Тема 2. Функциональные особенности казначейской системы исполнения бюджетов. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Функциональные особенности казначейской системы исполнения бюджетов.



Правовой основой деятельности органа казначейства с 1992 г. по 2004г. были Указ Президента РФ2 «О федеральном казначействе Российской Федерации» (Утв. Советом Министров РФ от 8 декабря 1992г. №1556), Положение «О федеральном казначействе Российской Федерации» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1993г. №864; Указом органам казначейства предоставлены значительные права по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета. Правовой особенностью данного Указа являлось то, что он имел силу закона. (отменены с 1.01.2005 г.)

Позднее статьей 215 Бюджетного Кодекса Российской Федерации было определено, что «в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов, бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений»1.

В настоящее время деятельность органов федерального казначейства регулируется Положением «О Федеральном казначействе» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. №703).

Представляется интересным провести анализ действующего Положения о Федеральном казначействе с утратившим силу Положением №864 (Табл.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика функциональной деятельности органов Федерального казначейства после 1 декабря 2004 года

Признаки Постановление Правительства РФ О Федеральном казначействе от 1 декабря 2004г. Постановление Правительства РФ О Федеральном казначействе от 28 августа1993г.
статус Федеральный орган исполнительной власти (Федеральная служба), находится в ведении Министерства финансов РФ Структурное подразделение Министерства финансов РФ
структура Федеральное казначейство – Территориальное Управление Федерального казначейства (в том числе отделения федерального казначейства) ГУФК – УФК - ОФК
задачи, функции Нет четкой детализации функциональной деятельности органов казначейства на территориальном и местном уровнях. Однако сформированы полномочия и права руководителя Федерального казначейства Четко обозначены задачи и функции, руководителя ГУФК, органов казначейства, формируемых на территориальном и местном уровнях
Взаимодействие с другими органами власти Взаимодействует с органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. Взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координация работы по
    созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ. Установлены сроки представления отчетности о финансовых операциях в вышеуказанные органы власти.
Контрольные функции Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы
Нормативное обеспечение Издает приказы по вопросам, относящимся к компетенции Федерального казначейства Разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции органов казначейства и др.

Проведенный анализ действующего законодательства позволяет отметить следующее. Действующим законодательством предусмотрена реорганизация федерального казначейства в федеральную службу, придания статуса самостоятельной структурной единицы. Новым Положением четко прописаны функции по проведению предварительного и текущего контроля за исполнением бюджета, а также исполнение бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на основе заключенных соглашений. Кроме того, Федеральное казначейство наделено более широкими полномочиями по организации санкционирования и финансирования бюджетных средств. Функциональное развитие новой федеральной службы казначейства предполагает, что полномочия между Министерством финансов РФ и федеральным казначейством будут разграничены.

Ранее действующим законодательством на органы казначейства возложены задачи по организации исполнения бюджета, функции, которыми казначейство руководствуется при исполнении доходов и расходов бюджета1. Проведенное исследование функциональной деятельности органов казначейства позволило основные функции, осуществляемые органами федерального казначейства разделить на три группы (Рис. 2).

 


Рис.2. Функции органов федерального казначейства

Функциональные обязанности, возложенные на органы казначейства, легли в основу построения его структуры.

Действенность структуры органов федерального казначейства подтверждена временем. Об этом свидетельствует тот факт, что структура органов казначейства незначительно отличается от Департамента казначейства, созданного в царской России. Казначейство в то время представляло собой учреждение Министерства финансов, заведующее поступлением государственных доходов, их хранением, производством платежей по законным ордерам и передвижениям казенных сумм. Центральной кассой государственной казны являлось Главное казначейство, ведавшее расходованием сумм по общему государственному управлению. В подчинении Департамента Государственного казначейства находился Санкт-Петербургский монетный двор1. Ему подчинялись местные казначейства, основные функции которых сводились к выдаче денежных знаков по сметам.

Современная структура органов федерального казначейства, является трехуровневой (см. рис. 3)2:

 

 

 

 

 

Рис.3. Структура органов Федерального казначейства.

 

Главное учреждение федерального казначейства (Казначейство России) возглавляется руководителем. Федеральное казначейство осуществляет сводный учет доходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства, информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения бюджета по доходам и расходам. Федеральное казначейство руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Управления федерального казначейства (УФК) по субъектам РФ образуют второй уровень структуры казначейства. Возглавляются руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности руководителем Федерального казначейства.

Отделения Управления Федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (ОУФК) возглавляются руководителями, которые назначаются и освобождаются от должности руководителем УФК.

Исключением в этой структуре могут быть региональные управления казначейства, которые отказались от создания отделений в районах больших городов, являющихся, как правило, центрами субъектов Федерации. Структура органов федерального казначейства построена так, чтобы обеспечить выполнение основного принципа исполнения бюджета – принципа единства кассы. Исследование современной практики свидетельствует о том, что на региональном уровне управления казначейства пока нет строго определенных требований по формированию организационной структуры. Ранее действующая структура региональных управлений казначейства, в основном, была построена в соответствии с функциями, возложенными на него Положением «О федеральном казначействе Российской Федерации» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1993г. №864)1.

В соответствии с действующим положением органы казначейства осуществляют следующие полномочия:

1. доводят до главных распорядителей (ГРБК), распорядителей (РБС) и получателей (ПБС) бюджетных средств бюджетные росписи, лимиты бюджетных обязательств;

2. открывает в ЦБР кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств;

3. открывает и ведет лицевые счета ГРБС, РБС, ПБС средств федерального бюджета;

4. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

5. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

6. осуществляет предварительный и текущий контроль за нарушений юридических лиц временем операций со средствами федерального бюджета и др.

Органы федерального казначейства имеют право:

a. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов казначейства;

b. создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы казначейства по согласованию Министерства финансов РФ;

c. применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера направленные на пресечение юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

В целях обеспечения казначейского исполнения бюджета на региональном и местном уровнях могут создаваться аналогичные Федеральному казначейству службы казначейства, финансово-казначейские управления.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.009 с.)