Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навыки, требующие осторожности

Поиск

Еще несколько лет назад один из питерских кинологических клубов выступил с концепцией "Доброй Собаки". Идея сама по себе была великолепна – все нарастающая собачья агрессия по отношению к посторонним и даже к детям и в самом деле внушала и внушает серьезнейшие опасения. В то же время, по статистическим данным, наибольшее число нападений связано вовсе не с бродячими собаками, которых чаще всего в этом обвиняют, а с хорошими племенными собаками, за которыми, вроде бы, должны смотреть добросовестные хозяева. Кинологи клуба призывали владельцев собак (в особенности, относящихся к крупным, активным и потенциально опасным породам) приучать зверей к общительности и добродушию по отношению к любым встречным. Для этого предлагалось разрешать собакам играть с посторонними людьми и общаться с ними всеми доступными способами. Правда, в силу существовавших от века дрессировочных правил об "отказе от предложенного корма" они не настаивали на том, чтобы собаки брали у всех гуляющих во дворе людей колбаску и печенье. Но особого внимания удостоилась команда " Дай лапу " – кинологи настойчиво советовали учить собак давать лапу всем подряд.

И в этом была своя суровая зоопсихологическая правда. Жест, которым собаки прикасаются к руке или другой части тела хозяина, и вправду служит установлению более чем приязненных отношений. Он символизирует нежнейшую дружбу – точь-в-точь как наш человеческий поцелуй. Но скажите, пожалуйста, вы-то сами целуетесь при встрече с каждым из соседей по дому, а то и вовсе случайно забредших во двор людей? Если да, то, разумеется, то же самое не возбраняется делать и вашей собаке.

Так вот, с "Доброй Собакой" получилось точно то же, что часто стрясается в реальности: гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Собаки, животные от роду стайные, будучи не в силах уразуметь, почему нужно "лобызаться" с каждым встречным-поперечным, помаленьку перестали строить близкие и надежные отношения с Богом данными хозяевами. Нет, не буду врать, я не слышала о том, чтобы увеличилось количество нападений внутри семьи. Но вот что было замечено многими хозяевами, которые мне об этом рассказывали – так это то, что подобные мероприятия пошли в ущерб послушанию и поведению собак на улице. И тогда уже собаки, а не их ххозяева стали решать, чего достоин тот или иной встречный – кого пропускать, а кого не надо; на кого из детей можно рыкнуть; кому из соседей поставить грязные лапы на светлый плащ… Словом, издержек оказалось столько, что концепция приказала долго жить уже через год-полтора.

Вы, разумеется, уже догадались, к чему я клоню: от имени вашей собаки я очень и очень прошу вас не учить зверя давать лапу по просьбе встречных. И даже дома, с самыми приятными гостями, в этом отношении необходима осторожность. Лучше бы, чтобы вы не позволяли друзьям давать команду собаке, а в крайнем случае приказали бы зверю сами. Дело в том, что по тем же законам стайных отношений право командовать принадлежит лишь ответственным членам своей родной стаи – то есть, тем, кто отвечает за сохранность, спокойствие и будущность щенков и молодняка. Так почему же ваша собака должна принимать за своих руководителей и наставников ваших гостей, которым вы, может быть, не доверите своих детей? Я твердо уверена, что лучше уж разрешить постороннему человеку дать собаке кусочек, чем команду. Исключение могут составлять только лишь самые близкие, те, кому, в случае чего, может прийтись погулять с собакой или остаться с ней наедине дома.

Еще один навык, который не следует вырабатывать в детском возрасте – это выдержка. Щенок, по понятным возрастным причинам, непоседлив, как и человеческий ребенок, так что не стоит перегружать нервную систему несвойственными, почти неосуществимыми заданиями. Время для отработки настоящей, а не "рекордной" выдержки наступит в следующем возрастном периоде, когда щенок сделается молодой собакой. А пока достаточно тех, самое большее, двадцати-тридцати секунд, на которые щенок способен успокоиться среди игры, да минутной паузы перед кормежкой, когда зверь ожидает вашего разрешения приняться за еду. Кстати, правила кормления я включила в Приложения к книге, туда, пожалуйста, и загляните.

Средняя школа - 6-8 месяцев

В шесть месяцев с собакой происходят критически важные изменения, превращающие вчерашнего щенка в представителя буйного, но необыкновенно интересного племени молодняка. Когда я воспитываю молодых собак, то больше всего жалею о мимолетности этого периода – настолько показательно все происходящее с точки зрения характера зверя. В этом возрасте все ярко, все зыбко, все меняется на глазах! Вот бывшее дитя лезет на рожон, бесшабашно приставая к взрослому, но тут же по-ребячьи припадает грудью к земле: "Дяденька, я пошутил, это только игра!". А то и плюхается на спину, болтая в воздухе всеми четырьмя лапами. И хозяин тихо огорчается в сторонке, принимая своего питомца за трусишку. А бывает, что и наказывает, совершенно непонятно за что. Ведь зверь ведет себя совершенно естественным образом, как положено по статусу, учась по реакции "дяденьки" осознавать свою истинную силу и правомерность своих претензий.

Да, так оно и выглядит, то очень по-взрослому, то в высшей степени по-детски. К полугодовалому возрасту собака достигает примерно девяноста процентов своего взрослого роста. Недавно закончился рост трубчатых костей, формирование суставов и связочного аппарата, которые должны теперь выдерживать существенно больший вес тела. Естественно, что меняется всё – даже моторика, непосредственно влияющая на мельчайшие процессы в нервной системе, призванной управлять новыми движениями. Наверное, вы обратили внимание на то, что в течение последних пары месяцев ваш питомец весьма напоминал гадкого утенка из сказки? Это его тело и нервная система учились согласовывать действия, приводя в порядок вновь обретенные физические возможности. И одного этого было бы достаточно для существенных перестроек психики.

Но если бы перемены исчерпывались только этим! Новому телу настоятельно требуется новое поведение. И тут, как и во всем в жизни, работает метод проб и ошибок, позволяющий оценить последствия собственных действий и запомнить, надолго взять на вооружение то, что приводит к хорошему – в любом смысле - результату. Так приобретается и копится уже не детский жизненный опыт, исчерпывающийся приспособлением к реальной жизни, а взрослый, нацеленный на активные взаимодействия и со средой, и с себе подобными или не подобными.

Однако хорошие результаты определяются теперь не только собственными интересами. Давешний щенок приобретает и новые обязанности в стае, готовясь к взрослой жизни. Не случайно суточная продолжительность бодрствования у собаки к семи месяцам достигает, по данным физиологов, своего максимума (11-12 часов в сутки), что заметно превышает активность взрослого возраста. А главная задача возраста заключается в том, чтобы перепробовать самые разные формы поведения и понять, какие из них пригодны для будущего. Пока что это, так сказать, грубая прикидка – разделение вариантов поведения на те самые желательные, нежелательные и допустимые формы, о которых твердили бихевиористы. И в этом молодой собаке активно помогают старшие. Точно так же стоило бы поступать и вам, если вы хотите, чтобы собака, став взрослой, придерживалась ваших жизненных правил.

Ключ к пониманию воспитательных действий в этом возрасте состоит в переходе от детского эгоизма к почти взрослому альтруизму. Разумеется, этот переход не может совершиться в один день и даже в один месяц. Приблизительно до восьми-девяти месяцев самое нужное молодой собаке – это дисциплина. И мне очень хотелось бы, чтобы вы помнили: это не бессмысленные строгости, идущие от человека, а совершенно нормальная природная потребность, обеспечивающая адаптацию к жизни, а значит, и перспективы благополучия.

И не думайте, пожалуйста, будто это справедливо только для крупных собак, которых еще недавно относили к служебным породам. Мы ведь с вами заботимся не о формальностях, а о воспитании и формировании настоящего собачьего характера.

Так что когда вы будете читать описание команд в их "строгих" вариантах, предназначенных для служебных собак, постарайтесь уловить ту их суть, которая необходима даже самым "игрушечным" малявкам, и вы без большого труда придумаете мягкие формы выполнения. Подскажу только одну техническую деталь. В работе с командами часто приходится прикасаться к собаке рукой, нажимать на круп, похлопывать по боку. С крупной и рослой собакой это нетрудно, но вы не станете то и дело наклоняться, чтобы дотянуться даже до собаки размера пшеничного терьера, не то, что до малого пуделя. В этих целях удобно пользоваться стеком. Я сделала свой стек из пластмассовой рукоятки с насаженной на нее шарикообразной резиновой головкой от массажера.

Пятнадцатилетняя практика зоопсихолога убедила меня в том, что и у мелких, казалось бы, несерьезных собак количество стрессов и проблем напрямую связано с тем, насколько правильно развит зверек, насколько он ощущает себя Настоящей Собакой. От принадлежности к биологическому виду деваться некуда. Так что позволить маленькой собачке, хотя бы той-пуделю или йоркширскому терьеру реализовать все свои истинные природные потребности я считаю не просто долгом милосердия, а единственно возможной позицией Настоящего Хозяина.

Игры для молодняка

Да, молодняк продолжает играть, только игры усложняются примерно в той же степени, как у человеческих подростков, когда те переходят от кукол и конструкторов к "казакам-разбойникам" – и пусть в угоду нынешним веяниям это будут какие-нибудь "терминаторы", смысловая категория сюжетных игр и развиваемые в них стороны психики остаются теми же.

Человек по-прежнему не только может, но и обязан принимать участие в играх, не только поддерживая отношения с собакой, но и целенаправленно формируя способности, необходимые для дальнейшей безбедной жизни. В полугодовалом возрасте одним из важнейших вопросов для развития интеллекта становится усложненный анализ информации, распознавание по нескольким связанным или не связанным между собой параметрам и выбор вариантов действий.

А потому я предлагаю вашему вниманию усложненные варианты игр, основанных на чутье и продолжающих общую линию поисковых игр.

Помните годы, когда в нашей жизни появились мошенники, которых называли "наперсточниками"? При всей порочности этой обманной игры главный ее принцип "Угадай, где находится" вполне можно использовать для развития молодых собак. Мы так и называем эту игру - "Наперстки". В ней используются от двух до пяти коробок размером примерно с голову собаки, в которых можно сделать небольшие отверстия, облегчающие восприятие запаха, но собаки с хорошим чутьем свободно обходятся и без них. Для начала под одну из коробок кладется кусочек лакомства, обладающего соблазнительным для собаки запахом – скажем, того же сыра, можно даже и копченого. Задача собаки состоит в том, чтобы определить, под которой из коробок находится вкусный кусочек. А дальше, что называется, возможны варианты.

Если коробка открыта с одной стороны и просто перевернута, прикрывая кусочек наподобие пресловутого "наперстка", то собака может догадаться опрокинуть ее самостоятельно. Если же коробка плотно закрыта, то придется позвать хозяина и попросить его о помощи в таком важном и интересном деле – это способствует укреплению хозяйского авторитета. А при наличии достаточно большого отверстия можно засунуть туда лапу и добыть кусочек, действуя лапой по-кошачьи, что неплохо развивает тонкие движения и соответствующие механизмы в мозгу.

Взаимное расположение коробок и, разумеется, положение кусочка меняются по воле хозяина, а усложнение игры достигается за счет увеличения количества коробок и одновременного использования более чем одного кусочка лакомства. А представьте себе, что вы набрали коробок разного размера – и количество изучаемых и отрабатываемых действий вырастет в геометрической прогрессии. Выпросив в ближайшем магазине несколько коробок из-под бананов можно сложить из них целую пирамиду для мелкой собаки. И пусть собачка покарабкается по пирамиде, разыскивая те небольшие коробки, внутри которых тоже может находиться лакомство. Вам предстоит активно помогать собаке в трудном поиске, а по окончании игры, когда все кусочки найдены, вы дадите ей лакомство из руки. Представляете себе, каким важным человеком в жизни собаки вы станете в этих играх? вы ведь владеете важнейшими секретами: где находится желанный кусочек, как его найти и добыть, да и вообще - стоит ли искать дальше или, смирившись с волей злой судьбы, прекратить упражнение.

Детские игры, строившиеся на собирании кусочков по комнате или квартире, уже пора существенно усовершенствовать. Возьмите вместо кусочков несколько одинаковых предметов. Да не игрушек, а таких, которые были бы ни для чего не нужны самой собаке. Прекрасные тренировочные предметики для средних и крупных собак получаются из распиленной на шесть кусков деревянной ручки для хозяйственной швабры. Для более мелких собак мы советуем сшить из плотной ткани мешочки размером с голову собаки или вполовину меньше и набить их обрезками ткани, технической ватой, ватином или даже синтепоном (хотя лично я считаю, что синтетику для собак лучше бы не применять). И пусть подрастающий пес собирает вместо кусочков эти безличные предметы, не играющие никакой роли в его личной жизни. На первых порах еще можно вознаграждать за найденные предметы кусочками, но очень скоро надо переходить к вознаграждению только в самом конце игры. Все остальные правила игры остаются прежними.

А потом недалеко и до уменья собирать игрушки в коробку по вечерам, перед последней прогулкой, в точности так же, как мы учим трудиться наших детей.

Заметили хитрость? Зверь и сам не сообразит, как начнет совершать трудовые подвиги уже не для собственного удовольствия, а ради вас и вашей гордости за его достижения.

Описанные мною предметы пригодятся и для более сложной игры, заимствованной из розыскной службы и называемой, по аналогии с профессиональным навыком, "Выборкой по запаху".

Шесть палочек или подушечек, использовавшихся на предыдущем этапе как неразличимые предметы, пометьте попарно - например, цифрами, нарисованными одним и тем же фломастером (просто на всякий случай, чтобы это не служило подсказкой). Эта пометка делается для вас – вы ведь не станете вынюхивать предметы вместе с собакой, чтобы обнаружить парные по запаху.

Чтобы пропитать предметы разными запахами, достаточно пару с номером 1 подержать в течение нескольких часов в мешочке с укропом, пару с номером 2 – в мешочке с петрушкой, пару с номером 3 – в мешочке с сельдереем. А потом вы дадите один из них для занюхивания, а остальные разложите в поле зрения собаки. Задача собаки состоит в том, чтобы выбрать из всех предложенных предметов тот, который представляет собой пару по предъявленному ей запаху. Вы узнаете об этом по номеру пары. Задание становится тем сложнее, чем ближе друг к другу лежат эти предметы. На последнем этапе выкладывайте предметы в ряд, а положение искомого предмета меняйте. Можно время от времени и прятать парный предмет, вообще не выкладывая его в общей группе. Только не забудьте показать собаке этот предмет, когда она вдоволь намучается, да еще и посмеяться, давая понять, что это была всего-навсего милая шутка.

А наиболее совершенной формой игр группы "Выборка" является установление принадлежности предмета человеку по соответствию запаха. Для этого предметы раздаются разным людям, которые некоторое время держат их в ладонях или подмышками (это более сильный индивидуальный запах). Собаке предъявляется для занюхивания один из предметов, а ее задача состоит в том, чтобы показать на того человека, чьим запахом пропитан этот предмет. Этому упражнению помогает умение собаки различать близких людей по именам или семейным "должностям". Однако не торопитесь: эту игру можно применять только для взрослых собак, примерно после годовалого возраста

Не забывайте время от времени продолжать и тренировку торможения в играх, о чем мы с вами говорили применительно к щенячьему возрасту. Кроме того, очень полезно включать "сидячие" и "стоячие" паузы в любые сочетания действий, даже в поиск, а также научить собаку останавливаться при ходьбе, менять позу по вашему указанию, выдерживать десять-пятнадцать секунд ожидания перед тем, как выполнить более активные действия. Эти маневры направлены на то, чтобы зверь не бросался опрометью делать первое, что пришло в голову, но привык бы сначала обдумывать свои действия и имел на это время и возможность справиться с возбуждением. Мы еще встретимся с этими приемами в главе "Помощь электровеникам".

И если все идет хорошо, то уже в скором времени вы сможете отважиться на игру, которая в описании, наверное, покажется вам рискованной, особенно с крупной и "кусачей" собакой. Это то, что я в шутку называю (в своем, конечно, исполнении) "Борьбой женщины с волком" и очень люблю показывать вместе со своими овчарками.

Я закатываю повыше рукава одежды (а еще лучше резвиться, например, на пляже в купальнике) и начинаю измываться над собакой всяческими способами: крепко треплю за морду и лапы, хватаю за шкуру, толкаю в бок, даже ногой могу пнуть. Ну, разумеется, так, чтобы не причинить серьезной боли и вреда. Раззадоренный пес хватает меня зубами, но не сжимает их, пока чувствует незащищенную кожу – понятно теперь, для чего открытая одежда? Все синяки под материей, там, где зверюга не ощущает, до каких пор можно усиливать нажим.

В самый разгар "драки" я даю команду " Сидеть ", могу - при благополучных обстоятельствах – и положить пса. Не буду врать, с первого раза усесться трудновато, но уж со второго команда выполняется бесспорно.

Потом я точно так же, как в щенячьих играх, непременно должна поиграть еще немного, но второй тур не обязательно продолжителен, а вторая пауза делается покороче. После нее я поднимаю собаку и даю ей немножко пройтись, со мной или в одиночку, чтобы плавно сбросить игровое напряжение.

У этой шутливой борьбы есть еще одна полезная сторона. Если на втором этапе иногда (а потом все чаще) надевать на собаку намордник, то она научится эффективному боевому приему – удару головой. Для бультерьера или, например, бульдога этот приемчик составляет один из элементов прародительского наследства, а для овчарки или ризеншнауцера становится полезным дополнением к породным боевым искусствам. А вам не придется так тревожиться, что собака не сумеет защитить вас, находясь в неприятном окружении, но в наморднике. Да и влияние намордника на самооценку, столь важное для молодой собаки, снижается – зверь чувствует, что не совсем лишен возможностей самозащиты.

А ведь в любом руководстве по дрессировке вы прочтете, что собаку нельзя, как это называют, "травить на себя". Мол, после этого собака, во-первых, может оказаться опасной для самого хозяина (между нами говоря, вот это вряд ли!), а во-вторых, примет всю деятельность по борьбе с человеком за шутку и не сможет всерьез работать с нападающим. Но поскольку мои собаки прекрасно научены различать игру и жизнь, то эта игра, можете поверить, ни чуточки не влияет ни на отношения со мной, ни на их рабочие качества.

 

Ненужные игры

Я включила эту главу в описание возраста молодняка по уважительной, как мне кажется, причине. Именно в этом возрасте хозяева собак, как правило, начинают особенно активно играть с питомцами, полагая, будто обеспечивают им наилучшую физическую подготовку.

Может быть, вы слышали о том, что зоопсихологи не любят игр "в палочку". Настало время объяснить, чем она нехороша и почему так часто приходится слышать, что собаки от нее без ума и готовы гоняться часами напролет.

Начнем с того, что диктуют нам биологические законы существования в природе, а также само анатомическое и физиологическое устройство собаки.

Описывая "квант послушания", я уже сообщила вам, что животные в природе вовсе не заинтересованы в непроизводительных и бесцельных тратах энергии, которую так трудно добывать, в особенности – хищнику. Псовые хищники живут по принципу, более древнему, чем человек: "сколько потопаешь – столько и полопаешь". Стало быть, в природе образуется замкнутый круг: затраты энергии с одной стороны и потребность в ней и трудоемкость ее приобретения – с другой. Упрощая, можно сказать, что хищник бегает не потому, что это ему нравится, а потому, что без этого не проживешь: бег составляет часть серьезной работы по добыванию этой самой пищи. И даже бег по кругу, казалось бы, ради простой забавы (многим он знаком) на самом деле совсем не так глуп: он удовлетворяет потребность в активности как таковой и (чаще всего!) в разрядке нервного напряжения. О том, как это и почему это происходит, прекрасно осведомлены физиологи. Но бесцельный бег начисто лишен смысла.

И даже невзирая на то, что наши домашние звери по большей части более или менее обеспечены пищей, этот закон свято хранится в их генетической памяти. Думаю, это происходит по той простой причине, что обеспеченность пищей – дело индивидуальное и все-таки не на сто процентов касается вида в целом. Поэтому все утверждения о том, что любая собака обязана постоянно расходовать энергию в беге, мягко говоря, не соответствуют основополагающим биологическим принципам. Даже толстенькие, явно постоянно переедающие зверюшки не станут бегать ради того, чтобы сбросить вес, как бы он их ни угнетал.

А если бы основы видового бодибилдинга довелось разрабатывать самим собакам, а не их самонадеянным хозяевам, принадлежащим к иному биологическому виду, то они включили бы в систему упражнений для регулирования веса и физического развития никак не бег, а равномерную ходьбу. Тут уж работают простые анатомические факты: во-первых, собаки передвигаются на четырех конечностях, а во-вторых, у собак нет ключиц, крепящих передние конечности к скелету. Из этого с неизбежностью следует, что мускульные усилия, продвигающие тело вперед, совсем иные, чем у прямоходящего человека. При шаге работают не только задние ноги, толкающие тело вперед, но и все основные скелетные мышцы и, в частности, столь важные для нормальных движений длинные мышцы спины. При беге, состоящем из последовательности своего рода полупрыжков, мышцы напрягаются совсем иначе. Иными словами, физическая тренировка именно в беге-то и не происходит. Об этом и о выхаживании как наилучшем способе физической подготовки к выставке вам расскажет любой хороший эксперт-кинолог. А если уж вам охота потренировать свою собаку наиболее изощренными и современными способами, то посоветуйтесь, пожалуйста, со специалистами по собачьей анатомии и физиологии, которые подберут более правильные упражнения и тренажеры. Здесь не место описывать все приемы бодибилдинга для собак, известные мне, но можете поверить, их в моей личной копилке набралось немало.

Что же с этой точки зрения представляет собой так любимая большинством собачьих хозяев игра в бросание палочки (мячика, любой игрушки, пластиковой бутылки и т.п.)? Палочка летит на несколько метров, как правило, в одну и ту же сторону, собака чуть ли не с поросячьим визгом срывается, бежит, хватает… а потом как повезет, то ли отдаст, то ли утащит в сторону и примется грызть. Да и хорошо, если погрызет - это хотя бы прервет бессмысленную беготню туда-сюда, не преследующую никакой разумной цели, но зато сильно изматывающую нервную систему прерывистыми, "пунктирными" процессами возбуждения и торможения. Ну, только представьте себе: короткое и мощное возбуждение на несколько секунд бега, резкое угашение его за счет включения равноценного по силе торможения, суета при подхватывании предмета с земли, вновь бег с возбуждением, торможение возле хозяина со столь же суетливой попыткой засунуть палку или игрушку в руку человеку… и весь цикл начинается сначала. Хозяину-то намного легче, чем собаке: можно идти, не особо обращая внимание на зверя, который вроде бы и полезным делом занят, и, что прекрасно, никуда не денется. Можно и поболтать с партнером по прогулке, можно брести, разглядывая окрестности, можно предаться любым несобачьим мыслям.

Могу спорить, сейчас вам кажется, будто вы поймали меня на откровенном противоречии. Почему же собака сама все приносит и приносит палочку? Зачем сует ее в руку хозяину, если эта игра оборачивается такой нагрузкой для нервной системы? Из соображений биологической целесообразности, которые я так усиленно проповедую, прямо вытекает, что собака удовлетворяет в этом какую-то важную потребность.

Да, не сомневайтесь, это так. Только тут выходит на первый план главная профессиональная задача зоопсихолога – разгадать, какая именно потребность движет зверем. А разгадав, найти способ удовлетворить эту же потребность за счет других вариантов поведения, как минимум, не вредящими нервной системе.

Ответ хорошо известен: самая значимая для собаки сторона прогулки состоит в общении с хозяином. А тут других способов общения хозяин не предлагает и не принимает. Это в точности то же самое, что происходит с кошкой, которая в экстазе выпрашивает еду, а потом отворачивается от предложенных деликатесов – кошка на самом деле просит не еды, а внимания хозяина. И палочка для собаки, и еда для кошки становятся сначала для нас, а вскоре и для них простейшими способами имитировать внимание и общение.

Не случайно собака сама теряет интерес к играм в палочки и мячики с той самой минуты, как только хозяин научится более интересным и плодотворным для интеллекта занятиям. И это тоже становится важной составной частью нашей работы: надо придумать те варианты занятий и упражнений, которые вдохновили бы и хозяина, и его собаку на совместное творчество и ценнейшее общение.

Мне вспомнился почти смешной (кабы он не обернулся неприятностями) случай с ротвейлером, который повредил себе ногу и несколько дней не мог выходить на прогулку. Заботливые хозяева в старании возместить любимцу утраченные возможности после кормежки (!) сажали его напротив дивана и методично, по многу раз бросали ему мячик. Вскакивать собака не могла и пыталась ловить мячик на лету, изворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Нетрудно понять, что творилось в нервной системе: нарастающее возбуждение не находило разрядки хотя бы в том же беге. Стоит ли удивляться, что в один прекрасный день собака почти автоматически схватила хозяйку за руку?

В то же время даже такой дрессировочный навык, как апортировка, можно превратить из бессмысленной и вредной для нервов беготни в обучающие игры для возраста молодняка, после того, как молодая собака достигает хорошего физического развития. Предостерегаю вас от таких игр в более раннем возрасте: они не могут принести никакой пользы, зато повредить могут многому, поскольку вступают в существенное противоречие с процессами детского развития.

Подвижные игры, основанные на апортировке, увеличивают скорость реакций нервной системы и мыслительных процессов и существенно увеличивают общую возбудимость центральной нервной системы собаки из-за описанного мною импульсного режима возбуждения и торможения. Поэтому есть смысл применять их для собак со склонностью к флегматичному темпераменту или излишне медлительных и заторможенных, но использовать апортировку в работе с собаками, склонными к возбудимости (по породе, фамильной наследственности или индивидуальному развитию) надо с большой осторожностью.

Еще одно важное ограничение на применение апортировочных игр вытекает из того факта, что они используют один из этапов пищедобывательного поведения ("догоняй убегающего"). Из-за одного этого они, с одной стороны, могут активизировать у собаки пищедобывательное поведение. Это неплохо для собак-охотников, но может сильно повредить в повседневной жизни. Нужно ли вам, чтобы ваша собака, и без того склонная развлекаться пищедобывательным поведением, как всякий хищник, еще активнее разыскивала в кустах всякие специфические деликатесы? С другой стороны, апортировка может снижать активность собаки в охранной деятельности, поэтому некоторые специалисты не только ограничивают, но и запрещают применение апортировочных игр для собак-телохранителей.

Прежде чем приступить к апортировочным играм, придется выработать целую последовательность простых действий: " Держать " – " Ко мне " – " Дай ". Я очень надеюсь на то, что вы разучили сами эти действия еще в детских играх. А уж потом апортировка, представляющая собой программу поведения из разряда сложных динамических стереотипов, вырабатывается как составной навык, выполняемый по команде " Апорт ".

Для регулирования возбудимого поведения и тренировки полезнейшего уменья брать себя, что называется, в руки очень полезно применять такое упражнение, как "апортировка с выдержкой": вы усаживаете собаку рядом с собой, бросаете, но команду " Апорт " даете лишь после паузы. При необходимости можно придержать собаку за ошейник. Начав с десяти-пятнадцати секунд, помаленьку наращивайте длительность и меняйте ее, чтобы собака привыкала слушать и слышать команду, а варианты действий зависели от вашей воли, а не от того, что надумал сам зверь. Очень неплохо выбрасывать предмет в разных направлениях и на разные расстояния от сидящей собаки. Можно еще и поставить сам режим выполнения этого упражнения в зависимость от того, каким тоном вы подаете соответствующую команду: более энергичная команда требует и более быстрого и активного выполнения; если же вы произнесли команду с ленцой, то и выполнять ее нужно в том же духе. И пускай собака постепенно привыкает, что в этой игре нужно учитывать не только полет предмета, но и столь тонкие вещи, как ваше настроение.

Полезно также научить собаку разным вариантам действий, следующих за тем мгновением, когда она берет предмет. Для этого следует варьировать команды " Апорт " (" Принеси ") и " Играй ", когда собака имеет право не отдавать вам апортировочный предмет или игрушку. Если она все же ее принесет, отвернитесь и не позволяйте засунуть предмет вам в руку – не собака выбирает способ выполнения упражнения, а исключительно вы!

Мне хочется упомянуть еще об одной игре, вошедшей в большую моду в последние годы – не иначе, как в подражание западным анти-зоопсихологичным (уж простите за неологизм) образцам. Я говорю о фрисби ("летающем диске" или "летающей тарелке", как это завлекательно называется в торговле).

Я не стану повторять все то, что касается бессмысленного движения в жизни животных. Скажу другое: игра типа фрисби еще опаснее, чем все раскритикованные мною палочки и мячики.

Биологам и зоопсихологам всех научных направлений хорошо известна роль движений в жизни животных и их специфичность по биологическим видам. Движения во всех их нюансах служат зверью для оптимальной поведенческой активности, для энергетической экономичности, для передачи эмоциональных состояний, для общения с себе подобными. Хотя бы поэтому становится ясно, что характер и тип пластики зверя вовсе не безразличен.

Взять хотя бы законы психомоторики, работающие у животных намного ярче и сильнее, чем у нас, людей. Сделайте плаксивую гримаску – настроение у вас испортится, подержите на лице улыбку – исправится. Поддержите собачий хвост в приподнятом положении – собака почувствует себя увереннее. Ухитритесь заставить собаку делать такой, а не другой шаг – это повлияет на ее оценку ситуации. Единственное условие состоит в том, чтобы сохранить выражение, позу или характер ходьбы не менее, чем на двадцать секунд.

Так вот, беда в том, что фрисби развивает не собачий, а кошачий тип движений. Это все равно, что тренировать собаку на кошачье виляние хвоста – мало, что по "восьмерке", но и в знак не радостного приветствия, а злобных намерений. Или радоваться, когда собака по-кошачьи ловит себя за хвост: в собачьей охоте эти движения не нужны и потому не должны реализоваться. Я наблюдала за тем, как собачьи мамки попросту не разрешают детям ловить себя за хвост, даже в те несколько дней, когда примерно месячный щенок пробует это делать.

И дело тут даже не в навыках, которые расширяют функции конечностей, вроде владения лапой. Дело не в совершенствовании органов чувств или вестибулярного аппарата, что тоже может пойти на пользу - но лишь для расширения видовых возможностей, а не взамен оных. Моторика несравнима в этом смысле с другими проявлениями жизнедеятельности зверя.

Нынешние представления о том, как организация нервных процессов связана с типом движений, позволяют судить и о том, насколько нормальны или аномальны те или иные движения для интеллекта и психики данного вида. Понятно, что пластика, чуждая виду, существенно нарушает присущую этому животному психику и тип организации нервных процессов. И если для кошки нормальны тончайшие нервные переходы с ювелирно точным отображением их в движении, то для собаки важнее энергичные и более определенные движения. А насколько фрисби забавляет вас и ваших близких – решать только вам. Но согласитесь: лучше делать это, зная, что лежит на противоположной чаше весов.

Управление поведением

Давайте вспомним о главной задаче возраста молодняка – направлении в мирное русло естественной поведенческой активности. Зверь, пытаясь перепробовать новые и очень разнообразные формы поведения, сам заинтересован в том, чтобы кто-нибудь умный и всезнающий помог ему понять, что такое хорошо и что такое плохо. И первая помощь в этом - ни кто иной, как любимый Хозяин. Разумеется, вы уже успели убедить дитя в том, что вы всегда лучше всех на свете разбираетесь в любой жизненной ситуации и на вас можно положиться при любых обстоятельствах. Вам и судить о том, какая именно активность допустима и хороша, в особенности - когда дело касается не собачьих, а человеческих происшествий. Вот откуда берется острая – я бы даже сказала, обоюдоострая, потому что для обеих сторон! - необходимость послушания.

Если учесть еще и приходящийся как раз на это время переход от собственных интересов к интересам сообщества и обязанностям молодой собаки перед стаей, то становится ясно, почему человек именно в этот период обязан взять на себя ответственность за поведение неопытного еще зверя.

А обеспечиваются и те, и другие возможности тем механизмом, который называется управлением поведением. Это нечто вроде программирования поведения – указание каждого действия, которое собака должна выполнить, чтобы все поведение в целом соответствовало нужным критериям. Этот подход к формированию поведения, называемый процедурным, более чем уместен именно в возрасте молодняка.

Позже, когда зверю придется отрабатывать стратегии поведения для разных случаев жизни, этот подход разумно заменить другим, который называется оперантным научением или непроцедурным формированием поведения. Состоит он в том, что собаке ставится задача, а как ее решать, она должна сообразить сама; в этом, между прочим, заключается главное отличие дрессировки служебных собак от притравки охотничьих. Впрочем, это не вредно для любого живого существа, только наступит этот этап развития интеллекта собаки ближе к годовалому возрасту.

А пока для того, чтобы справиться с собакой в любой жизненной ситуации, можно обойтись пятью основными командами: “ Сидеть ”, “ Рядом ”, “ Фу!”, “ Гуляй ” и “ Ко мне ”. Каждая из этих команд не только имеет свой очевидный функциональный смысл, но и оказывает важное воспитательное действие. Вот почему я так настойчиво просила вас заняться этими навыками уже в раннем детстве.

Команда “ Сидеть ” примерно через двадцать секунд автоматически включает в центральной нервной системе собаки процесс торможения, успокаивающий зверя и снижающий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.023 с.)