Развитие у собаки злобы, недоверия к посторонним людям и активного их облаивания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие у собаки злобы, недоверия к посторонним людям и активного их облаивания.



Развитие злобности и выработка у собак недоверия к по­сторонним людям производятся по методике подготовки собак защитно-караульной службы (см. с. 303—305).

Голос (лай) собак по команде дрессировщика вырабатывают в период общей дрессировки. Но в отличие от лая по команде, собака караульной службы должна самостоятельно активно и длительно облаивать посторонних людей.

К облаиванию собаку приучают следующим образом. По­мощник, выйдя из укрытия, должен на расстоянии 50—60 м от собаки производить возбуждающие ее действия (взмахивать руками, делать быстрые наступательные и отступательные дви­жения, ударять о землю прутом или жгутом) и нападать на соба­ку лишь после того, как собака хорошо облает его. Дрессиров­щик подает собаке команду «Охраняй», а облаивание помощ­ника поощряет поглаживанием собаки и восклицанием «Хорошо».

Можно использовать и подражательный метод дрессировки (групповое развитие злобы). В этом случае поблизости от злоб­ной и хорошо облаивающей помощника собаки привязывают от 1 до 4 дрессируемых собак, рядом с которыми находятся их дрессировщики.

Помощник своими действиями возбуждает основную собаку, после чего остальные собаки, возбуждаясь, начинают лаять и нападать на помощника. Дрессировщики, применяя команду «Охраняй», поощряют собак за лай и нападе­ние. Упражнение продолжается 2—3 минуты, затем повторяется еще 3—4 раза с разными помощниками. После того как собаки начнут хорошо облаивать помощников, проявляя активно-оборо­нительную реакцию, переходят к индивидуальной дрессировке этих собак на постах.

Наиболее серьезной ошибкой при выработке навыка облаи­вания является быстрое нападение на собак с нанесением уда­ров, без предварительного их дразнения. Вследствие этого у собак возникает следующая нежелательная связь: злобные собаки без лая ожидают нападения помощников, слабые и роб­кие — начинают их бояться.

Караульная собака не должна брать корм от посторонних людей или разбросанный по земле. Этот навык вырабатывается в период общей дрессировки. В процессе специальной дрессиров­ки навык отказа от корма совершенствуют и закрепляют. Делают это следующим образом. Помощник спокойно подходит к собаке, ласково подзывает ее, предлагает ей с руки лакомство и бросает его на землю. При попытке собаки взять корм помощ­ник неожиданно для нее из-за спины, где держал в другой руке жгут или прут, наносит собаке легкий удар, стремясь вызвать проявление активно-оборонительной реакции. Дрессировщик при этом подает команду «Фас». Если собака активно нападает на помощника, он убегает. Такие упражнения повторяются не­сколько раз. Попытка взять корм с земли после ухода помощ­ника пресекается командой «Фу».

Охрана поста на короткой (глухой) привязи.

Выработка этого навыка является усложнением навыка злобы и недоверия к посторонним людям. Цель дрессировки — приучить собаку охранять определенное место, где устанавли­вается неподвижный пост. Первые занятия проводятся в дневное время.

Для выработки этого навыка дрессировщик привязывает собаку на цепь в том месте, где она будет нести охрану. Подав команду «Охраняй», дрессировщик становится позади собаки. Из укрытия, с расстояния не менее 50 м, выходит помощник и, крадучись, приближается к собаке. Если собака облаивает приближающегося помощника, она поощряется восклицанием «Хорошо», а помощник убегает в укрытие. Если собака не лает, помощник провоцирует возбуждающими ее движениями, затем наносит ей легкие удары прутом или жгутом, а дрессировщик подает команды «Фас», «Охраняй». После проявления активно-оборонительной реакции помощник убегает, собака поощряется. На последующих занятиях дрессировщик, подав команду «Охра­няй», уходит от собаки и прячется, наблюдая за ней. Помощник подбрасывает корм и при попытке собаки взять его наносит ей легкие удары прутом или жгутом.

Усложнение дрессировки состоит в проведении занятий в сумерках и ночью, в различное время суток, при различной погоде. Расстояние появления помощника перед постом дово­дится до 70—80 м. Во время дрессировки производятся выстре­лы. Затем помощник приближается к посту с большой осторож­ностью, через разные промежутки времени. Необходимо доби­ваться облаивания собакой всех шорохов и шумов. Для подкрепле­ния следует изредка давать собаке возможность схватить и по­трепать помощника за одежду.

Если собака хорошо облаивает помощника на расстоянии не менее 40 м от поста и проявляет постоянную настороженность, дрессировку на глухой привязи заканчивают.

Охрана на блокпосту.

Приучение собаки к охране на блокпосту требует выработки у нее навыков облаивания, активного преследования и задержа­ния людей, пытающихся проникнуть на охраняемый объект.

Прежде всего, собаку приучают к движению вдоль оборудо­ванного блокпоста и к звуку трения кольца (ролика) о трос (про­волоку). Для этого дрессировщик, пристегнув цепь к кольцу (ролику) и придерживая ее, ходит с собакой вдоль блокпоста вначале шагом, а затем бегом, поглаживая собаку при появлении боязни. Если собака не боится звука трения и свободно бегает по всему участку блокпоста, дрессировщик, подав команду «Охраняй», уходит от собаки за укрытие.

Помощник, выйдя с противоположной стороны поста, своими действиями вызывает у собаки лай и злобу. Подойдя к блок­посту на расстояние 5—8 м, он подбрасывает корм, а через несколько минут идет или бежит вдоль блокпоста, стремясь вызвать у собаки преследование.

После этого пытается перейти участок поста под натянутым тросом (проволокой).

При необходимости дрессировщик подает команды «Охра­няй» и «Фас». Если собака нападает и задерживает помощника, дрессировщик восклицанием «Хорошо» поощряет животное и, выйдя из-за укрытия, уводит помощника.

Для приучения собаки безразлично относиться к часовому, находящемуся на посту, используется второй помощник. В нача­ле занятия второй помощник стоит недалеко от собаки, затем ходит вдоль блокпоста в 40—50 м от него, постепенно сокращая расстояние до 20—25 м. Если собака начинает его облаивать, первый (основной) помощник подкрадывается к собаке и напа­дает на нее. Постепенно собака привыкает ко второму помощ­нику и перестает на него реагировать.

В целях усложнения занятий их проводят в сумерках, ночью, в различную погоду, при стрельбе (стреляет второй по­мощник). Расстояние появления первого помощника перед блок­постом доводится до 70—80 м. Помощники должны чаще ме­няться.

Затем собаку приучают к обыску местности и задержанию людей. Помощник проходит мимо блокпоста и, когда собака его облает, убегает и прячется на расстоянии 70—100 м от поста. Дрессировщик берет собаку на длинный поводок и, подав коман­ду «Ищи», направляет ее на обыск местности. Обнаруженный собакой помощник задерживается, конвоируется и сдается тре­тьему лицу (инструктору).

Свободное окарауливание.

Дрессировка собак для свободного окарауливания произ­водится после развития у нее злобы и недоверия к посторон­ним людям.

Навык вырабатывается следующим образом. Собака пуска­ется на участок, обнесенный сплошным забором, высотой не менее 2 м. Помощник осторожно приближается к забору с внешней стороны и, каждый раз в различных местах шорохом возбуждая собаку, вызывает лай, после чего убегает. Когда появляется помощник, дрессировщик подает собаке команду «Охраняй» и, если собака начинает облаивать помощника, поощряет ее восклицанием «Хорошо».

Для приучения собаки к активному нападению на помощни­ка, последний в дрессировочном костюме перелезает через забор и вступает в борьбу с собакой. Вначале дрессировщик находит­ся около собаки и подает команды «Охраняй» и «Фас». В дальней­шем собаку оставляют для охраны одну.

Приучая собаку к охране закрытого помещения (склада, пакгауза, квартиры и др.), дрессировщик с собакой должен находиться внутри него, а помощник, приблизившись к входной двери, производить различные шорохи (шаркать ногами, постуки­вать о стены, пытаться открыть дверь). Дрессировщик при этом подает команду «Охраняй» и за облаивание поощряет собаку восклицанием «Хорошо». На последующих занятиях помощ­ник пытается проникнуть внутрь помещения. Дрессировщик, применяя команду «Фас», побуждает собаку напасть на помощ­ника. Навык закрепляется таким же способом, но собаку остав­ляют для охраны одну.

Собака, применяющаяся для свободного окарауливания квартир и других жилищ человека, должна быть хорошо дисци­плинированной и не очень злой. Навык вырабатывается следую­щим образом. Взяв собаку на короткий поводок, дрессировщик подходит с ней к входной двери. Помощник перед входом в квартиру (дверь не заперта) производит шорохи. Дрессиров­щик подает команду «Охраняй» и, если собака начинает лаять, ее поощряет. Попытки собаки напасть на помощника пресека­ются командой «Фу», рывком за поводок. Если собака пытается бежать за выходящим помощником, дрессировщик удерживает ее поводком.

На последующих занятиях собака находится в одной ком­нате без поводка, а дрессировщик — в другой. После облаивания собакой помощника дрессировщик выходит к собаке, поощ­ряет ее, впускает помощника в комнату и следит, чтобы собака его не укусила.

Когда у собаки закрепится навык облаивания входящего помощника, с ней начинают отрабатывать нападение на помощ­ника и его задержание. Навыки вырабатываются в такой по­следовательности. Помощник спокойно входит в квартиру и останавливается, не делая резких движений. После того как собака его облает и успокоится, помощник внезапно наносит собаке удар, а дрессировщик подает команду «Фас», направля­ет ее на поводке на помощника и задерживает его. В дальней­шем в целях усложнения упражнения помощник пытается на­пасть на дрессировщика или взять его вещь.

При выработке навыка окарауливания возможны следую­щие основные ошибки дрессировщика:

1.Сильные болевые удары помощника при нападении на собаку. В результате собака начинает проявлять пассивно-оборонительную реакцию.

2.Выставление собаки на охрану поста не на шлейке, а в ошейнике. В этом случае возбудимые собаки при подходе помощника, стремясь напасть на него, сдавливают ошейником горло, что вызывает потерю лая и снижение активности.

3.Использование только 1—2 постоянных помощников. В результате возникает нежелательная связь — облаивать и на­падать только на определенных людей.

4. Проведение с собакой занятий на посту в одно и то же время. В результате у собаки возникает привычка хорошо рабо­тать только в определенное время суток.

Требования к собакам караульной службы.

После окончания курса дрессировки караульная собака должна.

1. Длительно сохранять на блок-посту настороженность, облаивать людей, находящихся от поста на расстоянии не менее 40 метров, активно и смело защищать пост.

2. Задерживать посторонних людей, проникающих на пост.
Не брать корм из рук посторонних людей или разбросанный по земле и не отвлекаться на выстрелы.

ДРЕССИРОВКА СОБАК ДЛЯ ГЕОЛОГО­ПОИСКОВОЙ (РУДОРОЗЫСКНОЙ) И ГАЗОРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБ

Собаки этих служб предназначаются для поиска по запаху полезных ископаемых, а также для обнаружения утечки горючего газа при порче газопроводных труб и других авариях.

Для дрессировки по этим службам могут использоваться различные породы собак. Собаки должны иметь хорошее чутье, быть не слишком возбудимыми или вялыми, не слишком злоб­ными или трусливыми.

Использование собак для поиска руд и газоразведки основа­но на том, что многие минералы, а также горючий газ обладают специфическим запахом. Например, серный колчедан пахнет сер­нистым газом, арсенопирит — чесноком и т. д. Собака после специального курса дрессировки приобретает навык не только четко реагировать на определенный запах минерала и горючего газа, но и отличать (дифференцировать) этот запах от всех сопутствующих и посторонних запахов.

Дрессировщики рудорозыскных собак должны иметь понятие о свойствах минералов (руд), на запах которых дрессируется собака, а также знать правила работы валунных и маршрут­ных геологических разведок. Дрессировщик собаки-газоразвед­чика должен знать правила технической безопасности при работе с горючим газом.

Помощники оказывают помощь в подготовке учебных поли­гонов, а также при дрессировке собаки на поиск руд и газо­утечки на полигонах и маршрутах, не известных дрессировщику.

К специальным навыкам рудорозыскных собак относятся:

определение запаха руды;

поиск рудных валунов;

поиск руд в маршрутной геологической разведке;

выборка геологических проб, выборка минералов (руд) по их запаху.

К специальным навыкам газоразведывательных собак относятся:

определение запаха газа;

обнаружение утечки газа из газовой сети квартир, промыш­ленных предприятий и газопроводов.

К дрессировке собак по рудорозыскной и газоразведыва­тельной службам следует приступать после того, как у собаки будет выработано хорошее общее послушание (ОКД), выполне­ние приемов ОКД без поводка, умение производить обыск мест­ности и помещений.

Приучение собаки к запаху и поиску минерала (руды), горючего газа преследует цель выработать у собаки навык оповещать дрессировщика об обнаруженном ею запахе посред­ством лая, посадки или укладки.

Условные раздражители — команды «Нюхай», «Ищи», «Голос» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении поиска и опускание ее к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные услов­ные раздражители — восклицание «Хорошо», команды «Сидеть», «Апорт».

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание собаки.

Выработку навыка можно производить двумя способами: на основе использования пищевого раздражителя (лакомства) и на основе апортировки. Сначала для занятия выбирается открытое место (поляна, спортивно-дрессировочная площадка, уединенная часть двора) без отвлекающих раздражителей, особенно резких посторонних запахов.

Первый способ. Дрессировщик со стоящей у его левой ноги собакой берет образец минерала (руды) и, подав команду «Нюхай», дает собаке занюхать этот образец и после занюхивания поощряет ее восклицанием «Хорошо». Для большего при­влечения внимания собаки к образцу допускается слегка смазы­вать его мясом, колбасой, рыбьим жиром и др.

Как только собака начнет по команде «Нюхай» хорошо принюхиваться к образцу минерала (руды), дрессировщик командой «Сидеть» заставляет ее сесть, командой «Лежать» — лечь и командой «Голос» побуж­дает залаять и лишь после этого поощряет ее восклицанием «Хорошо», лакомством. Образец минерала руды следует держать в правой руке, а лакомство давать левой, чтобы не переносить на образец запах лакомства.

Если собаку приучают к запаху горючего газа, то сначала насыщают газом кусок ветоши, тряпку, губку и командой «Нюхай» дают собаке занюхать эту вещь, после чего собаку поощряют. На последующих занятиях ее приучают садиться или ложиться и подавать голос после занюхивания. В дальней­шем образец минерала (руды) или ветошь (тряпка, губка) с запахом газа прячется в каком-либо месте, прикрывается сверху травой или листьями, присыпается землей и т. д. Наряду с образцом руды или ветоши с запахом газа следует прятать и нерудные образцы, а также предметы с наличием запаха человека. Затем дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок и подав команды «Ищи», «Нюхай» и жест, постепенно наводит ее на место, где спрятан образец руды или ветошь, пропахшая газом. После посадки (укладки) и облаивания их собакой дрессировщик достает при ней рудный образец или ветошь и поощряет собаку восклицанием «Хорошо», лакомством. Если собака возле руды или ветоши не садится (не ложится) и их не облаивает, то на первых занятиях разрешается подавать собаке команды «Сидеть» («Лежать») и «Голос», а на после­дующих занятиях нужно добиться от собаки, чтобы она делала это без команд.

На последующих занятиях собаке предоставляется само­стоятельность в поиске образца минерала (руды) или ветоши (тряпки), пропитанных газом. Помощь ей оказывается все реже, по мере необходимости. В поиск по команде «Ищи» и жесту она пускается без поводка. Если собака пытается облаивать нерудный образец или какую-либо вещь без запаха газа, дрес­сировщик пресекает попытку командой «Фу».

Второй способ основан на выработанном у собаки навыке апортировки. На первых порах дрессировщик завертывает в мягкую тряпочку или бинт небольшой образец руды или нати­рает крошками минерала (руды) апортировочный предмет. Затем дрессировщик, дав собаке занюхать завернутый образец минера­ла (руды) или апортировочный предмет, бросает его вперед в траву, под куст, в канаву и т. д. Командами «Ищи», «Апорт» и жестом он посылает собаку на поиск. За найденный образец руды или апортировочный предмет с ее запахом собаку поощря­ют восклицанием «Хорошо», лакомством. Образцы надо исполь­зовать различной величины и формы и прятать их заранее. Найденный образец собака должна облаивать и обозначать его место посадкой.

Поиск рудных валунов.

Этот навык позволяет собаке находить по запаху рудные валуны, лежащие на поверхности земли или под почвенным покровом.

Условные раздражители — команды «Вперед», «Ищи» и жест. Вспомогательные условные раздражители — команда «Апорт» и восклицание «Хорошо».

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание.

Быстрее дрессируются собаки, приученные к обыску мест­ности. После выработки навыка подается команда «Ищи» и жест.

Навык вырабатывается следующим образом. На открытом участке местности площадью 60Х 100 м помощник, идя по грани­це участка, разбрасывает на виду у дрессировщика в шахматном порядке на расстоянии 10—15 м один от другого 3 предмета (небольшие палочки, камни и др.), имеющие запах человека. Затем, взяв 3 образца руды, разбрасывает их на этом же участ­ке на расстоянии 15—20 м друг от друга. Когда все готово, дрессировщик дает собаке занюхать образец руды и, подав команды «Вперед» и «Ищи» и жест, следует за ней, управляя ее поиском. Если собака пытается задержаться у нерудного образца (предмета), сесть (лечь) и облаять его, то командой «Ищи» с угрожающей интонацией ее посылают на дальнейший поиск. При посадке (укладке) возле образца и его облаивании собака немедленно поощряется восклицанием «Хорошо», лаком­ством. Этим достигается четкое различие (дифференцировка) рудного образца от нерудных предметов.

Затем условия дрессировки усложняются. Участок для дрессировки готовится помощником заранее (за 10—15 дней до занятий), что исключает запах человека на образцах руды. Образцы разбрасываются на различном расстоянии друг от друга, маскируются дерном, листьями, мхом, закапываются в землю на глубину до 50 см. Одновременно делаются ложные закопки, как пустые, так и с закладкой пустой (нерудной) по­роды. Для обозначения (контроля) мест, где скрыты образ­цы руды, можно использовать вешки (веточки, сучья, камеш­ки, тряпочки и др.). Вешки следует все время разнообразить, чтобы у собаки не выработалась нежелательная связь (при­вычка искать образцы руды не по запаху, а по вешкам, то есть зрительно).

На начальном этапе выработки навыка дрессировщик дол­жен хорошо знать, где закопки настоящие, а где ложные. В даль­нейшем он работает с собакой, не зная расположения рудных образцов. В этом случае помощник должен подсказывать дрес­сировщику, правильно ли собака обнаружила место с запахом замаскированного образца руды. Если правильно, то собака поощряется.

При дрессировке собак на обнаружение утечки горючего газа в помещениях используют небольшие куски ветоши, насы­щенные в различной степени газом. Эти куски прячут по ходу газопроводов в жилых или подвальных помещениях. На первых занятиях дрессировщик, подав команду «Ищи», помогает собакев поиске, наводя ее на места с газом. В дальнейшем собаке предо­ставляется более самостоятельный поиск. За все правильные действия собаку поощряют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.028 с.)