Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В какое время года это бывает.

Поиск

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности жизни птиц средней полосы в разное время года; уметь по описанию по­ведения птицы отгадывать время года, дополнять сведения объяс­нять происходящие события и взаимозависимости в природе

Цели: развивать память, воображение, умение находить при­чинно-следственные связи, выстраивать последовательность со­бытии; формировать активный интерес к жизни птиц литерату­ре о птицах.

* * *

Можно использовать любые отрывки из рассказов о природе или составленные самими педагогами.

Весна

Три весны

Показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом - сквор­цы и полевые жаворонки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовки самцы-зяблики - и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы -заняли еще мокрые пашни, с кото­рых поднимается уже теплый пар...

Ждут - не дождутся освобождения рек, озер, прудов водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем при­летят ласточки, с последним крепким морозцем белыми цветами зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зеленой, уже подросшей осоке, болотная ку­рочка-погоныш.

Отрывки из рассказа В.Бианки

 

Дополнения детей: грачи вытаскивают из потеплевшей земли коснувшихся червей, жучьих личинок, скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зернышки. Водяным пти­цам в освобожденной воде будет чем поживиться.

 

Цветут березки

Когда старые березы цветут,... а бутоны черемухи уже готовы, кукушка поет самым сочным голосом, соловей учится, настраивается.

Отрывок из рассказа М. Пришвина

Игры и пляски

Каждый празднует это время года по-своему, но веселее всего смотреть на птиц.

—Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, и вот один или двое выходят на середку и начинают приплясывать.

A у хищных птиц игры и пляски в воздухе. Особенно отлича­ются соколы. Они поднимаются под самые облака и там пока­зывают чудеса ловкости. Отрывок из рассказа В. Бианки

Наш скворчик

Скворцы поселились в дупле большой березы. Я видел, как хлопотали они, устраивая свое гнездо. Птицы таскали в дупло перышко, сухую траву, листочки. А к вечеру скворец садился на ветку и, встряхивая крыльями, начинал петь. Он громко за­певал свою песенку. Сначала слышалось что-то похожее на ржа­ние жеребенка, потом на кваканье лягушки или щелканье соловья…

У скворцов в дупле вывелись птенцы. Они громко пищали, когда родители приносили им в своих клювах червяков и майских жуков. С утpa до вечера приходилось скворцу носить детям еду. Скоро под березой, где было гнездо скворцов, вся трава оказалась усы­панной крылышками майских жуков, как яичными скорлупками.

Отрывки из рассказа А. Клыкова

Лето

Кто где живет?

Наступила пора выводить детенышей. В лесу каждый пост­роил себе дом. Из грязи лепят свои гнезда ласточки-касатки и воронок. Славка-черноголовка скрепляет тонкие прутики свое­го гнезда легкими паутинками. Поползень поселился в дупле с большим выходным отверстием. Кукушка подкинула свои яйца в гнезда трясогузок, зарянок, славок и других маленьких домо­витых птичек. Лесной голубь-витютень отыскал старое гнездо и выводит в нем своих птенцов.

Отрывок из рассказа В. Бианки

Осень

* * *

Холодно, сыро, часто идут дожди. Насекомые забились в щели домов, в кору деревьев, оцепенели. Нечем стало питаться ласточ­кам. Пора им собираться в теплые края. Расселись ласточки на проводах, как музыкальные ноты, пощебетали, попрощались с родным краем и полетели на юг. Уже первые заморозки наступи­ли. Животные водоемов стали готовиться к зиме. Скоро затянет пруды, озера, реки, болотца льдом, и нечем будет питаться во­доплавающим птицам. Потянулись на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи.

Зима

* * *

В городе для птиц школьники развесили на деревьях кормушки. В них насыпали семена разных растений: конопли, подсолнечни­ка, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав,

Для синичек подвешивали кусочки несоленого сырого сала. Для воробьев и овсянок насыпали пшено и овес. Кроме этого насыпа­ли в кормушки пшеничные крошки. А вот ржаные не сыпали, они вредны птицам.

Кто больше назовет примет?

Источник: [39].

Ожидаемый результат: дети должны знать приметы, назы­вать их, уметь замечать в природе изменения, связанные с при­метами.

Цели: развивать наблюдательность, любознательность; форми­ровать желание больше знать о природе, птицах.

Осенние приметы

Осенняя пора — птица со двора. Если журавли летят высоко, не спеша и как бы разговаривают, — будет стоять хорошая осень. Отлет журавлей до Покрова (14 октября) — к ранней зиме. Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла. Гусь пошел в отлет — скоро быть снегу. Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. Куры начинают линять рано осенью — к ранней и теплой зиме. Птица хохлится — к непогоде. Лебедь несет на носу снег.

Зимние приметы

К морозу комнатные птицы замолкают. Рябчики устроились на ночлег у густой пихты или ели — к морозу, устроили в воздухе хороводы — к снегопаду, на земле сидят — к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев — жди ветра. Гусь лапку поджимает — к стуже. Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже. Воро­бьи дружно расчирикались ~ к оттёпели. Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду. Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу.

Весенние приметы

Перелетная птица большим и стаями летит — к дружной весне. Гуси высоко летят — воды будет Много, низко — мало. Гуси при­летели весной на лед, когда еще снег не стаял, — к ненастному, неурожайному году; особенно плохо картофель уродится. Если дикие утки прилетели жирные, — весна будет холодная, долгая. Дикие утки строят гнезда далеко от воды — к дождливому, нена­стному лету. Коли грачи прямо на свои старые гнезда летят — дружная и скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло установится. Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне. Ран­ние ласточки — примета счастливого года. Ранний прилет журав­лей — ранняя весна. Журавль прилетел — теплынь принес. Журавушка курлычет — о тепле весть подает. Ранняя кукушка (до опушки дерева) — к голоду. Вороны купаются в лужах ранней весной — к теплу.

Летние приметы Воробьи среди дня нахохлились — быть дождю. Вороны над тучами летают, галки разыгрались в воздухе — к ненастью. Грачи летом пасутся на траве — вскоре ожидай дождя. Ласточки летают низко — перед дождем.

Прочие, игры и задания

Логические задачи

Источник: [41].»

Цели: развивать речевую и познавательную активность.

* * *

Педагог читает детям текст задачи и задает вопрос по ней.

Кто обедал в птичьей столовой? Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Приле­тели маленькие серенькие птички (мы много видели их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кор­мушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.

Вопрос. Что это была за птичка?

Зимующие птицы

Многие птицы не улетели от нас на зиму. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых Деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется, нет никого в лесу. Вдруг, точно живые цветы, запор­хают между деревьями, мелькнут красным, оранжевым, повис­нут на еловых лапах. Это стайка яркоперых клестов облепила ели, лущит из шишек семена.

С веселым свистом и писком пролетят синицы, рассыплются по веткам, начнут вертеться на них. Вниз головой по стволу про­бежит голубой поползень, поднимется вверх по стволу, закружит коричневая пищуха. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Где зимой добыть пищу? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному.

Вопрос. А как вы думаете?

Игра-перевоплощение

«Все когда-то мечтают стать птицей»

Источник: [8].

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности жиз­ни птиц, уметь вести диалог по теме, драматизировать отдельные ситуации.

Цели: развивать воображение, диалогическую речь, вырази­тельность пантомимики; воспитывать умение сочувствовать, со­переживать, сорадоваться.

 

* * *.

Педагог. Везде рядом с человеком живут птицы. Одни из них полностью зависят от ухода за ними людьми, другие живут само­стоятельно и не очень любят, Когда человеке вмешивается в их жизнь. Птицы могут летать — об этом мечтает каждый человек. Сколько интересного можно увидеть сверху! Люди даже придума­ли самолеты, вертолеты, дельтапланы, чтобы хоть чуть-чуть по­быть на месте птиц. Представьте себе, что у вас выросли крылья. Теперь вы можете летать, где захотите. Можете увидеть весь мир! Можете даже закрыть глаза, чтобы это вообразить. Вы высоко в небе. Простор. Плывут белые пушистые облака. Приятно обдувает ветерок. Вы раскрыли свои крылья и парите в небе над землей. (Задает детям вопросы.)

— Птицы, расскажите мне, как вы живете?

— Где бы, вы хотели жить (в лесу, на лугу, в горах, на море, в деревне, городе, на юге, севере)?

— Где бы вы хотели свить гнездо (на траве, дереве, воде, в кустах, песке)? Почему?

— Какие у вас были бы соседи?

— Чем бы вы хотели питаться?

— Как бы вы себя чувствовали, если бы мальчишки стреляли в вас из рогатки? Как бы вы к ним относились? Что им сказали бы?

— Вы долго высиживали яички, чтобы из них вылупились птен­цы. Вот они и появились, такие маленькие, беззащитные. Вы уле­тели за кормом, а когда вернулись, увидели, что гнездо разорено. Что вы почувствовали бы в этот миг?

— Вы очень оберегали яички с будущими птенцами, согревали их, но голод взял верх и пришлось улететь за кормом. Прилетели назад, а на дереве сидит мальчик и берет в руки яички, рассмат­ривает их. Что бы вы почувствовали? Что бы сделали? Что сказали бы этому мальчику?

— Представьте, что вас поймали и посадили в клетку. Правда, клетка красивая, просторная. Вас кормят, ухаживают за вами. Но улететь нельзя. Нельзя вернуться к своим родным, деткам. О чем бы вы думали, мечтали, сидя в клетке? О чем бы попро­сили хозяина?

— Представьте, что вы прилетели в большой город, как бы вам жилось в месте, где много машин, заводов, фабрик?

— Ах, как захотелось вам искупаться в реке, омыть свои пе­рышки! На что это? Все перья покрылись нефтью: Вы не можете взлететь. Как вы себя чувствуете в этой ситуаций? Кто в ней виноват? Что вы, как птицы, хотели бы прокричать людям?

— В какой воде вы хотели бы купаться? Каким воздухом ды­шать? В каких лесах и парках жить?

— Расскажите мне, удалось ли вам побывать на месте птиц, увидеть мир их глазами?

Жаль, что мы не можем летать, но зато можем сохранить наших птиц и сделать их жизнь счастливой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.011 с.)