Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идентификация, социализация и страхиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Идентификация
Новорожденный щенок изначально не знает, что он собака и не может распознать животных своего вида. Этому, оказывается, нужно научиться! Благодаря видовой идентификации щенок начинает распознавать своих родителей (детский импринтинг), формировать социальные взаимоотношения (социальный импринтинг) и сексуальные взаимоотношения (половой импринтинг). Животное, у которого по каким-либо причинам естественный процесс импринтинга был нарушен, может считать себя представителем другого вида. Так, щенок фокстерьера (кобель) выращивался в полной изоляции и был предъявлен другим собакам в возрасте 16 недель - при игровых атаках нормальных щенков он вел себя неестественно заторможено. При контакте с другими щенками, также выращенными изолированно, было отмечено, что собаки относились друг к другу без агрессии, но и не взаимодействовали друг с другом. Исследователи пришли к выводу, что щенки, выращиваемые в изоляции до 16-недельного возраста, не могут наладить социальных контактов с другими представителями своего вида и отвергаются ими. В другом случае кобель чихуа-хуа, выращенный кошками до 16-недельного возраста, оказывал предпочтение кошкам и проявлял испуг в присутствии собак (он также никак не реагировал на собственное отражение в зеркале). С другой стороны, щенки, выращиваемые в семье человека с 4-недельного возраста (совместно с собаками, кошками или детьми), без контактов с другими собаками, выказывали большую доброжелательность к людям, чем к собакам. Например, взрослый шелти, выращенный в семье с котом и двумя детьми, оказывал сексуальное предпочтение кошке и нападал на всех собак, независимо от пола. Практика показывает, что к 6-недельному возрасту у щенков уже в основном сформированы социальные и сексуальные предпочтения, изменить которые бывает довольно трудно. Дата окончания стадии идентификации зависит от ряда факторов, часть которых являются наследуемыми (порода, линии, индивидуальные особенности), а часть внешними (поведение матери, других собак, качество окружающей среды). Среда, богатая стрессовыми воздействиями (например, жизнь бездомной собаки), приводит к более раннему окончанию этой стадии (промежуток между 7 и 9 неделями). Идентификация имеет несколько характерных свойств: • Ее результаты устойчивы и сохраняются иногда на всю жизнь. • Запоминание (научение) происходит очень быстро. • Запечатление братьев и сестер служит основанием для будущей общительности. • Идентификация оказывает влияние на возможность последующей коммуникативности животного. Факторы риска: полное отсутствие общения с собаками своей или других пород в период между 3 и 12±5 неделями жизни способствует идентификации щенка с другими видами животных, с которыми он общался в этот период (в основном люди, иногда кошки, кролики и т.п.) или их суррогатами (игрушечное животное, предметы и т.п.). результаты идентификации отличаются устойчивостью и сохраняются иногда на всю жизнь. Во взрослом возрасте это приводит: • к социальному предпочтению запечатленных объектов; •к избеганию контактов (трусливое или агрессивное поведение) с представителями собственного вида или породы (включая изображение в зеркале). Ограниченное общение с другими собаками в период с 3 до 12±5 недель жизни приводит к нормальной или несколько измененной идентификации, в зависимости от обстоятельств: •возможно восстановление нормальной идентификации, если в 9- недельном возрасте собака имеет возможность общаться с другими щенками; •поведение может быть очень неустойчивым – от социального предпочтения, незаинтересованности в контакте до агрессии по отношению к собакам, не смотря на почти нормальную возможность общения. Кстати, отражение в зеркале слишком неподходящий объект для импринтирования.
Межвидовая социализация
Межвидовая социализация (межвидовое предпочтение, способность общаться с представителями других видов) несколько отличается от идентификации: •она легко образуется, но требует постоянногоподкрепления (тренировки), иначе угасает; •она не распространяется на всех представителей вида, к которому выработано предпочтение - она индивидуальна. Щенок не имеет наследуемых программ, обеспечивающих механизмы взаимодействия с другими видами животных. Однако 12 тысяч лет одомашнивания (доместикации) показало, что такие взаимодействия возможны. Особенность собак, заключающаяся в социальном импринтинге - обучение определению, распознанию и запоминанию социальных партнеров - может дать возможность к взаимодействию с другими видами животных и человеком (если это осуществляется по отношению к человеку, то часто называется социализацией). И опять несколько примеров. Щенки, выращиваемые с почти полной изоляцией от людей, по одному изымались из привычной для них среды и передавались на неделю для тесного контакта (хэндлинга) с человеком. После хэндлинга проверяли реакцию щенков на человека. Оказалось, что опасливое (трусоватое) отношение к человеку уменьшалось, если хэндлинг начинался от 3 до 5-ти недельного возраста, и было минимальным в 5-ти недельном возрасте, затем снова увеличивалось. Уменьшение или исчезновение страха перед человеком, после хэндлинга, было наиболее эффективным, если общение с человеком осуществляли в возрасте 3 недель и было незначительным, когда с ним начинали общаться в 5, 7 и 9-и недельном возрасте (Freedman, King, Elliott, 1961, Scott and Fuller, 1965). В другом эксперименте щенка, содержащегося в таких условиях, как и в первом примере, помещали на 10 минут ежедневно в комнату с пассивно ведущим себя человеком (человек сидел на стуле и никакого внимания на собаку не обращал) (Scott and Fuller, 1965): •если щенка помещали в комнату в возрасте от 3 до 5 недель, щенок открыто и явно обследовал пассивного наблюдателя; •если щенка помещали в комнату в возрасте 7 недель, требовалось 2 дня (два 10-ти минутных сеанса), прежде чем щенок начинал исследовать человека; •если щенка помещали в комнату в возрасте 9 недель, требовалось 3 дня (три 10-ти минутных сеанса), прежде чем щенок начинал исследовать человека; •если щенка помещали в комнату в возрасте 14 недель, щенок не приближался к человеку. Легко напугать щенка в 12-ти недельном возрасте. Изолированное содержание и ручное вскармливание, контакт только с ограниченным кругом людей, исключение общения с другими людьми способствует формированию оборонительной реакции по отношению к человеку (Scoff and Fuller, 1965). Реакция страха была показана для всех исследуемых пород, хотя оборонительная агрессия у коккеров оказалась "более мягкой", чем у басенджи, терьеров, бигли и шелти. По мнению многих зоопсихологов, щенки начинают демонстрировать дружелюбное поведение по отношению к незнакомому человеку, как только они способны это сделать (как только им позволит это сделать развитие их двигательной системы), т.е. начиная с 3-х недельного возраста. Но это дружелюбие снижается почти прямо пропорционально с 5-й по 9-ю неделю жизни, сменяясь оборонительным поведением (которое появляется с 5-ти недельного возраста); щенок почти мгновенно забывает о реакции страха в возрасте от 3-х до 5-ти недель, но становится все более и более осторожным (продолжительность реакции страха увеличивается) с возрастом. С 12-ти недельного, возраста для социализации требуются активные игры, а социализация в возрасте 14-ти недель, кажется, невозможна. В результате предварительных исследований можно установить срок спонтанной социализации с другими видами животных, начиная с первого столкновения. Вероятно, он заканчивается в возрасте 12±2 недель. Однако это не говорит о том, что привыкание (но это уже не импринтинг) не может развиваться в более позднем возрасте. И, наконец, можно выделить как бы разновидность межвидовой социализации: "социализация типа" - человек (мужчина, женщина, подросток, ребенок, младенец, черный, белый, с бородой, без породы, в шляпе, в белом фартуке и т.д.). Могут выделяться и другие признаки (собака и волк больше койота), породные особенности (Fox, 1978) и т.п. Сроки, качество и способность к контакту с большим или меньшим количеством видов варьируют и определяются как внутренними (породными и индивидуальными особенностями), так и внешними (оборонительное поведение матери, условия выращивания и т.п.) факторами. Социализация собаки зависит от наличия контактов с человеком в период между 3 и 12±2 неделями жизни и должна подкрепляться постоянными контактами с человеком. Ограничение контактов с людьми в этот период способствует развитию настороженности по отношению к человеку или боязни его (как у дикой собаки) и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей (дети, мужчины и т.д.). Занятия по социализации: • Общение с различными типами людей в период между 3 и 12 ± 2 неделями жизни щенка облегчает обобщенную социализацию по отношению к человеку. • Общение с животными других видов и собак других пород способствует выработке межвидовой социализации и снижает возможное агрессивное поведение собак по отношению к этим видам животных. • Межвидовая социализация снижает какие-либо выраженные социальные предпочтения.
Фобии
Довольно часто страхи могут служить основой формирования фобий, которые часто определяют как навязчивые переживания страхов в определенной обстановке. Фобии имеют специфические поведенческие проявления, цель которых - избежание предмета страха, в том числе и обстановки, связанной с ним, или уменьшение страха с помощью навязчивых ритуа-лизованных действий. Как упоминалось, в случаях, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Разнообразные навязчивые движения - двигательные стереотипы, возникающие при неврозах, могут сохраняться в течение длительного времени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации поведения. Навязчивые движения усиливаются при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и т.п.), но прекращаются при целенаправленных действиях (еда, ориентировочно - исследовательские реакции): Считается, что возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.009 с.) |