Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование привычки, или дрессировкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Беседуют две обезьяны в клетке: – Подруга, а что такое условный рефлекс? – Ну, как бы это тебе объяснить... Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек сразу подходит и дает мне кусочек сахара! Одним из самых древних и одним из самых эффективных методов управления людьми и другими животными является, похоже, дрессировка: выработка фиксированных форм поведения с помощью чередования положительных и отрицательных подкреплений. В отношении дрессировки, как нигде, ярко работает эффект упаковки: назовешь «выработкой полезных привычек» — все согласно кивают, упомянешь «дрессировку» — народ напрягается. • «Я не лошадь, чтобы меня дрессировали!» Хотя речь идет об одном и том же, если хоть выработкой привычки, хоть дрессировкой занимается профессионал. Общая формула: четкое управляющее воздействие —
отслеживание выполнения —
выполнение —
положительное подкрепление. А если не выполнение, то
отрицательное подкрепление и снова: четкое управляющее воздействие...
И так далее до выработки рефлекса. Привычки. То, что вначале требовало от вас усилий и внимания, с выработкой рефлекса, • с выработкой привычки, становится элементарной операцией, как включить свет: нажали — свет. Сказано — сделано. Чтобы осознать эффективность дрессировки, имеет смысл обратить внимание на то, как дети приучают своих родителей слушаться. Дети — прирожденные дрессировщики и действуют по всем правилам этой строгой науки. Вот девочка пяти-семи лет, вот ее родители, и девочка приучает родителей к правильному поведению. Все просто: завтрак — ей нужна ложка, она просит — и тут же реагирует в зависимости от того, как ведут себя родители. Если они дадут ей не ту ложку или не столько каши, она сразу нахмурит брови; если же родители сделают то, что ей понравится, она будет всей мордашкой лучиться и, такая довольная, показывать им, что они все делают хорошо и правильно. И она будет то так сердиться, то так лучиться до тех пор, пока взрослые твердо не усвоят, как им вести себя рядом с ребенком надо. Дети хорошо знают, что такое — искусство дрессировки. А хорошо ли эту науку помним мы, взрослые? Лидеры? Руководители?
Искусство дрессировки Завоевав сердце, нельзя не наказывать. Если не наказывать, подчиненный, движимый естественным желанием приближения к центру притяжения, забудет о мере. Он потеряет главное качество подчиненного — готовность выполнить приказ, еще ничего не зная о его содержании. Ненаказываемый подчиненный будет стремиться выполнять лишь те приказы, которые способствуют его продвижению в центр, и уклоняться от выполнения иных. Тем самым порождая порядок, при котором и иные подчиненные будут рыться в ваших приказах, как в товарах в дешевом магазине, выбирая наиболее для себя подходящие для выполнения. Наказан лишь тот, кто почувствовал себя наказанным, а не тот, кого наказали. Пастор Шлаг с интересом читал Владимира Тарасова Основные понятия и законы Два главных понятия дрессировки — это управляющие сигналы и подкрепление: положительное или отрицательное. Что может быть управляющим сигналом, вербальным или невербальным распоряжением? Очень многое. Это может быть и приглашающая улыбка, и о-чень удивленные глаза, и огорченное покачивание головы, и жесткий приказ: в зависимости от того, что в ситуации требуется и что вы себе можете позволить. А что может быть положительным или отрицательным подкреплением? Самое смешное, что все те же самые вещи: все зависит от конкретной ситуации и стиля воздействия. Впрочем, есть достаточно универсальное понятие, которое вмещает в себя основные варианты положительного подкрепления, — это поглаживания... • Поглаживание комплиментом, поглаживание тем, что повернули к человеку голову, тем, что процитировали. Тем, что пожали руку или погладили по плечу... Напротив, когда вы улыбнулись демонстративно другому, повернулись спиной, это уже — уколы 1. А еще сильнее — удары: бросили колкую фразу, жестко посмотрели, кинули обвинение... Ушли... 1С удовольствием сошлемся на Эрика Берна, введшего в научный оборот эти живые понятия. Кто его не читал, порадуйте себя «Играми, в которые играют люди» и другими его великолепными книгами.
Искусство дрессировки и состоит из четких управляющих воздействий и чередования положительных и отрицательных подкреплений, а основные законы таковы: • Моментальность подкрепления: закон срочности, • Стабильность подкрепления: закон повторения, • Реальность подкрепления: закон сенсорной очевидности, • Работа на позитиве. Итак, что же держат в голове профессионалы-воспитатели, когда в воспитательном процессе, • не суть — в семье или в корпорации, используют элементы дрессировки? Моментальность подкрепления: закон срочности Самая эффективная — реакция сразу. Реально подкрепляющая реакция — не отсроченная, а сразу сопровождающая желательное (или нежелательное) поведение. Радуйтесь, шефы, боссы и родители, из этого следует хорошая новость: долго сердиться смысла нет! Долгие воспитательные беседы вырабатывают у воспитуемых только реакцию вас не слышать и держаться от вас подальше. • Последнюю фразу имеет смысл прочитать еще раз и вдуматься в ее смысл: если вы хотите выработать стойкую невосприимчивость к своим словам и желание держаться от вас подальше, дрессируйте с помощью долгих воспитательных бесед... Итого, в эффективной дрессировке: Или вы реагируете немедленно, или не имеет смысла реагировать вовсе. Стабильность подкрепления: закон повторения У воспитателя могут быть самые продвинутые взгляды и принципы, но без четкой дисциплины и последовательности, без стабильного повторения его воздействия рассеиваются, рассыпаются, уходят в песок... На раз, на два — нашего запала хватает, а каждый день повторять и повторениями закрепить — то ли устаем, то ли забываем. • Сейчас сказали, следующий раз пропустили, через раз простили, и потом не только разрешили, а еще и сами сделали... Усваивается только то, что повторяется стабильно. В этом плане лучше всего воспитывает стена: она всегда на месте, и сколько на нее ни налетай, свое жесткое подкрепление она выдаст всегда: всегда стукнешься. Вот дети с нею и не ссорятся. Реальность подкрепления: закон сенсорной очевидности Холтофф усмехнулся: – Тогда бы никто не болтал, если бы у каждого был домик в горах, много хлеба с маслом и никаких бомбежек... Штирлиц внимательно посмотрел на Холтоффа, дождался, пока тот, не выдержав его взгляда, начал суетливо перекладывать бумажки на столе с места на место, и только после этого широко и дружелюбно улыбнулся своему младшему товарищу по работе... Этот закон лучше всех взрослых знают и используют дети. Если хочет загладить свою вину взрослый, он будет гундеть: «Вот, я был неправ, я осознал... прости, пожалуйста». Что с этим гундежом делать, кому эти пустые слова нужны? А ребенок... ребенок действует очень реально, конкретно, ощутимо. Он подойдет без всяких объяснений и других лишних слов, потрется около тебя и сделает тебе что-нибудь хорошее. Или полезет обниматься и поцелуется. • Ну куда ты от него денешься? Ребенок разговаривает со взрослыми на том языке подкреплений, который воспринимают как реальный и знают — все. Взрослые в своих реакциях сдержанные, то есть никакие, а дети реагируют очень реально: ярко, громко и весомо. Как правило, ребенок реагирует всем телом и эмоционально выразительно: протестует всем телом и всем телом радуется, всей мордочкой благодарит. Все это — сенсорно очевидно. • Вот он шумит, орет и ручками-ножками размахивает — такое нельзя не заметить; вот он расстроился, голова поникла, плечики опустились — тут даже самому толстокожему взрослому все станет ясно без лишних слов. Мораль? Реагируйте — ощутимо! Работа на позитиве Да, дрессировка — это не только положительное подкрепление нужных действий, но и отрицательное подкрепление нежелательного поведения. Верно. Но первое — лучше, • Потому что укрепляет отношения между... а второе — нежелательно, ибо отношения легко портятся, люди отдаляются друг от друга, а ломать уже сформированное — реально тяжело. Торопитесь вырабатывать положительные привычки, ибо ломать уже сформированные — гораздо труднее. С этой точки зрения исключительно разумно практиковать положительное подкрепление каждого отдельного микродействия. • На языке управленцев — максимальная плотность контроля, когда отслеживается не только конечный результат, но и ход процесса, причем малыми квотами. Иногда это слишком накладно, но по крайней мере в критических пунктах взаимодействия это просто необходимо. Вы обратились, он услышал и повернул голову —
подкрепление, решил подойти и подошел —
наградили, слушал внимательно —
умница, решил не бодаться и согласился —
я в восторге. С этой точки зрения лучше всего дрессируют друг друга — любящие люди: ведь они настолько внимательны к каждой мелочи, так искренне и кинестетически ощутимо благодарят не только за реальную помощь и заботу, а за каждый знак внимания, каждый ласковый взгляд! Отсюда еще мораль: Полюбите окружающих, и качество вашей управленческо-воспитательной работы повысится на порядок. Искусство нуль-реакции Лучший способ реакции на нарушение при незавоеванном сердце — реакция силы, реакция безразличия: да, я вижу, что вы нарушаете, и к этому вопросу мы, несомненно, вернемся недели через две, может быть, у вас и есть свои резоны для нарушения, но мы вернемся к этому позже. И уж, конечно, в этой интонации не может быть ни добродушного оттенка — ах, баловник, ну погодите, уж доберусь до вас! Ни злобного — я злопамятен, берегись! Только безразличие машины, которая когда основательно разберется, то может и наказать, а может, что менее вероятно, даже и простить. В. Тарасов Нуль-реакция в ответ на... — это ничего. Это хуже, чем оценка «плохо», — это ничего, и искусство нуль-реакции — это совершенно отдельное умение, для кого-то реальное, а для кого-то — недостижимый высший пилотаж. Казалось бы — чего проще: сделал — даем положительное подкрепление, не сделал — даем подкрепление отрицательное. Так вот, это не только не делается, чаще всего люди даже с самым высшим образованием делают вещи прямо противоположные. Большинство людей на НЕГАТИВНОЕ поведение значимых людей выдают... ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ подкрепление! И выдают — привычно и стабильно, на уровне рефлекса! Не верите? Тогда вспомните, часто ли люди • Вы и знакомые вам люди — в ответ на глупые и обидные поступки близких и дорогих людей —
огорчаются, обижаются, страдают... Или —
сердятся, ругаются, злятся... Или хотя бы —
теряются, удивляются, озадачиваются... Ну часто. Некоторые — практически всегда и сильно. И что? Разве это — положительное подкрепление негативного поведения? Да. В обычном исполнении, в повседневных человеческих играх — да. В исполнении мастера это может быть отрицательным подкреплением, это стоит сделать отрицательным подкреплением, но это еще надо сделать! А мы делаем — по-другому. Посмотрите, как играют щенки: они покусывают друг друга. Это положительное или отрицательное подкрепление? Само причинение боли — подкрепление отрицательное, но на фоне веселой игры и возбужденного рычания эти покусывания — часть общей щенячьей радости. Тем более восторг, когда на твое удачное покусывание партнер по игре с визгом дернулся, — ага, я его достал! Правильно, и когда в человеческих отношениях вы показываете, что вас достали, — вы тоже создаете у партнера по игре ощущение успеха. А поскольку в ваши планы это не входит, это — ошибка. С другой стороны, если щенок кого-то вроде укусил, а тот не дернулся... не понял. Я что, зря старался? Ну и просто неинтересно. Когда от действий человека ничего не происходит, делать ему это становится неинтересно. Соответственно, умение держать нуль-реакцию или спокойное присутствие без стандартных эмоциональных выбросов есть вариант отрицательного подкрепления нежелательного поведения. Внимание — тоже конфетка. Не подкрепляйте вниманием нежелательные поступки. Коллега не в настроении, что-то буркнул, вроде в вашу сторону — сейчас лучше пропустить, а чуть попозже поискать возможность настроение ему поднять. Ребенок начал обзываться или рассказал глупый анекдот: одинаково нормально и спокойно сказать: «Прекрати, пожалуйста, мне это не нравится!», и просто проигнорировать, будто вообще ничего и не было. • И заниматься своими делами или предложить ему что-то сделать — но не сердиться, делая его центром внимания и кормя его своим вниманием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.013 с.) |