Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итоговые дни по лексическим темам для детей 5-6 лет↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
От автора Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. В книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфера» (Москва), автор уже предлагал педагогам планирование по видам деятельности детей, В первой книге «Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты» того же издательства были представлены планы-конспекты по темам: «Домашние электроприборы», «Грибы», «Осень», «Зима», «Весна», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные». Данное пособие является второй книгой «Итоговых дней». В нем предлагаются лексические темы: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Деревья и кустарники», «Птицы». Следующая книга будет содержать темы: «Одежда, обувь», «Тело человека», «Продукты питания», «Дом, мебель, посуда», «Растения». Все они изучаются как в логопедических группах, так и в группах для детей с нормой психофизического развития. Обычно в конце каждой лексической темы педагоги и логопеды планируют итоговое занятие для контроля и оценки знаний и умений детей. Но на одном занятии это сделать практически невозможно. Необходим целый комплекс разнообразных средств, который применялся бы в течение всего дня. Так родилась идея разработки тематических итоговых дней. Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьировать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развития детей, объема пройденного, используемой программы воспитания и обучения, глубины освоения темы в рамках программы или кружка. Его можно использовать и для обучения, если изменить цели. Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический материал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании контрольного дня. Практика, показала, что эффективность данного планирования увеличивается, если учитывается ряд моментов: — наиболее результативно сценарное планирование с единой линией сюжета. Оно обеспечивает полную преемственность в работе всех специалистов (педагогам предоставлена возможность самим продумывать мотив детской деятельности, основных героев автор подсказал) тема определяет содержание дня, его цели, но не выражается в односторонности планирования, поскольку параллельно решаются и другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка; — тематический день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одною вида деятельности на другой, а не. находились долго в статическом положении или не бы?ш сверхактивны; — для младших дошкольников ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные; — игровой персонаж (игрушка или сам педагог) должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает сконцентрировать внимание на теме дня, нацелить на предстоящую деятельность, оценить ее (наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок). Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) «задержкой психического развития (ЗПР). Их игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие этих детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Поэтому необходимо часто привлекать их внимание к персонажу в разных видах деятельности, менять персонажей в течение дня, уходить от излишней эмоциональности и экспрессивности, как причины перевозбуждения и расторможенности; — важно, чтобы у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно нужно планировать развивающую среду по теме; — необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать их интересы, желания, потребности (это может проходить через планирование основных этапов дня в утренний отрезок времени в старших группах). В пособии также предлагается вариативность содержания дня, что позволяет педагогам проявить творчество, подобрать материал, соответствующий уровню развития детей группы. Планы-конспекты можно использовать и как учебный материал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав задания: подобрать мотив к каждому виду деятельности детей, подробно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами детей и этапом коррекционной работы, дополнить Цели: и содержание с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рамках одной темы, проследить взаимосвязь работы логопеда и педагога. • Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом кабинете, а группах, и у логопеда. Кроме того, в последние годы появились прекрасные тематические словари с наглядным материалом и методическим обеспечением. Пособие может использоваться и в начальной школе на уроках как их часть и во внеклассной, кружковой работе, особенно оно будет полезно в классах КРО. Особое внимание в книге обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает наличие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно только, обозначив четкие критерии оценки, выбрав измеритель (игру, занятие и т.п.). Поэтому в постановке образовательных целей (обозначены как ожидаемый результат) используются глаголы совершенного вида (иметь представление, знать, уметь). Процесс воспитания, развития и обучения непрерывен и охватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и воспитательные цели: (обозначены обобщающим словом цели) формулируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспитывать, формировать). Более конкретно их должны определить сами педагоги исходя из условий воспитательно-образовательного пространства. При планировании Цели: уточняются критериально в определенных режимных процессах. Для автора важно было подсказать саму идею и пути ее осуществления, помочь понять, как можно комплексно проконтролировать представления, знания и умения детей, без которого невозможно оценить результат воспитательно-образовательной деятельности и спроектировать дальнейшую работу. Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет прислать свои отзывы и предложения. Желаю всем творческих успехов в воспитании и развитии детей! При составлении перечня словарного запаса по темам частично использовался; материал методического пособия Л. Н. Арефьевой «Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет» [12], ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИГРУШКИ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ДНЯ[1] 1. Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме. 2. Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия). 3. Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности. 4. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;, — как можно играть той или иной игрушкой; — из какого материала сделана игрушка. Дети должны уметь: — классифицировать игрушки по ведущим признакам, описывать их; — выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними; — использовать в речи активный словарь по теме.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ Названия: игрушки разных видов — сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортивные, театрализованные, народные, самоделки, их части. Признаки: форма, цвет, величина, качество материала (мяч — круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная игрушка; Петрушка — озорной, смешливый, милый, разговорчивый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализованная игрушка). Действия: бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конструировать, собирать, складывать, кормить, укладывать' спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д. ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты) Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.
Первая половина дня Утро
Вводная беседа Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию основных этапов дня[2].
* * * Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас- Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пытаются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, задавая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут? Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, ловкими, умными, внимательными, активными. Утренняя гимнастика «Мы - игрушки» Цели: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения. Пальчиковая гимнастика «Сколько у меня игрушек?»
Чебурашка (напряженно) Педагог. Раскроем наши ладони. Приставим их к вискам, наподобие больших ушей. Наклоним голову влево, вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии.
Дети выполняют.
Кто это, дети? Дети. Чебурашка.; Педагог. Что он хочет нам сказать? Дети (кланяются). Здравствуйте! Идите к нам! (Качают головой вперед — назад.) Не хотите ли что-нибудь купить? (Качают головой из стороны в сторону.) Без вас скучно. Спящий Продавец Педагог. Пока детей не было в Магазине, продавец заснул. Он уронил голову расслабленной на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать. Падает туда-сюда, едва ее поднимешь.
Дети выполняют. Самолет (напряженно, медленно — быстро) Педагог. Вытянем руки в стороны — прямые, ровные, напряженные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели!
Дети выполняют. Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Гудением задает и изменяет темп.) Руки не двигаются, напряжены, они — железные крылья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку.
Дети выполняют. Скакалка (плавно— резко) Педагог. А это что еще за игрушка? Сплетем пальцы в замок, сделаем волнообразные движения. Руки сплетаются, расплетаются в разные стороны, вытягиваются, как веревочка.
Дети выполняют.
Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согнутыми в локтях, потом прямыми. Крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на обеих в разном темпе. Дети выполняют. Ванька-встанька (напряженно) Педагог. Руки прижмем к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из стороны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед — назад. Вот вы и сделались настоящими Ваньками - встаньками. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают вам упасть, вы только покачиваетесь. Дети выполняют упражнение в парах с Ваньками. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Затем меняются ролями. Воздушные шарики (расслабление) Педагог. Посмотрите, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы — воздушные шарики. Давайте будем надуваться больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы летим! Летим! Натыкаемся на стульчики, отталкиваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко, подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опустились на землю, сели. Дети выполняют. Педагог хвалит их за то, что они выразительно изображали игрушки, а значит узнают их при встрече. Занятия Прогулка Игры с песком Ожидаемый результат: дети должны уметь отгадывать, какая игрушка закопана в песок, не вынимая ее, по освобожденной части, используя осязание и зрение; представлять на основе имеющегося сенсорного опыта игрушку, называть ее и части; использовать в речи слова, обозначающие качества песка и материала, из которого изготовлена игрушка; обыгрывать с помощью игрушек сюжеты знакомых сказок, Мультфильмов. Цели: развивать восприятие, воображение, умение анализировать и синтезировать; воспитывать дружеские отношения в процессе игры; формировать интерес к играм с природным материалом. Материалы: миниатюрные пластмассовые, фарфоровые и резиновые игрушки (человечки, животные, машины); элементы строительного материала; втыкалочки с изображением растений.
*** Педагог прячет в сухой песок в песочнице или ящике (это — волшебный замок Песочного короля) разнообразные пластмассовые игрушки и просит детей, засунув туда руки, на ощупь узнать игрушку и сказать, из чего она сделана. Затем нужно угадать игрушку по небольшому фрагменту, освобожденному из песка, вынуть ее всю (освободить из плена) и проверить правильность своей догадки. Далее с освобожденными игрушками обыгрывается сказочный сюжет. Другие интересные игры см.: [21]. Вторая половина дня Театрализованные игры Ожидаемый результат: дети должны при обыгрывании сюжета сказки или стихотворения использовать на выбор разные театрализованные игрушки (пальчиковые, на фланелеграфе, би-ба-бо); с помощью игрушек и выразительных средств речи создавать игровой образ; при необходимости из подручных средств изменять или дополнять внешний образ героя; понимать назначение театрализованных игрушек, их условность. Цели: развивать творчество, воображение, монологическую и диалогическую речь, выразительность речи и пантомимики; воспитывать интерес к театрализованным играм. Материалы: сюжетные наборы картинок для фланелеграфа, ширма и куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, мини-декорации для театра игрушек, элементы костюмов для детей. Содержание игр может быть любым, но опираться оно должно на знакомые сказки, рассказы, стихи. Сценарии подобных игр см.: [11], [14], [20]. Варианты содержания тематического дня Дидактическая игра «Запомни, на каком месте игрушка» Ожидаемый результат: дети должны запоминать названия новых игрушек и места их расположения в определенной зоне групповой комнаты; начинать и заканчивать игру по команде педагога; ставить игрушку на то место, которое было определено педагогом. Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение внимательно слушать педагога, действовать по правилам.
*.* * Педагог раскладывает в игровой комнате в определённом порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их, определить новые и назвать. Затем педагог предлагает: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены игрушки. Теперь возьмите их и начинайте играть. Но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", верните их на место в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил их расположение».
Дидактическое упражнение «Назови лишний предмет» Ожидаемый результат: дети должны называть все предметы, нарисованные в ряду на карточке, обобщающим словом «игрушки»; находить и называть лишний предмет, который не относится к игрушкам; объяснять, почему они это сделали. Цели: развивать внимание, операции классификации, обобщения; формировать усидчивость, сдержанность.
* * * Педагог предлагает детям по порядку карточки с изображением 5—6 предметов, среди которых все, кроме одного, игрушки, просит назвать каждый предмет, потом найти лишний. Дети должны объяснить, почему он лишний, и назвать все остальные предметы обобщающим словом.
Конкурс на лучшего чтеца Ожидаемый результат: дети должны читать стихи выразительно, драматизируя действия, используя интонации, паузы, мимические и пантомимические реакции. Цели: развивать выразительность речи, память, артистизм; формировать чувство уверенности в себе, эстетические чувства, любовь к поэзии. Мячик С утра на лужайку бегу я с мячом, Бегу, распеваю, не знаю о чем... А мячик, как солнце, горит надо мной, Потом повернется другой стороной И станет зеленым, как травка весной. А. Барто Погремушка Как большой, сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка — Погремушка с бубенцом. Мальчик смотрит — что за чудо? Мальчик очень удивлен, Не поймет он: ну откуда Раздается этот звон? А. Барто Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто Мяч Стукнешь о стенку — а я отскочу. Бросишь на землю — а я подскочу. Л. Квитко Медвежатки Медвежаток я взяла, Посадила у стола: Угощайтесь, медвежатки, Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят И ни капли не едят: Хоть они и любят мед, Но раскрыть не могут рот. Г. Бойко Берегите игрушки Грузовик без колес, У ежика отклеен рос, Стали черными цыплята, Из куклы лезет вата! Были новыми игрушки, А теперь они старушки. Берем же скорей Иголки и клей, Нитки, катушки И чиним игрушки. И нам за это от души Спасибо скажут Малыши. Э. Успенский Сказки: «Приключения Буратино», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Щелкунчик». Чтение сказки «Мячик» Источник: [3]. Ожидаемый результат: дети должны внимательно слушать сказку, отвечать развернутыми предложениями на вопросы по ее содержанию; вместе с педагогом моделировать возможное поведение героев и оценивать их поступки. Цели: развивать целенаправленное внимание, воображение, эмпатию; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
* * *, Педагог читает детям сказку, затем задает вопросы по содержанию. В одной детской комнате среди игрушек, жил старый резиновый мяч. Он был грязный, потому что девочка никогда не мыла его; ободранный и исцарапанный, потому что девочка раньше очень любила отбивать его об асфальт. Но он и сейчас высоко подпрыгивал, почти до неба, и с ним можно было бы играть в разные интересные игры. Но девочка не играла в него, а забросила в угол и забыла. И все это потому, что ей купили большой, красный, разноцветный надувной мяч. И девочка весело играла с ним, даже не обращая внимания на старый. И вот однажды резиновый мяч загрустил и сильно обиделся на девочку. Он решил проучить ее и, когда входная дверь оказалась открытой, укатился от нее. Он долго катился по улицам города мимо больниц и магазинов, мимо заводов, мимо школ и детских садов. Он катился по узеньким тропинкам, по тротуарам идаже по проезжей части наперегонки с большими автомобилями. Однажды он чуть нё попал под грузовик, но, к счастью, прокатился между колес. Он так испугался, что, скатившись на тротуар, еле- еле отдышался. Потом он покатился дальше. Но вдруг пошел сильный дождь. Сначала дождик помыл мячик. Но мокрая грязь вновь испачкала его. И к тому же по грязи было очень тяжело катиться. Мячик все медленнее катился, он очень устал и не заметил, как остановился и уснул. Тихо и незаметно на город опустилась ночь. Кругом было темно и немного страшно. Мячик проснулся от чьего-то дыхания, открыл глаза и увидел, что лохматый пес тихонько трогал его огромной лапой. У него была большущая голова, а лапой он закрывал почти весь мяч. Мячик испугался, что этот пес сейчас съест его. Но тут его позвал хозяин. Это был очень умный пес и он сразу откликнулся на зов, потом они куда-то ушли. Но вот, наконец, и утро. Из подъездов выходят люди. Взрослые торопятся на работу, но куда же идут дети? Мячик решил посмотреть: покатился за ребятами с набитыми портфелями и прикатился к школе. Здесь было шумно: вот кучка ребят играет в салки, вот три девочки разговаривают о чем-то. — Ой, мячик! — воскликнул кто-то, подтолкнул его ногой, и начался футбольный матч. Но вдруг прозвенел звонок и около школы тотчас стало тихо и спокойно. Мячик снова загрустил. — Танечка, скорее, а то опоздаем в детский сад! — случайно услышал мяч. «Интересно, что это такое — детский сад? Это, наверное, где детей сажают, как деревья. Хорошо бы посмотреть», — подумал мячик и покатился в ту сторону, куда только что пошли девочка и ее мама. И он прикатился к двухэтажному дому, около которого, как и у школы, было много детей. Только эти дети были еще маленькими. Но здесь тоже было очень шумно и весело. Тут же кто-то взял мяч в руки. — Ребята, — услышал мяч, — посмотрите, какой хороший мяч, только он почему-то очень грязный. В него даже нельзя играть. Давайте его помоем. — Давайте! Давайте! — закричали дети. Они принесли мяч в группу, помыли его, высушили, и он стал почти как новый. Потом дети стали собираться на улицу. — А мячик мы (возьмем? — спросила девочка Таня, которую видел мяч около школы. — Конечно, возьмем,— ответила воспитательница. Когда дети вышли на улицу, они стали играть в мяч. Дети играли в разные интересные игры с Мячом. Им было весело, и мячику тоже. · Почему мячик убежал от девочки? · Что случилось с мячом в дороге? · Почему мячик обрадовался, когда попал в детский сад? · Почему и как за игрушками надо ухаживать? · Что будет, если не ухаживать за игрушками, не беречь их? · Что было бы, если бы все игрушки обиделись и ушли от детей? · Что было бы, если бы все пространство в городе заполнить игрушками, как в сказке «Цветик-семицветик»? Выставка игрушек-самоделок Цели: доставить детям радость от результата собственного труда, вызвать положительные эмоции от демонстрации игрушек, рассказывания о них. * * * Педагог организует вместе с детьми выставку игрушек-самоделок. При этом обращает внимание на то, как стоят игрушки, устойчиво ли, удобно ли их рассматривать, есть ли бирка с указанием того, кто сделал эту игрушку. Просит детей рассказать о своих игрушках по плану. · Что это?, · Как называется или как зовут? · Из чего игрушка сделана? Каким способом? · Как игрушка украшена? · Как будет использоваться в игре?
ОВОЩИ, ФРУКТЫ
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — названия овощей и фруктов, их частей; — что такое овощи и фрукты и где они растут (овощи — на огороде, это корнеплоды и зелень, употребляемые в пищу, а фрукты т— в саду, это сочные съедобные плоды фруктовых деревьев); — способы посадки овощей, выращивания овощей и фруктов, уборки урожая; — признаки спелости; — блюда из овощей и фруктов, способы их заготовки на зиму (засолка, сушка, маринование, консервирование, варка, заморозка);. — пользу от овощей и фруктов (в них много витаминов), Дети должны уметь: — различать овощи и фрукты по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь; — активно использовать словарь по теме; — составлять описательный рассказ,
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ Названия: овощи, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет (другие блюда из овощей), мешок, ящик, Дорожка, удобрение, вредители, огород, грядка, земля, посадка, полив; фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок, сухофрукты.. Признаки: красный, зеленый, желтый, оранжевый, нежно- розовый, темно-фиолетовый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный; консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный, овощной, фруктовый, почищенный, нарезанный, натертый, отжатый, высушенный, замороженный, отварной, тушеный, жареный. Действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защищать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, набирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, замораживать, выжимать, резать.
МАТЕРИАЛЫ Свежие овощи и фрукты; муляжи, картинки с изображением огорода и сада, овощей и фруктов в месте их произрастания, овощехранилищ; образцы различных заготовок овощей и фруктов на зиму; книги по кулинарии; кухонные принадлежности; варианты блюд из одного овоща и фрукта; тематические словари, календари; коробочки из-под соков и т.п.
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты) Осень, волшебная тыква из сказки «Золушка», герой сказки «Чипполино» и др. Первая половина дня Утро Вводная беседа Ожидаемый результат: дети должны активно использовать словарь по теме. Цели: развивать воображение, внимание, планирующую функцию речи путем совместного со взрослым планирования основных этапов дня; формировать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, к теме дня.
* * * К детям в гости приходит один из игровых персонажей (педагог) и приглашает их в гости к веселому Чипполино, который живет в стране овощей и фруктов. Только овощи и фрукты в этой стране очень обидчивые. Не любят тех, кто о них ничего не знает, кто их неправильно называет, не различает. Спрашивает у детей, готовы ли они к путешествию. Просит вспомнить песенку Чипполино. Я веселый Чипполино, Вырос я в Италии. Там, где зреют, апельсины, И лимоны, и маслины, Фиги И так далее. Педагог предлагает детям проверить их знаний, а для этого отгадать загадки.
Овощи · Дом зеленый тесноват — Узкий, длинный, гладкий; В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий. Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох.)
· В зеленой избушке Живут подружки. Словно бусинки, круглы, Изумрудны и малы. (Горошинки.)
· Голова на ножке, В голове горошки. (Горох.)
· На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... (горох).
· Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)
· Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) Угадать совсем не трудно, Всякий догадается! Лист упругий, изумрудный В кочан завивается. (Капуста.)
· Лоскуток на лоскутке — Зеленые заплатки. Целый день на животе Нежится, на грядке. (Капуста.) · Уродилась я на славу: Голова бела, кудрява. Кто любит щи — Меня в них ищи. (Капуста.)
· Расселась барыня Hа грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли пол мешка. (Kanусma.) · Сидит девица б темнице, а коса на улице. (Морковь.) · Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
· Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.)
· Кругла, а не месяц; желта, а не масло, сладка, а не сахар хвостом, але мышь. (Репка.)
· Не видна из грядки, Играет с нами в прятки. И никто бы не нашел, Да гляди — торчит хохол! Потяните крепко, Вытащится... (репка).
· Свернулась клубком, Укрылась хвостом. Гладкая, крепкая И зовется... (репкою).
· Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок.
· Врос в землю крепко. Что это? (Репка.)
· Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Свекла.)
· Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, Сладка на вкус. Узнали вы? Я... (свекла).
· Этот алый корнеплод Сладкий сахар нам дает. (Свекла.)
· Летом — в огороде, Свежие, зеленые, А зимою — в бочке, Желтые, соленые. Отгадайте, молодцы,. Как зовут нас? (Огурцы.)
· Между грядок лежит сладок. (Огурец.)
· На грядке — длинный и зеленый, А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)
· И зелен и густ На грядке вырос кус. Покопай немножко: Под кустом... (картошка).
· Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)
· Скинули с Егорушки Золотые перышки — Заставил Егорушка Плакать без горюшка. (Лук.)
· Сидит дед в шубу одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
· Кто меня тронет, тот заплачет. (Лук.)
· Ох, и зол, хоть и мал!
В солнце стрелки выпускал. Мы сломали стрелки — Сделали свистелки. (Лук.)
· Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук).
· Хоть на вкус она горька, Но внутри бела, крепка. И на терке ее трут, Тем, кто заболел, дают. (Редька.)
· Тому, кто занемог, поможет... (чеснок).
· Полезными витаминами Этот плод богат, Северными апельсинами Мы зовем... (томат).
· Щеки розовы, нос белый,. В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис.)
· Велика, тяжела Золотая голова, Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. (Тыква.)
· Изогнутые, длинненькие, А зовут их «синенькие». (Баклажаны.) Кто его положит в рот, Тотчас губы обожжет. Хоть он острый, как горчица, Как приправа пригодится. (Перец острый.)
· Разноцветный, как фонарик, Иногда похож на шарик. Он блестящий, крепкий, гладкий. Догадались?.. (Перец сладкий). Фрукты · Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.)
· Круглое, румяное, С дерева упало — Любе в рот попало. (Яблоко.)
· Сам с кулачок, Красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко. (Яблоко.)
· Золотые, наливные, На ветках висят, С аппетитом их едят, Они старых молодят. (Яблоки.)
· Хоть и очень кислый он, В чай положим мы... (лимон).
Для начинки пирога Подойдет нам курага. А какой душистый плод Людям курагу дает? (Абрикос.)
· Висит на веточке красиво Сочная, желтая и синяя... (слива).
· Синий мундир, теплая подкладка, А в середине сладко. (Слива.)
· Сорвали детишки. Синие шишки. Шишки гладенькие, Внутри сладенькие. (Слива.)
· Отгадай мою загадку: Плод душистый, мягкий, сладкий, Чуть изогнутый на вид, Желтой кожурой покрыт. Лакомство для обезьян, Мы зовем его... (банан).
· Этот плод продолговатый, Витаминами богатый. Его варят, его сушат — Называется он... (груша).
· Он с оранжевою кожей, Что на солнышко похожа, А под кожурою — дольки. Посчитаем, сколько? Дольку каждому дадим, Все по долечке съедим. (Апельсин.)
· Апельсина брат родной: С золотистой кожурой, Дольки в тонкой оболочке. Только меньше фрукт росточком. (Мандарин.)
· Это круглый плод большой С ярко-красной кожурой. В южных странах он растет, Сок рубиновый дает. (Гранат.) Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче» Ожидаемый результат: дети должны знать, где растут овощи и как их собирают. Цели: развивать ориентировку в пространстве; умение ритмично, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности. *** Уезжаем мы на дачу, Дети строятся в колонну. Чтоб собрать там урожай. Забирай с собой корзины И в вагончики вставай.
Электричка быстро мчится, Идут с ускорением темпа. Станцию не прозевай. «Тук-тук-тук» — стучат колеса. Друг за другом поспевай!
Замедляем темп движенья, Идут медленнее, перестраиваются. Остановка впереди. Кто на дачу собирался?. Побыстрее выходи!
Поле целое картошки. Выполняют наклоны. Будем мы ее копать. Снизу поддевать лопатой И в ведерко собирать.
Помидоры — овощ нежный. Приседают. Чтоб сорвать его, присядь. Осторожно с ветки каждой Помидоры надо рвать.
Высоко висят на плетях Вытягиваются вверх. Молодые огурцы. Сверху собери сначала, Ну а плети подвяжи.
Вот капуста раздобрела, Сидя, наклоняются впер
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.018 с.) |