Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребность - причина поведения↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно одному из определений, поведение - это "способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов" (Биологический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1989). Всякое поведение вызывается какой-либо определенной причиной, и устранение этой причины является одним из самых эффективных способов борьбы с поведением нежелательным. И нам с вами, и нашим собакам в первую очередь нужна еда. Но ломимо этого, мы нуждаемся в информации об окружающем нас мире, на которую мы реагируем в определенной ситуации так или иначе. Именно это обеспечивает сохранение нашей жизни и дает возможность оставить после себя потомство. Потребность в чем-либо также является причиной определенного поведения. И в этом смысле любое поведение целесообразно, оно служит для снижения потребности, или полного ее удовлетворения. Например, если мы с вами или наши собаки начинаем испытывать голод, то для того, чтобы его удовлетворить, осуществляем соответствующую пищедобывающую поведенческую программу - кто-то идет в магазин, кто-то открывает холодильник, а кто-то и крадет со стола оставленный без присмотра кусок колбасы. Попыток классифицировать потребности насчитывается, пожалуй, столько же, сколько и самих потребностей. Наиболее удачной считается классификация известного российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на три основные группы: 1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности), направленные на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и т.п. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели организма. 2. Зоосоциальные потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими животными и способствующие не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида. 3. Потребности саморазвития, ориентированные на будущее. Их предназначение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др. Круг потребностей записан в генетической программе организма. Там же содержится информация об основных способах их удовлетворения, то есть формы поведения, гарантирующие животному получение всего необходимого. В данном случае мы говорим о наследственном (инстинктивном) поведении. Но в процессе жизни любое живое существо может научиться и другим способам удовлетворения потребности. Их использование свидетельствует о приобретенном поведении или научении. Например, генетические программы собаки могут включать в себя следующие сценарии удовлетворения пищевой потребности: выследить, догнать и съесть какую-нибудь зверушку, найти падаль, найти никому не принадлежащую пищу, отнять добычу у того, кто слабее и т.п. Но в процессе жизни собака может открыть для себя и другие способы добывания пищи - научиться открывать холодильник, лазать в мусорное ведро или выполнять по командам человека какие-либо действия. Программы поведения, то есть программы удовлетворения потребностей, как наследственные, так и приобретенные, хранятся в памяти животного, как книги в библиотеке. И когда возникает необходимость, животное выбирает нужный сценарий и начинает играть свою маленькую пьесу под названием поведение. Итак, возникшая потребность приводит к появлению поведения, направленного на ее удовлетворение. Но и хорошее, и плохое поведение возникает не сразу. Для того, чтобы оно появилось, необходимо, чтобы потребность достигла определенной величины. Комфортная потребность, допустим, в мочеиспускании почти прямо пропорциональна величине наполнения мочевого пузыря собаки. И если он заполнен наполовину, то существующая потребность может и не реализоваться в поведении. Другой пример: если собака не очень голодна, то сосиска, безнадзорно лежащая на столе, может и уцелеть. Возьмите это на заметку, потому что из вышесказанного следует: если вам не нравится какая-либо форма поведения, контролируйте уровень потребности, лежащей в ее основе. Однако это еще не все. Одновременно организм может испытывать не одну потребность. Например, собака, вышедшая на улицу, может хотеть освободить мочевой пузырь, кишечник, догнать вон ту кошку, обнюхать куст, сбегать к ближайшей помойке и подраться вот с этой собакой. Но сразу и одновременно удовлетворить все свои желания невозможно, собака будет удовлетворять их последовательно. А начнет, конечно, с главной. Главная потребность определяется в результате так называемой конкуренции потребностей. При этом определяется важность каждой из имеющихся потребностей, прогноз о возможности ее удовлетворения в данных конкретных условиях и даже эмоциональная значимость факта удовлетворения потребности. Предположим, что вы вышли со своей собакой на прогулку. Собака достаточно голодна, в кармане же у вас нарезанный сыр. Ваша собака увидела другую собаку и понеслась к ней. Вы, не желая по каким-либо причинам допускать радостной собачьей игры или не менее радостной потасовки, подаете команду: "Ко мне!" Услышав вашу команду, собака тут же начнет мысленно взвешивать предполагаемые результаты. Подойти к вам и получить кусочек сыра, пару одобрительных слов и ласковое поглаживание? Но чувство голода не настолько сильно, чтобы ради лакомства жертвовать веселой игрой или дракой. К тому же собака абсолютно уверена, что вечером ее ждет полная миска корма, а этой собаки дома нет, и не будет! И ваши одобрительные слова и поглаживания она получает довольно часто, поэтому они не имеют особой важности. Тем более что получить их можно, когда захочешь - подойди к хозяину, ткнись в него мордой, пихни лапой или, улыбаясь, загляни в глаза. Делов-то! А собака убежит! Убежит навсегда! И собака делает вывод. И вы теперь понимаете, какой. Этот пример позволяет нам упомянуть о следующем рычаге контроля поведения: прежде чем реализоваться в поведении, потребность должна стать достаточно значимой, чтобы победить в конкуренции мотиваций. Но и это еще не все. Сами понимаете, если у вас возникнет пищевая потребность, когда вы стоите под душем, то она в этот момент не вызовет пищедобывающего поведения - оно будет отложено на какой-то срок. А вот когда вы, торопясь, обтершись впопыхах, войдете на кухню, вот тут-то оно и вырвется наружу. То есть для того, чтобы потребность реализовалась в поведении, вам нужно быть уверенным или хотя бы надеяться на то, что с той или иной степенью вероятности конкретное поведение приведет к удовлетворению потребности. Или другими словами, вероятность реализации потребности в поведении зависит и от ситуации. Осознание этого дает нам еще один рычаг управления поведением. Например, если никогда не оставлять пищу на столе, пищедобывающее поведение будет бессмысленным и щенок не научится воровать со стола. В связи с этим некоторые зоопсихологи выделяют информацию (раздражители), провоцирующую (вызывающую) поведение - предположим, сосиска на столе. И информацию, тормозящую поведение - например, наличие в квартире людей при лежащей на столе сосиске. Так что контролируйте ситуацию, и собака не научится очень многим плохим вещам. Таким образом, поведение можно показать в виде следующей схемы.
Рис. 1 Схема поведения
Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной научения. Стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки (и плохие, и хорошие), необходимые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.009 с.) |