И весь израиль преступил закон твой и отвратился, чтобы не слушать гласа твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе моисея, раба божия: ибо мы согрешили пред ним. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И весь израиль преступил закон твой и отвратился, чтобы не слушать гласа твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе моисея, раба божия: ибо мы согрешили пред ним.



Покаянная молитва Даниила. Эта часть молитвы является выражением:

- чувства вины за отступление, нарушение заповедей (ст. 4, 5);

- раскаяния в непослушании и неприятии увещеваний пророков (Иеремии, Иезекииля, Исаии, Михея и др.) (ст. 6);

- стыда из-за того, что своими грехами евреи обесчестили имя Божье перед другими народами (ст. 7, 8);

- сознания, что Бог прав и совершил над ними суд завета, записанный особо в законе Моисея (Втор. 28:15 — 29:29).

И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.

Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.

Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.

9:15. И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.

9:16. Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.

И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи.

Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.

9:19. Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».

В продолжение молитвы звучит настойчивая просьба о помиловании с напоминаниями об Исходе как изначальном действии Божьем. Исход положил начало истории народа, когда Бог особо руководил им, и потому о нем всегда вспоминается в торжественных случаях. Далее идет речь об Иерусалиме, священном городе, где в течение многих лет в храме пребывал ковчег завета. Теперь святилище опустошено и народу не на что больше надеяться, разве что на великое милосердие Божье.

Молитва Даниила — это не молитва законника, похваляющегося своими заслугами.

Последний возглас (ст. 19) — просьба совершить прощение ради Самого Бога — самый сильный и единственный довод, который может выдвинуть кающийся грешник, веря в праведность и милость Божью.

9:20. И когда я еще говорил, и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;

Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы

9:22. И, вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.

В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение.

Далее следует объяснение пророчества, изложенного в 8-й главе. Даниил, как мы помним, получил весть о поругании святилища и его окончательном очищении по истечении 2300 вечеров и утр. Несмотря на объяснение, данное Гавриилом, тогда он не понял видения (Дан. 8:27).

Даниил вникал в пророчества для того, чтобы определить, когда окончится вавилонский плен. Он понимал: прежде чем очистится святилище, его нужно восстановить, заново отстроив Иерусалим. Теперь ангел пришел, чтобы дать ему сведения, которые помогут понять предыдущее видение 8-й главы.

Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.

Выражение «семьдесят седьмин» означает семьдесят недель, т. е. 490 дней. Но по масштабности событий, которые должны произойти за это время, это не простые дни, а годы — 490 лет. Этот взгляд разделяет большинство толкователей, так как в Библии пророческий день равен году (см. Чис. 14:34; Иез. 4:6). Сами иудеи в древности понимали седьмины Даниила как семилетия (см. «Книгу юбилеев» III в. до Р. Х.). Христианские толкователи также согласны с этим (см. Толковая Библия. Т. 7. С. 62, 63). Эти семьдесят седьмин (490 лет) определены, или точнее — отрезаны (от евр. глагола hatak — отсекать) для еврейского народа. От чего отрезаны? От большего пророческого периода — 2300 лет. Оба периода имеют одну точку отсчета — 457 г. до Р. Х. Именно видение о 2300 вечеров и утр было неясно Даниилу, и ангел Гавриил пришел объяснить ему это, но толковать он будет только часть этого периода, которая равна 490 годам.

Что же должно произойти за эти 490 лет?

- Должно быть покрыто преступление: ожидая пришествия Мессии в мир, иудеи должны были покаяться в грехах и преступлениях, чтобы они были покрыты, или прощены.

Этот текст в новом переводе (под ред. М. П. Кулакова): «чтобы покончить с их восстанием (по другому чтению: обуздать нечестие)». В более широком смысле это символизирует восстановление прерванной связи человека с Богом.

- Запечатаны были грехи и заглажены беззакония: это Мессия (Христос) Своей смертью совершил на кресте — Он искупил всякую вину.

- Чтобы приведена была правда вечная означает не только прощение грехов, но и наделение человека вечной праведностью Божьей.

- Запечатаны были видение и пророк: видения, данные Даниилу, исполнятся в служении Христа, а сам пророк будет признан истинным (поставлена печать, подтверждающая истинность).

Возможное толкование текста: запечатан — сокрыт под печатью, то есть данные в Книге Даниила видения и пророчества сокрыты от понимания для тех, кто не принял Христа как Мессию и тех, кто не углубляется в Слово Божье.

- И помазан был Святой святых (по евр. кодеш-кодешим) — чаще всего это выражение относится к предметам святилища и к Святому святых святилища. Логично допустить мысль о помазании небесного святилища кровью Христа после Его вознесения на небо (Евр. 8:1, 2; 9:11, 12) — новый перевод замечает в сноске: в значении посвятить святилище.

Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

Предложение «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» означает, что до первого пришествия Христа должно пройти 483 года (7+62=69 седмин; каждая седмина — семь лет; 69х7=483 года).

С какого указа о восстановлении Иерусалима нужно начинать отсчет четыреста восьмидесяти трех лет? Этих указов было три. Первый указ, разрешивший изгнанникам вернуться на родину, был издан Киром в 539 году до Р. Х. (Езд. 1:1—4). Тогда только часть иудеев вышла из Вавилона и вернулась в свою страну. Этот указ, прежде всего, касался восстановления храма, а не всего города.

Второй указ, изданный царем Дарием Гистаспом (не путать с Дарием Мидянином) в 520 г. до Р. Х., только подтвердил указ Кира (Езд. 6:1, 2, 6—12) — и было завершено было строительство храма.

Третий указ был издан Артаксерксом Лангиманом в 457 году до Р. Х. (Езд. 7:12—26).

В Книге Ездры слово «повеление» относится к совокупности всех трех указов: они все имеют свое значение, но указ 457 года наиболее полный по своему содержанию. Следующие факты позволяют заключить, что именно об этом повелении идет речь в этой главе:

Иудея после разрушения и плена наконец получила юридический статус независимой области в пределах Персидской империи и стала независимой от Самарянских правителей.

Закон Божий был восстановлен как религиозный и гражданский закон, имеющий юридическую силу для всех жителей Иудеи (см. Езд. 7:23—26). Город Иерусалим, естественно, стал столицей этой области.

Впервые после Вавилонского плена была восстановлена целостность ветхозаветной религиозной системы, которая нераздельно включала: страну, народ, город Иерусалим, храм и служение в нем. Именно такого рода восстановление Иерусалима имело вес в пророческом понимании.

Теперь уже не было царя, как это было до Вавилонского плена, но зато восстанавливался принцип Божьего управления как напоминание о Божьем управлении во дни судей: в некотором смысле это был прообраз созидания Божьего царства.

Г. — начало пророческого периода семидесяти седмин. Согласно тексту, 69 седьмин, или 483 года как раз и достигают времени Христа Владыки. Если начать отсчет именно от 457 г. до Р. Х., прибавляя 483 года, мы приходим к 27 году после Р. Х., а это и есть год, когда Христос начал Свое служение после крещения в реке Иордан.

И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

В последней седмине Мессия-Христос предан смерти1, благодаря которой предрешена окончательная победа над державой смерти и властью сатаны над этим миром. Как следствие этого наступает новый этап — служение Христа в Небесном святилище, когда воскресший Христос ходатайствует на небе за будущих членов царства Божьего.

Город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет. Все это исполнилось при разрушении Иерусалима и храма войском римского полководца Тита в 70-м году.

И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

В течение последней, семидесятой седмины, с 27 по 34 гг. по Р. Х., произошли ключевые события Нового Завета, благодаря которым утвержден завет для многих:

- это земное служение Иисуса Христа;

- Христос объявил на Тайной Вечере: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

- Христос умер на кресте; с этого момента завет вошел в силу (Евр. 9:16);

- Христос воскрес и вознесся на небо, стал Ходатаем нового завета в Небесном святилище (Евр. 8:6; 9:15);

- в половине седьмины, т. е. в 31 г., со смертью Христа земные жертвы в храме потеряли свое значение (Евр. 10:1—9);

- побиением Стефана закончилось особое время для еврейского народа (окончились 70 седьмин).

Благодаря вышеперечисленным событиям утвержден завет для многих («Вождь сей —утвердит завет для многих» — см. перевод под ред. М. П. Кулакова).

На крыле святилища будет мерзость запустения. Впоследствии, когда храм остался пуст, так как Господь покинул Его, мерзкие дела священников — убийц Христа, дополнили меру беззаконий иудеев (см. 1 Фес. 2:16).

Опустошитель не замедлил прийти: и город Иерусалим, и его храм подверглись невиданному разрушению и опустошению на многие века (см. Иосиф Флавий «Иудейская война», книга VI, глава IV).

 

Глава 10

Господство Мидо-Персии, как на Ближнем Востоке в целом, так и в Иудее в частности, значительно отличалось от господства Вавилона. Персидские цари после победы над Вавилоном издали ряд декретов чрезвычайной важности для населения тех стран, где жестоко правили вавилоняне.

Ряд народов, репатриированных во время вавилонской оккупации и выселенных из своих земель, получили право вернуться на родину. Жители города Тира, а также пленные из Елама, Моава, Аммона получили право возвратиться на свои исконные земли. Такую же возможность обрели жители Иудеи и Иерусалима. Им дано было разрешение восстанавливать разрушенные халдеями храм, а позже и город Иерусалим, как было сказано в комментарии к главе 9.

Не случайно первый царь восходящей на мировую арену Персии, Кир Великий, был назван освободителем народа Божьего в возвышенном пророчестве Исаии (45 гл.) еще за сто пятьдесят лет до этих событий.

Его воины открыли потайные сокровища Вавилона, и свет факелов осветил перед изумленным победителем «хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я — Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:3).

С тех пор невидимый ангел-хранитель оберегал персидский престол, и это то, что сохраняло единство империи на протяжении двухсот лет.

Но господство персов над народами постепенно становилось все более жестоким. Тяжелые налоги в пользу имперской казны и поборы местных областеправителей, обязанности строить царские дороги и поддерживать частые войны персидских царей — все это вызывало восстание покоренных народов.

Чрезмерная роскошь дворцов, гаремы и обильные пиры развратили сердца правящей элиты. Правосудие и милосердие, так необходимые царственным особам, уступили место коррупции и тирании.

В этой главе поднимается завеса, за которой происходила невидимая для людей борьба за влияние на сердца персидских царей между добрыми Ангелами, возглавляемыми Михаилом, и злыми ангелами — слугами сатаны. Власти тьмы приставлены к правителям, чтобы склонять их ко злу, но небесные Ангелы не покидают тех же правителей, чтобы склонять их к благоразумию, справедливости и милосердию.

Десятая глава Книги пророка Даниила — одно из немногих мест Библии, посвященных описанию невероятно напряженной борьбы духов — добра и зла. Бог по Своей милости не позволяет людям видеть сражения ангелов света с ангелами тьмы за их души. Если бы нам дано было это наблюдать, мы лишились бы покоя, и наша свобода выбора была бы под угрозой. Но Бог в описываемом видении показал Даниилу, что дни мира и благополучия Его народа, как и целых стран, — это плоды бдительности и огромных усилий Его добрых Ангелов, неусыпно несущих стражу над теми, кто любит Бога, и теми, кто Его еще не знает, но ищет.

Персидская эпоха чрезвычайно важна как время новых надежд Божьего народа в связи с восстановлением храма в Иерусалиме и всей системы богослужения, установленного Богом. Не только евреи, но и все окружающие народы снова обрели центр истинной религии. Иудея также обрела юридический статус самоуправляемой области в пределах Персидской империи.

Закон Божий и все его заповеди становятся обязательными в этой области. Таким образом происходит восстановление Божьего правления над народом завета. А это не что иное, как прообраз восстановления Царства Божьего, как символ будущего Божьего правления на всей земле. Не случайно от этого времени (от 457 г. до Р. Х.) начинается отсчет пророческого периода 2300 вечеров и утр (лет) (Дан. 8:14), ибо по истечении указанного периода начинается небесный суд (Дан. 7:10, 11), который утверждает истинное царство Иисуса Христа путем очищения небесного святилища от грехов народа Божьего.

Если сравнить две эпохи: эпоху восстановления храма и Иерусалима во дни Ездры и Неемии в начале периода 2300 лет и эпоху очищения (восстановления) небесного святилища по истечении 2300 лет, то можно увидеть их типологическое сходство:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.032 с.)