Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приучение к прыжкам через легкоатлетический барьер, глухой забор и окоп.

Поиск

Навыки преодоления этих препятствий вырабатываются несколькими способами. Во всех случаях необходимо пред­варительно ознакомить с ними собаку.

Первый способ. Дрессировщик преодолевает препятствие вместе с собакой. Исходное положение: собака с левой стороны от дрессировщика на коротком поводке. Подойдя к препятствию высотой около 50 см, шириной (окоп) — 1 м, дрессировщик с собакой останавливается в 5—6 м от него. Затем, подав команду «Рядом», дрессировщик бежит к препятствию вместе с собакой, перепрыгивает через него, увлекая за собой собаку (рис. 84).

Рис. 84. Приучение собаки к прыжку через легкоатлетический барьер вместе с дрессировщиком.

В момент прыжка через вертикальное препятствие дрессировщик подает команду,,Барьер,, горизонтальное(окоп)—,,Вперед,, и перепрыгнув, поощряет собаку поглаживанием и лакомством. На следующих занятиях дрессировщик через препятствие не прыгает, а лишь побуждает собаку к самостоятельному прыж­ку, бегая вместе с ней до препятствия. В тот момент, когда собака подбегает к вертикальному препятствию, дрессировщик подает команду «Барьер» и жест, к горизонтальному (окоп) — команду «Вперед» и жест, а сам переходит на другую сторону препятствия, быстро подходит к перепрыгнувшей собаке и поощ­ряет ее поглаживанием и лакомством. Это упражнение повто­ряется 2—3 раза.

Как только собака начнет уверенно преодолевать препят­ствия безопорным прыжком, следует увеличить высоту и ширину препятствий: легкоатлетического барьера — до 1 м, глухого забора — до 1,8 м, окопа — до 1,5 м.

Для преодоления высокого глухого забора собаку нужно научить прыжкам с зацеплением за верх забора передними лапа­ми. Делается это так. Дрессировщик, находясь рядом с высоким препятствием, в момент прыжка собаки подхватывает ее и немно­го приподнимает вверх, помогая ей зацепиться передними лапа­ми за верхний край забора. Одновременно он подает команду «Барьер» (рис. 85).

Рис. 85. Приучение собаки преодолевать глухой забор.

Как только собака подтянется вверх и пере­прыгнет через препятствие, дрессировщик подходит и поощряет ее. Если собака отказывается от прыжков через высокий забор и срывается с него, высоту препятствия на виду у собаки умень­шают, дают ей немного отдохнуть, а затем вновь посылают на его преодоление. Необходимо, чтобы каждое такое занятие закан­чивалось удачным прыжком собаки.

Второй способ. Дрессировщик, посадив собаку на удлинен­ном поводке у своей левой ноги, находится в 2—3 м от препят­ствия высотой около 50 см или шириной (окоп) — 1 м. Подав команду «Сидеть», он перекидывает поводок через препятствие, сам переходит на другую сторону, останавливается в 1,5—2 м от препятствия напротив собаки, осторожно берет в правую руку поводок и командой «Ко мне» подзывает собаку. Поводок должен быть немного натянут, чтобы помешать собаке обойти препятствие. Когда собака по команде «Ко мне» начнет двигать­ся к дрессировщику, он перед ее прыжком через вертикальное препятствие подает команду «Барьер», горизонтальное (окоп) — «Вперед», а после прыжка собаки поощряет ее поглаживанием и лакомством. Через некоторое время упражнение следует по­вторить (рис. 86).

Для собак, проявляющих большую заинтересованность в апортировке предметов, предлагается третий способ выработки навыка преодоления препятствий. Заняв исходное положение, как во втором способе, дрессировщик на виду у собаки бросает через препятствие апортировочный предмет. Собака, стремясь схватить его, перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка через вертикальное препятствие подается команда «Барьер», горизонтальное (окоп) — «Вперед», а затем собака поощряется.

Рис. 86. Приучение собаки к преодолению препятствия по команде при помощи поводка.

Собаку с преобладающей пищевой реакцией можно побуж­дать к преодолению препятствий, бросая через них лакомство или кость на виду у собаки. При этом следует сопровождать собаку и давать ей лакомство с руки, подняв его с земли. Хорошие резуль­таты, особенно для молодых собак, дает метод подражания.

Постепенно условия выполнения упражнения нужно услож­нять. Увеличивать высоту препятствий, вводить выдержку перед прыжком. Например, дрессировщик стоит в 2—3 м от препят­ствия, собака сидит у его левой ноги, удлиненный поводок опущен на землю. Дрессировщик делает шаг вправо и вперед, поворачи­вается налево и после выдержки в 5—10 секунд подает команду и жест. Постепенно выдержку до прыжка увеличивают до 30 се­кунд. Совершенствуя навык, вводят работу собаки без поводка, пускают собаку на преодоление препятствий с различных расстояний, добиваются, чтобы собака после прыжка садилась и ждала следующую команду. Вводят различные отвлекающие раздражители.

Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде и жесту дрессировщика безотказно, смело и уверенно преодолевает безопорным прыжком любые препят­ствия высотой до 1 м шириной — 1,5 м (окоп), не касаясь их, а прыжком с зацеплением — препятствия высотой до 1,5 м.

Возможные ошибки дрессировщика:

преждевременное увеличение размеров препятствий без учета физических возможностей собаки и ее подготовленности;

посыл собаки на преодоление препятствий с одной и той же стороны и в одинаковой последовательности;

излишне частые и многочисленные повторения упражнения, утомляющие собаку.

Движения по лестнице. Упражнение выполняется на лестни­це с широкими ступенями и малым наклоном. Дрессировщик с собакой на коротком поводке у левой ноги подходит к лестнице, подает команду «Вперед», жест и неторопливо вместе с ней поднимается по ступеням (рис. 87).

Рис. 87. Приучение собаки к движению по лестнице по команде и жесту.

Рис. 88. Приучение собаки к движению по лестнице вниз по команде

При замедленном движении собаки или ее остановках вновь подает команду «Вперед». За уверенное движение собаки он поощряет ее лакомством.

Как правило, подъем по лестнице для собаки не труден, для нее значительно труднее спуск. Во время спуска дрессиров­щик должен находиться несколько впереди собаки, внимательно следя за ней, чтобы в нужный момент помочь спуститься или предотвратить ее падение (рис. 88).

Когда собака успешно спус­тится, дрессировщик поощряет ее лакомством и поглаживанием. Это упражнение повторяется на занятии несколько раз.

К движению по лестнице собаку можно приучить и способа­ми, аналогичными тем, что использовались в процессе приучения собаки к прыжкам, учитывая индивидуальные особенности собаки.

Когда собака будет уверенно преодолевать лестницу вместе с дрессировщиком, ее начинают приучать подниматься и спускаться самостоятельно. С этой целью дрессировщик с соба­кой на коротком поводке при подъеме на лестницу и спуске с нее начинает понемногу отставать от животного, предоставляя ему возможность двигаться самостоятельно. Затем, подойдя с соба­кой к лестнице, он останавливается в 2—-3 шагах от нее, отсте­гивает поводок и посылает собаку на лестницу командой «Вперед» и жестом, сам же остается на месте. Внимательно следя за поведе­нием собаки на лестнице, он изредка подает команду «Вперед» и поощряет ее восклицанием «Хорошо». Когда собака поднимет­ся на верхнюю площадку, дрессировщик быстро переходит на другую сторону и после небольшой выдержки собаки на площадке командой «Ко мне» и жестом побуждает ее к спуску (рис. 89).

Рис. 89. Спуск собаки с лестницы.

Как только собака спустится, дрессировщик ее поощ­ряет, а затем выгуливает.

Постепенно условия выполнения упражнения нужно услож­нять. Следует пускать собаку на преодоление лестниц более сложных конструкций, у которых ступеньки реже и уже, наклон круче.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде и жесту дрессировщика самостоятельно, быстро и уве­ренно преодолевает лестницу.

Возможные ошибки дрессировщика:

пуск собаки на лестницу с опущенным поводком;

проведение первых занятий на лестнице с узкими ступенями или излишне крутым наклоном;

применение сильных рывков поводком и других сильных механических раздражителей.

Приучение к движению по буму. Последовательность и об­щие правила приучения к движению по буму такие же, как в методике дрессировки на других препятствиях.

Первые упражнения выполняются на буме небольшой вы­соты (до 0,7 м) с широкой, плоской поверхностью. Дрессиров­щик с собакой у левой ноги на коротком поводке подходит с ней к буму, подает команду «Вперед» и с ходу жестом посылает собаку на бум. Когда собака пойдет по буму, дрессировщик, идя справа рядом и поддерживая ее правой рукой за поводок ближе к ошейнику (а при необходимости и левой рукой под жи­вот), 2—3 раза подает команду «Вперед», поощряет собаку поглаживанием и лакомством (рис. 90).

Рис. 90. Приучение собаки к движению по команде по буму.

Если собака на бум не заходит, следует приучить ее к этому с помощью лакомства, держа его в правой руке перед собакой и продвигая вперед, или побуждать ее заходить на бум и двигаться легким подтягиванием правой рукой поводком с одновременным поддерживанием левой рукой под живот (рис. 91).

Рис. 91. Приучение собаки заходить на бум по команде при помощи лакомства.

Когда собака удачно совершит пере­ход по всему буму, ее поощряют лакомством.

После того как собака станет безотказно и уверенно подни­маться на бум, двигаться по нему и спускаться, не спрыгивая преждевременно, условия усложняют. Для этого изменяют бум (высота — 1 м, вместо доски — стесанное бревно шириной 15— 18 см), занятия проводят без поводка, посылают собаку на бум из различных положений, вырабатывают выдержку перед бумом. Кроме того, занятия на буме чередуют с переходами через ручьи, рвы, при различных отвлекающих раздражителях.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ПЛАВАНИЮ

Навык плавания необходим собаке при выполнении многих специальных служб. Кроме того, плавание способствует физи­ческому развитию собаки, укрепляет ее здоровье.

Условные раздражители — команда «Вперед» и жест — быстрое поднимание правой руки ладонью вниз в направлении водоема и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед.

Безусловные раздражители — лакомство, апортировочный предмет, поглаживание.

Отработка приемов приучения собаки к плаванию произво­дится после выработки у нее навыков преодоления препятствий различных конструкций.

Собаку приучают к воде в летнее время, в теплую погоду. При этом выбирается мелкий (до 1 м) водоем с отлогими берега­ми. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок, играя, пробегает с ней 10—15 шагов вдоль берега. Затем отбегает от животного в воду и игрой увлекает его за собой. Когда собака пройдет по воде 1—2 м, он поощряет ее лакомством и ведет дальше.

Если собака не идет в воду, то дрессировщик, войдя в воду на глубину 10—15 см, подзывает ее командой «Ко мне», а при подходе поощряет. Если же и этого окажется недостаточно, то дрессировщик осторожно берет собаку на руки и ставит в воду около берега на глубину 5—10 см, успокаивает и поощряет ее и постепенно приучает к воде.

Для того чтобы побудить собаку плавать, дрессировщик подзывает ее к себе, заходит в воду все глубже и глубже до тех пор, пока она не будет вынуждена поплыть к нему. Когда собака окажется на глубоком месте, то вначале она может беспорядочно бить передними лапами по воде. В это время дрессировщик помогает собаке, слегка поддерживая ее под живот. Движения собаки считаются правильными, если она будет плавать бесшум­но и плавно.

Постепенно увеличивается расстояние проплывания собаки. Для этого дрессировщик, оставив собаку на берегу в положении лежа или сидя, переплывает на противоположную сторону водоема, а затем подзывает собаку к себе.

На последующих занятиях приучают собаку подолгу нахо­диться в воде, проплывать различные расстояния, плавать вместе с дрессировщиком, без него, при отвлекающих раздра­жителях.

Приучать собаку к плаванию можно и другими способами. Если собака охотно подносит предметы, то дрессировщик может бросить апортировочный предмет недалеко от берега (в 1 —1,5 м) и по команде «Апорт» послать собаку за ним. Возвращение собаки с предметом поощряется. Затем, забрасывая предмет, дрессировщик подает команду «Вперед» и жест. Постепенно предмет забрасывается все дальше, пока собака не будет вынуж­дена поплыть, чтобы достать его. При необходимости дрессиров­щик помогает собаке так же, как и при первом случае (рис. 92).

Рис. 92. Приучение собаки входить в водоем по команде и жесту.

Приучая собаку к плаванию, нельзя применять принуждение, а тем более бросать ее в воду. Каждый раз, заканчивая занятия, нужно дать собаке воз­можность хорошо обсохнуть.

Навык считается выработанным, если собака смело входит в воду, продолжительное время находится в ней, хорошо плавает как с дрессировщиком, так и без него на расстояния до 50 м.

Возможные ошибки дрессировщика:

применение принуждений или бросание собаки в воду;

проведение первоначальных упражнений в глубокой, быстро текущей воде, в водоеме с крутыми берегами;

излишне далекое забрасывание апортировочного предмета в первоначальный период.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ЗАМЕДЛЕНИЮ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ

Наличие этого навыка позволяет дрессировщику управлять движением собаки (особенно без поводка) во время преодоления сложных препятствий, при выполнении некоторых служебных задач.

Условный раздражитель — команда «Тише».

Безусловный раздражитель — натягивание или рывок поводка.

Приемы приучения собаки к замедлению темпа движения отрабатываются в период приучения к преодолению различных препятствий после выработки навыков движения вперед.

Дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок, подает команду «Рядом» и идет в быстром темпе. Затем он начинает изменять темп движения, то замедляя его, то вновь убыстряя. Замедляя темп движения, дрессировщик подает команду «Тише» и одновременно делает рывок поводком назад. Если же собака, возбужденная быстрым движением, не снижает темпа, то он повторяет команду с угрожающей интонацией, а рывок поводком делает сильнее. Когда собака по команде дрессировщика замедлит темп движения, он поощряет ее по­глаживанием.

Постепенно упражнение усложняют: более часто меняют темп движения, вводят работу собаки на удлиненном поводке, а затем и без поводка, усложняют обстановку. Совершенст­вуется навык путем замедления темпа движения во время преодоления бума, лестницы и при выполнении специальных приемов.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде дрессировщика четко и безотказно замедляет темп дви­жения при любых условиях окружающей среды, находясь как на поводке, так и без него.

Возможные ошибки дрессировщика:

чрезмерно сильные рывки поводком, особенно в первоначаль­ный период;

излишне частые изменения темпа движения в первоначаль­ный период;

преждевременный переход к работе без поводка.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ОТКАЗУ ОТ КОРМА

Навык этот необходим, чтобы предохранить собаку от воз­можных попыток отравления ее злоумышленниками, а также для того, чтобы она не отвлекалась на различные виды корма во время работы и не поднимала пищевых отбросов с земли.

Условный раздражитель — команда «Фу».

Безусловные раздражители — рывок поводком, удар пру­том, воздействие строгим ошейником.

Приемы приучения собаки к отказу от корма отрабатываются в конце общего курса дрессировки, после выработки навыка прекращения нежелательных действий собаки по команде.

Навык вырабатывается в следующей последовательности. На первых занятиях дрессировщик приучает собаку не есть корм без его разрешения. Для этого, ставя кормушку перед собакой, он предупреждает попытку есть корм командой «Фу» в спокой­ном тоне и удерживает ее за ошейник (поводок). Через 5—10 се­кунд по команде «Ешь» разрешает есть корм. Время выдержки постепенно увеличивается до 1 минуты.

В последующем упражнение по приучению собаки к отказу от корма выполняется в двух вариантах. Первый — приучение не брать корм, предлагаемый посторонним человеком; второй — приучение не брать корм, обнаруженный на участке.

На первых занятиях при любом способе и варианте выполне­ния упражнения собака должна быть накормленной (сытой).

Первый вариант. Собака находится на коротком поводке. Дрессировщик останавливается вблизи от укрытия, в котором спрятался помощник. По его сигналу появляется помощник и направляется к собаке, держа в левой руке кусок мяса или кость, а в правой спрятанный за спину прут. Подойдя к собаке, он в ласковой интонации называет ее кличку и предлагает ей мясо или кость. Если собака попытается взять предлагаемый корм, то помощник наносит собаке удар прутом и уходит в укрытие, а через 2—3 минуты опять подходит к собаке и предлагает ей корм. Если собака вновь попытается взять корм, то дрессиров­щик подает команду «Фу» и делает рывок поводком. Затем помощ­ник вновь наносит ей удар прутом и убегает, дрессировщик в это время подает команду «Фас» (рис. 93).

Рис. 93. Приучение собаки не брать корм, предлагаемый посторонним человеком.

Для собак с сильно выраженной пищевой реакцией сле­дует применять строгий ошейник и наносить более сильные удары.

Это упражнение проделывают ежедневно, постоянно меняя помощников, а помощники, подходя к собаке, разнообразят харак­тер своих движений (спокойный подход, крадущийся, бегом и др.). Разнообразным должен быть и корм, предлагаемый собаке (мясо, хлеб, колбаса и т. д.). Следует изменять и места проведе­ния занятий.

Затем у собаки вырабатывают навык не брать корм, под­брошенный посторонними людьми. Для этого помощник, подойдя к собаке, не предлагает ей корма из рук, а бросает его перед собакой. Если собака попытается взять корм, то помощник и дрессировщик препятствует этому так, как описано выше. Затем помощник, подойдя к собаке, бросает перед ней корм, а сам уходит. При попытке собаки взять корм дрессировщик подает команду «Фу», делает рывок поводком, а при необходи­мости использует строгий ошейник и прут.

После этого проводятся упражнения по подбрасыванию корма собаке в отсутствие дрессировщика, который, привязав собаку, постепенно отходит от нее и прячется. Если собака попытается взять корм, подброшенный в его отсутствие, то дрес­сировщик сейчас же подает резкую команду «Фу», а в необходи­мых случаях делает сильный рывок длинным поводком, прикреп­ленным к строгому ошейнику.

Второй вариант. По указанию дрессировщика его помощ­ник раскладывает около заметных ориентиров различного вида корм. Дрессировщик с собакой на коротком поводке проходит по участку, выгуливая собаку, и внимательно наблюдает за ее поведением. Если собака попытается взять корм, то дрессиров­щик подает резкую команду «Фу» и делает рывок поводком. При необходимости пользуется строгим ошейником. Когда собака успокоится, дрессировщик опять подает команду «Гуляй» и при новой попытке собаки взять найденный корм повторяет свои запрещающие действия. Проделав это упражнение несколько раз, приступают к работе с собакой на длинном поводке. Корм раскладывают в неизвестных для дрессировщика местах, а в за­ключительный период занятий проводят без поводка, управляя собакой только с помощью команд.

Навык считается выработанным, если собака, находясь без поводка, как в присутствии дрессировщика, так и без него, решительно отказывается от любого корма, даваемого посто­ронними людьми из рук, подброшенного или найденного ею на земле на любой местности.

Возможные ошибки дрессировщика:

проведение первоначальных упражнений с голодной соба­кой;

использование одного и того же вида корма, проведение занятий на одной и той же местности и с одним и тем же помощ­ником;

излишне сильные удары прутом и рывки поводком.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИСПОКОЙНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЫСТРЕЛАМ И ДРУГИМ СИЛЬНЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЯМ

Каждую служебную собаку необходимо приучить спокойно, безбоязненно относиться к всевозможным, необычным для нее раздражителям. Лучше всего начинать обучение в щенячьем воз­расте.

Приучение собак к выстрелам следует начинать в местах их размещения и содержания. Для этого, как правило, пользуют­ся стартовым пистолетом.

На первых порах надо стрелять на удалении 40—50 м от собаки. Если в момент выстрела собака проявляет признаки трусости, следует ее успокоить, отвлечь игрой, прогулкой. По мере привыкания собаки спокойно реагировать на выстрелы их нужно производить все ближе.

Участки занятий для общей дрессировки надо постепенно приближать к местам, где собака может встречаться с различ­ными раздражителями (автомашинами, поездами, производ­ственными шумами и т. д.). Если собака будет чрезмерно реаги­ровать на подобные раздражители (лаять, проявлять трусость), ее необходимо успокоить, отвлечь игрой, поглаживанием, лаком­ством. Приучив собаку спокойно относиться к раздражителям на значительном расстоянии, следует постепенно подходить к ним все ближе.

Когда собака привыкнет к звукам стартового пистолета, ее при наличии возможностей приучают к выстрелам из ружья холостыми патронами. В этом случае первые выстрелы производят на удалении 200—250 м и только по мере привыкания собаки постепенно приближаются к месту занятия с собакой.

Такая же методическая последовательность соблюдается в процессе приучения собаки к другим сильным звукам и свето­вым раздражителям.

Навык считается выработанным, если собака спокойно и безбоязненно относится к выстрелам и другим сильным раздра­жителям, которые могут встречаться в повседневной жизни и на службе, не отвлекаясь от выполнения работы. Минимальное требование — спокойное отношение к выстрелам стартового пистолета на расстоянии 15 м.

Возможные ошибки дрессировщика:

производство выстрелов на близком от собаки расстоянии в начальный период;

применение механических болевых воздействий дрессиров­щика на собаку во время выстрела;

чрезмерно частое повторение упражнения с выстрелами без учета подготовленности собаки.

ПРОВЕДЕНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕМУ КУРСУ ДРЕССИРОВКИ

Занятия по общему курсу дрессировки в составе группы проводятся на спортивно-дрессировочных площадках клубов служебного собаководства ДОСААФ под руководством инструк­торов-дрессировщиков. Групповые занятия с собаками позволя­ют приучить их «безразлично» относиться друг к другу, выраба­тывают у них навыки отличать команды и жесты дрессировщика от команд других людей, способствуют совершенствованию навы­ков у собаки, ускоряют усвоение приемов ОКД самими дрессиров­щиками.

На занятиях в группе можно отрабатывать почти все упраж­нения приемов общего курса дрессировки, чередуя их с индиви­дуальной работой дрессировщиков со своими собаками. В целях предупреждения драки между собаками они должны быть в намордниках.

Вначале группы создаются небольшими, из 3—4 дресси­ровщиков с собаками. Когда собаки в небольшой группе при­выкнут друг к другу, ее состав постепенно увеличивают до 10—15 собак. Сначала занятия проводят на длинных повод­ках, интервалы между собаками — 5—6 шагов, если в группе есть суки, то их расставляют между кобелями, особенно между агрессивными. Дальнейшее усложнение групповых занятий заключается в том, что дистанцию между собаками посте­пенно сокращают до 2 шагов, расстояние отхода дрессиров­щиков от собак постепенно увеличивают, изменяя темп дви­жения.

На первых занятиях дрессировщиков с собаками строят в одну шеренгу, затем в две шеренги и, наконец, вся группа располагается в круг. При этом отход от собак дрессировщики сначала делают за круг, а затем к его центру.

Последовательность выполнения приемов (подачи команд) дрессировщиками может быть самой различной, она определя­ется руководителями занятия. Команды подаются: одинаковые — поочередно, затем одновременно подают 2, 3, 4 дрессировщика, вся группа одновременно, затем различные команды подаются одновременно.

При проведении групповых занятий пользуются програм­мами и правилами, действующими в клубах служебного собако­водства.

Во время занятий в группе дрессировщики должны внима­тельно следить за поведением своих собак с тем, чтобы свое­временно предупреждать срывы их с места и попытки вступить в драку друг с другом.

ТРЕБОВАНИЯ К ДРЕССИРОВЩИКАМ И СОБАКАМ, ПРОШЕДШИМ ОКД

При выполнении программы обучения дрессировщиков и дрессировки служебных собак по общему курсу дрессировки клубами служебного собаководства проводится про­верка (экзамены) дрессировщиков и испытание собак.

Проверка подготовленности дрессировщиков позволяет определить их умение управлять собаками, дрессировать их по каждому навыку ОКД раздельно, руководствуясь соответству­ющими нормативами. В зависимости от их знаний, навыков и набранных баллов подготовка дрессировщиков оценивается: «отлично» — при получении не менее 90 баллов, «хорошо» — 80 баллов, «удовлетворительно» — 60 баллов.

Дрессировка собак также оценивается раздельно по каждо­му навыку (комплексу). Для получения диплома I степени по ОКД собака должна набрать не менее 90 баллов, диплома II степени — 80 баллов, диплома III степени — 60 баллов.

На собак, дрессировщики которых получили за управление менее 60 баллов, дипломы не выдаются. На собак с дипломами по ОКД I и II степени выдаются жетоны соответствующих степе­ней.

Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ

Приступая к специальной дрессировке служебной собаки, необходимо знать следующие основные положения.

Цель специальной дрессировки — выработать у собаки навыки, необходимые для ее использования по определенному виду службы: защитно-караульной, розыскной, сторожевой и др.

Для каждого вида службы у собаки вырабатываются определен­ные специальные навыки, например злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, работа по запаховому следу человека, буксировка лыжника и др. К дрессировке по специаль­ному курсу приступают после того, как собака успешно пройдет общий курс дрессировки (ОКД).

Рис.94. Инвентарь для специальной дрессировки собак:

1-дрессировочный костюм, 2-дрессировочное пальто, 3-дрессировочный рукав, 4-шлейка, 5-прут (хлыст), 6-пинцет.

Важную роль в специальной дрессировке играет выбор мес­та занятий. Часть навыков можно вырабатывать на спортивно-дрессировочной площадке (развитие злобы и выработка недо­верия к посторонним людям, охрана и выборка вещей и др.). Но наиболее значительная часть навыков требует выработки в иных условиях, например, приучение собаки к работе по запаховым следам человека первоначально проводится в местах, не засле­женных людьми и животными, вдали от сильных отвлекающих раздражителей (людей, животных, автомашин).

Большое значение имеет квалификация инструкторского состава. Инструктор обязан, руководствуясь программой и рас­писаниями занятий, составить к каждому занятию поурочный план (приложение 1), способствующий организованному, целе­устремленному проведению занятий.

Перед каждым занятием необходимо провести соответству­ющую подготовку: подобрать и проинструктировать помощни­ков, определить место занятий, подготовить необходимый ин­вентарь и вещи.

Для специальной дрессировки собак используется инвен­тарь, применяемый для общего курса дрессировки (см. рис. 59) и кроме того, дрессировочные костюм, пальто, рукав и шлейка, прут, жгут, пинцет (для раскладки предметов на выборку) (Рис.94)

В начале занятия инструктор называет тему и ставит цель занятий. Затем он рассказывает о методике выработки того или иного навыка и демонстрирует методику, используя свою собаку или собаку одного из обучаемых. После этого приступают к выполнению в группе, а позже и индивидуально, упражнений дрессировщиков с собаками. Особое внимание инструктор обра­щает на выработку у дрессировщиков правильной методики специальной дрессировки. Сложные приемы дрессировки отраба­тываются по элементам, раздельно. В конце занятий инструктор подводит итоги, отмечает ошибки дрессировщиков, рассказы­вает, как их избежать, и дает задание для самостоятельной работы дрессировщиков с собаками.

ДРЕССИРОВКА СОБАК ДЛЯ ЗАЩИТНО-КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Защитно-караульная собака предназначается для выборки и охраны вещей, защиты дрессировщика (хозяина), задержания, конвоирования и охраны людей.

К защитно-караульной службе наиболее пригодна немецкая овчарка. Успешно справляются с этой службой южнорусская овчарка, колли, ротвейлер, эрдельтерьер, ризеншнауцер и черный терьер. Собаки должны быть физически крепкие, рослые, доста­точно возбудимые, с хорошим обонянием, слухом и зрением.

К специальным навыкам собак защитно-караульной службы относятся: выборка вещей по индивидуальному запаху человека; охрана вещей; недоверчивость и злоба к посторонним людям, задержание, конвоирование, охрана людей и защита дресси­ровщика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.011 с.)