Гаоу спо новосибирской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гаоу спо новосибирской области



Области

ГАОУ СПО Новосибирской области

«Болотнинский педагогический колледж»

 

Организация производственной ПРАКТИКИ

«Первые дни ребенка в школе»

специальность 050144 Дошкольное образование

(Методические рекомендации для студентов и преподавателей)

 

Болотное, 2013

 

Печатается по решению

Научно-методического совета

 

Организация педагогической практики: методические рекомендации для студентов 3 курса Болотное, 2013,-

 

Автор - составитель: Карпова А.Б.- преподаватель педагогики ВКК

 

Рецензент: Оганесян Р.Г. – директор ПМСС, педагог-психолог ВКК

 

 

Представленные материалы помогут студентам 3 курса реализовать задачи в процессе данного вида практики и наиболее продуктивно организовать самостоятельную работу.

 

 

Введение

«Шестилетнего ребенка трудно назвать учеником в подлинном

смысле этого слова…и в работе с ними нельзя механически

применять обычную методику работы с первым классом».

(Ш.А.Амонашвили)

 

 

В жизни каждого ребенка, которому предстоит учиться в школе, есть очень сложный и интересный период - первые дни пребывания в школе. У ребенка резко меняется социальный статус и окружение, другой вид деятельности выступает на первый план, потеснив игру. В первые дни пребывания в школе дети обычно непосредственны, наивны, хотя некоторые чувствуют себя неуютно. Практика будущих учителей начальных классов в этот период – очень ценный по информативности период становления педагогов.

Данный вид практики проходит на 3 курсе. К этому времени у студентов накоплен определенный багаж теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и МДК профессиональных модулей.

На практике «Первые дни ребенка в школе» студентам предстоит обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания и познакомиться с особенностями периода адаптации первоклассников в первую неделю его пребывания в школе.

Каждый день работы студентов (6 ч.) организуется примерно
по следующему плану: педагогические наблюдения на уроках,
воспитательных мероприятиях, оказание помощи учителю в организации режимных моментов, выполнение заданий по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению, обсуждение и анализ собранных материалов. По итогам обследования
одного учащегося каждый студент в конце практики составляет психолого-педагогическую характеристику.

Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, помогут не только успешно реализовать задачи данного вида практики, но и грамотно провести диагностическую работу.

Содержание педагогической практики «Первые дни ребенка в школе» способствует формированию следующих профессиональных умений:

- определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;

- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

-определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;

- анализировать проведение мероприятий двигательного режима;

-определять педагогические условия организации общения детей;

-анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

-сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования и выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста;

- готовить и оформлять отчеты;

- использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской работы.

 

Студенты приобретают практический опыт

-организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;

- наблюдения и анализа деятельности и общения детей;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития;

- составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

- участие в исследовательской деятельности.

В процессе практики студенты совершенствуют умения проводить исследовательскую работу, которая идет в основном в направлении изучения уровня готовности ребенка к обучению в школе:

- определение соматической готовности (физические показатели: рост, вес, уровень физического развития) - изучение медицинской справки;

- определение педагогической готовности (наличие у ребенка определенных знаний и умений для успешного овладения содержанием обучения в первом классе по основным предметам: устный счет, навыки чтения, письма)- через наблюдение, бседы с учителем, родителями, изучение работ учащихся;

- изучение психологической готовности (мотивация, эмоционально-волевая сфера, социальная зрелость) – диагностические методики.

В течение практики студент ведет педагогический дневник, где
подробно отражает и анализирует результаты проведенной им
работы.

Цель практики: обеспечит углубление профессиональных компетенций студентов в области преемственности современного дошкольного и начального образования в аспекте готовности старшего дошкольника к новым условиям школьного обучения.

Задачи:

1Познакомить студентов с особенностями организации условий обучения первоклассников в первые дни школьного обучения.

2. Углубить знания студентов в области целей, содержания, средств и методов обучения детей в первом классе начальной школы.

3. Обеспечить овладение студентами умениями анализа готовности детей к школе и адаптации к новым условиям школьного обучения.

4. Способствовать развитию у студентов умений анализа состояния педагогической практики в аспекте преемственности детского сада и школы.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

 

По результатам практики студенты представляют документы:


1. Дневник наблюдений за учащимися с анализом и оценкой наблюдаемого.

2. Психолого-педагогическую характеристику первоклассника с позиции его готовности к школе и особенностей адаптации к новым условиям
обучения.

3. Проект мероприятий, направленных на оптимизацию адаптации
первоклассника к школе.

4. Рефлексия практики с точки зрения формирующихся умений.

 

В отчет также включаются впечатления студента, пожелания по
улучшению организации и содержания практики «Первые дни ребенка в
школе».

ОЦЕНКА ПРАКТИКИ

 

Руководитель группы выставляет студентам дифференци-
рованный зачет, учитывая объем и качество их работы.

Критерии оценки работы студентов по итогам практики при дифференцированном зачете:

«о т л и ч н о» выставляется за:

-систематическое проведение педагогических наблюдений в течение всей практики, глубокий анализ учебно-воспитательного процесса, инициативную помощь учителю в его осуществлении, активное участие в организации перемен.

-творческое и качественное выполнение всех заданий, предложенных руководителем практики, проявление инициативы при подборе диагностических методик;

-представление отчетной документации в указанные сроки и выполненную в точном соответствии всем требованиям, предъявляемым к ее содержанию, оформлению и т.д.;

-активное участие в сборе учебно-исследовательского материала, его обобщении, подготовку группового отчета.

«Х о р о ш о» выставляется за:

проведение наблюдений и глубокий анализ учебно-воспитательной работы в классе, направленной на адаптацию ребенка;

правильное и качественное выполнение большинства заданий (за исключением одного-двух, в которых допущены ошибки, недочеты);

предоставление отчетной документации в указанные сроки и в соответствии с основными требованиями;

участие в подготовке материалов для группового отчета по избранной теме.

«У д о в л е т в о р и т е л ь н о» выставляется за:

проведение ежедневных педагогических наблюдений, анализ уроков и воспитательных занятий в 1 классе;

выполнение заданий по педпрактике (за исключением некоторых);

представление отчетной документации, не полностью соответствующей требованиям по ее содержанию и оформлению;

недостаточное участие в подготовке материалов для группового отчета (низкое качество, отсутствие собственных суждений и выводов).

«Н е у д о в л е т в ор и т е л ь н о» выставляется за:

отсутствие на базе практики без уважительных причин;

небрежное выполнение заданий (грубые ошибки в сборе эмпирических данных и их обработке);

представление отчетной документации с опозданием.

 

К итоговой конференции студенты готовят выступления

по темам:

1. Характеристика 7-летних детей.

2. Проявление эмоций у детей в 1 -ые дни пребывания в
школе.

3. Подготовка детей в детском саду к школе.

4. Наглядность на уроках 1-ой недели.

5. Воспитательная работа в 1-ые дни пребывания детей в
школе.

6. Правила поведения детей в школе и работа над ними в 1-
ые дни.

7. Первое родительское собрание и особенности его
проведения.

В данном виде практики участвуют преподаватели педагогики, психологии, методисты.

Практика «Первые дни ребенка в школе» заканчивается конференцией.

Итогом практики является выставление дифференцированного зачета.

 

 

Оформление дневника

Лист ДНЕВНИК

Производственной практики

«Первые дни ребенка в школе»

студент (ки) группы

Болотнинского педагогического колледжа
Ф.И.О.____________________________________________

Лист

Лист

Цель и задачи практики

Лист

Список класса

5лист

Расписание уроков

Дата Тема урока Наблюдение урока Анализ урока
    учитель ученик  
         

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В период практики студенты глубоко и целенаправленно знакомятся с важнейшей педагогической проблемой - обеспечение
преемственности дошкольных учреждений и начальных классов
школы в воспитании и обучении детей. В ходе педпрактики учеб-
но-исследовательская работа студентов направлена на выявление
степени готовности детей, в частности конкретного, произвольно
выбранного первоклассника, к обучению в школе.

Студенты знакомятся с особенностями, организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательной работы учителя с
учащимися 1 класса в период начальной адаптации детей к
школьным условиям; ведут педагогические наблюдения, сбор и
обработку эмпирических данных,, учатся делать обобщения, вы-
воды. Студенты актуализируют, обобщают, пополняют и активно
используют на практике теоретические знания по педагогике,
психологии,. методикам, совершенствуют свои педагогические
умения, убеждаются в правильности выбора профессии. Студенты
осознают, насколько необходима постоянная и систематическая
самообразовательная работа по овладению педагогическим мастерством, современными педагогическими технологиями, убеждаются, как важно воспитывать у себя такие профессионально
значимые качества личности, как любовь к детям, доброта, социальная и творческая активность, добросовестность и др.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ

Вопросы для обсуждения и анализа

 

1. Как комплектуются классы? (Знают ли учитель, медицинский работник состояние здоровья,
особенности возрастного развития, социальную адаптацию ребенка?) Какие -методы сбора информации использует учитель, медицинский работник? (Характеристика из
ДОУ, анкетирование семьи, беседы с родителями и др.) Учитывается ли и
каким образом при комплектовании класса посещение ребенком дошкольного учреждения и та образовательная программа, по которой ведется ра-
бота в ДОУ?

2. Учитывается ли принцип физиологического нормирования при составлении учебной нагрузки?

3. Какова организация распорядка дня в первом классе, внеучебной
деятельности, ее организация (варианты режима)?

4. Соответствует ли режим учебных занятий, методов преподавания,
содержания и насыщенность учебных программ, условий внешней среды
возрастным возможностям первоклассников? Докажите ваше мнение кон-
кретными примерами.

5. Учитывает ли учитель динамику работоспособности и утомления?

В каком физическом состоянии находятся учащиеся, включаются ли в работу на уроке сразу, сохраняют ли работоспособность в течение всего занятия; если нет - по какой причине
(бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке, стремление к деловому общению или вялость,
сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность на
занятиях, нежелание общаться со сверстниками, рассеянность,
плаксивость, стремление быть «в тени», не выделяться). Если ребенок не готов к уроку, на перемене тактично и осторожно попытайтесь побеседовать с ним, выяснить причины, поддержать, под-
бодрить и, если возможно, оказать помощь.


Приведите примеры.

б. Какие проблемы в осуществлении преемственности дошкольного и
начального образования видят завуч, учитель школы? Возможные пути решения этих проблем.

7. Какое оборудование есть в классе? Способы его размещения.
Обоснуйте оптимальность или недостатки данного варианта.

8. Чем насыщена предметная среда класса? Укажите содержание, количество, размещение в классной комнате. В чем сходство в организации
предметной среды класса и группы ДОУ?

9. В чем специфика организации предметной среды класса начальной
школы в сравнении с предметной средой ДОУ? Чем обусловлена именно
такая организация учебно-познавательной среды класса?

Внесите ответы на данные вопросы в дневник.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития координации мелких мышц кисти. При низком уровне развития крупных движений /то есть движений рук, ног всего тела\ у школьников часто возникают трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками \из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх\.

Поэтому развитие крупных движений-один из важных показателей подготовленности к школе.

Методика предложена Е.А.Бугрименко, А.Л Венгер в книге «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов»

Оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка \чтобы наблюдать за ней, можно попросить ребенка принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты\.

Оценка результатов:

Показателями «низкого» уровня развития крупных движений служат:

-неустойчивая, неровная походка;

-наличие большого количества лишних движений, сопутствующих основному действию и мешающих его выполнению.

 

Развитие крупных движений оценивается как «недостаточное» только в том случае, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников. В противном случае развитие крупных движений характеризуется как «достаточное».


Моторика

1.1 .Проба на «праксиз позы»

Сложение по подражанию 1,2 пальцев в кольцо, вытягивание 2,3 пальцев, либо 2 и 5, 1и 2 \.В качестве помощи вводится игровое предъявление задания: поза 2-5: «Сделай козу рогатую»; поза 2-3 «Сделай зайчика»; поза 1-2 «Сделай кольцо и посмотри через него на меня».

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно без помощи экспериментатора;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
Збалла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

2 балла - выполнить задание удается только с помощью другой руки;

1 балл - задания не выполняются.

1.2. Проба Хэда\зрителъно-пространственная организация движения\

Предварительно выявляется, усвоено ли ребенком понятие «левой и правой руки». Затем экспериментатор садится против ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки.

Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку. Понял? Повтори: «Когда я подниму правую руку, ты...» При отсутствии понятий правой и левой руки, инструкция другая: «Когда я подниму руку, которой пишу\рисую\, ты тоже поднимешь руку, которой ты пишешь\рисуешь\, а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь другую руку."

Предлагается также выполнить по словесной инструкции: «подними правую руку». «Возьми правой рукой левое ухо».

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно\ в предложенном темпе\;
4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

 

Збалла - правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают ошибки, которые замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла - ошибки возникают при выполнении первого задания и удерживаются
при выполнении последующих, ошибки замечаются самостоятельно;

1балл - стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.

1.3. «Перебор пальцами»\динамичеекая организация двигательного акта\
Ребенку предлагается поочередно прикоснуться большим пальцем к 2,3 и 5пальцу этой же руки. Такая серия движений должна производиться одновременно обеими руками. Задание следует выполнять сначала в медленном темпе \2-3 серии движений за 5 сек., а потом в максимально быстром темпе 5-7 серий за 5сек.\ При затруднении вводится игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики поздороваются с большим пальцем-раз, два, три, четыре».

Оценка результатов:

5 баллов - задание выполняется правильно, в заданном темпе;

4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - в начале задание выполняется правильно, затем возникает
дезавтоматизация движений\явление истощения\;

2 балла - при выполнении задания нарушается формула движения\явление персевераторности на истощение\

1 балл - задание не выполняется, формула движения не усваивается.

 


 

Рекомендации для выполнения заданий

Психологическую готовность одного-двух детей в школе вам
помогут выявить предложенные в приложении тесты «Лесенка»,
«Бендер», «Пиктограмма», «Дорисовывание», выяснить характер
отношений первоклассников со сверстниками - методики «Маски» и «Два домика».

Методика 1

Вопросы для собеседования

(тест разработан С.А.Банковым)

 

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?


6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? День или ночь?

8. Где живешь? Назови домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мама)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?

11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель)?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл (за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше - меньше».

4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1
балл, если называет года с учетом месяцев - 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием своего города - 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) - 2 балла, менее 3 признаков - 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики - 1 балл;

22-й: за правильный ответ - 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными - получившие 20-
24 балла, не подготовленными - получившие 15 - 20 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, - вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

 

Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы -
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.

Методика 2

Вопросы для собеседования


I серия

1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.

 

2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?

 

3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?

4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?

5. Сколько тебе лет?

6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?

7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?

8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?

9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?


10. Чем занимаются дети в школе?

11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?

12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?

13. Кем ты станешь, когда вырастешь?

14. Каким ты хочешь стать?

II серия

15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?

16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной -
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?

 

17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?

18. Как называется страна, в которой ты живешь?

19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?

20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?


21. Какие есть страны кроме России?

22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?


23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?


III серия

24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:

а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;

б) обидел кого-нибудь из ребят;

в) его кто-нибудь захотел обидеть;

25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим - Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?

26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?

27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?

Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.

 

 

При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы (тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал - сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.

 

Задание

Задачи:

-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;

-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;

-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

 

1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:

-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;

-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;

-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.

2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:

-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;

-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.

3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину(мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:

-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;

-ему неинтересно, так как материал урока он знает;

-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.

4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:

-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);

-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;

-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;

-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;

-использует прием соревнования на уроке;

-применяет метод примера.

5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:

-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;

-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.

6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.

 

 

Тема 4 Речевая подготовка первоклассников

Речь - одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, - она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.

Наблюдение за уроками, их анализ.

 

Методические рекомендации для студентов

Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.

1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:

какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;

каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);

как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);

насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;

применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и

индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;

насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;

каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.

2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:

рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;

о чем свидетельствуют ответы учащихся.

3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:

обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;

максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;

выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);

сформировать у детей первоначальные умения самообразования;

развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;

комплексное решение ранее перечисленных целей.

Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).

2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития

детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)

 

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
.
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое - какое хочешь».


1 - стул;

2 - мяч;

3 - Иван;

4 - зайчик;

5 - пою;

6 - красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову -
-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных

1 - Ребенок толкает....

2 - Девочка качает....

3 - Зайчик хрупает....

4 - Мама стирает....

5 - Девочка поливает....

Оценка: 5 верных ответов.

Словарный запас

Методика предложена Г.М Вартапетовой и Е.Э Петровой. Обследование словаря происходит как в ходе беседы, так и в ходе психологического обследования. Для этих целей ребенку предлагаются специальные задания:

1. «Назвать предметы» по картинкам или по предъявлению:

- части тела человека\ лицо, локоть, брови, ресницы, колено\;

- части тела животных, птиц\ клюв, копыта, грива, хвост, хобот, крыло,рога\;

- назвать детенышей животных \кошки, зайца, волка, лисы, коровы, собаки,
свиньи\;

2. «Назвать действие по предъявленной картине»

кто, что делает \ повар, врач, художник, дворник\;

-кто как передвигается \лошадь, белка, ворона, рыба, змея\; -кто как голос подает \кошка-мяукает, собака-.., корова-...\

3. Подобрать эпитеты к слову \мяч, елка, яблоко\

 

Проведите работу по одной или нескольким предложенным
методикам, направленным на изучение:

уровня речевой коммуникации детей,

уровня связной речи;

словаря детей;

грамматической стороны речи;

звуковой стороны речи;

уровня практического осознания элементов языка;

речевого развития ребенка (комплексный тест).


Задание

На рисунке ребенку нужно заполнить пустой квадрат, исходя из логики расположения рисунков в других квадратах.

 

 
 
 

 

   
   

Критерии ответов (по каждому разделу).

· Дети отвечают на все вопросы или выполняют задания по разделу правильно, быстро, уверенно, самостоятельно, без помощи взрослого, могут объяснить сое решение – 3 балла.

· Дети отвечают почти на все вопросы по разделу, но при этом затрудняются ждут помощи взрослого, не уверены в своих ответах, тратят много времени на обдумывание – 2 балла.

· Дети выполняют менее половины заданий по разделу, не уверены в своих ответах, тратят много времени на обдумывание – 2 балла.

· Дети вообще не отвечают на вопросы и не могут выполнить заданий – 0 баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.262 с.)