Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и начальная дрессировка щенка.

Поиск

Воспитание щенка должно начинаться с первого дня его приобретения.

В возрасте от 1 до 2 месяцев щенка приучают к чисто­плотности, кличке, выполнению команд «Место» и «Ко мне», играм с применением игрушек и к ознакомлению с окружающей внешней средой (прогулки).

Для привития навыков чистоплотности, как только щенок проснется, поест или закончит с вами очередную игру, выне­сите его на 5—7 минут во двор для выполнения естествен­ных надобностей. Так же поступайте, когда заметите, что он начинает беспокоиться, а также в случаях, если щенок уже сделал лужицу или кучку.

Если по каким-либо обстоятельствам часто выносить щенка затруднительно, для отправления естественных надобностей щенка можно приспособить металлический или деревянный ящик с низ­ким бортом (типа поддона) и насыпать в него сухой песок, меняя его по мере загрязнения. С возрастом потребность щенка в выгуливании сократится и его можно будет перевести на обычный режим: выводить во двор.

В первые недели жизни у вас щенка наберитесь терпения, своевременно убирайте с пола нечистоты, промывайте и вытирай­те пол. При внимательном наблюдении и правильном воспитании щенки сравнительно быстро привыкают к чистоплотности и не­обходимости терпеть, пока их не выведут во двор.

Для щенка нужно выбрать короткую, звучную кличку и приу­чать к ней вашего питомца. Выбор клички должен быть хорошо продуман. Нельзя присваивать собакам кличек, порочащих их, например: Пиявка, Злодей и др. Недопустимо называть животных именами людей, использовать в этих целях национальности, названия государств, городов и т. п. Кроме того, нежелательно в клубах служебного собаководства собакам одной и той же породы присваивать одинаковые клички.

В клубах служебного собаководства первые буквы кличек устанавливаются по алфавиту в зависимости от года рождения щенков. Узнайте об этом в вашем клубе. Громко и четко про­изнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством и пов­торите кличку. С этой же целью используйте каждое кормление. Держа в руках кормушку с кормом, произнесите кличку и, когда щенок обратит на вас внимание, поставьте кормушку на свое место и покормите его, повторив при этом кличку. Так в течение дня по­ступайте несколько раз, используя для начала упражнений момен­ты, когда щенок чем-либо отвлекся от вас (занят игрушками, за чем-либо наблюдает и др.).

Щенок довольно быстро (за 3—4 дня) привыкнет к своей кличке и станет на нее реагировать (обращать внимание). Для закрепления и совершенствования навыка периодически произно­сите кличку щенка и за своевременное реагирование, поощряйте его поглаживанием и лакомством, постепенно сокращая их ко­личество.

Для приучения щенка к своему месту возьмите его на руки, отнесите к месту отдыха и, произнося команду «Место», ос­торожно положите на коврик (половичок), погладьте и повторите команду «Место». Как правило, щенок попытается подняться и убежать. В таких случаях, удерживая щенка на подстилке, повторите команду «Место», погладьте его и, как только он успокоится, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглажива­нием и лакомством. Затем отпустите щенка и через 5—6 ми­нут упражнение повторите. В течение дня занимайтесь отра­боткой команды «Место» 3—4 раза, увязывая ее начало с дей­ствиями щенка, мешающими вам работать, например, щенок гоняется за щеткой (веником) при подметании пола и др. Постепенно щенок каждый раз будет уходить на свое место после каждой вашей команды «Место» и самостоятельно укла­дываться на отдых.

Когда щенок станет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», целесообразно приступить к отработке этих упражнений в комплексе. Сначала произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, подайте команду «Место» и добейтесь ее выполнения. За выполненную команду не за­бывайте своевременно поощрять щенка восклицанием «Хорошо», лакомством. В дальнейшем поощрение производится реже, лишь для того чтобы поддержать заинтересованность в выполнении команды «Место».

В первые дни жизни у вас щенок будет скучать, пытаться забраться к вам на колени или на руки и всячески избегать отведенного для него места отдыха. Не позволяйте себе «разжалобиться», уступить щенку в его попытке игнорировать команду «Место», а ласковыми, но настойчивыми действиями добивайтесь своего. Однако учитывайте, что щенок еще мал, нуждается в учас­тии и ласке — ведь его недавно оторвали от матери и сверстни­ков — и при сильном беспокойстве приласкайте его поглажива­нием. Но ни в коем случае не берите на руки и не укладывайте на диван, кресло и т. п. В то же время периодически разрешайте ему полежать у ваших ног, когда вы работаете или отдыхаете на кресле (стуле). Однако не злоупотребляйте этими успокаиваю­щими щенка поступками.

После того как щенок будет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», приступайте к отработке команды «Ко мне». Этот навык очень важен, так как он обеспечивает постоянный контакт хозяина с собакой в любой обстановке и в лю­бое время суток, и к его отработке следует отнестись с особым вниманием. Куда бы ни скрылся на прогулке щенок, чем бы он ни отвлекся, он должен по команде «Ко мне» немедленно под­бежать к хозяину. Добиться этого нелегко и нужно проявить большое терпение, настойчивость и упорство. В противном случае щенок, а впоследствии и выросшая из него взрослая собака принесет вам немало хлопот.

Безотказное и энергичное выполнение команды «Ко мне» достигается в том случае, если оно ассоциируется у животного с приятными ощущениями (поощрение восклицанием «Хорошо», игрой, лакомством). Поэтому в начале выработки навыка ис­пользуйте процесс кормления. Каждый раз перед кормлением щенка произнесите его кличку и, как только он обратит на это внимание, подавайте команду «Ко мне», вслед за чем ставьте кормушку с кормом на ее место. Когда щенок начнет подбегать, повторите команду «Ко мне», а когда подбежит, поощрите его восклицанием «Хорошо» и дачей корма. Через 3—5 дней таких занятий приступайте к отработке этого упражнения вне дома. Во время прогулки периодически называйте кличку щенка и, когда он на нее среагирует, подавайте команду «Ко мне». Подбежавшего щенка поощрите восклицанием «Хорошо», лаком­ством.

Если щенок не реагирует на кличку и команду «Ко мне», повторите кличку и команду более громко и в более повели­тельном тоне и покажите щенку в руке лакомство. А если и это не подействует или щенок будет к вам продвигаться медленно, то, назвав кличку щенка и повторив команду «Ко мне», отбегите от щенка или присядьте. Обычно такие действия вызывают у щенка заинтересованность, и он подбежит к вам. Немедленно поощрите его восклицанием «Хорошо», лакомством. В дальнейшем, по мере выработки навыка, поощрение щенка производите реже. Обяза­тельно добейтесь, чтобы щенок по команде «Ко мне» подбегал к вам немедленно и энергично, на каком бы удалении от вас он ни находился.

При отработке этой команды с более взрослыми щенками, приученными к шлейке, ошейнику и поводку, для ускорения выработки навыка можно использовать поводок. Если щенок команду «Ко мне» не выполняет, повторите ее более строгим, повелительным тоном и осторожно, чтобы не вызвать у щенка боли, подтяните его к себе при помощи длинного поводка и не­медленно поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством.

Для правильного физического развития молодой организм животных нуждается в ежедневном энергичном, многократно повторяемом движении, что достигается игрой с применением игрушек и прогулками.

В качестве игрушек используйте резиновые изделия (неболь­шие мячи, игрушки и др.), а для более взрослых щенков — и небольшие круглые кости. Нельзя для этой цели использовать тряпки, тапочки и т. п., так как, привыкнув к этим предметам, щенок будет использовать для игры и рвать одежду, обувь и др. Отучить от этого щенка будет очень нелегко.

В хорошую погоду щенка нужно выносить, а в дальнейшем выводить на прогулки, продолжительность и протяженность кото­рых следует постепенно увеличивать. В первые дни участки для прогулок надо выбирать удаленные от проходящих тран­спортных средств, посторонних людей и животных, являющихся для щенка сильными комплексными раздражителями. С возрастом и по мере привыкания щенка к окружающей обстановке места прогулок необходимо менять, выбирая такие, где действуют комплексные раздражители. При этом берегите своего питомца от несчастных случаев. Во время прогулок предоставляйте щенку возможность побегать с вами, со щенками-сверстниками и за бросаемыми вами игрушками. Особенно полезны систематические, постепенно увеличиваемые по продолжительности игры щенка со сверстниками. Такого рода игры полезны как для физического развития, так и для выработки целесообразных поведенческих на­выков и заменить их в полной мере другими упражнениями нельзя.

Используйте время прогулок для лучшего приучения щенка к кличке и выполнения команды «Ко мне», но не переутом­ляйте его этими упражнениями.

Щенков в возрасте от 2 до 3 месяцев продолжают при­учать к выполнению команд «Место», «Ко мне», вводят отработку команд «Сидеть», «Лежать», «Фу» и начинают приучать к шлей­ке и поводку, продолжают прогулки и игры.

Приучать щенка садиться по команде нужно следующим образом. Подзовите его к себе так, чтобы он стоял возле вашей левой ноги, покажите ему в правой руке лакомство, произнесите команду «Сидеть» и поднимите руку с лакомством над его го­ловой вверх и немного назад. Стремясь получить лакомство и чтобы за ним было удобнее наблюдать и приблизиться к нему, щенок поднимет вверх голову и сядет. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо», повторите команду «Си­деть» и дайте лакомство. После небольших перерывов повтори­те упражнение 2—3 раза. Через 3—5 дней приступайте к от­работке команды «Сидеть» во дворе и в других местах, не имеющих сильных отвлекающих раздражителей (транспортных средств, людей, животных и др.), а в дальнейшем и при их наличии.

Чтобы приучить щенка ложиться, посадите его у своей левой ноги, покажите в правой руке лакомство и, подав команду «Лежать», протяните руку с лакомством вперед и вниз. Стре­мясь получить лакомство, щенок ляжет. Как только он это сделает, поощрите его восклицанием «Хорошо» и лакомством. Одновременно, слегка нажимая левой рукой на холку, удер­живайте его некоторое время в лежачем положении, если он попытается подняться. После небольших перерывов упражнение повторите 2—3 раза. Через 3—5 дней приступайте к отработке команды «Лежать» во дворе и в других местах, не имеющих сильных отвлекающих раздражителей (транспортных средств, лю­дей, животных и Др.), а в дальнейшем при их наличии.

Когда у щенка будут выработаны начальные навыки вы­полнения команд «Сидеть» и «Лежать», можно приступить к их отработке в комплексе. Сначала подзовите к себе щенка командой «Ко мне», затем посадите его возле своей левой ноги командой «Сидеть» и после небольшой паузы положите командой «Ле­жать». Упражнение повторите 2—3 раза. Чтобы у щенка не выработалась привычка ложиться после выполнения команды «Си­деть» без команды, периодически меняйте последовательность подачи команд. Например, вначале положите щенка командой «Лежать», а затем посадите командой «Сидеть» и т. д.

Одним из важных разделов воспитательной дрессировки явля­ется приучение щенка немедленно прекращать нежелательные действия по команде «Фу». Выработку этого навыка следует начинать со щенячьего возраста.

С этой целью дома, во дворе и на прогулке внимательно наблю­дайте за щенком. Если он попытается совершить то или иное неже­лательное действие, например, потянуть штору, забраться на кресло или диван, взять зубами тапочки или другую обувь, под­нять с земли во время прогулки пищевые или другие отбросы, бро­ситься за собакой или кошкой и др., немедленно произнесите стро­гим тоном запрещающую команду «Фу» и добейтесь прекращения этих действий. Если щенок не подчинится, повторите команду «Фу» более строгим тоном и нанесите щенку легкий шлепок ладонью или удар по спине тонким прутиком так, чтобы подкрепить услов­ную, безразличную на первых порах для него команду «Фу» без­условным механическим воздействием. Если щенок более взрослый и уже приучен к ошейнику и поводку, то в качестве механического воздействия немедленно после команды «Фу» или одновременно с ней можно применять умеренной силы рывок поводком.

Будьте осторожны, не применяйте сильных шлепков, ударов прутиком или рывков поводком, чтобы не испугать щенка и не нарушить установленного с ним контакта.

Для приучения к шлейке, прежде всего, подгоните ее к щен­ку так, чтобы она не болталась на нем и не стесняла его движения.

Осторожно, так, чтобы не делать щенку больно, наденьте на него шлейку. При беспокойстве и попытке сорвать шлейку успокойте его поглаживанием и отвлеките игрой, дачей лакомства. Если это не помогает и щенок продолжает сильно беспокоиться, то снимите шлейку, предоставьте ему возможность погулять, по­резвиться и снова наденьте шлейку. Для отвлечения щенка от шлейки можно также использовать игрушки. Постепенно уве­личивайте время пребывания его в шлейке. В течение дня такие упражнения проводите 3—4 раза.

Когда щенок начнет привыкать к шлейке, о чем будет сви­детельствовать его спокойное поведение в надетой шлейке, при­ступайте к приучению своего питомца к поводку. Во время прогулки щенка в шлейке незаметно для него пристегните к шлей­ке легкий короткий поводок и опустите его на землю. После 3—5-минутной прогулки возьмите поводок в руку и слегка натя­ните его так, чтобы не мешать движению щенка. При попыт­ке щенка сильно натянуть поводок ослабьте его натяжение и продолжайте прогулку. В течение дня упражнение повторите 3—4 раза.

Обычно щенки быстро привыкают к шлейке и поводку, что облегчает прогулки с ними в местах, где имеются посторонние люди, транспортные средства и другие комплексные раздражители. Никогда не применяйте поводок для наказания щенка (удары поводком): животное будет его бояться.

Прогулки со щенками 2—3-месячного возраста постепенно удлиняются, для них выбираются более разнообразные, сложные по наличию отвлекающих раздражителей маршруты, что поз­воляет, расширять круг их знакомства с людьми, животными, транспортными средствами и др. В многолюдных местах и на участках с движущимся транспортом щенка ведут на поводке в шлейке. Если щенок чего-либо испугается, нужно успокоить его поглаживанием и, постепенно приближаясь к испугавшему его объекту, предоставить возможность убедиться, что он угрозы не представляет. Игры со щенком с использованием игрушек, а также со щенками-сверстниками производятся так же, как и про­бежки без поводка и шлейки, в безопасных местах.

Со щенками в возрасте от 3 до 4 месяцев продолжаются отработка команд «Место», «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Фу», прогулки и игры и вводится отработка команд «Рядом», «Гуляй», «Покажи зубы», «Апорт». Щенка приучают к ошей­нику, движению по лестнице, преодолению невысоких пре­пятствий.

Методика приучения щенка к ошейнику та же, что и к шлейке. Предварительно подгоните ошейник к щенку так, чтобы он не болтался и не сдавливал шею. Застегнутый на шее живот­ного ошейник по длине должен быть таким, чтобы под него без большого усилия проходил указательный палец.

Когда щенок привыкнет к ошейнику и поводку, нужно при­учать его ходить рядом с хозяином по команде «Рядом». По­садите щенка на поводке у своей левой ноги, подайте команду «Рядом», потяните поводком вперед и, начав движение, увле­ките щенка двигаться рядом с собой. Во время движения старай­тесь не отпускать щенка от себя более чем на 1,5 метра. Если щенок попытается отбежать от вас, предупреждайте это сдер­живающим натяжением поводка, но не рывком, затем ослаб­ляйте поводок, давая возможность щенку идти свободно рядом с вами. На ходу успокаивайте щенка поглаживанием.

При сильном беспокойстве щенка прекратите движение, ус­покойте его поглаживанием, дачей лакомства и по команде «Рядом» продолжайте движение.

Такие упражнения проводите 2—3 раза в день, постепенно увеличивая протяженность маршрута. Учитывая небольшой воз­раст щенка и неспособность в этом возрасте на длительную выдержку, не стремитесь добиваться особой четкости выполнения команды. Следите лишь за тем, чтобы он шел рядом на по­водке, без рывков, на небольшом удалении от вас.

После того как щенок привыкнет ходить рядом с хозяином, его приучают гулять по команде «Гуляй». Для этого после прогулки на поводке отстегивайте поводок, подавайте команду «Гуляй» и посылайте щенка вперед от себя. Сделав небольшой перерыв, а также в случае если щенок начнет от вас отбегать на большое расстояние, подзывайте его к себе командой «Ко мне». Подбегающего щенка не забывайте поощрять восклицанием «Хо­рошо», поглаживанием, лакомством. Повторите упражнение 2—3 раза, а затем продолжите со щенком прогулку по команде «Ря­дом».

Старайтесь добиваться выполнения щенком каждой вашей команды, в противном случае щенок выйдет из подчинения. Напри­мер, если щенок после команды «Ко мне» и жеста не под­бегает, повторите ее в более повелительном тоне, покажите ему в руке лакомство, присядьте или немного отбегите. Если щенок не подойдет, то осторожно подтяните его поводком. Подбежав­шего щенка поощрите лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо».

Проявите терпение и настойчивость и добейтесь своего.Для приучения щенка к ходьбе по лестнице наденьте на него шлейку, пристегните поводок, подведите его на поводке слева от себя к лестнице с невысокими ступеньками, подайте команду «Вперед» и увлеките за собой. На первых порах при подъеме и особенно при спуске щенок будет бояться. В таком случае, поддерживая его поводком, пристегнутым к шлейке, левой рукой и держа в правой руке перед ним лакомство, по мере продвижения вперед отодвигайте лакомство так, чтобы щенок его сразу не мог достать и был вынужден двигаться по лестнице. Как только ваш питомец поднимется или спустится на несколько ступенек, дайте ему лакомство и продолжайте движение. После выполнения упражнения поощрите щенка восклицанием «Хо­рошо», поглаживанием, лакомством, сделайте небольшой перерыв и повторите упражнение.

По мере выработки у щенка навыка ходьбы по лестнице переходите постепенно на преодоление лестниц с более высокими ступеньками и более длинными по протяженности.

На первых порах ведите щенка по лестнице рядом с собой слева или за собой, а затем переходите на его самостоятельное движение по лестнице по команде «Вперед».

Для приучения щенка к преодолению других препятствий сначала отрабатывайте это упражнение с опорой щенка на пре­пятствие, а затем безопорным прыжком.

На прогулке подведите щенка к лежащему на земле бревну толщиной до 10 см, подайте команду «Вперед» и, перешагивая через бревно, увлеките за собой щенка, позволяя ему опираться на бревно лапами. Можно приучать к преодолению препятствия методом использования игрушек. Поставьте щенка перед пре­пятствием, подайте команду «Вперед» и немедленно бросьте че­рез него игрушку, предварительно показав ее щенку. Каждый раз после выполнения упражнения поощряйте щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием, лакомством. В дальнейшем лакомство давайте все реже.

Приучать щенка к безопорному прыжку нужно следующим образом. Положите деревянную рейку на деревянные чурбаки на высоте 10 см от земли и во время прогулки по команде «Вперед», быстро перепрыгивая через препятствие, увлеките за собой щенка так, чтобы он преодолел его без опоры на него лапами. Можно приучать щенка к прыжкам через рейку по команде «Вперед» вслед за бросаемыми через нее игруш­ками. Не забывайте поощрять перепрыгнувшего безопорным прыжком щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием, лакомством.

На первых занятиях рекомендуется приучить щенка к прыж­кам с хозяином без использования поводка, а после того как щенок будет приучен ходить на поводке рядом с хозяином, можно прыгать через препятствие со щенком на поводке. Эти упражнения надо выполнять не более 2—3 раз в день, чтобы не вызвать переутомления щенка.

Постепенно высоту планки над землей следует увеличивать, доводя ее к 4-месячному возрасту щенка до 20 сантиметров. Одновременно нужно приучать щенка прыгать через такой же высоты заборчики, на которых не должно быть острых шта­кетин, гвоздей и т. п.

Одновременно с прыжками через препятствия приучайте щен­ка ходить по лежащим на земле бревнам, а затем и по не­высоко поднятым над землей лавочкам, что является подго­товкой к приучению более взрослых щенков к хождению по буму.

Подведите щенка к лежащему на земле толстому, квад­ратному бревну, поставьте щенка на конец бревна слева от себя и, поддерживая его правой рукой за шлейку, а левой подведя под живот, по команде «Вперед» проведите щенка по бревну, повторив команду «Вперед» 2—3 раза. После небольшого пере­рыва так же проведите щенка по бревну в обратном направ­лении. Каждый раз, опустив щенка с бревна, поощряйте его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и дачей лакомства.

Через 3—4 дня приучайте щенка ходить с вашей помощью, как указано выше, по невысоко поднятой над землей лавочке без спинки. Поощрение производите каждый раз после того, как щенок пройдет по лавочке от одного конца к другому. После того как щенок станет безбоязненно, уверенно ходить по бревну и лавочке с вашей помощью, приучайте его ходить по команде «Вперед» самостоятельно, на первых порах поддерживая его каждый раз, как только заметите, что он боится.

Следите за тем, чтобы щенок с бревна и, тем более, с ла­вочки не упал и не ушибся; это может вызвать у него боязнь на долгое время, и впоследствии будет трудно добиться спокойного хождения его по бревну и лавочке.

Щенка служебной собаки необходимо регулярно показывать специалистам, чтобы установить правильность его роста и раз­вития, в том числе и состояния зубов. Его нужно приучить пока­зывать по команде зубы без сопротивления и беспокойства.

Посадите щенка у левой ноги, подайте команду «Покажи зубы» и одновременно раздвиньте губы щенка большими паль­цами рук, предварительно положенными правой ладонью сни­зу, а левой — сверху морды щенка. Не позволяйте щенку рас­крывать рот, что мешает определять его прикус (смыкание зу­бов). Через небольшой промежуток времени отпустите щенка и поощрите его поглаживанием, восклицанием «Хорошо» и ла­комством. Через 4—5 минут упражнение повторите. Команду «Покажи зубы» отрабатывайте в последующие дни в такой же последовательности; лакомство давайте реже.

Щенков с 3 месячного возраста нужно приучать к апортировке. В качестве апортировочных предметов используйте иг­рушки. Помахайте перед мордой щенка игрушкой, отбросьте ее недалеко от себя, подайте команду «Апорт» и, как только щенок подбежит и схватит игрушку, подайте команду «Ко мне» и немного отбегите от щенка. В большинстве случаев щенок, заметив, что вы от него удаляетесь, и услышав знакомую команду «Ко мне», подбежит к вам с игрушкой в зубах. В таком случае немедленно произнесите команду «Дай», покажите в руке лакомство, возьмите другой рукой игрушку и поощрите щенка восклицанием «Хорошо» и лакомством. Через 4—5 минут упражнение повторите.

Если на брошенную по команде «Апорт» игрушку щенок не будет реагировать и к ней не подбежит, привяжите к ней веревочку и потяните игрушку по земле, как бы оживляя ее. Щенок, как правило, подбежит к игрушке и схватит ее, после чего продолжайте выполнять упражнение, как сказано выше.

По мере выработки у щенка навыка апортировки условия выполнения упражнения усложняются. После броска игрушки по команде «Апорт» щенок посылается за ней и, схватив игрушку, должен подбежать с ней к хозяину и по команде «Дай» от­дать игрушку хозяину. После этого он поощряется восклицанием «Хорошо» и лакомством. Постепенно дача лакомства щенку про­изводится все реже, игрушка (апортировочный предмет) заменя­ется новыми предметами — гладко обтесанными деревянными па­лочками. Апортировочные предметы бросаются от хозяина дальше, в траву или за невысокие кусты так, чтобы щенок их не видел и вынужден был искать по запаху.

Время прогулок и игр со щенками в возрасте 3—4 ме­сяцев, физическая нагрузка на них увеличиваются, но при этом необходимо следить за тем, чтобы животные не переутомлялись. В это время обращается особое внимание на отработку запре­щающей команды «Фу». Она должна быть обязательной для исполнения. С этой целью во время прогулок периодически под­водите щенка на поводке к посторонним людям, животным и предварительно разбросанным на земле продуктам (кусочкам колбасы, мяса и др.). При попытке щенка подбежать с лаем к посторонним людям, животным или схватить с земли про­дукты немедленно подавайте команду «Фу» и производите не­резкий, но чувствительный рывок поводком, а в случае неподчи­нения — наносите легкий удар прутиком.

Воспитательная дрессировка щенков в возрасте от 4 до 8 ме­сяцев усложняется, поэтому она организуется клубами служеб­ного собаководства ДОСААФ и проводится инструкторами-дрес­сировщиками по трем возрастным группам: первая — от 4 до 5 месяцев; вторая — от 5 до 6; третья — от 6 до 8 месяцев.

Первая возрастная группа. Продолжается приучение к ошей­нику и поводку, к прекращению нежелательных действий по команде «Фу», к подходу по команде «Ко мне», к апортировке по команде «Апорт», к посадке по команде «Сидеть», к ук­ладке по команде «Лежать», к показу зубов по команде «По­кажи зубы». Вводится приучение к выполнению команд «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Гуляй», «Апорт», «Вперед», подаваемых одновременно с жестами, к движению на поводке с изменением темпа и направления движения, к нахождению на привязи без хозяина до 5 минут, к перелезанию и прыжкам через доску высотой до 25—30 см, к прыжкам через канаву глубиной до 25— 30 см и шириной до 30 см.

Вторая возрастная группа. Продолжается приучение к отказу от корма, найденного на земле, по команде «Фу», к выполнению команд «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Гуляй», «Апорт», «Впе­ред», подаваемых одновременно с жестами. Вводится приучение к движению на поводке рядом с хозяином по команде «Рядом» в группе с изменением темпа движения, к движению по лестнице и по низкому облегченному буму совместно с хозяином за обученной собакой. К большей выдержке при кормлении (команды «Фу» и «Возьми»), к выстрелам на расстоянии 50—60 м выдержке до 15 секунд на расстоянии до 7 м от хозяина. К движению по пло­скому буму и лестнице, преодолению глухого забора высотой 40— 50 см и канавы такой же ширины совместно с хозяином по коман­де «Вперед» (в конце второго возрастного периода высота глухого забора доводится до 1 м). К апортировке при броске апортировочного предмета до 5 м по команде «Апорт» и жесту, к посадке и укладке на расстоянии 10 метров от хозяина. К подходу к хозяину с разных расстояний от него из положений посадки и укладки по команде «Ко мне» и жесту, с посадкой у левой ноги хозяина, к движению по низкому учебному буму впереди хозяина, подъему и спуску по лестнице, прыжкам через канаву, к выполнению по­садки, укладки и стойки в комплексе по командам и жестам, к не­доверчивому отношению к посторонним людям.

Третья возрастная группа. Вводится приучение к движению рядом с дрессировщиком по команде «Рядом» без поводка с из­менением темпа и направления движения, к посадке и укладке на различном расстоянии от хозяина по командам и жестам, к преодолению бума, лестницы, канавы с выдержкой перед пре­пятствиями, к охране апортировочного предмета около хозяина, к поиску апортировочного предмета, спрятанного или брошенного по запаховому следу хозяина. Продолжается выработка недовер­чивого отношения к посторонним людям и отработка и закрепление всех других приемов воспитательной дрессировки.

Основной особенностью воспитательной дрессировки щенков в этот возрастной период является постепенное усложнение усло­вий и вырабатываемых навыков. Как правило, выполнение прие­мов в этот период производится по командам и жестам од­новременно. Вырабатывается выдержка при выполнении приемов.

В то же время и в этот, заключительный период воспи­тательной дрессировки нельзя предъявлять к животным непосиль­ные для их возраста требования, например, особой четкости выполнения команд и жестов, большой выдержки и др. Это задача общего курса дрессировки (ОКД).

Молодые собаки, достигшие 8-месячного возраста и старше, зачисляются в клубах служебного собаководства на основной, общий курс дрессировки (ОКД), программа которого утверждена ЦК ДОСААФ СССР. Одновременно с дрессировкой собак про­изводится соответствующее обучение владельцев собак теорети­ческим основам, методике и технике дрессировки собак.

Глава 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ, ДРЕССИРОВКИ СОБАК СЛУЖЕБНЫХ

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОВЕДЕНИИ СОБАК И ИХ ДРЕССИРОВКЕ

Поведение — это образ жизни и действий животных в раз­личных условиях. Оно выражает отношение организма к разно­образным явлениям окружающей среды и направлено на удов­летворение возникающих у него потребностей.

Потребность есть специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохране­ния и саморазвития. Она является источником активности ор­ганизма в окружающих условиях (П. В. Симонов).

К наиболее существенным биологическим потребностям жи­вых организмов относятся: потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных факторов, продолжении рода, ориентиро­вочно-исследовательская (потребность в информации), в игре, подражании, движениях, экономии сил (потребность в отдыхе) и др.

Потребности у собаки сопровождаются переживанием могу­чих эмоций:

голода, жажды, полового влечения, страха, гнева (злобы), дружелюбного отношения к человеку (хозяину) и др.

Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведе­ния. Они являются субъективной формой выражения потребностей и предшествуют той деятельности (двигательные реакции), ко­торая направлена на их удовлетворение, побуждая и направляя ее к достижению цели (мотивация). Они выражают отношение животного к тому или иному раздражителю, который может способствовать или предшествовать осуществлению какой-либо деятельности. Например, отношение собаки к дрессировщику и постороннему человеку будет разным (собаки делят людей на хозяев и врагов).

Распознавание — это основное свойство животных, обеспе­чивающее их целесообразное поведение. При этом одни раздра­жители вызывают положительные эмоции, а другие — отрица­тельные. Эмоциональный опыт собак изменяется и обогащается в процессе их выращивания и воспитания, в результате эмо­ционального резонанса при общении с родителями и другими животными и под влиянием условий жизни и дрессировки. При выработке у собаки навыков сторожевой службы тормозятся излишние эмоции агрессии, особенно их внешнее проявление (голосовая реакция — лай и др.), а, например, при развитии злобы — эмоции агрессии усиливаются, совершенствуются.

В поведении большую роль играют не только внешние раздра­жители, но и доминирующая мотивация и прошлый опыт. Прису­щие живым существам потребности придают психическому от­ражению и поведению в целом изначальную активность, а их рефлекторная природа делает поведение целенаправленным, соот­ветствующим объективным условиям окружающей внешней среды. Академик И. П. Павлов писал: «Животное так должно реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование».

В естественных условиях поведение животных, в том числе и собак, направлено прежде всего на сохранение жизни и воспро­изведение.

Дрессировка — это выработка у животных определенных на­выков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования на какой-либо работе.

Дрессировкой собаку можно приучить к определенному пове­дению в определенной обстановке. С помощью целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, часто довольно сложной работе. Например, ее можно научить разыскивать отставших от стада животных, защищать своего хозяина, охранять имущество и жилье, спасать утопающих, разыс­кивать вещи и человека по запаховым следам, переносить и пере­возить легкие грузы, помогать при охоте на птиц и зверей, буксировать лыжника, выполнять роль проводника слепых, обнаруживать утечку газа, разыскивать полезные ископаемые и даже искать грибы.

Собаки сравнительно легко поддаются разнообразной дресси­ровке ввиду наличия у них высокоразвитой нервной системы и прекрасно развитых органов чувств: обоняния, слуха, зрения и др. К тому же собака по-своему умное животное, обладающее элементарным мышлением, которое у нее возникло в процессе длительного развития в ответ на необходимость биологически приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, а также в результате совместной жизни с человеком и службы ему.

Своеобразный ум собаки проявляется в способности исполь­зовать прежний опыт в самой различной обстановке, в способ­ности быстро перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым условиям, в четкости действий при выполнении слож­ной работы по сигналам дрессировщика.

Однако при дрессировке собак не следует забывать, что их мышление качественно отличается от мыслительной деятельности человека, способного к мышлению отвлеченному, абстрактному. Мышление собаки резко ограничено. Она способна постигнуть лишь то, что непосредственно может увидеть, понюхать, услы­шать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, тем­пературе, вкусу и прочему устанавливать связи между предметами и явлениями во времени и пространстве.

Обучение собаководов-любителей дрессировке служебных со­бак включает три раздела специальной подготовки:

1) изучение теории (физиологических основ) поведения собаки и ее дрес­сировки;

2) изучение техники дрессировки;

3) практическую работу на дрессировочных площадках или в полевых условиях по выработке навыков у собак.

Знание физиологических основ поведения и дрессировки со­баки необходимо для того, чтобы понимать особенности ее психики и в соответствии с ней правильно строить свою работус животными.

Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки и последовательности выработки на­выков.

Принято различать дрессировку общую и специальную, а так­же тренировку служебных собак.

Общая дрессировка имеет целью выработать у со­баки сравнительно простые навыки общего послушания, необ­ходимые для каждодневного управления поведением собаки, а так­же для выработки специальных навыков. Навыки общей дрес­сировки обычно называют общим курсом дрессировки (ОКД), так как с их помощью человек может дисциплинировать пове­дение собаки. Навыки ОКД вырабатываются у всех собак, не­зависимо от их служебного предназначения.

Специальная дрессировка учит собак служебных пород определенной службе: караульной, сторожевой, розыскной, ездовой, пастушьей, минно-розыскной, рудорозыскной, газоразведывательной, поисково-спасательной, проводников слепых.

Тренировка собак представляет собой повторение пройденного и проводится с тем, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у нее при дрессировке, и совершенствовать их. Тренировку необходимо проводить в тех условиях, в которых собака применяется на службе. Умелая тренировка повышает служебные качества собаки.

РОЛЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ

Исследования академика И. П. Павлова и его учеников показали, что поведением животных управляют большие полу­шария головного мозга, Эту работу больших полушарий И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью (ВНД). По своему содержанию высшая нервная деятельность соответствует таким понятиям, как психическая деятельность, поведение жи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.023 с.)