Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вождение слепого по определенному маршруту.

Поиск

Выработка у собаки этого навыка обеспечивает вождение собакой слепого по заданному ей маршруту.

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды, обозначающие конечный пункт маршрута, например «Работа», «Домой», «Магазин», «Парк» и т. д. Вспо­могательный условный раздражитель — восклицание «Хорошо». Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание. Собаку можно приучить к движению по нескольким марш­рутам, но последовательно, начиная с более простого. Отра­ботав один маршрут, переходят к другому. Если к маршруту собаку приучает не дрессировщик, а сам хозяин, необходим зрячий помощник, идущий с правой стороны от собаки и не­сколько сзади. Он своевременно предупреждает слепого обо всех поворотах и препятствиях и дает правильное направление по маршруту.

Движение по маршруту начинают с подачи соответствующей команды, например «Магазин». Во время движения команду периодически повторяют в сочетании с восклицанием «Хоро­шо». В конце маршрута делается остановка, собака поощряется поглаживанием, лакомством. После непродолжительного от­дыха, подав команду «Домой», проделывают обратный путь.

Через несколько занятий слепой идет по маршруту с соба­кой самостоятельно, а помощник лишь наблюдает за ним и оказывает ему помощь лишь при необходимости.

В конце курса дрессировки собака должна хорошо привык­нуть к слепому (хозяину). Для этого хозяину самому следует кормить и выгуливать собаку, ухаживать за ней. Под руковод­ством дрессировщика он должен усвоить необходимые команды и научиться правильно управлять действиями собаки.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Грубое обращение дрессировщика (хозяина) с собакой. Вызывает трусость у собаки, в результате чего снижается качество работы животного.

2. Слабое усвоение собакой до начала специальной дрес­сировки ОКД. В результате — плохое послушание собаки.

3. Возбуждение злобы на посторонних людей, что вызы­вает нежелательную связь: проявление агрессивных действий на встречных людей и отвлечение от вождения слепого.

4. Быстрый переход при дрессировке от одного маршрута движения с собакой к другому. Отрицательно влияет на вождение собакой слепого по определенному маршруту.

Требование к собакам — проводникам слепых:

После окончания курса дрессировки собака — проводник слепого должна:

1.Самостоятельно предупреждать хозяина обо всех пре­пятствиях на пути движения и обходить их.

2.Водить слепого по лестницам и естественным подъемам (спускам).

3.Водить слепого по улицам, а также через улицу (пеше­ходные переходы) при отсутствии транспортных средств. При этом собака не должна бояться встречных людей, животных, транспортных средств и отвлекаться на посторонние раздра­жители.

4.Водить слепого по заданным маршрутам с возвраще­нием домой.

ДРЕССИРОВКА СОБАК ДЛЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Основное назначение поисково-спасательных собак — по­иск людей, пострадавших от различных стихийных бедствий — землетрясений, обильных снегопадов, снежных лавин, селевых потоков и др. Чаще всего люди, попавшие в такие бедствия, оказываются под слоем снега или грунта, обломками разру­шенных строений. Самостоятельно выбраться на поверхность человек не может и, если его своевременно не находят, он поги­бает от сдавливания грудной клетки и отсутствия воздуха.

В отличие от розыскных собак, обнаруживающих лю­дей путем проработки оставленных на поверхности запаховых следов, поисково-спасательные находят человека не по оставленному следу, а путем тщательного пронюхивания поверхности, через трещины и поры которой проходит его запах.

Собаки, отбираемые для ПСС, должны обладать отличным чутьем и слухом, быть физически развитыми, выносливыми, иметь хорошее зрение, быть не злобными к незнакомым людям. Тип конституции — крепкий, крепкий-сухой; ВНД — сильный-уравновешенный-подвижный.

Из служебных пород наиболее пригодными являются, прежде всего: колли, зарекомендовавшая себя как санитарная собака еще со времен войны 1905 года; немецкая овчарка, эрдельтерьер и др. Собаки чрезмерно возбудимого типа, а также вялые, флегматичные для ПСС не рекомендуются. Как правило, кобели более энергичны и выносливы при работе в трудных условиях, суки — более послушны, меньше реагируют на отвлекающие раздражители.

Приступать к выработке у собаки поискового навыка надо стараться с самого раннего возраста, к дрессировке по курсу ПСС — с 1 — 1,5 лет.

От дрессировщиков и их помощников требуется выдержка, терпение и настойчивость. Они должны иметь хорошую физи­ческую подготовку: ходить на лыжах, бегать кросс, заниматься туризмом и альпинизмом. Важным качеством дрессировщиков является внимательность к поведению собаки и наблюдатель­ность за окружающей обстановкой.

К специальным навыкам собак поисково-спасательной службы относятся:

выборка вещи человека по его запаху;

поиск «пострадавшего» и его вещей;

раскапывание пострадавшего и его вещей и подача голоса.

К дрессировке собак по спецкурсу поисково-спасатель­ной службы приступают после выработки навыков ОКД, од­нако интерес к обыску местности и раскапыванию зарытых источников запаха начинают развивать с раннего (щенячьего) возраста.

Выборка вещи человека по его запаху.

Приучение собак к выборке чужой вещи производится так же, как собак защитно-караульной службы. Особенность заклю­чается в том, что выбранный предмет собака не подносит к дрес­сировщику, а лишь обозначает, взяв его в рот или подачей голоса.

Первоначальная дрессировка собак проводится так же, как дрессировка к обыску местности в розыскной службе. Усложне­ния заключаются в выработке у собак навыка путем зигза­гообразного поиска в направлении против ветра находить зары­тых на участке в снег или грунт помощника дрессировщика и 2 вещей с его запахом.

Условными раздражителями при выработке навыка явля­ются команда «Ищи» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении посыла собаки на поиск и опуска­ние к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные условные раздражители — команда «Вперед», восклицание «Хорошо».

Безусловные раздражители — лакомство, выражение ра­дости, ласка. В качестве зарываемых вещей используется на­тельное белье помощника (штаны, рубашка), ношенное не менее суток.

Чтобы собака ПСС не подносила к дрессировщику найден­ных вещей (как в апортировке), нужно в момент, когда собака нашла вещь, энергично подать команду «Голос» и жест рукой. В случаях когда у собаки сильно развит навык апортировки, дается вспомогательная команда голосом и жестом «Сидеть», вещи привязываются к вбитым колышкам или веткам кустар­ника и др.

Рис. 117. Закапывание «пострадавшего» в рыхлом снеге, грунте с использованием деревянного ящика.

После того как у собаки закреплен начальный навык на­хождения помощника и его вещей на небольшой площади (30х30 м), участок постепенно увеличивают до размеров 70х70 м, глубину закапывания помощника и его вещей увели­чивают до зачетной. Важным моментом для занятий является четкая маркировка углов учебного участка красными флажками, хорошо заметными дрессировщику, помогающими ему руково­дить поиском собаки. Кроме того, на одном участке не следует заниматься больше 2 раз подряд, иначе у собак выработается привычка искать только в знакомых им местах. Во втором пери­оде занятий на учебном участке с целью усложнения поиска, кроме обычных закопок вещей помощника, делаются «ложные закопки», то есть без вещей.

Рис. 118. Закапывание «пострадавшего» с использованием глыб спрессованного (слежавшегося) снега.

Самое же главное для успешной работы — следить и под­держивать у собаки постоянный интерес к поиску. Иногда собаке надо дать просто отдохнуть, иногда — развлечь ее игрой или переменой обстановки. Поиск всегда и везде должен закан­чиваться нахождением собакой источника запаха. Если живот­ное не в состоянии найти его самостоятельно, дрессировщик помогает ей подведением к закопке, если место закапывания забыто, он должен незаметно подбросить дополнительную вещь помощника (варежку, носовой платок).

В связи с тем, что на закапывание человека по сравнению с вещью идет значительно больше времени, такая закопка за­труднительна в сырую погоду, половину занятий можно без ущерба для дела проводить на одних вещах. При закапывании человека в снег и грунт перед лицом его оставляют свободное пространство для дыхания, своего рода «воздушную кладовку». Для этого «пострадавшего» кладут головой под хвойный шатер молодой елочки или сооружают над головой свод из глыб снега или досок. При зарывании в очень сыпучий снег и грунт над головой закапываемого ставят обыкновенную плетеную корзину или деревянный ящик со щелями (рис. 117, 118).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.009 с.)