Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы дрессировки собак. Выработка навыковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первый метод — механическая дрессировка. Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет механический раздражитель (принуждение). Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть!» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, и собака будет садиться по приказанию дрессировщика. К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом. Второй метод — вкусопоощрительная дрессировка. В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетается с командой «Сидеть!» и сопровождается дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет садиться по одному лишь приказанию дрессировщика. Действия, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято называть навыком. Навык — это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов. При выработке навыков наиболее целесообразным является контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать другой раздражитель. Безусловный раздражитель имеет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, то есть является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет побуждающим (наталкивающим) на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.). Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых, на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс, и эта реакция, как условный раздражитель, начинает вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых, образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть!» на основе контрастного метода дрессировки, необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой). Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный рефлекс в пассивной форме), а пищевой является основным безусловным раздражителем, подкрепляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть!» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей. Она или предшествует их действию, или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть!» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение, и выполненное действие следует подкреплять только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть!» образуется условный рефлекс. При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом являются два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического болевого раздражителя (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия болевого раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного, болевого, раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки (приспособление к воздействиям окружающей среды). Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно болевых) раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять сильными механическими раздражителями, вызывающими у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже пассивно-оборонительную реакцию. Отличительная особенность навыка состоит в том, что животное принимает более активное участие в проявлении данного действия: проделывая это движение самостоятельно, если оно является средством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи) или избегая действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, которые вырабатываются на основе преобладающих реакций и ведут к удовлетворению жизненных потребностей собаки, появляются намного быстрее и становятся более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах. Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет всегда избегать человека с палкой в руке. В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать уже выдрессированную собаку. Чтобы развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой. Ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.
Приемы дрессировки
В каждом случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется при помощи приемов. Прием — это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка. Каждый прием дрессировки подразделяется на следующие стадии. Первая стадия — воспитание первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне!» первоначальное действие заключается в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги. При отработке навыков «Стоять!», «Сидеть!» и «Лежать!» вначале от собаки требуют выполнения команды без выдержки. На этой стадии дрессировщик должен решить две задачи: побудить собаку выполнить нужное действие и выработать первоначальную условную связь на команду. Первая стадия характеризуется двумя особенностями. Во-первых, у собаки может возникнуть явление обобщения условных раздражителей. Собака «еще не умеет» четко различать команды и может проявлять ошибочные действия, например ложиться по команде «Сидеть!» и т. д. Дрессировщик должен «затормаживать» ошибочные действия собаки и закреплять дачей лакомства только правильно выполненные. Во-вторых, на этой стадии стойкая связь на команду еще не установлена, дрессировщик еще не может преодолеть влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий занятия следует проводить в обстановке с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. Вторая стадия — усложнение первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию, воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, при подходе собаки к дрессировщику по команде «Ко мне!» таким усложнением является закрепление ее определенного положения у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержка в различных положениях и т. д. На второй стадии дрессировки не следует усложнять условий окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков. Необходимо добиваться, чтобы собака четко различала (дифференцировала) применяемые команды, и своевременно «затормаживать» ее ошибочные действия. Для этого подобные действия не подкрепляют лакомством, а правильно выполненные — обязательно подкрепляют поощрением. Третья стадия — закрепление отрабатываемого сложного действия (навыка) в различных условиях окружающей среды. Как только собака приучится четко и безотказно выполнять все действия, обстановку, в которой проходят занятия, необходимо усложнять, как можно чаще менять место проведения занятий, чтобы новая обстановка обязательно была связана с наличием посторонних раздражителей (различные звуки, присутствие людей, животных и т. д.). Первое время в таких условиях у собаки будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно он начнет угасать, и собака привыкнет к новым раздражителям. Чтобы управлять поведением собаки в усложненных условиях, дрессировщик должен постепенно использовать более сильные меры воздействия (увеличивать силу применяемых механических раздражителей). При этом необходимо отдавать команды с угрожающей интонацией, как условный сигнал на последующее болевое воздействие. При отвлечении собаки и ее отказе выполнять определенное действие следует добиваться выполнения команды, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях. Приемы состоят из различных, но строго определенных воздействий. Приемы дрессировки собак для выполнения сложных действий в связной, караульной, розыскной и других службах строятся на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. Весь процесс работы с собакой заключается в осуществлении целого ряда приемов. Причем каждый последующий прием может быть использован только в том случае, когда с помощью предыдущих приемов у животного были выработаны навыки, на основе которых может быть получен новый результат (более сложный навык). При дрессировке караульных собак необходимо развивать у них злобность и недоверие к людям, приучать к работе на короткой глухой привязи и т. п.
Требования, предъявляемые к дрессировщику
В процессе дрессировки основным фактором, организующим поведение собаки, является дрессировщик. Он не только воздействует на поведение собаки, но и добивается выполнения действий, которые обеспечивают ее служебное использование. Успех работы зависит от теоретической подготовленности дрессировщика и его практического опыта. Дрессировщик должен правильно и быстро решать задачи, возникающие в процессе дрессировки, и помнить о необходимости индивидуального подхода к собаке. Это прежде всего обусловлено внимательным отношением к работе, а внимание, как известно, является основой наблюдательности, без чего нельзя изучить поведение животного. Чтобы развить наблюдательность, дрессировщик должен вести дневник, в котором отмечать достигнутые результаты и характерные особенности поведения собаки, а также ошибки, допущенные самим дрессировщиком. Анализ этих записей значительно облегчит дальнейшую работу с собакой. Методы и приемы, используемые в процессе дрессировки, должны применяться по-разному в каждом случае. Без этого немыслим индивидуальный подход к собаке. Чтобы умело контролировать действия собаки, дрессировщик должен быть строго последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного навыка, прежде всего необходимо наметить, какой метод и прием следует использовать, и хорошо продумать последовательность своих действий. Приступив к дрессировке собаки, необходимо настойчиво выполнять поставленные задачи. Различные изменения и дополнения, возникающие в процессе дрессировки, должны быть строго обоснованы. Процесс дрессировки необходимо строить с учетом существующих методических принципов. Запомнив правильные действия и приемы, дрессировщик прочно усвоит необходимые технические навыки. При дрессировке часто возникают различные трудности. Причины, которые их вызывают, могут зависеть от особенностей поведения собаки или непредвиденного воздействия окружающей среды. Чтобы быстро принять нужное решение, дрессировщик должен хорошо знать теоретические основы, практические приемы работы с собакой и умело применять их. Во время практических занятий дрессировщик должен стремиться сохранить «заинтересованность» собаки в работе. Для этого необходимо учитывать общее состояние собаки (здоровье, степень ее возбудимости, наличие течки и т. д.), не переутомлять ее и разнообразить приемы дрессировки. Большое значение имеет умелое использование и сочетание принуждения, поощрения и запрещения. Каждый дрессировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью и строго соблюдать последовательность своих действий. Успех дрессировки во многом зависит от любви к животным. Поэтому оптимальным вариантом является тот, когда дрессировкой собаки занимается хозяин.
Правила дрессировки
Дрессировщик должен строго придерживаться следующих правил: 1) начиная дрессировку, нужно внимательно изучить особенности поведения собаки (тип высшей нервной деятельности, преобладающую реакцию), приучить животное к себе и лишь после этого приступать к работе; 2) на каждом занятии необходимо ставить определенную задачу и добиваться ее выполнения; 3) строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) применять несколько раньше безусловного, в крайнем случае — одновременно; 4) команды не изменять, но использовать соответствующую интонацию и внимательно следить за правильностью и четкостью подачи команд и жестов; 5) не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывая поощрять каждое правильное действие собаки; 6) дрессировку следует проводить по принципу: «от простого к сложному»; 7) не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранить заинтересованность собаки в выполнении различных действий; 8) внимательно следить за физическим состоянием животного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.01 с.) |