Тест «Лесенка» для исследования самооценки 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Лесенка» для исследования самооценки



 

Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящей из семи
ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для
удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку в зависимости от пола тестируемо-
го ребенка.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку.
Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше
(показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а
на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших
детей (показывают), еще ниже -
еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На
какую ступеньку ты сам себя поставишь-
ставишь? Ана какую ступеньку
тебя поставят мама? папа? воспитательница?»

Проведение теста. Ребенку да-
ют листок с нарисованной на ней
лестницей и объясняют значение
ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше
объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на ка-
кую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если
дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть
верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной
оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в
собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асо-
циальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к
выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более
не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять
все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают
сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей.
Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми
вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, край-
нее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованияхговорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые -
папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить
себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из
родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети
говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама ме-
ня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как
,раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взросло-
го, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального
развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка,
так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в
которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если
при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» -
ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально -
и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно
плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

 

Методика диагностики мотивации учения \разработана М.Р.Гинзбургом\

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательные мотив, восходящий к познавательной потребности\учебный\; широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения\социальный\; «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими\позиционный\; «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых \внешний\; игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу \игровой\; мотив получения высокой отметки \отметка\.

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания

ИНСТРУКЦИЯ

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На столе перед ребенком выкладывается карточка 1.

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился. Выкладывается карточка 2.

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Карточка №3

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. Карточка № 4.

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь Карточка №5.

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки. Карточка №6.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки. \см Приложение\

2 задание

Задачи:

-пронаблюдать индивидуальные особенности проявления работоспособности детей;

-выявить особенности их внимания;

-определить приемы привлечения внимания.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ.

 

1.Пронаблюдайте, как каждый ребенок вашей группы включается в урок после звонка:

-сразу же; проявляет собранность и сосредоточенность;

-не сразу включается в урок, отвлекается.

2.Пронаблюдайте в ходе урока, на каких видах работ тот или иной ребенок отвлекается (смотрит в окно, играет с учебными предметами, листает учебник). Подумайте, почему. Обратите внимание, как учитель вовлекает ребенка в урок.

3.Пронаблюдайте, на каком этапе урока дети более активны, собраны, сосредоточены, работоспособны, а на каком - начинают проявлять признаки усталости (ерзают, часто меняют позу, отвлекаются).

4. Подумайте, почему работоспособность детей на разных этапах урока проявляется по-разному.

5.Пронаблюдайте, как учитель поддерживает работоспособность детей:

-использует шутку;

-применяет обучающие игры;

-проводит минутки отдыха.

6.Сделайте вывод, какие приемы поддержания работоспособности и внимания детей наиболее результативны.

3 задание

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.007 с.)