Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета.



Федеральный закон от 31.07.98 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Гарант

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «Об утверждении Положения о федеральном казначействе»

 

В рыночных условиях контроль является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Он во многом помогает избежать ошибок, которые в экономике дорого обходятся1.

В настоящее время финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности. В этой связи, предполагается деление финансового контроля на две сферы: государственный и негосударственный.

Среди научной разработки проблем финансового контроля наибольший интерес представителей различных отраслей научной мысли проявляется к анализу сущности государственного финансового контроля.

Казначейский контроль можно назвать специфическим государственным финансовым контролем, поскольку область его организации и проведения находится только в ведении органов казначейства.

Показателями, охваченными контролем со стороны органов казначейства являются1:

· объемы бюджетных назначений;

· гарантированные лимиты финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства);

· объемы практически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам) и объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам;

· суммы счетов, предъявляемых к оплате, и объемы других выплат;

· суммы средств, причитающихся к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения оприходования товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания, а также суммы фактического перечисления бюджетных средств со счета.

Под казначейским контролем следует понимать обособленный элемент управления государственными финансовыми ресурсами и имеющий определенное содержание, специфические объекты и способы осуществления контрольных процедур в соответствии с установленными законом нормами.

Организация деятельности каждого органа должна иметь свою специфику, свой объект и субъект, предмет на который будет направлена эта деятельность.

Цель осуществления казначейского контроля – контроль за целевым и эффективным исполнением средств бюджетов всех уровней и средств бюджетных учреждений. Кроме того, законодательно закреплено и возложено на органы казначейства проведение контроля за исполнением бюджета.

Объектом казначейского контроля может являться комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы нематериального производства.

Под предметом казначейского контроля, по нашему мнению, следует понимать финансово-хозяйственные операции учреждений, организаций и других подразделений сферы нематериального производства, рассматриваемые с позиции их законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности.

Рассматривая казначейский контроль как целенаправленную деятельность, важно отметить, что он выступает самостоятельным видом деятельности и нуждается в управлении. С этой целью можно выделить следующие его подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Управляющей (субъект) подсистемой является контрольный орган, в данном случае орган казначейства, управляемой (объект) – бюджетополучатель. У каждой подсистемы имеется цель деятельности и набор факторов (участников процесса функционирования).

У каждого из факторов, в общем случае, имеется своя ультимативная (локальная) цель поведения, которая может не совпадать с глобальной целью системы.

Вполне очевидно, что факторами рассмотренных подсистем являются их персонал и руководство. Целью факторов объекта контроля (бюджетополучателя) является расходование средств бюджетов всех уровней, а целью факторов контролирующей подсистемы – контроль соответствия нормативным документам, целевой направленности и эффективности этого расходования.

Деятельность органов, осуществляющих казначейский контроль определена нормативными документами. В настоящее время ими служат:

- Федеральный закон от 31.07.98г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» с изм. и доп.;

- Положение «О федеральном казначействе» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 1.12.2004г.) и др.

Наличие контроля со стороны органов казначейства позволяет на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы. Направления проводимых органами казначейства контрольных мероприятий представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Направления контрольных мероприятий органов казначейства

Казначейский контроль проводится на основе горизонтальной и вертикальной структуры организации органов казначейства (см. рис. 1).

Горизонтальная структура управления основывается на функциональном разделении осуществляемой деятельности, т.е. каждому структурному отделу органа казначейства отведена своя функция контроля за средствами бюджета и государственными финансовыми ресурсами. Вертикальная же структура органов казначейства предполагает собой систему, например, ФК- управления- отделения, где каждый элемент выполняет свои контрольные функции. Связь в этой системе двухсторонняя. При прямой связи управление-отделение направляются задания на проведение контрольных мероприятий, методические рекомендации по проведению проверок и оформлению их результатов, различные запросы. При обратной связи отделение-управление направляются материалы контрольных мероприятий, ежемесячные отчеты по их итогам, проекты предписаний на бесспорное взыскание санкций.

Казначейский контроль как целенаправленная деятельность осуществляется разных формах и разными методами (способами). Основными методами проведения казначейского контроля являются: проверка, анализ и наблюдение.

Таким образом, направления проведения контрольных мероприятий определяются исходя из общих задач, стоящих перед органами казначейства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.007 с.)