Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения



 

Смысл этого метода заключается в устранении физической возможности совершения неугодного вам поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли, не будет много лаять, не укусит человека или другую собаку и не причинит вреда домашним животным. Намордник помешает собаке испортить мебель, обувь, провода и электронику, когда она остается в квартире одна, но при условии, что собака намордник не снимет.

Такого же эффекта можно достичь, если содержать собаку в клетке, посадить собаку на привязь, оставлять ее в комнате, лишенной ценных для вас вещей или убрать вне пределов досягаемости собаки все то, что не предназначается для ее зубов.

Чтобы собака не убегала, ее водят на поводке, прогуливают на огороженном участке или привязывают к ошейнику увесистую палку, которая мешает собаке бежать (так иногда поступают охотники).

Чтобы собака не воровала продукты, их нужно убирать подальше; чтобы не лазала на диваны и кровати, на время своего отсутствия положите туда стулья. И так далее, и тому подобное, главное - если вам не нравится какое-либо поведение вашей собаки, сделайте так, чтобы она не смогла его совершить. Правда, нельзя утаить того, что верным способом избежать непорядка в квартире и испорченного настроения на улице, является отсутствие собаки.

Конечно, этот способ ничему не учит и ни от чего не отучает. К его достоинствам можно отнести только то, что он очень оперативен. Применив его, вы получите достаточно много времени, чтобы подумать над тем, что же делать дальше.

Способ устранения физической возможности совершения нежелательного поведения не устраняет потребности (мотивации), лежащей в его основе, и не предлагает освоить другую форму поведения. Но этот способ, не допуская повторений плохого поведения, препятствует его закреплению. Если же хозяин собаки очень постоянен и настойчив в применении этого способа, то поскольку многие, нежелательные для человека формы поведения собаки характерны для периода ее детства, способ может помочь благополучно миновать их. То есть, пока вы держите щенка на привязи и не даете ему возможности съесть вашу обувь, он вырастет, и желание съедать обувь пропадет само собой. Но содержать щенка на привязи опасно тем, что он может запутаться, а в туалетной комнате на кафельном полу может простудиться. Пожалуй, лучшим выходом из такой ситуации будет поддержание порядка в квартире, если же вам лень убирать обувь, поможет клетка.

 

Метод 3. Наказание

 

Мы очень часто пользуемся этим термином, объединяя под его именем все неприятные и болевые воздействия на собаку, тем самым запутывая еще больше и так запутанное дело воспитания и дрессировки. Поэтому, кстати, нам трудно согласиться с утверждением, что наказание нельзя использовать, воспитывая и дрессируя, что оно малоэффективно, что существуют другие, более гуманные и действенные способы, например отрицательное подкрепление.

 

 

Рисунок 2. Принцип действия наказания

 

Так что давайте сначала разберемся, что же такое наказание, чтобы не только согласиться с предложенным выше, но и, узнавая его в лицо, не пользоваться им так часто.

Наказание - это такие наши неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного с нашей точки зрения поведения собаки. То есть между проступком нашего пса и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. Если же неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время него, то это - отрицательное подкрепление.

 

 

Рисунок 3. Принцип действия отрицательного подкрепления

 

Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вела провинившаяся собака после проступка, мы считаем, что ее следует наказать. И наказываем. Например, мы приходим вечером домой, и обнаруживаем в квартире Содом и Гоморру и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны его наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, так как отдалено от проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как, впрочем, и бесполезным, в чем вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуала встречи вашего щенка. И вы заметите, как щенок перестает радоваться вашему приходу и все чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его, с вашей точки зрения).

Или ваша собака что-то подобрала на улице и, тщательно пережевывая это что-то, подходит к вам, выполняя команду "Ко мне!". Вы, естественно, ее выдираете аки сидорову козу, и это является наказанием для подбора пищи (бесполезным, вы сами знаете), но одновременно отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное в стороне.

И еще одна ситуация. Вам не нравится, что собака забирается на диван, и вы бы хотели исправить данное поведение. Вы входите в комнату и застаете на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять собаке, что она не права и что вам не нравится такое поведение, вы ее шлепаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием к тому самому залезанию на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и весь опыт человечества в части борьбы с преступлениями при помощи наказания.

Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому, что, во-первых, потребность уже удовлетворена и нежелательное действие уже получило положительное подкрепление. А во-вторых, потому что воздействие как следствие очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе - вы наказываете собаку через час после того, как она съела ваши тапочки. В течение этого часа собака еще совершила с десяток безобидных поступков. Как же ей понять, какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет ее связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.

Наказание не учит, не дает информацию животному о том, какое же поведение правильное. Собака, которую вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять, потому что в течение последнего часа она больше не ела никакой обуви. И вам бы порадоваться этому. И еще: наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому, как правильно себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно изменить будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий.

И присмотритесь к себе - чаще всего, наказывая собаку, вы просто даете выход своим эмоциям и своим обидам на нее.

Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, оно служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания нам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно мы все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у него пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться, оно вырастает зашуганным и робким.

Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть, если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли бы возникло желание совершить второе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.007 с.)