Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подбор собаки для занятия спортом.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для занятия спортом могут быть использованы собаки различных пород — немецкие овчарки, эрдельтерьеры, ризеншнауцеры, ротвейлеры, черные терьеры, колли и другие. Немецкая овчарка в наибольшей мере отвечает требованиям, предъявляемым к спортивной собаке. Важно правильно подобрать и подготовить собаку. Только собака с сильной нервной системой, смелая, злобная, но хорошо управляемая, подвижная, физически развитая и здоровая, анатомически правильно сложенная, хорошо отдрессированная поможет спортсмену достичь высоких результатов. Особую значимость имеет подбор собаки по типу поведения, активности и твердости характера, которые в основном характеризуют ее рабочие и племенные качества и возможность использования в соревнованиях. Для проверки этих качеств можно рекомендовать следующие упражнения. Чтобы определить тип поведения собаки, дрессировщик укладывает животное и отходит от него на 40—50 м. Группа посторонних людей (2—4 человека) выстраивается на одной линии между собакой и спортсменом. После выдержки в 10—15 секунд спортсмен подзывает собаку к себе. Собака проходит 10—15 м от места укладки, судья или тренер, стоящий в стороне в 25 м от пути ее следования, производит выстрел из стартового пистолета. Группа людей направляется навстречу собаке в прогулочном темпе, заговаривают с ней и пытаются привлечь ее внимание, не угрожая собаке, и наблюдают за ее реакцией (боязлива ли собака, сдержанна, недоверчива или доброжелательна). Проверка считается законченной, когда собака подойдет к спортсмену. Проверку собаки на активность можно проводить на основе упражнения «задержание». Спортсмен с собакой выходит на исходную позицию. Усаживает ее, придерживая за ошейник. Из укрытия, расположенного в 30 метрах, выходит «нарушитель» и направляется в сторону спортсмена с собакой. Во время движения «нарушитель» привлекает внимание собаки (замахивается, топает ногами, кричит и т. п.). Спортсмен при этом крепко удерживает собаку за ошейник и направляет ее внимание на «нарушителя», поощряя к агрессии. Пройдя половину пути, «нарушитель» поворачивается и убегает в противоположную сторону. Через 1—2 секунды спортсмен посылает собаку на задержание, а сам остается на исходной позиции. Собака должна следовать за «нарушителем», не уменьшая скорости, и продемонстрировать сильную хватку за рукав или препятствовать бегству (для молодых собак). После первой хватки «нарушитель» прекращает борьбу. Собака может, остановив «нарушителя», отпустить его, внимательно наблюдая за его действиями, и пресекать попытки «нарушителя» к бегству. По истечении 15—20 секунд с момента посыла спортсмен подбегает к собаке и уводит ее. «Экзамен» считается сданным, если собака не отходит от «нарушителя», сковывая его действия и пресекая попытки к бегству. Проверка твердости характера проводится следующим образом. Собака после посыла на задержание подходит к «нарушителю» на расстояние 15—20 м. В это время по сигналу тренера «нарушитель» оборачивается, высоко, энергично замахивает рукой, в которой держит палку, и идет в лобовую атаку на собаку, держа другую руку, защищенную рукавом, перед собой на уровне груди. «Нарушитель» пытается энергично отогнать собаку. Собака должна с неуменьшающейся скоростью и с большой силой атаковать «нарушителя» и показать мощную хватку за рукав. По истечении 5—10 секунд с момента хватки спортсмен по команде тренера (судьи) направляется к собаке и «снимает» ее с «нарушителя». Во время борьбы собака не должна уходить от «нарушителя», она должна сковывать его действия и пресекать попытки к бегству. Оценка типа высшей нервной деятельности и возможности применения собак в спорте основывается на определении общего типа поведения по отношению к людям с учетом способности к защитной службе и может выражаться цифровыми данными. Возможны следующие варианты оценок. Общий тип поведения. 1. Собака неуравновешенна, пуглива, боится шумов, малоактивна или активность полностью исчезает в результате внешних воздействий. 2. Собака достаточно активна, но бывают моменты явного испуга, может реагировать на шумы и другие внешние воздействия, активность существенно снижается вследствие внешних воздействий, животное недоверчиво и легко возбудимо. 3. Животное агрессивно, стойко к внешним воздействиям, но отмечается умеренная реакция на шумы. Недоверчивый, достаточно активный тип реакции на внешние раздражители без явной боязни, но наблюдается некоторое снижение активности. 4. Тип уравновешенно агрессивный, очень активный, очень стойкий по отношению к внешним воздействиям, недоверчивый. 5. Собака уравновешенна, очень активна, стойка по отношению к внешним воздействиям. Активность собаки. 1. Активность отсутствует. Собака не преследует «нарушителя». 2. Мало активности. Собака преследует «нарушителя», но демонстрирует слабую хватку или прекращает ее, не уходя от «нарушителя». 3. Достаточная активность. Собака перед хваткой явно приноравливается к темпу убегающего и демонстрирует хорошую хватку. 4. Хорошая активность. Собака преследует «нарушителя» с неуменьшающейся скоростью, делает сильную хватку, но по окончании сопротивления отпускает «нарушителя» и возобновляет хватку только при попытке к бегству. 5. Отличная активность. Собака преследует «нарушителя» активно и с ходу делает сильную хватку, не прекращая ее до подхода спортсмена. Твердость характера. 1. Отсутствие твердости. При лобовой атаке «нарушителя» собака обращается в бегство. 2. Мало твердости. Собака преследует «нарушителя», но не вступает с ним в единоборство, а остается вне пределов досягаемости ударов (взмахов). «Нарушитель» может вынудить собаку двигаться в выбранном им направлении, но от «нарушителя» она не отходит. 3. Достаточная твердость. При лобовой атаке собака не вступает в пределы палочных ударов, но не может быть оттеснена. После прекращения лобовой атаки собака делает сильную хватку. 4. Хорошая твердость. Собака при лобовой атаке с не уменьшающейся скоростью атакует «нарушителя», завершая атаку мощной хваткой, но по окончании сопротивления прекращает ее и возобновляет только при попытке к бегству. 5. Отличная твердость. Собака при лобовой атаке мощно атакует «нарушителя» и с ходу делает сильную хватку, не прекращая ее до подхода спортсмена. Итоговая оценка, характеризующая тип высшей нервной деятельности и наличие у собаки активно-оборонительной реакции выражается сочетанием трех цифр, отражающих итоги проверки по каждому направлению. Во всех сочетаниях нежелательными являются оценки 1 и 2, характеризующие слабость нервной системы и наличие у собаки пассивно-оборонительной реакции. Такая служебная собака непригодна для практического использования в спорте и других целях ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА Успешная физическая и техническая подготовка спортсмена в большой степени зависит от психологии ощущений и восприятия, психологии эмоций, психологии личности и коллектива. Ощущение и восприятие окружающего у каждого человека сугубо индивидуальны. Человек готов воспринимать в первую очередь то, что его интересует. На ощущение и восприятие оказывает влияние общее самочувствие, утомление, эмоциональное настроение. Стабильность ощущений и восприятия, их соответствие реальной обстановке — одна из основ устойчивых результатов в выполнении спортивных упражнений. Изменение ощущений и восприятия в период соревновательного возбуждения — частая причина «непонятных» неудач спортсмена. Большое воздействие на работу двигательного аппарата и общее состояние спортсмена оказывают положительные и отрицательные эмоции. В этой связи очень важно уметь разумно регулировать в желаемом направлении эмоциональное состояние спортсмена. Тренер и спортсмен должны знать простые и доступные приемы снятия эмоционального напряжения и приемы повышения эмоционального тонуса. В летнем многоборье особое место занимает борьба с эмоцией «страха» преодоления препятствий, с неуверенностью при гранатометании и выполнении стрельбы, а зачастую и с неуверенностью в действиях собаки. В психологической подготовке серьезное значение имеет воспитание у спортсмена таких качеств, как инициативность, смелость, решительность и уверенность в своих силах. Воздействие коллектива может избавить спортсмена от недостаточной собранности, излишнего самомнения, грубости, дает возможность правильно оценивать свои силы и т. д. Индивидуальный подход к спортсмену в сочетании с коллективным воздействием служит залогом успеха. Для нормального хода учебно-тренировочного процесса важно создать в коллективе здоровый психологический климат. Чтобы достигнуть высоких результатов и мастерства, необходимо не только правильно организовать учебно-тренировочный процесс, но и всю жизнь коллектива: политико-воспитательную, общественную работу, досуг и учебу. Индивидуальный подход к спортсмену основан на знании тренером индивидуальных психологических особенностей каждого спортсмена, обусловленных свойствами нервной системы. К основным свойствам нервной системы относятся: сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность. Эти свойства нервной системы во многом определяют поведение спортсмена, его характер и его деятельность. Сила нервной системы, как правило, характеризуется высокой работоспособностью, двигательной устойчивостью, быстрой «врабатываемостью», способностью сдерживать свои чувства, уверенностью в своих силах, собранностью и т. д. Слабость нервной системы характеризуется противоположными качествами. Учитывать силу — слабость нервных процессов у спортсменов в тренировочном процессе очень важно, так как спортсмены с относительно слабой нервной системой нуждаются в большем внимании тренера и бережном отношении. Они тяжело и длительно переживают свои неудачи, болезненно относятся к наказаниям, трудно привыкают к коллективу. С такими спортсменами нужно чаще проводить беседы, внушать им уверенность в своих силах, убеждать, чаще привлекать их к коллективным играм, к общественной работе. Уравновешенность характеризуется спокойным поведением в неожиданных ситуациях, объективным отношением к окружающим, отсутствием непроизвольных реакций, устойчивостью эмоционального состояния, сдержанностью. Спортсмены с неуравновешенной нервной системой беспокойны, плохо переносят неожиданные ситуации, нетерпеливы, эмоционально неустойчивы. Их приходится сдерживать на тренировках, в воспитательной работе с такими спортсменами нужно быть наиболее терпеливым. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой и легкостью приспособления к новым условиям, переходам от одного эмоционального состояния к другому, быстротой обучения и исправления ошибок, быстрой сменой интересов. Противоположное состояние носит название «инертность». При индивидуальном подходе к спортсменам учитывают и изучают: моральные качества: целенаправленность, коллективизм, чувство ответственности, дисциплинированность, трудолюбие, сознательность, инициативность, общительность, доброжелательность, требовательность к себе и другим, самолюбие, самокритичность, уважение к товарищам, к тренеру; волевые качества: активность, самостоятельность, настойчивость, решительность, уверенность в своих силах, самообладание; эмоциональные проявления: внушаемость, мнительность, интенсивность переживаний, отношение к спортивным успехам и неудачам, наличие срывов во время тренировок и соревнований. Знание индивидуальных особенностей спортсмена позволит тренеру эффективно осуществлять тренировочный процесс и воспитание многоборца. Летнее многоборье со служебными собаками имеет свои особенности по сравнению с другими видами многоборий легкой атлетики и военно-прикладных видов спорта. И прежде всего, это собака, которой нужно управлять в ходе соревнований, в результате чего внимание спортсмена раздваивается. Беговые упражнения многоборья выполняются на время и почти с предельной скоростью, а команды, неоднократно подаваемые собаке, затрудняют дыхание, сбивают ритм, увеличивая кислородную задолженность и нервно-мышечное утомление. В ходе преодоления полосы препятствий спортсмен должен выполнить прицельное гранатометание. Неудачи в гранатометании создают эмоциональную неуверенность в успехе. Все перечисленные и другие особенности должны учитываться тренером при подготовке спортсменов. Ему следует изыскивать такие пути и методы подготовки, которые позволили бы с наименьшей затратой сил и энергии добиться высоких результатов. Нередко спортсмен, физически хорошо подготовленный и показывающий высокие результаты на тренировках, неудачно выступает в соревнованиях. Причиной тому может быть чувство страха, возникающее, например, при преодолении того или иного препятствия (боязнь упасть и получить травму), переживания, связанные с неудачами, случившимися ранее, с общей неподготовленностью в техническом отношении, а также с плохой работой собаки. Не каждый спортсмен признается тренеру о владеющем им чувстве страха. Именно поэтому тренер должен знать индивидуальные особенности каждого спортсмена и в соответствии с ними вести морально-психологическую подготовку. Чувство страха и неуверенности в своих действиях легче преодолевается спортсменами, в совершенстве овладевшими техникой преодоления препятствий, обладающими твердыми мышечно-двигательными представлениями об их преодолении. Однако следует помнить, что механическое повторение упражнений на одних и тех же снарядах и учебно-тренировочных площадках приводит к выработке стереотипных мышечных ощущений, которые разрушаются под воздействием сильных эмоциональных переживаний. Это происходит потому, что болеесильные эмоциональные переживания (волнение перед стартом, наличие более сильного соперника, новизна снарядов, зрители, голос комментатора и др.) подавляют выработанный стереотип, и спортсмен показывает результат хуже своих возможностей. Во избежание этого на тренировках необходимо организовывать между спортсменами активный обмен своими ощущениями и мышечными представлениями при преодолении полосы препятствий, стрельбе, беге, плавании и вносить соответствующие коррективы в обучение. На первых порах такой словесный анализ ощущений дается с трудом даже опытным спортсменам, но в дальнейшем он будет приобретать все более активный и направленный характер и позволит тренеру выявить причины возникновения нежелательных ощущений. Кроме того, занятия следует проводить в различных условиях, на различных площадках, с другими снарядами и покрытием. Важно воспитать у спортсмена хладнокровное отношение к внешним воздействиям: аплодисментам, зрителям, судьям, голосу информатора и т. д. Хладнокровие и невосприимчивость к посторонним раздражителям вырабатывается при организации тренировок в условиях, приближенных к соревновательным. Организовать такие условия тренировок не всегда представляется возможным, поэтому рекомендуется проводить товарищеские встречи, показательные выступления с большим количеством участников и зрителей. Спортивная форма многоборца достигается на протяжении значительного периода подготовки. Готовность же к конкретному соревнованию создается в процессе предсоревновательной подготовки. Готовность или неготовность к соревнованию не может быть только технической или физической или психологической. Готовность — это целостное состояние личности спортсмена, мобилизовавшего свои психологические, физические и технические возможности. Большую роль в достижении готовности спортсмена к соревнованиям имеет слово тренера. Здесь не допустимы обман, надуманность. Тренер должен на протяжении всего предсоревновательного периода формировать у спортсмена уверенность в том, что на соревновании он сможет добиться намеченного результата и успешно бороться с основными соперниками, невзирая на их титулы. Полная информация спортсмена о реальных возможностях противников способствует правильной оценке своих сил. В условиях соревнований успех в значительной степени зависит от психологических факторов и от того, как с ними справится спортсмен. По мере приближения старта мысли спортсмена сосредоточены на результате. В ответственный момент перед выходом на старт или уже на старте отрицательные эмоции могут достигнуть такой степени, что спортсмен не сможет с ними справиться. Отрицательные эмоциональные переживания сопровождаются сильными вегетативными реакциями, нарушениями мышечно-двигательных представлений, изменением поведения. Если спортсмен не сумеет справиться с такими переживаниями, то он не сможет успешно выступить и добиться хороших результатов. Помочь в таких случаях может только непосредственная подготовка к выполнению упражнений. И каждый спортсмен должен владеть способами такой подготовки. Под непосредственной подготовкой к выполнению понимают специально разработанный и усвоенный спортсменом план действий: приемы идеомоторной подготовки, контроль и исправление своего эмоционального состояния в период после окончания разминки до момента вызова на старт и начала выступления. К непосредственной подготовке приступают сразу после разминки и заканчивают с началом выступления спортсмена. Идеомоторной подготовкой называют мысленную проработку всей полосы многоборья. Сначала спортсмен под контролем тренера проговаривает вслух все элементы упражнения, зрительно представляя себя бегущим по дистанции. Затем переходят к выполнению мысленной «проработки» упражнений на время. Тренер засекает начало проработки, отмечает время окончания бега, время прохождения снарядов и по движению туловища спортсмена, имитирующего финишный «бросок», или сигналу рукой фиксирует окончание упражнения. Как показывает опыт, время, потраченное на мысленное выполнение, почти соответствует времени действительного выполнения. Обусловлено такое совпадение во времени тем обстоятельством, что и при мысленном выполнении упражнений и при действенном выполнении импульсы от коры головного мозга поступают к мышцам и вызывают такие же мышечно-двигательные представления. Таким образом, идеомоторная подготовка способствует формированию и закреплению мышечно-двигательных представлений, является продолжением разминки. Идеомоторное «проделывание» упражнений способствует улучшению эмоционального состояния, так как в это время спортсмен сосредоточивает внимание на упражнениях, на самом себе и меньше подвергается влиянию волнения, нервозности, воздействию побочных помех. Количество идеомоторных проработок для спортсменов разное. Спортсменам с сильной нервной системой достаточно одной-двух; со слабой нервной системой — трех-четырех проработок. Выйдя на старт, спортсмен должен использовать метод самоприказа. Формула самоприказа проводится вполголоса, а иногда и вслух: «Я преодолею всю полосу...», «Я обязательно попаду в цель гранатой...» и т. д. Формулы самоприказа могут быть различными в зависимости от состояния спортсмена. Например, «Я буду, спокоен, это мне поможет показать хорошее время...» После самоприказа спортсмен сосредоточивает внимание и входит в «малый круг внимания», чтобы отключиться от воздействия побочных помех. Можно сочетать метод самоприказа с регуляцией дыхания. Сначала следует сделать глубокий вдох с одновременным повторением формулы самоприказа: «Я буду, спокоен, я буду, уверен в себе...», далее задержать дыхание и повторить формулу: «Я уже спокоен, я уже уверен в себе...». Наконец, следует медленный равномерный выдох и произносится формула: «Я готов к выполнению, я спокоен, я уравновешен и силен...», после чего выполнить упражнение. Умение правильно оценивать обстановку и распределять свои силы и силы собаки, то есть вести тактическую борьбу, имеет наибольшее значение на «Полосе препятствий» и меньшее в других упражнениях многоборья. Многоборец должен знать особенности покрытия беговой дорожки, участка переползания, скоростные возможности лестницы, ширину бума, возможности основных конкурентов (технические результаты в подобных соревнованиях). Особенно важную роль играет сознательное, активное и творческое отношение самого спортсмена к тактической подготовке. Тактику и технику преодоления препятствий и выполнения приемов «Полосы препятствий» нужно усвоить настолько хорошо, чтобы их можно было автоматически применять на соревнованиях. Основными формами и средствами тактической подготовки по летнему многоборью со служебными собаками являются: 1. Теоретические занятия и беседы, проводимые опытными многоборцами и тренерами с использованием наглядных пособий (графики, таблицы, кинограммы, циклограммы и т. д.). 2.Тренировки в усложненных условиях совместно с собакой. 3.Воспитание чувства времени и ритма бега между препятствиями и в беге. 4.Бег в заданном темпе. 5.Подготовка спортсмена и собаки к ускорениям, торможениям по ходу бега, совершенствование координации движений и работы вестибулярного аппарата, удержание общего центра тяжести при преодолении препятствий в оптимальном положении и т. д. 6.Ознакомление с дистанцией кросса, препятствиями полосы, рубежом гранатометания, участком переползания, огневым рубежом. 7.Выбор наиболее рационального графика бега по дистанции «Полосы препятствий», ползания и техники преодоления препятствий. 8. Изучение метеоусловий в месте проведения стрельбы, внесение поправок в прицеливание. 9. Изучение основных соперников, их слабых и сильных сторон, проработка различных вариантов выступлений в зависимости от жеребьевки. Применяя те или иные средства и формы тактической подготовки многоборцев, всегда следует помнить о характерных индивидуальных особенностях, как каждого спортсмена, так и их собак, условиях и характере соревнований (масштаб, условия зачета и т. д.). МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ Как и все спортсмены, все, занимающиеся летним многоборьем со служебными собаками должны находиться под постоянным контролем врачей, проводимым не реже одного раза в полугодие. Задача медицинского обследования — определение состояния здоровья спортсмена и возможности его допуска к занятиям спортом. Начинающему спортсмену врач должен дать полную, объективную картину состояния его здоровья, потенциальных возможностей, рекомендовать (не рекомендовать) заниматься данным видом спорта. Если многоборец имеет спортивный стаж, врач совместно с тренером сравнивает показатели обследований предыдущих лет, составляет график динамики изменения показателей и, если имеется необходимость, вносит коррективы в учебно-тренировочные занятия. В практику проведения тренировочных занятий в ряде крупных городов страны, таких, как Ленинград, входит медицинское (ветеринарное) наблюдение за функциональным состоянием собак. Безукоризненного выполнения команд в любых ситуациях и во что бы то ни стало можно требовать не от каждой собаки и не всегда. Результаты ветеринарного обследования собаки, ее функциональных возможностей и состояния опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, позволяют тренеру и спортсмену правильно подходить к планированию дрессировочной работы. Каждый спортсмен, начинающий или опытный, должен иметь перед собой одну реально достижимую цель и ряд промежуточных. Например, для спортсмена, имеющего большой стаж занятий по летнему многоборью, основной целью может быть победа на чемпионате СССР, а промежуточной — на межреспубликанских или республиканских соревнованиях. Эти цели устанавливаются совместно с тренером, спортсменом и врачом, исходя из функциональных возможностей спортсмена, его настойчивости, трудолюбия, психических качеств, динамики спортивных достижений по годам, а также в зависимости от состояния здоровья и степени дрессированности собаки. Имея эти данные, спортсмен и тренер могут приступить к планированию круглогодичного тренировочного процесса и дрессировочных занятий, установлению конкретных задач, выбору средств, методов, объемов нагрузки, периодизации тренировок и дрессировки. Каждое занятие группы (секции) обеспечить медработником не представляется возможным, поэтому следить за состоянием здоровья во время занятий вменяется в обязанность тренеру. Каждый тренер должен владеть несложными методами медицинского контроля для правильного определения состояния организма занимающегося и назначения допустимых нагрузок. Перечислим основные приемы медицинского контроля: 1. Опрос спортсменов о перенесенных заболеваниях в ближайшее время, о самочувствии до занятий и по их окончании. После перенесенных заболеваний необходимо строго соблюдать сроки допуска к занятиям, несмотря на хорошее самочувствие спортсмена и его желание тренироваться. 2. Во время тренировки необходимо следить за цветом кожи, степенью потливости, характером дыхания, вниманием, координацией движений. Изменение цвета кожи, увеличение потоотделения, учащение дыхания, снижение внимания, нарушения координации движений могут указывать на появляющиеся отклонения в состоянии здоровья спортсмена. Значительная степень таких отклонений — покраснение кожи, обильное Появление признаков утомления или переутомления указывает на то, что нагрузка, данная спортсмену, не соответствует его состоянию здоровья и уровню физической подготовленности или под влиянием физической нагрузки появилось скрытое заболевание. Если снижение нагрузки не устраняет признаков утомления, спортсмена необходимо направить к врачу. 3. Контроль за изменением частоты пульса до начала занятий, после занятий, после выполнения отдельных упражнений и по окончании тренировки помогает тренеру правильно назначать нагрузку. В покое пульс обычно равен 60—80 ударам в минуту. У хорошо тренированных спортсменов частота пульса может быть ниже. Если в спокойном состоянии, до тренировки пульс у спортсмена выше 80 ударов в минуту, можно предположить наличие какого-то заболевания или недостаток времени отдыха для восстановления сил спортсмена после прошедших тренировок. Любое увеличение физической нагрузки приводит к увеличению частоты пульса. Слабые нагрузки вызывают учащение пульса до 100—130 ударов в минуту, нагрузки средней степени — до 140—180 ударов в минуту, сильные нагрузки — до 180—200 ударов. По частоте пульса тренер может судить о степени нагрузки на спортсмена, о его тренированности, степени воздействия тренировки на организм. 4. Для оценки переносимости нагрузок можно использовать методику дополнительных стандартных нагрузок. Она заключается в следующем: спортсменам предлагают выполнить до тренировки и через 10—20 минут после тренировки бег на месте в течение 15 секунд. Тренер подсчитывает пульс до выполнения бега и после, сравнивает эти показатели. В норме пульс восстанавливается до исходного через 1 минуту отдыха. Такая реакция организма характерна для тренированных спортсменов при нормальной нагрузке. Восстановление частоты пульса до исходной через 5 минут свидетельствует о недостаточной тренированности спортсмена, о невысокой работоспособности. У тренированных спортсменов после интенсивных тренировочных нагрузок этот показатель свидетельствует об их утомлении (а иногда и переутомлении). Неблагоприятной считается реакция на дополнительную нагрузку после тренировки, когда наступает резкое учащение пульса и еще больше удлиняется срок восстановления до исходных параметров. При нормальной реакции на дополнительную стандартную нагрузку работоспособность не изменяется или улучшается. Второй и третий варианты реакции сердечно-сосудистой системы свидетельствуют об ухудшении состояния спортсмена под влиянием проведенной тренировки. 5. Для определения степени тренированности, работоспособности и приспособляемости организма спортсмена, занимающегося летним многоборьем, к нагрузкам можно использовать разработанные ВНИИФК специфические дополнительные нагрузки: бег на дистанции 50—100 м, четыре — пять повторений с отдыхом между повторениями в 3—4 минуты. Пульс подсчитывается до выполнения нагрузок, а затем в период между повторениями и по окончании. Работоспособность определяется скоростью пробега дистанции (в секундах). Реакция на повторение нагрузки у спортсменов может быть разной. У одних показатели результатов не меняются или улучшаются от нагрузки к нагрузке, частота пульса изменяется незначительно. У других — результаты неустойчивые, после второго — третьего повторения ухудшаются. Период восстановления частоты пульса удлиняется. Такая реакция характерна для спортсменов с недостаточной специальной подготовкой. Они не могут выдерживать заданный темп в течение заданного времени. У третьих — результаты ухудшаются от повторения к повторению. Наблюдается резкое учащение пульса. В период отдыха восстановление не наступает. Каждая последующая нагрузка начинается на фоне утомления от предыдущей. Такая реакция характерна для спортсменов с низкой тренированностью и плохой приспособляемостью к нагрузкам. Пользуясь вышеперечисленными несложными приемами контроля за состоянием здоровья спортсменов, тренер может правильно определять и планировать нагрузку, учитывая индивидуальные особенности каждого занимающегося. Такой контроль поможет тренеру своевременно отметить появление утомления или болезненного состояния у спортсменов и позволит избежать нежелательных реакций, грозящих здоровью занимающихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.014 с.) |