Потребность - причина поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность - причина поведения



 

Согласно одному из определений, поведение - это "способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов" (Биологический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1989).

Всякое поведение вызывается какой-либо определенной причиной, и устранение этой причины является одним из самых эффективных способов борьбы с поведением нежелательным.

И нам с вами, и нашим собакам в первую очередь нужна еда. Но ломимо этого, мы нуждаемся в информации об окружающем нас мире, на которую мы реагируем в определенной ситуации так или иначе. Именно это обеспечивает сохранение нашей жизни и дает возможность оставить после себя потомство.

Потребность в чем-либо также является причиной определенного поведения. И в этом смысле любое поведение целесообразно, оно служит для снижения потребности, или полного ее удовлетворения.

Например, если мы с вами или наши собаки начинаем испытывать голод, то для того, чтобы его удовлетворить, осуществляем соответствующую пищедобывающую поведенческую программу - кто-то идет в магазин, кто-то открывает холодильник, а кто-то и крадет со стола оставленный без присмотра кусок колбасы.

Попыток классифицировать потребности насчитывается, пожалуй, столько же, сколько и самих потребностей. Наиболее удачной считается классификация известного российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на три основные группы:

1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности), направленные на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и т.п. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели организма.

2. Зоосоциальные потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими животными и способствующие не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.

3. Потребности саморазвития, ориентированные на будущее. Их предназначение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Круг потребностей записан в генетической программе организма. Там же содержится информация об основных способах их удовлетворения, то есть формы поведения, гарантирующие животному получение всего необходимого. В данном случае мы говорим о наследственном (инстинктивном) поведении. Но в процессе жизни любое живое существо может научиться и другим способам удовлетворения потребности. Их использование свидетельствует о приобретенном поведении или научении.

Например, генетические программы собаки могут включать в себя следующие сценарии удовлетворения пищевой потребности: выследить, догнать и съесть какую-нибудь зверушку, найти падаль, найти никому не принадлежащую пищу, отнять добычу у того, кто слабее и т.п. Но в процессе жизни собака может открыть для себя и другие способы добывания пищи - научиться открывать холодильник, лазать в мусорное ведро или выполнять по командам человека какие-либо действия.

Программы поведения, то есть программы удовлетворения потребностей, как наследственные, так и приобретенные, хранятся в памяти животного, как книги в библиотеке. И когда возникает необходимость, животное выбирает нужный сценарий и начинает играть свою маленькую пьесу под названием поведение.

Итак, возникшая потребность приводит к появлению поведения, направленного на ее удовлетворение.

Но и хорошее, и плохое поведение возникает не сразу. Для того, чтобы оно появилось, необходимо, чтобы потребность достигла определенной величины. Комфортная потребность, допустим, в мочеиспускании почти прямо пропорциональна величине наполнения мочевого пузыря собаки. И если он заполнен наполовину, то существующая потребность может и не реализоваться в поведении. Другой пример: если собака не очень голодна, то сосиска, безнадзорно лежащая на столе, может и уцелеть. Возьмите это на заметку, потому что из вышесказанного следует: если вам не нравится какая-либо форма поведения, контролируйте уровень потребности, лежащей в ее основе.

Однако это еще не все. Одновременно организм может испытывать не одну потребность. Например, собака, вышедшая на улицу, может хотеть освободить мочевой пузырь, кишечник, догнать вон ту кошку, обнюхать куст, сбегать к ближайшей помойке и подраться вот с этой собакой. Но сразу и одновременно удовлетворить все свои желания невозможно, собака будет удовлетворять их последовательно. А начнет, конечно, с главной. Главная потребность определяется в результате так называемой конкуренции потребностей. При этом определяется важность каждой из имеющихся потребностей, прогноз о возможности ее удовлетворения в данных конкретных условиях и даже эмоциональная значимость факта удовлетворения потребности.

Предположим, что вы вышли со своей собакой на прогулку. Собака достаточно голодна, в кармане же у вас нарезанный сыр. Ваша собака увидела другую собаку и понеслась к ней. Вы, не желая по каким-либо причинам допускать радостной собачьей игры или не менее радостной потасовки, подаете команду: "Ко мне!" Услышав вашу команду, собака тут же начнет мысленно взвешивать предполагаемые результаты. Подойти к вам и получить кусочек сыра, пару одобрительных слов и ласковое поглаживание? Но чувство голода не настолько сильно, чтобы ради лакомства жертвовать веселой игрой или дракой. К тому же собака абсолютно уверена, что вечером ее ждет полная миска корма, а этой собаки дома нет, и не будет! И ваши одобрительные слова и поглаживания она получает довольно часто, поэтому они не имеют особой важности. Тем более что получить их можно, когда захочешь - подойди к хозяину, ткнись в него мордой, пихни лапой или, улыбаясь, загляни в глаза. Делов-то! А собака убежит! Убежит навсегда!

И собака делает вывод. И вы теперь понимаете, какой.

Этот пример позволяет нам упомянуть о следующем рычаге контроля поведения: прежде чем реализоваться в поведении, потребность должна стать достаточно значимой, чтобы победить в конкуренции мотиваций.

Но и это еще не все. Сами понимаете, если у вас возникнет пищевая потребность, когда вы стоите под душем, то она в этот момент не вызовет пищедобывающего поведения - оно будет отложено на какой-то срок. А вот когда вы, торопясь, обтершись впопыхах, войдете на кухню, вот тут-то оно и вырвется наружу. То есть для того, чтобы потребность реализовалась в поведении, вам нужно быть уверенным или хотя бы надеяться на то, что с той или иной степенью вероятности конкретное поведение приведет к удовлетворению потребности. Или другими словами, вероятность реализации потребности в поведении зависит и от ситуации. Осознание этого дает нам еще один рычаг управления поведением. Например, если никогда не оставлять пищу на столе, пищедобывающее поведение будет бессмысленным и щенок не научится воровать со стола. В связи с этим некоторые зоопсихологи выделяют информацию (раздражители), провоцирующую (вызывающую) поведение - предположим, сосиска на столе. И информацию, тормозящую поведение - например, наличие в квартире людей при лежащей на столе сосиске. Так что контролируйте ситуацию, и собака не научится очень многим плохим вещам.

Таким образом, поведение можно показать в виде следующей схемы.

 

Рис. 1 Схема поведения

 

 

Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной научения. Стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки (и плохие, и хорошие), необходимые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.007 с.)