенком на поводке. Эти упражнения надо выполнять не более 2—3 раз в день, чтобы не вызвать переутомления щенка. Постепенно высоту планки над землей следует увеличивать, доводя ее к 4-месячному возрасту щенка до 20 сантиметров. Одновременно нужно приучать щенка прыгать через такой же высоты заборчики, на которых не должно быть острых штакетин, гвоздей и т. п. Одновременно с прыжками через препятствия приучайте щенка ходить по лежащим на земле бревнам, а затем и по невысоко поднятым над землей лавочкам, что является подготовкой к приучению более взрослых щенков к хождению по буму. Подведите щенка к лежащему на земле толстому, квадратному бревну, поставьте щенка на конец бревна слева от себя и, поддерживая его правой рукой за шлейку, а левой подведя под живот, по команде «Вперед» проведите щенка по бревну, повторив команду «Вперед» 2—3 раза. После небольшого перерыва так же проведите щенка по бревну в обратном направлении. Каждый раз, опустив щенка с бревна, поощряйте его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и дачей лакомства. Через 3—4 дня приучайте щенка ходить с вашей помощью, как указано выше, по невысоко поднятой над землей лавочке без спинки. Поощрение производите каждый раз после того, как щенок пройдет по лавочке от одного конца к другому. После того как щенок станет безбоязненно, уверенно ходить по бревну и лавочке с вашей помощью, приучайте его ходить по команде «Вперед» самостоятельно, на первых порах поддерживая его каждый раз, как только заметите, что он боится. Следите за тем, чтобы щенок с бревна и, тем более, с лавочки не упал и не ушибся; это может вызвать у него боязнь на долгое время, и впоследствии будет трудно добиться спокойного хождения его по бревну и лавочке. Щенка служебной собаки необходимо регулярно показывать специалистам, чтобы установить правильность его роста и развития, в том числе и состояния зубов. Его нужно приучить показывать по команде зубы без сопротивления и беспокойства. Посадите щенка у левой ноги, подайте команду «Покажи зубы» и одновременно раздвиньте губы щенка большими пальцами рук, предварительно положенными правой ладонью снизу, а левой — сверху морды щенка. Не позволяйте щенку раскрывать рот, что мешает определять его прикус (смыкание зубов). Через небольшой промежуток времени отпустите щенка и поощрите его поглаживанием, восклицанием «Хорошо» и лакомством. Через 4—5 минут упражнение повторите. Команду «Покажи зубы» отрабатывайте в последующие дни в такой же последовательности; лакомство давайте реже. Щенков с 3 месячного возраста нужно приучать к апортировке. В качестве апортировочных предметов используйте игрушки. Помахайте перед мордой щенка игрушкой, отбросьте ее недалеко от себя, подайте команду «Апорт» и, как только щенок подбежит и схватит игрушку, подайте команду «Ко мне» и немного отбегите от щенка. В большинстве случаев щенок, заметив, что вы от него удаляетесь, и услышав знакомую команду «Ко мне», подбежит к вам с игрушкой в зубах. В таком случае немедленно произнесите команду «Дай», покажите в руке лакомство, возьмите другой рукой игрушку и поощрите щенка восклицанием «Хорошо» и лакомством. Через 4—5 минут упражнение повторите. Если на брошенную по команде «Апорт» игрушку щенок не будет реагировать и к ней не подбежит, привяжите к ней веревочку и потяните игрушку по земле, как бы оживляя ее. Щенок, как правило, подбежит к игрушке и схватит ее, после чего продолжайте выполнять упражнение, как сказано выше. По мере выработки у щенка навыка апортировки условия выполнения упражнения усложняются. После броска игрушки по команде «Апорт» щенок посылается за ней и, схватив игрушку, должен подбежать с ней к хозяину и по команде «Дай» отдать игрушку хозяину. После этого он поощряется восклицанием «Хорошо» и лакомством. Постепенно дача лакомства щенку производится все реже, игрушка (апортировочный предмет) заменяется новыми предметами — гладко обтесанными деревянными палочками. Апортировочные предметы бросаются от хозяина дальше, в траву или за невысокие кусты так, чтобы щенок их не видел и вынужден был искать по запаху. Время прогулок и игр со щенками в возрасте 3—4 месяцев, физическая нагрузка на них увеличиваются, но при этом необходимо следить за тем, чтобы животные не переутомлялись. В это время обращается особое внимание на отработку запрещающей команды «Фу». Она должна быть обязательной для исполнения. С этой целью во время прогулок периодически подводите щенка на поводке к посторонним людям, животным и предварительно разбросанным на земле продуктам (кусочкам колбасы, мяса и др.). При попытке щенка подбежать с лаем к посторонним людям, животным или схватить с земли продукты немедленно подавайте команду «Фу» и производите нерезкий, но чувствительный рывок поводком, а в случае неподчинения — наносите легкий удар прутиком. Воспитательная дрессировка щенков в возрасте от 4 до 8 месяцев усложняется, поэтому она организуется клубами служебного собаководства ДОСААФ и проводится инструкторами-дрессировщиками по трем возрастным группам: первая — от 4 до 5 месяцев; вторая — от 5 до 6; третья — от 6 до 8 месяцев. Первая возрастная группа. Продолжается приучение к ошейнику и поводку, к прекращению нежелательных действий по команде «Фу», к подходу по команде «Ко мне», к апортировке по команде «Апорт», к посадке по команде «Сидеть», к укладке по команде «Лежать», к показу зубов по команде «Покажи зубы». Вводится приучение к выполнению команд «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Гуляй», «Апорт», «Вперед», подаваемых одновременно с жестами, к движению на поводке с изменением темпа и направления движения, к нахождению на привязи без хозяина до 5 минут, к перелезанию и прыжкам через доску высотой до 25—30 см, к прыжкам через канаву глубиной до 25— 30 см и шириной до 30 см. Вторая возрастная группа. Продолжается приучение к отказу от корма, найденного на земле, по команде «Фу», к выполнению команд «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Гуляй», «Апорт», «Вперед», подаваемых одновременно с жестами. Вводится приучение к движению на поводке рядом с хозяином по команде «Рядом» в группе с изменением темпа движения, к движению по лестнице и по низкому облегченному буму совместно с хозяином за обученной собакой. К большей выдержке при кормлении (команды «Фу» и «Возьми»), к выстрелам на расстоянии 50—60 м выдержке до 15 секунд на расстоянии до 7 м от хозяина. К движению по плоскому буму и лестнице, преодолению глухого забора высотой 40— 50 см и канавы такой же ширины совместно с хозяином по команде «Вперед» (в конце второго возрастного периода высота глухого забора доводится до 1 м). К апортировке при броске апортировочного предмета до 5 м по команде «Апорт» и жесту, к посадке и укладке на расстоянии 10 метров от хозяина. К подходу к хозяину с разных расстояний от него из положений посадки и укладки по команде «Ко мне» и жесту, с посадкой у левой ноги хозяина, к движению по низкому учебному буму впереди хозяина, подъему и спуску по лестнице, прыжкам через канаву, к выполнению посадки, укладки и стойки в комплексе по командам и жестам, к недоверчивому отношению к посторонним людям. Третья возрастная группа. Вводится приучение к движению рядом с дрессировщиком по команде «Рядом» без поводка с изменением темпа и направления движения, к посадке и укладке на различном расстоянии от хозяина по командам и жестам, к преодолению бума, лестницы, канавы с выдержкой перед препятствиями, к охране апортировочного предмета около хозяина, к поиску апортировочного предмета, спрятанного или брошенного по запаховому следу хозяина. Продолжается выработка недоверчивого отношения к посторонним людям и отработка и закрепление всех других приемов воспитательной дрессировки. Основной особенностью воспитательной дрессировки щенков в этот возрастной период является постепенное усложнение условий и вырабатываемых навыков. Как правило, выполнение приемов в этот период производится по командам и жестам одновременно. Вырабатывается выдержка при выполнении приемов. В то же время и в этот, заключительный период воспитательной дрессировки нельзя предъявлять к животным непосильные для их возраста требования, например, особой четкости выполнения команд и жестов, большой выдержки и др. Это задача общего курса дрессировки (ОКД). Молодые собаки, достигшие 8-месячного возраста и старше, зачисляются в клубах служебного собаководства на основной, общий курс дрессировки (ОКД), программа которого утверждена ЦК ДОСААФ СССР. Одновременно с дрессировкой собак производится соответствующее обучение владельцев собак теоретическим основам, методике и технике дрессировки собак. Глава 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ, ДРЕССИРОВКИ СОБАК СЛУЖЕБНЫХ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОВЕДЕНИИ СОБАК И ИХ ДРЕССИРОВКЕ Поведение — это образ жизни и действий животных в различных условиях. Оно выражает отношение организма к разнообразным явлениям окружающей среды и направлено на удовлетворение возникающих у него потребностей. Потребность есть специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития. Она является источником активности организма в окружающих условиях (П. В. Симонов). К наиболее существенным биологическим потребностям живых организмов относятся: потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных факторов, продолжении рода, ориентировочно-исследовательская (потребность в информации), в игре, подражании, движениях, экономии сил (потребность в отдыхе) и др. Потребности у собаки сопровождаются переживанием могучих эмоций: голода, жажды, полового влечения, страха, гнева (злобы), дружелюбного отношения к человеку (хозяину) и др. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Они являются субъективной формой выражения потребностей и предшествуют той деятельности (двигательные реакции), которая направлена на их удовлетворение, побуждая и направляя ее к достижению цели (мотивация). Они выражают отношение животного к тому или иному раздражителю, который может способствовать или предшествовать осуществлению какой-либо деятельности. Например, отношение собаки к дрессировщику и постороннему человеку будет разным (собаки делят людей на хозяев и врагов). Распознавание — это основное свойство животных, обеспечивающее их целесообразное поведение. При этом одни раздражители вызывают положительные эмоции, а другие — отрицательные. Эмоциональный опыт собак изменяется и обогащается в процессе их выращивания и воспитания, в результате эмоционального резонанса при общении с родителями и другими животными и под влиянием условий жизни и дрессировки. При выработке у собаки навыков сторожевой службы тормозятся излишние эмоции агрессии, особенно их внешнее проявление (голосовая реакция — лай и др.), а, например, при развитии злобы — эмоции агрессии усиливаются, совершенствуются. В поведении большую роль играют не только внешние раздражители, но и доминирующая мотивация и прошлый опыт. Присущие живым существам потребности придают психическому отражению и поведению в целом изначальную активность, а их рефлекторная природа делает поведение целенаправленным, соответствующим объективным условиям окружающей внешней среды. Академик И. П. Павлов писал: «Животное так должно реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование». В естественных условиях поведение животных, в том числе и собак, направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение. Дрессировка — это выработка у животных определенных навыков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования на какой-либо работе. Дрессировкой собаку можно приучить к определенному поведению в определенной обстановке. С помощью целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, часто довольно сложной работе. Например, ее можно научить разыскивать отставших от стада животных, защищать своего хозяина, охранять имущество и жилье, спасать утопающих, разыскивать вещи и человека по запаховым следам, переносить и перевозить легкие грузы, помогать при охоте на птиц и зверей, буксировать лыжника, выполнять роль проводника слепых, обнаруживать утечку газа, разыскивать полезные ископаемые и даже искать грибы. Собаки сравнительно легко поддаются разнообразной дрессировке ввиду наличия у них высокоразвитой нервной системы и прекрасно развитых органов чувств: обоняния, слуха, зрения и др. К тому же собака по-своему умное животное, обладающее элементарным мышлением, которое у нее возникло в процессе длительного развития в ответ на необходимость биологически приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, а также в результате совместной жизни с человеком и службы ему. Своеобразный ум собаки проявляется в способности использовать прежний опыт в самой различной обстановке, в способности быстро перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым условиям, в четкости действий при выполнении сложной работы по сигналам дрессировщика. Однако при дрессировке собак не следует забывать, что их мышление качественно отличается от мыслительной деятельности человека, способного к мышлению отвлеченному, абстрактному. Мышление собаки резко ограничено. Она способна постигнуть лишь то, что непосредственно может увидеть, понюхать, услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу и прочему устанавливать связи между предметами и явлениями во времени и пространстве. Обучение собаководов-любителей дрессировке служебных собак включает три раздела специальной подготовки: 1) изучение теории (физиологических основ) поведения собаки и ее дрессировки; 2) изучение техники дрессировки; 3) практическую работу на дрессировочных площадках или в полевых условиях по выработке навыков у собак. Знание физиологических основ поведения и дрессировки собаки необходимо для того, чтобы понимать особенности ее психики и в соответствии с ней правильно строить свою работус животными. Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки и последовательности выработки навыков. Принято различать дрессировку общую и специальную, а также тренировку служебных собак. Общая дрессировка имеет целью выработать у собаки сравнительно простые навыки общего послушания, необходимые для каждодневного управления поведением собаки, а также для выработки специальных навыков. Навыки общей дрессировки обычно называют общим курсом дрессировки (ОКД), так как с их помощью человек может дисциплинировать поведение собаки. Навыки ОКД вырабатываются у всех собак, независимо от их служебного предназначения. Специальная дрессировка учит собак служебных пород определенной службе: караульной, сторожевой, розыскной, ездовой, пастушьей, минно-розыскной, рудорозыскной, газоразведывательной, поисково-спасательной, проводников слепых. Тренировка собак представляет собой повторение пройденного и проводится с тем, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у нее при дрессировке, и совершенствовать их. Тренировку необходимо проводить в тех условиях, в которых собака применяется на службе. Умелая тренировка повышает служебные качества собаки. РОЛЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ Исследования академика И. П. Павлова и его учеников показали, что поведением животных управляют большие полушария головного мозга, Эту работу больших полушарий И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью (ВНД). По своему содержанию высшая нервная деятельность соответствует таким понятиям, как психическая деятельность, поведение жи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.023 с.) |