Часть 2. Дрессировка двадцать первого века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Дрессировка двадцать первого века.



Интеллектуальные функции мозга можно сравнить с программами компьютера – будучи единожды загружены в память и активизированы, они работают на разных входных данных в течение всей жизни. В этом смысле у живого мозга есть только одно существенное отличие от компьютера, а состоит оно в том, что мозгу не безразлично, в какое время и в каком порядке будут включаться эти программы. Недаром один из наиболее известных нам бихевиористов, Грегори Бейтсон, предложил модель развития, которая вот уже много десятилетий так и называется в литературе: "поезд Бейтсона".

Представьте себе, что вы едете в поезде, как положено, от станции А до станции В, а главная ваша задача – как можно более полно представить себе путь, по которому вы проезжаете. От этого зависит ваше будущее. Только есть в поезде одна хитрость: окошки, в которые вы можете видеть дорогу, открываются и закрываются каждое в свое время, по своим причудливым правилам. И если вы не знаете этих закономерностей, то рискуете то и дело оказываться у закрытого окошка, никогда не увидев каких-то участков пути. Вот так же развивается и мозг любого живого существа – если ему в нужное время не предоставляется именно та информация, которая нужна в этом периоде, то соответствующие возможности попросту не развиваются. Больше того, физиологи, подробно изучавшие этот вопрос, определили, что при ограничениях в информации и условиях развития у животных даже изменяется морфология головного мозга – сглаживаются извилины коры.

Так что выбора у нас, собственно говоря, и нет. Остается одно: знать и учитывать периодичность развития, благо, бихевиористы оставили нам достаточно детальное исследование "чувствительных периодов" – правил, по которым открываются и закрываются окошки в "поезде Бейтсона". Вот это и становится главным биологическим законом, который обуславливает выбор целей и методов дрессировки, воспитания, обучения для каждого возраста.

Об этом мы сейчас и поговорим. Я расскажу вам не о той дрессировке, которую нужно "сдавать на категорию", а о настоящей воспитательной дрессировке, которая учит жить. Учит, между прочим, обоих – и хозяина, и собаку. А поскольку первый год жизни собаки равноценен не семи, как многие думают, а шестнадцати первым годам человеческой жизни, то основные процессы формирования психики, интеллекта и характера собаки, а также отношений зверя с человеком укладываются в этот период. Стало быть, наше с вами внимание и будет сосредоточено именно на детстве и юности вашего питомца.

2.1. Детский сад (киндер-дрессировка) – 2-5 месяцев

Предположим, что в самом раннем детстве у вашего щенка все сложилось наилучшим образом. Заводчик знал, как правильно прикармливать детей и не продержал их дольше двух недель в тесном родильном "гнезде". К концу первого месяца жизни щенок не сидел в отдельной комнате, а получил возможность познакомиться с нормальной обстановкой и жизнью в человеческой семье. К вам он попал сразу после месяца-полутора, а вы не только правильно организовали его новую жизнь, но и не поленились выходить с ним гулять (о том, почему не нужно этого бояться, я много раз писала и говорила). Предположим также, что вы знаете о периодичности развития собаки и относитесь к "контрольным точкам" в его развитии не менее внимательно, чем мы следим за включением тех или иных способностей у человеческого ребенка. Тогда вы понимаете, что к двум месяцам вы имеете дело уже не с грудным младенцем в ползунках, а с ребенком младшего детсадовского возраста.

Самое время думать о воспитании и обучении дитятка! Если продолжать вполне уместное сравнение с развитием человеческого ребенка, то он в раннем детсадовском возрасте осваивает навыки, которые потом в течение всей жизни будет выполнять автоматически, не задумываясь. Щенку в два месяца, по человеческому счету, исполняется годика два с половиной-три, так что самое время заниматься тем же.

Поэтому я не слишком сильно удивляюсь, когда знакомая собачница с восторгом рассказывает мне о виденном ею на выставке "бэбике", который в свои три месяца выполнял команды типа "стоять" и "сидеть". Эти команды, напомню, входят в так называемый "комплекс" – набор статических поз, используемый в программе общего курса дрессировки или курса общего послушания (так эта программа стала называться в последнее время).

Но, раз уж мы с вами исходим из того, что дрессировка есть средство для наиболее полного развития зверя, то лучше всего опереться на достижения все тех же бихевиористов. Они установили, что период активизации наследственных стереотипов и, одновременно, наиболее активного формирования форм поведения, нужных для условий обитания, приходится на двухмесячный возраст щенка. В этом убеждает, между прочим, и характер игр собачьих матерей со своими детьми – именно в это время они больше всего заботятся о конкретных приемах и формах поведения, учат детишек тому, что сами освоили в жизни с хозяевами. Стало быть, если выделить из всего воспитательного процесса формирование необходимых навыков, то наилучшим временем для этого будет начало третьего месяца.

Только не стоит в этом нежном возрасте ставить малышу сложные задачи, вводя целые комбинации действий или выбор вариантов. Ему еще не по плечу ни самостоятельное решение жизненных задач, ни какие-либо инициативные действия. Главная задача – выработать те реакции, которые позволят дитенку понимать, что от него требуется в реальных ситуациях, и исправно выполнять решения старшего. И даже если ребеночек не расстался с мамой, если она может многому и многому его научить, все равно остается множество случаев, когда мамка и сама чего-то не знает, а потому заинтересована в том, чтобы слушаться человека. Вот и в жизни малыша таких обстоятельств будет немало. Следовательно, в воспитательные процессы не только может, но и обязан вмешаться хозяин. Это и делается в играх, о которых я собираюсь вам рассказать.

Есть, однако, одно пояснение, которым стоит предварить разговор об играх. Речь идет об укусах, не только возможных, но и обязательных в игре. Разумеется, это необычайно важно при воспитании крупных и потенциально опасных собак – тут любой хозяин задумается, стоит ли позволять малышу кусаться. Однако, доложу я вам, в укусах мелких собак тоже нет ничего радостного. Они, если уж кусаются, то делают это еще ожесточеннее, а зубов-то у них – те же сорок два, да преострейшие! Поэтому общее мнение состоит в том, что обязательно не просто опасаться детских укусов, но и сурово наказывать за них щенка. И дело не только в том, что укусы – важнейший врожденный стереотип хищника, входящий в пищедобывательный поведенческий комплекс, а недоразвитие пищедобывательного поведения грозит тяжкими последствиями для интеллекта в целом.

Давайте вспомним Конрада Лоренца, Нико Тинбергена и других этологов, объяснивших нам, что элементы агрессивного поведения у многих и многих видов животных входят в состав самых нежных ритуалов, скрепляющих близкие отношения, как дружеские, так и брачные. Всем опытным собачникам, в частности, хорошо известно, что самое трогательное проявление любви к хозяину у собак состоит в том, что зверюга берет в свою страшенную пасть хозяйскую руку или головенку щенка и, ни при каких условиях не сжимая зубов, тепло дышит и чуть трогает снизу языком. Ох, написала эти слова, и на сердце стало тепло. Сколько раз мои овчары удостаивали меня этих высших знаков внимания!

Вот потому-то запрещать щенку притрагиваться зубами к хозяйской руке и грешно, и вредно с точки зрения близости будущих отношений. Надо всего-навсего ограничить возможность причинения хоть какого-то вреда. Тогда можно гарантировать и бережное отношение собаки к вам на всю жизнь вперед.

Сделать это нетрудно – куда проще, чем описать словами. Единственное условие заключается в том, чтобы действовать решительно, достаточно резко, но очень-очень спокойно. Помните: вы не наказываете малыша, а объясняете ему важное жизненное правило, точно так же, как это сделала бы его родная мамка.

Один из приемов, довольно широко известный среди собачников, выглядит, как резкий прижим мочки носа черненькой мочки носа в ответ на попытку сжать зубки крепче, чем это угодно вам. При этом вы низким и чуточку угрожающим тоном произносите заветное слово: " Больно!". Заметьте: ни кричать, ни шлепать щенка, ни, тем более, хватать его и отбрасывать в сторону нельзя! Однако у этого приема есть один важный недостаток – щенок прекрасно понимает, что боль ему причинили вы, а это снижает доверие к хозяину и ценность всех прочих воспитательных действий. Зачем же вам нужен пусть и крошечный, но зародыш конфликтных отношений с собакой?

Как же сделать так, чтобы эта боль была не насильственным воздействием, а непосредственным следствием самого поступка щенка? А очень просто: пусть он сам укусит себя, хотя бы изнутри. Положите палец другой, не кусаемой руки на щечку малыша и несильно вдавите внутрь, так, чтобы внутренние поверхности щеки попали на задние зубки. Тогда при попытке сжать передними зубами вашу руку зверек прежде всего сдавит собственную щеку задними зубами – они ведь смыкаются раньше, чем передние. Прямое следствие: малыш станет внимательно следить за тем, чтобы зубы не сжимались слишком крепко… да не на вашей руке, а на собственной щеке! А слово " Больно!", произносимое тем же низким и уверенным тоном, станет для него не угрозой со стороны любимого хозяина, а призывом к осторожности, заботливым предупреждением о естественных неприятностях.

Еще один полезный вариант этого приема состоит в том, чтобы обхватить ладонью мордочку щенка сверху и загнуть боковую сторону его губы на боковые зубы. Ваши пальцы не пострадают – ведь между зубками и ими будет губа малыша. А дальнейшие действия и полезные результаты примерно те же. Дополнительная прелесть этого приема состоит в том, что такой обхват мордочки ладонью имитирует собачий призыв к порядку с одновременным обещанием покровительства. Стало быть, вы тем самым вполне уподобляетесь старшей собаке – и малышу легче вас понять.

Горячо рекомендую именно эти приемы – не только в качестве специалиста-зоопсихолога, но и в качестве хозяйки и заводчицы многих собак.

И мои собственные собаки, и их дети, с которыми мы продолжаем встречаться уже во взрослой жизни, никогда не сожмут зубы на моей руке. По крайней мере, до тех пор, пока понимают, что на зубы попалась именно моя рука или любая другая часть тела. Тогда не страшно и играть с овчарками в нашу любимую "борьбу женщины с волком", которую я опишу вам несколько позже.

Итак, приступаем к детсадовскому воспитанию и первому в жизни образованию. Я включила в Приложения в конце книги таблицу, в которой перечислены наиболее полезные игры и навыки, а комментарии и пояснения приведу здесь.

Развивающие игры

Первое "стратегическое направление" в раннем воспитании касается выбора тех наследственных стереотипов, которые желательны или нежелательны для хозяина. Этим способом вполне можно направить в нужное русло развитие тех особенностей породы, которых вы можете опасаться: скажем, можно заблокировать боевые формы поведения у потенциально опасных пород. Главное условие – уже к этому возрасту хорошенько продумать, каким вы представляете себе взрослое поведение своей собаки, и выделить в нем то, что соответствует породным задаткам или же противоречит им. Вот в это время и можно, не приводя к последующим неприятностям, подготовить мопса в ищейки, а фокса – в телохранители; страшного пит-буля ограничить в стремлении кусаться, а бигля – носиться за кошками. И чем более специализирована порода, тем важнее этот этап.

Вам совершенно необходимо знать, что игры в жизни зверей не имеют смысла чистого развлечения, как у нас, людей. Это прежде всего обучение, а также форма общения, но никак не зряшная трата энергии, добывать которую в природе не так уж просто. Поэтому и наши игры со щенками, а затем и со взрослой собакой обязаны соответствовать этим природным нормам. Впрочем, это и есть девиз хорошего детского садика: "Учить, играя; играть, обучая".

По данным биологов, 80% игр в жизни псовых хищников составляют так называемые "трофейные" игры, главная задача которых сводится к тому, чтобы "держать и не пущать". Мы в своем профессиональном жаргоне зовем эти игры "отнималками". Тут же рядышком стоят и игры, связанные с соперничеством и конкуренцией. Это всяческая шутливая борьба и возня с игрушкой, с рыками и попытками завладеть предметом или, завладев, удержать его, с легкими (очень-очень легкими!) укусами с одной стороны и имитацией "силовых" приемов – с другой.

Играя со щенком, вы будете наблюдать за его поведением не менее внимательно, чем это делает его родная мать. В те моменты, когда он делает что-то полезное и нужное, радуйтесь и продолжайте игру с воодушевлением. Если же малыша "занесло", он вошел в азарт и делает не то, что надо, не стоит сразу же на него сердиться. Начните с того, чтобы попросту прекратить игру. Не будет лишним и усадить его, придержав по необходимости руками и приговаривая " Сидеть " (в этом возрасте команду не грешно и повторить). Дождавшись успокоения щенка, выдержите еще секунд пять-десять и возобновите игру.

Таким нехитрым способом вы, можно сказать, убиваете двух зайцев (и неизвестно еще, какой из них жирнее!). Параллельно с прекращением неправильных действий достигается еще один важный результат – смена возбуждения торможением.

Тут нужно вспомнить о том, что торможение физиологически представляет собой не просто убывание возбуждения, это активный противоположный процесс, который должен чем-то включиться. Но само собой это не происходит, возбуждение, по биологическим причинам всегда пересиливает торможение. Следовательно, возникновение процессов торможения полезно тренировать. А ведь баланс процессов возбуждения и торможения – это и есть то, что Иван Петрович Павлов называл "уравновешенностью" нервных процессов.

Этот прием мы называем "переключением", и он еще много-много раз пригодится не только вам, но и самой собаке. Такая тренировка нервной системы даже в столь нежном возрасте позволяет ощутимо снизить холеричность и остроту реакций в течение всей взрослой жизни собаки. И неважно, является ли повышенная возбудимость свойством породного характера, унаследована ли от ближайших предков в результате разведения или успела выработаться по каким-либо прижизненным причинам.

Трофейные игры предоставляют еще одну важную возможность – выработать очень полезные в жизни навыки " Держать " и " Дай ". Они пригодятся вам во взрослой жизни собаки хотя бы для того, чтобы иметь возможность без спора и драки отобрать у нее тот предмет, которым она и не должна была завладевать. Другие применения этих команд я опишу вам в следующей главе, когда речь пойдет о молодняке.

Команды " Держать " и " Дай " лучше всего разучивать именно в паре: их смысловой контраст помогает щенку лучше понять и запомнить, о чем идет речь. В то время, пока дитя прилагает все мыслимые усилия, чтобы отвоевать у вас игрушку, произнесите " Держать, держать " – и в случае успеха похвалите малыша с повтором команды: " Хорошо, держать!". Помаленьку ослабляйте нажим, не делайте в состязании за игрушку новых интересных движений, чтобы малышу стало чуточку скучновато бороться. И приготовьте, пожалуйста, вкусненький кусочек, чтобы ожидал своей очереди под рукой. Как только вы почувствуете, что малышу вот-вот надоест, возьмите кусочек в свободную руку, поднесите к мордочке и скажите: " Дай ". Малыш и сам с превеликой радостью оторвется от чуть поднадоевшей игрушки, чтобы взять кусочек. Тут-то вы и должны его похвалить, и опять же, с повтором нужной команды: "Хорошо, дай!". И пусть он съест желанный кусочек, с охотой променяв на него наскучившую и ему, и – судя по вашей вялой реакции – вам игрушку. Делая так время от времени (но только не подряд!), вы довольно быстро обучите ребенка этому приему, который вновь будет казаться ему не быстро надоедающей муштрой, а всего лишь новой и уже поэтому интересной игрой.

" Ладушки " – игра, основанная на жестах рук и прикосновениях к передним лапам щенка. Замечали ли вы, что прикосновения к передним лапам собаке не безразличны? Их "ручки" так важны для нормальной собачьей жизни, что собаки уже в самом раннем щенячьем возрасте очень их берегут и потому терпят прикосновения только тех, кому доверяют. Одновременно вы научите щенка наблюдать за вашими действиями и сосредотачиваться на них – следовательно, будете развивать и самые фундаментальные интеллектуальные функции, без которых невозможно дальнейшее развитие более сложных мыслительных операций. Во многих случаях оказывается важным еще одно достоинство этих игр - дополнительное развитие ориентации собаки в пространстве и восприятие информации на некотором расстоянии. Ведь далеко не все заводчики заботятся о том, чтобы малыши имели такую возможность еще в подсосном периоде.

Игра применяется в двух основных вариантах. Один из них напоминает известную игру с ребенком, давшую название этому приему. Легонечко похлопывайте щенка по передним лапам, время от времени слегка придерживайте их рукой. И пусть малыш пытается отдергивать лапки, и пусть даже попробует сам касаться ими вашей руки. Так, кроме всего прочего, включается естественный для собак жест, один из самых дружеских и приятных в общении – касание лапой.

Второй вариант состоит в том, что вы негромко, чтобы не испугать, хлопаете в ладоши по разные стороны от головки щенульки. Дитя, оглядываясь, делает движение головой к руке – это называется "начальным движением" и обозначает намерение: "сейчас как укушу!". Покажите щенку, что вы понимаете его шутливую угрозу, но в тот же момент, как ваша рука окажется у него в зубах, прекращайте игру. При попытке сжать зубы используйте прием " Больно!", который я описала выше.

Играть в "ладушки" можно даже раньше двух месяцев, практически разу после того, как вы взяли его к себе домой от мамки (я предполагаю, что щенок не засиделся у заводчиков и обрел своих хозяев тогда, когда это положено). Важное достоинство этой игры состоит в том, что она прекрасно привлекает внимание малыша к рукам человека, движения и жесты которых представляются собаке осмысленными и воспринимаются как аналог всех выразительных возможностей собачьей пасти.

Еще одна игра, развивающая внимание к хозяину, к его действиям и даже намерениям, выглядит так: вы прячете руки с игрушкой за спину и, как с человеческим ребенком, достаете игрушку и показываете ее щенку то одной, то другой рукой. Заветная цель состоит в том, чтобы малыш помаленьку учился предугадывать ваши действия и то, с какой стороны ждать игрушки, по самым незначительным приметам – малозаметному движению руки, повороту плеча, направлению взгляда. Можно то удерживать игрушку, то имитировать борьбу за желанный предмет. А если станете отдавать игрушку в ответ на наиболее удачный прогноз, она сделается наградой за учебу.

Попутно вам предоставляется еще одна ни с чем не сравнимая возможность развить интеллект и будущее поведение щенка, смягчив жесткость стереотипного поведения и научив звереныша изобретать все новые и новые варианты. Я говорю о приемах, при помощи которых дитя сможет завладевать игрушкой.

Конечно, у разных пород есть разные способы кусать и разрывать добычу. Но в основе их лежит либо стремление удерживать и тянуть на себя, либо перехватывание зубами ближе к основанию предмета. Почему бы не научить малыша "вывинчивать" игрушку из вашей руки каким-нибудь хитрым поворотом головы? И если вы будете отдавать игрушку именно при использовании новых приемчиков, то сам факт овладения "добычей" вновь послужит для собаки естественным поощрением изобретательности. А "навык" изобретать станет основой для сложных мыслительных процессов, которые во взрослой жизни помогут собаке успешно строить новые стратегии поведения.

На тот случай, если вы читали Карен Прайор и помните, что такое "вторичное научение", я поясню: мы с вами приступили именно к этой фазе развития. Да-да, невзирая на то, что речь идет о малом дитяти! Ведь этот метод, считающийся одной из самых хитрых дрессировочных премудростей, в том-то и состоит, что зверь, освоивший те или иные типовые навыки, может либо сочетать их по-новому, либо придумать на их основе собственный "авторский" вариант достижения цели. А мы-то с вами заставили щенка делать именно это! Да он и сам не возражал, даже не заподозрив, что впервые в своей малюсенькой жизни столкнулся с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), как называется похожий метод развития творческого интеллекта человека.

К трехмесячному возрасту, а иногда даже раньше, пора вводить в обиход более сложные и интересные игры, нацеленные на усложненные процедуры анализа и осмысления действительности. В этих играх осваиваются свойства предметов, тренируется внимание и память. И как бы между прочим, почти что сами собой включаются те процессы, которые называются в классической теории дрессировки "тонкой дифференцировкой признаков" и которые, как положено думать, недоступны собакам до семи-восьмимесячного возраста. Таковы мои любимые поисковые игры, которые я неоднократно описывала и в других книгах. Однако они так важны для детской дрессировки, что я не могу не повторить их описание и здесь.

Сколько бы я ни хвалила эти игры, все будет мало! Это и великолепный способ развития интеллекта в детстве, и средство заполнения пробелов в воспитании в более взрослом возрасте, и прекраснейшая форма общения, формирующая полноценные отношения с хозяином. Есть у поисковых игр и более специальные применения, скажем, для освоения пространства при переезде плохо подготовленной собаки в новое жилье, а усложненные варианты обеспечивают формирование довольно сложных процедур обработки информации. Но пока наши задачи скромны. Поэтому я опишу вам лишь начальные, сугубо детские варианты, а уж потом все будет зависеть исключительно от вашей фантазии – и нет предела совершенству!

Играть в сбор вкусных кусочков можно только дома и только в том случае, если щенок нормально заинтересован в еде (не удержусь от напоминания о том, насколько важна для развития психики еда и отношение зверя к ней).

Обычно даже довольно привередливые звери падки на сыр, в особенности – чуть подсушенный. Нарежьте неострый и не очень соленый сыр маленькими (сторона никак не больше сантиметра, а еще лучше миллиметров по пять-семь) кусочками и дайте ему немножко полежать на воздухе. То ли от этого запах обостряется, то ли происходит еще что-то, крайне привлекательное для собак, не знаю, но практика показывает, что сырку невредно обветриться. Количество кусочков для каждой игры не должно быть большим, в пределах десятка, но каждый день вы его меняете, чтобы щенок никогда не знал заранее, сколько ему придется потрудиться.

Разложите кусочки сыра для начала на виду, на любом свободном участке пола площадью с ковер. Чтобы дитя не выхватывало вкусняшки у вас из-под руки, можно на время и дверь прикрыть, оставив щенка в соседнем помещении. Потом, впустив щенка, посадите его и поднесите один из кусочков прямо к носику. Скажите " Нюхай " и дождитесь, чтобы малыш втянул соблазнительный запах всем носиком, до глубины души. Уверяю вас, долго ждать не придется. Похвалите: " Хорошо, нюхай!" и бросьте кусочек в сторону заготовленных на полу. Наступает черед еще одного волшебного слова: " Ищи ". Малыш, естественно, кинется к симпатичному кусочку, а там и на другой наткнется, и на третий… Наградой служат не только найденные "сокровища", но и ваша щедрая похвала. Только не забудьте, что хвалить за каждое конкретное действие нужно с обязательным повтором команды: "Хорошо, нюхай; хорошо, ищи ".

Волшебное слово " Нюхай " пригодится вам еще не раз и не два, в самых что ни на есть практических целях. Давно замечено, что нюхать и лаять одновременно невозможно. Поэтому команда " Нюхай " не только технически помогает гасить неумеренный лай, но и автоматически включает стремление к анализу информации – то есть, заставляет собаку в трудной ситуации подумать.

А вот когда все кусочки будут собраны, вы должны дать еще один кусочек из своей руки и похвалить уже за все упражнение сразу, без повтора команды. Таким несложным способом вы подготовите щенка к тому, что называется "отложенной оценкой".

Собаки, как известно, плохо понимают и похвалу, и неудовольствие, если они наступают не в момент совершения "подвига" или "преступления". Причиной тому вовсе не их слабая память, а звериная логика, по которой самое главное – это немедленно прекратить делать плохое. Но если вы начнете хвалить по человеческим правилам, то вскоре сможете и отругать пост-фактум, например, за дневные шалости, обнаруженные после прихода домой с работы. Запомните, пожалуйста, это правило, оно еще пригодится вам в более позднем возрасте.

Первый этап "обыска помещения" (так этот навык называется по-взрослому, в розыскной службе), нацеленный на освоение самой процедуры, обычно занимает день-другой. К этому оказываются способны практически все собаки, даже тех пород, которые никогда не славились хорошим чутьем. Как говаривала моя бабушка: "Жизнь научит пироги есть!".

Зато второй этап может вызывать определенные трудности, а потому тут уже не приходится торопить события. Состоит он в том, что кусочки нужно раскладывать уже не на виду и не рядышком друг с другом, а все дальше и дальше. Не надо их хитро припрятывать, но положить за ножку стула, за свисающую штору и т.п. – святое дело! Повышать сложность заданий нужно очень постепенно, а при любом затруднении ни в коем случае не сердиться и не считать щенка тупицей, а активно помогать ему: "А вот здесь-то ты еще не посмотрел! Вот же он, твой кусочек!".

Собаке не свойственно поднимать голову, чтобы обозреть происходящее выше ее роста. Поэтому одно из возможных усложнений игры предполагает раскладывание кусочков на табуретках, стульях, подоконниках – словом, повсюду, куда собаке вообще позволено заглядывать. Вряд ли вы захотите, чтобы в будущем пес интересовался обеденным столом. Стало быть, и из игры этот предмет мебели выбывает. Но если собаке будет дозволено пользоваться, скажем, кухонным диванчиком, то можно отыскать кусочек и там.

А когда вы со щенком вместе освоите разнообразные варианты игры с кусочками, можно будет перейти к совершенно ненужным собаке предметам. Это палочки, а может быть, мешочки, набитые тряпьем, но не игрушки. Желательно, чтобы предметы были одинаковы по материалу, форме и размерам, а чтобы дитятку было легче, можно подержать их, к примеру, в мешочке со съедобными травами, с укропом или петрушкой. Запахи эти хорошо различимы, ассоциируются с пищей, но не вызывают желания немедленно их слопать, как получилось бы с запахом колбасы или того же сыра.

Так совершается важнейший шаг – переход от собственных интересов к тому, что следует делать ради хозяйского удовольствия. Но для того, чтобы немного облегчить его, поначалу можно вознаграждать щенка, "выменивая" предмет на кусочек. Только не сделайте вознаграждение обязательной частью игры! Тут, как и во всем, важнее всего приятные эмоции, которые при стопроцентном поощрении быстро иссякают.

Главная ошибка в таких играх заключается в том, что человеку всегда приятнее ставить рекорды, чем повторять одни и те же действия, не слишком эффектные с виду. Почти все хозяева, которым мы их предлагаем, предпочитают запрятать похитрее один какой-то предмет, чтобы потом радоваться "подвигу" собаки, сравнявшейся с ними в хитрости. Но цель этих игр, особенно в детском варианте, состоит не столько в изощренной изобретательности, сколько в концентрации внимания и удержании его в течение нужного времени, в многократном возврате к одним и тем действиям, даже если они уже успели надоесть. Так первоклассники обязаны решать однотипные арифметические задачки. И потом, мы ведь хотели бы попутно выработать стереотипы, как в поведении, так и в мышлении, разве нет? А этого никак не удастся добиться без повторения, которое, по народному мнению, и есть мать учения.

И еще одно. Эти игры в действительности представляют собой весьма серьезную умственную нагрузку. Как в хорошем детском садике – не разберешь, где игра, а где урок, подготавливающий к школе. Поэтому очень важно тщательно рассчитать эти нагрузки, не переутомить малыша, даже если вам кажется, будто он все больше вовлекается в игру. К сожалению, невозможно указать необходимую продолжительность в минутах, поскольку действие нагрузок всегда строго индивидуально. Поэтому я прошу вас тщательно следить за любыми изменениями в настроении, состоянии и поведении малыша и не дожидаться той минуты, когда он сам вынужден будет отказаться от игры из-за усталости. Основной лозунг для этих игр таков: "Лучше меньше да лучше!".

Не говорю уж о том, что играть со щенком нужно всегда весело, подчеркивая дружеские отношения смехом, ласковым голосом. Кроме того, играть можно только при тех условиях, в которых звереныш чувствует себя в полной безопасности – это важное условие, отвечающее нормам естественного поведения животных.

И если вы научились сами и научили щенка играть таким образом, то уже поэтому во многом заменили ему мать. Вы не просто опекаете его, заботитесь о насущных потребностях пропитания и безопасности, но и учите его тому, что пригодится в будущем. И потом, вы разве не заметили, как ему стало интересно с вами, а вам – с ним? Это и есть главный смысл отношений с собакой в раннем детстве.

Ну, а по ходу игры, вы получаете великолепную возможность понемножечку включать в нее навыки, выполняемые по команде. О командах " Нюхай " и " Ищи ", составляющих неотъемлемую часть самой игры, я уже рассказала. Но в число первых навыков, которые необходимо освоить уже в этом возрасте, входят и команды, относящиеся к группе "управления поведением". Они отвечают главному требованию этого периода – возможности и обязанности старшего предписать малышу поведение, наиболее безопасное и наиболее подходящее для конкретной ситуации. И команд этих всего-навсего пять: " Сидеть ", " Рядом ", " Гуляй ", " Ко мне " и " Фу!". О них и поговорим.

Выработка первых навыков

Если в жизни и развитии вашего малыша все сложилось так, как надо, то команды " Ко мне " и " Фу!" он уже освоил к концу первого месяца жизни, в доме заводчика. На всякий случай я хочу предупредить вас о некоторых ошибках и трудностях в применении этих команд, которые могут надолго испортить жизнь не только вам, но и самой собаке.

Вполне естественно, что обучение подходу по команде " Ко мне " начинается с подзыва к еде. Но вот дальше наступает важный момент: применять эту команду нужно и по другим поводам, а мы сами об этом забываем! И щенок вовсе не перестает слушаться – он просто добросовестно заблуждается, считая, что эта команда равносильна приглашению к столу, а для других случаев недействительна. Мы же, не понимая, что он сделал самые очевидные выводы из наших же действий, злимся, ругаемся и, грубо говоря, вешаем на собаку ярлык: глупая, непонятливая, упрямая, испорченная наследственностью (выберите то, что больше отвечает вашим собственным воззрениям). Во всяком случае, нередко бывает, что хозяин уже на одном этом основании (насколько же неубедительном!) приходит к мысли, что дрессировать питомца будет трудно. Это отчасти правда, только кто виноват? Однако это убеждение тяготеет над человеком и собакой еще долгое-долгое время.

Ну что вам стоит, например, подозвать ребеночка, чтобы поиграть, приласкать его, поправить ошейник или осмотреть лапку? Начинать лучше всего, разумеется, с того, что щенку приятно, но очень быстро можно переходить и к подходу по вашей надобности. Тренировать команду подзыва следует не только в самых разнообразных ситуациях, но и на разных расстояниях от него. Дома это можно делать, находясь в другом помещении – и пускай малыш подумает-погадает, откуда доносится ваш голос.

Однако существуют законы природы, диктующие необходимость отработки этой команды не дома, а на улице, и отменить их не в наших человеческих силах. Я говорю о таком биологическом явлении, как запечатление (импринтинг), открытом Конрадом Лоренцем. Эта естественная связь между детенышем и матерью, заставляющая ребенка держаться поближе к защитнице и учительнице, по-разному выражена у разных видов животных и проявляется в разные календарные сроки. У собак действие импринтинга приходится на второй месяц жизни. Только надо помнить, что действует запечатление исключительно в незнакомой среде! Там, где много неизвестного, того, что может обернуться опасностью, малыш сам заинтересован в том, чтобы находиться рядышком с мудрым и всемогущим покровителем. А что толку болтаться под ногами хозяина в доме, где все известно и особых сюрпризов ждать не приходится, а попасться под ногу и заработать неприятности вполне реально? Если же и дома случается что-то неожиданное, от рядовой уборки до прихода гостей с предшествующим накрыванием на стол, то именно при этих обстоятельствах нам сразу становится не до собаки. Щенок, пришедший к нам за разъяснениями, мешает и решительно изгоняется с театра боевых действий.

Если же мы не сумеем использовать действие столь естественного биологического закона, то не заложим необходимейшего фундамента для отношений, гарантирующих нам добрую волю и послушание собаки в ее взрослой жизни. Ведь все то, что я рассказывала вам о чувствительных периодах, непосредственно касается и содержания отношений человека и собаки – это важнейшая составляющая психики и характера.

Очень важную роль в развитии интеллекта и психики собаки играет и расстояние, с которого щенок нормально воспринимает подзыв. Это расстояние называется радиусом восприятия - потом он всю оставшуюся жизнь будет определять ориентацию собаки в пространстве и ее наблюдательность и способность улавливать и оценивать важную информацию. Радиус восприятия должен нарастать довольно быстро, начиная с примерно пяти ростов в холке в месячном возрасте и до двадцати, а то и тридцати ростов к трем месяцам. Эти размеры соответствуют территориальным зонам у собак, а то, что в детстве ограничивается восприятием и каким-никаким пониманием происходящего, в будущем определит собой возможности активных действий и меньшее количество стрессов от неожиданностей. Так вот, с мелкой собакой вы еще как-то сумеете дома увеличивать эти расстояния, тренируя восприятие и реакцию щенка. Зато если речь идет о собаке хотя бы среднего размера, не говоря уж о крупном, вы вряд ли ухитритесь найти такие пространства в средней квартире. А ведь массогабаритные показатели щенка примерно до двух месяцев удваиваются каждые десять дней!

Конечно, я не рассматриваю случай, когда щенок растет в громадном особняке или может погулять хотя бы на участке (там и воспитательные мероприятия будут другими). Ну, так не все же собаки попадают в такие условия, где выход из гостиной в холл или из спальни в каминную уже становится переходом в другую информационную среду.

Итак, с пристрастием расспросите своего ветеринарного доктора о младенческом иммунитете, обеспечиваемом материнской кровью и молозивом. А теперь успокойтесь, выходите гулять до прививок и не делайте перерывов в прогулках на время карантинов. Между прочим, сроки прививок приходятся обычно на конец третьего месяца именно потому, что это и есть время окончания действия мамкиного иммунитета. Будь это иначе, что мешало бы докторам назначать прививки хоть на первый месяц жизни?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.058 с.)