Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приемы воспитания и начальной дрессировки

Поиск

 

 

Воспитанием щенка и его начальной дрессировкой нужно заниматься с первого дня после того, как его отняли от матери, и до 8—10-месячного возраста, когда следует приступать к систематическому общему курсу дрессировки.

После того как щенка отняли от матери и разлучили со сверстниками, ему нужно постоянное общение с людьми. В первые дни он весьма болезненно переносит разлуку с сородичами, так как собаки принадлежат к числу животных, живущих в природных условиях стаями. Сначала щенок будет скучать, проситься на руки, скулить, настойчиво избегать отведенного для него места. Несмотря на это, хозяин должен продолжать воспитание — не брать щенка на руки, не пускать в кровать или на диван. Если щенок очень беспокоен, с ним нужно поиграть, погладить его, успокоить, разрешить полежать у ног хозяина.

Успешное воспитание щенка возможно только в том случае, если у него будет один хозяин, который занимается его чисткой и кормлением, выгуливает, систематически дрессирует. Члены семьи для этих целей могут привлекаться лишь в случае, если хозяин в отъезде или заболел. Нельзя заниматься воспитанием щенка по очереди, ведь у каждого человека собственные представления о приемах и методах воспитания, и щенок не в силах приспособиться к такому разнообразию подходов. Исключением из этого правила могут быть случаи, когда щенок сильно провинился в отсутствие хозяина, что необходимо немедленно пресечь. Допускаются также нечастые выгуливание и кормление щенка членами семьи.

При выборе площадки для занятий следует проследить, чтобы там не было мусора, предметов, которые могут поранить щенка. Если нет особой необходимости, не нужно заставлять щенка садиться или ложиться на грязную землю.

Ошибочным является мнение, что воспитание щенка ограничивается лишь выработкой у него навыков на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Ко мне!» и др., ибо большая часть полезных навыков вырабатывается в процессе выгула, чистки и кормления. Особенно полезны для этой цели прогулки, во время которых щенок имеет возможность встречаться с различными людьми, животными, видеть транспортные средства, что позволяет ему постепенно привыкнуть и спокойно реагировать на такие раздражители, а также научиться избегать опасностей. Если во время прогулки щенок чего-то испугался, его нужно погладить и успокоить, постараться отвлечь игрой и, изменив маршрут, незаметно подвести к испугавшему его предмету, чтобы дать возможность обнюхать его.

Каждый щенок должен получить необходимый минимум воспитания. Однако приемы воспитания следует применять в зависимости оттого, для какой цели его выращивают. У щенков, предназначенных для розыскной, защитно-караульной и караульной служб, нужно воспитывать ярко выраженную активно-оборонительную реакцию к посторонним людям. Нельзя допускать, чтобы посторонние ласкали или кормили его, играли с ним. К посторонним такие щенки после 3—4-месячного возраста должны относиться незаинтересованно, спокойно, а в дальнейшем, с возрастом, — даже настороженно. Щенки не должны проявлять страха и злобы. Не следует мешать им кратковременно облаивать посторонних, входящих в квартиру. Однако нельзя разрешать посторонним людям проявлять к щенкам ярко выраженных угрожающих действий, так как при неоднократном повторении их у собак может выработаться повышенная злобность или выраженная трусливость. У злобных собак хуже вырабатываются выдержка, навык выборки вещей и людей по запаху. Сильная возбудимость часто не позволяет им отличить по запаху след искомого человека от других следов, и они часто теряют след. Трусливые собаки вообще не пригодны к дрессировке.

Если щенков готовят к поисково-спасательной, рудорозыскной службам, не требующим проявления активно-оборонительной реакции, они должны ласково относиться к людям, поэтому не следует запрещать гладить таких щенков посторонним.

Собаки рождаются со своими индивидуальными особенностями. Вследствие этого одни щенки легче поддаются дрессировке и воспитанию, чем другие. Взрослые собаки тоже отличаются по своим способностям к дрессировке и работе. Однако, даже принимая во внимание эту закономерность, нельзя обвинять щенка в дурных поступках, так как в подавляющем большинстве случаев виноватым оказывается его хозяин, который уделяет недостаточно времени его воспитанию и кормлению.

Если щенок дома или во время прогулки поедает штукатурку, пищевые отбросы, нечистоты, нужно в первую очередь выяснить, достаточно ли он получает с кормом необходимых минеральных веществ, а если нет, нужно увеличить минеральную подкормку, обратив внимание не только на количество минеральных веществ, но и на их ассортимент. Организм щенка должен в достаточном количестве получать кальций, фосфор, микроэлементы и другие минеральные вещества.

Если, несмотря на полноценное питание, щенок продолжает поедать штукатурку, подбирать пищевые отходы, слизывать землю, следует принять предупредительные воспитательные меры. На прогулке по выбранному маршруту нужно заранее разложить кусочки мяса, кости и т. п., обозначив эти места незаметными для щенка палочками и ветками. На прогулке нужно внимательно наблюдать за ним и, как только он попытается схватить кость, следует немедленно произнести запрещающую команду «Фу!» и сделать чувствительный рывок поводком. Такие действия нужно повторить 2–3 раза.

Очень часто щенки царапают и грызут штукатурку, мебель, обои, если их на долгое время оставляют одних. Поэтому нужно стараться не оставлять их или дать им в отсутствие хозяина игрушки. При попытке совершить указанные действия в присутствии хозяина последний должен немедленно произнести запрещающую команду «Фу!» и постараться отвлечь щенка игрой. Если щенок не подчинился, ему можно нанести легкий удар прутиком по спине.

Большинство щенков любят прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами. Во избежание этого при поощрении не следует поднимать лакомство слишком высоко, чтобы щенок не подпрыгивал за ним и не опирался лапами на хозяина. Если привычка все же появилась, ее нужно пресекать запрещающей командой «Фу!», а если щенок не подчиняется, легко ударять его прутиком по спине.

Не рекомендуется позволять щенку лизать лицо хозяина, так как это негигиенично. В то же время не следует запрещать щенку периодически лизать руки, после чего, естественно, их нужно вымыть с мылом.

Чтобы щенок не попрошайничал, когда хозяева едят, его нужно предварительно покормить, а каждую попытку приблизиться к столу немедленно пресекать командой «Место!». Если щенок не реагирует на команду, ее следует повторить и отвести щенка на его место.

Щенок должен правильно реагировать на встречу с посторонними людьми. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он воспринимал встреченных на улице незнакомых людей как друзей или, еще хуже, как врагов и проявлял страх. Щенки до 2—3-месячного возраста, как правило, доброжелательны и к незнакомым людям. Не стоит мешать им знакомиться, ибо таким образом они приобретают жизненный опыт. В то же время нельзя позволять постороннему ласкать щенка или играть с ним. Это поможет выработать у щенка спокойное и незаинтересованное отношение к людям.

У щенков, достигших 3-месячного возраста, отмечены черты индивидуального поведения. Большая часть щенков не проявляет к посторонним особой заинтересованности, тем более радости, и становится настороженной. Некоторые щенки облаивают входящих, что следует поощрять поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Однако длительное облаивание не стоит поощрять. Если щенок испугался входящих посторонних людей, совершающих резкие движения, нужно попросить их прекратить действия, которые пугают щенка, успокоить его поглаживанием и подозвать поближе к вошедшему, чтобы он убедился в отсутствии угрозы со стороны постороннего.

Цель любого собаковода — вырастить собаку, которая стала бы хорошим сторожем. Если щенок 3—4-месячного возраста и старше безразличен к вошедшему в квартиру постороннему человеку или встречает его с радостью, необходимо провести несколько занятий по выработке у него навыков правильного поведения. Для этого нужно попросить знакомого перед входом в квартиру не сильно, но достаточно энергично поскрести в дверь. Если щенок насторожится и начнет лаять, его следует поощрить восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Аналогичное поведение, только в более выраженной форме, должно проявиться, когда посторонний человек войдет в квартиру.

Если эти действия не вызовут желательной реакции, нужно, чтобы посторонний человек расшевелил щенка нерезкими угрожающими действиями. Когда щенок насторожится и начнет лаять, посторонний должен отступить и, показав свой «испуг», выйти из квартиры. Хозяин должен успокоить щенка поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

Действия постороннего человека по отношению к щенку должны быть не очень резкими, не пугающими. Достаточно, если щенок проявит умеренную защитно-оборонительную реакцию, но нельзя позволять ему проявлять трусость. Также нельзя допускать, чтобы щенок в состоянии крайнего возбуждения попытался укусить незнакомого человека, так как это способствует выработке нежелательной в его возрасте злобности.

Категорически не рекомендуется вызывать у щенка настороженность и активно-оборонительную реакцию, переодевшись в одежду соседей и воздействуя на него угрожающе. Щенок быстро разоблачит хозяина по запаху и другим индивидуальным особенностям.

Если щенков в возрасте 3–5 месяцев мало знакомят с окружающей средой, они из-за недостаточного физического развития и несформированности поведенческих реакций часто проявляют в ответ на внешние раздражители пассивно-оборонительную реакцию, отступая, пугаясь и стараясь спрятаться. Такая реакция нежелательна, поэтому щенка следует успокоить и отвлечь игрой или лакомством. Как правило, подобное поведение щенка не является проявлением врожденной и не поддающейся исправлению пассивно-оборонительной реакции, обусловленной слабым типом высшей нервной деятельности. Это естественная реакция на незнакомый внешний раздражитель. При регулярных занятиях со щенком ее заменит оборонительная реакция в активной форме. Если пассивно-оборонительная реакция сохраняется у щенка несмотря на занятия, в этом следует «винить» наследственность.

В результате воспитания щенок должен усвоить, за какие действия его поощрят лакомством и восклицанием «Хорошо!», а за какие накажут. Неотвратимость наказания для прекращения нежелательных действий — главный метод воспитания. Наказание должно применяться тогда, когда щенок пытается совершить нежелательное действие или немедленно после него, предварительно подав запрещающую команду «Фу!».

Для воспитания и начальной дрессировки щенка необходимы шлейка, ошейник, длинный и короткий поводки, апортировочные предметы, сумки для лакомства и инвентаря.

 

Начальная дрессировка

 

Вначале рассмотрим возрастные особенности щенков и подходы к дрессировке каждой из трех возрастных групп.

Щенков в возрасте 1–3 месяцев приучают к хозяину и членам его семьи, кормлению, своему месту, чистке и мытью, чистоплотности, кличке, шлейке и поводку, подходу к хозяину (команда «Ко мне!»), отходу от хозяина (команда «Гуляй!»), прекращению нежелательных действий (команда «Фу!»), играм с хозяином и сверстниками, раздражителям внешней среды (на прогулке).

У щенков легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, и с трудом — навыки, основанные на тормозных реакциях. Для выработки необходимых навыков рекомендуется использовать лакомства.

В возрасте 3–6 месяцев щенков продолжают приучать к чистоплотности, кличке, выполнению команд «Место!», «Ко мне!», «Гуляй!», «Фу!», играм с хозяином и сверстниками и к раздражителям внешней среды. Щенка приучают к ошейнику и поводку, наморднику. Приступают к отработке команд «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Покажи зубы!», «Апорт!», учат двигаться по лестнице, преодолевать небольшие препятствия, двигаться в населенных пунктах, вести себя в транспортных средствах, а также выдержке.

В отличие от 1—3-месячных животных, необходимые навыки 3—6-месячных щенков вырабатываются в процессе той или иной деятельности не только при помощи корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводком и др.). Корм (лакомство), как правило, используют для поощрения за выполнение команды.

В возрасте 6–8 мес. щенка приучают выполнять команды «Ко мне!», «Гуляй!», «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Место!», «Апорт!», «Фу!», «покажи зубы», преодолевать препятствия, двигаться в населенных пунктах, вести себя в транспортных средствах и выдержке. Продолжаются игры с хозяином и сверстниками, прогулки. Приступают к отработке команд «Голос!» и «Ползи!».

В этот период щенка приучают выполнять команды, подаваемые одновременно с жестами, а также раздельно. Усложняется методика дрессировки, повышаются требования, предъявляемые к щенку. Для более четкого выполнения команд допускаются не только натяжения, но и умеренные рывки поводком, нажимы ладонью на участки тела (метод принуждения). Но по-прежнему все воздействия на щенка должны быть щадящими, так как его организм в этом возрасте еще недостаточно сформировался.

Для того чтобы навыки выполнения команд соответствовали требованиям общего курса дрессировки (ОКД), необходимо постепенно приучать щенка выполнять их без поводка. Приучить щенка работать без поводка можно лишь тогда, когда у него на ту или иную команду выработаются и закрепятся навыки при работе с ним на поводке. В противном случае щенок не только ничему «не научится», но и утратит ранее приобретенные навыки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.007 с.)