Преследование автомобилей, мотоциклов, велосипедов, велосипедов и бегунов трусцой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преследование автомобилей, мотоциклов, велосипедов, велосипедов и бегунов трусцой



 

По мнению многих зоопсихологов и дрессировщиков, в основе преследования могут лежать проявление у собаки охотничьего, сторожевого и пастушьего инстинктов. Другими словами, преследование убегающих может быть связано с агрессией охотничьего, оборонительного и часто игрового поведения. Но если начальная реакция на самом деле может иметь биологическую причину, то в дальнейшем преследование инструментализируется, то есть становится навыком, достаточно независимым от базовых потребностей.

Быстрая инструментализация преследования связана с мощным положительным подкреплением этого мероприятия для собаки. Если от тебя спасаются бегством, значит, тебя боятся! А кому это не нравится? Во-вторых, факт "победы" налицо, то есть на морду, так как противник малодушно покинул поле боя. А чувство победы слаще сахарной кости! И, в-третьих, погоня для наших страдающих гиподинамией собак сама по себе приятна. Очень часто собаки превращают преследование просто в игру.

Как и в других случаях агрессивного поведения, справиться с преследованием помогает, прежде всего, коррекция иерархических взаимоотношений и повторение курса дрессировки по послушанию. Все это повысит управляемость собаки.

Избежать неприятного поведения можно, прогуливая собаку на поводке (Метод 2). Или в нужных случаях переориентировать внимание собаки на игру, пищу или выполнение какой-либо команды (Метод 11).

Для молодых собак и в случаях, когда поведение не очень сильно закрепилось, эффективно использование ориентировочного торможения (Метод 7). Вы, прогуливаясь с собакой на длинном поводке, швыряете в нее, когда это необходимо, гремящие предметы или издаете громкие неожиданные и необычные звуки.

Наиболее часто для коррекции преследования советуют использовать отрицательное подкрепление (Метод 4) в двух вариантах. В первом случае источником неприятных последствий являетесь вы. То есть вы надеваете на собаку строгий ошейник, удавку, электрошоковый ошейник или вооружаетесь хлыстом, и как только собака швырнется, отводите душу. Сначала тренируйте собаку на коротком поводке, а затем и на длинном.

Во втором случае источником неприятностей становится то, за чем гонится собака.

Например, вот какой совет приводится в книге М. Хоффмана "Ваш четвероногий питомец" (М.: Крон-пресс, 1997): "Наполните несколько воздушных шаров водой и поместите их на заднем сиденье автомобиля вашего приятеля (для собаки эта машина должна быть незнакомой). Другой ваш приятель должен находиться неподалеку и держать собаку на длинном поводке.

Медленно объезжайте дом. Когда ваш пес помчится за автомобилем и окажется в нескольких шагах от него, попросите приятеля остановиться. В этот момент начинайте кидать шары в сторону собаки. Она будет ошеломлена и в следующий раз дважды подумает, прежде чем броситься вслед автомобилю.

Повторяйте этот прием ежедневно на протяжении недели. Он не всегда срабатывает, но некоторым собакам может пойти на пользу. Только не забывайте вознаграждать вашего питомца угощением, когда он будет сдерживать свои порывы и просто наблюдать за проезжающим мимо автомобилем".

Вы можете также последовать совету Барбары Вудхауз (Трудные собаки. - М., 1996): "При самом простом и эффективном способе вам понадобится помощь товарища с автомобилем. Попросите его медленно провезти вас мимо собаки, которая преследует автомобиль. И как только она начнет атаковать, бросьте в нее со всей силой, на которую способны, какую-нибудь толстую книгу в твердой обложке. Обязательно попадите этой книгой в собаку. Шок, который при этом получает собака, пугает ее настолько, что мне никогда не приходилось повторять этот прием более двух раз, даже если до этого она преследовала автомобили годами. Бросая книгу, постарайтесь не высовываться из автомобиля, иначе собака может связать с этим вас, а нужно, чтобы шок ассоциировался с автомобилем.

Недавно мне удалось отучить корги от преследования мотоциклов- тем, что попросила мотоциклиста держать в одной руке кружку с водой и вылить ее на подбежавшую собаку. Это потребовалось сделать три раза, но теперь при приближении мотоцикла собака стремится спрятаться в канаву, а это может спасти ей жизнь".

То есть вы вооружаете жертву (водой, прутом, хлыстом, гремящими предметами или невесть чем), а она, эта жертва, использует оружие против вашей собаки. Но мне кажется, этот вариант использования отрицательного подкрепления не очень хорош. Совсем не нужно, чтобы собака боялась движущихся объектов. Нужно, чтобы собака относилась к ним безразлично.

 

Чрезмерный лай

 

Лай очень естественное для собак и очень полезное для нас явление. Если бы собаки не лаяли, они потеряли бы половину своего пользовательского значения. Но, как и многое другое, в чрезмерно выраженном виде лай может представлять проблему как для владельца, так и для окружающих. Это можно сравнить с нашей речью. Она, речь, штука очень полезная, но общаться с болтуном никому не нравится.

Считается, что лай собак имеет несколько причин. Прежде всего, он является средством коммуникации. Собака может лаять, чтобы привлечь внимание, заявить о себе, предупреждая врага или объявляя, что территория занята. Часто лай отражает функциональное состояние собаки - чем собака более возбуждена, тем она охотней лает. Как правило, все виды агрессивного поведения сопровождаются лаем. Особенно лай характерен для территориальной агрессии, которая служит основой сторожевых качеств собак.

 

Избыточный лай дома

 

Причинами чрезмерного лая в квартире или доме может быть, прежде всего, территориальная агрессия. Причем она легко переходит в инструментальную агрессию - то есть лай быстро становится привычным и возникает по каждому поводу.

Например, собака дремлет себе в прихожей, как вдруг этажом выше открывается дверь и к собаке приближаются шаги - почти как шаги Командора! Тут поневоле взбрехнешь или со сна, или со страху, разницы нет. Ты взбрехнул, и шаги удаляются. И ежу понятно, струсил Командор! Несколько таких совпадений и собака поймет, что надо делать, когда за дверями раздаются "страшные" шумы, чтобы от них избавиться. А, осознав это, может начать лаять на любой шорох. Или может быть и так. Вы впервые оставляете щенка одного и уходите. Щенок провожает вас до двери и возмущенный и обиженный тем, что его оставили, лает вам вслед. А вы скоро возвращаетесь - может быть, вы выходили к почтовому ящику, к соседу за спичками или просто забыли что-нибудь выключить. Вы, конечно, считаете, что вернулись совсем не потому, что щенок лаял. Но попробуйте доказать это щенку. Боюсь, что не удастся.

Оставаясь одни, собаки также лают от скуки, чтобы скрасить одиночество и немного от страха. Известно, что собаки животные стайные и испытывают так называемый социальный стресс, когда их оставляют одних. Лай помогает им снизить беспокойство. В этом они немного похожи на нас - мы, оставаясь одни, часто разговариваем вслух или ведем диалог сами с собой. А когда уж совсем скучно и одиноко - даже петь начинаем.

Когда все члены семьи находятся дома, собаки могут лаять и по названным причинам, и для привлечения внимания. Например, желая поиграть, требуя открыть дверь, накормить, напоить и т.п.

Если собака много лает, когда остается дома одна, попробуйте перед уходом прогулять ее до усталости. Интенсивные физические упражнения и игры, конечно, не исключат собачьего лая, но значительно снизят возбудимость собаки и, следовательно, вероятность лая. Да к тому же уставшая собака большую часть времени просто будет спать. Или займите ее чем-нибудь интересным: оставьте побольше игрушек, сухожильных или сырых натуральных костей.

Если лай провоцируется шумами, попробуйте их замаскировать. Оставьте включенным радио, задрапируйте плотно окна.

Но спасением от одиночества может быть только приятель. Так что если у вас есть такая возможность и желание, заведите еще одного щенка или котенка.

Если ваша собака лает для привлечения внимания, каждый раз, как только она начнет гавкать, вставайте и уходите из комнаты или молча отворачивайтесь от собаки. Рано или поздно собака поймет, что лай потерял свое манипуляционное значение и, следовательно, стал бесполезным. Скорее всего, она перестанет лаять, но это произойдет не сразу. Обучение ускорится, если вы обращаете внимание на собаку после молчаливой паузы. Для начала подождите совсем немного и подзовите собаку для ласки или игры, или удовлетворения других ее просьб. По мере понимания вашей собакой ситуации, время молчания увеличивайте.

Для коррекции избыточного лая может быть полезен и Метод 8. Научите собаку несовместимому с лаем поведению. Например, научите ее в ответ на звонок в дверь приносить вам игрушку. В конце концов, уходя, вы можете отключить телефон и звонок.

Если вы уверены, что собака считает, будто лаем возвращает вас домой, попытайтесь изменить ее мировоззрение. В ближайший выходной сделайте вид, что уходите навсегда. Закрыв дверь (не на ключ) и немного отойдя от нее, остановитесь и подождите. Даже самая брехливая собака делает между лаем паузы. Во время очередной паузы быстро войдите в квартиру и устройте веселую встречу. Через 5-10 минут урок повторите. Чем чаще вы таким образом будете тренировать свою собаку, постепенно увеличивая паузы между уходом и приходом, тем больше надежды, что собака поверит в то, что именно ее молчание возвращает вас, любимого, в отчий дом.

 

Избыточный лай на улице

 

На улице можно лаять по многим причинам: и со страху, и со злости, и потому, что весело, и чтобы хозяина заставить сделать то, что нужно.

Значительное влияние на склонность к лаю (т.е. к лаю по любому поводу) оказывают породные особенности собак.

На склонность к лаю оказывают влияние образ жизни собаки (одиночество, недостаток физической и интеллектуальной активности), ранняя сенсорная депривация и связанные с нею страхи, проблемы со здоровьем, непреднамеренное (бессознательное) со стороны владельца научение. К провоцирующим факторам можно отнести враждебно ведущих себя людей, собак и изменение привычного образа жизни.

Прежде чем что-либо предпринимать, оцените еще раз ситуацию. Попытайтесь определить причины избыточного лая и провоцирующие факторы.

Если собака живет во дворе, проверьте, не холодно ли ей, не протекает ли будка, не тесна ли она собаке. Убедитесь, есть ли у собаки вода, игрушки или другие предметы, обеспечивающие ее интеллектуальную деятельность.

Еще раз покажите собаку ветеринарному врачу. Убедитесь, что собака здорова. Обсудите с ветеринарным врачом диету вашей собаки.

Начните дрессировать или повторять дрессировочные упражнения. Это не только повысит нужное и в этом случае послушание, это предоставит собаке интеллектуальную нагрузку, наполнит смыслом ее жизнь. Неважно, чем заниматься с собакой, главное - заниматься. Перемежайте занятия веселой игрой, требующей мышечного напряжения, но не делайте дрессировку скучной.

Одновременно проводите занятия по социализации (привыканию) своего пса к другим собакам и людям. Кстати, это поможет не только вашей собаке.

 

Как прекратить лай

 

Это можно сделать по-разному. Можно после какой-нибудь команды, например "Тише!", осторожно и мягко прикрыть пасть собаки руками. Не сжимайте ладони сильно, это вызовет активное сопротивление собаки, и в следующий раз свою морду она вам не доверит. Если вы будете постоянно повторять это упражнение, рано или поздно собака начнет закрывать пасть по команде.

Способ прикрывания пасти подходит не для всех собак. Можно отработать останавливающую команду и по-другому. Когда собака пролает нужное вам количество раз, похвалите ее. Затем скажите: Тише!" и покажите ей что-нибудь очень вкусное или интересное (любимую игрушку). Большинство собак немедленно прекратят лай. Пока собака молчит, повторяйте команду и хвалите ее ласковыми словами. Для начала секунд через 5 дайте ей то, что показывали. На следующем уроке потребуйте, чтобы она молчала 7-8 секунд. Повторите несколько раз это упражнение, закрепляя у собаки понятие, что молчание очень полезно для нее. Затем постепенно увеличивайте время молчания. Если собака залает раньше времени, немедленно ее отругайте. Успешность занятий зависит от того, насколько собака заинтересована в получении того, чем вы отвлекаете ее от лая. Если пища или предмет для нее важны, уже за одно занятие вы можете научить ее молчанию в течение 1 -2 минут.

Можно поступить и так. После команды дайте собаке чего-нибудь пожевать. Согласитесь, чавкать и одновременно лаять очень трудно.

Если не получается, воспользуйтесь бытовым водяным разбрызгивателем, водяным пистолетом или пластиковой бутылочкой с водой. Как только собака начинает брехать, дайте команду и брызнете водой, стараясь попасть в нос или глаза. Это не причинит вреда, но достаточно неприятно, так что собака быстро поймет, что после команды лучше не лаять. Или используйте эффект ориентировочного торможения - воспроизводите какие-нибудь непонятные и необычные для собаки звуки. Лучше делать это после подачи какой-либо команды.

Очень часто собаки начинают и продолжают лаять при возникновении шума, издаваемого собаками или людьми. Если это так, попробуйте применить Метод 6 (привыкание), суть которого заключается в том, что реакции (в том числе и лай) на несущественные раздражители, то есть не несущие какой-либо полезной информации, не имеющие каких-либо значимых последствий для собаки, со временем уменьшаются и исчезают.

Очень часто собаки реагируют бурно на необычные и незнакомые для них раздражители. Поэтому займитесь расширением кругозора собаки. Постарайтесь познакомить ее как можно с большим количеством раздражителей. Обратите внимание на те шумы, которые провоцируют излишний лай. Предлагайте их собаке сначала меньшей интенсивности и частоты, отвлекая ее внимание игрой, каким-либо занятием или заставляя выполнять какие-нибудь команды.

Если собака живет на приусадебном участке, сделайте так: когда вы находитесь дома, поместите собаку на дальней от оживленной улицы стороне участка. Это снизит количество воспринимаемых собакой провоцирующих раздражителей. К этому же приведет замена прозрачного (например, сетчатого или штакетника) забора на глухой, непрозрачный.

Не забывайте хвалить собаку, когда она молчит!

Очень часто для коррекции избыточного лая рекомендуют использовать Метод 9 - связать нежелательное поведение с определенным сигналом. Для начала надо научить собаку лаять в нужный момент и в нужной ситуации, то есть обучить ее лаять по команде. Для этого необходимо вызвать одно из состояний, когда ваша собака взлаивает, не забывая предварительно подавать команду, например "Голос!".

Чаще всего возбуждают собаку, показывая ей и не давая схватить кусочек пищи, игрушку, апортировочный предмет, «играя с ней или даже доставляя неприятности. Нужно совсем немного повторений, чтобы собака поняла, чего вы хотите. При желании можно научить собаку лаять определенное количество раз, в нужный момент, зажимая пасть собаки, занимая пережевыванием пищи или апортировочным предметом. И все!

Остается только сделать лай привычным в случаях, когда вы считаете, что он необходимым. Для этого придется несколько раз помочь собаке командой, подавая ее в нужной вам ситуации и поощряя собаку.

После того, как вы научили собаку лаять, следует дать ей понять, когда, где и сколько нужно лаять. Теперь вы можете контролировать поведение собаки, и это будет сделать несложно.

Если собака много и надоедливо гавкает на улице, решить эту проблему можно, научив ее носить апортировочный предмет (метод выработки несовместимого поведения). Или время от времени заставлять ее лаять по команде и, напротив, не поощрять лай без команды (метод подкрепления отсутствия нежелательного поведения). Или даже поругивать ее за это, но через минуту снова предложить ей полаять, похвалив (использование и положительного, и отрицательного подкрепления). Попробуйте использовать и метод угашения, приучив собаку лаять, сначала часто, затем все реже, давайте разрешение на лай. Иногда помогает.

Можно научить собаку делать что-нибудь иное, кроме лая, в провоцирующих его ситуациях. Причем самое невообразимое. Пофантазируйте!

Часто рекомендуют использовать неприятные или болевые воздействия (аверсивное отрицательное подкрепление) на собаку для прекращения лая. Оставьте это на крайний случай. Ведь может случиться, что собака начнет сторониться вас, избегая наказания, и продолжать лаять. Либо начнет бояться собственного лая и не загавкает даже тогда, когда это будет нужно. Тем более, если собака лает от страха, ваши воздействия его не уменьшат. Но, так или иначе, такой метод существует и вот что советует Ф. Грандерат в книге "Дрессировка и натаска собак": "Случается, что собака, оставленная дома одна, так воет и лает, что соседи жалуются. Это можно исправить следующим образом: привязать собаку на ее месте на цепочке, надеть парфорс, провести от него длинный шнур через какое-нибудь отверстие или щель в двери, в коридор или кухню или другие достаточно удаленные от собаки помещения, где она не зачует человека; там должен спрятаться помощник. Хозяину следует уйти, громко топая на лестнице, а помощник будет дергать за шнур, как только собака начнет выть или лаять, и говорить "нельзя", а потом "на место". Этот метод очень эффективен при его правильном применении".

Существуют ошейники, которые в ответ на лай собаки разбрызгивают какие-либо вещества, обладающие неприятным для собаки запахом (например, цитронеллу, обладающую запахом лимона). Если же ничего не помогает, воспользуйтесь радиоуправляемым электрическим ошейником, которым вы можете управлять сами. Но лучше, если вы приобретете ультразвуковой или электрический ошейник, которые причиняют собаке неприятные ощущения, включаясь от звука ее лая.

По данным французских дрессировщиков, проводивших сравнительное исследование эффективности ошейников с цитронеллой и электрошоковых ошейников, последние оказались менее эффективны (См.: Кот и Пес. - 1997. - № 9). Однако и эффективность ошейников с цитронеллой составляет не более 80% случаев. Причем, подавляющее большинство потребителей предпочли лимонный ошейник электрошоковому как по эффективности, так и по безопасности применения.

Сложнее бороться с лаем, когда он длительное время сознательно или бессознательно подкреплялся вами. Вспомните, как часто вы шли на поводу у собаки, когда она лаяла? Разве вы не начинали обращать на нее внимание, не открывали перед ней дверь, не начинали или не продолжали игру, следуя ее уговорам? Если вы не исключаете и эту причину, изменить поведение можно, введя паузу с фиксирующей командой. После того, как собака залаяла (не давайте ей много лаять!), уложите ее командой - лежа лаять очень трудно, и после небольшой паузы сделайте то, что она просила. Со временем удлиняйте паузы. Надо заметить, что эффективней собачий лай опережать укладкой. Если говорить об устранении нежелательного поведения (Метод 2), то можно воспользоваться намордником, который не дает полностью открыть пасть. Говорят, что специальный намордник "антилай" не мешает собаке пить, дышать и не исключает лай, но эффективно снижает его интенсивность и продолжительность.

Если уж совсем ничего не помогает и вам на самом деле не нужна лающая собака, воспользуйтесь хирургическим методом. Подрезание связок (хоть это и жестоко звучит) является более гуманным методом коррекции, чем электрошоковый ошейник.

Иногда собаки воют. В общем-то, это тоже довольно естественное для них явление - средство коммуникации. Но чаще всего собаки воют от одиночества и под музыку. Если собаки воют под музыку, на этой основе можно отработать прекрасный цирковой номер. А если собаки воют от одиночества, попробуйте в борьбе с ним воспользоваться методами, описанными выше.

 

 

 


Страхи

 

Природа и причины страхов

 

Мы часто сталкиваемся с поведением собак, которое называем трусостью, страхом или боязнью, которое проявляется в том, что идущая рядом собака вдруг перестает подчиняться командам, прижимает уши, поджимает хвост, дрожит, беспокойно оглядывается, жмется к нашим ногам или панически убегает.

Иногда нетрудно понять, что именно вызывает такую реакцию собаки и почему она так реагирует, иногда трудно выяснить причину, но в любом случае это снижает работоспособность собаки, мешает управлению ею, а то и исключает его, приводит к печальным последствиям - панически убегающая собака может потеряться или попасть под машину. А если такая реакция собаки зарегистрирована во время проведения тестирования, ее могут не допустить к разведению.

 

Определения

 

Зоопсихологи считают, что страх это специфическая эмоциональная реакция организма или, короче, одна из эмоций.

В самом общем смысле эмоциями называют "особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на организм явлений и ситуаций" (Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 1996).

Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризует их возникновение, состояние, вероятность удовлетворения и факт удовлетворения (См.: Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. -М.: Наука, 1975). Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение - это "особый источник эмоциональных процессов" (Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979).

Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во-вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию они подразделяются на:

•сигналы боли, сильной, продолжительной стимуляции, вызывающей страх;

•сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;

•сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции;

•сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство (или в других условиях - страх).

Таким образом, страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога, боязнь, испуг, панический страх, ужас).

Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов. Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Под испугом подразумевают внезапный и мгновенный, резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена.

Состояние аффекта (панический страх, ужас) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы, навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.

Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на их источнике, побуждают искать возможности избежать опасности.

Страх - отрицательная эмоция и является сложным, неоднозначным явлением. Она дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего, выделяют реакцию избегания. Реакция избегания - это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить эту опасность (то есть исключить действие отрицательного раздражителя) путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна по определению, и называть ее "пассивно-оборонительной" неправомочно. Пассивно-оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений. Агрессивно-оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.

Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. На поведенческом уровне ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стон-реакция) и ориентации сенсорных систем на источник - причину реакции. Путаница же кроется в отмене текущей деятельности или снижении ее эффективности и более или менее продолжительного периода неподчинения командам, что так напоминает реакции, вызванные состоянием тревоги и страха.

 

Причины

 

Реакции страха могут вызываться различными аспектами раздражителя. Из повседневного опыта известно, что "сильные", "очень сильные" или "сверхсильные" раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя, вызывающего просто страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсивности - реакцию удаления. Вообще для животного важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Не исключено, что сверхсильный сигнал является "релизером" (релизер - сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения. Считают, что любой раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.

Реакции страха вызываются и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.

Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем - порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того, как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строиться следующим образом:

•если сигнал опознан как относительно новый, развивается исследовательское поведение;

•если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный), продолжается текущая деятельность;

•если сигнал, с учетом опыта, опознан как положительный (условный положительный), осуществляется соответствующее ему поведение;

•если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью), осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение.

С последующим увеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции), описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности).

Если сила раздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится "сверхсильным", организм отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями.

При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно, вызывают негативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от его неожиданности: Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.

Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам: а) частоте появления похожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой для него ситуации часто вызывает испуг.

Таким образом, выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя. Поэтому к реакциям описанной выше "сенсорной машины" можно добавить:

•если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации, отмечается реакция испуга;

•если раздражитель опознан как абсолютно новый, развивается реакция страха (выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Новизна раздражителя определяется опытом животного и, прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения, как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтинга (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) в развитии страхов наиболее важен экологический, который обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания), в которой ему придется существовать.

Только что родившееся животное или животное, у которого, наконец, начал функционировать зрительный анализатор, не различает "знакомое" и "незнакомое". Но как только оно познакомится с некоторым минимумом раздражителей (под минимумом раздражителей здесь понимается минимально необходимое количество информации, достаточное для выживания в данной среде), экологический импринтинг заканчивается, животное оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые.

В связи с этим, если запечатление произошло, чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия. По окончании чувствительного (иногда его называют критическим) периода новая информация, даже сверхзначимая, не оказывает влияния на развитие.

Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к заключению, что "после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условно-рефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации".

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического импринтинга приводит к ранней сенсорной депривации, вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных:

Обедненные условия содержания (обедненная среда), когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей).

Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда) называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать.

•Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда) подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Во время импринтирования в памяти формируются "нервные модели стимулов", которые, сформировавшись, являются матрицей, прокрустовым ложем для информации,- воспринимаемой животным. Чем значительней несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженней реакция животного. Поэтому животные, выращенные за городом или в питомнике, так "боязливы" и "трусливы" в условиях города. Такое поведение в свое время получило название "синдром питомника". Учитывая это явление, службы собак армии и полиции всего мира закупают животных, выращенных в тех условиях, в которых им впоследствии придется работать. Но нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общении с себе подобными; а в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.075 с.)