Тема 1 пп особенности организации условий обучения первоклассников ( 6ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 пп особенности организации условий обучения первоклассников ( 6ч. )



Встреча студентов с администрацией школы (заву-
чем по нач.кл.), учителями начальных классов. Ознакомление с задачами начальной школы, реализацией преемственности учебно-воспитательной работы с детским садом.

Экскурсия по школе, знакомство с оснащением педагогического
процесса в начальных классах. Выявление мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе.

Студенты распределяются по классам, знакомятся с учащимися, наблюдают за ними во время уроков. Практиканты помогают учителю в работе с родителями первоклассников: изучают
анкеты для родителей, уточняют сведения о составе семьи, домашних условиях и возможностях воспитания и обучения детей,
характере подготовки детей к школе и т.д.

Тема 2 пп Изучение физической подготовки детей к школе (12ч.)

Студенты изучают особенности физической готовности к школе, повторяя теоретический материал ПМ01 МДК 01.02. На основе изученного материала студенты проводят беседу с медицинским работником, изучают медицинские карты. В течение учебного дня, наблюдая за деятельностью первоклассников на уроках, перемене отслеживают их физическое состояние и анализируют мероприятия двигательного режима.

Способы контроля состояния здоровья детей в период пребывания в образовательном учреждении.

Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в "Диагностическую карту", в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

Антропологические измерения проводятся в комнате, в которой температура 22-24°С. Все измерения проводятся на правой стороне тела ребенка. Для проведения измерений необходимо: ростомер - 1 шт., весы медицинские - 1 шт., сантиметровую ленту - 2 шт.

Измерение длины тела. Длина тела измеряется верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Необходимо следить за тем, чтобы антропометр не отклонялся от вертикальной линии. Точность измерения до 0,1см. Измерения проводятся в сантиметрах.

Измерение массы тела. Измерение массы тела проводится десятичными весами, без верхней одежды и обуви. При взвешивании ребенок стоит на середине площадки, спокойно. До измерения весы должны показывать нуль. Точность измерения - 50 г.

Измерение окружности грудной клетки. Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметровая лента. При измерении у мальчиков лента накладывается сзади под нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек - по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимает руки, затем опускает их и стоит в спокойном состоянии, при котором проводится измерение. Затем фиксируются показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Показатели записываются в сантиметрах.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями.

Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре. Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

Обследование проводится на физкультурных занятиях, во время подвижных игр или в свободное время в индивидуальном порядке. Результаты обследований сравниваются со стандартными количественными и качественными показателями для детей данного возраста.

Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде "Марш!" дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Время фиксируется в протокол, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, "полёта", прямолинейность бега у каждого из детей.

Метание в цель. Навык метания в цель определяется количественным показателем. Ребенок 5 раз метает теннисный мяч в мишень с расстояния 3 м правой и левой рукой. Попадание в ядро оценивается 5 очками, кольцо – оценка снижается по одному очку.

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку - туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание - энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет - в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление - мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

Для тестирования физических качеств дошкольников могут быть использованы контрольные упражнения в игровой форме проведения.

Быстрота. Бег 10 м ребенок бежит с максимальной скоростью. Ребенок может пробежать 2-3 раза дистанцию. В забеге принимают участие несколько детей одновременно.

Ловкость определяется временем пробегания 10-метровой дистанции, на которой по прямой линии устанавливаются разные предметы, которые ребенок огибает один справа, другой слева. Дается несколько попыток. Фиксируется лучший результат.

Гибкость определяют по расстоянию наклона стоя на гимнастической скамейке. Ребенок наклоняется не сгибая колен, стараясь как можно ниже к полу коснуться установленной перпендикулярно полу линейки. Регистрируется тот см, которого дотянулся пальцами ребенок. Чем меньше число см, тем выше гибкость ребенка.

Для определения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста используется комплексная оценка, составляющая сумма баллов, набранных отдельно в каждом блоке. Результаты, полученные в ходе тестирования, делятся на три зоны, которые условно обозначены как «зона риска», «зона возрастной нормы», «зона способностей».

Результаты в «зоне возрастной нормы», относятся к детям, развивающимся в соответствии с возрастной нормой и могут быть допущены к занятиям физическими упражнениями по любой программе в дошкольных учреждениях. Дети, относящие к «зоне способностей», также развиваются в соответствии с возрастной нормой, но педагог может рекомендовать родителям дополнительные занятия с ребенком в спортивной секции. Дети, чьи результаты отнесены к «зоне риска», должны пройти дополнительное обследование у различных специалистов в целях выявления у них психологических, анатомо-физиологических и других отклонений, влияющих на их физическую подготовленность и развитие.

Вопросы для обсуждения и анализа

 

1. Как комплектуются классы? (Знают ли учитель, медицинский работник состояние здоровья,
особенности возрастного развития, социальную адаптацию ребенка?) Какие -методы сбора информации использует учитель, медицинский работник? (Характеристика из
ДОУ, анкетирование семьи, беседы с родителями и др.) Учитывается ли и
каким образом при комплектовании класса посещение ребенком дошкольного учреждения и та образовательная программа, по которой ведется ра-
бота в ДОУ?

2. Учитывается ли принцип физиологического нормирования при составлении учебной нагрузки?

3. Какова организация распорядка дня в первом классе, внеучебной
деятельности, ее организация (варианты режима)?

4. Соответствует ли режим учебных занятий, методов преподавания,
содержания и насыщенность учебных программ, условий внешней среды
возрастным возможностям первоклассников? Докажите ваше мнение кон-
кретными примерами.

5. Учитывает ли учитель динамику работоспособности и утомления?

В каком физическом состоянии находятся учащиеся, включаются ли в работу на уроке сразу, сохраняют ли работоспособность в течение всего занятия; если нет - по какой причине
(бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке, стремление к деловому общению или вялость,
сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность на
занятиях, нежелание общаться со сверстниками, рассеянность,
плаксивость, стремление быть «в тени», не выделяться). Если ребенок не готов к уроку, на перемене тактично и осторожно попытайтесь побеседовать с ним, выяснить причины, поддержать, под-
бодрить и, если возможно, оказать помощь.


Приведите примеры.

б. Какие проблемы в осуществлении преемственности дошкольного и
начального образования видят завуч, учитель школы? Возможные пути решения этих проблем.

7. Какое оборудование есть в классе? Способы его размещения.
Обоснуйте оптимальность или недостатки данного варианта.

8. Чем насыщена предметная среда класса? Укажите содержание, количество, размещение в классной комнате. В чем сходство в организации
предметной среды класса и группы ДОУ?

9. В чем специфика организации предметной среды класса начальной
школы в сравнении с предметной средой ДОУ? Чем обусловлена именно
такая организация учебно-познавательной среды класса?

Внесите ответы на данные вопросы в дневник.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития координации мелких мышц кисти. При низком уровне развития крупных движений /то есть движений рук, ног всего тела\ у школьников часто возникают трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками \из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх\.

Поэтому развитие крупных движений-один из важных показателей подготовленности к школе.

Методика предложена Е.А.Бугрименко, А.Л Венгер в книге «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов»

Оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка \чтобы наблюдать за ней, можно попросить ребенка принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты\.

Оценка результатов:

Показателями «низкого» уровня развития крупных движений служат:

-неустойчивая, неровная походка;

-наличие большого количества лишних движений, сопутствующих основному действию и мешающих его выполнению.

 

Развитие крупных движений оценивается как «недостаточное» только в том случае, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников. В противном случае развитие крупных движений характеризуется как «достаточное».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.047 с.)