Воздействие дрессировщика и его помощника на собаку



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействие дрессировщика и его помощника на собаку



Самым важным раздражителем для собаки является дрес­сировщик. Дрессировщик — раздражитель комплексный. Он воз­действует на собаку своим индивидуальным запахом, голосом, жестами, мимикой лица, позой, формой одежды, темпом дви­жения и т. п. (рис. 54). Сильнее всего воздействуют на соба­ку его голос, движения, индивидуальный запах. Собака хорошо отличает особенности его голоса (высоту, силу, тембр, интона­цию), четко реагирует на подаваемые им команды и не реаги­рует на команды, исходящие от другого лица. Собака без особого труда находит хозяина по его запаховым следам.

Наиболее сильное воздействие оказывает на собаку тот чело­век, который выращивает ее, воспитывает, а затем дрессирует. Систематический уход и кормление собаки укрепляют контакт. Но дрессировщик должен быть сдержанным и строгим в обращении с собакой. Чрезмерная ласка, частая игра оказывают отрица­тельное влияние на дисциплинированность собаки.

Рис. 54. Воздействие дрессировщика на собаку (комплексный раздражитель)

При обучении собаки часто бывает необходимым участие помощника дрессировщика (постороннего для собаки человека), а иногда и нескольких помощников. Особенно важную роль иг­рает помощник при выработке у собаки специальных навыков, таких как задержание убегающего человека, выбора человека по запаху вещи, обыск помещений и участков местности, поиск человека по запаховым следам.

Помощник дрессировщика, как и сам дрессировщик, также является комплексным раздражителем для собаки (он воздейст­вует на собаку своим внешним видом, запахом, наносит удары собаке и т. п.). От действий помощника во многом зависят качество дрессировки, выработка у собаки нужных навыков. По­этому его действия должны быть заранее продуманы с учетом характера поведения дрессируемой собаки. Дрессировщик должен поставить помощнику конкретную задачу и указать последова­тельность и порядок действий. Помощник должен действовать четко, проявляя ловкость и находчивость. Помощник не должен бояться собак. Лучше всего с обязанностями помощника справ­ляется человек, знающий правила дрессировки.

Условные рефлексы на основе пищевого подкрепления вы­рабатываются относительно быстро и удерживаются хорошо. Кро­ме того, собака активно работает, укрепляется ее привязанность к дрессировщику. Однако не все навыки можно выработать этим методом, поэтому вкусопоощрительный метод чаще при­меняют в сочетании с механическим.

Контрастный метод. Суть метода в том, что действие услов­ного раздражителя подкрепляется раздражителем механическим, а затем раздражителем пищевым. Например, подав команду «Си­деть», делают нажим в области поясницы и натягивают поводок вверх и назад, а когда собака сядет, дают ей лакомство. Контраст­ный метод способствует четкой, безотказной работе собаки в раз­личных условиях. Кроме того, благодаря вкусовому поощрению он способствует поддержанию и укреплению привязанности соба­ки к дрессировщику.

При воздействии на собаку сначала механическим, а затем пищевым раздражителями вызывается два вида поведения: первое защитное, мотивируемое стремлением избавиться от неприятных болевых ощущений, и поэтому собака принимает определенную позу, уклоняясь от нажима; второе — направленное на ожидание пищевого удовлетворения, стимулируемого положительной моти­вацией (получение лакомства). Защитное поведение дает воз­можность дрессировщику добиться от собаки нужных действий (принять необходимое положение) на фоне отрицательных эмоций, а затем дачей лакомства подкрепить выполнение действия поло­жительными эмоциями. Такой контрастный эмоциональный фон способствует выработке прочных навыков, так как основой любо­го поведения является переживание (эмоции). Без эмоций навыки не вырабатываются.

Агрессия как защитная реакция собаки может превратиться в средство получения удовлетворения и таким образом у животно­го можно развить сверхагрессивность, например, как у пит-булей, которых воспитывают для «собачьих сражений». У них мертвая хватка, в пылу борьбы с противником они практически не чувст­вуют боли.

Подражательный метод. Основан на использовании врожден­ной способности животного подражать действиям другого жи­вотного. Например, достаточно одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать и другие собаки.

Подражательный метод применяют при обучении собак пре­одолению препятствий, хватке за одежду помощника, задержа­нию убегающего, проявлению лая по команде и многого другого, а также при воспитательной дрессировке щенков.

НАВЫКИ И ПРАВИЛА ИХ ВЫРАБОТКИ У СОБАК

Навыки — это действия собаки, которые в результате дли­тельного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически.

Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык — это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных реф­лексов.

Например, навык на команду «Ко мне» состоит из несколь­ких условных рефлексов, находящихся между собой в определен­ном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, собака садится около дрессировщи­ка, и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечиваю­щий выдержку собаки в занятом положении.

Процесс выработки навыка у собак можно условно разде­лить на три стадии (рис. 55).

Рис.55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1-я стадия
выработка первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка
2-я стадия
выработка последующих условных рефлексов, составляющих, навык в целом
3-я стадия
упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях

1-я стадия.Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первона­чального условного рефлекса, входящего в состав навыка. На­пример, навык подносить предметы начинают с выработки у со­баки по команде «Апорт» хватки за предмет, находящийся в ру­ках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный реф­лекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде «Апорт» дополняется выработ­кой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный дале­ко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом, вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии от­влекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из по­следовательно проявляющихся нескольких условных рефлек­сов. Такое явление обычно называют динамическим стерео­типом, так как на основе одного навыка вырабатывают следую­щий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в со­став более сложных. Чем прочнее выработаны определен­ные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессиров­ки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном исполь­зовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

1.Наличие двух раздражите­лей: один должен быть условный (например, команда), второй — без­условный (рывок поводком, пища).

2.Выработка условного рефлек­са должна основываться на базе обя­зательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается до­ статочно стойкий и в более корот­кое время. Поэтому если условный
рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кор­мить.

3.Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на услов­ный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Если команду «Сидеть» подавать даже очень громко, но на поясницу не нажи­мать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4. Условный и безусловный раздражители нужно правиль­но сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1—2 секунды после условного. Например, подается коман­да «Рядом» и через 1—2 секунды делается рывок поводком.

5.Раздражители (условные и безусловные) должны приме­няться многократно. Повторять их действие можно примерно через 2—3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15—40 упраж­нений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15—20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять.

6.При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировоч­ный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выра­ботан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.

7.Команды следует подавать четко, однократно, без лиш­них слов и крика.

8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой, у вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет под­ражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быст­рее, если нужные движения собака совершает сама и они вовре­мя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например, заставить ее сесть, нажав в об­ласти поясницы. Но рефлекс на команду «Сидеть» образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.

В дрессировке собак необходимо пользоваться одновремен­но целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естест­венные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздей­ствие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей по­ведения животного и задач дрессировки.

Всегда ли нужно применять подкрепление условного разд­ражителя (команда, жест) безусловным (нажатие на части тела собаки, дача лакомства и др.)?

В начальный период выработки навыка подкрепление сле­дует применять систематически. Как только навык начинает про­являться на сигнал (команду, жест), дрессировщик изменяет порядок применения подкрепления. Считается целесообразным подкрепление применять все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Собака все время ждет подкрепления, но когда оно последует, после какого по счету упражнения, остается для нее неизвестным. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика, подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе вы­работки у собаки нужных навыков правильные ее действия по­ощряются (восклицанием «Хорошо», поглаживанием, дачей ла­комства) а неправильные останавливаются и исправляются (воздействием руки, рывком поводка и др.), что также способ­ствует лучшей выработке рефлексов.

Когда навык прочно закреплен, он проявляется автома­тически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведения начинает принадле­жать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения (динамический стереотип).

Учитывая закономерности образования навыка, не следует на одном занятии начинать выработку нескольких навыков. Це­лесообразно вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе (7—10 минут), изменить обстановку и лишь затем пере­ключиться на другую работу, более легкую.

Количество упражнений по выработке того или иного на­выка может значительно колебаться в зависимости от ряда фак­торов.

1. От характера вырабатываемого навыка. Например, навы­ки ОКД требуют максимального количества упражнений. При выработке более сложных специальных навыков количество упражнений уменьшается, а при таких, как развитие у собаки
агрессивности (злобы), задержание убегающего человека и т. п., количество упражнений доводится до минимума: 2—3 на одном занятии. Количество таких упражнений может быть большим для менее злобных, но сильных собак.

2. От характера подкрепления условных раздражителей. При пищевом подкреплении количество упражнений увеличи­вается и доводится до максимума, а при подкреплении меха­ническими (болевыми) воздействиями — уменьшается.

3. От индивидуальных особенностей поведения собаки и ско­рости формирования вырабатываемого навыка. Если собака заметно утомлена, занятие следует прекратить. Количество уп­ражнений уменьшается, изменяется сила применяемых раздра­жителей для собак, быстро устающих. На собак более активных, возбудимых нагрузка увеличивается. Если у собаки быстро фор­мируется навык, то продолжительность занятий и количество
упражнений можно сокращать до минимума, но так, чтобы на­выки на каждом занятии (уроке) упрочивались и совершенство­вались.

В процессе дрессировки нужно поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом степени активности собаки в ра­боте

УСЛОВИЯ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ И ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РАБОТУ СОБАКИ

Факторы окружающей среды по-разному влияют на работо­способность собаки. Жаркая и холодная погода затрудняет ее работу, особенно поиск человека по запаховым следам. Наибо­лее благоприятной для дрессировки собак является температура от плюс 25 до минус 15 °С. Когда навык уже выработан, по­степенно приучают собаку к работе при более низких и высоких температурах, с учетом тех климатических условий, в кото­рых она выращивалась. Чем больше тренируют собаку в жар­кую и холодную погоду, тем лучшие результаты достигаются при ее служебном использовании.

В холодную погоду собаку защищают попоной, в солнечную и жаркую надевают налобник, периодически дают воду и чаще предоставляют отдых в работе.

Существенно влияет на работу собаки ветер, его направле­ние и сила. Например, восприятию звуков способствует встречный ветер и мешает попутный. При работе по следу благоприятно действует и встречный и попутный ветер, ветер же сбоку затрудня­ет работу, может сбивать собаку с правильного пути.

Что касается запаха, то влажность воздуха и почвы спо­собствует его сохранению. Снег, покрывающий следы человека, также незначительно влияет на восприятие запаха собакой. При соответствующей тренировке животные активно идут по следу, даже если отпечаток обуви прошедшего человека покрывает слой снега толщиной до 12 см. Ослабляет силу запаха следа сильный дождь. Идущие дождь и снег, как правило, снижают качество работы собаки, она менее активно выполняет команды дрес­сировщика.

На работу розыскных собак оказывает влияние характер почвы. Лучше запаховые молекулы следа сохраняются на лу­говой почве, а также в лесу, степи и на снежном покрове. Хуже сохраняется запах на каменистых, песчаных и болотистых почвах.

Растительный покров в виде кустарника, высокой травы затрудняет движения собаки, а следовательно, мешает ее рабо­те. Затрудняет работу собаки и сильно пересеченная местность. Особенно усложняется работа собаки в населенных пунктах, где на нее действует много отвлекающих раздражителей и запа­ховые следы, покрываются другими запахами. Необходимо по­степенно приучать собаку к работе в таких условиях.

Оказывает влияние на результаты работы и время суток, так как в течение них меняется погода и у животного может возникнуть рефлекс на время. Например, если собаку приучить к работе по следам только рано утром, она плохо будет рабо­тать днем. Поэтому нужно приучать собаку к работе в разное время суток.

Особенности запахового следа — протяженность, давность и форма его линии — также оказывают влияние на работу собаки. Чем след короче, свежее и без зигзагов и перерывов, тем легче ей работать. Следы большой давности, протя­женности, прерывающиеся водными преградами, усложняют работу.

Собак необходимо тренировать в таких условиях внеш­ней среды, в которых она будет применяться на службе (рис. 56).

Факторы, обеспечивающие безотказную работу собаки
Соблюдение всех правил последовательности выработки навыков Учет слияния раздражителей окружающих условий и внутренней среды организма
Обеспечение индивидуального подхода при дрессировке Умелое применение при дрессировке принуждения, запрещения и поощрения
Периодическая тренировка с учетом особенностей применения собаки на службе

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК

При дрессировке необходимо правильно анализировать по­ведение собаки, учитывать состояние ее организма, возраст, усло­вия выращивания и воспитания, преобладающую реакцию поведе­ния, особенности типа нервной системы, двигательную активность, естественные повадки, привычки и в соответствии с этим опреде­лять методику обучения. Все это входит в понятие «индивиду­альный подход».

Обучать собаку по ОКД следует в возрасте от восьми ме­сяцев до полутора лет. Более молодые собаки весьма чувстви­тельны к раздражителям, особенно механическим, что нередко вызывает развитие трусости. Начальная, так называемая воспи­тательная, дрессировка начинается значительно раньше, уже в щенячьем возрасте. Молодых собак следует постепенно втяги­вать в работу, строго соблюдать режим упражнений, применяя в основном подражательный метод. У собак в возрасте двух и более лет навыки вырабатываются труднее. К этому возрасту они нередко приобретают нежелательные навыки, мешающие дрессировке. В случае неправильного воспитания у таких собак мо­гут укорениться в поведении отрицательные черты, которые в этом возрасте исправить сложнее (собака может быть труслива, ласкова к посторонним, сильно отвлекаться на различные раз­дражители, бояться звуков выстрелов и т. п.).

В таких ситуациях облегчает дрессировку правильное оп­ределение преобладающей реакции поведения животного. Если преобладает пищевая реакция, то при выработке навыков сле­дует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно при­менять механические раздражители и умелыми действиями раз­вивать у собаки смелость, злобу. Если у собаки активно-обо­ронительная реакция, упражнения по развитию злобы прово­дятся реже. Если у собаки сильная ориентировочная реакция, необходимо подбирать спокойную обстановку для работы и гулять с собакой в местах с большим количеством раздражителей, чтобы она привыкла относиться к ним спокойно.

При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы следует осторожно и постепенно вырабатывать тормозные на­выки (выдержку, дифференцировку запахов и др.), так как пере­напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. При выработке же положительных рефлексов такие собаки про­являют большую работоспособность.

Относительно слабый тип высшей нервной деятельности нель­зя причислять к неполноценным. Отрицательное в нем — недостаточная выносливость, как правило, уравновешивает­ся положительным — высокой обонятельной, слуховой и про­чей чувствительностью. Собаки с такой нервной системой хоро­шо работают по запаховым следам человека. У собак силь­ных типов высшей нервной деятельности — большая работо­способность, но относительно низкая чувствительность нерв­ной системы.

Наследственные факторы играют значительную роль в фор­мировании как специфических, так и общих черт поведения, которое в огромной степени определяется индивидуально при­обретенным опытом с учетом всех условий жизни и воспита­ния собаки.

Способности собаки к решению сравнительно сложных за­дач поведения и переносу сложных навыков в новые обстоя­тельства, к правильной ориентировке и соответствующему реаги­рованию в новой ситуации на основе прежнего опыта явля­ются важнейшими элементами их интеллектуального поведения. Все это есть проявление законов биологической жизнедеятель­ности и приспособления. Животное отражает внешнюю среду благодаря процессам ощущения, восприятия, представления Собака способна отражать элементарные связи между воспри­нимаемыми предметами и выражать свое отношение в форме определенных действий.

В повседневном свободном поведении мы можем наблюдать типичную картину практического мышления собак, которое прояв­ляется в форме проб и ошибок.

И. П. Павлов отмечал давнее расположение собаки к чело­веку, ее догадливость, терпение и послушание. Собака, исполь­зуя память, может достигать одного и того же полезного резуль­тата посредством разных двигательных комбинаций.

Все поведенческие реакции собак сопровождаются пережи­ванием в форме положительных (приятных) и отрицательных (не­приятных) эмоций.

Эмоция есть отражение мозгом какой-либо потребности (ее качества и величины) и возможности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе наследственного и ранее приобретен­ного индивидуального опыта (П. В. Симонов).

Эмоции — это врожденные реакции организма на воздейст­вие внутренних и внешних раздражителей (психическое отраже­ние), имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охваты­вающие все виды чувствительности, переживаемые индивидуумом как удовольствие, неудовольствие, страх, покой, злоба и т. п. Они представляют собой форму видового опыта. Важны и для приобретения индивидуального опыта. Эмоции способны предвос­хитить будущее ситуации и события. С возрастом психика животного способна накапливать эмоциональный опыт, явля­ющийся основой избирательного поведения собаки по отношению к уже встречавшимся ранее ситуациям. Животное стремится на внешний вид или запах пищи или спасается от вида или запаха опасного врага. Непосредственный отклик (подражание) на эмо­ции других особей — сопереживание с ними определенного эмо­ционального состояния — является врожденной способностью (инстинкт эмоционального резонанса), поддающийся изменениям под воздействием условий жизни и воспитания (дрессировки), то есть посредством условно-рефлекторных связей, возникающих в процессе жизни. Эмоции оказывают мощное воздействие на психику животного, на работу двигательного аппарата, внутрен­них органов, трофику тканей.

Рис. 57. Проявление злобы при виде врага.

Опытами установлено, что без участия эмоций приобретения новых навыков вообще не происходит. Вот почему дрессировать собак лучше до кормления.

Разные потребности порождают у животного разные эмоции, но проявится в каждом конкретном случае та потребность, ко­торая вызовет более сильную (доминирующую) эмоцию, пере­силившую все прочие. Эмоции сигнализируют о полезном или вредном воздействии на организм, обусловливают целенаправлен­ную деятельность.

Рис. 58. Проявление ласки к хозяину.

Характер проявления эмоций животного обусловливается как нервно-гормональными изменениями, так и условиями воспитания, нередко оказывающимися даже наиболее значительными в станов­лении типов эмоционального реагирования. Эмоции также подвержены тренировке и изменениям. Примером тому является врож­денная злобность пит-булей и их трусость при «оранжерейном» воспитании щенков.

Внешне эмоции выражаются в форме повышенного тонуса мимической и скелетной мускулатуры, сопровождающихся особен­ностями движений и поз, определенной мимикой морды, оскалом зубов, постановкой ушей, хвоста и шерсти на загривке, звуко­выми сигналами (лай, рычание, визг и т. п.). Например, вид собаки, когда она проявляет злобу к врагу и ласку к хозяину (рис. 57, 58). Появление страха выражается оттягиванием углов рта, оскалом зубов, опусканием хвоста под живот, стремлением убежать и т. п.

Снижением тонуса мышц обычно сопровождается состояние покоя, уравновешенности. Например, собака ложится и отдыхает.

У собак преобладание определенного вида эмоций зависит от типа нервной системы. Злоба преобладает у холериков, страх у меланхоликов, положительные эмоции — у сангвиников.

Внешнее проявление эмоций у собаки можно наблюдать при общении ее с другой собакой, во время игры, в процессе дресси­ровки и т. п. Так, если собака не может перепрыгнуть барьер, то она всем своим видом выражает эмоции неудовлетворения. А вот если препятствие взято — животное выглядит оживленным, виляет хвостом, ласкается к дрессировщику, то есть ее поведе­ние выражает удовлетворение достигнутым результатом.

Встречающиеся собаки обнюхивают друг друга, чем сигнали­зируют о своем положении в группе себе подобных. Та собака, которую обнюхивают первой, занимает подчиненное положение. Если собаки сближаются с поднятыми хвостами — это означает, что превосходство еще не определено и может состояться драка.

Наблюдательный дрессировщик замечает все типичные осо­бенности внешнего проявления эмоций у своей собаки и пред­видит ее действия на всевозможные изменения в окружающей обстановке как в процессе дрессировки, так и при использова­нии собаки на службе.

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ДРЕССИРОВЩИКА

Поведение животного складывается из бесконечного мно­жества ответных реакций на внешние и внутренние раздражи­тели. Формы поведения организма обусловлены его внутренней природой, включающей и механизмы избирательной активно­сти в процессе взаимодействия с внешней средой. Мышечная деятельность организма обусловливает приспособительное поведе­ние его во внешней среде.

Ошибки при дрессировке затрудняют выработку у собак на­выков и ведут к возникновению нежелательных рефлексов, сни­жающих служебные качества собаки. Причинами ошибок чаще всего бывают: слабые знания дрессировщиком физиологии, пове­дения собаки и техники дрессировки; недостаточная наблюда­тельность за поведением собаки; отсутствие индивидуального под­хода к собаке и т. п. Ошибки бывают общего и частного характера.

Ошибка общего характера обычно приводит к возникновению сразу нескольких нежелательных рефлексов. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика, а при натягивании поводка во время работы по следу может возник­нуть рефлекс — изменять направление движения независимо от направления запахового следа.

Ошибки частного характера — это ошибки, до­пускаемые при выработке каждого навыка в отдельности. Эти ошибки указываются при описании техники дрессировки. Поэтому остановимся лишь на некоторых ошибках общего характера.

Одной из распространенных ошибок общего характера яв­ляется субъективное понимание сущности поведения собаки. Дрессировщик переоценивает способности собаки, полагая, что собака все понимает, в том числе и человеческую речь. В резуль­тате неправильно воздействует на собаку раздражителями, уго­варивает ее, упрекает в нерадивости и т. п. Дрессировщик должен знать, что психика собаки качественно отличается от мыслитель­ной деятельности человека. Поведение собаки обусловлено влия­нием раздражителей, оно не осознается.

Нередко дрессировщик допускает ошибку в применении ус­ловных и безусловных раздражителей: применяет безусловный раздражитель раньше условного — например, делает рывок по­водком, а затем подает команду «Рядом». Это не обеспечивает выработку навыка. Или многократно повторяет команду и лишь потом применяет безусловный раздражитель. В результате вы­рабатывается запаздывающий рефлекс. Иногда допускается боль­шой интервал по времени между условным и безусловным раздражителем — и в результате возникает следовой рефлекс вместо совпадающего.

Частой ошибкой является привлечение в качестве помощ­ников одних и тех же лиц, надевающих постоянно одну и ту же одежду. В таких случаях собака привыкает реагировать только на знакомых помощников и на постоянную форму одеж­ды и слабо реагирует на посторонних лиц в другой одежде.

Серьезной ошибкой в дрессировке является отсутствие кон­кретного режима упражнений или его нарушение при выработке определенного навыка. В результате возникает передрессировка, выработка рефлекса затрудняется.

Нельзя дрессировать собаку в одной и той же обстановке и в одно и то же время. Иначе у нее возникает нежелательный навык на обстановку и время. Собака плохо или вообще не будет работать в других условиях и в другое время суток.

Грубой ошибкой дрессировщика является умышленное на­травливание собаки на животных, птиц и т. п. Это приводит к воз­никновению нежелательных навыков — нападать на животных, идти по их следам и в результате сделает собаку малопригодной для службы.

Глава 7. ОБЩИЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ

В процессе обшей дрессировки, у собаки вырабатываются навыки, дисциплинирующие животное, позволяющие управлять ее поведением, как в процессе повседневного обращения, так и при­меняя ее на службе.

Кроме того, общедисциплинарные навыки являются базой для выработки у собаки комплекса условных рефлексов специ­ального назначения. Большинство приемов курса общей дрес­сировки отрабатывают при подготовке собак всех видов служб (назначений), поэтому они называются общими.

Следует заметить, что наилучшие результаты в воспита­нии настоящего четвероногого друга достигаются в том случае, если выработку полезных условных рефлексов начинать с щеня­чьего возраста.

При выработке условных рефлексов у щенков и взрослых собак пользуются одними и теми же методами дрессировки, но с учетом возрастных особенностей. Щенки более подвижны, их организм еще не окреп, поэтому в работе с ними чаще поль­зуются пищевыми раздражителями и легкими механическими воздействиями. По возможности нужно прибегать к подража­тельным методам. Ко многим действиям, можно приучать щен­ков в процессе так называемых игр.

При выработке общедисциплинарных навыков надо выпол­нять следующие методические и технические правила.

Прежде всего, следует установить правильное взаимоотно­шение (контакт) с собакой. С первых дней умело применять ус­ловные и безусловные раздражители.

В качестве условных (сигнальных) раздражителей рекомен­дуется пользоваться общепринятыми в клубах служебного собаководства звуковыми (словесными) командами и жестами. Они будут перечислены в приемах дрессировки.

Условный рефлекс у собаки быстрее вырабатывается и бы­вает более прочным при дрессировке контрастным методом, ког­да условный раздражитель (команда, жест) подкрепляется вна­чале механическим раздражителем (нажим рукой, воздействие поводком), а затем за выполненное действие собака поощряется лакомством. Здесь под механическими раздражителями понима­ются такие воздействия на собаку, которые принуждают (застав­ляют), побуждают ее совершать действия, желательные дрес­сировщику. Они, как правило, неприятны для собаки, и, прибегая к ним, нужно помнить, что увлечение неприятными для собаки механическими раздражителями может нарушить ее контакт с дрес­сировщиком, что недопустимо. Особенно осторожно механические воздействия должны применяться в начальный период дрессиров­ки молодых собак, отличающихся повышенной раздражитель­ностью.

Для того чтобы лакомство вызывало у собаки стремление получить очередную порцию и тем самым побуждало ее совер­шать желаемые для дрессировщика действия, она должна быть в голодном или полуголодном состоянии. Поэтому желательно за­ниматься с собакой не менее двух раз в день перед кормлением или спустя 3—4 часа после кормления, утром и вечером.

Продолжительность каждого занятия не должна превышать двух часов, количество приемов, выполняемых на одном занятии, зависит от периода дрессировки и степени подготовленности и работоспособности собаки.

В начальный период на одном занятии можно повторять 2—3 приема, в последующем, по мере выработки условных рефлек­сов, количество приемов и число их повторения увеличивать. При­емы по выработке новых условных рефлексов, как правило, вы­полняются в начале занятия.

После выполнения каждого приема по выработке нового ус­ловного рефлекса надо делать перерывы по 2— 3 минуты, исполь­зуя это время для выгуливания собаки, предоставляя ей возмож­ность свободного поведения.

Количество повторений каждого приема в ходе одного за­нятия зависит от сложности выполняемых собакой действий, ее работоспособности и особенности ее процессов возбуждения и торможения. Так, приемы с пищевым подкреплением можно выполнять до 15—20 раз, а приемы с механическими воздей­ствиями, вызывающими у собаки неприятное чувство, до 5—10 раз. Это объясняется тем, что собака заинтересована в получении лакомства (пищи) и менее утомляется, и наоборот, стремится избежать неприятных воздействий и быстро утомляется. Однако исключением из этого правила является поглаживание собаки как механический раздражитель, который является для нее при­ятным и способствует образованию условных рефлексов.

Рис. 59. Специальный инвентарь для общего курса дрессировки собак: 1—ошейник; 2—поводок короткий; 3—поводок длинный; 4—цепь; 5—стро­гий ошейник (парфорс); 6—намордник; 7—апортировочные предметы (а—ма­терчатый, б—деревянный); 8—сумка для лакомства; 9—сумка для инвентаря.

Для содержания собаки и тем более для ее дрессировки необходимо иметь индивидуальный комплект специального сна­ряжения: ошейник, строгий ошейник, короткий и длинный пово­дки, намордник, разные апортировочные предметы, сумку для предметов и сумку для лакомства. Кроме того, общаясь с соба­кой, а на занятиях обязательно, дрессировщику надо иметь при себе лакомство — мелкие кусочки мяса, колбасы, сыра или дру­гих видов корма, любимых собакой (рис. 59).

На спортивно-дрессировочных площадках, кроме индивиду­ального комплекта, используются средства дрессировки груп­пового пользования: полоса препятствий, дрессировочные костю­мы, специальные рукава, стартовый пистолет и др.

Для дрессировки собаки и повседневного ухода за ней же­лательно иметь специальную форму одежды по сезону, удоб­ную для разнообразных действий с собакой и легко чистящую­ся при загрязнении. Летом это может быть спортивная одежда или комбинезон, а в прохладное время года — куртка или тело­грейка.

Имея собаку, всегда надо помнить о необходимости соблю­дения правил гигиены. После каждого общения с собакой надо обязательно мыть руки, нельзя позволять прыгать на себя, хва­тать за руки, ноги и, тем более, лизать лицо.

Начинающий дрессировщик всегда нуждается в консульта­циях опытных специалистов — инструкторов клуба служебного собаководства. Если знания физиологических основ поведения и дрессировки собак можно получить из учебников по служебному собаководству, то правильная практическая работа с соба­кой невозможна без помощи опытного наставника.

Для этого необходимо посещать занятия, организуемые клубами служебного собаководства и проводимые инструкторами-дрессировщиками на специальных спортивно-дрес­сировочных площадках.

Во время занятий инструкторы контр



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.017 с.)