Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод 8. Выработка несовместимого поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Смысл этого метода заключается в том, что вам ни с чем и ни с кем не нужно бороться, ваша задача чисто дрессировочная, просто нужно выработать у собаки еще один навык, выполнение которого не позволяло бы ей совершать нежелательный поступок. Сделать это нетрудно, так как давно замечено, что присутствовать одновременно в двух местах физически невозможно, как и совершать два одинаково сложных действия. То есть сидеть и одновременно чесать лапой бок нетрудно, но клянчить у стола и выполнять хозяйскую команду "Место!" одновременно невозможно. Карен Прайор считает этот метод одним из изящных и первым из позитивных, думаю, другой рекламы и не надо, и вот как предлагает бороться с собакой-попрошайкой: "Решением этого вопроса методом № 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но можно устранить попрошайничество выработкой несовместимого поведения - например, обучить собаку лежать на пороге столовой, пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того," чтобы это поведение управлялось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "ложись", укладываясь вдали от стола. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угаснет". А мы пойдем еще дальше. Предположим, что ваша собака: 1) скулит и лает от возбуждения, когда спускается по лестнице; 2) громко лает на прогулке; 3) сама драк с собаками не затевает, но не прощает вольностей и поэтому драки случаются часто; 4) охотится за кошками; 5) может при случае подобрать что-нибудь особо для нее ценное с земли; 6) может взять пищу у посторонних и 7) даже когда просто бежит по улице, ни на кого не обращая внимания, заставляет прохожих делать испуганный вид, подхватывая на руки детей. С каждым из этих недостатков можно бороться, используя какой-нибудь свой особенный метод, но тогда их понадобится семь и в семь раз больше времени. А можно обойтись одним. Для этого достаточно научить вашу собаку выходить на прогулку только с апортировочным предметом в пасти и носить его всю прогулку, то есть воспользоваться методом выработки несовместимого поведения. На самом деле, как лаять, когда рот закрыт? Как подобрать пищу с земли, если для этого надо выплюнуть апортировочный предмет, а это строго воспрещается? Да и прохожие, видя идущую им навстречу собаку с веселой игрушкой в пасти, не только не паникуют, а улыбаются и часто говорят: "Ах, какая умная собака!". Мой миттельшнауцер всегда чрезвычайно возбуждался, когда мы шли на прогулку, что выражалось в повизгивании, подлаивании а то и в подвывании. А это, конечно, спокойствию соседей не способствовало, да и мне не нравилось. Используя подход метода 8, я научил собаку выносить на улицу и носить во время прогулки апортировочный предмет. И это оказалось несовместимым с "оперными номерами" - для того, чтобы запеть, нужно было выплюнуть апорт, а этого делать было нельзя. Позднее я убедился, что обязательность апортировки исключает подбор пищи с земли, взятие пищи у посторонних, снижает количество драк и позволяет ходить по улицам без намордника. Миттельшнауцеру было уже около четырех лет, когда я научил его обязательной апортировке, до этого достаточно наломав дров со всякого рода отучениями. Но когда у меня появился щенок немецкой овчарки, уже с двухмесячного возраста я приучил его гулять только с игрушкой во рту. И когда он уже стал взрослым, мы гуляли с ним по центру Москвы без поводка, и никаких проблем у нас не возникало. Но и этот метод не лишен недостатков. Мне становилось очень обидно, когда моя собака была вынуждена отражать атаку, так и не выпуская предмета из пасти. Итак, выработка несовместимого поведения один из лучших способов борьбы с собакой, но требует фантазии для изобретения нового навыка, времени и настойчивости от хозяина по его формированию. А если уж говорить о недостатках, то и на солнце есть пятна.
Метод 9. Связь поведения с определенным сигналом
Мы уже с вами договорились, что причиной любого поведения является потребность. То есть, когда мы голодны, нам необходимо совершить пищедобывающее поведение - сходить в магазин, открыть холодильник, что-то разогреть, что-то порезать. А если мы голодны, но находимся в учебной аудитории или в зрительном зале? Значит, потребность потенциально вызывает то или иное поведение, которое может и не проявиться, если нет условий, свидетельствующих о возможности удовлетворения данной потребности. Короче, мы и собаки не совершаем жевательных движений, пока нечего жевать. Ученые, занимающиеся поведением, называют информацию, которая сигнализирует о возможности удовлетворения потребности, стимулами. Часто ими становятся наши команды, которыми мы пользуемся при дрессировке. Помните, для того, чтобы собака легче научилась, например, посадке, мы сначала создаем у нее пищевую потребность. Потом объясняем, что она может получить пищу, если выполнит команду и сядет. Вначале собака лучше слушается, когда голодна. Но со временем, после многократных тренировок она начинает прекрасно слушаться и не будучи голодной. То есть наша команда-стимул приобрела причинное влияние на собаку. Вот на этой удивительной особенности научения и основывается девятый метод. В оперантной дрессировке это называется подведением поведения под стимульный контроль. Поэтому Карен Прайор считает, что в ситуации, когда человек или животное обучены совершать действие в ответ на определенный ключевой (главный) стимул, поведение начинает подчиняться этому стимулу, а если этот сигнал не подается, то при его отсутствии поведение начинает угасать. Этот метод можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестать подавать этот сигнал. Для начала воспользуемся примером, который приводит Карен Прайор, тем более что в нем участвует Дебора Скиннер, дочь Б.Ф. Скиннера, одного из основоположников оперантной дрессировки. Итак, у Деборы Скиннер "была маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гулять, начинала лаять и скулить под дверью, вместо того, чтобы идти по своим делам. Дебора сделала небольшой картонный диск, одна сторона которого была окрашена в белый, другая - в черный цвет, и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака быстро обучилась не утруждать себя понапрасну, просясь в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что собачка пробыла на улице положенное время, она приоткрывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку как только та попросится." Если собака надоедливо лает на улице, попробуйте обучить ее команде "Голос!" и очень хорошо (значительно!) закреплять данное поведение. Недели две-три почаще заставляйте собаку лаять по команде, подкрепляя ее лай, но, ругая ее грозно, когда она даже едва заметно взлаивает без команды. А потом постепенно уменьшайте количество голосовых команд. Этот метод может быть полезен и в случае, если ваша собака бросается на всех прохожих без разбора. Обратитесь на ближайшую дрессировочную площадку и отдрессируйте собаку по защитно-караульному курсу (ЗКС), ИПО или по курсу "собака - телохранитель". Собака быстро поймет, в каких ситуациях ее поведение подкрепляется положительно и станет гораздо безразличней к прохожим. Метод подчинения нежелательного поведения определенному стимулу хорош тем, что данное поведение не запрещается собаке, а это иногда и невозможно сделать, просто ей предлагается подождать с ним и тогда получить не трепку, а похвалу и поощрение. А собаки, как и мы, тоже избегают отрицательного и стремятся к положительному.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.009 с.) |