Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 1. Дрессировка и жизнь.↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде, чем обсуждать любые идеи и подходы, очень важно согласовать определения основополагающих понятий. Вот и я, с вашего разрешения, начну с главного. Не хотелось бы только, чтобы эта часть показалась вам, мой Читатель, излишне сухой и теоретичной. Поверьте, что эти рассуждения совершенно необходимы для того, чтобы мы правильно понимали друг друга в дальнейшем. Вот определение, заимствованное мною из работы одного из известнейших специалистов, М.М.Укроженко: " Дрессировка – это методическое, последовательное, направленное воздействие на собаку для выработки и закрепления у нее определенных условных рефлексов и навыков (привычек), необходимых для управления ее поведением и применения ее на какой-либо работе". Но даже если отмести все, что связано с применением в работе, в этом определении главным останется предмет внимания дрессировки – это поведение животного. И неважно, идет ли речь о служебной собаке, дельфине в океанариуме или черве-планарии в экспериментальном лабиринте. Поведение представляет собой какую-либо наблюдаемую форму активности (как правило, двигательной), направленной на достижение той или иной цели. Оно выступает как результат воздействий внешней среды и внутренних процессов психической деятельности. Психическая деятельность есть совокупность процессов отображения и переработки внешней и внутренней информации. Самая характерная черта психической деятельности состоит в том, что она скрыта от наблюдателя, а материальным ее выражением служат процессы возбуждения и торможения в нервной системе. Стало быть, поведение и психическая деятельность непосредственно связаны между собой. Психическая деятельность может выражаться внешне в реализуемом поведении, но во многих случаях результатом ее может оказаться и отказ от поведенческой активности. Кроме того, наблюдаемое поведение представляет собой лишь один из различных вариантов действий, а психическая деятельность может предполагать выбор из множества поведенческих форм. Изучение психической деятельности составляет предмет интереса психологии, а когда дело касается животных, эта наука называется зоопсихологией. Однако, у зоопсихологии от века есть одна очень важная трудность: зверь не может рассказать о своих внутренних переживаниях, как это делает человек, так что исследовать его психическую деятельность можно только на основе объективных наблюдений. То есть, на основе все того же поведения. Вот и замкнулся методологический "заколдованный круг"! И те направления зоопсихологии, которые развивались в двадцатом веке, изучали именно поведение. Они различались между собой по тому, какие формы поведения рассматриваются. Этология изучала то поведение, которое присуще данному виду в природе и служит его выживанию. Бихевиоризм занимался тем поведением, которое формируется прижизненно. Прикладные методы бихевиоризма нацелены на то, как можно сформировать поведение по надобностям человека – они-то, наравне с трудами И.П.Павлова по физиологии высшей нервной деятельности, и сделались солидной методологической базой для теории дрессировки. Так образовалась малозаметная, не бросающаяся в глаза не специалисту подмена понятий: изучая поведение (то есть, результат), зоопсихологи искренне верили, будто изучают психическую деятельность (то есть, предшествующий процесс). Впрочем, не случайно западные зоопсихологи-практики называют себя не "зоопсихологами" (ни европейцы, ни американцы просто не понимают этого слова в разговоре), они по-честному именуют себя "бихевиористами" – то есть, специалистами по формированию поведения. Как сказано устами Доктора в захаровской "Формуле любви": "Голова есть предмет темный и исследованию не подлежит"! Зоопсихологам середины двадцатого века просто чуточку не повезло – теория моделирования, позволяющая разорвать этот замкнутый круг, возникла несколько позже, в самом конце того же столетия. Благодаря методам моделирования мы получили возможность строить модели природных явлений, при условии тщательного соблюдения методологических норм. Собственно говоря, именно так и выглядит любая научная теория, вплоть до теорий "царицы наук", физики. Не стану и перечислять великолепные научные достижения последних лет, от "Большого Взрыва" и до генома человека, которые мы видели только на экранах компьютеров и телевизоров. А разве близкая нашим сердцам условно-рефлекторная дуга, описанная Павловым, не представляет собой точно такую же модель? Надо только помнить, что эта модель описывает только одну из многих комбинаций процессов возбуждения и торможения, затрагивающих те или иные участки и структуры нервной системы. А вся совокупность этих процессов сложна до невообразимости, настолько, что анализ ее хоть в каком-то приближении стал возможным только на основе современных представлений о восприятии, переработке и генерации информации. Она, информация (как внешняя, так и внутренняя, отражающая состояние организма и самой нервной системы) участвует в процессах порождения поведения. А сама она организована в виде системы взаимодействующих факторов, которые тоже можно описывать и исследовать хотя бы на уровне модели. Разумеется, до тех пор, пока модельные представления подтверждаются практикой. Есть такое присловье: "Наука отвечает на вопросы "Что?" и "Как?", но на вопрос "Почему?" отвечать не должна". Не будем обсуждать истинность этого утверждения, оставив это на совести придумавших его ученых. Только получается вот что: если исходить из этого критерия, то дрессировка – наука. Но психология и, в частности, зоопсихология в ее современном виде – не наука, а нечто иное, поскольку для нее главнейшим вопросом является именно " почему?". Прежде всего, с точки зрения потребности, удовлетворяемой состоявшимся поведением. А затем - во всей совокупности факторов, внешних и внутренних, врожденных и благоприобретенных, от которых зависит реальное, а не разученное в виде навыков поведение собаки. Так что в основе деятельности зоопсихологов лежит не абсолютное "да" или "нет" – в силу сложности системы факторов и воздействий мы рассматриваем лишь вероятность того или иного поведения. Дрессировка же основывается скорее на точке зрения, сформулированной в известной математической шутке: "Вероятность любого события всегда равна 50% - оно либо произойдет, либо нет". Что ж, может быть и так. Но тогда и вероятность того, что ровно в эту минуту я сижу у вас дома и пью с вами чай, равна тем же 50%. Так ведь нет же! Вероятность этого не нулевая, это правда, но вряд ли это происходит через день, даже если мы в близкой дружбе. Главная профессиональная задача зоопсихолога в том и состоит, чтобы сделать вероятность правильного поведения наибольшей. На первый взгляд, это та же цель, что и у дрессировки. Только методы различаются настолько же, насколько различны объекты воздействия – результат и процесс, следствие и причина. Потому-то один подход и называется "коррекцией поведения", а другой – "коррекцией психики". Основным, если не единственным, практическим способом коррекции поведения является поощрение правильного поведения и запрет (вплоть до сколь угодно резких мер) на неправильное поведение. Иными словами, это достославное "приучение" и "отучение". "Отучить" пытаются от чего угодно, "приучить" – к чему угодно! Вот классический совет: если ваша собака боится громких звуков, почаще гуляйте с ней там, где таких звуков как можно больше, старайтесь выходить на улицу именно в разгар новогодних фейерверков. Но вдумайтесь: допустим, что вы когда-то чуть не попали под машину и с тех пор безотчетно боитесь автотранспорта. Да не расстраивайтесь! Для вас есть дивная психотерапия – почаще спокойненько прохаживаться прямо по проезжей части улицы или шоссе с самым напряженным движением. Что уж поделаешь, такова логика "приучения" и "отучения". Но попробуйте приучиться к гвоздю в сапоге или к несправедливому гневу начальства! Отучитесь-ка отдергивать руку от огня или хромать, подвернув ногу! И как отучить ребенка плакать при неприятностях или смеяться от удовольствия? Можно, чем-то запугав или соблазнив, заставить зверя или человека скрывать и сдерживать естественные реакции, терпеть, сносить всяческие неприятности. Но нельзя научить нервную систему никак на это не реагировать и не растрачивать свои ресурсы. Зато вполне можно сберечь нервы, выявив внешние и внутренние источники напряжений и устранив первопричины неправильных реакций. А если причины объективны и не поддаются устранению, то можно помочь живому существу адаптироваться к ним – опять же, за счет большой и "многоэтажной" системы факторов. Этим и занимаются зоопсихологи-практики, обязательно применяющие в своей деятельности приемы, традиционно относящиеся к дрессировке. Больше того, зоопсихологические методы почти обязательно включают и выработку определенных форм поведения. Только они этим не ограничиваются. Заявляю с полным осознанием своей ответственности, как под присягой: ничто, кроме собственного нежелания считаться с законами природы, не мешает любому специалисту по дрессировке пользоваться всеми научными и прикладными результатами зоопсихологии. Я и вообще считаю, что открытость по отношению к новым воззрениям всегда хорошо говорит о специалисте и человеке и обогащает его профессиональные возможности. А тот, кто этого не желает, сделал свой выбор. И безжалостный судья ему – жизнь, которая показывает, что от такого специалиста ждать особо выдающихся результатов не приходится.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.009 с.) |