Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа D.A.S.H.: организация тренировочных приоритетов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В аджилити мы все хотим, чтобы наши собаки точно выполняли все указания на ненормальной скорости в любых условиях. Но над каким фактором работать сначала? D.A.S.H. - это акроним, который я использую со своими учениками, чтобы описать порядок дрессировочных приоритетов: желание, точность, скорость, условия. Desire - Желание: Первое, что должна ваша собака, – иметь желание работать с вами. Это этап, где вы имеете дело со всеми подавляющими последствиями павловского научения (см.Выработка противоположных условных рефлексов: борьба огня с огнем). Некоторым собакам не хватает желания работать с вами из-за стресса, отвлечения или низкого уровня поощрения. Вместо того, чтобы пытаться учить незаинтересованную собаку сидеть или лежать, вашим приоритетом должно быть усилить это желание с помощью специальных игр (1-2-3 и «потягушки»). У База было полно «D», но поначалу оно не было направлено на меня. Моей задачей было сделать его заинтересованным во мне, а не в окружающем мире. Когда Баз высовывался из-за меня, чтобы посмотреть на соседнего щенка в группе, не имело смысла пытаться учить его сидеть или лежать. Accuracy - Точность: Когда желание вашей собаки сфокусировано на вас, вы можете гораздо более успешно заниматься точностью поведения (например, сидеть или касаться ладони). Вам надо стараться создать один маленький фрагмент поведения за один раз, а не пытаться научить сразу всему комплексу действий. Speed - Скорость: Только когда собака полностью понимает, что вы хотите увидеть, вы можете поработать над скоростью. Скорость приходит с пониманием. Вы не можете быстро вести машину, пока не знаете, куда вы едете (и как контролировать машину). Я не ожидала от База в группе такой же быстрой посадки, как дома, пока он не понял, что «Сидеть» означает сесть немедленно где угодно и когда угодно. Habtitat - Условия: Условия важны в течение всего обучения. Вы должны менять окружающие условия как можно чаще, чтобы помочь собаке научиться применять выученное в любом месте. Только потому, что Баз умел сидеть, перетягивать игрушку или касаться носом руки дома, я не могла ожидать от него такого же уровня исполнения в более отвлекающих условиях (в группе щенков или на соревнованиях по аджилити). У большинства из нас возникли бы проблемы, сядь мы за руль в Англии в первый раз. Наш водительский стаж может быть много лет, но при изменении условий придется ехать медленно, чтобы привыкнуть. Помните об этом, когда теряете терпение из-за собаки, работающей в новом месте. Не все собаки обобщают свои знания с одинаковой скоростью. Вам понадобится поддерживать высокий уровень поощрения, чтобы помочь собаке достичь успеха в как можно большем количестве мест. Генерализуем поведение. Когда вы меняете окружение во время дрессировки, вы усиливаете поведение. Люди обобщают очень хорошо, собаки гораздо хуже. Всем приходилось выслушивать жалобы неопытных дрессировщиков - «Но ведь он же дома это делает!» Многие животные хорошо выучивают поведение дома, но с трудом могут воспроизвести его при смене окружающей среды Это особенно заметно, если в новом месте есть много отвлекающих факторов. Значит ли это, что вам придется побывать везде, где вы собираетесь выступать в аджилити, и отработать там касание мишени? К счастью, нет. Другой феномен, связанный с обучением – генерализация. Когда животное повторило поведение в разных местах, понимание этого поведения начинает относиться к любому месту. Изначально, когда вы начинаете менять место занятий, возможно, будет период, когда вам придется быть терпеливым с собакой, пока она не поймет, что вы ждете от нее той же реакции, что и раньше. Если вы продолжите менять место занятий, вы поможете собаке распространить выполнение навыка на любое место. Ключ к отбору поведения. 1.Выберите то поощрение, которое животное действительно хочет. Драйв к работе создается драйвом к подкреплению. Помните: вся хорошая дрессировка – это передача ценности. Ценность награды переносится на саму работу, что заставляет собаку радоваться самой работе. Если бы вы пытались построить мое поведение, используя зеленый горошек в качестве награды, вы бы ничего не добились, потому что я его не ем. Точно так же собака, не «повернутая» на игрушках, никогда не полюбит аджилити, если вы будете вознаграждать ее игрушкой. Это ее вариант зеленого горошка. Вы должны будете сначала создать драйв к игрушкам, а потом уже перевести этот драйв на аджилити. Чем больше драйва у собаки по отношению к награде, тем больше драйва вы создадите относительно работы с вами. Если вы выбрали такое поощрение, которое собака так любит, что не может соображать, выберите менее ценную награду, пока собака не поймет, чего от нее хотят. 2.Разделите конечное поведение на маленькие элементы, которые реально может предложить животное. Следуйте совету Боба Бэйли: «Будьте тем, кто делит на мелкие части, а не кидает огромные глыбы» (Be a splitter, not a lumper). Большинство людей делают слишком большие ступени к поведению и просят слишком много, подавляя собаку. Например, если бы вы собирались начать учить собаку аджилити, вряд ли бы вы сразу же встали перед качелями с кликером в руках, надеясь, что собака быстро пробежит по ним, дождется, пока они перекачнутся, и встанет на зоне. Сначала, как первый маленький шаг в целой цепочке поведений, вам придется держать мишень в руке и поощрять собаку за приближение к ней. Ключ к хорошей дрессировке – разбивка поведения на выполнимые порции. Простое касание носом мишени становится одним из кусочков прохождения качелей (см.главу 20 о том, как разделить на элементы обучение прохождению качелей). 3.Неотрывное внимание и фокус на работе приходят от вашего контроля за отвлечениями. Контролируя условия, в которых проходит тренировка, вы можете ограничить все остальные источники развлечения для собаки. Собака научится, что все стоящее происходит, когда она работает с вами. Добавляйте отвлечение, только когда вы уже достаточно поощряли собаку за работу. Медленно переводите собаку к более сильным отвлекающим факторам, следуя таблице в Приложении А. Вы не можете ожидать от юного наивного джек-рассела, что он побежит аджилити на кроличьей ферме, если собака сначала не усвоила, как здорово с вами работать. С историей сильного подкрепления вы можете со временем потребовать работы от любой собаки в любых условиях, если вы знаете, как разбить поведение на выполнимые элементы. Разбивка поведения включает и знание того, с какой силы отвлечением способна справиться ваша собака на данном уровне подготовки. 4.Щелчок не означает окончание поведения. Собака учится всегда. Если вы щелкнули, вы должны поощрить собаку, но если вы работаете над выдержкой в положении сидя, вам не надо, чтобы собака срывалась с места после щелчка, чтобы подлететь к вам за кусочком. Иначе получится, что вы подкрепляете срыв выдержки. Чтобы пройти через этот парадокс, вам надо разделить поведение на маленькие шаги. Начните очень близко от собаки, чтобы у нее не было шанса передвинуться после щелчка, поскольку вы поощрите ее, стоя рядом с ней. Убедитесь в том, что вы учите собаку тому, что только по голосовой команде она может изменить положение, в котором находилась (сидеть, лежать, выдержка на старте, столе или зоне в аджилити). 5.Вы получаете то, за что щелкаете (What you click is what you get - одно из любимых высказываний Боба Бэйли). Если вы работаете над статичным поведением (выдержка в положении сидя, например), вы можете щелкать и поощрять за одну и ту же реакцию подряд, поскольку вам надо, чтобы собака не двигалась. Если вы работаете над поведением в движении (например, высыл к столу в аджилити), вам надо следить за тем, чтобы не подкреплять одну и ту же реакцию снова и снова. Например, если вы щелкнули собаке за один шаг в сторону стола и сохранили этот критерий еще в течение 10 попыток подряд, ваша собака сделает вывод, что есть нечто особенное в том, чтобы шагнуть в сторону от вас. Если же вы останетесь на этом этапе не больше, чем на одну-две попытки, а потом будете ждать, пока собака не сделает больше одного шага, вы можете построить движение от вас. 6.Пусть ваши тренировочные сессии будут короткими, записывайте как можно больше о каждой из них (количество поощрений/количество тайм-аутов, время и место занятия, что использовалось в качестве подкрепления). Это поможет вам избежать повторения ошибок. 7.Стремитесь выполнять программу D.A.S.H. на каждой стадии тренировки до того, как считать шаг пройденным. Многие дрессировщики непреднамеренно учат собак медленному или нечеткому выполнению команды. Например, если вы научили собаку медленно проходить четыре палки слалома, а потом поставили ей полный комплект, вы получите собаку, медленно проходящую полный слалом из 12 стоек. Вы должны достигать D.A.S.H. на каждом этапе. Добейтесь точности в четырех стойках, но не двигайтесь дальше, пока собака не научится быстро проходить их. Поскольку подкрепление усиливает проявление поведения, чем дольше вы поощряете медленное или неточное выполнение, тем сложнее будет получить несовместимое с этим выполнение (быстрое и точное). 8.Всегда планируйте тренировку и придерживайтесь плана. Перед тем, как начать занятие, убедитесь, что в вашем плане есть: а) Какую реакцию вы хотите получить? Знание критерия, который вы будете отбирать, и его достижимость с конкретной собакой в конкретных условиях. б) Можно ли эту реакцию разделить на еще более мелкие элементы? Тренировочная сессия со слишком большим количеством критериев расстроит собаку и дрессировщика. Разбейте поведение на выполнимые части, которые приведут собаку к успеху. в) Думайте. Можете ли вы уменьшить неверные ответы собаки, манипулируя окружающей средой? Например, если вы хотите научить собаку запрыгивать на стул, в начале вы должны стоять очень близко к очень низкому стулу. г) Знание реакций, которые вы точно не хотите видеть в этом поведении. Если ваш план содержит «неправильные» реакции собаки, которые она может предложить, вам будет проще придержать награду, когда вы столкнетесь с этими ответами во время занятия. Например, если вы хотите научить собаку касаться носом мишени, важно, чтобы вы не поощряли касание мишени лапами, зубами или щекой. д) Планируйте ваши движения. Где вы будете стоять? Как вы будете держать все, что вам нужно для занятия? Где будет находиться поощрение? Не надо задерживать награду или шарить по карманам в поисках лакомства. Одно из самых больших отличий великого дрессировщика от обычного – автоматические четкие движения. Потренируйтесь без собаки, чтобы не испортить ее успех своей неуклюжестью. е) Подумайте о силе отвлекающих факторов в месте занятий. Ваша собака будет справляться с все более сильными отвлечениями по мере того, как поощрение будет подкреплять ее внимание к работе. Внимание, направленное на вас, - побочный продукт хорошей дрессировки, но он развивается, если не перегружать собаку на ранних стадиях. В начале вам придется подметать пол от упавшего лакомства и убирать игрушки из зоны досягаемости. Планирование занятий может занять много времени, но вы более чем просто возместите эти вложения, поскольку тренировки будут более эффективными. ГЛАВА 2. Решение. Важно следующее: быть в любой момент готовым пожертвовать тем, что ты есть, ради того, чем ты можешь стать. Летом 1996 года у меня было три собаки: Шелби, восьмилетний джек-рассел, бордер-колли Стони пяти с половиной лет, и джек-рассел Твистер, три с половиной года. С тех пор, как у меня последний раз был щенок, прошло три года, и я начала обдумывать варианты приобретения еще одной собаки. Я всегда считала, что три собаки – идеальное количество и для жизни, и для занятий, особенно если вы так же одержимы дрессировкой, как я. Когда занимаешься с тремя собаками, нет опасности перегрузить собаку (слишком много дрессировки иногда может принести больше вреда, чем пользы). Три собаки составляли идеальное содружество – нет недостатка в приключениях с тремя абсолютно уникальными личностями, но есть возможность сохранять довольно гибкий режим жизни, и я всегда знала, что могу приехать всей толпой навестить семью и не показаться чересчур обременительной. Так что я решила, что торопиться увеличивать количество собак я не буду, но если попадется «подходящий» щенок, я его возьму. Я начала неторопливый поиск следующей собаки. Поскольку тенденция в собаках у мня была «маленькая собака-большая собака-маленькая собака», была очередь большой собаки. Подруга, Мэри Софорд, у которой жила однопометница моей феноменальной собаки Стони, сообщила, что собирается повязать свою суку Меган. Это был бы дубль помета, который вырос в отличных собак. Я сообщила ей о своем интересе, и она пообещала, что я смогу выбрать кобеля из этого помета. Вязка должна была состояться не раньше начала 1997 года, что было для меня идеально – у меня было время привыкнуть к мысли о четвертой собаке. У меня со Стони всегда была особая связь. Она была потрясающей, чудесным домашним любимцем и выдающейся спортивной собакой. Тем летом Стони выиграла Гран-при USDAA. В следующие выходные она получила лучший балл дня в высших классах на чемпионате США по послушанию. Еще через выходные она была замыкающей в команде, установившей мировой рекорд скорости во флайболе. Стони была тем, что я называю «единственной в жизни» собакой. Она не только была среди лучших в любых соревнованиях, она была воплощением мечты о домашнем любимце. Она всегда хотела помогать мне. Она любила свернуться калачиком на кушетке, но немедленно мчалась поднять то, что упало у меня со стола, когда я работала. Она никогда не отходила от меня дома, просто на случай если она понадобится. Стони была идеальна во всех отношениях. Она была моей любимой девочкой, и по моим стандартам ни один бордер-колли не мог с ней сравниться. По мере того, как лето 1996 года подходило к концу, я начала сомневаться в своем выборе следующего щенка. Происходивший от ее однопометницы, будущий щенок был обязан напоминать Стони. Я боялась, что буду несправедливо сравнивать развитие и успехи щенка со Стони и расстраиваться, если щенок не будет идеален. Осенью 1996 года я сообщила Мэри о своем решении. Я все еще хотела кобеля из этого помета, но, если она не против, щенок отправится к моей подруге и коллеге по аджилити Линде Мекленбург, которая тоже подыскивала новую собаку. Мэри согласилась, и Линда получила свою собственную «единственную в жизни» собаку, Awesome. Он, как его тетя Стони, выиграл множество соревнований по аджилити и был в составе команды США, которая завоевала золото на чемпионате мира FCI. Я знала, что он будет великой собакой, но никогда не сожалела о своем решении. На этом этапе моей жизни в сердце у меня не было места для еще одной похожей на Стони собаки. Я верю, что все имеет свои причины. Решение не брать щенка, который был потенциальным чемпионом, было одним из поворотных решений в моей карьере дрессировщика. Я знала, что если я хочу новую собаку, я должна либо взять другую породу, либо найти бордер-колли, который физически и умственно полностью отличался бы от моей любимой девочки. В мою жизнь вошел Cedar's High On Emotion, более известный как Баз. ГЛАВА 3 Возвращение домой Самое большое удовольствие в жизни – делать то, что люди говорят, ты не можешь сделать. Последнее, что могло прийти мне в голову, когда знакомые попросили меня оценить помет бордеров в ноябре 1996 года – что я вернусь домой с собакой. И поверьте мне, я сопротивлялась целую неделю. Но малыша База нельзя было отвергнуть. Я взяла его «на пробу» на один день. Этот милый щенок ездил со мной в клетке на переднем сиденье моей машины целый день, пока я работала (в то время я была представителем фирмы ветпрепаратов). Он вышел на 45 минут на ужин, а потом снова сидел в клетке перед залом, где я два часа вела занятия по аджилити. Он ни разу не пискнул. К этому моменту я была уверена, что он или болен, или напрочь лишен драйва. Но меня ждал сюрприз. Когда мы вернулись вечером домой, этот чудесный щенок два часа бесился в комнате, а потом проспал целую ночь. Прекрасно! Во время этого «испытательного срока» Баз (я знала, что «проба» в опасности, когда я дала ему имя) носился сломя голову по кухне. Он подпрыгнул и дотянулся до ветки филодендрона, из-за чего весь горшок рухнул с подоконника, с полутора метров над его головой. Горшок разбился об пол, а бесстыжий Баз нырнул в растение – оценив тот факт, что он хотел всего один листочек, а оказался настолько удачлив, что получил все растение! Я поняла, что малыш с такой уверенностью и характером должен остаться. Так что я шагнула в мир владелицей четырех собак. Это было решение, о котором я никогда не сожалела. Что в первую очередь привлекло меня в Базе – его присутствие в комнате нельзя было не заметить. Кроме того, у меня всегда была слабость к красным бордерам. Баз происходил от отличных родителей – его мать в свое время во флайболе была одной из самых быстрых собак в мире, а отец известен прекрасными результатами в послушании. Так что все, на что требовалось посмотреть – это на темперамент; Баз был изумителен, и его уверенность и энергичность росли с каждым днем. Хотя я не очень верю в щенячье тестирование темперамента, есть черты, которые я хочу видеть в щенке: 1.Первое, на что я смотрела, когда выбрала База, был высокий уровень энергии. Я считала, что слишком много драйва не бывает. Я думала, что собаки «без башни» такими не рождаются, а становятся в результате плохой дрессировки (еще один сюрприз, ожидавший меня). 2.Мне хотелось, чтобы щенок не боялся шума или резких движений. Я предполагала, что буду ошибаться во время его дрессировки, и не хотела, чтобы он испугался или отказался работать, если я на него случайно наступлю. 3.Последнее, что я искала – щенок должен был хорошо относиться к людям. Щенком Баз влетал в комнату, повизгивая от возбуждения, пока не облизывал каждое лицо и не обнимался с каждой парой рук. Забавно – это его качество так и не изменилось с возрастом. Когда я выбирала База из других щенков этого помета, я больше смотрела на темперамент, чем на экстерьер. В семь недель я видела, что Баз мог бы быть и получше сложен, хотелось больших углов задних конечностей и менее прямого плеча. Я не знала тогда, но со временем обнаружила, что строение спортивной собаки очень сильно влияет на ее результаты. Однако то, чего моему щенку не хватало физически, он с лихвой возмещал старанием. Он был готов делать все, что я его просила, и вместе мы начали извилистый путь обучения, который буквально изменил наши жизни. ГЛАВА 4 Да начнутся игры! Любой факт, с которым мы сталкиваемся, не так важен, как наше отношение к нему, поскольку именно оно определяет наш успех или неудачу. Крошка Баз официально стал моим в семь с половиной недель. Мы начали заниматься в тот же вечер. Заводчица щелкала щенкам кликером во время кормления, так что Баз знал, что значит этот звук: когда его слышишь, мама даст тебе вкусненького. Чтобы усилить реакцию щенка на щелчок, я приучала его к звуку с действительно вкусной едой. Я купила Базу мяса – он очень быстро полюбил кликер. Я много играла со всеми щенками, которых вырастила, и Баз только выиграл от моего опыта. Все эти игры, и те новые, которые мы придумали с Базом, помогали развить устойчивые рабочие отношения друг с другом. Баз научился с нетерпением ждать, когда мы начнем играть, что помогало создать его желание работать со мной в любом месте. Игра №1: Внимание Во время первой недели со мной я щелкала Базу каждый раз, как он на меня смотрел. Он скоро выучил, что это очень полезно – искать мамин взгляд. Я построила эту игру, основываясь на слегка измененном упражнении дрессировщицы Крис Бах. Стоя на коленях перед щенком, я держала кусочек на вытянутой в сторону руке. Щенок плясал вокруг, пытаясь достать еду. Когда он отвернулся от руки, я щелкнула ему и отдала кусочек. Баз скоро понял, что чтобы получить кусочек, недостаточно просто отвернуться от него, он должен был посмотреть мне в лицо. Я усложнила задачу, опустив руку с лакомством ниже, чтобы щенку казалось проще допрыгнуть и схватить кусок. Каждый раз, как Баз пытался выдернуть куоск, я просто закрывала ладонь в кулак. Когда он отходил от руки, я открывала ладонь снова, чтобы он мог видеть лакомство. Скоро Баз выучил, что если он чего-то хочет, то надо посмотреть мне в глаза, и тогда, возможно, он это получит. Игра №2: Потягушки Все щенки, когда играют с однопометниками, демонстрируют форму добычного инстинкта, заложенного в них природой. Это тот драйв, который побуждал их предков добывать пищу в дикой среде. Любой щенок с добычным инстинктом будет играть с игрушкой. Баз не был исключением. Я опустилась на колени и протащила по полу длинную мягкую игрушку, имитируя змею и издавая смешные звуки. Баз немедленно бросился на добычу. Он схватил ее и был счастлив, когда я легонько сопротивлялась ему, чтобы ему приходилось тянуть игрушку. Когда Баз полюбил играть, я использовала этот отличный мотиватор, чтобы закреплять разные навыки. Я учила его, что выполнение критериев влечет за собой игру. Вскоре после первой игры он совершенно сходил с ума при виде игрушки. Он налетал на меня, пытаясь достать ее и визжа как дикий кот. Вместо того, чтобы позволять ему играть, я ждала, пока он сделает что-нибудь другое. Все, что угодно. Он мог сесть, лечь, встать – что угодно кроме попыток выхватить игрушку. Как только он начинал вести себя тих, я говорила «Да» и предлагала играть. «Да» в этом случае выполняло роль маркера (как и кликер), и щенок понимал, что он вел себя правильно и заслужил поощрение. Баз выучил, что чтобы начать игру, надо игнорировать игрушку и смотреть на меня (как и в игре с кусочком). После нескольких успешных занятий я добавила в его словарь новое слово - «Хватай» - перед тем, как дать ему игрушку. Игра №3: Догони! Поскольку все предки База по обеим линиям пасли скот, у База был силен пастуший инстинкт. Поэтому его было просто научить этой игре. Я начинаю играть в нее со своими щенками очень рано, что приучить их к своим движениям – когда я поворачиваю плечо от них, чтобы убежать, они преследуют меня. Играя в эту игру, я слежу, чтобы щенок догонял меня именно с той стороны, через какое плечо я его позвала. Когда Баз догонял меня, я подставляла ему игрушку, и мы играли в потягушки. Когда щенок начинал улавливать смысл игры, я начинала добавлять фразу «Догоняй» перед тем, как начинать убегать. Эта фраза сразу приводила База в состояние предвкушения игры. Игра в догонялки выявила первые признаки любви База поголосить. Уже на второй или третий раз Баз начал предлагать свой вариант игры – он гнался за мной с громким визгом. Уже наученная горьким опытом с моей последней собакой – Твистером (джек-рассел-терьером), я немедленно решила убрать звуки из игры. Так что если я говорила «Догоняй» и бежала, я позволяла Базу преследовать себя только если он молчал. Как только он начинал вопить, я немедленно останавливалась и садилась, игнорируя его некоторое время. С таким азартным щенком как Баз, я знала, этот урок будет постоянным. Оглядываясь сейчас назад, я думаю, я ненамеренно подкрепляла его вопли. Когда мы играли в догонялки, он рассматривал меня как убегающую добычу. Бордер колли хотят, чтобы их добыча (овцы) остановилась. Так что когда Баз начинал лаять и я останавливалась, на самом деле я подкрепляла то, от чего пыталась избавиться. Баз происходит из линий бордер колли, которые лают во время работы. Великие собаки в аджилити Спиффи (Линды Мекленбург) и Спринг (Джули Дэниелс) тоже лают на трассе. Так уж получилось, что их отец – брат матери База. Могла ли я отучить его лаять? Возможно, но я думаю, я делала ошибки, которые ненамеренно поощряли его вопли. ГЛАВА 5 Строим и контролируем драйв Ключ к успеху – один маленький шаг за один раз. Пытайтесь достичь достижимого. В 9 недель у База был уже отличный подзыв с выдержкой, который он выучил в процессе игры. Ему нравились наши обучающие игры, и я очень любила играть с таким старательным партнером. Отбирая нужное поведения, я позволяла Базу быть «думающим» щенком. Я не манипулировала им физически, заставляя что-то сделать, и не наводила кусочком, чтобы он сел или лег. Ограничивая выбор в окружающей среде, я делала так, чтобы Баз искал поощрение в том, что я выбрала. Эта стратегия помогла создать щенка, сфокусированного на мне и желающего играть. Игра №4. Сидеть, Хватай Когда щенок полюбил потягушки, я повысила требования. Я постепенно отбирала поведение так, что Баз начал садиться перед началом игры. Я ходила вокруг него с игрушкой вне его досягаемости, немного его дразня. Мне было неважно, что делает щенок – сидит, стоит или еще что-нибудь, главное, что он за мной внимательно наблюдал. В момент, когда он сел, я щелкнула и сказала «Хватай», и мы весело играли в потягушки. Баз быстро выучил, что чем быстрее он сядет, тем раньше начнется игра. Через пару дней я добавила команду «Сидеть», и пожалуйста! - Баз садился по команде – даже в двух метрах от меня. Примечание: детальное описание игр можно найти в книге Ruff Love Игра №5. Отшлепай меня! Вы когда-нибудь наблюдали за двумя играющими собаками? Они очень много толкают друг друга. Можно использовать это, чтобы улучшить отношения с щенком. Я начала эту игру, когда мы с Базом перетягивали игрушку. Я начала мягко хлопать его по попе, бокам, плечам и морде. Я постепенно усиливала хлопки, так что уже фактически шлепала его. Во время игры я заводила его голосом или рычала. Если Баз отпускал игрушку, я понимала, что была слишком груба. Для некоторых щенков эта игра начинается с прикосновения одним пальцем, пока они не привыкнут. Баз никогда не боялся этой игры и наслаждался ей. Во время занятий аджилити собака будет биться корпусом о слалом и туннели изнутри. Эта игра поможет вам приучить щенка к этим ощущениям. Игра №6: Дай! Было очень легко научить команде «Дай» во время игры в потягушки. В разгар игры в «Отшлепай меня» я внезапно остановилась, замерла, перестала тянуть игрушку и поднесла кусочек лакомства к носу щенка. Баз был так удивлен, что выпустил игрушку – в этот момент я щелкнула и покормила его. Очень быстро он понял, что когда я снижаю активность во время игры, ему дадут кусочек, так что он начал бросать игрушку как только я переставала ее тянуть. Когда я поняла, что щенок точно отпустит ее, я ввела команду «Дай». Важно понимать, что лакомство я давала только первые два-три раза за всю жизнь База. Будьте осторожны, иначе попадете в ловушку: щенок будет отпускать игрушку только после того, как увидит лакомство. Игра №7: «Ко мне» Каждый раз, как я оказывалась в новом для собаки месте, я пользовалась возможностью отработать с ним подзыв. Я просила кого-нибудь подержать щенка, человек опускался на колени и придерживал База под грудь, в то время как я отходила на 1-1,5 м и звала его по имени. Иногда вместо клички я использовала команду «Ко мне». Я не произносила вместе кличку и команду. Если вы всегда говорите «Дик-ко мне» как одно слово, собака привыкает именно к этому сочетанию. Если же использовать их по очереди, щенок выучит, что и его кличка, и команда «Ко мне» означают «Ты мне нужен прямо сейчас». Позвав База, я поворачивалась и бежала от него. Моей целью было, чтобы щенок вырвался из рук помощника и как можно быстрее бежал ко мне. Если бы я сразу уходила слишком далеко, Базу могло не хватить уверенности в себе, чтобы бежать очень быстро, так что я начала с небольших расстояний и постепенно увеличивала их. Советы по подзыву 1.Старайтесь использовать для поощрения подзыва игрушку для перетягивания, а не лакомство или мячик. Бросание мячика за выполнение команды поощряет у щенка получение удовольствия вдалеке от вас. Поедание кусочка делает процесс поощрения слишком коротким и скучным. Предпочтительнее всего перетягивание, поскольку оно продолжает улучшать ваши отношения после выполненной команды. Вы становитесь важной частью процесса поощрения, и следовательно, будете очень важны для щенка. Это происходит от того, что процесс поощрения будет длиться дольше, чем само выполнение команды, и вы вместе с щенком радуетесь игре. Естественно, вы можете использовать этот способ поощрения только в том случае, если вы выработали у собаки драйв к игре. 2.Также очень важно держать игрушку спрятанной, пока вы зовете и убегаете. Нам не надо, чтобы щенок считал, что по команде «Ко мне» надо искать игрушку. Щенок должен знать, что команда «Ко мне» не зависит от того, что он получит за ее выполнение. Игрушка – это поощрение, а не взятка. Если вы будете прятать игрушку, щенок выучит, что надо бежать за вами независимо от того, видит он поощрение или нет. 3.Будьте внимательны ко времени подзыва и поощрения. Варьируйте точку, с которой вы подзываете собаку и начинаете убегать. Иногда бегите, как только позвали щенка. Иногда подождите, пока щенок вас почти догонит, и только тогда начинайте двигаться от него. Иногда не бегите вообще. Не надо учить щенка догадываться по вашим движениям, что надо делать. Меняя точку старта, вы исключите подсказки телом и движением. Собака будет подходить к вам независимо от того, бежите вы от нее или нет. Побег и преследование – веселая игра, так что оберните ее себе на пользу, но не перестарайтесь. 4.Отрабатывайте также подзыв щенка из лежачего положения. Когда я поначалу укладываю щенка, я не отхожу от него и держу игрушку наготове. Я хочу добиться от щенка «взрыва» из положения лежа, чтобы он взлетал от желания поиграть. Это помогает научить быстрому сходу со стола и красивому подзыву на обидиенс. Игра №8: «Раз-два-три, хватай!» Подзывы с удержанием – основа для этой игры. Поскольку я отработала подзыв тысячи раз, пока Баз был совсем маленьким, он не только научился радоваться тому, что его держат незнакомые люди, но и узнал, как здорово бежать ко мне в самых разных местах. Баз учился, что чтобы получить то, что он хочет, сначала надо сделать то, что я хочу. Эта идея – квинтэссенция принципа Примака, которую я использовала во время обучения. Это был его первый урок послушания, и, для такого щенка как Баз, это был жизненно важный урок. Играя в игры на послушание, вам всегда надо следить за тем, чтобы это был воодушевленный самоконтроль со стороны собаки. Вы можете играть в «Раз-два-три, хватай» с щенком, который никогда не сделает попыток сорваться, чтобы поиграть побыстрее. Но этот щенок никогда не будет иметь нужного драйва к работе. Он будет безмятежно сидеть, пока вы его не отпустите, а не быть наготове в ожидании игры. Страсть к работе и послушание всегда надо вырабатывать одновременно. Эта страсть лучше воспитывает в щенке самоконтроль, чем принудительное послушание, которое мы часто видим, когда дрессировщик применяет физическое воздействие. Щенок, наученный сдерживать себя, будет выглядеть совсем не так в ожидании игры. Этот щенок будет ошибаться и пытаться начать игру раньше. Относительно высокий процент ошибок означает, что он пытается предвосхитить ваши действия. Это означает, что он не может дождаться игры, так она ему нравится. Этот энтузиазм превратиться в любовь к работе с вами. В начале обучения этой игре хороший процент ошибок – 15-20%. Больше означает, что вы слишком много хотите от щенка и вам надо снизить сложность упражнения. Не надо разочаровывать щенка, иначе он расстроится и откажется от игры. Щенок понимает, когда он прав, через поощрение. Отсутствие поощрения даст ему понять, что он поступил неправильно. Когда Базу было 10 недель, у него был надежный подзыв из фиксированного положения на расстояние 5 м, сделанный с помощью подзыва с удержанием, догонялок и игры «Раз-два-три, хватай». Игра №9: Ладонь-мишень Это простая игра, но очень полезно иметь ее в своем активе. Баз рано научился ей, и быстро стал ей одержим. Я начала, опустившись на колени на пол и убрав руки за спину. В моей правой руке был кликер и лакомство; в левой не было ничего. Как только Баз глянул на меня, я вынула левую руку из-за спины и поднесла ее открытой ладонью примерно на 25 см от него. Будучи любопытным щенком, Баз немедленно подошел понюхать руку. Как только он двинулся к ней, я щелкнула и переложила лакомство из правой руки в левую. Так что Баз получил лакомство из левой руки, хотя она не двинулась с места. Баз быстро выучил, что если толкнуть носом ладонь, он получит кусочек. Это была прекрасная игра, дающая возможность переключить его внимание на себя в отвлекающей обстановке. Я никогда не давала этому действию названия-команды; я просто выставляла руку. Поэтому Базу приходилось все время посматривать на меня, чтобы не пропустить удобный момент заработать вкусное. Не забывайте научить собаку касаться как левой, так и правой руки. Это умение потом можно перенести на касание носом пластиковой мишени для обучения быстрым зонам в аджилити.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.189.253 (0.014 с.) |