Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дрессировка вчера, сегодня, завтра.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда-то я, как и все, кто обладает "классической" кинологической подготовкой, обучалась теории и практике дрессировки по заветам служебного собаководства. С этих позиций я и писала о дрессировке – в других своих книгах и в другое время, так и прошу понимать все мои "разногласия с самой собой". Но как раз в те времена, когда я работала в кинологическом клубе, в нашей общей жизни начались существенные перемены, которые привели к важным для собак и их хозяев последствиям, а за последующие годы эти изменения непрерывно усиливались и усугублялись, приводя ко все новым проблемам. Во-первых, стали появляться, как грибы после дождика, все новые и новые породы, для которых не были разработаны ни нормативы, ни методики дрессировки. Вот и стали было работать с чувствительными бобтейлами точно так же, как с кавказскими или среднеазиатскими овчарками. А бобтейлы и на родню-то свою, южнорусских овчарок, не совсем похожи! И это больше определяется историей породы и селекционными требованиями к психике и поведению, чем наличием общих астурийских предков. Последствия разгадать нетрудно: у собак, прошедших "непородную" дрессировку, появляется все больше проблем в повседневном поведении и психических срывов. Во-вторых, в полном соответствии с общими тенденциями в обществе, собаки все меньше нужны нам для выполнения тех или иных рабочих функций, а все больше – для души. И мне даже не хочется брать эти слова в привычные уже кавычки, поскольку они, наши собаки, и в самом деле больше нужны нашей душе, чем телу или имуществу. Вот и пошли сплошные разногласия, в которых ссылаются то на особенности породы, то на "гуманное" отношение к собаке, то, напротив, на обязательность дрессировки, "чтобы потом не было проблем". Один заводчик, передавая вам щенка, скажет: "Только не вздумайте его дрессировать, вообще никогда, это порода такая интеллектуальная, что сама все знает". Ой ли? Если следовать этой логике, то чем талантливее человеческий ребенок, тем вреднее ему учиться в школе и институте. Другой заводчик (не исключено, что в той же породе) будет настаивать на дрессировке как можно более ранней. Ну, прямо месяцев с двух-трех, как только отсидите прививочные карантины, вам лежит дорога на площадку и только на площадку. И пусть даже речь не идет о знакомом инструкторе, которому очень хочется зарабатывать "простой" и "безответственной" киндер-дрессировкой. Это означает, что ваш заводчик сам столкнулся с проблемами и не видит иного способа их решения. И все же, где правда-то? Да ни там, ни там! Полагаю, вы со мной согласитесь в том, что главная цель дрессировки двадцать первого века состоит вовсе не в разучивании обязательного набора навыков и рефлексов, необходимых для работы. Собаки, живущие вместе с нами в нашей реальной жизни, в семье и на улице, обязаны вести себя так, чтобы: · Не быть источником повышенной опасности для других животных и людей, не причинять им ни реального вреда, ни даже испуга! · Не создавать проблем для собственного хозяина и выполнять всё, что нужно для удовлетворения его потребностей! · Не попадать в опасные и хотя бы стрессовые ситуации или, при экстремальном стечении обстоятельств, уметь с честью выйти из них!
Но как этого достичь? Запретительными мерами и проектами законов, грубо нарушающих даже конституционные основы российского законодательства? Это вряд ли – не случайно пара десятилетий подобных попыток не привела ровно ни к чему. Кроме, конечно же, конфликтов между людьми. Одни не доверяют собакам, боятся их и видят в них исчадия ада. Другие же рьяно, столь же неубедительно, сколь и эмоционально, отстаивают их право на вселенскую любовь. Но есть и другие способы преодолеть возникающие на каждом шагу трудности. Я свято убеждена, что путь к решению не только конкретных, сиюминутных, но и более глобальных (в том числе, и социальных) проблем лежит только и исключительно через дрессировку. К слову, девять из десяти моих разговоров с хозяевами собак, по крайней мере, крупных и активных пород, начинается с вопроса "Нельзя ли отдрессировать собаку?". А я, уже привыкшая к тому, что хозяева понимают под дрессировкой любое исправление характера и поведения собаки, не отнекиваюсь, а начинаю выяснять, почему их не устраивает обычная технология. Но если дрессировка претендует на универсальное воспитательное действие на собаку, то откуда же тогда столько разочарований, столько неудач? Ведь нынче даже те породы, для которых дрессировка (после многолетнего перерыва) вновь стала обязательной, стали как будто менее сообразительными, менее обучаемыми. Например, мне недавно довелось слышать в милицейском кинологическом центре, будто немецкие овчарки потеряли чутье и на них нельзя положиться в работе по следу и задержании – от века "коронном номере" этой породы. И это после многих и многих десятилетий развития, после открытий бихевиористов, после работ Павлова, которые, казалось бы, полностью объясняют все скрытые пружины и механизмы поведения животных и дают возможность сделать собаку в точности такой, какой она нам нужна! Почему это не получается? Да все потому, что мы-то, грешные, по старинке руководствуемся классическим пониманием дрессировки (вспомните, пожалуйста, определение М.М.Укроженко)! И я вижу в этом два важных несоответствия. Несоответствие первое. Из-за роковых, без преувеличения, слов о применении на работе "традиционные" специалисты и их последователи и потеряли из виду громадный пласт собачьей и человечьей жизни – обычные житейские ситуации! А если собаке никогда и нигде не придется работать? Если она и породы-то вовсе не рабочей? Или, бывает, и порода рабочая, но собака не служит, не охотится, а просто живет с нами - как мои овчарки и фоксы. Им что, не приходится вырабатывать привычки и навыки, нужные мне? Несоответствие второе и, наверное, главное. Мне как хозяйке собак вовсе не требуется отрабатывать в точности конкретные формы поведения. По существу, мне совершенно все равно, как именно собака будет выполнять те или иные мои правила. Да, мне настоятельно требуется, чтобы их привычки и обычное поведение меня устраивали, только это совсем не то же самое, что у армейских и милицейских собак. Сами принципы другие: я ведь и сама прогуливаюсь с семьей и в магазины хожу никак не по армейскому Уставу. И никто не придирается к тому, как я "тяну носок" и держу ли руки по швам. Так что говорить надо бы вовсе не о конкретных навыках – давно понятно, что не в них суть. Теперь нам нужно от собаки нечто иное: взаимопонимание, возможность довериться собаке и не командовать ею на каждом шагу, точно зная, что она не причинит неприятностей ни себе, ни другим и не подведет хозяина под монастырь. Но и это само собой не получится. И даже туманные слова о "воспитании" собаки ничего здесь не проясняют, поскольку его, воспитание, всяк понимает по-своему. Почему-то применительно к собакам мы забываем о том, что ребенка невозможно воспитать, не научив его вполне определенным формам поведения. А потому дрессировка, по моему глубочайшему убеждению, совершенно необходима любой собаке, вплоть до самых "игрушечных" пород вроде йоркширских терьеров. Только понимать дрессировку нужно не как утвержденный кем бы то ни было перечень команд и действий, а намного шире. Как только собака, впервые попавшая в ваш дом, узнает, где стоит ее миска и как вы будете ее называть, так тут же и начинается выработка условных рефлексов, навыков и привычек. Даже в том случае, если это малый ребенок. Впрочем, на самом деле дрессировка начинается еще раньше. Первейший условный рефлекс в благоприятном случае вырабатывают еще заводчики по ходу первого прикорма щенка, если подзывают его на кормежку любым сигналом – щелканьем пальцами, свистом или цоканьем языка, как я сзываю своих. Заметьте, что этот рефлекс оказывается таким прочным, что все мои щенки уже взрослыми, давно уйдя из материнского дома, бегом бегут на мое цоканье. А для моих собственных собак этот звук служит призывом к особому вниманию, а заодно и напоминает им, что команды хозяйки положено выполнять, даже когда очень не хочется. Но уж не подумали ли вы, будто я на каждом шагу вспоминаю, чему меня в свое время учили на дрессировочной площадке и жутким "командным" голосом ору "Сидеть!" или "Стоять", а то и чего похуже? Нет, это не только собакам неприятно, но и самой-то мне противно. Как-то это не вписывается в наши отношения. Я говорю что-нибудь вроде: "Ну, ты куда направляешься? Нам с тобой по дороге или нет?" – и команда "Рядом", как ни странно, выполняется. А если я подкрепляю ее тем самым цоканьем, то рефлекс "цепляется" за рефлекс (скажу для интересу, что в человеческой психотехнике это называют "вспомогательным якорем") и команда срабатывает быстрее и надежнее. Вот такой, никоим образом не формальной, стала нынче дрессировка не только для меня, но и для многих. А завтра, судя по общим веяниям времени, она уйдет от вчерашних позиций еще дальше. На дрессировочную площадку перестали заглядывать хозяева лабрадоров, ньюфов, ризенов и даже овчарок… список мог бы продолжаться и продолжаться. Да, в ряде случаев диплом и "категория" являются обязательным условием племенного разведения – и это прекрасно! Но разве тем, кто не хочет заводить потомство, не нужно учиться жить? И если кто-нибудь попробует убедить меня, что на белом свете существует хоть одно живое существо, которое хочет жить плохо и вести себя так, чтобы постоянно нарываться на неисчислимые неприятности и опасности, то я, уж простите, все равно никогда в это не поверю. Этого не хотим ни мы, ни, ручаюсь, наши собаки. Поэтому процессы воспитания, дрессировки и обучения собаки обязаны соответствовать следующим условиям: 1. Правильный Хозяин твердо знает, какое поведение собаки желательно для него и одновременно - выполнимо для нее. 2. Правильный Хозяин умеет внушить собаке, что любая его команда нацелена на достижение ее интересов – даже тогда, когда сама она не может их понять (установка на покровительство). 3. Правильный Хозяин признает, что навык – не самоцель, что содержание важнее формы. 4. Правильный Хозяин понимает, что собака может по объективным причинам оказаться неспособной выполнить его распоряжения в данный момент и в данной ситуации и умеет видеть признаки недееспособного состояния собаки (об опасных признаках нервной перегрузки мы поговорим в части 3). 5. Правильный Хозяин учитывает не только человеческий взгляд на ситуацию, но и видовые особенности восприятия собаки, ее собственные потребности и мотивации (о тех природных законах, которые лежат в основе этих норм, я много писала в других своих книгах). 6. Правильный Хозяин знает, что вырабатываемые навыки и стоящие за ними психические процессы не должны противоречить возрастным "чувствительным периодам" в жизни собаки. 7. Правильный Хозяин использует приемы, не направленные на преодоление "протеста" собаки и не нарушающие ее доверия к хозяину. 8. Правильный Хозяин владеет жестами, тоном голоса и другими нюансами общения, близкими к видовому восприятию собаки.
По глубочайшему моему убеждению, дрессировка двадцать первого века, чтобы соответствовать требованиям времени, обязана воздействовать на все стороны психики, от которых зависит реальное, а не искусственное, в лабораторных условиях площадки, поведение вполне реальной собаки. Моей собаки. Вашей собаки. Тогда и только тогда мы с вами сможем по-настоящему отвечать за их поведение перед обществом и будущими поколениями людей и собак.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.01 с.) |