ТОП 10:

Краткий экскурс в науку о дрессировке.



Решение.

ГЛАВА 3

Возвращение домой

ГЛАВА 4

Да начнутся игры!

ГЛАВА 5

Строим и контролируем драйв

Глава 6

Управляя неуправляемым

ГЛАВА 7
Надежная выдержка сидя и стремительный подзыв

ГЛАВА ВОСЬМАЯ.

Основа для легендарных зон

Предисловие.

Когда я была подростком, во время моих летних каникул я помогала старшей сестре Вики и позже работала с профессиональными хэндлерами на выставках. Именно там я впервые увидела хорошо подготовленную по послушанию собаку. В перерывах я наблюдала за рингом, где шли соревнования по обидиенс, благоговея перед увиденным: собаки приносили предмет по команде, ложились по жесту или находили по запаху заданную вещь среди кучи точно таких же. Для меня это казалось волшебством. Я думала, что у этих талантливых дрессировщиков были исключительные собаки. Я помню свою мысль: было бы захватывающе уметь так дрессировать собак. Я сразу отбросила эту мечту, потому что мне казалось, что я наблюдаю проявление таланта, с которым кто-то рождается, а кто-то нет.

Сейчас я убеждена, что дрессировка собак скорее не искусство, а наука, которую любой может познать и применить. Практическая часть включает в себя повторение механических действий. Некоторым из вас покажется, что вы неуклюжи, когда вы занимаетесь с собакой, но с опытом ваши движения улучшаются. Если вы познаете науку о дрессировке, примените законы, по которым обучаются собаки, и натренируете нужные движения, вы станете известным тренером. Это не тот вид деятельности, который доступен только избранным. Любой может дрессировать собак, выучив, повторяя и применяя правильные основы. Однако ни одна из тех собак, которых я дрессировала, не была таким вызовом моим знаниям, как мой красный бордер-колли Баз.

В 1996 году мой внезапный порыв взять нового щенка вызвал к жизни цикл статей «Как там Баз?» (игра слов; переводится также, как «Что за шум?») в журнале Clean Run. Взросление этого буйного и дикого семинедельного щенка и превращение его в голосистую и чувствительную собаку было задокументировано для ежемесячного чтения всех желающих.

Вместе с Базом росло и мое понимание дрессировки собак. Я выучила истинное значение слова «терпение», и то, что началось как одолжение моей подруге Монике Персиваль, бывшей тогда редактором журнала, стало для меня необходимостью. Во многих случаях во время взросления База я расстраивалась до слез. Моя борьба за то, чтобы вырастить его, не применяя физической или голосовой коррекции, была под постоянной критикой тех, что не верил в такую возможность. То, что тысячи читателей ежемесячно заглядывали в процесс дрессировки, усиливало прессинг. Мой успех на этом пути стал вопросом жизни и смерти, поскольку весь мир наблюдал и судил меня. Моя неуверенность и чувство провала и разочарования уравновешивались только тем, что в моем доме был этот замечательный, чудесный щенок. Написание статей позволило мне делиться историями и вынудило порадоваться всему, чему я при этом научилась. Конечный сборник статей стал информативным журналом дрессировки, к которому я часто отсылала своих учеников. С течением времени многие из тех, кто читал те ежемесячные колонки, стали спрашивать меня: «Что было дальше?». Это и побудило меня написать эту книгу.

Изначально я собиралась просто собрать вместе все статьи, как опубликованные, так и неопубликованные, но где-то по пути книга начала жить своей жизнью. Я подумала, что для читателей будет важно узнать, что бы я делала по-другому, если бы могла повернуть время вспять и снова пройти этот путь с Базом. Я плакала и смеялась, пока писала эти страницы, как, возможно, будете плакать и смеяться и вы. «Создавая успех: воспитание необычного чемпиона» стало уникальной книгой. Да, это справочник по дрессировке, который даст вам общие советы, но это и приключенческая история, возвращающая к жизни те радости и трудности, которые принес в мою жизнь Баз на переломном этапе моей карьеры.

ГЛАВА 1

Краткий экскурс в науку о дрессировке.

Считается только то, что ты понял из того, что узнал. Тренер Джон Вуден.

Когда наблюдаешь за работой хорошего тренера, вырабатывающего у собаки нужное поведение, кажется, что видишь некий танец. Дрессировщик вовремя и правильно подкрепляет действия собаки, плавно двигается, помогая ей натолкнуться на правильные движения. Собака делает, что хочет, но благодаря мастерству дрессировщика она делает именно то, что нужно ему. Собака работает увлеченно, внимательно и уверенно, потому что ее реакция на команду – ее собственный выбор. Правильный выбор приносит ей хорошее поощрение, так что она старается заслужить еще. Собаку никогда ни к чему не принуждали, и в то же время она четко выполняет то, что хочет от нее тренер. Это не фокус. Этот процесс направляется определенным набором принципов. «Отбор поведения» кардинально отличается от того, что многие считают «основной» или «традиционной» дрессировкой. Ниже приводится краткое введение в науку о дрессировке.

Два типа научения.

Две теории определяют научные принципы научения для всех животных (включая человека): обучение через выработку классического условного рефлекса (иногда также называемого павловским, или респондентным), и через выработку оперантного условного рефлекса (также называемого скиннеровским, или инструментальным).

Классический условный рефлекс.

Вы невольно испытываете действие классического условного рефлекса, когда у вас усиливается слюноотделение при виде шоколада или вы волнуетесь при звуке бормашины. Вы не контролируете эти реакции. Ваш прошлый опыт с шоколадом или бормашиной диктует эти условные реакции, даже если вы больше ни один из этих объектов в рот не возьмете. При действии классических условных рефлексов поведение автономно, отвечает на раздражитель, часто эмоционально зависимо, и неконтролируемо.

Павлов и его истекающие слюной собаки.

Классический условный рефлекс был впервые описан в начале 1900-х гг. русским ученым Иваном Павловым, который наткнулся на следующее открытие: когда он звонил в звонок, а потом показывал собаке пищу, через несколько повторений собака начинала выделять слюну при звуке звонка. Собака не контролировала этот рефлекс; он был вызван сочетанием ничего не значащего стимула с чем-то, на что у собаки была эмоциональная реакция, в данном случае с пищей.

Классический условный рефлекс также вступает в свою силу, когда некоторые собаки начинают испытывать стресс при звуке дождя или падении атмосферного давления. Собака, которая боится грома, быстро связывает этот страшный звук с его предвестниками (дождь и/или падение давления). Ученые доказали, что неприятные события гораздо быстрее выучиваются, чем приятные, так что собака может научиться пугаться после всего одного предъявления неприятного стимула. Однако выработка радостной реакции на более приятный стимул (напрмер, звон ключей от машины) может занять гораздо больше времени. После достаточного числа повторений собака будет радоваться предстоящей поездке в машине. Если же она боится машины, то может убежать и спрятаться.

Важно помнить, что собака не может контролировать эти реакции. Они становятся условными рефлексами.

Оперантное научение.

По контрасту, оперантное научение основывается на принципе, что животное склонно повторять то поведение, которое получило подкрепление, и подавлять поведение, вызвавшее неприятные последствия. Животное подвергается простейшему оперантному научению, когда оно поощряется за правильный выбор действий при наличии альтернативы. Собака, которая сидит при встрече с гостями, например, получает подкрепление социальным контактом. Собака, которая прыгает на гостей, получает наказание в виде запирания в дальней комнате. Оперантное научение отличается от классического тем, что животное сознательно предлагает реакции, за которое его поощряют или наказывают. Животное учится на последствиях своих действий. В результате, при оперантном методе обучения, поведение намеренно, контролируемо и является продуктом сознания.

В начале 1900-х гг. американец Эдвард Торндайк в том, что было позже названо «Торндайковский закон эффекта», первым описал тот принцип, что поведение стимулируется его последствиями [стимульно-реактивная ассоциация или связь усиливается, когда за реакцией следует удовлетворитель].

Он указал, что поведение, которое поощряется, возрастает по частоте; поведение, приносящее неприятности, будет избегаться животным в будущем. Его идея, что поведение движимо последствиями, была подхвачена «дедушкой» оперантного научения Б.Ф.Скиннером. Известный тем, что с помощью поощрения он учил лабораторных крыс проходить сложные лабиринты, Скиннер существенно продвинул концепцию, что поощрение создает поведение. Наказание, напротив, не может построить поведение; оно может только подавить его. Это абсолютно логично. Животные, включая человека, повторяют то, что им выгодно – в своих интересах. Они обычно не склонны повторять то поведение, которое не дает им ничего хорошего. В конце концов, зачем тратить свое время впустую? В частности, зачем повторять поведение, которое приносит неприятные последствия (наказание)? Автолюбители предлагают доказательство. Если вас останавливает дорожная полиция и выписывает штраф за превышение скорости, наказание подавит ваше стремление гонять, но не изживет его. Часто вы опять жмете на газ, как только полицейская машина скроется из вида. Если бы однако, вы ехали по правилам, и полицейский остановил вас, чтобы дать премию в 10 000 долларов за примерное поведение, думаю, гораздо больше людей соблюдали бы скоростной режим.

С Павловым на плечах.

В период взросления Баз тоже очень часто бывал так сверхстимулирован, что не мог выполнять команды, выученные ранее с помощью оперантного метода. Как многие щенки бордер-колли, Баз был очень рад людям, другим щенкам, движению... список продолжите сами. Он часто просто не мог думать достаточно ясно, чтобы реагировать на меня. Знаменитый дрессировщик и эксперт по оперантному научению Боб Бэйли говорит: «Павлов сидит у него на плечах». В такой ситуации моей целью было снизить уровень возбуждения База перед тем, как начинать учить его чему-либо (например, посмотрите летопись нашей борьбы в группе воспитания щенков, глава 6).

Стресс блокирует – или по крайней мере, ослабляет – способность учиться. Поэтому вы не всегда можете предсказать, как ваш щенок поведет себя в новой обстановке. Он может быть возбужден видом остальных щенков в группе или напуган детьми в парке. Независимо от причины, стресс может парализовать вашу собаку до того, что она становится неспособна отвечать на команды, которые она раньше «знала». Вы должны сначала уменьшить или снять стресс от окружения, прежде чем пытаться учить собаку. Пока вы не уменьшите или не снимете беспокойство собаки, любые попытки тренировать ее будут безуспешны.

Как научиться учиться.

Все нормальные животные рождаются со способностью учиться на последствиях своего поведения; то есть, животное будет экспериментировать с предлагаемыми вариантами поведения, которые приносят ему желаемые результаты, чтобы увеличить количество получаемого поощрения. В общей практике мы называем такое животное «оперантным». Новорожденный щенок старается держаться поближе к матери или однопометникам, чтобы было теплее. Тепло их тел поощряет щенка за движение. По мере развития щенок становится все сообразительнее насчет потенциального поощрения от окружающей среды. Собаки могут научиться переворачивать мусорное ведро, чтобы получить поощрение от его содержимого. Животное методом проб и ошибок выясняет, что работает, а что нет.

Готовим почву.

Дрессировщики собак используют и классические, и оперантные условные рефлексы, формируя поведение собаки. Обычный пример классического условного рефлекса – сочетание звука кликера с поощрением, которое нравится собаке, т.е. лакомством или игрушкой (см. главу 4). Для начала, дрессировщик обычно кликает, потом кормит собаку, снова кликает и кормит (всегда в этом порядке). Клик должен идти первым, поскольку вы вырабатываете у собаки условную реакцию выжидания на звук кликера. Через несколько повторений (от 15 до 25 кликов и поощрений) у собаки появляется позитивная ассоциация между звуком щелчка и ценным поощрением. Когда эта связь установилась, собака будет радоваться щелчку, поскольку он предвещает любимое лакомство. Кликер (как и звонок Павлова) становится условным или вторичным подкреплением. Тем же способом можно сделать любое слово условным подкреплением, если вы свяжете для собаки это слово с чем-то, что нравится собаке (лакомством или игрушкой). Когда собака поймет, что ее поведение контролирует поощрение, вы можете использовать этот принцип для обучения.

Последствия поведения.

В оперантном научении каждое поведение влечет за собой один из четырех вариантов последствий, которые и влияют на обучение. Заметьте, что слова положительный и отрицательный, которые обычно ассоциируют с хорошим или плохим, просто описывают, что что-то прибавилось (положительный) или убавилось (отрицательный). Поощрение всегда увеличивает вероятность поведения, в то время как наказание подавляет поведение. Знание этих фактов поможет вам понять, что «положительная» дрессировка далеко не всегда хороша.

 

Положительное подкрепление Собака получает что-то желаемое, что в дальнейшем увеличивает частоту данного поведения. Пример: дача собаке лакомства за выполнение команды «Сидеть» Положительное наказание Добавление чего-то нежелательного, чтобы подавить реакцию собаки. Пример: одергивание поводком собаки, которая тянет
   
Отрицательное подкрепление Изъятие чего-то нежелательного и таким образом, подкрепление поведения. Пример: дрессировщик, который щиплет собаку за ухо, пока она не откроет пасть, чтобы взять гантель (собака находит избавление от боли поощряющим) Отрицательное наказание Лишение чего-то желаемого, чтобы подавить реакцию собаки. Пример: закрыть собаку, которая прыгает на гостя

Могучее сочетание.

Использование сочетания классических и оперантных условных рефлексов дает дрессировщику гибкие и надежные инструменты для обучения любого животного. Вы можете использовать классические условные рефлексы, чтобы связать любое ранее нейтральное поведение (слалом, выдержка сидя) с тем, что любит ваша собака (игра, мясо, плавание), чтобы создать драйв и возбуждение при выполнении этих действий.

Принцип Примака.

Когда Баз выучил вид снарядов аджилити, он быстро стал одержим «бегать аджилити». Ценность препятствий стала огромной для него, так что он не мог дождаться тренировки. Он тянул и рыл землю лапами, идя на поводке к полю со снарядами.
Мне пришлось искать способ контролировать его при подходе к полю, так что я использовала принцип Примака. Дэвид Примак заметил, что доступ к высоковероятному поведению (в данном случае, преодоление препятствий) может поощрять низковероятное поведение (спокойный подход к полю со снарядами на провисшем поводке), или, простыми словами, чтобы получить то, что ты хочешь, сделай сначала то, что я хочу.

В сущности, то, что я делала, было просто еще одной задачей по перенесению ценности. Для База подход на провисшем поводке и спокойное ожидание того, пока я открою ворота на поле со снарядами, изначально не имели той притягательности, какой обладало аджилити. Если бы я физически или голосом корректировала База, то я бы подавила реакцию выхода из-под контроля, но не исключила бы ее окончательно; его пришлось бы поправлять всю жизнь. Я настаивала на том, чтобы он сел и обратил на меня внимание перед тем, как идти бегать, так что он понял, что спокойное ожидание – хорошо, поскольку оно дает возможность побегать аджилити.

Если бы я позволила Базу волочить меня к полю со снарядами, вместо того, чтобы настаивать на спокойном подходе, то он решил бы, что это является необходимой прелюдией к занятиям аджилити, и начал бы тянуть еще сильнее. Сейчас Баз – образцовая собака вблизи любого поля для аджилити. Он даже не смотрит на других собак, поскольку он знает, что его шанс побегать зависит от его хорошего поведения.
Когда Баз начал бегать связки снарядов, он настолько полюбил это, что игрушка потеряла для него былую ценность как поощрение в конце пробега. Снова я использовала Принцип Примака, чтобы повысить ее ценность и иметь возможность поощрять База за правильное выполнение (см.гл.22). Вы можете использовать Принцип Примака в повседневных отношениях с вашей собакой. Возьмите то, что любит ваша собака (играть в мяч, например), и попросите ее сначала выполнить какую-нибудь команду (сесть или лечь) перед тем, как вознаградить ее предложением любимой игры. С применением Принципа Примака вы сможете сделать так, чтобы собака полюбила простые действия (сесть, лечь или коснуться вашей руки). И это сделает выполнение команд более быстрым и точным.

Добиваемся точности.

Конечно, поощрение нужного поведения и игнорирование нежелательного – основа дрессировки собак с помощь положительного подкрепления. Но настоящая прелесть отбора поведения в том, что есть возможность ультра-усовершенствования в обучении: 1) очень точному поведению (например, определенной позиции на контактной зоне в аджилити); и/или 2) цепочке поведения (например, набор действий, которые собака должна произвести для правильного и безопасного преодоления горки).

При отборе поведения дрессировщик ждет, пока собака предложит какие-то действия. Поощряя каждый подходящий вариант, он подводит собаку к намеченному поведению. Дрессировщик может управлять действиями собаки, пользуясь точным и своевременным подкреплением и приспосабливая требования к каждому конкретному действию к конечной цели. То, что дрессировщик начинает поощрять в начале пути, очень сильно отличается от конечного продукта.

Например, чтобы научить База правильно проходить бум (сложная цепь действий), сначала я научила его касаться носом моей ладони. Я показала ему руку примерно в 25 см от него. Баз мог и проигнорировать ее, но как только он на нее посмотрел, я кликнула и дала ему лакомство. В следующий раз я показала ему руку, но уже ждала, чтобы он не только посмотрел, но и понюхал ее.

Если вы создаете собаке простые условия для выбора, она в большинстве случаев будет выбирать правильно, будет часто получать поощрение, и, следовательно, нужное поведение будет появляться все чаще и чаще. Поощрение повышает вероятность повторения поведения. У База был выбор – заметить мою ладонь или проигнорировать ее. При этом я таким образом использовала его окружающую среду (исключив возможные отвлекающие факторы), что я была уверена, что он выберет ладонь. Было бы нечестно начать эту игру среди стада овец или на собачьей площадке, поскольку сильные отвлечения сделали бы выбор База очень трудным. Неверный выбор был всегда доступен Базу, но на ранних стадиях дрессировки я делала его очень сложным. Занятия таким образом сделают ваши тренировки наполненными поощрением, и ваша собака всегда будет с нетерпением ждать их (см. таблицу в приложении А).

Решение проблем.

Если тренировка не получается, Боб Бэйли советует проверить одно из трех необходимых условий: ваш расчет времени, выбор критериев или уровень поощрения.

Расчет времени.

Любой, кто занимался спортом, испытал влияние верного или неверного расчета времени на успех игры. Если вы слишком поздно ударите по мячу в бейсболе, то теряете шансы успеть добежать до «базы». Если же ударите слишком рано, то тем более ничего не выйдет. То же самое справедливо и для дрессировки собак. Если вы пытаетесь научить собаку касаться носом вашей ладони и при этом постоянно кликаете слишком рано, вы отмечаете поведение за секунду до того, как собака действительно коснется руки. Через некоторое время собака начнет тоько подносить нос к ладони, не касаясь ее. Вы можете использовать кликер или словесный маркер (например, «Да!»), чтобы обозначить правильное поведение, или просто бросать лакомство в нужный момент. Если время подачи маркера неверно, вы создадите ненужное поведение. Помните: только собака точно знает, какую реакцию вы подкрепили!

Точно так же, и дача лакомства собаке тоже влияет на успех ваших занятий. Хотя щелчок выделяет реакцию собаки, поощрение беспорядочно подкрепляет все, что происходит между щелчком и попаданием лакомства к собаке. Убедитесь, что вы подкрепляете ту реакцию, которую собирались. Боб Бэйли рекомендует: «Кликайте за действие и поощряйте за позицию!». Например, если вы учите собаку двигаться от вас, если вы щелкнете за правильное действие, но позволите собаке подойти к вам за поощрением, чему на самом деле научится ваша собака? Уходить от вас и сразу возвращаться. Более эффективным будет щелкнуть за движение от вас и бросить награду вперед собаки, чтобы ей пришлось продолжить двигаться дальше, чтобы получить свое поощрение.

Выбор критериев.

Критерии – как правила игры. Критерий определяет, что вы должны увидеть перед тем, как подкрепить реакцию. Для сложного поведения вам нужно больше одного критерия, но вы должны заниматься каждым элементом отдельно (как касание носом в обучении прохождению зон). Вы можете добавлять следующий критерий только после того, как собака поняла предыдущие.

Собаки могут научиться вычислять критерии и играть по правилам. Эта идея жизненно важна для каждого щенка, так что вы можете очень рано начинать учить его правилам игры. Я учила маленького База, что в каждой игре есть правила, и что он должен следовать им, если хочет, чтобы игра продолжилась. Игра аджилити полна критериев для выступления: Если собака хочет стартовать, она сначала должна посидеть на стартовой линии; Если хочет правильно пройти слалом, надо войти так, чтобы первая стойка была слева. Вся жизнь будет наполнена этими правилами, так что лучше, чтобы щенок начал учиться им как можно раньше.

Критерии должны быть четкими – черное и белое. Собака либо сделала правильно, либо нет; не может быть серого цвета ни для вас, ни для собаки. Она должна ассоциировать поощрение только с правильным поведением. Вы никогда не должны поощрять собаку, если она не следовала вашим критериям. Если ваша собака научена касаться носом ладони, если ваш критерий – касание, вы не должны соглашаться на меньшее. Принятие чего-то еще (например, приближение к руке без касания или хватание за рукав) означает, что вы изменяете критерии поведения и вознаграждаете за меньшие усилия. В результате ваша собака научится делать это медленно (и возможно, она будет совсем сбита с толку). Мы все следуем определенным критериям в жизни. Вы сначала должны открыть холодильник, чтобы достать поесть. Стояние перед холодильником и плач дверь не откроют. Собака научится точно выполнять нужное поведение, если вы правильно сумеете подобрать реально выполнимые критерии и следовать им.

Чем больше критериев у вас для поведения, тем больше у вас контроля за ним. Например, чтобы преодолеть качели, собака А должна добежать до конца доски, поставить передние лапы на землю и коснуться поверхности земли носом. Собака В должна только взойти на доску и сойти с нее. Поскольку тренер собаки В только слегка наметил контуры поведения, у него будет меньше контроля за поведением собаки и, следовательно, меньше возможности улучшить его. Это пример последствий дрессировки с пропуском «шагов» поведения.
Вы можете намеренно заложить малое количество критериев для определенного поведения. Например, возможно, вы будете не так требовательны к выполнению команды «Сидеть» на старте в аджилити, чем к выдержке сидя в обидиенс. На аджилити я позволяю собаке лаять, пока она сидит на старте, но в обидиенс я бы потеряла за это много баллов. Заранее продумайте количество критериев, которое вам понадобится для каждого поведения. Чем больше их, тем больше контроль над поведением, но тем больше потребуется времени для обучения и поддержания навыка.

Уровень поощрения.

Уровень поощрения, говоря просто, это количество поощрения, которое собака получает в каждый момент тренировки. Это количество может меняться в зависимости от того, какой вид подкрепления вы используете (использование игрушек занимает больше времени) или какое поведение вы отрабатываете. Работая с простым поведением, как касание носом руки, собака получит больше поощрения, чем во время работы над высылом на 15 метров.

Боб Бэйли указывает, что уровень поощрения должен быть таким, чтобы поддерживать возобновление поведения. Если вы подкрепляете слишком редко, вы можете вызвать у собаки стресс и замешательство. Если вы подкрепляете слишком часто, вы впустую тратите ресурс (количество еды, которое может съесть животное, ограничено!). Более того, ваше поощрение должно быть пропорционально реакции собаки. Если собака не понимает условия, при которых вы ее поощряете, то вы ее просто кормите, а не поощряете за поведение. Случалось ли вам, стоя за рингом перед выступлением, кормить собаку в надежде, что она хорошо выступит? Собака учится: лакомство ни за что (за рингом) и отсутствие лакомства за работу (в ринге). Поскольку подкрепление создает поведение, видите, насколько ваше поведение нелогично для собаки? Собаки так же легко учатся работать медленно и неуверенно при наличии непонятных критериев поощрения, как при использовании методов физической коррекции. В обоих случаях замешательство ведет к стрессу.

Ваш уровень подкрепления должен быть высок при начале обучения новому упражнению или введения нового критерия. Когда собака уверенно предлагает новую реакцию, вы можете снизить уровень подкрепления, поскольку правильный ответ – тоже подкрепление для собаки. Например, высокий уровень подкрепления поможет при обучения щенка сидеть. Когда он уже научился садиться по команде, щенку не требуется поощрение всю жизнь каждый раз, как он предложит этот вариант, поскольку посадка часто ведет к другому, также поощряемому поведению – подзыву, возможности прыгнуть барьер.

Диагностическая таблица дрессировки.

Понимание важности выбора времени, установления критериев и уровня поощрения может помочь вам выяснить слабые места ваших занятий. Таблица поможет вам понять, что нуждается в улучшении.

 

Проблема Диагноз
   
Собака постоянно останавливается незадолго до выполнения требуемого действия Вы слишком рано отмечаете поведение
Собака начинает предлагать поведение, но ваши тренировки заканчиваются тем, что она просто смотрит на вас Вы слишком поздно отмечаете поведение
Ваши тренировки регулярно заканчиваются тем, что собака предлагает «неожиданные» варианты, которые вы, вроде бы, и не отбирали... Вы отмечаете поведение противоречиво
Ваша собака регулярно «забывает» уже, казалось бы, хорошо выученные навыки Вы повысили критерии, установленные изначально, и поощряли собаку за другие варианты, так что теперь она не уверена, что принесет вознаграждение
Собака предлагает и другие реакции вместе с желательными (например, касается мишени носом и лапой) Вам нужно больше критериев для тренируемого поведения. Вернитесь назад и измените окружающую среду собаки так, чтобы она смогла предложить только один вариант. Постепенно дайте ей больше возможности предложить больше одного варианта.
Похоже, что даже самое простое поведение нужно тренировать целую вечность Вы недостаточно повышаете требования. Вашим критериям легко соответствовать
Собака «скисает», отказывается предлагать варианты, пытается убежать Вы слишком резко повысили требования, проскочив несколько шагов. Разделите поведение на более мелкие элементы. Или слишком низок уровень подкрепления для этой конкретной собаки на данной конкретной стадии обучения
Собака не очень любит тренировки Надо использовать более интересное для нее поощрение
Собака очень любит работать, но прогрессирует медленно Возможно, вы поощряете один и тот же уровень прилагаемых собакой усилий (опять вопрос критериев)

Когда вводить команду.

Перед тем, как вводить команду, ответьте себе на два вопроса:

1.Нужна ли она мне прямо сейчас? Есть ли другие сигналы, по которым собака ориентируется, что надо делать (положение руки для касания носом ладони, присутствие слалома)?

2.Полностью ли собака понимает критерии, которые я наметила для этого поведения в любом месте без подсказок и намеков с моей стороны?
Когда собака сначала учится проходить слалом, ее исполнение этого упражнения будет не таким хорошим, как через несколько месяцев занятий. Она может неправильно войти, или не дойти весь ряд до конца, или просто идти медленно. Если вы дадите название в виде команды этому несовершенному исполнению, каждый раз, когда вы будете командовать ей, вы будете побуждать ее к неточным или медленным действиям. То, что мы учим первым, мы помним лучше всего! В большинстве случаев собака будет справляться с этими сложностями, но они дадут о себе знать, когда она будет в состоянии стресса. Возможно, на ваших первых соревнованиях ваша собака вспомнит, что раньше команда «Слалом» ассоциировалась у нее с пробегом мимо ряда палок.

Более правильный подход – не называть поведение, пока оно не достигло совершенства. Когда вы готовы ввести команду, подождите, пока не убедитесь, что собака точно собирается выполнить упражнение. Прямо перед тем, как она начнет, тихо дайте ей команду, которой вы отныне хотите обозначать это действие. Если собака получала достаточно подкрепления этого поведения в прошлом, звук вашего голоса не помешает ей закончить действие, и вы сможете поощрить ее как обычно. Если же она остановится, как только вы заговорили, подождите. Не поддайтесь искушению повторить команду. Вам надо, чтобы собака знала, что одна команда требует одного действия. Если вы будете терпеливы, нескольких повторений упражнения хватит, чтобы собака уверенно выполняла ваше задание по первой команде. Гораздо больше времени потребуется, чтобы собака начала выполнять его в любой обстановке в любое время, но и это придет с терпением и практикой.
Если вы меняете команду или, например, переключаетесь с жеста на голос, используются те же принципы: Добавьте новую команду перед прежней, которую собака уже знает. Например, при обучении собаки слалому, если вы сначала использовали команду «Змейка» для прохождения четырех стоек, а теперь ваша собака уже уверенно проходит полный слалом на скорости, вы можете решить, что пора сменить команду на «Слалом». Теперь ваша команда должна звучать так: «Слалом, змейка!» Через несколько успешных повторений вы сможете совсем убрать команду «Змейка».

Стимульный контроль.

Когда вы решаете, что настало время вводить команду, вы должны следить за тем, чтобы не подкреплять реакцию, не вызванную вашей командой. Когда поведение берется под стимульный контроль, животное получает подкрепление только в том случае, если оно предъявлено по команде. Видели ли вы когда-нибудь собаку, знающую несколько дежурных трюков? Каждый раз, когда владелец достает кусочек, собака не ждет команды; она демонстрирует весь репертуар. Это поведение не взято под стимульный контроль.

Точно так же, когда поведение находится под стимульным контролем, то по конкретной команде животное демонстрирует соответствующее поведение, и только его. Если вы попросите собаку сесть, она не ляжет. Если же собака все же ляжет, то это показывает, что ни одна из команд, «Сидеть» и «Лежать», не находится под стимульным контролем, поскольку собака не может их дифференцировать. Если собака стабильно отвечает на команду верно, вы контролируете стимул (команду) для каждой реакции. Чтобы получить этот контроль, не называйте поведение, пока вы не уверены, что собака понимает все критерии, установленные вами для этого действия. Если вы просите дать лапу, а собака кувыркается, ничего не говорите. Подождите, пока собака перестанет предлагать любые варианты и сфокусируется на вас, и потом еще раз попросите дать лапу. Важно не повторять команду сразу. Вы хотите научить собаку реагировать на первую команду. Если вы слишком быстро повторите ее, вы можете связать у собаки вместе нежелательный ответ (кувырок) с подкреплением, которое собака получит, когда в конце концов подаст лапу.

Миф о «желании работать».

Дрессировщики часто определяют собаку как имеющую или не имеющую «желание работать». Собака, выказывающая громадный энтузиазм к обучению и стремящаяся к деятельности, обычно называется «имеющей хорошее желание работать». На самом деле, то, что люди обозначают «желанием работать», является продуктом «истории поощрения», которое не только помогло вам научить собаку определенным навыкам, но и приучило ее любить занятия. Справедливо, что некоторым собакам от природы дан более активный темперамент (Баз очень рано начал это демонстрировать). Этот драйв, или желание работать, однако, можно выработать умелой дрессировкой так же легко, как и погубить неумелой. Называя это явление «желанием работать», мы намекаем, что у некоторых собак оно есть, а у других нет.

К сожалению, эта точка зрения побуждает многих дрессировщиков отказаться от работы с собакой и отдать ее, когда они решают, что у нее нет желания работать. Осознание того, что желание работать создается дрессировщиком с помощью правильного поощрения побудит тренеров заниматься каждой собакой, которую они покупают.

Желание работать и отношение к этому процессу собаки – индикатор того, насколько дрессировщик понимал, что именно он поощрял. Многие тренеры готовы навесить на собаку ярлык из-за того, что она не хочет работать в дождь или в жару, или в холод, но та же самая собака с энтузиазмом гоняется за белками в тех же самых условиях. Разница в ценности поощрения: бегущая белка возбуждает, так что собака очень мотивирована на погоню за ней. Если занятия послушанием или аджилити хоть немного менее захватывающи, чем дразнящаяся белка, то мельчайшее отвлечение или сложность могут побудить собаку отказаться от работы. Использование термина «желание работать» обвиняет собаку за неумелость дрессировщика. Если же определить эту проблему как «недостаточное внимание дрессировщика к поощрению», то обвинения попадут по адресу. Если у вас какая-то проблема в обучении, помните: проверьте свои расчет времени, отбор критериев и уровень поощрения. Не обвиняйте собаку!

Генерализуем поведение.

Когда вы меняете окружение во время дрессировки, вы усиливаете поведение. Люди обобщают очень хорошо, собаки гораздо хуже. Всем приходилось выслушивать жалобы неопытных дрессировщиков - «Но ведь он же дома это делает!» Многие животные хорошо выучивают поведение дома, но с трудом могут воспроизвести его при смене окружающей среды Это особенно заметно, если в новом месте есть много отвлекающих факторов. Значит ли это, что вам придется побывать везде, где вы собираетесь выступать в аджилити, и отработать там касание мишени? К счастью, нет. Другой феномен, связанный с обучением – генерализация. Когда животное повторило поведение в разных местах, понимание этого поведения начинает относиться к любому месту. Изначально, когда вы начинаете менять место занятий, возможно, будет период, когда вам придется быть терпеливым с собакой, пока она не поймет, что вы ждете от нее той же реакции, что и раньше. Если вы продолжите менять место занятий, вы поможете собаке распространить выполнение навыка на любое место.

Ключ к отбору поведения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.019 с.)