Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 17: “дикая” и “мягкая” дрессировка зверейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы не стыдимся нашей холодности и глупости, когда имеем дело с ребенком, с собакой или кошкой. (Рюноскэ Акутагава)
Тревожные сообщения поступают со всех концов света: в 1993 году действующий в Аргентине филиал известной международной экологической организации “Гринпис” обратился к местным властям с призывом запретить шоу с участием черноморских дельфинов — умных и понятливых животных. “Лакированные” красавцы попали за океан с помощью Российской Академии наук, в рамках которой действует одно из совместных предприятий. Совместное предприятие поставляло по контракту аргентинскому импрессарио дрессированных животных. Тех быстренько включали в эстрадно-коммерческий поток, выжимая последние соки из дельфинов на потеху курортникам и туристам. Бедных “акробатов” так замордовали непрерывными выступлениями в шоу-бизнесе, что несколько из них погибли от истощения. Вмешалась местная прокуратура, которая возбудила уголовное дело в связи с фактами варварского обращения с дельфинами, Уже сейчас ясно, что их содержали в водоемах для цирковых программ, явно не приспособленных для нормального жизнеобитания уникальных животных. И не только “живым локаторам” достается от человека. Кому как, а многим жалко видеть животных, обращенных в артистов по прихоти дрессировщика, который ласками и угрозой, бичом и куском мяса заставляет хищников прыгать с тумбы на тумбу. Дрессировка как жанр была известна еще в глубокой древности в Китае, Индии, Египте, Греции, Риме, Византии. В России дрессировщики нередко выступали при царском дворе, скоморохи и поводыри медведей — в балаганах и на старинных народных гуляниях. Различаются три метода дрессировки: “дикая”, болевая: основывается на запугивании, устрашении животных, на причинении им физической боли (животные выполняют требуемые от них действия под страхом наказания); “мягкая”, гуманная: строится на приемах ласкового обращения с животными, поощрения их кормом; комплексная, в которой раздельно сочетаются оба предыдущих метода, с преобладанием второго — “мягкого”; в этом случае у животных вырабатываются условные рефлексы, заставляющие их подавлять в себе нежелание работать — во избежание наказания, но еще больше — из опасения лишиться привычного поощрения пищей. Непреложное условие искусства дрессировки — тщательное изучение дрессировщиком характера, повадок животных и поиски индивидуальных подходов к каждому из них; умение “чувствовать” животное. своевременно распознавать и предупреждать все возможные с его стороны отклонения от нормы, смену настроений, капризы. В старом русском цирке господствовала “дикая” дрессировка. Основоположником и постоянным пропагандистом метода “мягкой” дрессировки в нашем отечестве был В. Л. Дуров — тот самый, который проводил “опыты” с дельфинами. Он первым стал исходить в своем творчестве из теории условных рефлексов академика И. П. Павлова.
Вы сможете успешно воспитывать собаку, получая при этом устойчивый результат, лишь в том случае, если осознаете ее, совершенно непохожую на нашу манеру поведения и будете учитывать наклонности, унаследованные ею от предков. Собака видит окружающий мир по-своему, по-собачьему. Хозяин для нее - не человек, а вожак стаи. Если поведение собаки вы рассматриваете с точки зрения человека и даете ему человеческую оценку, вы тем самым приписываете псу человеческие ощущения и мотивы поведения и, вероятно, даже ждете от него в некотором роде человеческой логики. В этом заключается основополагающая ошибка, которая отрицательно сказывается на обоюдных отношениях. Реакция собаки базируется на рефлексах и инстинктах. Если вы знаете, как ведет ваша собака в том или ином случае или какие из ее поступков происходят инстинктивно, вы можете использовать это как для обучения собаки, так и для поддержания дружеских отношений с ней. Несмотря на все рефлекторные и инстинктивные действия собаки, мы никогда не должны забывать, что у собаки существует нечто большее, чем простая сообразительность. Тот, кто находится с собакой действительно в дружеских отношениях, знает, что она порой проявляет чувства, которые, без сомнения, есть нечто большее, чем простые рефлексы или инстинктивные действия. Многие собаки чувствуют настроение хозяина, хотя оно внешне и не проявляется, и соответствующим образом реагируют на это. Иногда собаке достаточно всего лишь мало заметного приветливого жеста, чтобы сразу все понять. От собаки никогда нельзя требовать того, чтобы она поняла разницу между “хорошо” и “плохо” в чисто человеческом смысле слова. Собака различает лишь “разрешено” и “запрещается”. Это должно быть для вас основополагающим моментов в ее воспитании. Тот, кто наказывает свою собаку, если она по человеческим понятиям поступила плохо, впадает в заблуждение, проистекающее из ее очеловечивания. Хозяин должен воспитывать свою собаку таким образом, чтобы такое ее действие попало в категорию известных ей запретов. Вы должны себе четко представлять, что собака не понимает вашего языка. Собака, вероятно, воспринимает лишь звуковую окраску вашей речи, ее тон. Однако это достаточно ей, чтобы понять ваши намерения и ваши желания, если свои слова вы подкрепляете жестами. Собака обнаруживает удивительную чуткость к вашему “языку жестов”. Движение рук, жесты, язык ваших глаз, ваша осанка- все то, что вы часто неосознанно соединяете со словами, собака понимает правильно. Интонация ваших слов абсолютно точно говорит ей, что следует воспринимать как приказ и что является проявлением доброты. Вы должны научиться понимать язык собаки и различать, когда она лает, ворчит, воет и скулит. Приветствие члена семьи, приход постороннего, защита или нападение кого-то из сородичей, обнаружение подстреленной или сообщение о найденной убитой дичи, боль, недовольство, страх - обо всем этом и многом другом оповещает ваш пес с помощью своего собачьего языка. Со временем вы научитись правильно понимать все эти звуки. Тогда вы, даже не видя собаки, будете знать, что ее волнует и что определяет те или иные ее действия. Знание собачьего языка особенно важно тогда, когда собака должна что-то охранять или помогать на охоте. При оценке органов чувств собаки мы всегда должны учитывать, что нос и уши играют у нее решающую роль. Собаки в большинстве случаев видят плохо, имеют очень незначительное осязание, не обладают утонченным вкусом. Однако их нос приблизительно в 48 раз чувствительнее носа человека, а слух в 16 раз лучше нашего. Мы воспринимаем окружающий нас мир глазами и руками - носом и ушами формирует свой мир собака. Таким образом, собака живет в совершенно другом (по сравнению с нами) мире. Можно предположить, что на поведение собаки во многом оказывают влияние запахи. Вы не должны быть наивными, думая, что выша собака на значительном удалении узнает в вас хозяина. Маленькая собака, например, такса, на расстоянии 2О-3О метров будет в неведении, кто приближается к ней, хозяин или чужой (конечно, если ветер дует в вашу сторону, а не в сторону собаки). Об этом свидетельствует попеременное виляние хвостом и ворчание. Способность к узнаванию, острота зрения индивидуальны и различны в зависимости от породы собак. Предельным расстоянием, когда собака узнает людей, является 11О метров, когда люди неподвижны, и 15О метров, если они движутся (данные д-ра Фридо Шмидта). Многое из поступков вашей собаки станет понятным лишь в том случае, если вы не будете забывать, что она член стаи. Стремление быть рядом с человеком, нежелание оставаться в одиночестве, защита всех членов семьи от “чужих”, недоверчивое или недружелюбное отношение к посторонним посетителям, обазательная церемония приветствия, когда входит член семьи, - это и многое другое представляет из себя обычаи стаи. Вы должны считаться с этими обычаями, воспитав в себе терпимое отношение к ним. “Территория стаи”, к которой относится собака, должна при правильном воспитании совпадать с “суверенной территорией” его хозяина и его семьи. Комната, квартира, дом, сад, хозяйство, включающее двор, или парк могут быть территорией стаи. Эту территорию собака считает “своей” и, собственно, защищает ее. На этой территории она бегает по одним и тем же тропам, прячет или закапывает кости, терпит кошку как спутницу стаи (иногда!) и ограничивает эту территорию, территорию своей стаи, нанося пахучие метки на деревья, камни, заборы, столбы, колонны. Тем самым пес обозначает область своего господства по отношению к чужим собакам, и эту территорию он убежденно защищает. Отделение от стаи всегда вызывает у собаки болезненную реакцию. Это необходимо учитывать. Даже щенок, которого мы отлучаем от его собачьей семьи, чувствует себя в начале несчастным. Смена хозяина при купле или продаже особенно болезненно воспринимается старыми собаками, пока они не вольются в новую стаю. Если вы привяжете где-нибудь вашу невоспитанную или плохо воспитанную собаку и уйдете, и оставив ее одну, она начнет скулить или выть, воспринимая случившееся так, как если бы ее выгнали из стаи. Даже если члены семьи на улице или во время прогулки вдруг расходятся в разные стороны, т,е, стая неожиданно разделяется на две части, собака не находящаяся на поводке сразу приходит в смятение: за кем она должна следовать? Рекомендуется, чтобы кто-то из членов семьи взял собаку на поводок и держал до тех пор, пока ушедший не окажется вне пределов видимости. Настроение собаки и ожидаемое в связи с эти поведение можно в большинстве случаев определить по ее внешнему виду. Стоящие торчком хвост и уши, взъерошенная шерсть, поднятая голова - это “производящая впечатление” поза, которую каждая собака демонстрирует в отношении незнакомого или враждебно настроенного собрата. Если же она опускает голову вперед, прижимает уши, а хвост ее при этом повисает, значит, она, не вступая в борьбу, признает себя подчиненной. Также ведет себя уступающая в борьбе или более слабая собака, в ответ на что другая, более сильная, сразу оставляет ее в покое. В этом случае демонстрация покорности заключается в том, что слабая собака ложится на спину, как преимущественно и поступают молодые собаки. Некоторые взрослые собаки, в основном таксы, принимают такую позу, когда хотят показать хозяину свою преданность или поиграть с ним. Хвост собаки - барометр ее настроения в данный момент. Хвост, зажатый между ног, - это недружелюбная реакция неприятия. Хвост обвислый, неподвижный - поведение неопределенности. Выпрямленный хвост - обстановка может быть быстро измениться. Слабо виляющий хвост - обстановка улучшается. Энергично виляющий хвост - прекрасная, радостная обстановка. Высшая стадия собачьей эйфории: хвост не виляет, а буквально бьется, при чем задняя часть туловища раскачивается, уши прижаты - высшая степень блаженства - идет любимый хозяин. Если в стойке собаки вы угадываете агрессивные намерения, нужно немедленно отойти назад. Именно назад, чтобы, отступая, не спускать глаз с собаки, что само по себе сдерживает нападение, именно медленно, чтобы не пробудить в собаке врожденный инстинкт преследования7 Обороняться бесмысленно. Человек не имеет возможности противостоять нападению кусачей собаке, даже если она среднего размера. Совать руку в разинуту пасть - привелегия лишь отважных полицейских. Если собаку загнали в угол, не оставив ей пути для выхода, и таким образом лишили ее возможности убежать, у нее остается единственный “выход” - нападение. Следует, насколько возможно, оберегать собаку от нервных расстройств. Семейные неурядицы, обеспокоенность по какому-то поводу, недомогание кого-то из членов семьи, постоянная домашняя работа, ворчание, шум, грохот - все это ощущает собака и соответствующим образом реагирует. Такая нелепая “стая” беспокоит животное, делает его нервным. В ветеринарных лечебницах у многих городских собак были обнаружены нервные расстройства. Хозяин и собака должны походить друг на друга. Это, однако, не следует понимать буквально, поскольку “соответствие” друг другу объяснить невозможно. Поясним это примерами: охотник и охотничья собака, полицейский и немецкая овчарка, кинозвезда и афган, монах и сенбернар, дама и мальтийская болонка, мясник и дог, спортсмен и терьер. Противоположность собственному “я” выбирают в большинстве случаев просто из тщеславия или чтобы, по крайней мере с помощью собаки, быть заметным (заметной) среди других людей. Часто это связано с комплексом неполноценности или, наоборот, когда окружающие не признают чьей-то “исключительности” и для ее подтверждения требуется собака. Во всех этих случаях мне искренне жаль и хозяина, и собаку. Надо еще немного дополнить, скоординировать знания об общении с собакой. Но, в отличие от общего, очеркового изложения, в котором автор стремился дать основные теоретические знания, она содержит чисто практические советы. В следующей главе мы поговорим о воспитании кошек.
Похвала и осуждение должны отчетливо различаться по тону, каким они произносятся. Интонации чрезвычайно важны для собаки. Когда мы хвалим собаку, голос у нас преобретает мягкие, приветливые тона, а когда осуждаем, он становится суровым и жестким, фразы - отрывистыми, и произносятся они более низким тоном, чем обычно. Говорить громко не нужно, собака слышит В 16 РАЗ лучше чем мы. И хваля, и ругая ненужно переходить границу допустимого. Частое повторение или слишком незначительный повод снижают эффективность вашего замечания. Однако, если собака очень молодая, ненадо скупиться на похвалу. Взрослая же собака может воспользоваться чрезмерной похвалой, чтобы отказаться выполнить какую-либо команду. Когда вы за что-либо хвалите собаку, не нужно быть многословным. Достаточно несколько коротких слов, употребляемых всегда в одной и той же последовательности и форме. Обычно употребляются слова “хорошо!” или “молодец!” в сочитании с кличкой собаки, произносимые радостно и приветливо. Другие дополнительные слова похвалы уже не нужны. Собака их не понимает, они могут только сбить с толку. Слова осуждения следует произносить сурово, отрывисто. Уже по одному тону собака должна понять, что вы ей недовольны. Обычно для этого употребляют слова “нельзя!” и “фу!”, которые вы можете повторить дважды, трижды по нарастающей. Однако не имеет смысла повторять его слишком много раз. Похвала и осуждение должны быть взаимно связаны. Если собака после слов осуждения выполнила вашу команду, надо сразу же похвалить ее, дать ей маленький кусочек лакомства, чтобы у нее не осталось ни малейших сомнений во взаимосвязи первого и второго. Наказывайте собаку только в тех случаях, если ваши даже несколько раз повторенные слова осуждения остались без внимания. Обязательно ныжно, чтобы собака знала причину осуждения и последующего наказания. Если вы внимательно понаблюдаете за собакой, то быстро заметите, игнорирует ли она ваше осуждение или не понимает его. Если игнорирует, то следует наказать. Когда вы наказываете собаку, она всегда должна быть на поводке. За неповиновение собаку сразу же следует наказать, чтобы она четко поняла взаимосвязь непослушания и наказания. Этот важный принцип обучения соблюдать непросто, потому что взаимосвязь должна прослеживаться, исходя не из человеческой, а из собачьей логике. Достаточно привести такой пример. Если ваша собака бросается за зайцем, а потом возвращается, как воспримет она ваше наказание? Сможет ли она связать это со своим охотничьим инстинктом? Поймет ли, что была наказана за то, что убежала? Или сочтет, что ее наказали за то, что побежала за зайцем? Или вообще за то, что вернулась к хозяину? Конечно, лучше всего, если вы с самого начала сумеете присечь ее непослушание. Для воздействия на собаку на расстоянии можно пользоваться очень длинным поводком или радиоуправляемым электроошейником. От ваших рук должно исходить только поощрение, они НИКОГДА не должны наказывать. Ваша рука гладит, ласкает собаку, ваши руки дают ей корм, лечат ее раны. Они для собаки воплощение вашей ДОБРОТЫ. Даже едва ощутимый удар рукой в качестве наказания может поколебать это чувство доверия. Существует лишь ОДНО исключение, когда вы берете собаку за шиворот, что, однако, воспринимается ею совсем по другому, чем любое наказание рукой. Так наказывает щенков их мать. Боящаяся руки собака, которую лишь с трудом можно взять на поводок, - это достойный осуждения пример неправильного обращения с ней. Палку и плетку нельзя использовать для обучения собаки. После того, как вы узнаете, какой чуткой и послушной может быть ваша собака, вы поймете, что эти варварские средства для вас просто неприемлемы. “Забитая”, запуганная, недоверчивая собака - это уже не друг человека, а нечто совсем противоположное. Плетью наказываются лишь служебные собаки /иногда такое наказание даже необходимо/, когда они откровенно игнорируют понятные команды. Для наказания собаки используйте тонкий прутик или сложенную газету. Прутик, который можно срезать во время прогулки, служит больше для острастки, чем для наказания. В то же время для собаки очень неприятен сильный удар сложенной в несколько раз или свернутой в трубку газетой, главным образом из-за производимого шума. Ни в коем случае нельзя бить собаку ногами. У наших ног собака обычно ищет защиту. Она должна относиться к ним с таким же доверием, как и к нашим рукам. Собака, опасающаяся пинка, лишь неохотно будет выполнять команду”Ко мне!”. Кроме всего прочего не следует забывать о том, что удар тяжелым ботинком или сапогом может нанести ей травму. Иногда для воспитания собаки можно успешно использовать холодный душ. Вне дома можно использовать для этих целей полведра воды. Дома чаще всего достаточно плеснуть из стакана. Главное, чтобы собака поняла взаимосвязь этого душа с поступком. Серьезным наказанием для собаки будет, если вы возьмете ее за загривок и сильно встряхнете. Еще будучи щенком, собака усваивает, что эта хватка означает нечто серьезное. Обычно так мать приучает щенка к послушанию. Если собаку крепко взять за загривок, она не может защищаться ни клыками, ни лапами. Разумеется, что при этом наказании пес должен быть на поводке. Однако любое другое наказание, произведенное непосредственно вашей рукой, будет серьезной ошибкой. Лучше избегать этого или делать очень осторожно, так как у некоторых пород собак, особенно у щенков, шкура на загривке в результате такого приема может быть повреждена. Если вы наказываете вашу собаку, то члены семьи или другие присутствующие при этом должны воздержаться от каких-либо высказываний. Дети очень хорошо понимают, когда во время головомойки их мама или тетя своими репликами смягчает наказание, а иногда высказывают прямо противоположное мнение. Собака также чувствует это и сразу же пытается найти путь к сопротивления, что ослабляет или даже совсем подрывает положение хозяина как вожака стаи. Если вы наказываете собаку, например, в квартире берете ее за поводок, запираете ее, сажаете на цепь, не ведете на прогулку, то все это имеет смысл лишь в том случае, когда собака может установить причинную взаимосвязь со своим непослушанием. Часто бывает трудно установить, действительно ли поняла собака эту взаимосвязь. Если этого не произошло, то пес воспринимает ваши действия не как наказание, а как непонятное для него ограничение. Кто очень хорошо знает свою собаку, чувствует по ее поведению, считает ли она наказание справедливым. Если вы хотите поощрить вашу собаку к освоению трудного задания, то в нужный момент помимо похвалы дайте ей вкусный кусочек. “Нужный момент” наступает не тогда, когда собака уже полностью выполнила задание, а когда начала его правильно выполнять. Каждый, пусть небольшой успех должен сопровождаться маленьким вкусным кусочком. Когда же цель достигнута, пес получает кусочек побольше. Для этого применяется мясо, печенка, кусочек сахара или сладкого печенья. Такое лакомство должно использоваться только в качестве поощрения за выполнение особых заданий и не должно стать чем-то обычным. Лакомые кусочки в качестве поощрения должен давать только тот, кто ведет занятие с собакой. Дети, наблюдающие за тем, как хозяин дома занимается с собакой, очень любят в самый неподходящий момент угостить “песика” вкусным кусочком, чтобы завоевать его любовь, которая, как известно, приходит через желудок. Собака очень быстро замечает, когда и от кого получает самые большие и вкусные куски. В таком случае кусочки как стимул к выполнению заданий уже теряют смысл. Глава 18: ЗАНЯТИЯ С КОШКОЙ
Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже. Марк Твен
Этот раздел книги предназначен для тех владельцев животных, которые в совместном проживании с кошкой ценят прежде всего тесный контакт с ней. Безусловно, немало любителей кошек заводят их либо с целью получить прибыль от продажи котят, либо для того, чтобы побеждать на выставках или удивлять знакомых, а от кошки требуют лишь одного: чтобы та как можно меньше попадалась им на глаза и создавала как можно меньше шума. Настоящим же любителям кошек больше всего нравятся их живость, изобретательность, природный ум и игривость. Их привлекает возможность тесного общения со своей питомицей, поскольку между любящим хозяином и преданной ему кошкой возникает тесная связь, позволяющая животному тонко чувствовать душевное и физическое состояние человека и горячо откликаться на все проявления эмоций со стороны окружающих людей. Следует иметь в виду, что кошка, даже очень послушная человеку, к которому испытывает симпатию и привязанность, всегда обучается лишь тому, что хочет усвоить сама, что соответствует ее потребностям и доставляет ей удовольствие. Дело в том, что кошки не в состоянии анализировать течение событий и улавливать сложные взаимосвязи между ними. Они воспринимают только сиюминутную ситуацию, увязывая ее с неприятными ощущениями или удовольствиями. Любая дрессировка основывается на разумном сочетании поощрения и наказания, достигаемого внешними воздействиями, вызывающими у животного негативные ощущения. Для кошки к таким факторам можно отнести резкие, кричащие звуки, отвратительные с ее точки зрения запахи, неприятные осязательные ощущения, а в тех случаях, когда требуется выработать категорический запрет на какое-либо действие, — то и болевой синдром. О том, как бороться с дурными привычками у кошек, будет подробно рассказано впоследствии, здесь же речь пойдет о выработке желательных для человека качеств и умений животного, а в этом случае наказание не дает практически никакого результата. Собаку или лошадь можно приучить выполнять команду с помощью силового воздействия: например, с помощью строгого ошейника можно заставить собаку идти рядом, останавливаться по сигналу и т.д. С помощью понукания и кнута можно заставить лошадь тянуть поклажу, двигаться быстрее или перескакивать через препятствия. Но принуждение или применение физического воздействия бессильно заставить кошку выполнять те действия, которые ей не по нраву. Такими средствами ее можно ожесточить и озлобить, сделать пугливой и нелюдимой, можно даже довести кошку до того, что она просто сбежит из дома, но невозможно чему-либо научить. Итак, прежде чем начать обучение или тренировки, выясните, какие игры любит ваша кошка. Если, например, она с удовольствием перескакивает со стола на шкаф и обратно, то ее легко можно приучить прыгать на ваше плечо или на какую-либо подставку, которую вы держите в руках. С помощью системы поощрений такую кошку можно научить преодолевать барьер, прыгать сквозь обруч и т.п. Если кошка любит носить свои игрушки в зубах, то ее можно научить приносить брошенные вами предметы. Некоторые кошки по собственной инициативе любят подниматься на задние лапы, другие любят залезать в узкие щели, третьи — принимать неожиданные для кошек позы. Понаблюдав за кошкой достаточное время и определив ее склонности, можно начать с помощью поощрения усиливать качества, присущие именно ей. При этом следует учитывать, что кошки прекрасно реагируют на звуковые сигналы, они способны воспринимать до 50 человеческих слов. Конечно, кошка не понимает их значения, но прекрасно усваивает, каким словом или фразой ее приглашают к игре, прогулке, зовут поесть, а какие слова обозначают запрет, негодование хозяина или угрозу наказания. Многие кошки очень любят, когда, их хвалят. Они улавливают соответствующие интонации речи человека, а если похвала дополняется ласковыми прикосновениями, то этого бывает более чем достаточно, чтобы пробудить у кошки желание вновь и вновь выполнять команды хозяина. Некоторые кошки в качестве поощрения признают только лакомство. В этом случае вкусные кусочки следует разделить по возможности на самые маленькие части. Чем меньше размер лакомства, используемого для поощрения, тем большее количество раз можно вынудить кошку проделать действия, которым ее обучают. Ведь любая кошка рано или поздно начнет от них отказываться, поскольку у нее наступит естественное пресыщение. Кроме того, далеко не все столь привлекательные для кошек кусочки безвредны для их здоровья, особенно в больших количествах. И тем не менее никакое лакомство не заставит кошку выполнять те действия, которые ей не по нраву. Гораздо эффективнее действуют любовь, ласка и терпение. Следует учитывать также и тот факт, что кошки очень быстро устают от повторения одних и тех же действий, а поэтому длительность обучения должна составлять всего несколько минут за один прием. Иначе у кошки быстро выработается отвращение к выполняемым трюкам, и потом уже никакие поощрения не заставят ее повторять их. Обучая котят, не тренируйте их больше 2 —3 минут за один раз, после чего отпустите своих «учеников» на свободу. Взрослые кошки способны более длительное время выполнять требуемые от них действия, хотя и среди них могут встречаться особи как совершенно не поддающиеся никаким методам обучения, так и прирожденные актеры, способные с нескрываемым удовольствием раз за разом повторять понравившиеся им трюки. Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обученной какой-либо команде, выполняет ее независимо от того, кто из членов семьи подает ее. Кошка же, беспрекословно подчиняющаяся одному из членов семьи, может не только не обращать внимания на окрики и призывы остальных, но и просто демонстративно не любить кого-либо в доме и выражать эту неприязнь всеми доступными ей способами. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить ее самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать ее доверие, привязанность и любовь. И все-таки даже в том случае, когда кошка с охотой откликается на предложение человека выполнить какие-либо действия, нужный эффект часто не достигается. Причинами этого может быть запаздывание поощрения, а также неправильный выбор звукового сигнала, его обозначающего. Звуковым сигналом не может служить слово или словосочетание, хорошо знакомое и привычное уху кошки. Тем более бессмысленно за выполнение разных упражнений поощрять кошку одним и тем же выражением типа «хорошая», «умница» и т.п. Эти слова произносятся по самым разным поводам, слишком часто встречаются в обыденной речи, чтобы кошка воспринимала их иначе, чем просто шумовой фон. Но вот нужный сигнал выбран правильно, лакомство приготовлено, и тренировка началась. Предположим, что целью обучения является стремление научить кошку сидеть при подаче соответствующей команды (каким образом проходит обучение, будет разобрано в соответствующем разделе). По команде «Сидеть I» кошка садится, и дрессировщик протягивает ей лакомство. Кошка немедленно поднимается на лапы и тянется на руки за вознаграждением, в этот же момент ее хвалят. У кошки поощрение ассоциируется с действием, совпадающим с ним, то есть награду она связывает с тем моментом, когда она встала и потянулась к руке человека. Никакого закрепления нужной команды при этом не происходит. Тем более недопустимо давать кошке лакомство или как-то по-иному поощрять ее до выполнения действия. И в этом случае кошка будет связывать вознаграждение с тем поступком, который был совершен ею непосредственно перед получением награды. Обучение кошки каким-либо приемам следует начать с наблюдения за ней. Определив естественные склонности животного, можно обдумать, каким трюкам и упражнениям можно его обучить. Тренировки должны вестись поэтапно, причем на самом первом этапе главным фактором» который определяет успех, является терпение дрессировщика: человек должен терпеливо ждать, пока кошка сама, иногда совершенно случайно, не выполнит то действие, которое от нее ожидают. Как только это действие будет совершено, именно в этот момент следует произнести выбранную заранее команду так, чтобы у кошки совместились выполняемые действия и ее звучание, а затем кошку сразу же следует похвалить и наградить. Весь период обучения, сколько бы он ни продолжался, следует быть готовым в любой момент поощрить кошку, если она поступила так, как ее обучали. Нарушение связи «правильное действие — награда» на ранней стадии обучения может не только свести на нет уже достигнутые результаты, но и навсегда погубить у кошки интерес к этому занятию. Что бы ни происходило вокруг, кошка должна получить вознаграждение немедленно после выполнения требуемого от нее действия. Через некоторое время, когда кошка запомнит и с легкостью станет выполнять все то, что от нее ждут, можно будет обходиться без лакомства и использовать только одобрительные слова. Воспитание и обучение кошки сводится не только к тому, чтобы научить ее выполнять те или иные действия. Не менее важной является и выработка у нее системы запретов на целый ряд действий. Кошка, живущая в доме, должна знать, что ей разрешено, а что — нет, и неукоснительно соблюдать все ограничения. Отучить кошку, лазить туда, куда не следует, не портить зубами и когтями предметы обихода, не пачкать в неположенных местах и т.д. можно, используя те же принципы, что были описаны выше: наказание должно следовать немедленно за проступком, быть адекватным ему и понятным кошке. Промежуток времени между нежелательным поступком и следующим за ним наказанием должен составлять несколько секунд. Чем дольше временной промежуток, тем труднее кошке увязать действие с наказанием и тем меньше эффективность последнего. Наилучший вариант —это возмездие, следующее сразу за проступком. К примеру, отучить кошку лазать в шкафы или запрыгивать на стол можно, установив в этих местах мышеловки, которые будут срабатывать именно в тот момент, когда кошка совершит запрещенное ей действие, это позволит ей уверенно связать свой поступок с вызванным шумовым эффектом. Самое плохое, что можно позволить себе в целях наказания ослушавшейся кошки, — это громкая брань и крики. Безусловно, абсолютно исключается физическое наказание, которое навсегда поставит между вами и кошкой барьер непонимания и недоверия. Кошки (и особенно котята) очень эмоционально воспринимают громкие звуки. От резких слов, ругани и тем более грубого обращения они становятся пугливыми, а временами и озлобленными. И у подростков, и у взрослых кошек такое отношение провоцирует хитрость и изворотливость. У животных не вырабатывается внутренняя система запретов: они ходят по струнке в присутствии хозяев, но без зазрения совести делают все, что им заблагорассудится, когда остаются одни, без надзора. Более того, находясь в постоянном напряжении в присутствии грубого, громко бранящегося человека, кошка испытывает страх, особенно если ей не удается надежно спрятаться. Это напряжение нервной системы кошки, очень чувствительной и ранимой, не проходит бесследно. И когда кошка остается одна, то в качестве способа разрядки она просто вынуждена использовать активное движение, царапая когтями при этом неподходящие предметы, а то и непроизвольно опорожняя мочевой пузырь на кровать хозяина, на его одежду или обувь и т. д. Владельцу кошки следует знать, что она никогда не мстит человеку за что бы то ни было. Если такие эксцессы возникают, то они означают только одно — кошка чувствует дискомфорт и неадекватно реагирует на присутствие человека. ОБУЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИМ КОМАНДАМ Несмотря на то, что кошки мало поддаются целенаправленному обучению, некоторым вещам можно научить практически любую кошку. Наиболее просто обучить кошку выполнять команду «Ко мне!», а также «Сидеть!», «Стоять!», «Дай лапу!» Владелец кошки, имеющий достаточно терпеливый характер, много свободного времени, а главное, любящий и понимающий свою питомицу, может научить ее выполнять и другие команды. КОМАНДА «КО МНЕ!» Самым простым и надежным способом заставить кошку прибежать к хозяину по первому его зову является использование вкусной еды. Подзывать кошку к любимой пище нужно спокойным и ласковым голосом, всегда одними и теми же словами с обязательным произношением кошачьей клички: «Ко мне, Барсик!», «Иди сюда, Несси!» и т.д. В первое время придется, возможно, не раз и не два принести кошку к ее миске с едой, подавая соответствующую команду в тот момент, когда кошка окажется рядом с миской. Раньше или позже любая кошка свяжет команду, подаваемую хозяином, с получением вкусной еды и, заслышав знакомый зов, будет бежать к мисочке, выражая удовлетворение высоко поднятым хвостом. После этого можно переходить к следующему этапу обучения, подзывая кошку к себе в любых иных обстоятельствах и награждая выполнение команды лакомым кусочком и похвалой. В дальнейшем каждый раз, когда кошка отозвалась на зов хозяина или другого человека и прибежала на зов, ее можно поощрять ласковым поглаживанием, почесыванием за ухом и т. д. Для большинства кошек совершенно естественным является желание оказаться рядом с хозяином, услышав его зов. Часто бывает достаточно только ласково назвать кошку по имени, чтобы она оказалась рядом с человеком. Исключение составляют запуганные, нелюбимые кошки, чье имя чаще всего произносят раздраженным голосом на повышенных тонах. Вряд ли такое обращение с кошкой позволит владельцу приучить свою питомицу выбегать к нему на первый зов. Скорее всего, услышав свое имя, кошка постарается спрятаться в укромном уголке. Придется ждать длительное время, проявляя максимум терпения и ласки, чтобы заставить кошку вновь поверить в то, что зов хозяина несет не наказание и обиду, а поощрение и ласку. КОМАНДА «СТОЯТЬ!» Команда, заставляющая кошку замирать на месте, может спасти жизнь вашей любимицы в ситуации, когда ей грозит опасность, или предотвратить нанесение ею ущерба вашему или чужому имуществу. Кошку, приученную выполнять эту или аналогичную команду, владелец или член его семьи легко сможет уберечь от рискованных или неприемлемых в данной ситуации действий даже в том случае, когда до кошки невозможно дотянуться руками или создать преграду между ею и опасным для нее предметом. «Начинать обучение нужно с помощью согнутой руки, используя ее в качестве преграды для кошки. Первые попытки следует предпринимать тогда, когда кошка по собственной инициативе двигается в вашем направлении. Как только она окажется на близком расстоянии, загородите е
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.25.53 (0.019 с.) |