Специальный курс дрессировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальный курс дрессировки



 

Цель специального курса дрессировки (СКД) — выработать у собаки навыки, необходимые для ее использования в определенных службах. Для каждого вида службы у собак необходимо выработать специальные навыки (злобность, недоверчивое отношение к посторонним и др.). К специальной дрессировке приступают после того, как собака пройдет общий курс дрессировки.

Для специальной дрессировки используют инвентарь, применяемый для общего курса дрессировки, и дрессировочный костюм, пальто, рукав, шлейку, прут, жгут, пинцет (для раскладки предметов на выборку).

 

Защитно-караульная служба

 

Защитно-караульная служба использует собак для выборки и охраны вещей, защиты дрессировщика (хозяина), задержания, конвоирования и охраны людей.

Для защитно-караульной службы наиболее пригодна немецкая овчарка. Успешно работают южнорусская овчарка, колли, ротвейлер, эрдельтерьер, ризеншнауцер и черный терьер. Собаки должны быть физически крепкими, рослыми, достаточно возбудимыми, с хорошим обонянием, слухом и зрением.

К специальным навыкам собак защитно-караульной службы относятся выборка вещей по индивидуальному запаху, охрана вещей, недоверчивость к посторонним, задержание, конвоирование, охрана людей и защита дрессировщика.

Выборка вещей. Для того чтобы собака безошибочно и быстро выбирала вещи человека по запаху, необходимо выработать у нее навык принюхиваться по команде «Нюхай!», приучить четко различать, дифференцировать индивидуальный запах человека, приучить по определенному запаху выбирать вещь с таким же запахом и подносить ее к дрессировщику.

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Нюхай!» и жест (правую руку ладонью вниз в сторону предметов, разложенных для выборки, затем опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед). Вспомогательные условные раздражители — апортировочный предмет дрессировщика, команды «Апорт!», «Дай!», восклицание «Хорошо!», безусловные раздражители — лакомство и поглаживание. Выработку навыка следует начинать до развития у собаки злобы. Из навыков ОКД необходимы подход к дрессировщику, посадка и апортировка.

В первый период дрессировки у собаки вырабатывают навык выбирать вещи (предметы) по запаху дрессировщика. Для этого используют апортировочный предмет дрессировщика. Помощник дрессировщика на открытом месте, лишенном сильных запахов и других отвлекающих раздражителей, кладет в один ряд на расстоянии 30–40 см друг от друга два-три предмета, аналогичных апортировочному предмету дрессировщика, например деревянные палочки. Для этого используют пинцет (предметы заготавливают в достаточном количестве перед занятием; чтобы они не имели посторонних запахов, их хорошо проветривают и переносят в сумке, корзине или ящике). Разложив предметы, помощник уходит в сторону. Дрессировщик, посадив собаку на расстоянии трех шагов от предметов, дает ей понюхать свой предмет. Для этого он левой ладонью обхватывает морду собаки так, чтобы она не могла открыть пасть, а правой подносит к ее носу предмет и держит его на расстоянии 2–4 см. При этом он произносит команду «Нюхай!». Если собака начинает принюхиваться, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и повторяет команду. Оставив собаку в положении сидя, он подходит к разложенным предметам и незаметно для собаки подкладывает свой предмет к остальным. Предмет с запахом дрессировщика можно подкладывать только пинцетом. Это может делать помощник.

Вернувшись к собаке, дрессировщик по команде «Нюхай!» и жесту посылает ее на выборку и наблюдает за ней. За правильную выборку собаку поощряют восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Лакомство следует давать только левой рукой, а предметы для выборки и выбранный предмет брать правой.

Если собака пытается взять чужой предмет, дрессировщик дает команду «Нюхай!» строгим тоном и побуждает ее принюхиваться. Если собака взяла чужой предмет, дрессировщик берет его и, отбросив, вновь посылает собаку на выборку. Если собака, обнюхав предмет дрессировщика, не берет его, он подает команду «Апорт!».

В течение одного занятия выборку проводят не более 2–3 раз. Когда собака приучится выбирать вещь дрессировщика (обычно после двух-трех занятий), количество стараются увеличить, используя носовые платки, перчатки, рукавицы, носки и др. При этом выбираемую вещь (с запахом дрессировщика) кладут среди трех-четырех других вещей (с запахом помощника).

Если собака при выборке не проявляет активности, апортировочный предмет подбрасывают к разложенным предметам у нее на виду, а команду «Нюхай!» подкрепляют командой «Апорт!». Если собака слабо принюхивается и хватает то одну вещь, то другую, ее берут за поводок, подводят к разложенным предметам, наводят на выбираемую вещь и командами «Нюхай!» и «Апорт!» побуждают принюхиваться и взять предмет. При попытке схватить другую вещь используют запрещающую команду «Фу!», но приглушенным голосом. Такие упражнения проводят несколько раз, предоставляя собаке все большую самостоятельность. Правильную выборку следует немедленно поощрять, а неправильную — затормаживать.

После того как собака начнет четко выбирать по запаху предмет дрессировщика из трех-четырех предметов одного помощника, количество помощников постепенно увеличивают (каждый предмет имеет запах одного помощника), предметы для выборки разнообразят (платки, перчатки, носки и др.), а дрессировщик дает собаке понюхать не только свои предметы, но и ладонь. После трех-четырех занятий, если собака хорошо выбирает предметы, переходят ко второму периоду дрессировки.

Теперь у собаки вырабатывают навык выборки вещей не дрессировщика, а любого человека. Один из помощников раскладывает три-четыре своих предмета в ряд на расстоянии 30–40 см друг от друга. Другой помощник подкладывает к ним одну из своих вещей, а вторую оставляет в 3 м от разложенных предметов. После этого к месту выборки подходит дрессировщик с собакой. Посадив собаку возле оставленной в стороне вещи и взяв пальцами правой руки за один ее конец, другим концом он подносит ее к носу собаки и подает команду «Нюхай!». После того как собака понюхала вещь, ее незаметно отбрасывают назад. Затем дрессировщик по команде «Нюхай!» и жесту правой руки в сторону предметов пускает собаку на выборку. Дрессировщик должен знать, где лежит нужная вещь (это называется контрольной выборкой). Если собака плохо принюхивается к разложенным предметам, дрессировщик использует команду «Нюхай!». Если она не берет обнаруженную по запаху вещь, применяется команда «Апорт!». При попытке собаки схватить вещь другого помощника подают команду «Фу!». За правильную выборку собаку поощряют восклицанием «Хорошо!» и лакомством.

Со временем помощники дрессировщика должны меняться. Необходимо усложнять выборку предмета помощника (увеличивать количество раскладываемых вещей, использовать вещи разной формы, из разного материала, крупные и мелкие). Перед этим полезно приучить собаку к апортировке аналогичных предметов.

После того как собака научится выбирать вещь помощника из трех-четырех предметов, ее приучают по той же методике выбирать вещи помощника (основного) из вещей трех помощников (каждый из них кладет перед выборкой на расстоянии 30–40 см друг от друга одну свою вещь).

Для развития чутья собаку приучают к выборке предметов с ослабленным запахом помощника. Для этого основной помощник одну свою вещь (предмет) подкладывает на место выборки к предметам других помощников, а три-четыре другие вещи кладет в 4–5 м в стороне. Эти предметы используются поочередно для выборки собакой через 5, 10, 15 минут и более. Дрессировщик подкладывает их к разложенным предметам с помощью пинцета и каждый раз на другое место.

В дальнейшем выборку проводят не только на спортивно-дрессировочной площадке, но и в других местах.

Дрессировщик-любитель должен использовать для выборки вещи разных людей. Чем чаще меняются помощники, тем лучших результатов удается достигнуть. К концу занятий следует от контрольной выборки переходить на «слепую». В этом случае дрессировщик не знает, где находится вещь основного помощника, а контроль за его работой осуществляет инструктор или основной помощник.

При выработке навыка выборки вещей по запаху возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) проведение первоначальных упражнений по выборке при наличии сильных отвлекающих раздражителей (посторонние люди, транспортные средства и др.), что затрудняет выработку навыка;

2) длительное использование одного и того же основного помощника, вследствие чего собака привыкает к его запаху и плохо работает по выборке вещей других людей;

3) использование предметов с наличием посторонних запахов (мяса, слюны собаки и др.), привлекающих собаку и мешающих выборке;

4) более сильное насыщение запахом основного помощника выбираемой вещи по сравнению с другими вещами (нежелательная связь на силу запаха);

5) неоправданные «наводящие» действия дрессировщика при выборке (например, восклицание «Хорошо!» при подходе собаки к выбираемой вещи, злоупотребление командой «Апорт!», вследствие чего собака хватает ближайшую вещь, а выборку по запаху не делает).

Охрана вещей. Приучая собаку охранять вещи, хозяин (дрессировщик) пытается выработать у нее навык находиться в состоянии длительной настороженности около вещей по команде «Охраняй!», а также воспитать навык охраны своих вещей.

Условным раздражителем при выработке навыка является команда «Охраняй!», вспомогательными — команды «Лежать!», «Место!», «Фу!», восклицание «Хорошо!», безусловные раздражители — удары прутом, жгутом, привлекающий внимание собаки предмет, лакомство.

Из навыков необходимы укладка собаки с выдержкой и возвращение на место. У нее должны быть выработаны злобность и недоверие к посторонним.

Для занятия выбирают место без отвлекающих раздражителей, такое, где можно привязать собаку на цепь. Поблизости должно быть укрытие для помощника. Для первых упражнений берут вещь, хорошо знакомую собаке (апортировочный предмет, свернутый длинный поводок, плащ дрессировщика, бачок для корма и др.). Привязав собаку на цепь, дрессировщик дает команду «Лежать!». Собака ложится. Перед ее передними лапами кладут вещь так, чтобы она могла ее достать. Подав команду «Охраняй!», дрессировщик становится рядом с собакой. Из укрытия выходит помощник и несколько раз спокойно проходит мимо собаки в разных направлениях. Если она сразу начинает лаять и набрасываться, дрессировщик подает команды «Место!» и «Лежать!». Если собака спокойно лежит около вещи, помощник подходит и делает попытку взять вещь. Для того чтобы привлечь внимание собаки, он рукой, палочкой или проволокой (ее заранее прикрепляют к вещам) передвигает вещь перед мордой собаки, а затем подтягивает ее к себе. Дрессировщик подает команду «Охраняй!». Как только собака набросится на помощника, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Помощник прячется в укрытие. После того как собака успокоится, он появляется вновь, и упражнение повторяют.

Чтобы разозлить животное при охране вещи, помощник, пытаясь взять вещь левой рукой, правой жгутом или прутом наносит собаке легкие удары.

Для усвоения навыка (чтобы собака охраняла вещь до 10–20 минут) дрессировщик берет ее на длинный поводок и, подав команды «Охраняй!» и «Место!», отходит на 3–4 шага назад. Если собака пытается отойти от вещи или преследует помощника, дрессировщик по команде «Место!» и рывком поводка возвращает ее к вещи.

Чтобы приучить собаку самостоятельно охранять вещь, дрессировщик на занятиях все дальше отходит от нее и, наконец, прячется в укрытие. Попытку собаки следовать за ним пресекают командой «Место!». Выдержка собаки около вещи поощряется восклицанием «Хорошо» и лакомством.

Усложняя упражнение, помощник пытается отвлечь внимание собаки ласковым обращением и лакомством. Подойдя к ней и называя кличку, он левой рукой предлагает собаке или бросает в сторону кусок лакомства, а правой пытается взять вещь. Если собака отвлеклась, помощник, схватив вещь, легко ударяет ею собаку и, обронив, убегает. При попытке взять лакомство помощник неожиданно наносит собаке удар прутом, а дрессировщик подает команду «Фас!». Если собака попыталась взять лакомство с земли, используют команду «Фу!».

Как только собака научится охранять определенную вещь, используют вещи, различающиеся по форме и размеру.

Для выработки навыка дрессировщик должен иметь двух помощников. Они несколько раз в разных направлениях проходят мимо собаки, а затем пытаются поочередно взять вещь. Попытки собаки броситься на одного помощника пресекает второй, который переключает внимание собаки на себя, пытаясь взять вещь с другой стороны.

Навык считается выработанным и закрепленным, если собака 20 минут и более охраняет вещь, не отходя от нее, не реагирует на помощника, лакомство, которое дают посторонние, не берет.

При выработке этого навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) чрезмерное развитие злобы при охране, что вызываету собаки большую агрессивность, животное нападает на спокойно проходящего помощника, отходя от вещи;

2) уход дрессировщика без достаточно закрепленного навыка охраны вещи, в результате собака оставляет вещь;

3) частое применение команды «Фу!», когда помощник предлагает собаке лакомство, в этом случае собака не может как следует охранять вещь.

Развитие у собаки недоверчивости и злобы. Задержание, охрана, конвоирование людей. Защита дрессировщика. Выработка этих сложных навыков при подготовке защитно-караульной службы предполагает развитие у собак злобы, смелости и недоверия к посторонним, выработку навыка нападать на злоумышленника по команде «Фас!» и жесту дрессировщика, воспитание выдержки и длительной настороженности при охране задержанного на месте и в движении; приучает собаку к защите дрессировщика (хозяина).

Условными раздражителями при выработке этих навыков являются команда «Фас!» и жест (правую руку протягивают ладонью вниз в сторону помощника, затем опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед), вспомогательными — команды: «Фу!», «Охраняй!», «Сидеть!», «Рядом!», «Место!» и восклицание «Хорошо!», безусловными раздражителями — помощник и удары, наносимые жгутом или прутом.

Из общедисциплинарных навыков у собаки должны быть выработаны следующие: движение рядом с дрессировщиком; принятие положения сидя с выдержкой до 3 минут; прекращение действий по команде «Фу!».

Дрессировку начинают с развития злобы, смелости и недоверия к чужим. Для первого занятия выбирают привычное для собаки место или участок, где нет посторонних, домашних животных и других отвлекающих раздражите лей. Поблизости должно находиться небольшое укрытие для помощника (куст, дерево, угол забора, сарай и др.), а также дерево или столб, где можно привязать собаку.

Помощник в дрессировочном костюме со жгутом (прутом) и мягкой тряпкой до прихода дрессировщика прячется в укрытие. Приходит дрессировщик и привязывает собаку на цепь. По условному сигналу дрессировщика помощник производит легкий шорох, чтобы привлечь внимание собаки, а затем выходит из укрытия и, ударяя прутом о землю, приближается к собаке. Дрессировщик подает команду «Фас!» и, если собака проявляет злобу, поощряет ее поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Помощник нападает и наносит собаке жгутом (прутом) вдоль туловища легкие удары, а при попытке ее схватить жгут подставляет другой рукой тряпку. Дав собаке несколько секунд потрепать тряпку (она тянет ее к себе, как бы пытаясь отнять), помощник бросает ее и убегает. Дрессировщик в этот момент еще больше возбуждает собаку командой «Фас!» и восклицанием «Хорошо!». После того как собака успокоится, упражнение повторяют 2–3 раза.

Помощник не должен делать сильных ударов, чтобы не напугать собаку, не вызвать пассивно-оборонительную реакцию.

Если собака незлобная или проявляет трусость, помощник должен заставить ее броситься на него. Дрессировщик подает команду «Фас!» и движением в сторону помощника возбуждает у собаки злобу, что немедленно поощряется. У таких собак, а также у собак вялых (флегматиков) злобу можно развить при защите корма. Для этого находящейся на цепи собаке дают корм или большую кость (собака должна быть голодной). Как только она начнет есть или глодать кость, помощник нападает на нее и пытается отогнать ее от корма, а дрессировщик побуждает защищать корм командами «Охраняй!» и «Фас!». Можно использовать и метод подражательной дрессировки.

Как только собака начнет нападать на помощника и хватать тряпку, не боясь ударов, ее приучают к хватке с перехватом. Для этого помощник, нападая на собаку, держит по тряпке (жгуту) в каждой руке. Как только собака схватит одну из тряпок, он наносит ей удар другой. Схватив брошенную тряпку, помощник вновь наносит собаке удар, и так несколько раз. В дальнейшем тряпки заменяют дрессировочными рукавами.

Хватку с перехватом вырабатывают для задержания помощника («злоумышленника»). Воспитание навыка следует начинать, как только у собаки выработается стойкий навык на команду «Фас!». Помощник должен быть в дрессировочном костюме, иметь жгут или прут.

Вырабатывают хватку с перехватом следующим образом. Дрессировщик держит собаку на коротком поводке. Помощник, разозлив ее нападением, убегает. Дрессировщик, подав команду «Фас!», вместе с собакой преследует помощника. Когда помощника почти догоняют, он замедляет бег и, сделав пол-оборота (вправо или влево), выставляет рукав костюма. Если собака схватила рукав, помощник слегка подтягивает его к себе, чтобы усилить хватку. После этого он делает в сторону собаки один или два шага и заносит над ее головой другой рукав для нанесения удара. Собака, видя рукав и не встречая сопротивления, перехватывает другой рукав. Упражнение повторяют 3–4 раза. По команде дрессировщика «Стой!» помощник прекращает борьбу, а дрессировщик восклицает «Хорошо!» и поглаживанием успокаивает собаку, затем отводит ее на 2–3 шага от помощника.

Если собака не отпускает помощника, дрессировщик применяет команду «Фу!» и сильный рывок поводком. Посадив собаку около спокойно стоящего помощника и подав команду «Охраняй!», дрессировщик следит за ее поведением. Попытки собаки напасть на помощника пресекают командой «Сидеть!» и рывком поводка.

После небольшой выдержки (15–20 секунд) дрессировщик подает команду «Шагом марш!» и конвоирует помощника, следуя за собакой в трех-четырех шагах. Попытки собаки забежать вперед и напасть на помощника пресекают командой «Рядом!» и рывком поводка. При попытке помощника бежать подают команду «Фас!». Конвоируя помощника на расстояние 100–200 м, дрессировщик сдает его другому лицу или командой заставляет его лечь на землю, после чего отводит собаку в сторону и выгуливает.

К защите дрессировщика собаку приучают следующим образом. Дрессировщик с собакой на поводке идет в условленное место. Помощник подходит к нему и резко замахивается на него рукой, а жгутом или прутом наносит удар собаке. Дрессировщик подает команду «Фас!». Собака бросается на помощника, за что ее поощряют восклицанием «Хорошо!». После небольшой борьбы помощника берут под охрану.

На следующих занятиях помощник нападает на дрессировщика неожиданно из укрытия, а также на месте (например, при обыске помощника) и в процессе конвоирования. В таких случаях собаку приучают защищать дрессировщика без команды «Фас!». Для выработки у нее смелости дрессировщик перед нападением помощника на собаку уходит в укрытие, но наблюдает за ее действиями и при необходимости использует команду «Фас!» и восклицание «Хорошо!».

После выработки навыка задержания человека на месте собаку приучают задерживать убегающего человека, постепенно увеличивая расстояние (до 100 м и более). Для этого помощник, не подходя к собаке близко, побуждает ее напасть с 20, 30, 50 и 100 м, а затем собаку по команде «Фас!» пускают без поводка на задержание.

Для выработки у собаки длительной выдержки при охране задержанного (10 минут и более) дрессировщик, посадив ее охранять помощника, постепенно отходит и скрывается. При необходимости он использует команды «Сидеть!», «Место!» и «Фу!».

Длительную настороженность при охране и конвоировании воспитывают так. Помощник внимательно наблюдает за собакой и, если она отвлекается (смотрит в сторону, на встречных людей или следит за отошедшим дрессировщиком), неожиданно наносит ей удар и пытается убежать. Нападение собаки на помощника поощряют восклицанием «Хорошо!».

Защитно-караульная собака не должна бояться выстрелов и других сильных раздражителей в процессе преследования, задержания людей и защиты дрессировщика (хозяина). Этот навык вырабатывают в период общей дрессировки. При подготовке собак защитно-караульной службы выстрелы применяют после того, как собака начнет активно преследовать убегающих помощников и вступает с ними в борьбу.

Сначала стреляет второй помощник на расстоянии 70—100 м от собаки, затем это расстояние постепенно сокращают. Первые выстрелы производят в момент нападения собаки на первого помощника, когда все ее внимание сосредоточено на нем. Если активность собаки после выстрела снижается, дрессировщик использует команду «Фас!», а помощник возбуждает ее легкими ударами.

Если собака бросается в сторону стреляющего, дрессировщик дает команду «Фу!» и делает рывок поводком, а помощник нападает на нее, переключая ее внимание. На следующих занятиях стреляет дрессировщик: сначала — когда собака напала на помощника, а затем — когда она бежит к нему и находится рядом с дрессировщиком, при нападении помощника. Помощник стреляет во время нападения на него собаки, подставляет собаке для захвата рукав той руки, в которой находится оружие.

На заключительных занятиях дрессировщик и помощник стреляют поочередно.

При выработке навыков возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) нанесение собаке очень сильных ударов, в результате она будет бояться помощника (стойкая пассивно-оборонительная реакция);

2) использование однотипного дрессировочного костюма или другой однообразной одежды, это вызывает у собаки нежелательную связь (преследование и задержание человека только в костюме определенного вида);

3) использование долгое время одного и того же помощника, что может привести к появлению злобы и активности собаки только в отношении этого помощника.

После окончания курса дрессировки для защитно-караульной службы собака должна отвечать следующим требованиям:

1) после обнюхивания предмета помощника по команде «Нюхай!» и жесту она должна самостоятельно выбирать его вещь из разложенных на расстоянии 30–40 см трех вещей других помощников, подносить ее к дрессировщику и по команде «Дай!» отдавать ему в руки;

2) по команде «Охраняй!» бдительно охранять и активно защищать от двух помощников вещь, не отходя от нее, не брать вещь в зубы и не переносить ее, не брать корм помощников или с земли, набрасываться на помощников, спокойно проходящих в 1,5–2 м от сектора охраны с радиусом по длине цепи (поводка);

3) по команде «Фас!» и жесту она должна активно нападать и задерживать помощника («злоумышленника»), проявлять хватку с перехватом, быть бдительной при обыске и охране задержанного; защищать дрессировщика; спокойно относиться к выстрелам и другим сильным раздражителям.

 

Розыскная служба

 

Основное назначение розыскных собак — розыск людей по невидимым, запаховым следам, задержание и конвоирование их. Собак используют для обыска местности и помещений для обнаружения спрятавшихся людей, их следов и вещей, для сторожевой службы, выборки человека и вещи.

Розыскные собаки могут прорабатывать следы, проложенные недавно («горячие»), средней и большой давности (до 10–12 часов со времени проложения следа и более) и на большом расстоянии (до 25–30 км). Дрессировка собак для розыскной службы требует большего времени, мастерства и настойчивости от дрессировщика, чем в других службах.

Лучшей собакой для розыскной службы является немецкая овчарка. Однако в розыскной службе можно использовать эрдельтерьера, ризеншнауцера, колли и ротвейлера. Эти собаки должны быть физически развитыми, выносливыми, иметь хорошее зрение, отличный слух, высокоразвитое обоняние. Их возраст не должен превышать 3 лет.

К специальным навыкам розыскных собак относятся выборка вещей по индивидуальному запаху человека и человека по запаху его вещи; недоверчивость и злоба к посторонним, задержание, охрана, конвоирование людей и защита дрессировщика; поиск человека по запаховому следу и выборка человека со следа; обыск местности и помещений; охрана на месте и в движении.

К дрессировке собак для розыскной службы приступают после выработки навыков общего курса дрессировки (ОКД).

Выборка вещей по запаху человека и человека по запаху его вещи. Собак приучают к выборке вещей по запаху человека на первых порах так же, как и собак защитно-караульной службы. Затем дрессировку усложняют: разнообразят вещи по форме, величине, материалу (маленькие, большие, деревянные, матерчатые, кожаные и др.). Количество вещей с запахами различных людей увеличивают до шести-восьми. Вещь маскируют вещами других помощников. Периодически проводят контрольную проверку собаки (ее посылают на выборку к группе вещей, где искомая вещь отсутствует).

Выработку навыка выборки человека по запаху его вещи следует начинать после того, как собака научится четко выбирать вещи помощника из трех вещей с запахом других людей. Приучить собаку к выборке означает выработать у нее навык после обнюхивания вещи определенного человека активно обнюхивать группу людей и, четко дифференцируя их запахи, найти хозяина вещи.

Условные раздражители — команда «Нюхай!» и жест (правую руку протягивают ладонью вниз в сторону группы людей, а затем опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед), вспомогательные — команды: «Апорт!», «Дай!», «Фу!» и восклицание «Хорошо!», безусловные раздражители — апортировочный предмет, помощник и лакомство.

До прихода дрессировщика с собакой три-четыре помощника становятся в ряд на расстоянии одного шага друг от друга. Один из помощников кладет в 3–4 шагах перед группой свою вещь и становится в строй. Остальные помощники держат в руках вещи, аналогичные положенной. Дрессировщик с собакой на коротком поводке подходит к нужной вещи и дает собаке ее обнюхать, затем поворачивает ее в противоположную от людей сторону. Основной помощник поднимает свою вещь и опять становится в строй.

Дрессировщик подводит собаку к группе людей (лучше с фланга) и командой «Нюхай!» побуждает ее последовательно обнюхать вещи, которые они держат. Если собака начинает обнюхивать вещь основного помощника и пытается схватить ее, помощник, сделав шаг вперед, выходит из группы и отдает собаке вещь. Дрессировщик, взяв вещь по команде «Дай!», поощряет собаку лакомством. Если собака, обнюхав вещь, не хватает ее, дрессировщик подает команду «Апорт!», если она пытается взять вещь у другого помощника, — команду «Фу!», но приглушенным голосом.

При повторных упражнениях помощники прячут вещи в рукав или кладут в карман, и собака, обнаружив искомый запах, вытягивает помощника из группы за рукав. Для приучения малоактивных собак хватать человека за одежду помощник слегка шевелит рукавом или краем куртки, пиджака, а дрессировщик подает команду «Апорт!». При повторных упражнениях основной помощник каждый раз меняет место в группе.

Помощь собаке в выборке человека (помощник шевелит рукавом или краем одежды, команда «Апорт!») оказывают только на первых занятиях. В дальнейшем этого не делают, чтобы у собаки не выработалась нежелательная привычка выбирать человека не по запаху вещи, а по движению одежды или команде.

На следующих занятиях упражнение усложняют: количество помощников постепенно увеличивают до 5–6 человек; помощник после обнюхивания собакой вещи не берет ее; собаку пускают на выборку без поводка; выборку проводят из группы посторонних людей, не имевших общения с собакой; собаку приучают к выборке при наличии отвлекающих раздражителей (людей, животных, транспортных средств).

Затем проводится поочередная выборка помощников из одной и той же группы людей. Для этого собака перед очередным посылом обнюхивает вещь помощника. Выбранный собакой помощник в группу не возвращается. В конце подготовки собаку приучают обнюхивать вещь с ослабленным (давним) запахом. Такие вещи заранее кладут в определенное место и выборку проводят спустя некоторое время, доведя его до нескольких часов. Выборку следует осуществлять в различное время суток в разных метеорологических условиях.

При отработке этого навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:

1) частое использование одного и того же помощника или размещение его в группе на одном и том же месте (в результате у собаки вырабатывается привычка искать «знакомого» помощника);

2) одинаковая одежда основного помощника или одежда, резко отличающаяся от одежды людей в группе (в этом случае собака привыкает искать людей не по запаху, а по внешнему виду);

3) частое привлечение внимания собаки при помощи слабых движений (собака приучается выбирать помощника по сигналу).

Развитие у собаки злобы. Задержание, охрана, конвоирование человека. Защита дрессировщика. Методика выработки этих навыков такая же, как и при дрессировке собак для защитно-караульной службы. Следует, однако, иметь в виду, что эти навыки у собак розыскной службы должны быть более четкими и прочными.

Поиск человека по следу и выборка человека со следа. Выработку этого сложного навыка, основного в дрессировке розыскной собаки, следует начинать после того, как у нее выработаны послушание и злоба, стремление преследовать убегающего помощника, а также способность проводить выборку вещей по запаху человека.

Приучение к розыскной службе означает выработку у собаки навыка по командам «След!» и «Нюхай!» самостоятельно находить запаховый след человека, определять его направление, заинтересованно идти по следу и задерживать человека, проложившего след.

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды «След!» и «Нюхай!», а также запах следов; вспомогательными — команда «Ищи след!», восклицание «Хорошо!», жест правой рукой ладонью вниз в сторону следа с небольшим наклоном корпуса вперед, апортировочный предмет; безусловными — помощник, удары прутом или жгутом, лакомство.

Выработка навыка основана на хорошо развитом обонятельном анализаторе собаки и инстинктивном стремлении преследовать зверя или человека и подразделяется на два периода. Сначала собаку приучают к заинтересованному (четкому) поиску помощника по его запаховому следу, затем — к проработке следа в сложных условиях.

Первые занятия рекомендуется проводить в местах, где мало отвлекающих раздражителей, лучше всего ранним утром, на местности, поросшей низкой травой, с редкими кустарниками и деревьями.

Сначала используют следы, хорошо известные дрессировщику. Он говорит помощнику, на какое расстояние и в каком направлении прокладывать след, где его заканчивать, где и какие вещи оставлять. След прокладывают при попутном ветре. После 10–15 занятий по известным (контрольным) следам вводят «слепые» следы (направление и протяженность следов дрессировщику неизвестны).

Существует два основных метода приучения собаки к работе по следу: при первом используется активно-оборонительная реакция собаки; при втором — стремление собаки к поиску апортировочного предмета.

Первый метод. Дрессировщик привязывает собаку и инструктирует помощника, находящегося в укрытии (за кустом, деревом), затем возвращается к собаке и становится позади нее.

Помощник выходит из укрытия и подходит к собаке. Если она проявляет активно-оборонительную реакцию, помощник ее не трогает, но если она спокойна, нападает на нее и наносит несколько ударов жгутом или прутом. Дрессировщик подает команду «Фас!».

Помощник уходит в указанном направлении для прокладки следа. В начале запахового следа он шаркающими движениями обозначает исходную точку следа, а затем, волоча ноги, убегает на 100–150 м от собаки так, чтобы выйти из поля ее зрения. Двигаясь вначале по прямой, к концу он закругляет линию следа и прячется.

После небольшой выдержки дрессировщик берет собаку на длинный поводок и, держа его в 1–2 м от ошейника, подводит собаку к исходной точке следа. Подав команды «След!» и «Нюхай!» и указав рукой на след, направляет собаку на запаховый след. Собака стремится найти помощника и, принюхиваясь, бежит по следу. Дрессировщик идет за ней, направляя ее по следу.

Большое значение имеет воздействие на собаку поводком. Не допуская рывков, дрессировщик должен уметь вовремя и быстро сократить или увеличить его длину. Если собака сбивается со следа, поводок укорачивают, и собака выходит на след. Если собака идет по следу, не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними ногами, чтобы иметь возможность заставить ее нагнуть голову и принюхаться. Когда собака в конце следа найдет помощника, дрессировщик предоставляет ей возможность напасть на него и потрепать одежду (держа собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник убегает и вновь прокладывает след, увеличивая его на 30–40 м. Собака идет по следу. Так повторяется 2–3 раза. Занятие заканчивается задержанием и конвоированием помощника.

Второй метод используют при дрессировке собак, заинтересованных в апортировке, а также злобных и возбудимых. Заключается он в том, что дрессировщик, используя апортировочный предмет, приучает собаку сначала работать по своему следу, а потом — по следу помощника.

Дрессировщик, привязав собаку, берет апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», показывает его собаке. Затем отходит от нее на 3–4 шага и шаркающими движениями обозначает начало следа. Проложив след на расстоянии 75— 100 м, вначале прямо, а затем закруглив его, дрессировщик в конце следа кладет апортировочный предмет. К собаке он возвращается по своему следу.

После двух-трех занятий собака переключается на след помощника. Для этого дрессировщик кладет перед привязанной собакой апортировочный предмет. Помощник подходит к предмету, берет его и показывает собаке. Обозначив начало следа на земле и траве, он прокладывает след на 100–150 м, уходя из поля зрения собаки, а в конце следа кладет предмет на землю и прячется.

Дрессировщик пускает собаку по следу. За найденный предмет ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Как только собака начнет четко прорабатывать следы помощника и находить унесенные им предметы, упражнение усложняют — задерживают помощника. Перед этим проводят занятия по развитию злобы. Задержанный в конце следа помощник вырывается и убегает, прокладывая новый след. Собака идет по следу. Это повторяется 3–4 раза, затем задержанного помощника конвоируют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.076 с.)