Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собака агрессивна к юным членам семьиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возможные причины: 1. Собака обладает более высоким иерархическим статусом, чем юные члены семьи. Как правило, дети имеют невысокие социальные ранги в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи-стаи. Это выражается в том, что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. "Ревность" собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером стаи, может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи. С точки зрения собаки, маленький ребенок это щенок и должен вести себя соответственно своей социальной роли - роли ребенка - типичного субдоминанта. Должен лебезить, слушаться и выказывать всяческое уважение. В то время как дети ведут себя с точностью наоборот. И очень часто ребенок воспринимается как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место. Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически более слаб, чем собака и совсем не знает законов стаи. 2. У собаки выработана инструментальная агрессия. Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со стороны взрослых членов семьи. Например, при появлении ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить ласковыми словами, оглаживанием или подкармливая. Со временем ребенок становится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны (!). Или возможна следующая ситуация. Собака лежит на ковре. К ней ползет ребенок. Собака зарычала, так, на всякий случай. Родители убирают ребенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хочешь, чтобы тебе не мешали - рычи! Часто инструментальная агрессия вырабатывается во время силовых игр с ребенком. 3. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия). Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары. Подростки могут чрезмерно "наказывать" собаку в процессе ее воспитания или дрессировки. Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути отступления: Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас. Если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений. 4. Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация). То есть опыта общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение. На самом деле назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное поведение. С другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом. 5. Сознательно или бессознательно сформированная норма поведения с социальными партнерами. Например, воспитывая щенка, ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги. Со временем это становится обычной нормой взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. С другой стороны, довольно часто собаке предлагается физическое воздействие (то, что обычно называется наказанием) как форма разрешения конфликта. Например, если мы постоянно шлепаем собаку, когда она в чем-нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучаем ее форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она воспользовалась этим способом. 6. Переадресованная агрессия. Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы не испытываем положительных эмоций. Когда по каким-либо причинам мы не в состоянии ответить аналогичным образом на оскорбительное замечание начальника, мы тоже радости не ощущаем. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы корректируем свое состояние, переадресуя свою агрессию (она может проявляться в виде раздражительности, занудства, мелочности, придирчивости и т.п.) по отношению к членам нашей семьи. Точно также поступает и наша собака. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что рычать на вас и на вашего ребенка - большая разница. В первом случае рискуешь получить по уху, а во втором успех обеспечен. 7. Конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами. Нужных и важных вещей всегда недостает, их всегда мало. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяином, его ласка и внимание, место в кресле или на диване - все это ограничено в количестве и по площади. Часто собаки уважают право первенства и собственничества. Держишь в руке игрушку, она твоя. Бросил на пол - ничья. Сидишь в кресле - твое кресло. Ушел - "всехнее". Отобрать игрушку - грабеж! Значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла - а как же право первенства?! Вот и конфликт! А если говорить о внимании, то часто события развиваются по такому сценарию. Вы весело играете с собакой или тискаете ее. В этот момент из соседней комнаты появляется проснувшийся ребенок и требует своей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребенком. Наверняка у собаки образуется вот такая причинно-следственная связь: появление ребенка означает лишение положительных эмоций. А потребность в положительных ощущениях относится к группе потребностей жизнеобеспечения. А неудовлетворение этих потребностей приводит к смерти. Следовательно, ребенка, как причину несчастий, надо нейтрализовать. Например, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся.
Коррекция поведения
Обязательно (!) еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения (см. раздел "Коррекция иерархического поведения"). Повышение управляемости собаки, ее безусловная подчиняемость позволит вам гарантированно остановить назревающий конфликт. Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое дело повышение иерархического статуса ребенка. Если ребенок уже достаточно подросший (от 8 лет и старше), докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением. Для этого станьте на какое-то время инструктором-дрессировщиком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Собака должна находиться слева от ребенка, а вы слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если собака не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте собаку выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки. Вас нет. Но ребенок должен не только командовать, он должен еще и поощрять собаку. Вы заставляете, а ребенок хвалит. Он оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте таким образом все команды послушания. Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий поводок. Это может быть веревка. Дайте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь в 3-5 метрах в стороне. Если собака не будет подчиняться ребенку, вы должны совершить рывок поводком. Если и после этого собака не подчиняется, быстро и молча приближайтесь и заставляйте ее выполнить Команду. На третьем этапе вы уже не используете поводок, а просто находитесь невдалеке и в случае необходимости корректируете поведение собаки. Необходимо то же самое проделать и в квартире. Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи имеете право, во-первых, доказать, что при взаимоотношении с другими членами семьи агрессивное поведение ни в коем случае недопустимо - то есть вам необходимо скорректировать сложившуюся норму поведения. Во-вторых, вы должны дать понять собаке, что ребенок это "табу". В этом случае можно использовать отрицательное подкрепление. В зависимости от запущенности ситуации, особенностей собаки и ваших с ней взаимоотношений в качестве отрицательного подкрепления используется угрожающий окрик, рывок поводком, ультразвуковой удар или болевые воздействия годен Метод 4 (отрицательное подкрепление). Начните с себя. Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень-то сильно терроризируйте собаку, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление. И снова продолжайте "играть". Если собака ведет себя правильно, обязательно хвалите ее. По отношению к ребенку любые формы агрессивного поведения должны быть "наказуемы". Не оставляйте их без внимания. Как минимум, прикрикните на собаку. На период коррекции поведения желательно, чтобы собака находилась в квартире на коротком поводке и в удавке. Так вы быстро вовремя и легко сможете доказать собаке, что она неправа. Если говорить о Методе 7 (ориентировочном торможении), то применяя его, будьте осторожны - можно напугать ребенка. Более щадящий режим коррекции поведения заключается в применении Метода 8 (выработка несовместимого поведения) и Метода 10 (подкрепление отсутствия нежелательного поведения). То есть вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть можно только игрушки, а не руки, ноги или полы одежды, но и тут же прекращаете всяческие взаимодействия при первых признаках агрессивного поведения. Если ваша собака проявляла агрессию к ребенку, не рискуйте - никогда не оставляйте ребенка и собаку наедине! Если вы не уверены в собаке, не позволяйте ей находиться вместе с ребенком без намордника (см. Приучение собаки к наморднику). Но надевайте намордник заранее, до появления ребенка в комнате. Следите за тем, чтобы у собаки не образовалось причинно-следственной связи: ребенок - причина надевания намордника. Приобретите клетку. Научите собаку пользоваться клеткой и если вам приходится отлучаться из комнаты или квартиры, помещайте собаку в клетку. Клетка не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний. Счастливы будут оба.
Обучение собаки терпению
Для этого воспользуемся советом Б. Килкоммонса и С. Уилсона (Ребенок и собака. - М.: Аквариум, 1996). При этом мы будем комплексно воздействовать на собаку: включаем привыкание, повышаем порог болевой чувствительности, корректируем норму поведения и одновременно занимаемся переделкой оборонительных и инструментальных агрессивных реакций. Эти же упражнения необходимо проделывать, если собака никогда не встречалась или мало общалась с детьми (неполная социализация). Как мы уже упоминали, с точки зрения собаки, дети ведут себя несусветно. Прежде всего, они издают громкие и необычные звуки, что, по собачьему мнению, может быть связано с неприятностями. Сломайте этот стереотип. Будучи наедине с собакой (это для того, чтобы не травмировать окружающих), попробуйте вести себя как ребенок. Кричите, визжите, мычите, орите, ревите, хохочите и одновременно подкармливайте и хвалите собаку. Следите, чтобы собака при этом не возбуждалась. Или запишите на магнитофон детский шум и кормите собаку при таком звуковом сопровождении. Рано или поздно собака привыкнет. Попробуйте ползать по полу и совершать резкие движения, какие совершает ребенок. Машите руками и ногами, игрушками, лопатками и прочими детскими инструментами и хвалите, ласкайте и подкармливайте собаку. Не делайте ей больно. Научите собаку терпеливо относиться к детским хватаниям и объятиям. Лаская собаку, потяните за кожу, за лапу, за ухо, за хвост и похвалите собаку. Сначала это делайте медленно и несильно, но постепенно увеличивайте усилия. Обнимите собаку буквально на 2-3 секунды. Отпустите и радостно похвалите ее. Снова обнимите и снова похвалите. С каждым занятием все увеличивайте продолжительность объятий. И понемногу все сильнее прижимайте собаку к себе. Не забывайте ее хвалить. Когда вы после таких занятий будете уверены в собаке, проделайте с ней то же самое, но в присутствии ребенка. А потом попробуйте подключить и ребенка. Но будьте внимательны и осторожны. И еще, сделайте так, чтобы ребенок стал для собаки сигналом наступления счастья. Например, таким образом. Нет ребенка в комнате, на собаку не обращают внимания, рычат и терроризируют. Как только ребенок входит в комнату, устраивайте для собаки праздник. И кормите, и хвалите, и играйте, и ласкайте! Но все это заканчивается, как только ребенок выходит из комнаты. Многие виды конкурентной агрессии (борьба за ограниченные ресурсы) могут быть устранены при помощи вышеописанных упражнений. Однако научите собаку отличать свои игрушки от детских. И строго-настрого запретите собаке пользоваться игрушками детей. Как бы ни была миролюбиво настроена или контролируема ваша собака, пусть она завтракает и ужинает отдельно от ребенка. И также, когда она наслаждается костью, в комнате не должно быть ребенка. Но воздействия на собаку это только половина дела. Если члены вашей семьи, включая детей, будут вести себя провокационно, рано или поздно терпение собаки лопнет. Воспитывать в семье надо и детей, и собак. Научите ребенка так же требовательно, как и собаку, вести себя в присутствии собаки спокойно. Убедите его в том, что собаке тоже может быть больно. Научите его тому, что мы называем любовью. Взрослые члены семьи должны прекратить "наказывать" собаку в присутствии ребенка. Иначе не исключено, что ребенок в результате подражания не воспроизведет ваших действий. Но и в присутствии собаки будьте мягче с ребенком: не кричите на него и не шлепайте. Собака тоже регистрирует все нюансы вашего отношения к ребенку. И не дай бог, чтобы она решила, что ваш ребенок "мальчик для битья".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.008 с.) |