Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Навыки, требующие осторожностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще несколько лет назад один из питерских кинологических клубов выступил с концепцией "Доброй Собаки". Идея сама по себе была великолепна – все нарастающая собачья агрессия по отношению к посторонним и даже к детям и в самом деле внушала и внушает серьезнейшие опасения. В то же время, по статистическим данным, наибольшее число нападений связано вовсе не с бродячими собаками, которых чаще всего в этом обвиняют, а с хорошими племенными собаками, за которыми, вроде бы, должны смотреть добросовестные хозяева. Кинологи клуба призывали владельцев собак (в особенности, относящихся к крупным, активным и потенциально опасным породам) приучать зверей к общительности и добродушию по отношению к любым встречным. Для этого предлагалось разрешать собакам играть с посторонними людьми и общаться с ними всеми доступными способами. Правда, в силу существовавших от века дрессировочных правил об "отказе от предложенного корма" они не настаивали на том, чтобы собаки брали у всех гуляющих во дворе людей колбаску и печенье. Но особого внимания удостоилась команда " Дай лапу " – кинологи настойчиво советовали учить собак давать лапу всем подряд. И в этом была своя суровая зоопсихологическая правда. Жест, которым собаки прикасаются к руке или другой части тела хозяина, и вправду служит установлению более чем приязненных отношений. Он символизирует нежнейшую дружбу – точь-в-точь как наш человеческий поцелуй. Но скажите, пожалуйста, вы-то сами целуетесь при встрече с каждым из соседей по дому, а то и вовсе случайно забредших во двор людей? Если да, то, разумеется, то же самое не возбраняется делать и вашей собаке. Так вот, с "Доброй Собакой" получилось точно то же, что часто стрясается в реальности: гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Собаки, животные от роду стайные, будучи не в силах уразуметь, почему нужно "лобызаться" с каждым встречным-поперечным, помаленьку перестали строить близкие и надежные отношения с Богом данными хозяевами. Нет, не буду врать, я не слышала о том, чтобы увеличилось количество нападений внутри семьи. Но вот что было замечено многими хозяевами, которые мне об этом рассказывали – так это то, что подобные мероприятия пошли в ущерб послушанию и поведению собак на улице. И тогда уже собаки, а не их ххозяева стали решать, чего достоин тот или иной встречный – кого пропускать, а кого не надо; на кого из детей можно рыкнуть; кому из соседей поставить грязные лапы на светлый плащ… Словом, издержек оказалось столько, что концепция приказала долго жить уже через год-полтора. Вы, разумеется, уже догадались, к чему я клоню: от имени вашей собаки я очень и очень прошу вас не учить зверя давать лапу по просьбе встречных. И даже дома, с самыми приятными гостями, в этом отношении необходима осторожность. Лучше бы, чтобы вы не позволяли друзьям давать команду собаке, а в крайнем случае приказали бы зверю сами. Дело в том, что по тем же законам стайных отношений право командовать принадлежит лишь ответственным членам своей родной стаи – то есть, тем, кто отвечает за сохранность, спокойствие и будущность щенков и молодняка. Так почему же ваша собака должна принимать за своих руководителей и наставников ваших гостей, которым вы, может быть, не доверите своих детей? Я твердо уверена, что лучше уж разрешить постороннему человеку дать собаке кусочек, чем команду. Исключение могут составлять только лишь самые близкие, те, кому, в случае чего, может прийтись погулять с собакой или остаться с ней наедине дома. Еще один навык, который не следует вырабатывать в детском возрасте – это выдержка. Щенок, по понятным возрастным причинам, непоседлив, как и человеческий ребенок, так что не стоит перегружать нервную систему несвойственными, почти неосуществимыми заданиями. Время для отработки настоящей, а не "рекордной" выдержки наступит в следующем возрастном периоде, когда щенок сделается молодой собакой. А пока достаточно тех, самое большее, двадцати-тридцати секунд, на которые щенок способен успокоиться среди игры, да минутной паузы перед кормежкой, когда зверь ожидает вашего разрешения приняться за еду. Кстати, правила кормления я включила в Приложения к книге, туда, пожалуйста, и загляните. Средняя школа - 6-8 месяцев В шесть месяцев с собакой происходят критически важные изменения, превращающие вчерашнего щенка в представителя буйного, но необыкновенно интересного племени молодняка. Когда я воспитываю молодых собак, то больше всего жалею о мимолетности этого периода – настолько показательно все происходящее с точки зрения характера зверя. В этом возрасте все ярко, все зыбко, все меняется на глазах! Вот бывшее дитя лезет на рожон, бесшабашно приставая к взрослому, но тут же по-ребячьи припадает грудью к земле: "Дяденька, я пошутил, это только игра!". А то и плюхается на спину, болтая в воздухе всеми четырьмя лапами. И хозяин тихо огорчается в сторонке, принимая своего питомца за трусишку. А бывает, что и наказывает, совершенно непонятно за что. Ведь зверь ведет себя совершенно естественным образом, как положено по статусу, учась по реакции "дяденьки" осознавать свою истинную силу и правомерность своих претензий. Да, так оно и выглядит, то очень по-взрослому, то в высшей степени по-детски. К полугодовалому возрасту собака достигает примерно девяноста процентов своего взрослого роста. Недавно закончился рост трубчатых костей, формирование суставов и связочного аппарата, которые должны теперь выдерживать существенно больший вес тела. Естественно, что меняется всё – даже моторика, непосредственно влияющая на мельчайшие процессы в нервной системе, призванной управлять новыми движениями. Наверное, вы обратили внимание на то, что в течение последних пары месяцев ваш питомец весьма напоминал гадкого утенка из сказки? Это его тело и нервная система учились согласовывать действия, приводя в порядок вновь обретенные физические возможности. И одного этого было бы достаточно для существенных перестроек психики. Но если бы перемены исчерпывались только этим! Новому телу настоятельно требуется новое поведение. И тут, как и во всем в жизни, работает метод проб и ошибок, позволяющий оценить последствия собственных действий и запомнить, надолго взять на вооружение то, что приводит к хорошему – в любом смысле - результату. Так приобретается и копится уже не детский жизненный опыт, исчерпывающийся приспособлением к реальной жизни, а взрослый, нацеленный на активные взаимодействия и со средой, и с себе подобными или не подобными. Однако хорошие результаты определяются теперь не только собственными интересами. Давешний щенок приобретает и новые обязанности в стае, готовясь к взрослой жизни. Не случайно суточная продолжительность бодрствования у собаки к семи месяцам достигает, по данным физиологов, своего максимума (11-12 часов в сутки), что заметно превышает активность взрослого возраста. А главная задача возраста заключается в том, чтобы перепробовать самые разные формы поведения и понять, какие из них пригодны для будущего. Пока что это, так сказать, грубая прикидка – разделение вариантов поведения на те самые желательные, нежелательные и допустимые формы, о которых твердили бихевиористы. И в этом молодой собаке активно помогают старшие. Точно так же стоило бы поступать и вам, если вы хотите, чтобы собака, став взрослой, придерживалась ваших жизненных правил. Ключ к пониманию воспитательных действий в этом возрасте состоит в переходе от детского эгоизма к почти взрослому альтруизму. Разумеется, этот переход не может совершиться в один день и даже в один месяц. Приблизительно до восьми-девяти месяцев самое нужное молодой собаке – это дисциплина. И мне очень хотелось бы, чтобы вы помнили: это не бессмысленные строгости, идущие от человека, а совершенно нормальная природная потребность, обеспечивающая адаптацию к жизни, а значит, и перспективы благополучия. И не думайте, пожалуйста, будто это справедливо только для крупных собак, которых еще недавно относили к служебным породам. Мы ведь с вами заботимся не о формальностях, а о воспитании и формировании настоящего собачьего характера. Так что когда вы будете читать описание команд в их "строгих" вариантах, предназначенных для служебных собак, постарайтесь уловить ту их суть, которая необходима даже самым "игрушечным" малявкам, и вы без большого труда придумаете мягкие формы выполнения. Подскажу только одну техническую деталь. В работе с командами часто приходится прикасаться к собаке рукой, нажимать на круп, похлопывать по боку. С крупной и рослой собакой это нетрудно, но вы не станете то и дело наклоняться, чтобы дотянуться даже до собаки размера пшеничного терьера, не то, что до малого пуделя. В этих целях удобно пользоваться стеком. Я сделала свой стек из пластмассовой рукоятки с насаженной на нее шарикообразной резиновой головкой от массажера. Пятнадцатилетняя практика зоопсихолога убедила меня в том, что и у мелких, казалось бы, несерьезных собак количество стрессов и проблем напрямую связано с тем, насколько правильно развит зверек, насколько он ощущает себя Настоящей Собакой. От принадлежности к биологическому виду деваться некуда. Так что позволить маленькой собачке, хотя бы той-пуделю или йоркширскому терьеру реализовать все свои истинные природные потребности я считаю не просто долгом милосердия, а единственно возможной позицией Настоящего Хозяина. Игры для молодняка Да, молодняк продолжает играть, только игры усложняются примерно в той же степени, как у человеческих подростков, когда те переходят от кукол и конструкторов к "казакам-разбойникам" – и пусть в угоду нынешним веяниям это будут какие-нибудь "терминаторы", смысловая категория сюжетных игр и развиваемые в них стороны психики остаются теми же. Человек по-прежнему не только может, но и обязан принимать участие в играх, не только поддерживая отношения с собакой, но и целенаправленно формируя способности, необходимые для дальнейшей безбедной жизни. В полугодовалом возрасте одним из важнейших вопросов для развития интеллекта становится усложненный анализ информации, распознавание по нескольким связанным или не связанным между собой параметрам и выбор вариантов действий. А потому я предлагаю вашему вниманию усложненные варианты игр, основанных на чутье и продолжающих общую линию поисковых игр. Помните годы, когда в нашей жизни появились мошенники, которых называли "наперсточниками"? При всей порочности этой обманной игры главный ее принцип "Угадай, где находится" вполне можно использовать для развития молодых собак. Мы так и называем эту игру - "Наперстки". В ней используются от двух до пяти коробок размером примерно с голову собаки, в которых можно сделать небольшие отверстия, облегчающие восприятие запаха, но собаки с хорошим чутьем свободно обходятся и без них. Для начала под одну из коробок кладется кусочек лакомства, обладающего соблазнительным для собаки запахом – скажем, того же сыра, можно даже и копченого. Задача собаки состоит в том, чтобы определить, под которой из коробок находится вкусный кусочек. А дальше, что называется, возможны варианты. Если коробка открыта с одной стороны и просто перевернута, прикрывая кусочек наподобие пресловутого "наперстка", то собака может догадаться опрокинуть ее самостоятельно. Если же коробка плотно закрыта, то придется позвать хозяина и попросить его о помощи в таком важном и интересном деле – это способствует укреплению хозяйского авторитета. А при наличии достаточно большого отверстия можно засунуть туда лапу и добыть кусочек, действуя лапой по-кошачьи, что неплохо развивает тонкие движения и соответствующие механизмы в мозгу. Взаимное расположение коробок и, разумеется, положение кусочка меняются по воле хозяина, а усложнение игры достигается за счет увеличения количества коробок и одновременного использования более чем одного кусочка лакомства. А представьте себе, что вы набрали коробок разного размера – и количество изучаемых и отрабатываемых действий вырастет в геометрической прогрессии. Выпросив в ближайшем магазине несколько коробок из-под бананов можно сложить из них целую пирамиду для мелкой собаки. И пусть собачка покарабкается по пирамиде, разыскивая те небольшие коробки, внутри которых тоже может находиться лакомство. Вам предстоит активно помогать собаке в трудном поиске, а по окончании игры, когда все кусочки найдены, вы дадите ей лакомство из руки. Представляете себе, каким важным человеком в жизни собаки вы станете в этих играх? вы ведь владеете важнейшими секретами: где находится желанный кусочек, как его найти и добыть, да и вообще - стоит ли искать дальше или, смирившись с волей злой судьбы, прекратить упражнение. Детские игры, строившиеся на собирании кусочков по комнате или квартире, уже пора существенно усовершенствовать. Возьмите вместо кусочков несколько одинаковых предметов. Да не игрушек, а таких, которые были бы ни для чего не нужны самой собаке. Прекрасные тренировочные предметики для средних и крупных собак получаются из распиленной на шесть кусков деревянной ручки для хозяйственной швабры. Для более мелких собак мы советуем сшить из плотной ткани мешочки размером с голову собаки или вполовину меньше и набить их обрезками ткани, технической ватой, ватином или даже синтепоном (хотя лично я считаю, что синтетику для собак лучше бы не применять). И пусть подрастающий пес собирает вместо кусочков эти безличные предметы, не играющие никакой роли в его личной жизни. На первых порах еще можно вознаграждать за найденные предметы кусочками, но очень скоро надо переходить к вознаграждению только в самом конце игры. Все остальные правила игры остаются прежними. А потом недалеко и до уменья собирать игрушки в коробку по вечерам, перед последней прогулкой, в точности так же, как мы учим трудиться наших детей. Заметили хитрость? Зверь и сам не сообразит, как начнет совершать трудовые подвиги уже не для собственного удовольствия, а ради вас и вашей гордости за его достижения. Описанные мною предметы пригодятся и для более сложной игры, заимствованной из розыскной службы и называемой, по аналогии с профессиональным навыком, "Выборкой по запаху". Шесть палочек или подушечек, использовавшихся на предыдущем этапе как неразличимые предметы, пометьте попарно - например, цифрами, нарисованными одним и тем же фломастером (просто на всякий случай, чтобы это не служило подсказкой). Эта пометка делается для вас – вы ведь не станете вынюхивать предметы вместе с собакой, чтобы обнаружить парные по запаху. Чтобы пропитать предметы разными запахами, достаточно пару с номером 1 подержать в течение нескольких часов в мешочке с укропом, пару с номером 2 – в мешочке с петрушкой, пару с номером 3 – в мешочке с сельдереем. А потом вы дадите один из них для занюхивания, а остальные разложите в поле зрения собаки. Задача собаки состоит в том, чтобы выбрать из всех предложенных предметов тот, который представляет собой пару по предъявленному ей запаху. Вы узнаете об этом по номеру пары. Задание становится тем сложнее, чем ближе друг к другу лежат эти предметы. На последнем этапе выкладывайте предметы в ряд, а положение искомого предмета меняйте. Можно время от времени и прятать парный предмет, вообще не выкладывая его в общей группе. Только не забудьте показать собаке этот предмет, когда она вдоволь намучается, да еще и посмеяться, давая понять, что это была всего-навсего милая шутка. А наиболее совершенной формой игр группы "Выборка" является установление принадлежности предмета человеку по соответствию запаха. Для этого предметы раздаются разным людям, которые некоторое время держат их в ладонях или подмышками (это более сильный индивидуальный запах). Собаке предъявляется для занюхивания один из предметов, а ее задача состоит в том, чтобы показать на того человека, чьим запахом пропитан этот предмет. Этому упражнению помогает умение собаки различать близких людей по именам или семейным "должностям". Однако не торопитесь: эту игру можно применять только для взрослых собак, примерно после годовалого возраста Не забывайте время от времени продолжать и тренировку торможения в играх, о чем мы с вами говорили применительно к щенячьему возрасту. Кроме того, очень полезно включать "сидячие" и "стоячие" паузы в любые сочетания действий, даже в поиск, а также научить собаку останавливаться при ходьбе, менять позу по вашему указанию, выдерживать десять-пятнадцать секунд ожидания перед тем, как выполнить более активные действия. Эти маневры направлены на то, чтобы зверь не бросался опрометью делать первое, что пришло в голову, но привык бы сначала обдумывать свои действия и имел на это время и возможность справиться с возбуждением. Мы еще встретимся с этими приемами в главе "Помощь электровеникам". И если все идет хорошо, то уже в скором времени вы сможете отважиться на игру, которая в описании, наверное, покажется вам рискованной, особенно с крупной и "кусачей" собакой. Это то, что я в шутку называю (в своем, конечно, исполнении) "Борьбой женщины с волком" и очень люблю показывать вместе со своими овчарками. Я закатываю повыше рукава одежды (а еще лучше резвиться, например, на пляже в купальнике) и начинаю измываться над собакой всяческими способами: крепко треплю за морду и лапы, хватаю за шкуру, толкаю в бок, даже ногой могу пнуть. Ну, разумеется, так, чтобы не причинить серьезной боли и вреда. Раззадоренный пес хватает меня зубами, но не сжимает их, пока чувствует незащищенную кожу – понятно теперь, для чего открытая одежда? Все синяки под материей, там, где зверюга не ощущает, до каких пор можно усиливать нажим. В самый разгар "драки" я даю команду " Сидеть ", могу - при благополучных обстоятельствах – и положить пса. Не буду врать, с первого раза усесться трудновато, но уж со второго команда выполняется бесспорно. Потом я точно так же, как в щенячьих играх, непременно должна поиграть еще немного, но второй тур не обязательно продолжителен, а вторая пауза делается покороче. После нее я поднимаю собаку и даю ей немножко пройтись, со мной или в одиночку, чтобы плавно сбросить игровое напряжение. У этой шутливой борьбы есть еще одна полезная сторона. Если на втором этапе иногда (а потом все чаще) надевать на собаку намордник, то она научится эффективному боевому приему – удару головой. Для бультерьера или, например, бульдога этот приемчик составляет один из элементов прародительского наследства, а для овчарки или ризеншнауцера становится полезным дополнением к породным боевым искусствам. А вам не придется так тревожиться, что собака не сумеет защитить вас, находясь в неприятном окружении, но в наморднике. Да и влияние намордника на самооценку, столь важное для молодой собаки, снижается – зверь чувствует, что не совсем лишен возможностей самозащиты. А ведь в любом руководстве по дрессировке вы прочтете, что собаку нельзя, как это называют, "травить на себя". Мол, после этого собака, во-первых, может оказаться опасной для самого хозяина (между нами говоря, вот это вряд ли!), а во-вторых, примет всю деятельность по борьбе с человеком за шутку и не сможет всерьез работать с нападающим. Но поскольку мои собаки прекрасно научены различать игру и жизнь, то эта игра, можете поверить, ни чуточки не влияет ни на отношения со мной, ни на их рабочие качества.
Ненужные игры Я включила эту главу в описание возраста молодняка по уважительной, как мне кажется, причине. Именно в этом возрасте хозяева собак, как правило, начинают особенно активно играть с питомцами, полагая, будто обеспечивают им наилучшую физическую подготовку. Может быть, вы слышали о том, что зоопсихологи не любят игр "в палочку". Настало время объяснить, чем она нехороша и почему так часто приходится слышать, что собаки от нее без ума и готовы гоняться часами напролет. Начнем с того, что диктуют нам биологические законы существования в природе, а также само анатомическое и физиологическое устройство собаки. Описывая "квант послушания", я уже сообщила вам, что животные в природе вовсе не заинтересованы в непроизводительных и бесцельных тратах энергии, которую так трудно добывать, в особенности – хищнику. Псовые хищники живут по принципу, более древнему, чем человек: "сколько потопаешь – столько и полопаешь". Стало быть, в природе образуется замкнутый круг: затраты энергии с одной стороны и потребность в ней и трудоемкость ее приобретения – с другой. Упрощая, можно сказать, что хищник бегает не потому, что это ему нравится, а потому, что без этого не проживешь: бег составляет часть серьезной работы по добыванию этой самой пищи. И даже бег по кругу, казалось бы, ради простой забавы (многим он знаком) на самом деле совсем не так глуп: он удовлетворяет потребность в активности как таковой и (чаще всего!) в разрядке нервного напряжения. О том, как это и почему это происходит, прекрасно осведомлены физиологи. Но бесцельный бег начисто лишен смысла. И даже невзирая на то, что наши домашние звери по большей части более или менее обеспечены пищей, этот закон свято хранится в их генетической памяти. Думаю, это происходит по той простой причине, что обеспеченность пищей – дело индивидуальное и все-таки не на сто процентов касается вида в целом. Поэтому все утверждения о том, что любая собака обязана постоянно расходовать энергию в беге, мягко говоря, не соответствуют основополагающим биологическим принципам. Даже толстенькие, явно постоянно переедающие зверюшки не станут бегать ради того, чтобы сбросить вес, как бы он их ни угнетал. А если бы основы видового бодибилдинга довелось разрабатывать самим собакам, а не их самонадеянным хозяевам, принадлежащим к иному биологическому виду, то они включили бы в систему упражнений для регулирования веса и физического развития никак не бег, а равномерную ходьбу. Тут уж работают простые анатомические факты: во-первых, собаки передвигаются на четырех конечностях, а во-вторых, у собак нет ключиц, крепящих передние конечности к скелету. Из этого с неизбежностью следует, что мускульные усилия, продвигающие тело вперед, совсем иные, чем у прямоходящего человека. При шаге работают не только задние ноги, толкающие тело вперед, но и все основные скелетные мышцы и, в частности, столь важные для нормальных движений длинные мышцы спины. При беге, состоящем из последовательности своего рода полупрыжков, мышцы напрягаются совсем иначе. Иными словами, физическая тренировка именно в беге-то и не происходит. Об этом и о выхаживании как наилучшем способе физической подготовки к выставке вам расскажет любой хороший эксперт-кинолог. А если уж вам охота потренировать свою собаку наиболее изощренными и современными способами, то посоветуйтесь, пожалуйста, со специалистами по собачьей анатомии и физиологии, которые подберут более правильные упражнения и тренажеры. Здесь не место описывать все приемы бодибилдинга для собак, известные мне, но можете поверить, их в моей личной копилке набралось немало. Что же с этой точки зрения представляет собой так любимая большинством собачьих хозяев игра в бросание палочки (мячика, любой игрушки, пластиковой бутылки и т.п.)? Палочка летит на несколько метров, как правило, в одну и ту же сторону, собака чуть ли не с поросячьим визгом срывается, бежит, хватает… а потом как повезет, то ли отдаст, то ли утащит в сторону и примется грызть. Да и хорошо, если погрызет - это хотя бы прервет бессмысленную беготню туда-сюда, не преследующую никакой разумной цели, но зато сильно изматывающую нервную систему прерывистыми, "пунктирными" процессами возбуждения и торможения. Ну, только представьте себе: короткое и мощное возбуждение на несколько секунд бега, резкое угашение его за счет включения равноценного по силе торможения, суета при подхватывании предмета с земли, вновь бег с возбуждением, торможение возле хозяина со столь же суетливой попыткой засунуть палку или игрушку в руку человеку… и весь цикл начинается сначала. Хозяину-то намного легче, чем собаке: можно идти, не особо обращая внимание на зверя, который вроде бы и полезным делом занят, и, что прекрасно, никуда не денется. Можно и поболтать с партнером по прогулке, можно брести, разглядывая окрестности, можно предаться любым несобачьим мыслям. Могу спорить, сейчас вам кажется, будто вы поймали меня на откровенном противоречии. Почему же собака сама все приносит и приносит палочку? Зачем сует ее в руку хозяину, если эта игра оборачивается такой нагрузкой для нервной системы? Из соображений биологической целесообразности, которые я так усиленно проповедую, прямо вытекает, что собака удовлетворяет в этом какую-то важную потребность. Да, не сомневайтесь, это так. Только тут выходит на первый план главная профессиональная задача зоопсихолога – разгадать, какая именно потребность движет зверем. А разгадав, найти способ удовлетворить эту же потребность за счет других вариантов поведения, как минимум, не вредящими нервной системе. Ответ хорошо известен: самая значимая для собаки сторона прогулки состоит в общении с хозяином. А тут других способов общения хозяин не предлагает и не принимает. Это в точности то же самое, что происходит с кошкой, которая в экстазе выпрашивает еду, а потом отворачивается от предложенных деликатесов – кошка на самом деле просит не еды, а внимания хозяина. И палочка для собаки, и еда для кошки становятся сначала для нас, а вскоре и для них простейшими способами имитировать внимание и общение. Не случайно собака сама теряет интерес к играм в палочки и мячики с той самой минуты, как только хозяин научится более интересным и плодотворным для интеллекта занятиям. И это тоже становится важной составной частью нашей работы: надо придумать те варианты занятий и упражнений, которые вдохновили бы и хозяина, и его собаку на совместное творчество и ценнейшее общение. Мне вспомнился почти смешной (кабы он не обернулся неприятностями) случай с ротвейлером, который повредил себе ногу и несколько дней не мог выходить на прогулку. Заботливые хозяева в старании возместить любимцу утраченные возможности после кормежки (!) сажали его напротив дивана и методично, по многу раз бросали ему мячик. Вскакивать собака не могла и пыталась ловить мячик на лету, изворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Нетрудно понять, что творилось в нервной системе: нарастающее возбуждение не находило разрядки хотя бы в том же беге. Стоит ли удивляться, что в один прекрасный день собака почти автоматически схватила хозяйку за руку? В то же время даже такой дрессировочный навык, как апортировка, можно превратить из бессмысленной и вредной для нервов беготни в обучающие игры для возраста молодняка, после того, как молодая собака достигает хорошего физического развития. Предостерегаю вас от таких игр в более раннем возрасте: они не могут принести никакой пользы, зато повредить могут многому, поскольку вступают в существенное противоречие с процессами детского развития. Подвижные игры, основанные на апортировке, увеличивают скорость реакций нервной системы и мыслительных процессов и существенно увеличивают общую возбудимость центральной нервной системы собаки из-за описанного мною импульсного режима возбуждения и торможения. Поэтому есть смысл применять их для собак со склонностью к флегматичному темпераменту или излишне медлительных и заторможенных, но использовать апортировку в работе с собаками, склонными к возбудимости (по породе, фамильной наследственности или индивидуальному развитию) надо с большой осторожностью. Еще одно важное ограничение на применение апортировочных игр вытекает из того факта, что они используют один из этапов пищедобывательного поведения ("догоняй убегающего"). Из-за одного этого они, с одной стороны, могут активизировать у собаки пищедобывательное поведение. Это неплохо для собак-охотников, но может сильно повредить в повседневной жизни. Нужно ли вам, чтобы ваша собака, и без того склонная развлекаться пищедобывательным поведением, как всякий хищник, еще активнее разыскивала в кустах всякие специфические деликатесы? С другой стороны, апортировка может снижать активность собаки в охранной деятельности, поэтому некоторые специалисты не только ограничивают, но и запрещают применение апортировочных игр для собак-телохранителей. Прежде чем приступить к апортировочным играм, придется выработать целую последовательность простых действий: " Держать " – " Ко мне " – " Дай ". Я очень надеюсь на то, что вы разучили сами эти действия еще в детских играх. А уж потом апортировка, представляющая собой программу поведения из разряда сложных динамических стереотипов, вырабатывается как составной навык, выполняемый по команде " Апорт ". Для регулирования возбудимого поведения и тренировки полезнейшего уменья брать себя, что называется, в руки очень полезно применять такое упражнение, как "апортировка с выдержкой": вы усаживаете собаку рядом с собой, бросаете, но команду " Апорт " даете лишь после паузы. При необходимости можно придержать собаку за ошейник. Начав с десяти-пятнадцати секунд, помаленьку наращивайте длительность и меняйте ее, чтобы собака привыкала слушать и слышать команду, а варианты действий зависели от вашей воли, а не от того, что надумал сам зверь. Очень неплохо выбрасывать предмет в разных направлениях и на разные расстояния от сидящей собаки. Можно еще и поставить сам режим выполнения этого упражнения в зависимость от того, каким тоном вы подаете соответствующую команду: более энергичная команда требует и более быстрого и активного выполнения; если же вы произнесли команду с ленцой, то и выполнять ее нужно в том же духе. И пускай собака постепенно привыкает, что в этой игре нужно учитывать не только полет предмета, но и столь тонкие вещи, как ваше настроение. Полезно также научить собаку разным вариантам действий, следующих за тем мгновением, когда она берет предмет. Для этого следует варьировать команды " Апорт " (" Принеси ") и " Играй ", когда собака имеет право не отдавать вам апортировочный предмет или игрушку. Если она все же ее принесет, отвернитесь и не позволяйте засунуть предмет вам в руку – не собака выбирает способ выполнения упражнения, а исключительно вы! Мне хочется упомянуть еще об одной игре, вошедшей в большую моду в последние годы – не иначе, как в подражание западным анти-зоопсихологичным (уж простите за неологизм) образцам. Я говорю о фрисби ("летающем диске" или "летающей тарелке", как это завлекательно называется в торговле). Я не стану повторять все то, что касается бессмысленного движения в жизни животных. Скажу другое: игра типа фрисби еще опаснее, чем все раскритикованные мною палочки и мячики. Биологам и зоопсихологам всех научных направлений хорошо известна роль движений в жизни животных и их специфичность по биологическим видам. Движения во всех их нюансах служат зверью для оптимальной поведенческой активности, для энергетической экономичности, для передачи эмоциональных состояний, для общения с себе подобными. Хотя бы поэтому становится ясно, что характер и тип пластики зверя вовсе не безразличен. Взять хотя бы законы психомоторики, работающие у животных намного ярче и сильнее, чем у нас, людей. Сделайте плаксивую гримаску – настроение у вас испортится, подержите на лице улыбку – исправится. Поддержите собачий хвост в приподнятом положении – собака почувствует себя увереннее. Ухитритесь заставить собаку делать такой, а не другой шаг – это повлияет на ее оценку ситуации. Единственное условие состоит в том, чтобы сохранить выражение, позу или характер ходьбы не менее, чем на двадцать секунд. Так вот, беда в том, что фрисби развивает не собачий, а кошачий тип движений. Это все равно, что тренировать собаку на кошачье виляние хвоста – мало, что по "восьмерке", но и в знак не радостного приветствия, а злобных намерений. Или радоваться, когда собака по-кошачьи ловит себя за хвост: в собачьей охоте эти движения не нужны и потому не должны реализоваться. Я наблюдала за тем, как собачьи мамки попросту не разрешают детям ловить себя за хвост, даже в те несколько дней, когда примерно месячный щенок пробует это делать. И дело тут даже не в навыках, которые расширяют функции конечностей, вроде владения лапой. Дело не в совершенствовании органов чувств или вестибулярного аппарата, что тоже может пойти на пользу - но лишь для расширения видовых возможностей, а не взамен оных. Моторика несравнима в этом смысле с другими проявлениями жизнедеятельности зверя. Нынешние представления о том, как организация нервных процессов связана с типом движений, позволяют судить и о том, насколько нормальны или аномальны те или иные движения для интеллекта и психики данного вида. Понятно, что пластика, чуждая виду, существенно нарушает присущую этому животному психику и тип организации нервных процессов. И если для кошки нормальны тончайшие нервные переходы с ювелирно точным отображением их в движении, то для собаки важнее энергичные и более определенные движения. А насколько фрисби забавляет вас и ваших близких – решать только вам. Но согласитесь: лучше делать это, зная, что лежит на противоположной чаше весов. Управление поведением Давайте вспомним о главной задаче возраста молодняка – направлении в мирное русло естественной поведенческой активности. Зверь, пытаясь перепробовать новые и очень разнообразные формы поведения, сам заинтересован в том, чтобы кто-нибудь умный и всезнающий помог ему понять, что такое хорошо и что такое плохо. И первая помощь в этом - ни кто иной, как любимый Хозяин. Разумеется, вы уже успели убедить дитя в том, что вы всегда лучше всех на свете разбираетесь в любой жизненной ситуации и на вас можно положиться при любых обстоятельствах. Вам и судить о том, какая именно активность допустима и хороша, в особенности - когда дело касается не собачьих, а человеческих происшествий. Вот откуда берется острая – я бы даже сказала, обоюдоострая, потому что для обеих сторон! - необходимость послушания. Если учесть еще и приходящийся как раз на это время переход от собственных интересов к интересам сообщества и обязанностям молодой собаки перед стаей, то становится ясно, почему человек именно в этот период обязан взять на себя ответственность за поведение неопытного еще зверя. А обеспечиваются и те, и другие возможности тем механизмом, который называется управлением поведением. Это нечто вроде программирования поведения – указание каждого действия, которое собака должна выполнить, чтобы все поведение в целом соответствовало нужным критериям. Этот подход к формированию поведения, называемый процедурным, более чем уместен именно в возрасте молодняка. Позже, когда зверю придется отрабатывать стратегии поведения для разных случаев жизни, этот подход разумно заменить другим, который называется оперантным научением или непроцедурным формированием поведения. Состоит он в том, что собаке ставится задача, а как ее решать, она должна сообразить сама; в этом, между прочим, заключается главное отличие дрессировки служебных собак от притравки охотничьих. Впрочем, это не вредно для любого живого существа, только наступит этот этап развития интеллекта собаки ближе к годовалому возрасту. А пока для того, чтобы справиться с собакой в любой жизненной ситуации, можно обойтись пятью основными командами: “ Сидеть ”, “ Рядом ”, “ Фу!”, “ Гуляй ” и “ Ко мне ”. Каждая из этих команд не только имеет свой очевидный функциональный смысл, но и оказывает важное воспитательное действие. Вот почему я так настойчиво просила вас заняться этими навыками уже в раннем детстве. Команда “ Сидеть ” примерно через двадцать секунд автоматически включает в центральной нервной системе собаки процесс торможения, успокаивающий зверя и снижающий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.204 (0.016 с.) |