Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговые дни по лексическим темам для детей 5-6 лет

Поиск

От автора

Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.

В книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планиро­вание и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфера» (Мос­ква), автор уже предлагал педагогам планирование по видам дея­тельности детей,

В первой книге «Итоговые дни по лексическим темам. Плани­рование и конспекты» того же издательства были представлены планы-конспекты по темам: «Домашние электроприборы», «Гри­бы», «Осень», «Зима», «Весна», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные». Данное пособие является второй книгой «Итоговых дней». В нем предлагаются лексические темы: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Деревья и кус­тарники», «Птицы». Следующая книга будет содержать темы: «Одежда, обувь», «Тело человека», «Продукты питания», «Дом, мебель, посуда», «Растения». Все они изучаются как в логопеди­ческих группах, так и в группах для детей с нормой психофизи­ческого развития.

Обычно в конце каждой лексической темы педагоги и логопе­ды планируют итоговое занятие для контроля и оценки знаний и умений детей. Но на одном занятии это сделать практически не­возможно. Необходим целый комплекс разнообразных средств, который применялся бы в течение всего дня. Так родилась идея разработки тематических итоговых дней.

Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьиро­вать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развития детей, объема пройденного, используемой программы воспитания и обучения, глубины освоения темы в рамках про­граммы или кружка. Его можно использовать и для обучения, если изменить цели.

Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический мате­риал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании контрольного дня.

Практика, показала, что эффективность данного планирования увеличивается, если учитывается ряд моментов:

— наиболее результативно сценарное планирование с еди­ной линией сюжета. Оно обеспечивает полную преемствен­ность в работе всех специалистов (педагогам предоставле­на возможность самим продумывать мотив детской дея­тельности, основных героев автор подсказал) тема определяет содержание дня, его цели, но не выража­ется в односторонности планирования, поскольку парал­лельно решаются и другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка;

— тематический день должен быть спроектирован таким об­разом, чтобы дети переключались с одною вида деятельности на другой, а не. находились долго в статическом положении или не бы?ш сверхактивны;

— для младших дошкольников ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить позна­вательные, нравственные;

— игровой персонаж (игрушка или сам педагог) должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помо­гает сконцентрировать внимание на теме дня, нацелить на предстоящую деятельность, оценить ее (наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок). Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) «задержкой психического развития (ЗПР). Их игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие этих детей слабо выра­жено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрприз­ным моментам, игровым приемам. Поэтому необходимо часто привлекать их внимание к персонажу в разных видах дея­тельности, менять персонажей в течение дня, уходить от излишней эмоциональности и экспрессивности, как при­чины перевозбуждения и расторможенности;

— важно, чтобы у детей было достаточно времени для сво­бодной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно нужно планировать развивающую среду по теме;

— необходимо чередовать групповую, подгрупповую и ин­дивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать их интересы, желания, потребности (это может проходить через планирование основных этапов дня в ут­ренний отрезок времени в старших группах).

В пособии также предлагается вариативность содержания дня, что позволяет педагогам проявить творчество, подобрать матери­ал, соответствующий уровню развития детей группы.

Планы-конспекты можно использовать и как учебный матери­ал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав зада­ния: подобрать мотив к каждому виду деятельности детей, под­робно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами детей и этапом коррекционной работы, дополнить Цели: и содержание с учетом индивидуальных особен­ностей каждого ребенка.

Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рам­ках одной темы, проследить взаимосвязь работы логопеда и педа­гога. •

Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом ка­бинете, а группах, и у логопеда. Кроме того, в последние годы появились прекрасные тематические словари с наглядным мате­риалом и методическим обеспечением.

Пособие может использоваться и в начальной школе на уроках как их часть и во внеклассной, кружковой работе, особенно оно будет полезно в классах КРО.

Особое внимание в книге обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает нали­чие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно только, обозначив четкие критерии оцен­ки, выбрав измеритель (игру, занятие и т.п.). Поэтому в постановке образовательных целей (обозначены как ожидаемый результат) используются глаголы совершенного вида (иметь представление, знать, уметь).

Процесс воспитания, развития и обучения непрерывен и ох­ватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и воспи­тательные цели: (обозначены обобщающим словом цели) форму­лируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспи­тывать, формировать). Более конкретно их должны определить сами педагоги исходя из условий воспитательно-образователь­ного пространства. При планировании Цели: уточняются критериально в определенных режимных процессах.

Для автора важно было подсказать саму идею и пути ее осуще­ствления, помочь понять, как можно комплексно проконтролиро­вать представления, знания и умения детей, без которого невоз­можно оценить результат воспитательно-образовательной деятель­ности и спроектировать дальнейшую работу.

Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет при­слать свои отзывы и предложения.

Желаю всем творческих успехов в воспитании и развитии де­тей!

При составлении перечня словарного запаса по темам частично ис­пользовался; материал методического пособия Л. Н. Арефьевой «Лекси­ческие темы по развитию речи детей 4—8 лет» [12],


ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ИГРУШКИ

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ДНЯ[1]

1. Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.

2. Активизировать словарь по теме (названия, признаки и дей­ствия).

3. Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.

4. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

— названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части;,

— как можно играть той или иной игрушкой;

— из какого материала сделана игрушка.

Дети должны уметь:

— классифицировать игрушки по ведущим признакам, опи­сывать их;

— выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;

— использовать в речи активный словарь по теме.

 

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: игрушки разных видов — сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортив­ные, театрализованные, народные, самоделки, их части.

Признаки: форма, цвет, величина, качество материала (мяч — круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная иг­рушка; Петрушка — озорной, смешливый, милый, разговорчи­вый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализован­ная игрушка).

Действия: бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конст­руировать, собирать, складывать, кормить, укладывать' спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты)

Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.

 

Первая половина дня

Утро

 

Вводная беседа

Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию ос­новных этапов дня[2].

 

 

* * *

Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас- Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пы­таются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, за­давая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут?

Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, лов­кими, умными, внимательными, активными.

Утренняя гимнастика

«Мы - игрушки»

Цели: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство рит­ма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения.

Пальчиковая гимнастика

«Сколько у меня игрушек?»

Там, в углу, лежат игрушки,   Отдыхают в тишине... Пять игрушек в день рожденья Подарили гости мне. Раз — ушастый серый зайка. Два — есть дудка у меня. Три — сейчас я покажу вам Черногривого коня.     Бурый мишка мой — четыре. Белка рыженькая — пять. Только всех моих игрушек Мне никак не сосчитать. А. Бродский Дети попарно соединяют ша­лашиком пальцы рук. Сжимают пальцы в кулачки. ' Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе. Большой палец, мизинец и безы­мянный собирают в щепотку, а указательный и средний подни­мают вверх, как ушки. Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и поше­веливая ими. Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, ос­тальные подбирают, изобража­ют скачку. Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой. Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Чебурашка (напряженно)

Педагог. Раскроем наши ладони. Приставим их к вискам, на­подобие больших ушей. Наклоним голову влево, вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии.

 

Дети выполняют.

 

Кто это, дети?

Дети. Чебурашка.;

Педагог. Что он хочет нам сказать?

Дети (кланяются). Здравствуйте! Идите к нам! (Качают голо­вой вперед — назад.) Не хотите ли что-нибудь купить? (Качают головой из стороны в сторону.) Без вас скучно.

Спящий Продавец

Педагог. Пока детей не было в Магазине, продавец заснул. Он уронил голову расслабленной на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удер­жать. Падает туда-сюда, едва ее поднимешь.

 

Дети выполняют.

Самолет (напряженно, медленно — быстро)

Педагог. Вытянем руки в стороны — прямые, ровные, напря­женные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели!

 

Дети выполняют.

Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Гудением задает и изменяет темп.) Руки не двигаются, напряжены, они — железные кры­лья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку.

 

Дети выполняют.

Скакалка (плавно— резко)

Педагог. А это что еще за игрушка? Сплетем пальцы в замок, сделаем волнообразные движения. Руки сплетаются, расплетают­ся в разные стороны, вытягиваются, как веревочка.

 

Дети выполняют.

 

Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согну­тыми в локтях, потом прямыми. Крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на обеих в разном темпе.

Дети выполняют.

Ванька-встанька (напряженно)

Педагог. Руки прижмем к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из сто­роны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед — назад. Вот вы и сделались настоящими Ваньками - встаньками. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают вам упасть, вы только покачиваетесь.

Дети выполняют упражнение в парах с Ваньками. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Затем меняются ролями.

Воздушные шарики (расслабление)

Педагог. Посмотрите, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы — воздуш­ные шарики. Давайте будем надуваться больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы летим! Летим! Натыкаемся на стульчики, оттал­киваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко, подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опусти­лись на землю, сели.

Дети выполняют. Педагог хвалит их за то, что они выразительно изображали игрушки, а значит узнают их при встрече.

Занятия

Прогулка

Игры с песком

Ожидаемый результат: дети должны уметь отгадывать, какая иг­рушка закопана в песок, не вынимая ее, по освобожденной части, используя осязание и зрение; представлять на основе имеющего­ся сенсорного опыта игрушку, называть ее и части; использовать в речи слова, обозначающие качества песка и материала, из которо­го изготовлена игрушка; обыгрывать с помощью игрушек сюжеты знакомых сказок, Мультфильмов.

Цели: развивать восприятие, воображение, умение анализиро­вать и синтезировать; воспитывать дружеские отношения в процессе игры; формировать интерес к играм с природным материалом.

Материалы: миниатюрные пластмассовые, фарфоровые и ре­зиновые игрушки (человечки, животные, машины); элементы строительного материала; втыкалочки с изображением растений.

 

***

Педагог прячет в сухой песок в песочнице или ящике (это — волшебный замок Песочного короля) разнообразные пластмас­совые игрушки и просит детей, засунув туда руки, на ощупь уз­нать игрушку и сказать, из чего она сделана. Затем нужно угадать игрушку по небольшому фрагменту, освобожденному из песка, вынуть ее всю (освободить из плена) и проверить правильность своей догадки. Далее с освобожденными игрушками обыгрывается сказочный сюжет.

Другие интересные игры см.: [21].

Вторая половина дня

Театрализованные игры

Ожидаемый результат: дети должны при обыгрывании сюжета сказки или стихотворения использовать на выбор разные театрали­зованные игрушки (пальчиковые, на фланелеграфе, би-ба-бо); с помощью игрушек и выразительных средств речи создавать игро­вой образ; при необходимости из подручных средств изменять или дополнять внешний образ героя; понимать назначение театрализо­ванных игрушек, их условность.

Цели: развивать творчество, воображение, монологическую и диалогическую речь, выразительность речи и пантомимики; вос­питывать интерес к театрализованным играм.

Материалы: сюжетные наборы картинок для фланелеграфа, ширма и куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, мини-декорации для театра игрушек, элементы костюмов для детей.

Содержание игр может быть любым, но опираться оно должно на знакомые сказки, рассказы, стихи. Сценарии подобных игр см.: [11], [14], [20].

Варианты содержания тематического дня

Дидактическая игра

«Запомни, на каком месте игрушка»

Ожидаемый результат: дети должны запоминать названия но­вых игрушек и места их расположения в определенной зоне груп­повой комнаты; начинать и заканчивать игру по команде педагога; ставить игрушку на то место, которое было определено педагогом.

Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение вни­мательно слушать педагога, действовать по правилам.

 

*.* *

Педагог раскладывает в игровой комнате в определённом по­рядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рас­смотреть их, определить новые и назвать. Затем педагог предлага­ет: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены иг­рушки. Теперь возьмите их и начинайте играть. Но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", верните их на место в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил их расположение».

 

Дидактическое упражнение

«Назови лишний предмет»

Ожидаемый результат: дети должны называть все предметы, нарисованные в ряду на карточке, обобщающим словом «игруш­ки»; находить и называть лишний предмет, который не относится к игрушкам; объяснять, почему они это сделали.

Цели: развивать внимание, операции классификации, обоб­щения; формировать усидчивость, сдержанность.

 

* * *

Педагог предлагает детям по порядку карточки с изображением 5—6 предметов, среди которых все, кроме одного, игрушки, про­сит назвать каждый предмет, потом найти лишний. Дети должны объяснить, почему он лишний, и назвать все остальные предме­ты обобщающим словом.

 

Конкурс на лучшего чтеца

Ожидаемый результат: дети должны читать стихи выразительно, драматизируя действия, используя интонации, паузы, мими­ческие и пантомимические реакции.

Цели: развивать выразительность речи, память, артистизм; формировать чувство уверенности в себе, эстетические чувства, любовь к поэзии.

Мячик

С утра на лужайку бегу я с мячом,

Бегу, распеваю, не знаю о чем...

А мячик, как солнце, горит надо мной,

Потом повернется другой стороной

И станет зеленым, как травка весной.

А. Барто

Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

А. Барто

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

А. Барто

Мяч

Стукнешь о стенку — а я отскочу.

Бросишь на землю — а я подскочу.

Л. Квитко

Медвежатки

Медвежаток я взяла,

Посадила у стола:

Угощайтесь, медвежатки,

Ешьте мед хороший, сладкий!

 

А они себе сидят

И ни капли не едят:

Хоть они и любят мед,

Но раскрыть не могут рот.

Г. Бойко

Берегите игрушки

Грузовик без колес,

У ежика отклеен рос,

Стали черными цыплята,

Из куклы лезет вата!

Были новыми игрушки,

А теперь они старушки.

Берем же скорей

Иголки и клей,

Нитки, катушки

И чиним игрушки.

И нам за это от души

Спасибо скажут

Малыши.

Э. Успенский

Сказки: «Приключения Буратино», «Стойкий оловянный сол­датик», «Пастушка и трубочист», «Щелкунчик».

Чтение сказки «Мячик»

Источник: [3].

Ожидаемый результат: дети должны внимательно слушать сказку, отвечать развернутыми предложениями на вопросы по ее содержанию; вместе с педагогом моделировать возможное пове­дение героев и оценивать их поступки.

Цели: развивать целенаправленное внимание, воображение, эмпатию; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

* * *,

Педагог читает детям сказку, затем задает вопросы по содер­жанию.

В одной детской комнате среди игрушек, жил старый резино­вый мяч. Он был грязный, потому что девочка никогда не мыла его; ободранный и исцарапанный, потому что девочка раньше очень любила отбивать его об асфальт. Но он и сейчас высоко подпрыгивал, почти до неба, и с ним можно было бы играть в разные интересные игры. Но девочка не играла в него, а забросила в угол и забыла. И все это потому, что ей купили большой, крас­ный, разноцветный надувной мяч. И девочка весело играла с ним, даже не обращая внимания на старый.

И вот однажды резиновый мяч загрустил и сильно обиделся на девочку. Он решил проучить ее и, когда входная дверь оказалась открытой, укатился от нее. Он долго катился по улицам города мимо больниц и магазинов, мимо заводов, мимо школ и детских садов. Он катился по узеньким тропинкам, по тротуарам идаже по проезжей части наперегонки с большими автомобилями. Од­нажды он чуть нё попал под грузовик, но, к счастью, прокатился между колес. Он так испугался, что, скатившись на тротуар, еле- еле отдышался. Потом он покатился дальше. Но вдруг пошел силь­ный дождь. Сначала дождик помыл мячик. Но мокрая грязь вновь испачкала его. И к тому же по грязи было очень тяжело катиться. Мячик все медленнее катился, он очень устал и не заметил, как остановился и уснул.

Тихо и незаметно на город опустилась ночь. Кругом было тем­но и немного страшно. Мячик проснулся от чьего-то дыхания, открыл глаза и увидел, что лохматый пес тихонько трогал его огромной лапой. У него была большущая голова, а лапой он за­крывал почти весь мяч. Мячик испугался, что этот пес сейчас съест его. Но тут его позвал хозяин. Это был очень умный пес и он сразу откликнулся на зов, потом они куда-то ушли.

Но вот, наконец, и утро. Из подъездов выходят люди. Взрослые торопятся на работу, но куда же идут дети? Мячик решил по­смотреть: покатился за ребятами с набитыми портфелями и при­катился к школе. Здесь было шумно: вот кучка ребят играет в сал­ки, вот три девочки разговаривают о чем-то.

— Ой, мячик! — воскликнул кто-то, подтолкнул его ногой, и начался футбольный матч.

Но вдруг прозвенел звонок и около школы тотчас стало тихо и спокойно. Мячик снова загрустил.

— Танечка, скорее, а то опоздаем в детский сад! — случайно услышал мяч.

«Интересно, что это такое — детский сад? Это, наверное, где детей сажают, как деревья. Хорошо бы посмотреть», — подумал мячик и покатился в ту сторону, куда только что пошли девочка и ее мама.

И он прикатился к двухэтажному дому, около которого, как и у школы, было много детей. Только эти дети были еще маленьки­ми. Но здесь тоже было очень шумно и весело. Тут же кто-то взял мяч в руки.

— Ребята, — услышал мяч, — посмотрите, какой хороший мяч, только он почему-то очень грязный. В него даже нельзя иг­рать. Давайте его помоем.

— Давайте! Давайте! — закричали дети. Они принесли мяч в группу, помыли его, высушили, и он стал почти как новый. Потом дети стали собираться на улицу.

— А мячик мы (возьмем? — спросила девочка Таня, которую видел мяч около школы.

— Конечно, возьмем,— ответила воспитательница.

Когда дети вышли на улицу, они стали играть в мяч. Дети игра­ли в разные интересные игры с Мячом. Им было весело, и мячику тоже.

· Почему мячик убежал от девочки?

· Что случилось с мячом в дороге?

· Почему мячик обрадовался, когда попал в детский сад?

· Почему и как за игрушками надо ухаживать?

· Что будет, если не ухаживать за игрушками, не беречь их?

· Что было бы, если бы все игрушки обиделись и ушли от детей?

· Что было бы, если бы все пространство в городе заполнить игрушками, как в сказке «Цветик-семицветик»?

Выставка игрушек-самоделок

Цели: доставить детям радость от результата собственного тру­да, вызвать положительные эмоции от демонстрации игрушек, рас­сказывания о них.

* * *

Педагог организует вместе с детьми выставку игрушек-самоде­лок. При этом обращает внимание на то, как стоят игрушки, устой­чиво ли, удобно ли их рассматривать, есть ли бирка с указанием того, кто сделал эту игрушку. Просит детей рассказать о своих иг­рушках по плану.

· Что это?,

· Как называется или как зовут?

· Из чего игрушка сделана? Каким способом?

· Как игрушка украшена?

· Как будет использоваться в игре?

 

ОВОЩИ, ФРУКТЫ

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

— названия овощей и фруктов, их частей;

— что такое овощи и фрукты и где они растут (овощи — на огороде, это корнеплоды и зелень, употребляемые в пищу, а фрукты т— в саду, это сочные съедобные плоды фрукто­вых деревьев);

— способы посадки овощей, выращивания овощей и фрук­тов, уборки урожая;

— признаки спелости;

— блюда из овощей и фруктов, способы их заготовки на зиму (засолка, сушка, маринование, консервирование, варка, заморозка);.

— пользу от овощей и фруктов (в них много витаминов),

Дети должны уметь:

— различать овощи и фрукты по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь;

— активно использовать словарь по теме;

— составлять описательный рассказ,

 

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: овощи, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, каба­чок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет (другие блюда из овощей), мешок, ящик, Дорожка, удобрение, вредители, огород, грядка, земля, посадка, по­лив; фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок, сухо­фрукты..

Признаки: красный, зеленый, желтый, оранжевый, нежно- розовый, темно-фиолетовый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный; консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, малень­кий, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шер­шавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный, овощной, фрукто­вый, почищенный, нарезанный, натертый, отжатый, высушенный, замороженный, отварной, тушеный, жареный.

Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, по­ливать, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защи­щать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, набирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, замораживать, выжимать, резать.

 

МАТЕРИАЛЫ

Свежие овощи и фрукты; муляжи, картинки с изображением огорода и сада, овощей и фруктов в месте их произрастания, ово­щехранилищ; образцы различных заготовок овощей и фруктов на зиму; книги по кулинарии; кухонные принадлежности; варианты блюд из одного овоща и фрукта; тематические словари, календа­ри; коробочки из-под соков и т.п.

 

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты)

Осень, волшебная тыква из сказки «Золушка», герой сказки «Чипполино» и др.

Первая половина дня

Утро

Вводная беседа

Ожидаемый результат: дети должны активно использовать словарь по теме.

Цели: развивать воображение, внимание, планирующую функ­цию речи путем совместного со взрослым планирования основ­ных этапов дня; формировать интерес к совместной со сверстни­ками и взрослыми деятельности, к теме дня.

 

* * *

К детям в гости приходит один из игровых персонажей (педа­гог) и приглашает их в гости к веселому Чипполино, который живет в стране овощей и фруктов. Только овощи и фрукты в этой стране очень обидчивые. Не любят тех, кто о них ничего не знает, кто их неправильно называет, не различает. Спрашивает у детей, готовы ли они к путешествию. Просит вспомнить песенку Чиппо­лино.

Я веселый Чипполино,

Вырос я в Италии.

Там, где зреют, апельсины,

И лимоны, и маслины,

Фиги

И так далее.

Педагог предлагает детям проверить их знаний, а для этого от­гадать загадки.

 

Овощи

· Дом зеленый тесноват —

Узкий, длинный, гладкий;

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда —

Треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох.)

 

· В зеленой избушке

Живут подружки.

Словно бусинки, круглы,

Изумрудны и малы. (Горошинки.)

 

· Голова на ножке,

В голове горошки. (Горох.)

 

· На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (горох).

 

· Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

 

· Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Угадать совсем не трудно,

Всякий догадается!

Лист упругий, изумрудный

В кочан завивается. (Капуста.)

 

· Лоскуток на лоскутке —

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится, на грядке. (Капуста.)

· Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. (Капуста.)

 

· Расселась барыня

Hа грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли пол мешка. (Kanусma.)

· Сидит девица б темнице, а коса на улице.

(Морковь.)

· Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)

 

· Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

 

· Кругла, а не месяц; желта, а не масло, сладка, а не сахар хвостом, але мышь. (Репка.)

 

· Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашел,

Да гляди — торчит хохол!

Потяните крепко, Вытащится... (репка).

 

· Свернулась клубком,

Укрылась хвостом.

Гладкая, крепкая

И зовется... (репкою).

 

· Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

 

· Врос в землю крепко.

Что это? (Репка.)

 

· Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Свекла.)

 

· Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я... (свекла).

 

· Этот алый корнеплод

Сладкий сахар нам дает. (Свекла.)

 

· Летом — в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою — в бочке,

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,.

Как зовут нас? (Огурцы.)

 

· Между грядок лежит сладок. (Огурец.)

 

· На грядке — длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

 

· И зелен и густ

На грядке вырос кус.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

 

· Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

 

· Скинули с Егорушки

Золотые перышки —

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка. (Лук.)

 

· Сидит дед в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слезы пролива­ет. (Лук.)

 

· Кто меня тронет, тот заплачет. (Лук.)

 

· Ох, и зол, хоть и мал!

 

В солнце стрелки выпускал.

Мы сломали стрелки —

Сделали свистелки. (Лук.)

 

· Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

 

· Хоть на вкус она горька,

Но внутри бела, крепка.

И на терке ее трут,

Тем, кто заболел, дают. (Редька.)

 

· Тому, кто занемог, поможет... (чеснок).

 

· Полезными витаминами

Этот плод богат,

Северными апельсинами

Мы зовем... (томат).

 

· Щеки розовы, нос белый,.

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис.)

 

· Велика, тяжела

Золотая голова,

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква.)

 

· Изогнутые, длинненькие,

А зовут их «синенькие». (Баклажаны.)

Кто его положит в рот,

Тотчас губы обожжет.

Хоть он острый, как горчица,

Как приправа пригодится. (Перец острый.)

 

· Разноцветный, как фонарик,

Иногда похож на шарик.

Он блестящий, крепкий, гладкий.

Догадались?.. (Перец сладкий).

Фрукты

· Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

 

· Круглое, румяное,

С дерева упало —

Любе в рот попало. (Яблоко.)

 

· Сам с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко.)

 

· Золотые, наливные,

На ветках висят,

С аппетитом их едят,

Они старых молодят. (Яблоки.)

 

· Хоть и очень кислый он,

В чай положим мы... (лимон).

 

Для начинки пирога

Подойдет нам курага.

А какой душистый плод

Людям курагу дает? (Абрикос.)

 

· Висит на веточке красиво

Сочная, желтая и синяя... (слива).

 

· Синий мундир, теплая подкладка,

А в середине сладко. (Слива.)

 

· Сорвали детишки.

Синие шишки.

Шишки гладенькие,

Внутри сладенькие. (Слива.)

 

· Отгадай мою загадку:

Плод душистый, мягкий, сладкий,

Чуть изогнутый на вид,

Желтой кожурой покрыт.

Лакомство для обезьян,

Мы зовем его... (банан).

 

· Этот плод продолговатый,

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат —

Называется он... (груша).

 

· Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа,

А под кожурою — дольки.

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим. (Апельсин.)

 

· Апельсина брат родной:

С золотистой кожурой,

Дольки в тонкой оболочке.

Только меньше фрукт росточком. (Мандарин.)

 

· Это круглый плод большой

С ярко-красной кожурой.

В южных странах он растет,

Сок рубиновый дает. (Гранат.)

Утренняя гимнастика

«Собираем урожай на даче»

Ожидаемый результат: дети должны знать, где растут овощи и как их собирают.

Цели: развивать ориентировку в пространстве; умение ритмич­но, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с за­рифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движе­ния; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совмест­ной деятельности.

***

Уезжаем мы на дачу, Дети строятся в колонну.

Чтоб собрать там урожай.

Забирай с собой корзины

И в вагончики вставай.

 

Электричка быстро мчится, Идут с ускорением темпа.

Станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» — стучат колеса.

Друг за другом поспевай!

 

Замедляем темп движенья, Идут медленнее, перестраива­ются.

Остановка впереди.

Кто на дачу собирался?.

Побыстрее выходи!

 

Поле целое картошки. Выполняют наклоны.

Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой

И в ведерко собирать.

 

Помидоры — овощ нежный. Приседают.

Чтоб сорвать его, присядь.

Осторожно с ветки каждой

Помидоры надо рвать.

 

Высоко висят на плетях Вытягиваются вверх.

Молодые огурцы.

Сверху собери сначала,

Ну а плети подвяжи.

 

Вот капуста раздобрела, Сидя, наклоняются впер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.018 с.)