Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Организация исполнения расходов бюджета органами казначейства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Федеральный закон от 31.07.98 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».СПС Гарант Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «Об утверждении Положения о федеральном казначействе» Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 № 104н. О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня с изм. и доп.// СПС Гарант Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. При казначейском исполнении расходов федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются[7]. Исполнение бюджета по расходам осуществляется органами казначейства на основе сводной бюджетной росписи Составление и утверждение бюджетной росписи осуществляется Министерством финансов РФ, оно составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств. Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают права бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств. В общем виде процесс расходования средств федерального бюджета выглядит следующим образом (Рис.1). После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа. Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств. Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов.[8]
Рис. 1. Порядок доведения бюджетных данных (изменений) до главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством согласно действующего законодательства и имеет ряд этапов: (рис. 2).
Рис.2. Этапы исполнения бюджета по расходам Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета, выполняемые Федеральным казначейством, действуют в целях исключения принятия к исполнению платежей, превышающих объемы финансирования расходов федерального бюджета для получателей средств федерального бюджета. Орган федерального казначейства проверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденной смете и лимитам бюджетных обязательств. Тем самым осуществляется текущий контроль за использованием бюджетных средств. В этом заключается особенность казначейской системы исполнения бюджета: все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономической классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Если при проверке нарушений выявлено не было, не позднее 3 дней с момента представления документов орган казначейства совершает разрешительную надпись, подтверждая тем самым исполнение денежных обязательств. Это является основанием для расходования бюджетных средств. Объем денежных обязательств, подтвержденных казначейством, не может превышать лимиты принятых обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств. Органы казначейства несут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляется казначейством в день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые от распорядителей, направляются казначейством в банк, который исполняет их через лицевой счет казначейства. Реформа бюджетного процесса, концепция которой одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», была призвана создать условия и предпосылки для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Что касается новой политики формирования расходов бюджетов, то ее основой является переход от «управления затратами» к «управлению результатами». Если в рамках «управления затратами» бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации, то в рамках «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Во-первых, по достигнутым результатам оценивается, прежде всего, работа каждого распределителя и получателя бюджетных средств, т.е. переход к новой применяемой в мире концепции (модели) «бюджетирование, ориентированное на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования» в ходе организации бюджетного процесса. Ее суть в том, что бюджетные ресурсы распределяются между администраторами бюджетных средств с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.[9] Все распределители и получатели бюджетных средств переходят к использованию преимущественно программно-целевых методов бюджетного планирования, привязывающих распределение бюджетных ресурсов к результатам их использования. Во-вторых, продолжается расширение самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса. Для этого устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований, ежегодно корректируемые в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функций и программ, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов, приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Новаторским инструментом перехода к «управлению результатами» при формировании бюджета стали Доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности. В них федеральные органы исполнительной власти обосновывали привязку своих отчетных и планируемых расходов к конечным измеримым результатам. Переход к «управлению результатами» обеспечивается также благодаря таким направлениям реформы бюджетного процесса, как реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета, выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств, упорядочение процедур составления бюджета. Таким образом, достоинствами бюджетирования, ориентированного на результат являются предоставление государством населению именно тех общественных благ и услуг, в которых общество реально заинтересовано; отказ от расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования; выбор решений с учетом последствий; усиление ответственности за конечный результат; повышение обоснованности решений о государственных расходах; возможность реально оценивать финансовое состояние государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов. Но переход к бюджетированию, ориентированному на результат невозможен без выполнения некоторых минимальных требований: 1) завершения разграничения полномочий в рамках реформы государственного управления и местного самоуправления; 2) перехода к стратегическому планированию развития регионов и муниципалитетов в рамках реформы планирования; 3) применения элементов административной реформы - управления по результатам, стандартов качества и регламентов оказания бюджетных услуг, контрактов с негосударственными поставщиками бюджетных услуг (муниципальные задания на принципах аутсорсинга) или контрактов с руководителями бюджетных учреждений. Важную роль в реализации вышеназванных направлений системы бюджетирования, ориентированного на результаты играют органы Федерального казначейства. Деятельность Федерального казначейства при этом должна быть направлена на интенсификацию работ по созданию условий для учета бюджетных и внебюджетных средств, эффективный контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, субсидий и субвенций, выделяемых бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, а также на эффективное управление средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства и внедрение системы инновационных технологий, которые включают развитие системы электронного документооборота. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. Повышение эффективности бюджетных расходов в настоящее время и на среднесрочную перспективу является одним из приоритетных направлений бюджетной политики. К мерам, обеспечивающим повышение эффективности государственных расходов, относятся реструктуризация бюджетной сети, отмена нефинансируемых мандатов, разграничение действующих и принимаемых обязательств, оптимизация разграничения расходных полномочий и другие. Эти меры оптимизируют структуру расходов и могут привести к существенной экономии бюджетных средств. Однако они носят структурный разовый характер и не меняют собственно методологии бюджетирования. Среди методов, обеспечивающих эффективную технологию управления расходами, в мировой практике особую роль играет бюджетирование, ориентированное на результаты. Дальнейшее развитие и совершенствование системы казначейского исполнения бюджета позволит полностью держать под контролем финансовые ресурсы государства, делая «прозрачным» бюджет. Помимо этого, казначейская система, при которой финансирование осуществляется на уровне городов и районов, практически оберегает валютный рынок страны от резких непредсказуемых выбросов рублевой массы, существенно снижает вероятность резких колебаний курса национальной валюты, связанных с бюджетным финансированием. Таким образом, органы Федерального казначейства являются не только техническими исполнителями доходов и расходов государственного бюджета, но и органами государственного управления финансами, проводниками экономической, финансовой, денежно-кредитной политики.[10]
Тема 5. Порядок финансирования бюджетных учреждений в органах казначейства.
Приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н. Об утверждении «Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Приказ Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» с изм. и доп. Финансирование расходов, в соответствии с бюджетным законодательством2, означает списание денежных средств со счета на основании платежных документов (платежного поручения или чека). Основными этапами процедуры финансирования являются последовательно совершаемые действия, и включает в себя: - разрешение (распоряжение) на осуществление платежа; - осуществление платежа. Финансирование федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином регистре федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. До 25.02.03г. порядок открытия и ведения лицевых счетов был установлен Инструкцией "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" (Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 № 106н), а также Инструкцией "О порядке открытия и ведения органами ФК МФ РФ лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета" (Утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2002г. №142)1. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органами казначейства учет операций со средствами бюджетов осуществляется на лицевых счетах, которые открываются главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств. Лицевой счет представляет собой регистр аналитического учета, открытый органом Федерального казначейства участнику бюджетного процесса соответствующего вида, по месту нахождения клиента и отражающим операции, учет лимитов бюджетных обязательств, кассовый расход получателя бюджетных средств. В настоящее время порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами предусмотрен Приказом № 24н от 29.12.2012 г. (рис. 1)
Рис. 1. Нормативно-правовая база порядка открытия и ведения Лицевых счетов
Структура лицевого счета выглядит следующим образом (см. рис. 1). Номера разрядов
Рис. 2. Структура номера лицевого счета [11] Обязательным условием для открытия лицевого счета бюджетополучателю в органе федерального казначейства является включение клиента в Реестр получателей средств федерального бюджета. В реестр могут быть включены только те учреждения, имеющие статус бюджетного учреждения. Также в соответствии с положениями Инструкции федеральному казначейству по аналогии с кредитной организацией, необходимо в пятидневный срок сообщать налоговым органам и государственным внебюджетным фондам об открытии или закрытии лицевого счета получателю средств. Особое внимание при открытии и закрытии лицевого счета отводится порядку оформления юридического дела бюджетополучателя. Открытие лицевого счета еще не позволяет производить расходования средств. Расходование средств возможно на этапе финансирования. На сегодняшний день финансирование производится на основе расходных расписаний, составляемых главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств и передаваемых в органы Федерального казначейства. В случае наличия достаточного для проведения операции остатка средств на лицевом счете ОФК ответственный специалист операционного отдела территориального казначейства производит операцию по списанию средств с лицевого счета ОФК, то есть финансирование переходит в завершающую стадию -кассовый расход, представляющую собой отражение на лицевом счете получателя средств операции по оплате денежного обязательства получателя средств1.
Тема 6. Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Федеральный закон от 31.07.98 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Гарант Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «Об утверждении Положения о федеральном казначействе» Приказ Федерального казначейства № 7-н от 07.10.2008 г " О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами » с изм. и доп. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н. О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов - СПС «Консультант Плюс» Внесенные изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации преобразовали в главу 24 "Основы исполнения бюджетов», в соответствии с которыми была введена статья 215.1. Она определяет, что исполнение федерального бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда обеспечивается Правительством РФ, исполнение бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а местного бюджета - местной администрацией. Кроме того, установлено, что организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган; бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов; кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Действие положения в части осуществления Федеральным казначейством кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ вступило в силу 1 января 2006 г. Согласно БК РФ под кассовым обслуживанием исполнения бюджет понимается проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. В соответствии с Приказом от 10.10.2008 № 8 н Федеральное казначейство разработало и утвердило Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства. Исходя из определения кассового обслуживания исполнения бюджета очевидно, что оно состоит из двух частей. Первая часть -это осуществление и учет операций по зачислению средств на единый счет бюджета субъекта РФ (местного бюджета). В соответствии Приказом №125н органы Федерального казначейства осуществляют и учитывают поступления в бюджетную систему РФ в части региональных и местных налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также распределяют их между бюджетами бюджетной системы РФ на счете управления Федерального казначейства по субъекту РФ по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства. Что же касается второй части кассового обслуживания исполнения бюджета - кассовых выплат, то здесь предусмотрены варианты кассовых выплат В связи с этим главным моментом, закрепленным в Порядке, является возможность для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации выбрать любой из предусмотренных вариантов кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета по кассовым выплатам. Кроме того, они могут также в любое время изменить ранее принятое решение и выбрать другой вариант. Единственным условием при этом является наличие технической возможности органа Федерального казначейства. В связи с этим получатели средств региональных и местных бюджетов должны быть готовы к возможным изменениям как схемы взаимодействия с органом Федерального казначейства, так и порядка финансирования. У органов же исполнительной власти субъектов РФ и у местных администраций есть время подумать над наиболее предпочтительным вариантом кассового обслуживания. Так, Порядком предусмотрены следующие варианты кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в части проведения и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Первый вариант - это открытие и ведение лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) соответствующего бюджета. При первом варианте кассового обслуживания бюджетополучатели не взаимодействуют с органом Федерального казначейства. Для них в схеме финансирования и кассовых расходов ничего не меняется, так как они по-прежнему будут взаимодействовать со своим финансовым органом либо с местным казначейством. Взаимодействие по кассовому обслуживанию будет строиться на уровне финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) и Федерального казначейства. Второй вариант кассового обслуживания связан с открытием и ведением органами Федерального казначейства лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета. Для осуществления этого варианта кассового обслуживания необходимо заключить Соглашение между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией) и органом Федерального казначейства о передаче органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (далее - Соглашение). Необходимо отметить, что на сегодняшний день во многих регионах РФ органы Федерального казначейства ведут лицевые счета распорядителей и получателей средств региональных и местных бюджетов и осуществляют санкционирование операций бюджетных учреждений в полном объеме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.01 с.) |