Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подача голоса, раскапывание «пострадавшего» и его вещейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Безотказная подача собакой голоса является важнейшим навыком ПСС, поэтому собаки с дефектами голоса и так называемые «молчуны» отбраковываются. На занятиях и в работе в ответ на какой-либо раздражитель (чужая собака и пр.) собаки могут лаять и самостоятельно. В поисково-спасательной службе от собак требуется при нахождении «пострадавшего» не беспорядочное облаивание, а строго трехкратная подача голоса. Приступать к отработке этого навыка следует с первого же занятия. Для того чтобы научить собаку трехкратно подавать голос и закрепить этот навык, достаточно всякий раз после третьей его подачи, моментально воскликнув «Хорошо», сунуть ей в рот лакомство. Сильно возбудимым собакам после третьей подачи можно сунуть в рот рукавицу. В зависимости от поведения собаки выполнение этого приема целесообразно чередовать по команде голосом, жестом, при раскапывании источника запаха (апортировка, кость). Раскапывание в земле и снегу интересующего собаку источника запаха заложено в ее инстинкте. Но собака может быть и не заинтересована в зарытой дрессировщиком вещи. Поэтому с первых же занятий собаку обучают раскапыванию по команде «Копай», сочетая ее, по обстановке, с подачей голоса. При выработке этого навыка зарывают любимый апортировочный предмет или крупную кость на глубину 15—20 см и дрессировщик, разрывая ее своей ногой, подает команду «Копай». В дальнейшем движения ногой будут служить собаке жестом для раскапывания источника запаха без команды. Иногда дрессировщику приходится брать лапы собаки в руки и, копая ими, повторять «Копай», «Хорошо». За энергичное раскапывание собака поощряется, но грызть и переносить найденный предмет позволять нельзя. При раскапывании нор грызунов и прочего подается команда «Фу». Закрепив первоначальный навык раскапывания источника запаха с одновременной подачей голоса, предмет со знакомым собаке запахом заменяется другим, с запахом незнакомых собаке людей. Заключительный этап дрессировки. На этом этапе занятий весь комплекс выработанных у собаки навыков: поиск — раскапывание — голос доводится до автоматической слитности, то есть они сливаются в единый комплексный навык поисковой работы. Чтобы добиться этого, в процессе занятий нужно постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знакомые ей в отдельности) и повторять их в строго определенной последовательности. Так, для выработки вышеуказанного комплекса соответствующие команды «Ищи», «Копай», «Голос» всегда и везде подаются собаке только в данной последовательности. При соблюдении этого правила после многократных повторений вырабатывается определенный динамический стереотип, и собака будет выполнять все три приема лишь по команде «Ищи». В физиологии ВНД это называется «цепным условным рефлексом». Прибавление каждого следующего приема к начальным следует делать не на стадии выработки первоначального навыка, а лишь после его прочного закрепления. Выработка у собаки комплексного навыка поисковой работы возможна лишь при строгом соблюдении основных принципов дрессировки: системность, регулярность, последовательность, постепенность перехода от простого к сложному. Высшим показателем подготовленности собаки ПСС является умение делать подводку. Подводка проводника к найденному человеку или предмету заключается в том, что собака, обнаружив источник запаха, трижды подала голос, затем, подбежав к находящемуся на некотором расстоянии от нее проводнику, подала еще раз голос и по команде «Веди» подвела его к месту источника запаха. Рекомендуется следующий метод выработки этого навыка. Дрессировщик держит собаку на длинном поводке у старта. Помощник на виду у них удаляется на 10—12 м и прячется. Дрессировщик командой «Ищи» и жестом посылает собаку на поиск. Найдя без затруднений помощника, собака подает голос. Дрессировщик подзывает собаку к себе. Если она плохо реагирует на подзыв, подкрепляет команду подергиванием поводка. Вернувшись к дрессировщику, собака еще раз подает голос. Дрессировщик укорачивает поводок, дает команду «Веди» и следует за собакой. Подведя дрессировщика к помощнику, собака получает лакомство. Так завершается комплексный поисковый навык, состоящий из 4 приемов: поиск — раскапывание — голос — подводка. Тренировочные занятия по подготовке к испытаниям следует проводить на участках с пересеченным рельефом. Чем более пересеченный рельеф, тем более сложно движение воздушных потоков на его поверхности. Возле каждого значительного возвышения над поверхностью возникают воздушные завихрения (рис. 119). Рис. 119. Движение воздушных потоков на пересеченной местности. Если источник запаха находится даже на поверхности, завихрения не позволяют запаху распространяться в сторону, образуя вокруг него «воздушный мешок», препятствующий собаке взять запах. На рис. 119 изображены различные виды завихрений в зависимости от рельефа поверхности. Большую трудность для поиска представляет полное отсутствие движения воздуха. В этом случае проникший на поверхность запах как бы «прилипает» к месту выхода и собаке удается обнаружить его, лишь тщательно пронюхивая каждый метр поверхности. Тренировки рекомендуется проводить обязательно с закапыванием человека по следующей методической схеме (рис. 120). После выборки вещи незнакомого собаке помощника, который в дальнейшем будет «пострадавшим», дрессировщик и собака удаляются в укрытие, исключающее видимость участка. В это время «пострадавший» заходит на участок с одной из боковых границ не ближе 20 м от старта и закапывает на зачетную глубину 2 свои веши на расстоянии одна от другой 20—30 м. Снег (грунт) слегка утрамбовывается. В качестве отвлекающих запахов на расстоянии 5—10 м от зарытых вещей делаются 2 «ложные закопки» (без вещей) и петли следов второго помощника. Затем в конце участка второй помощник зарывает «пострадавшего». Поблизости делаются еще 2—3 «ложные закопки». Рис. 120. Приучение собаки к поиску (пострадавшего). Дрессировщик с собакой и лопатой на старте. По сигналу инструктора командой «Ищи» и жестом он посылает собаку на поиск. Сам дрессировщик следует в 10—15 м за собакой по средней линии участка, отклоняясь не более чем на 10 м в каждую сторону. Если собака пытается выйти за границу участка, привлекает ее внимание произношением клички и руководит дальнейшим поиском командой и жестом. Рис. 121. Собака поисково-спасательной службы. Собака должна начать поиск зигзагообразными параллелями с расстоянием между ними 5—7 м и показать вблизи старта умение работать «челноком». В дальнейшем, если собака взяла запах верхним чутьем, она может, прекратив «челнок», устремиться к нему напрямик. При нахождении «пострадавшего» и его вещей она должна, начав раскапывать, подать трехкратно голос и подвести к ним дрессировщика. Полное раскапывание всех источников запаха делает дрессировщик лопатой (рис. 121). При выработке навыков поисково-спасательной службы встречаются следующие ошибки: 1. Проведение первоначальных занятий по поиску на участке, сильно загрязненном отвлекающими запахами, что затрудняет выработку навыка. 2. Долгое занятие с собакой на одном и том же учебном участке, в результате чего животное, привыкнув к данному участку, плохо ориентируется и ищет на новом, незнакомом ей месте. 3. Однотипное закапывание помощника и предметов — на одинаковом расстоянии друг от друга, в одних и тех же местах учебного участка. 4. Частое наведение собаки на источник запаха, то есть излишние подсказки, необходимые лишь на первых занятиях. 5. Излишнее сдерживание собаки поводком для соблюдения правильных зигзагов «челночного» поиска. Частая подача команд (излишнее управление поиском) и недоверие чутью собаки. 6. Применение на занятиях одних и тех же источников запаха (помощника и его вещей). В результате собака привыкает искать лишь один, знакомый ей запах. 7. Закапывание в качестве вещей неношеного белья помощников или белья, употреблявшегося на занятиях долгое время и потерявшего запах человека. 8. Нарушение последовательности подачи команд при выработке комплексного поискового навыка «ищи — копай — голос — веди». Требования к собакам поисково-спасательной службы. После окончания курса дрессировки по поисково-спасательной службе собака должна: 1.После занюхивания предмета помощника по команде «Нюхай» самостоятельно выбрать его из 4 вещей других помощников, обозначить взятием в рот или подачей голоса, не поднося его к дрессировщику. 2. По команде «Ищи» и направляющему жесту рукой, активным, зигзагообразным поиском обыскать участок размером 70х70 м. Найти на нем «пострадавшего», зарытого на глубину в снегу — 40 см, в грунте — 25 см и 2 вещей с его запахом на глубину в снегу — 35 см, в грунте — 20 см. Максимальное время для нахождения «пострадавшего» и его вещей — 20 минут. 3. Обозначить нахождение «пострадавшего» и его вещей трехкратной подачей голоса и начать их раскопку. Если дрессировщик находится на значительном расстоянии, подбежать к нему и по команде «Веди» подвести к найденному. ДРЕССИРОВКА СОБАК ДЛЯ ПАСТУШЬЕЙ СЛУЖБЫ Пастушьи собаки используются во многих странах. Опыт, накопленный в нашей стране, свидетельствует о том, что применение пастушьих собак способствует облегчению труда чабанов и повышению его производительности. В связи с этим появляется возможность без выделения в бригады дополнительных людей упорядочить режим труда и отдыха чабанов, сделать их рабочий день нормированным. По видам применения пастушьи собаки делятся на две группы: собаки, применяемые для охраны овец и жилья чабанов; собаки, применяемые для пастьбы овец и управления отарой (выравнивание фронта отары при пастьбе, загонная пастьба, пастьба вблизи посевов и на крутых горных склонах, подгон и перегон овец в заданном направлении, повороты отары в нужную сторону, подгон овец в базы и расколы, для погрузки на автомашины и др.). Широкое внедрение в овцеводство нашей страны пастушьих собак потребовало завоза узкоспециализированных пород собак, создания племенных питомников и племенных гнезд по их репродукции. В овцеводстве применяются кавказская овчарка, среднеазиатская овчарка, южнорусская овчарка, немецкая овчарка, шотландская овчарка (колли), английская овчарка (бордер-колли), венгерская овчарка (пули), венгерская овчарка (пуми), австралийская овчарка (келпи), которые по биологическим особенностям резко различаются между собой. В основе применения собак для охраны овец и жилья чабанов лежит активно-оборонительная реакция (злобность, агрессивность) или, как назвал эту сложную форму поведения собак академик И. П. Павлов, сторожевой рефлекс. Такое поведение свойственно кавказским, среднеазиатским, южнорусским и немецким овчаркам, а также некоторым разновидностям крупных беспородных собак. Особенно надежно и активно эту службу несут наши отечественные овчарки — кавказские, среднеазиатские и южнорусские. Активно-оборонительная реакция является хозяйственно-полезной формой поведения собак и основным селекционным признаком, по которому производится отбор для разведения собак, предназначенных для караульной службы. Собаки, у которых такая форма поведения слабо выражена или отсутствует, для караульной службы непригодны. Согласно методике Л. В. Крушинского (1960) количественная и качественная оценка данной формы поведения производится по семибальной шкале: ЗО — полное отсутствие активно-оборонительной реакции, ЗЛ1—ЗЛ3 и ЗХ1—ЗХ3 — возрастающие степени выражения этой реакции. Породоиспытание пастушьих собак (Ю. Н. Пильщиков, 1971, 1972, 1973), находящихся в чабанских бригадах, при полной изоляции от собак, ранее обученных караульной службе, показало, что по характеру проявления и степени выраженности активно-оборонительной реакции среди собак имеются резкие породные различия (см. табл. 1). В основе применения собак для пастушьей службы лежит пастуший инстинкт — стремление подгонять собак, который свойствен австралийским овчаркам (келпи), венгерским овчаркам (пули), венгерским овчаркам (пуми), английским овчаркам (бордер-колли), шотландским овчаркам (колли) и немецким овчаркам, в меньшей степени — южнорусским овчаркам. Собаки, не имеющие пастушьего инстинкта, не пригодны для пастьбы овец. Поэтому пастуший инстинкт является хозяйственно полезной формой поведения и основным селекционным признаком собак, предназначенных для разведения и последующего использования для пастьбы овец. Согласно методике Ю. Н. Пильщикова (1971) количественная и качественная оценка этой формы поведения производится по пятибалльной шкале: ПО — пастуший инстинкт отсутствует: П1—П2 и ПЛ1—ПЛ2 — возрастающие степени выражения этого инстинкта. Породоиспытание пастушьих собак (Ю. Н. Пильщиков, 1971, 1972, 1973), находящихся в чабанских бригадах, при полной изоляции от собак, ранее обученных пастьбе овец, показало, что по характеру проявления и степени выраженности пастушьего инстинкта среди собак имеются резкие породные различия (см. табл. 2). Существенное значение в пастушьем собаководстве имеет воспитательная дрессировка, которую следует вести с раннего щенячьего возраста. С месячного возраста щенков целесообразно содержать совместно с взрослыми, обученными пастушьими собаками. При этом каждое проявление щенком в порядке подражания взрослым собакам пастушьих форм поведения (облаивание приближающихся незнакомых людей, подача голоса при приближении хищника, подгонка овец и др.) по возможности должно своевременно поощряться восклицанием «Хорошо», поглаживанием и периодически — лакомством. Дрессировку пастушьих собак рекомендуется проводить в непосредственной близости от овец. Это способствует их взаимному привыканию. В летний период наиболее подходящим временем суток для дрессировки являются прохладные утренние и вечерние часы, а в зимний — середина дня (более теплое время). Занятия с собаками нужно проводить ежедневно по 2 часа. За каждый день дрессировки отрабатывается не более 2—3 приемов. Из общего курса дрессировки пастушьим собакам особенно необходимы: привязанность (контакт) с дрессировщиком; реагирование на свою кличку; подход к дрессировщику (команда «Ко мне»); возвращение на прежнее место (команда «Место»); движение вперед (команда «Вперед»); замедление темпа движения (команда «Тише»); прекращение нежелательных действий, в том числе не брать корм, даваемый посторонними и найденный на земле (команда «Фу»). Если собака воспитывалась в удалении от овечьих отар, то для приучения к овцам ее сначала на поводке проводят вокруг отары, затем содержат на привязи возле отары и лишь после привыкания к животным оставляют отвязанной около овец. При этом в первые дни более внимательно наблюдают за ней с тем, чтобы немедленно пресекать нежелательные действия (набрасывание на овец и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.011 с.) |