В первый год валтасара, царя вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В первый год валтасара, царя вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.

Поиск

Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,

И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

В первый год Валтасара. Валтасар — соправитель вавилонского царя Набонида, правил совместно со своим отцом приблизительно с 552 г. до Р. Х.

Даниил видел сон. — Во второй главе Навуходоносор видел пророческий сон о царствах земных, а в седьмой главе пророческий сон, относящийся к тем же событиям, показан самому Даниилу. Господь намеренно возвращается к данной теме, чтобы обратить внимание не только царя, но и пророка Даниила на чрезвычайную значимость предстоящих событий.

«Четыре ветра небесных». Расшифровку текста мы находим в Откр. 7:1. Это выражение говорит о том, что враждебные Богу духовные силы постоянно возбуждают народы к взаимным конфликтам. Но сила Божья еще сдерживает их, спасая землю от окончательного уничтожения.

Боролись — несовершенный вид глагола, который указывает на постоянство борьбы, происходящей в мире.

Великое море. — символ народов мира или всего человечества (см. Откр. 17:15; Ис. 17:12).

Четыре… зверя — 17-й стих этой главы говорит, что это четыре царя или, как следует из дальнейшего повествования, четыре царства, ибо четвертый зверь прямо назван «четвертым царством». Эти четыре зверя представляют четыре мировые империи, символически изображенные частями истукана во второй главе.

Первый как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

Лев с орлиными крыльями — очень точный символ Вавилона. Лев с орлиными крыльями — это соединение вавилонского образа льва (священного животного бога Мардука) с ассирийским образом крылатого быка с пятью ногами (шеду). (Изображение львов с орлиными крыльями чрезвычайно характерно для вавилонского изобразительного искусства.) Крылатый лев обычно изображался на стенах вместе с Мардуком — верховным богом Вавилона. Другие пророки Ветхого Завета также называли Навуходоносора львом и орлом (см. Иер. 4:7; 50:17; Плач Иер. 4:19; Иез. 17:3). Два царственных символа, объединенные в одном рисунке, — это усиленный образ могущества.

Вырваны были у него крылья — означает потерю значительной части могущества, так как Вавилон, истощенный и развращенный непомерной роскошью двора, стал легкой добычей мидян и персов. Возможно также, данные слова относятся к наказанию Навуходоносора болезнью (Дан. 4:29, 30).

И он поднят был от земли — обычно поднятый над землей хищник теряет опору и становится бессильным.

И стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. — Свидетельство внутренней перемены, происшедшей как в жизни Навуходоносора, так и в истории Вавилона, ставшего в итоге слабым государством.

7:5. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»

Зверь… похожий на медведя — это Мидо-персидское царство, которое пришло на смену Вавилону. Подобно тому как серебро по ценности уступает золоту, так и медведь уступает по силе льву. К тому же свирепость и прожорливость медведя вполне соответствуют характеру мидян (см. Ис. 13:17, 18).

Стоял с одной стороны — стоял, наклонившись на одну сторону. Этот символ отражает взаимоотношения двух государств: Персия занимала доминирующее положение над Мидией с 550 г. до Р. Х. (Мидия входила в состав Персидской империи на правах конфедерации в силу этнической близости мидян и персов).

Три клыка. Большинство комментаторов считает, что здесь речь идет о трех государствах, попавших «в зубы» Мидо-Персии: Лидии (546 г. до Р. Х.), Вавилона (539 г. до Р. Х.) и Египта (525 г. до Р. Х.).

Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

Барс; на спине у него четыре птичьих крыла. Быстроногий зверь, кровожадный и ловкий, символизирует Греческую империю и ту стремительность, с которой Александр Македонский с 334 года по 323 гг. до Р. Х. завоевал Персию и все покоренные ею народы. После скоропостижной смерти тридцатитрехлетнего завоевателя его царство разделилось на четыре части, что образно соответствует четырем головам и четырем крыльям. Это Египет, где правил Птолемей, Сирия и Ближний Восток — Селевк, Малая Азия и Фракия — Лисимах, Македония — Кассандр (Арр. Syr. 55; Диод., ХХ, 113).

После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный, и ужасный, и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.

Зверь четвертый, страшный, и ужасный — этот зверь, не имеющий подобно прежним образной и конкретной характеристики, изображает Римскую империю, в конечном счете поглотившую раздробленные на части греческие царства. К 200 г. до Р. Х. Рим выходит на мировую арену и вскоре разрушает Карфагенскую державу, которая была главным соперником Рима на Средиземноморье. Расправившись с главным соперником на юге, римские легионы направляются на восток и сокрушают одну за другой страны Древнего мира. Македония была завоевана после 191 г.1 и окончательно превращена в римскую провинцию в 146 г. до Р. Х. Малая Азия превращается в римскую провинцию в 121 г. до Р. Х. Затем было окончательно уничтожено Сирийское царство Селевкидов в 64 г. до Р. Х. И, наконец, римские легионы появляются под стенами Иерусалима в 63 г. до Р. Х. Тридцать лет спустя римляне окончательно покорят Египет (31 г. до Р. Х.).

Большие железные зубы — одно и тоже прилагательное «железные» напоминает о железных ногах истукана. Всесокрушающая мощь римских легионов, облаченных в железные доспехи и спаянных железной дисциплиной, была той силой, которая покорила своему владычеству огромные населенные пространства Евфрата на востоке до Испании на западе, от Эфиопии на юге до Шотландии на севере. Эта могущественная держава управляла миром около шести веков.

Остатки же попирает ногами. Характерной чертой римских завоеваний было полное уничтожение городов, которые оказывали решительное сопротивление. Так, после взятия штурмом Карфагена в 146 г. до Р. Х., римляне не только разрушили город до основания, не только отправили все население в рабство, но и провели плугом борозду вокруг города и засеяли ее овсом. Это было знаком вечного проклятия, который не давал никому права восстанавливать город или строить на его месте новый. Та же участь постигла и цветущий греческий город Коринф в 146 г. до Р. Х., и Иерусалим в 70 г. по Р. Х.

И десять рогов было у него. — Десять рогов символизируют десять царей или царств, возникших на территории Римской империи (см. ст. 24). Здесь речь идет о завоевании Римской империи варварскими племенами, пришедшими с северо-востока в эпоху Великого переселения народов: вестготами, остготами, вандалами, герулами, свевами, бургундами, алеманами, франками, англосаксами и лангобардами (существовали и более мелкие племена, но они входили в состав уже названных, так, например, в англосаксах можно выделить англов, саксов, ютов, фризов).

На территории бывшей Римской империи в течение двух столетий возникли новые государства, вобравшие в себя как покоренных коренных жителей империи, так и пришедших варваров. Это пророчество перекликается с образом десяти перстов ног истукана в Дан. 2:42.

Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.

С появлением этого рога начинается новый период четвертого царства. Прежде чем перейти к истолкованию этого символа, мы должны учесть, что три рога исторгнуты перед ним. Случалось ли что-либо подобное в истории? Да, и это подтверждают исторические факты. В VI веке были уничтожены три ведущих варварских государства из десяти упомянутых ранее: в 508 году король франков Хлодвиг уничтожил королевство вестготов на территории Франции1. В 533 году император Юстиниан I уничтожил государство вандалов, которое располагалось на территории северной Африки2. В 538 году был нанесен сокрушительный удар остготскому царству в Италии3. Спустя несколько лет остготы были полностью уничтожены. Эти три варварских государства исповедовали арианство4, и поэтому войны против них считались богоугодными. С падением этих царств произошло изменение религиозно-политической ситуации в Европе в пользу Католической Церкви. Папство получило мощную поддержку со стороны Византии и Франкского государства. Известные историки (в том числе и русский историк XIX века Грановский) считают именно VI век началом политического господства Католической Церкви в Европе. Не имея в своем распоряжении вооруженной армии, она использовала военную мощь европейских государств в своих целях для совершения крестовых походов и распространения своего влияния. Глаза, как глаза человеческие. — Символическая характеристика власти, обладающей дальновидностью и проницательностью, которая действовала посредством идеологии и дипломатии.

Уста, говорящие высокомерно. Эта фраза говорит о притязаниях папства на религиозную и светскую власть, отчетливо просматривающихся в теории двух мечей1 (церковного и светского), и в теории двух светил. Теория двух мечей получила распространение в XII в. Два меча символизировали две власти — духовную и светскую. Оба они находятся в руках папы, но один — «светский меч» — он передает императору, которого папа волен переизбрать по своему усмотрению. Теория двух светил выглядит так. Солнце — это папская власть, луна — это государственная власть. Как луна отражает свет солнца, так власть императоров утверждается папской властью. Теоретики папской власти использовали всевозможные методы, чтобы убедить население Европы, что папа является наместником Бога на земле. «Папа — это бог императора», — заявляли они. Так было исполнено пророчество апостола Павла: «В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4).

Дальнейшее объяснение действий малого рога дано в Дан. 7:25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.187 (0.011 с.)